Социальные отношения в обществе как предпосылка социальной работы. Социальный статус и социальные отношения Социальные отношения в обществе

Социальными признаются любые отношения, возникающие между социальными группами, а также членами этих групп. Социальные отношения относятся практически ко всему, что окружает человека. Где бы он ни работал и где не осуществлял бы свою деятельность, он всегда будет вовлечен в те или иные социальные отношения.

Понятие социальных отношений на практике имеет сильную связь с социальными ролями. Как правило, человек, вступающий в некие социальные отношения, предстает в них в определенной своей социальной роли, будь то профессиональная, национальная или гендерная роль.

Помимо самих отношений, возникающих между людьми, социальными являются и все формы, которые принимают эти отношения. Люди вынуждены вступать в эти отношения не только в связи с потребностью в причастности, но и благодаря материальным и духовным потребностям, которые они просто не могут удовлетворить в-одиночку.

Виды социальных отношений

Социальные отношения можно разделить на виды, исходя из сфер деятельности, в которых люди себя проявляют. Это производственные, экономические, политические, эстетические, психологические, межличностные. К последним, например, можно причислить дружеские, товарищеские, любовные, родственные отношения. В межличностных отношениях человек наиболее ярко проявляет себя как личность и наиболее вовлечен в отношения.

Психологические отношения в большей мере характеризуются отношением индивида к самому себе и его реакцией на внешние раздражители или объекты. Существует также симбиоз социальных и психологических отношений, выливающихся обычно во взаимодействие членов общества с позиции их индивидуальных психологических особенностей. Например, дружба-вражда, лидерство- и другое. О ролевых отношениях имеет место говорить, когда в них четко прописаны те или иные роли участвующих, а также существует определенная функционально-организованная связь между ними.

Коммуникативные взаимоотношения позволяют членам социума обмениваться информацией и играют важную роль в жизни общества. Эмоциональные отношения людей характеризуются на основе их взаимной привлекательности или, наоборот, отчужденности. Причем эта привлекательность может быть как психологической, так и физической. Важную роль в отношениях людей играют и моральные взаимоотношения, то есть оценка поведения и действий друг друга с позиции понимания добра и зла.

Статус – определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей, например, статусы преподаватель и учащийся. То есть, носителями статусов являются отдельные индивиды, они же и вступают в социальные взаимоотношения.

Каждый человек обладает множеством статусов во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

Например, мужчина, муж, отец, сын, взрослый, курящий, белорус, православный, судебный исполнитель, наёмный работник, беспартийный, член общества охотников и рыболовов, житель Бреста, гражданин Республики Беларусь, пешеход, покупатель, пассажир и т.д.

В статусном наборе выделяют главный статус – наиболее характерный для данного человека, с которым его отождествляют другие или он сам. Главным является статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

Различают социальный и личный статусы.

Социальный статус – это положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Разновидностями социального статуса выступают приписываемый и достигаемый статусы. Приписываемым называется статус, в котором человек рождён (прирождённый статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К прирождённому статусу относятся пол, национальность, раса. Прирождённый статус должен получить под крепление в общественном мнении, социальном устройстве общества. Только тогда он будет прирождённым и приписываемым одновременно. Так, негр – прирождённый статус. Однако негр в США и на Кубе – разные социальные статусы. На Кубе негр представитель населения, составляющего абсолютное большинство, имеет равные с другими права. В США негры - меньшинство и долгое время подвергались дискриминации. Таким образом, негр – не только прирождённый статус, но и приписываемый. Система родства даёт целый набор прирождённых и приписываемых статусов: сын, дочь, сестра, брат, мать, отец, племянник, тётя, кузина, дедушка и т.д. Их получают кровные родственники. Некровные родственники – это приписываемые, но не прирождённые статусы (тёща, тесть, пасынок, падчерица и т.д.). В строгом смысле, приписываемым является любой статус, полученный не по своей воле, над которым индивид не имеет контроля.

В отличие от него достигаемый статус приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека. Таковы статусы президента, студента, профессора, члена БРСМ и т.д. Статусы мужа, жены, крёстных отца и матери – достигаемые, поскольку их получают по собственному желанию.

Но иногда вид статуса определить сложно. В таких случаях говорят о смешанном статусе. Он обладает чертами и приписываемого и достигаемого, например, статус безработного, если он получен не добровольно, а в результате сокращения производства в связи с экономическим кризисом.

Личным статусом называют положение индивида в малой группе, которое он занимает в соответствии со своими личными качествами (лидер, аутсайдер, душа компании и т.д.).

Перечисленные выше статусы – приписываемый, достигаемый, смешанный, социальный, личный, а также профессиональные, экономические, политические, демографические, религиозные и кровнородственные относятся к разновидности основных статусов.

Кроме них, существует огромное количество неосновных статусов. Таковы статусы пешехода, прохожего, пациента, свидетеля, читателя, слушателя, телезрителя, обедающего в столовой и т.д. Как правило, это временные состояния . Они влияют не на главные, а на второстепенные черты поведения, мышления. Так, статус профессора определяет очень многое в жизни данного человека. А его временный статус прохожего или пациента, конечно же, нет.

