Невербальное общение в рамках специальности. Роль невербальных средств общения в профессиональном взаимодействии

ВВЕДЕНИЕ


Общение юриста можно рассматривать как диалог, успешность которого зависит от умения адекватно воспринимать и понимать позицию партнера, его эмоциональное состояние, декодировать личностные особенности поведения. Достижение взаимопонимания и выработка общей позиции сопряжены с умением адекватно выразить свои мысли, акцентировать главное и новое, подчеркнуть и проиллюстрировать сказанное, продемонстрировать открытую позицию по отношению к партнеру, заинтересованность и уверенность в своей правоте. Существенную роль в реализации этих коммуникативных умений в деятельности юриста играет невербальное общение, что и определяет актуальность нашего исследования.

Слово действует не только своим содержанием и смыслом, но и всем комплексом обрамляющих его неречевых средств. Психотехника использования невербальных средств сопровождения речи связана с их использованием при разговоре, что существенно усиливает силу слов, а игнорирование ее может ослаблять и даже сводить действие слова на нет.

Наряду со словесным (вербальным) общением в юридической деятельности исследователи предлагают учитывать невербальный язык общения. В понятии невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов.

Объект исследования: невербальная коммуникация.

Предмет: процесс невербального общения в деятельности юриста.

Целью исследовании является исследование особенностей использования умений невербального общения в юридической деятельности.

Для достижения цели исследования необходимо решить следующие задачи:

Выявить роль невербального компонента общения в акте коммуникации, определить структурное и функциональное своеобразие его составляющих.

Определить особенности психологии невербального общения в деятельности юриста.

Разработать классификацию умений невербального общения, описать их характеристики, дать определение умений.

Рассмотреть методологические основы использования умений невербального общения в деятельности юриста.

Методы исследования: теоретический анализ литературы по проблеме исследования, анализ существующих методов формирования умений невербального общения в деятельности юриста.


1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗНАЧЕНИЯ НЕВЕРБАЛЬНОГО КОМПАНЕНТА ОБЩЕНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА


1.1 Структурная организация и функции невербального компонента общения


Согласно функциональному принципу объектом усвоения являются не речевые средства сами по себе, а функции, выполняемые данными средствами. Это положение справедливо и по отношению к невербальным средствам общения. Задачей настоящего параграфа является выявление структурных составляющих невербального компонента общения (НКО) и определение функциональной роли НКО в акте коммуникации.

Невербальный компонент общения стал объектом научного исследования в 40-50-х гг. нашего века, что явилось причиной появления многочисленных теоретических и практических работ . На сегодняшний день изучены отдельные составляющие НКО: лицевая экспрессия, жестикуляция, кинесика, проксемика, акустика речи и голоса, позы и ориентация, а также своеобразие и функционирование невербальной коммуникации и невербального поведения в целом.

Однако, несмотря на наличие многочисленных исследований невербального компонента общения, существует еще много нерешенных вопросов. Один из них - отсутствие единого термина и адекватного определения изучаемого феномена. В психологической и социально-психологической литературе наряду с термином «невербальный компонент общения» широко используются термины «невербальное общение», «невербальная коммуникация», «невербальное поведение», «невербальная интеракция», « средства невербального общения» и «язык тела». Авторы употребляют эти термины либо как синонимы, либо делают попытки развести значения этих слов в зависимости от нужд конкретного исследования .

В течение продолжительного времени исследователи-психологи совершенно справедливо разграничивали термины «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение» на основании присутствия в слове «коммуникация» семы «интенциональность». Поскольку любое поведение состоит как из интенциональных, так и из неинтенционалых элементов, они считали некорректным синонимичное употребление вышеназванных терминов. В связи с этим в отечественной и зарубежной литературе появились термины «коммуникативное», целенаправленно моделируемое, и «информативное», находящееся вне сферы сознания индивида, поведение. Вместе с тем, отмечалось, что «информативное» поведение хотя и не является интенциональным, все же несет информацию, восприятие и понимание которой оказывает влияние на общение коммуникантов .

В результате ряда научных исследований была доказана возможность сознательного конлроля личности за своим невербальным поведением. Это положение легло в основу различия терминов «невербальная коммуникация» и «невербальное поведение». О невербальной коммуникации можно говорить тогда, когда невербальное поведение личности осознается обоими партнерами. В этом случае невербальная коммуникация трактуется как «мотивированное использование невербальных средств общения, составляющих индивидуальное невербальное поведение, и активное построение ответного сообщения, которые разворачиваются в той же мере сознательно и произвольно, как и в случаях вербальной коммуникации». В данном определении подчеркивается необходимость формирования одного из механизмов, лежащих в основе подготовки личности к невербальному общению, а именно - осознание личностью невербальной составляющей общения

В.А. Лабунская дефинирует невербальное общение как « такой вид общения, для которого является характерным использование невербального поведения и невербальных коммуникаций в качестве главного средства передачи информации, организации взаимодействия, формирования образа и понятия о партнере, осуществления влияния на другого человека». Невербальные коммуникации в ее понимании трактуются как система «символов, знаков, жестов, использующихся для передачи сообщения с большей степенью точности» . В психолингвистике невербальная знаковая система обозначается термином «парапингвистические средства общения». Этот термин является более предпочтительным, поскольку позволяет избежать путаницы при разграничении невербальных явлений. Вторым средством общения выступает невербальное поведение, ядро которого составляют самые разнообразные движения, сопряженные с изменяющимся психическими состояниями человека, его отношением к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения. Основное отличие невербального поведения от паралингвистических средств общения, таким образом, заключается в разной функциональной роли, выполняемой ими в ситуации общения.

Для организации процесса усвоения невербальных средств общения, входящих в невербальное поведение, важно знать их структурное и функциональное своеобразие.

К невербальной коммуникации относятся воспринимаемый внешний вид и выразительные движения человека - жесты, мимика, позы, походка и т. д. Они во многом являются зеркалом, проецирующим эмоциональные реакции человека, которые мы как бы "считываем" в процессе общения, пытаясь понять, как другой воспринимает происходящее. Сюда же можно отнести такую специфическую форму человеческого невербального общения, как контакт глаз. Роль всех этих невербальных знаков в общении чрезвычайно велика. Можно сказать, что значительная часть человеческого общения разворачивается в подводной части "коммуникативного айсберга" - в области невербального общения. В частности, именно к этим средствам чаще всего прибегает человек при передаче обратной связи партнеру по общению. Через систему невербальных средств транслируется и информация о чувствах, испытываемых людьми в процессе общения. К анализу "невербалики" мы прибегаем в тех случаях, когда не доверяем словам партнеров. Тогда жесты, мимика и контакт глазами помогают определить искренность другого.

Невербальная коммуникация - вся совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Первым среди них нужно назвать оптико-кинетическую систему знаков, что включает в себя жесты, мимику, пантомимику. В целом оптико-кинетическая система предстает как более или менее отчетливо воспринимаемое свойство общей моторики различных частей тела (рук, и тогда мы имеем жестикуляцию; лица, и тогда мы имеем мимику; позы, и тогда мы имеем пантомимику). Значимость оптико-кинетической системы знаков в коммуникации настолько велика, что в настоящее время выделилась особая область исследований - кинесика, которая специально имеет дело с этими проблемами.

Паралингвистическая система - это система вокализации, то есть качество голоса, его диапазон, тональность, фразовые и логические ударения, предпочитаемые конкретным человеком.

Экстралингвистическая система - включение в речь пауз, других вкраплений, например покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи. Все эти дополнения выполняют функцию фасцинации: увеличивают семантически значимую информацию, но не посредством дополнительных речевых включений, а "околоречевыми" приемами .

Пространство и время организации коммуникативного процесса выступают также особой знаковой системой, несут смысловую нагрузку как компоненты коммуникативных ситуаций. Так, размещение партнеров лицом друг к другу способствует возникновению контакта, символизирует внимание к говорящему, в то время как окрик в спину может иметь определенное значение отрицательного порядка. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Основатель проксемики Э. Холл назвал ее "пространственной психологией".

Следующая специфическая знаковая система, используемая в коммуникативном процессе, - это "контакт глаз", имеющий место в визуальном общении. Исследования в этой области тесно связаны с обще-психологическими разработками в области зрительного восприятия - движения глаз. В социально-психологических исследованиях изучается частота обмена взглядами, "длительность" их, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т. д. Как и все невербальные средства, контакт глазами имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, то есть сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекратить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, наконец, способствует тому, чтобы обнаружить полнее свое "Я", или, напротив, скрыть его.

Таким образом, для организации процесса усвоения невербальных средств общения, входящих в невербальное поведение, важно знать их структурное и функциональное своеобразие. Невербальная коммуникация - вся совокупность этих средств, призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Для всех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные выше системы не дадут.


1.2 Психология невербального общения в деятельности юриста


В труде юриста общению принадлежит видная роль. Общение протекает в рамках самых разнообразных профессиональных действий как общение с гражданином, обратившимся за помощью, при юридическом консультировании, профилактической беседе, административном разборе правонарушения, в ходе личного сыска, опроса, допроса, очной ставки, других следственных действий. В подавляющем числе случаев это не простой разговор юриста с другим человеком, а акт поведения и действий, осуществляемый для решения определенных профессиональных задач. Профессиональные особенности его определяются тем результатом, который должен быть достигнут (дача показаний, установление истины, изменение поведения гражданином и др.), протеканием в режиме права и правоотношений, контактом, как правило, с непростыми людьми, обстановкой напряженности, зачастую, конфликтности и противоборства.

Владея общей психотехникой общения, можно адаптировать ее к каждому конкретному случаю.

Некоторым общение представляется весьма упрощенно - как обмен словами и стоящей за ними информацией. В действительности общение протекает как контакт:

ситуационно-деловой, осуществляемый для решения определенной юридической задачи. Цели, задачи, обстановка оказывают психологическое влияние на его протекание и результат;

юридический, в ходе которого возникают правоотношения, определяющие порядок реализации своих прав и обязанностей. Со стороны юриста оно протекает строго в режиме соблюдения установленных норм, что понимает и его партнер по общению и это тоже сказывается на их психологии и общении;

статусно-ролевой. Это не общение двух друзей, разговаривающих на равных, когда можно говорить все. И юрист, и гражданин отдают себе отчет в различиях позиций в ситуации, которая побудила их к общению;

познавательныо-оценочный. Вступившие в контакт люди внимательно присматриваются друг другу и в зависимости от его результатов решают, что и как говорить, а что не говорить;

межличностный, взаимоотношений, во многом индивидуализированный. Разговаривают не звуковые устройства, а личности, определенным образом относящиеся друг к другу, подверженные симпатиям и антипатиям, взаимопониманию и вражде, пытающиеся повлиять друг на друга и использующие для этого все средства общения;

информационный .

Поэтому люди в общении - не подобия акустических снарядов, издающих и воспринимающих звуки. Они не только передают-принимают информацию, но вступают во взаимодействие, взаимоотношения, изучают, воздействуют друг на друга, проводят свою линию поведения, отстаивают свои интересы. Весь этот клубок психологических факторов сказывается на процессе обмена информацией в ходе общения, и успех обеспечивается умением инициатора общения - юриста принять их во внимание, использовать для решения стоящей задачи.

Правило: к общению надо относиться со всей психологичностью, на которую способен юрист. Юристу следует намеренно переводить свои размышления о способах общения и преодоления его трудностей в плоскость психологических рассуждений, оценок, сравнений, выборов, намерений и средств их реализации.

Слово действует не только своим содержанием и смыслом, но и всем комплексом обрамляющих его неречевых средств. Психотехника использования невербальных средств сопровождения речи связана с их использованием при разговоре, что существенно усиливает силу слов, а игнорирование ее может ослаблять и даже сводить действие слова на нет. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.

В деятельности юриста встречается огромное количество коммуникативных ситуаций, в которых заначимым фактором выступает использование возможностей мимики. В широком смысле под мимикой понимаются выразительные движения мышц лица. В ней отражаются психическое состояние человека, отношение к окружающему, собственным высказываниям и действиям. В профессиональной психотехнике мимика используется для усиления речевого высказывания, воздействия на собеседника, установления психологического контакта, формирования впечатления о себе и своей позиции в разговоре, маскировки собственного психического состояния и отношения к происходящему и даже для улучшения самочувствия. В ходе контактов с гражданами при решении важных для них задач у них непроизвольно усиливается наблюдение за мимикой представителя власти. Они пытаются нередко понять не только текст, но и подтекст, за словами угадать скрытый, действительный смысл их, уловить его отношение к информации, событию, к ним самим, как бы «читают лицо». Умение контролировать свою мимику, владеть ею для решения стоящей задачи - важное профессиональное умение работника органов правоохраны.

Следовательно, юристу необходимо всегда держать в поле внимания свою мимику: продумывать, какая она должна быть, какая она есть, соответствует ли она ситуации, когда ее следует изменить и почему и пр. Многие работники не задумываются над тем, какое у них выражение лица, не знают, не отдают себе отчета в этом.

Юристу целесообразно намеренно управлять своей мимикой, придавать с ее помощью то выражение лицу, которое будет способствовать желательному восприятию мыслей и поступков собеседником, другими людьми. Чаще всего в действиях работников органов правоохраны оно должно демонстрировать спокойствие, самообладание, уверенность, доброжелательность.

Необходимо использовать все мимические средства для нужной выразительности своего лица. Это прежде всего выражение глаз, направление взгляда, особый рисунок носогубных складок, складок лба, общее положение головы (обычное, прямое положение, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья и др.), движения мышц лица (в том числе мышц век глаз и окружающих, которые в первую очередь и определяют их выражение). Мимика многообразна и динамична и может отражать отношение говорящего к произносимым словам (их значимость для говорящего, вера в то, что он говорит, как понимает то, что говорит, как понимает слушающего и др.), психические состояния говорящего (радость, удовлетворение, внимательность, скуку, досаду, усталость, удивление, волнение, напряжение, гнев, растерянность и пр.), отношение к собеседнику (безразличие, уважение, сочувствие, доброжелательность, пренебрежение, разочарование и др.), отношение к самому себе и своим действиям (волевую собранность, решимость, непреклонность, неуверенность в себе, недовольство собой, самодовольство, чванливость, подготовку к какому-то действию и пр.), некоторые качества (интеллигентность, ум, малообразованность, глупость, самообладание, волю и др.).

Выражение глаз отражает важнейшее значение разговоре. Глаза справедливо называют зеркалом души. Работнику правоохранительных органов надо разговаривать со своим визави, как говорят, глаз в глаз, иметь контакт глазами и даже в уместных случаях просить его тоже смотреть в глаза и не отводить их. В большинстве профессий не должно быть раздвоения между содержанием речи и выражением глаз, мимикой, ибо одни и те же слова при разном выражении лица и глаз могут приобрести противоположный смысл. Можно говорить с серьезным лицом и смеяться только глазами. В профессии юриста бывают обстоятельства, когда глаза и вся мимика призваны маскировать его действительные состояния и отношения. Это требует артистизма и умения управлять собой.

Огромное значение в деятельности юриста имеет способность владения психотехникой использования жестов и умение их «читать». Можно поделить все жесты, используемые в деятельности работников правоохраны, на группы:8

иллюстраторы, подкрепляющие речевое сообщение, в том числе: указатели (палец, движение руки), пиктографы - картинное изображение формы и размеров предмета, идеографы - движения рук, моделирующие динамику какого-то события (например, движения руки с ножом при ударе по телу), отмашки - движения, как бы отбивающие темп речи;

жесты-омонимы - заменители слов «подойдите», «садитесь», «привет», «уходите», «уберите», «до свидания», «ура!», «подождите», «плохо», «не верю», «ужас!» и др.;

жесты-команды. Эта разновидность жестов предусмотрена, например, для работы инспекторов дорожно-патрульной службы, при строевых построениях («В шеренгу становись!», «В колонну становись!» и др.);

аффекгоры - движения, отражающие отношение к действиям и словам собеседника и возникшие эмоции: согласие, несогласие, протест, сопереживание, осуждение, предупреждение (движение указательным пальцем), внимание и др.;

регуляторы - кивок головой, направление взгляда, целенаправленное движение руками, демонстрирующее намерения говорящего: предложение собеседнику помолчать, подождать, прервать свою речь, что-то дать или передать и др. Есть ряд правил-рекомендаций по использованию жестов:

активно использовать возможности жестов при разговоре;

не допускать бессмысленной жестикуляции - размахивания руками;

избегать стереотипной жестикуляции - использования только одного-двух постоянно повторяющихся жестов (например, «рубки воздуха», «указующего перста») .

Поза говорящего оказывает психологическое влияние на собеседника и выдает отношение к нему, отношение к себе, уровень культурности и этичности, психическое состояние, намерение и др. Она сказывается и на восприятии слов, может соответствовать их реальному смыслу или противоречить ему; правильные и красивые слова могут восприниматься как лживые, как пустая формальность. Потому разумно принимать ту позу, которая точно рассчитана на психологический эффект, соответствующий целям речи. В общем случае она призвана свидетельствовать о культуре, ответственности, требовательности к себе, уважительности к собеседнику, внимательности к его словам. Признаки ее: строгая прямая посадка, наклоненный чуть вперед корпус.

Походка может немало сказать о человеке и определенным образом характеризует его психологию. Достаточно четко различается походка людей, уверенных в себе и неуверенных, обладающих большим самомнением и нетребовательностью к себе, распущенных и расхлябанных и получивших хорошую школу в армии, находящихся в состоянии расслабленности и отдыхающих, взволнованных и озабоченных, настроенных решительно и трусливо, чего-то опасающихся и пытающихся не обратить на себя внимание, готовящихся к какому-то действию и др. Ее особенности можно подметить, глядя на человека спереди, сбоку и даже сзади, издали и с небольшого расстояния. Даже не очень наблюдательный человек, заметив движущегося, например, на посту сотрудника милиции или приближающегося к нему, интуитивно угадывает некоторые его особенности, состояния и намерения. Поэтому любому работнику органов правопорядка при выполнении профессиональных обязанностей следует стараться оценить роль своей походки в данной ситуации и избирать ту, которая подходит к ней. Понимая психологическую значимость своей походки, отрабатывать постоянно и упорно нужную.

Психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств выражения и только 20 40% информации передается с помощью вербальных. Эти данные заставляют нас задуматься над значением невербального общения в деятельности юриста для установления эффективного контакта, обратить особое внимание на значение жестов и мимики человека, а также порождают желание овладеть искусством толкования этого особого языка, на котором мы все разговариваем, даже не осознавая этого . Особенностью невербального языка является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному вербальному каналу общения.

Успех любого контакта юриста в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что он говорит, сколько от того, как себя держит. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, юрист осуществляет обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи.

Таким образом, в деятельности юриста, понятие невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов. Считывая невербальную информацию собеседника и умело подчеркивая (или скрывая) собственную, юрист получает уникальную возможность добиться успеха в профессиональной сфере и сфере личных взаимоотношений.

Выводы по 1 главе



2. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЮРИСТА


2.1 Особенности межличностной дистанции и пространственного расположения


Расстояние, на котором разговаривают собеседники, очень символично. Размеры личной пространственной территории человека можно разделить на 4 чёткие пространственные зоны:

Интимная (до 60 см). Из всех зон это самая главная, поскольку именно её человек охраняет так, как будто бы это его собственность. Разрешается проникнуть в эту зону только тем лицам, кто находится в тесном эмоцианальном контакте с ним (дети, родители, супруги, близкие друзья и т.д.). В этой зоне имеется ещё подзона радиусом в 15 см, в которую можно проникнуть только посредством физического контакта. Это сверхинтимная зона.

Личная (60 см - 2 м). Это расстояние, которое обычно разделяет нас, когда мы находимся на официальных приемах, дружеских вечеринках и т.д.

Социальная (или деловая, 2 - 4 м). На таком расстоянии мы обычно держимся от посторонних людей, которых не очень хорошо знаем.

Официальная (общественная или публичная, от 4 м и более). Когда мы адресуемся к большой группе людей, то удобнее всего стоять именно на этом расстоянии от аудитории.

На практике обычно объединяются интимная и личная дистанции, с одной стороны, и социальная и официальная - с другой. В результате выделяется близкое или далекое расстояние, на котором разговаривают люди. Для американцев близкое расстояние считается от 15 см до 1 м 20 см, а далекое от 1 м 20 см до 3 и более метров. Кроме национальных особенностей, дистанция между говорящими зависит от многих других факторов: пола собеседников, их взаимоотношений и статуса, места проживания (в сельской или городской местности). Приближаясь к собеседнику или отодвигаясь от него, юрист может регулировать взаимоотношения с ним. Важно учитывать желание партнера и его реакцию. Так, дистанция, которая рассматривается горожанином как официальная, может быть личной для представителя сельской местности.

Если юрист хочет, чтобы собеседник чувствовал себя в его обществе уютно, он должен соблюдать золотое правило: "Держи дистанцию ". Чем ближе и откровеннее стали отношения юриста с собеседником, тем ближе разрешается проникать в его зоны. Например, только что принятый на работу сослуживец первое время может подумать, что коллектив относится к нему очень прохладно, но они просто держат его на дистанции социальной зоны, потому что мало его знают. Как только сослуживцы узнают его лучше, территориальное расстояние между ними сокращается, и в конце концов ему позволяют передвигаться в пределах личной зоны, а в некоторых случаях проникать и в интимную.

При рассадке участников диалога необходимо учитывать психологический аспект. В рабочих кабинетах столы часто ставятся буквой "Т". Чем выше положение руководителя, тем больше эта буква. Посетителю предлагают сесть за стол, во главе которого находится хозяин данного кабинета. Сразу проявляется отношение доминирования. Порой доминирование стремятся подчеркнуть (за счет возвышения кресла над стульями или креслами других присутствующих, увеличения его размеров, а также низких кресел для посетителей). Иногда хозяин кабинета выступает на равных с собеседником. В этом случае, если позволяет площадь кабинета, можно поставить отдельно стол для переговоров. Он может использоваться и для совещаний с подчиненными, если руководитель хочет держаться с ними "на равных".

Если в кабинете есть только один Т-образный стол, а хозяин кабинета не желает демонстрировать доминирование, то он может покинуть кресло и сесть напротив, или - при менее официальных разговорах - наискось от собеседника.

Рассмотрим расположение участников в условиях рабочего кабинета за стандартным прямоугольным столом. Лицо В может занимать 4 основных положения относительно лица А:


Расположение вокруг столаВ1 - угловое расположение В2 - позиция делового взаимодействия В3 - конкурирующе-оборонительная позиция В4 - независимая

Угловое расположение. Эта позиция способствует постоянному контакту глаз и предоставляет возможность для жестикуляции и наблюдения за жестами собеседника. Отсутствует территориальное разделение стола. Просто передвинув стул в позицию В1 можно разрядить обстановку и увеличить шансы на успех разговора.

Позиция делового взаимодействия. Эта одна из самых удачных стратегических позиций для предъявления, обсуждения и выработки общих решений. Когда два человека работают в соавторстве над какой-нибудь проблемой или проектом, они обычно занимают это положение.

Конкурирующе-оборонительная позиция. Положение за столом друг против друга может вызвать оборонительное отношение и атмосферу соперничества. Она может привести к тому, что каждая сторона будет придерживаться своей точки зрения, т.к. стол становится самим барьером между ними. Люди занимают такое положение за столом в том случае, если они находятся в отношениях соперничества, или когда один из них делает другому выговор за какой-то проступок. Если встеча происходит в кабинете, то такое расположение свидетельствует также об отношениях субординации. Если В хочет повлиять на А, то положение друг напротив друга сокращает шансы на успех переговоров. Такое положение не годится для создания непринуждённой атмосферы понимания точки зрения другого человека.

Независимая позиция. Такое положение занимают люди, не желающие взаимодействовать друг с другом. Оно свидетельствует об отсутствии заинтересованности. Этого положения надо избегать в случае, когда требуется откровенная беседа между А и В.

Таким образом, пространство организации коммуникативного процесса выступает особой знаковой системой, несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативных ситуаций. Проксемика как специальная область, занимающаяся нормами пространственной организации общения, располагает в настоящее время большим экспериментальным материалом. Правильная пространственная организация общения обеспечивает использование другой невербальной знаковой системы, используемой в коммуникативном процессе, - это "контакт глаз", имеющий важное место в визуальном общении.


2.2 Контакт глаз


Взгляд - это одно из сильнейших "оружий".Когда человек говорит, он обычно реже смотрит на своего партнера, чем когда он его слушает. Во время собственной речи говорящий довольно часто отводит глаза для того, чтобы собраться с мыслями. Прерванный взгляд при паузе обычно означает:"Я еще не все сказал, пожалуйста, не перебивайте". Совсем иные значения приобретает взгляд в сторону, если партнер слушает собеседника, например, такие как "я не совсем с вами согласен; я имею возражения; это не очевидно; сомневаюсь; это надо обдумать". Слишком частый отвод взгляда в сторону при беседе может свидетельствовать о том, что человек нервничает, или разговор его мало интересует, и он стремится его скорее закончить.

Основа для настоящего общения может быть установлена только тогда, когда вы общаетесь с человеком с глазу на глаз. Чтобы построить хорошие отношения с другим человеком, наш взгляд должен встречаться с его взглядом около 60-70% всего времени общения. Скованный, скромный человек, который встречается с нами взглядом менее, чем 1/3 времени, редко пользуется доверием.

Но важны не только долгота и частота взгляда, но и та географическая площадь лица и тела, на которую направлен взгляд, так как это тоже влияет на исход переговоров. Эти сигналы передаются и поглощаются с помощью невербалики и обычно совершенно точно истолковываются собеседниками.

Деловой взгляд. Ведя деловые переговоры, представьте, что на лбу вашего собеседника находится треугольник. Направив свой взгляд на этот треугольник, вы создаете серьезную атмосферу и другой человек чувствует, что вы настроены по-деловому.

Социальный взгляд. Если ваш взгляд опускается ниже уровня глаз другого человека, создается атмосфера социального общения. Во время социального общения глаза тоже смотрят на символический треугольник на лице человека, в данном случае расположенный на линии глаз и области рта.

Интимный взгляд. Этот взгляд проходит через линию глаз и опускается ниже подбородка на другие части тела собеседника. Люди показывают таким взглядом заинтересованность в человеке.

Взгляд искоса. Используется для передачи интереса или враждебности.

Имеет смысл поговорить сейчас о том, как контролировать взгляд человека во время зрительного представления ему книг, таблиц, графиков и т. д. Исследования показывают, что 87% информации поступает в человеческий мозг через зрительные рецепторы, 9% через слуховые и 4% через другие органы чувств. Если, например, вы показываете человеку ваше наглядное пособие и одновременно рассказываете о нем, он усвоит только 9% вашего сообщения, если только оно непосредственно не связано с тем, что он видит. Если ваше сообщение связано с наглядным пособием, то при его разглядывании он усвоит только 25-30% вашего сообщения. Чтобы установить максимальный контроль над его вниманием, используйте ручку или указку для того, чтобы показывать на наглядном средстве и описывать то, что изображено. 3атем отнимите ручку от наглядного средства и держите ее на линии ваших и его глаз. Как за магнитом, его голова поднимется, и он будет смотреть вам в глаза, в результате чего будет видеть и слышать вас, что вы ему будете говорить, и, следовательно, максимально поглощать информацию. Постарайтесь сделать так, чтобы ладонь другой руки была в поле зрения.


2.3 Поза и жесты


Позы участников беседы отражают их субординацию. Очень важна психологичсская субординация - стремление доминировать или, напротив, подчиняться, что может не совпадать со статусом. Иногда собеседники занимают равное положение, но один из них стремится показать свое превосходство. Опишем характерное положение. Собеседников двое: один присел на краешек стула, положив руки на колени, другой - развалился, небрежно перекинув ногу на ногу. Взаимоотношения этих людей легко понимаются, даже если не слышно, о чем идет речь: второй полагает себя хозяином положения, первый - подчиняющимся (при этом неважно истинное соотношение занимаемых ими позиций).

О стремлении к доминированию свидетельствуют такие позы, как:

обе руки на бедрах, ноги чуть расставлены

одна рука на бедре, другая опирается о косяк двери или стенку

голова чуть приподнята, руки перекинуты у талии

Напротив, при желании подчеркнуть согласие с партнером можно наблюдать своеобразное копирование его жестов. Например, У. Юри отмечает, если во время дружеской беседы один из партнеров сидит, подперев голову рукой, то другой почти автоматически делает то же, как бы сообщая я такой же, как ты. Подобная синхронизация действий партнеров особенно хорошо заметна, если видеозапись их беседы просматривать в ускоренном темпе.

Жест - это знак, сделанный движением рук, головы или лица, имеющий свое значение, свой смысл. Жест - это своего рода средство общения, если его содержание (смысл, значение) понятно тому, кто жест делает, и тому, к кому он обращен. Недаром Л. Леви-Брюль писал, что "говорить руками это в известной мере буквально думать руками". В исследованиях А. Л. Леонтьева приводится убедительная аргументация в пользу того, что язык жестов иногда с успехом может заменить язык звуковой.

Жест воздействует на партнера по общению через визуальный канал восприятия, то есть жесты - это зрительно воспринимаемое сообщение. Отдельный жест воспринимется как слово-жест. Поток отдельных жестов есть своего рода предложение по внешней форме, суждение по содержанию.

Однако жестикуляция не только смысловой усилитель речи, но и своеобразный сигнал со стороны "неговорящего партнера" - сигнал, выражающий отношение к ситуации общения.

Поэтому Д. И. Ньеренберг и Г. X. Калеро подчеркивают: "чтобы быть понятым, человек должен объединить слова в предложения, которые выражают мысли. То же и с жестами. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию человека, с которым мы общаемся".

Чтение жестов, таким образом, имеет четкую функциональную цель в процессах общения - это слежение за изменением позиций партнера в целостном процессе взаимодействия. Жесты - это сигналы: они постоянно сигнализируют о том, как партнер реагирует на наши слова и жесты.Жест - это внешнее проявление внутреннего эмоционально-психологического состояния человека.

Юристу следует учитывать следующие группы жестов.

Жесты, выражающие агрессивность:

тесно сплетенные пальцы рук (если они находятся на коленях, такая поза и жест почти однозначно воспринимаются другим человеком как состояние агрессивности собеседника);

сжатый кулак (чем силынее сжимаются пальцы в кулаке, тем выше степень внутреннего возбуждения. Если кулак находится за спиной или партнер по общению сжимает пальцы в кулак в кармане, то тем самым проявляются его решимость и готовность действовать);

"указующий перст" (направленный на партнера "Вот ты...", "Ты меня хорошо понял?");

поза на стуле «верхом».

Жесты уверенности:

кисти рук соединены кончиками пальцев, ладони не соприкасаются;

кисти рук сцеплены сзади, подбородок высоко поднят.

Жесты несогласия:

боковой взгляд - жест недоверия (если взгляд отводится и возвращается вновь, то подобное движение воспринимается другим как жест несогласия, недоверия);

ноги и ступни у сидящего или стоящего партнера направлены к выходу (партнер хочет прекратить разговор и уйти);

прикосновение к носу или легкое потирание его (демонстрирует неуверенность в правильности речи. Если же между партнерами идет дискуссия, то один из них прикасается к носу обычно тогда, когда у него появляются контраргументы).

Жесты неуверенности, раздражения:

откашливание (при неуверенности или опасении);

свист (но не художественный);

ерзание в кресле (обычно при стрессовой ситуации);

рука у рта в момент произнесения речи (как бы удивление, неуверенность в собственных словах. Жест может означать и то, что собеседник хочет сообщить нечто доверительное).

Жесты разочарования:

почесывание в затылке;

ослабление воротничка ("воротничок мешает");

удары ногой (по земле, воздуху и т.д.).

Жесты, относящияся к оценке сказанного:

рука у щеки (в момент раздумья);

отставленный палец над, остальные - под подбородком (при критической оценке сказанного или негативном отношении к партнеру в данный момент);

наклоненная голова (интерес к собесрднику. Легкое движение вперед говорит о том, что мысль понятна. Если голова партнера, прежде наклоненняя, начинает выпрямляться, значит возрастает интерес к процессу или предмету общения. Когда интерес к общению иссякает или затянулся монолог партнера, другой партнер - начинает переводить взгляд на окружающие предметы, смотреть в потолок);

почесывание подбородка (в конфликтных дискуссиях в сочетании со взглядом искоса связано с обдумыванием следующего хода в диалоге);

почесывание пальцем спинки носа (означает озабоченность, сомнение);

манипуляции с очками (партнер протирает стекла очков или, сняв, подносит дужкой ко рту, создавая паузу для обдумывания услышанного и как бы приглашая не торопиться. Если очки смимаются и кладутся на стол, значит разговор стал слишком острым, или тема, поднятая в нем, неприятна для партнера).

Жесты и позы, выражающие готовность к каким-либо действиям:

корпус вперед, руки на бедрах (обычно уверенность в своих силах и готовносгь к активным действиям. Подобная поза также говорит о возбуждении партнера в разговоре и стремление отстаивать свое мнение "до конца");

собеседник сидит на кончике стула (тогда, когда он готов либо вскочить с места в любой момент, либо уйти при первом удобном случае, либо снять движением излишнее возбуждение, возникающее в разговоре, либо обратить на себя внимание и вступить в разговор).

Жесты, выявляющие самооценку:

грудь вперед (при высокой оценке самого себя);

опущенные плечи (показывают, что человек оценивает себя невысоко);

отвод руки за спину, охватывание одной рукой запястья другой (при неуверенности в себе или в правильности своего поведения).

Жесты, в которых проявляются некоторые черты характера и отношение к ситуации:

здоровый человек стремится опереться или прислониться к чему-нибудь (скорее всего, ситуация, в которой он находится, сложна и непонятна для него, либо он не может найти нужный ответ, достойный выход из нее. Человек особенно нуждается в поддержке именно в таких случаях. Оперевшись на что-либо, он чувствует себя более уверенно);

человек стоя опирается руками (о стол, стул и т. п. - он не уверен в том, насколько внимательно слушает его партнер, т. е. ощущает неполный контакт);

манера держать руки (замкнутый человек обычно убирает руки в карманы, за спину, скрещивает их на груди, прямой, открытый человек держит постоянно руки, ладони рук в поле зрения партнера по общению);

замкнутый пиджак (замкнутые люди ходят в таких пиджаках даже тогда, когда в этом нет особой необходимости);

скрещивание лодыжек (характерно для людей с внутренней тревожностью, ожидающих неприятности).

Жесты, препятствующие общению или затрудняющие его:

скрещенные на груди руки (воспринимаются как усталость или замкнутость. Такой жест часто разрушает уже образовавшийся контакт, отталкивает собеседника. Степень напряжения скрещенных рук говорит о внутреннем напряжении);

скрещенные ноги и руки (порождают ощущение некоммуникабельности и демонстративности его поведения);

нога, закинутая на подлокотник кресла - явное пренебрежение к окружающему партнеру.

Особенности поведения и жестов, характерные для женщин:

если женщине скучно, или общение вызывает у нее безразличие, или пропадает интерес к разговору, то она, сидя скрестив ноги, начинает покачивать ногой;

если женщина во время разговора берет сумочку, любой предмет, то почти наверняка ей неприятно либо ее смущает тема разговора или вопросы партнера - она как бы хочет отгородиться от него.

Здесь надо заметить, что психотехнология общения рассматривает жест не только как выражение определенных состояний личности, но и как средство воздействия при общении. Процесс общения не исчерпывается только обменом устной или письменной информации. Важную роль в этом процессе играют различные проявления эмоций, манер партнеров и их жесты.

контакт поза жест межличностный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В результате нашего теоретического исследования, мы можем сделать следующие выводы:

·Для организации процесса усвоения невербальных средств общения, входящих в невербальное поведение, важно знать их структурное и функциональное своеобразие. Невербальная коммуникация - вся совокупность этих средств, призвана выполнять следующие функции: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу. Для всех систем невербальной коммуникации встает один общий вопрос методологического характера. Каждая из них использует свою собственную знаковую систему, которую можно рассмотреть как определенный код. Как уже было отмечено выше, всякая информация должна кодироваться, причем так, чтобы система кодификации и декодификации была известна всем участникам коммуникативного процесса. Но если в случае с речью эта система кодификации более или менее общеизвестна, то при невербальной коммуникации важно в каждом случае определить, что же можно здесь считать кодом и, главное, как обеспечить, чтобы и другой партнер по общению владел этим же самым кодом. В противном случае никакой смысловой прибавки к вербальной коммуникации описанные выше системы не дадут.

·Успех любого контакта юриста в значительной мере зависит от умения устанавливать доверительный контакт с собеседником, а такой контакт зависит не столько от того, что он говорит, сколько от того, как себя держит. Именно поэтому особое внимание следует обращать на манеру, позы и мимику собеседника, а также на то, как он жестикулирует. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Читая жесты, юрист осуществляет обратную связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Таким образом, в деятельности юриста, понятие невербального языка заключается не только умение интерпретировать жесты и мимику партнера и контролировать свое поведение, но и психическая сущность понятия личной территории человека, ее зоны; национальные особенности поведения партнеров, их взаимное расположение во время беседы; умение дешифровать значение использования вспомогательных предметов. Считывая невербальную информацию собеседника и умело подчеркивая (или скрывая) собственную, юрист получает уникальную возможность добиться успеха в профессиональной сфере и сфере личных взаимоотношений.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


1.Андреева Г. М. Психология социального познания - М., 1997. - 239 с.

2.Андреева Г. М. Социальная психология. - М., Аспект Пресс, 2002. - 431 с.

3.Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком - М.,1982.-200

4.Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия//Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. - М., 1997. - С.56-63.

5.Васильев В. Л. Этика в юриспруденции и предпринимательской деятельности. СПб., 1995. - 234 с.

6.Васильев В. Л. Юридическая психология. Л., 1994. - 442 с.

7.Васильев Н.Н., Васильева Е.Н. Технологии профессионального общения. Вологда, 1996. -226 с.

8.Грановская Р.М. Элементы практической психологии. - Л., 1984. - 453 с.

.Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987. - 277с

11.Еникеев М. И. Основы общей и юридической психологии. М., 1996. - 433

12.Зельдович Б.З. Психология и педагогика в профессиональной деятельности юриста. М., 2003. - 450 с.

13.Кони А.Ф. Нравственные начала в уголовном процессе. Избранные произведения. - М., 1956. - 60 с.

.Кроник В.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я: психология значимых отношений.- М., 1989. - 275 с.

15.Крутецкий В.А. Психология. - М., Просвещение, 1988. - 448 с.

16.Леонтьев А.А. Психология общения. - М., 1997.- 375 с.

.Маркова А.К. Психология профессионализма. - М., 1996. - 308 с.

18.Межличностное восприятие в группе / Под ред. Андреевой Г.М., Донцова А. И. - М., 1981.- 292 с.

19.Практическая психология. Учебник под ред. Тутушкиной М. К. М.-СПб., 1997. - 420 с.

20.Профессиональные навыки юриста: Опыт практического обучения. М., 2001. - 260 с.

21.Психология влияния. Хрестоматия. - М., 2000.- 505 с.

22.Русалов В.М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований // Психологический журнал. - 1991. - Т. 12. - № 5. - С.12-19

.Симонов П.В., Ершов П.М. Темперамент. Характер. Личность. - М., Наука, 1984. - 290 с.

24.Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражения М.Наука 1990. - 190 с.

25.Яковлев А. М. Преступность и социальная психология. М., 1991. - 340 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Актуальность темы исследования заключается в том что в настоящее время при подготовке специалистов языковых специальностей акцент делается преимущественно на вербальные языковые средства. И хотя все больше лингвистов и психологов заявляют о том что большая часть информации передается невербальными средствами обучение студентов правилам владения невербальными коммуникационными средствами которые присущи как отдельным культурам так и мировому сообществу в целом. Цель исследования заключается в том чтобы сформировать знания и навыки...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

14499. Виды грамматических навыков. Основные этапы формирования грамматических навыков. Формирование продуктивных и рецептивных грамматических навыков 10.73 KB
Виды грамматических навыков. Основные этапы формирования грамматических навыков. Формирование продуктивных и рецептивных грамматических навыков. За курс обучения в школе учащиеся должны овладеть: а продуктивными навыками грамматического оформления порождаемого текста при говорении и письме: образовывать грамматические формы и конструкции; выбирать и употреблять грамматические конструкции в зависимости от ситуации общения; уметь варьировать грамматическое оформление высказывания при изменении коммуникативного намерения; владеть...
11246. Роль внеклассного чтения при формировании языковых навыков и умений у учеников среднего школьного возраста 5.76 KB
Учитывая все эти запросы книга для чтения должна содержать аутентичные тексты познавательного характера которые читают английские сверстники наших детей. Тексты должны сопровождаться упражнениями для проверки понимания прочитанного а также заданиями позволяющими использовать извлеченную в процессе чтения информацию в собственных устных и письменных высказываниях учащихся. При овладении чтением на более раннем этапе больше внимания уделяется: технике чтения вслух соотнесение графического образа слова с его звуковым образом на основе знаний...
19873. Стрессоустойчивость у студентов разных специальностей УлГПУ 223.62 KB
Проанализировать исследования стрессоустойчивости в отечественной и зарубежной психологии. Изучить психологические особенности стресса у студентов, в том числе и учебного. Подобрать методы и методики для изучения стрессоустойчивости студентов. Провести эмпирическое исследование стрессоустойчивости у студентов разных специальностей УлГПУ.
16440. тематические модели в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей ВУЗов Хабин 11.45 KB
ru Сложившаяся в настоящее время практика преподавания курса Дискретная математика для студентов экономических специальностей приводит к тому что они фактически не обладают знаниями и умениями позволяющими успешно решать широкий круг практических задач использующих дискретные объекты и модели не имеют развитого логического мышления у них отсутствует культура алгоритмического мышления. Для восполнения указанных пробелов на факультете экономики в Государственном университете – Высшая школа экономики ГУ – ВШЭ предложен для изучения на 1...
16929. Дискретные математические модели в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей ВУЗов 10.92 KB
Дискретные математические модели в профессиональной подготовке студентов экономических специальностей ВУЗов Сложившаяся в настоящее время практика преподавания курса Дискретная математика для студентов экономических специальностей ВУЗов приводит к тому что они фактически не обладают знаниями и умениями позволяющими успешно решать широкий круг практических задач использующих дискретные объекты и модели не имеют развитого логического мышления у них отсутствует культура алгоритмического мышления. Для восполнения указанных пробелов...
20166. ОПЫТНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРОВЕРКЕ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 134.79 KB
Классификация методов обучения на уроках по предмету Человек и мир. Формы контроля знаний по предмету человек и мир их классификация и характеристика. Анализ учебной программы и учебного пособия по предмету Человек и мир...
15583. Исследование уровня специальных психологических знаний, умений и навыков сотрудников ОВД в области психологии профилактической работы с несовершеннолетними 205.88 KB
Оценить уровень развития специальных психологических знаний умений и навыков сотрудников ОВД необходимых для проведения профилактической работы с несовершеннолетними. Итак предупреждение правонарушений несовершеннолетних – глобальная комплексная проблема в решении которой необходимо учитывать все факторы включая психологические детерминанты подросткового возраста наличие и уровень специальных психологических знаний умений и навыков у сотрудников проводящих работу по профилактике правонарушений несовершеннолетних. Уровень эффективности...
10872. Профессиональные ситуации общения, их речевое оформление (цели, условия общения, участники общения) 8.94 KB
Цели условия и участники общения. Проблема этики речевого общения – широко изучаемая область знания в сфере коммуникации объект исследования различных наук. Конкретная ситуация общения связана с понятиями замысла и речевой воли говорящего определяющими объем и границы высказывания.
18511. Разработка программного обеспечения для оценки уровня знаний студентов колледжа с применением технологии «Клиент-сервер» 1.21 MB
Программно-технические средства необходимые для разработки программы.2 Программно-технические средства необходимые для эксплуатации программы. В условиях современного информационного общества автоматизированное тестирование может стать основным инструментом для контроля качества. Разработка программного обеспечения для оценки уровня знаний студентов колледжа с применением технологии Клиент-сервер.
13096. Формирование двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом 90.49 KB
Проанализировать теоретические основы формирования двигательных навыков. Охарактеризовать фитнес как часть современной физической культуры общества. Выявить специфические особенности формирования двигательных навыков у женщин на занятиях фитнесом...
1

1. Болучевская, В.В., Повлюкова, А.М., Общение врача: вербальная и невербальная коммуникация (лекция). 2) [электронный ресурс] // Медицинская психология в России: электрон. научн. журнал 2011. №2 URL: http:// medpsy.ru.

В профессиях, связанных с взаимодействием «человек-человек», огромное значение имеет ориентация на другого как равноправного участника взаимодействия. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности медицинского работника. Поскольку объектом и одновременно субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний - прикладной, то от медработников требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности.

Основы психологического знания необходимы медицинским работникам в связи с тем, что они способствуют внимательному и заинтересованному отношению людей друг к другу в лечебно-профилактической деятельности, возникающему на этой основе взаимному доверию, способности к соучастию, сопереживанию, эмпатии и, следовательно, взаимопониманию. Последнее необходимо еще и потому, что медицинский работник и пациент вместе решают одну и ту же задачу - сохранения здоровья, предупреждения и лечения заболеваний, что предполагает их сотрудничество и взаимодействие, то есть активное общение.

Грамотно установленный психологический контакт с пациентом помогает точнее собрать анамнез, получить более полное и глубокое представление о пациенте. Это значительно повышает эффективность в решении поставленных задач медицинского работника. В системе межличностного общения очень важна невербальная коммуникация, которая связана с психическими состояниями человека и служит средством их выражения.

Невербальному сопровождению речи уделяется больше половины внимания. Исследования А.Мейерабиана показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки и интонации 38%, неречевое взаимодействие 55%. Ситуация, когда умение «читать» невербальное сообщение собеседника может рассматриваться как профессионально значимое качество медика и позволяет осуществлять более точную диагностику, особенно в поведении диссимуляции, при котором пациент сознательно скрывает симптомы своего заболевания. Анализ невербального поведения позволяет выделить характерные мимические реакции на боль, сдержанные жесты, статичные позы - признаки, свидетельствующие о наличии «охранительного» стиля поведения: минимальное количество движений позволяет ограничивать воздействие болевых раздражителей.

Наличие невербальных коммуникативных навыков медицинскому работнику необходимо при «языковом барьере», когда медик и пациент, говоря на разных языках, не понимают друг друга. В этой ситуации они дополняют вербальную коммуникацию невербальной с помощью жестов, мимических реакций, интонаций голоса. Развитие коммуникативных навыков требует и ситуация экспресс-диагностики, когда за небольшой промежуток времени врач должен обследовать большое количество пациентов. Подобная ситуация складывается во время стихийных бедствий и социальных катаклизмов (война, революция, массовая миграция беженцев).

Навыки невербального взаимодействия могут быть полезны и при профессиональном взаимодействии врача с маленькими детьми. Ребенок, не обладая развитыми навыками интроспекции, часто испытывает затруднения при описании характера боли, не может определить ее («колющая», «ре-жущая», «давящая», «распирающая»).

Невербальное поведение может оцениваться по следующим основным параметрам: собственно невербальное поведение (межличностная дистанция, взаимное расположение собеседников, позы, жесты, мимика и взгляд) и паралингвистические компоненты общения (вздохи, стоны, зевота, покашливание) - все звуки, которые произносит человек, но не речь, а также такие характеристики речи, как громкость голоса, ее темп и ритм, паузы.

Для того, чтобы процесс взаимоотношений пациента и медицинского работника был эффективным, необходимо изучать психологические аспекты их взаимодействия. Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения медицинского работника. При хорошем контакте с медицинскими работниками пациент скорее выздоравливает, а применяемое лечение имеет лучший эффект, гораздо меньше побочных действий и осложнений. Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником. Умение выслушать больного человека не только помогает определить или диагностировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт.

Кроме того, необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля. Это, например, пациенты с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ЖКТ, органов дыхания, почек и др. И нередко их болезненные состояния требуют длительного лечения, что оказывает влияние и на процесс взаимоотношений медработника и больного. Длительный отрыв от семьи и привычной профессиональной деятельности, а также тревога за состояние своего здоровья вызывают у пациентов комплекс различных психогенных реакций.

Однако не только эти факторы сказываются на психологической атмосфере и состоянии пациента. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. И, кроме того, довольно часто на обследовании и лечении находятся больные с жалобами на деятельность внутренних органов, нередко даже не подозревая того, что эти соматические нарушения психогенного характера.

Таким образом, профессиональная деятельность медицинского работника неразрывно связана с общением как процессом обмена информации, восприятием и пониманием людей друг друга. Более того, в своей практике медицинские работники соприкасаются с различными сферами жизни человека и общества - сферой здоровья (физического, психического, социального), прав, системой образования и здравоохранения, с профилактической работой, административными вопросами и другими. Поэтому для достижения максимальной эффективности в своей профессиональной деятельности медик должен хорошо знать закономерности и особенности процесса общения, а также причины возникновения барьеров в процессе межличностного взаимодействия.

Библиографическая ссылка

Савункина А.А., Латышев В.А. ЗНАЧЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО РАБОТНИКА // Международный журнал экспериментального образования. – 2015. – № 11-6. – С. 933-935;
URL: http://expeducation.ru/ru/article/view?id=9527 (дата обращения: 04.01.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Социально - психологическая и этическая характеристика делового общения.

Деловое общение - форма общения, опирающаяся на принципы делового этикета, направленная на взаимодействие с лицами или группой лиц (организация) для осуществления взаимовыгодных результатов.

Определенным фактором в деловом общении является понимание особенностей личности собеседника, его интересов.

Люди, принимающие участие в деловом общении придерживаются официального стиля общения и ориентированы на решение и достижение поставленных задач. Культура делового общения всегда уместна. Это все проявляется в этике делового общения.

Этика делового общения преобладает не только в деловых переговорах, но и в повседневной жизни - позволяя эффективно взаимодействовать с окружающими.

Особенности делового общения заключаются в том, что собеседник в процессе диалога выступает как значимая личность. Заинтересованность людей, в процессе делового взаимодействия, характеризует хорошее взаимопонимание в поставленных задачах. Первостепенная задача делового общения - продуктивное и эффективное сотрудничество.

Общение является высшей формой психической деятельности и свойственно всем разумным существам на земле, но лишь у человека оно достигает самых совершенных мыслительных процессов - является опосредованным и осознанным, приобретая знаковую систему кодирования образов, становится речью.

Нет такого периода в жизни человека, даже самого непродолжительного, при котором он бы не находился вне процесса взаимодействия с людьми. Процесс делового общения часто является важным фактором в какой-либо совместной деятельности людей и служит методом улучшения качества и результата их взаимодействия. Содержанием такого взаимодействия является то, чем люди заняты, что является для них общей задачей, а не личные проблемы, которые касаются их внутреннего мира.

Под нормами подразумевается наличие регламента, то есть формальное следование определенным правилам, которые определяются особенностями менталитета и стиля поведения, сложившимися на данной территории, а также профессиональными этическими принципами делового общения, устоявшимися в данном профессиональном круге лиц.



Деловое общение условно делится на два вида:

· Прямое деловое общение, непосредственный прямой контакт.

· Косвенное деловое общение.

Прямое деловое общение обладает большей эффективностью, силой психологического внушения и воздействия, косвенное деловое общение, к сожалению, не обладает столь большим потенциалом, в нем действуют скорее формальные факторы, нежели чем личностное участие. Наиболее чаще всего применяемым видом прямого делового общения является деловая беседа. Под деловой беседой понимают межличностный вербальный диалог нескольких участников с целью разрешения поставленных деловых задач или налаживания деловых отношений.

Деловое общение отличают от неформального тем, что в его процессе установлены конкретные цели и задачи, которые требуют определенного результата, что не позволяет нам пренебречь процессом взаимодействия с собеседником или несколькими участниками в любой момент.

Ни один из людей, который работает в сфере бизнеса, не может избежать процесса делового взаимодействия, будь это собственный персонал фирмы, партнеры по бизнесу, представители власти, сотрудники судебных или правовых служб, и все это требует наработанных навыков и знаний в области психологии делового общения.

Качества и навыки, позволяющие адекватно и правильно вести себя во время беседы – одно из ключевых составляющих успеха делового человека. Умение продуктивно реализовывать этот процесс делового общения является одним из первых необходимых навыков для того, кто хочет добиться успеха в деловой и личной сфере.

Роль невербальных средств общения в профессиональном взаимодействии.

Невербальное общение - это коммуникационное взаимодействие между людьми без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через образы, интонации, жесты, мимику, пантомимику), то есть без речевых и языковых средств.

Невербальные средства коммуникации могут передавать огромную информацию. Это касается и личности коммуникатора: его эмоционального состояния, темперамента, личностных качеств и свойств, социальный статус, коммуникативную компетентность, а также самооценке. Главная роль невербальной коммуникации заключается в получении самой разнообразной информации о человеке. Подобную информацию можно получить через жесты, мимику и интонации, поскольку они способны передать настроение, характер человека.

Особенности невербальной коммуникации заключаются в их зависимости от ситуации, поскольку позволяют понять состояние всех участников коммуникации в реальном времени. Невербальная коммуникация спонтанна и непроизвольна. Она практически не поддается контролю.

Значение невербальных сигналов в осуществлении управленческих коммуникаций трудно переоценить. По некоторым сведениям, в процессе общения людей от 60 до 80% организационных коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств передачи информации и только 20-40 % информации передается с помощью слов.

Невербальное общение сопровождает выполнение государственным служащим его основных функций: принятие решений, координацию работ подчиненных, налаживание связей с внешним окружением организации, применение дисциплинарных процедур и мотивация работников, улаживание конфликᴛᴏʙ, прием и передачу информации, проведение собраний, совещаний и переговоров. Очевидно, что навыки и опыт невербального общения определяют искусство и результативность деятельности государственного служащего.

Для государственного служащᴇᴦᴏ понимание невербального языка и умение им адекватно пользоваться необходимое условие культуры делового поведения. Каждый жест в ситуации делового общения несет собеседнику определенную информацию, которую необходимо правильно расшифровать.

Например, рукопожатие как обязательный жест деловых и дружеских отношений это традиционная и древнейшая форма приветствия, а кроме того символ заключения соглашения, знак доверия и уважения. Интенсивность и длительность рукопожатия свидетельствуют о многом: короткое или вялое рукопожатие признак безразличия, слишком долгое способно вызвать раздражение, превосходство выражает рука, оказавшаяся сверху, неформальные отношения подчеркивает рукопожатие двумя руками и только чуть-чуть удлиненное рукопожатие наряду с другими невербальными средствами (улыбкой, взглядом) демонстрирует дружелюбие и готовность к сотрудничеству.

Во время общения наблюдается самый широкий спектр жестов, выражающих не только конкретное действие, но и внутреннее состояние человека: уверенность, недовольство, удивление, равнодушие, смущение, и многие другие чувства.

Выступая с трибуны, государственный̆ служащий должен обращать внимание не только на звуковую и содержательную сторону своего сообщения, но и на жесты-иллюстраторы, которые он использует для пояснения сказанного. С помощью таких жестов усиливаются определенные моменты сообщения. По мнению видных теоретиков ораторского искусства, выразительные жесты должны соответствовать смыслу и значению фразы или отдельного слова. Только так жесты способны «оживить речь», усилить её эмоциональное звучание.

Слишком частые, механические, суетливые или резкие движения отвлекают от основного содержания, вызывают у слушателей раздражение и неприязнь к выступающему. Интенсивность жестикуляции может свидетельствовать о неуверенности служащего в себе и своих знаниях, о его нервозности и эмоциональной неустойчивости.

Научные исследования в области лингвистики показали, что существует прямая зависимость между социальным статусом, властью, престижем человека и его словарным запасом. Иначе говоря, чем выше социальное или профессиональное положение человека, тем лучше его способность общаться на уровне слов и фраз. Исследования в области невербалики выявили зависимость между красноречивостью человека и степенью жестикуляции, используемой человеком для передачи смысла своих сообщений. Это означает, что существует прямая зависимость между социальным положением человека, его престижем и количеством жесᴛᴏʙ и телодвижений, которыми он пользуется. Человек, находящийся на вершине социальной лестницы или профессиональной карьеры, может пользоваться богатством своего словарного запаса в процессе коммуникации, в тоже время как менее образованный̆ или менее профессиональный человек будет чаще полагаться на жесты, а не на слова в процессе общения.

Итак, роль невербальных средств общения в профессиональной деятельности государственных служащих чрезвычайно велика. Человек не может разговаривать, оставаясь неподвижным: не жестикулируя и не меняя выражения лица. Игнорирование этих кинетических элеменᴛᴏʙ лишает речь эмоциональности, разрушает её логический ход, делает в определенных случаях бессмысленной. По этой причине при общении незнание характерных основ невербального поведения затрудняет взаимопонимание, приводит к недоразумениям, а грамотное речевое поведение современного управленца (прежде всего устная речь), дополненное корректным невербальным поведением, является показателем успешности и эффективности его деятельности.

Список литературы.

· Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 1-2.- М.: Вече, АСТ, 2000.

· Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб. пособие / Н.С. Ефимова.- М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2006.-192с.

· Кравченко А.И. Общая психология: учеб. пособие /А.И. Кравченко.- М.: Проспект, 2009.-432с.

Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание1.
Язык невербальных компонентов общения: первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.; вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.
Невербальный язык – вид общения когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение) – 55%2. Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ 3
1.1. Невербальное общение. 3
1.2. Значение невербальной коммуникации. 5
2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – МИМИКА, ПОЗЫ, ЖЕСТЫ 10
2.1. Мимика человека. 10
2.2. Поза и ее детали. 16
2.3. Жесты и телодвижения. 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 26

Работа содержит 1 файл

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕВЕРБАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ

1.1. Невербальное общение.

Невербальное общение – неречевая форма общения, включающая в себя жесты, мимику, позы, визуальный контакт, тембр голоса, прикосновения и передающая образное и эмоциональное содержание 1 .

Язык невербальных компонентов общения: первичные языки невербальной системы: система жестов, которая отличается от языка глухонемых, пантомима, мимика и т.д.; вторичные языки невербальной системы: азбука Морзе, музыка, языки программирования.

Невербальный язык – вид общения когда не используются слова: мимика, жесты, интонации – важнейшая часть общения. Временами с помощью этих средств можно сказать гораздо больше, чем с помощью слов. Специалист по «языку телодвижений» А. Пиз утверждает, что с помощью слов передается 7% информации, звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п.) – 38%, мимики, жестов, позы (невербальное общение) – 55% 2 . Иными словами можно сказать, что важно не что говориться, а как это говорится.

Оно играет большую роль в обмене эмоциями как между людьми, так и между животными, в том числе между человеком и его дрессированными питомцами. Наблюдения показывают, что в процессах общения 60 % – 95 % информации передается именно с помощью системы невербалики 3 .

Её составляют: тон голоса, тембр, высота, скорость, интонация и другие различные характеристики невербалики, песня, ваш внешний вид, ваша одежда, ваша поза, выражение вашего лица, ваша улыбка или ее отсутствие, ваш взгляд, ваши движения, танцы, ваша походка, глубина и скорость вашего дыхания, ваши жесты во время беседы, кивки и мотания головой, направление рук и ног, аплодисменты, прикосновения во время беседы, рукопожатия и объятия, поведение. А так же действия: уверенность во время беседы, отсутствие агрессивности или ее присутствие. Мимика – подражание поведению вашего собеседника. Сохранение личного пространства собеседника.

С одной стороны, во время общения, бесед, переговоров необходимо уметь контролировать собственные движения, собственное поведение и мимику, с другой стороны – уметь считывать информацию невербальных средств общения ваших партнеров по беседе, поэтому язык невербального общения необходимо изучать всем, кто заинтересован в позитивном и результативном проведении переговоров, бесед. Однако «считывание информации» жестов, поз и других средств невербального общения не всегда бывает однозначной, в каждой конкретной ситуации требуется конкретный подход к этому процессу. Невербальные средства общения изучают следующие науки 4:

а) кинесика (жесты, мимика, походка, поза, визуальный контакт);

б) просодика иэкстралингвистка (интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, т.е. интонационные характеристики голоса);

в) токесика (тактильные взаимодействия);

г) проксемика (ориентации, дистанция, т.е. пространственная организация общения).

Большинство исследователей разделяют мнение, что словесный канал используется для передачи информации, в то время как невербальный канал применяется для “обсуждения” межличностных отношений, а в некоторых случаях используется вместо словесных сообщений. Невербальное общение ценно тем, что оно проявляется, как правило, бессознательно и самопроизвольно и обусловлено импульсами нашего подсознания; т.е., отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем вербальному каналу общения. В процессе общения необходимо учитывать общую атмосферу беседы, ее содержание, общий настрой и атмосферу. Компоненты невербального общения также очень значимы в самые первые секунды знакомства. В момент знакомства не было еще произнесено ни одного слова, а первая оценка собеседника уже получена при помощи «считывания информации» компонентов невербального общения, таких как, ваша походка, ваш общий вид, мимика лица, и в последствии эту оценку невербального общения изменить будет весьма проблематично.

Исследователи считают, что важны первые четыре минуты встречи, во время которых складывается общий портрет собеседника, и именно в этот короткий промежуток времени вы должны произвести на своего собеседника положительное впечатление, и основой в этом будет как раз невербалика 5 .

Первое – это необходимо показывать заинтересованность в предстоящей вам беседе, вашу готовность к сотрудничеству, вашу открытость новым идеям и предложениям. При общении следует обращать внимание на позу, взгляд, жесты – так как это есть самые явные приемы невербального общения. Ваше поведение должно быть естественным, не напряженным, не должно заставлять вашего собеседника напрягаться и ждать подвоха.

При общении с собеседником не следует принимать позу, показывающую вашу закрытость к общению и агрессивность: это насупленные брови, широко расставленные на столе локти, сжатые в кулаки или сцепленные вместе пальцы, перекрещенные ноги и руки. Не надевайте очки с затемненными стеклами, особенно при первом знакомстве, если в этом нет острой необходимости – яркое солнце, сильный ветер, так как, не видя глаз партнера по общению, ваш собеседник может чувствовать себя неловко, так как значительная доля информации оказывается для него закрытой, и человек начинает непроизвольно напрягаться. В результате всего этого может быть нарушена атмосфера прямого общения.

1.2. Значение невербальной коммуникации.

Жесты, позы, мимика, интонация – невербальные компоненты общения, они значат порой гораздо больше, чем сказанное речью (т. е. вербально). Человеку очень важно правильно владеть своим телом и передавать с помощью мимики и жестов именно ту информацию, которая требуется в той или иной ситуации 6 .

В психологии и педагогике выделяют обычно, во-первых, коммуникативные средства невербального общения, то есть такие, которые воспринимаются и понимаются одним из партнеров в соответствии с замыслом другого, и, во-вторых, информативные средства невербального общения, понимая под ними такие, которые «читаются» вторым партнером помимо желания первого. Внимательно наблюдая за поведением человека, вы можете многое узнать о его истинных намерениях. Психологи установили, что в процессе межличностного общения от 60 до 80% информации о собеседнике мы черпаем за счет так называемых невербальных средств общения – жестов, мимики, взглядов, жестикуляции, телодвижений, интонации, выбора определенной дистанции между партнерами. Человек контролирует свои жесты и позы значительно меньше, чем свои слова; именно поэтому они могут рассказать о нем больше, чем прямые высказывания.

Невербальное общение – общение посредством неречевых знаковых систем. Невербальная коммуникация обычно представляется следующими системами: визуальная, акустическая, тактильная, ольфакторная 7 .

Визуальная система общения включает в себя:

  • жесты, жестикуляцию;
  • мимику, позы;
  • кожные реакции (покраснение, побледнение, потоотделение);
  • пространственно-временную организацию общения;
  • контакт глазами (визуальный контакт);
  • вспомогательные средства общения, в т. ч.: подчеркивание или сокрытие особенностей телосложения (признаки пола, возраста, расы), использование средств преобразования природного телосложения (одежда, прическа, косметика, очки, борода, мелкие предметы в руках) и пр.

Эта общая моторика различных частей тела отражает эмоциональные реакции человека, благодаря чему общение приобретает нюансы.

Акустическая система подразделяется на следующие аспекты:

  • паралингвистическая система (система вокализации, т. е. темп голоса, его диапазон, тональность);
  • экстралингвистическая система (включение в речь пауз, а также других средств, как-то: покашливание, смех, плач, темп речи).

Тактильная система – прикосновения, пожатие рук, объятия, поцелуи.

Ольфакторная система – приятные и неприятные запахи окружающей среды, естественные и искусственные запахи человека.

Выделяют следующие основные функции невербального общения 8:

  • выражение межличностных отношений;
  • выражение чувств и эмоций;
  • управление процессами вербального общения (разговором);
  • обмен ритуалами;
  • регуляция самопредъявлений.

Особенностью невербального общения является то, что его появление обусловлено импульсами человеческого подсознания, и человек, не владеющий методикой контроля своих невербальных средств выражения, не может подделать эти импульсы, что позволяет доверять этому языку больше, чем обычному, вербальному каналу общения. Считается, что подделывать или копировать жесты и другие невербальные знаки практически невозможно, поскольку в течение длительного времени нельзя контролировать всю их совокупность и одновременно еще и произносимые слова. Знание невербального языка позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какую реакцию вызвало услышанное еще до того, как собеседник выскажется, почувствовать необходимость изменений для достижения желаемого результата. Невербальное общение позволяет показать, что вы понимаете посылаемые другими сигналы и ответы на них; проверять собственные предположения о сигналах, подавляемых другими; подавать сигналы обратной связи. Можно выделить ряд факторов, которые влияют на невербальный язык и отдельные его элементы 9:

  • национальная принадлежность (так, одни и те же жесты могут означать разное у разных народов);
  • состояние здоровья (у человека в болезненном состоянии меняются взгляд, звучание голоса, жесты обычно более вялые, хотя есть заболевания, сопровождающиеся повышенной возбудимостью, эмоциональностью);
  • профессия человека (слабое рукопожатие не всегда проявление слабости: может быть, профессия требует беречь пальцы);
  • уровень культуры, который влияет на состав жестов, преставление об этикете, правильном воспитании;
  • статус человека (чем выше стоит он на иерархической лестнице, тем более скуп на жесты, больше оперируя словами; жесты становятся более утонченными);
  • принадлежность к группе (групповые традиции, нормы, правила могут существенно модифицировать пантомимику члена группы);
  • актерские способности (многие умеют играть не только словами, но и невербальными знаками);
  • возраст (в раннем возрасте одно и то же состояние может выражаться разными жестами; кроме того, возрастной фактор часто играет ту же роль, что и статус. С возрастом может снижаться скорость движений);
  • сочетание невербальных знаков (обычно состояние передается не одним, а несколькими элементами пантомимики. При нарушении гармонии между этими элементами складывается впечатление неискренности; то же относится к согласованию слов и жестов);
  • возможность проявить и воспринять невербальные средства общения (физическая преграда между партнерами затрудняет их полноценное восприятие, как например, при разговоре по телефону).

Итак, можно сделать вывод, что хотя вербальные символы (слова) – основное наше средство для кодирования идей, предназначенных к передаче, мы используем и невербальные символы для трансляции сообщений. В невербальной коммуникации используются любые символы, кроме слов. Зачастую невербальная передача происходит одновременно с вербальной и может усиливать или изменять смысл слов. Обмен взглядами, выражение лица, например, улыбки и выражения неодобрения, поднятые в недоумении брови, живой или остановившийся взгляд, взгляд с выражением одобрения или неодобрения – все это примеры невербальной коммуникации.

2. КОММУНИКАТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ – МИМИКА, ПОЗЫ, ЖЕСТЫ

2.1. Мимика человека.

Чаще всего основным объектом исследования выступает лицо человека. Изучение основных мимических состояний, таких как радость, гнев, страх, отвращение, удивление, страдание, выработало единицу анализа лицевого выражения – мимический признак. Совокупность таких признаков образует структуру различных лицевых экспрессий. Рассмотрим наиболее типичные эмоциональные состояния 10 .

Первые и нередко главные впечатления о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица. Наслаждение – возникает при смаковании вкусовых впечатлений. Наиболее ярко выраженной мимика бывает у тех людей, у которых развиты кинестетические способности восприятия. Гримаса испытующая (губы вытянуты вперед, могут быть приоткрыты или неплотно закрыты) возникает при оценивании, экспертизе. Протест (уголки рта чуть приподняты, рот может быть слегка приоткрыт) часто сопровождается широко открытыми глазами.

Удивление – рот открыт максимально. Если эта гримаса сопровождается широко открытыми глазами, бровями, поднятыми вверх, горизонтальными складками на лбу, она выражает высшую степень удивления – ошеломление.
Озабоченность (губы вытянуты в "трубочку") часто сопровождается оценивающим взглядом, уставленным в пустоту. Открытый рот ("отвисшая" челюсть) означает не только удивление, но и неспособность в данный момент принять решение, неспособность к волевым усилиям. Эта гримаса может выражать и расслабление, пассивность. Подчеркнуто закрытый рот (напряженный) свидетельствует о твердости характера, часто об отсутствии желания продолжить разговор, об отрицании возможности компромисса. Сжатый рот (часто побелевшие губы втянуты, полоска рта узкая) означает отказ, отрицание, упорство и даже жестокость, упрямство и досаду. "Вытянутое" лицо возникает при расслаблении свисающих уголков губ. Такое расслабление говорит о разочаровании, грусти, тоске, нехватке оптимизма. Степень расслабленности, дополняемая тусклыми глазами, приоткрытым ртом, вертикальными складками на лбу говорит о глубине подобного эмоционального состояния, вплоть до страдания. Опущенные уголки губ при напряженном рте (замкнута щель между губами) характеризуют активно-негативную позицию, злость, пренебрежение, отвращение, досаду, насмешку, издевку.