Ни в какой момент времени ни один человек не существует вне статуса или вне статусов. Если он покидает одну ячейку, то обязательно оказывается в другой.

Несовпадение статусов . Индивид обладает множеством статусов и принадлежит к множеству социальных групп, престиж которых в обществе не одинаков. Так, коммерсанты ценятся выше сантехников или разнорабочих; мужчины в сфере производства обладают большим социальным весом, чем женщины; принадлежать к коренной нации не одно и то же, что принадлежать к национальному меньшинству и т.д. В общественном мнении со временем вырабатывается иерархия статусов и социальных групп , где одни ценятся и уважаются больше, чем другие. Место в такой незримой иерархии называется рангом . Говорят о высоком, среднем или низком рангах.

Высота ранга

Высокий

Низкий

Степень распространения статуса в обществе

Чем больше распространён статус в обществе, тем ниже его ранг.

Иерархия может существовать между группами в рамках одного общества (тогда она называется межгрупповой ) и между индивидами в рамках одной группы (внутригрупповой ) и здесь место человека выражают тем же термином «ранг».

Несовпадение статусов описывает противоречие в межгрупповой и внутригрупповой иерархиях. Оно возникает при двух обстоятельствах: когда индивид занимает в одной группе высокий ранг, а во второй - низкий; когда права и обязанности одного статуса противоречат или мешают выполнению прав и обязанностей другого статуса. Например, высокооплачиваемый банкир (высокий профессиональный ранг), скорее всего, будет обладателем высокого семейного ранга. Но отсюда автоматически не следует, что у него будут высокие ранги в других группах – среди друзей, родственников, сослуживцев.

Итак, некоторые статусы человека находятся в гармонии, а другие – в противоречии. Это называется несовпадением статусов .

Статус и социальные отношения .

Хотя статусы прямо не вступают в социальные отношения, а только косвенно – через их носителей, они главным образом определяют содержание и характер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом: бедные презирают богатых, богатые с пренебрежением относятся к бедным; владельцы собак не понимают невладельцев. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели евреем или татарином и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровнородственные, экономические, профессиональные статусы человека определяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей. Статус определяет тот интерес , который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель заинтересован в вас как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуальном партнёре, продавец – как в возможном покупателе. Таков скрытый мотив их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, насколько в реальности вы будете отвечать их ожиданиям.

Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Таким образом, именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений – и межличностных, и социальных.

Хотястатусы вступают в социальные отношения не прямо, а только косвенно - через их носителей, они главным образом определяютсодержание ихарактер социальных отношений. Человек смотрит на мир и относится к другим людям в соответствии со своим статусом.

Бедные презирают богатых, а богатые с пренебрежением относятся к бедным. Владельцы собак не понимают невладельцев, жалующихся на то, что они стали хозяевами лесопарка. Профессиональный следователь, хотя и бессознательно, делит людей на потенциальных преступников, законопослушных и свидетелей. Русский скорее проявит солидарность с русским, нежели с евреем или татарином, и наоборот.

Политические, религиозные, демографические, кровно-родственные, экономические, профессиональныестатусы человекаопределяют интенсивность, продолжительность, направленность и содержание социальных отношений людей.

Если вы хотите узнать, какие отношения у вас сложатся с неродственником или недругом (а родственник и друг - статусы в разных структурах), вы должны выяснить содержание их статусов. Статус определяет тот интерес, который данный человек явно или неявно, постоянно или временно будет преследовать и защищать. Предприниматель заинтересован в вас только как в клиенте, женщина - как в потенциальном сексуальном партнере, продавец - как в возможном покупателе.

Таков скрытый мотив их взаимоотношений с вами. Интерес к вам, продолжительность и интенсивность ваших взаимоотношений будут определяться тем, как скоро этот другой поймет, что вы не даете того, что он ожидал получить от вас.

Разумеется, истинный интерес человек не выражает прямо. Он маскирует и обставляет его правилами вежливого поведения. Последние создают иллюзию того, что между вами сложились доверительные отношения.

Итак,обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений - и межличностных, и социальных.

Социальная роль

Социальная роль - модель поведения, ориентированная на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу.

От банкира окружающие ожидают один вид поведения, а от безработного совсем иной. Социальные нормы - предписанные правила поведения - характеризуют именно роль, а не статус. Роль именуют еще динамической стороной статуса. Слова «динамическая», «поведение», «норма» указывают на то, что мы имеем дело не с социальными отношениями, а ссоциальным взаимодействием. Таким образом, мы должны усвоить:

· социальные роли и социальные нормы относятся к социальному взаимодействию;

· социальные статусы, права и обязанности, функциональная взаимосвязь статусов относятся к социальным отношениям;

· социальное взаимодействие описывает динамику общества, социальные отношения - его статику.

Поданные ожидают от короля предписанного обычаем или документом поведения. Таким образом, между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей (экспектации).

Ожидания могут как-то фиксироваться, и тогда они становятсясоциальными нормами. Если, конечно, их рассматривают как обязательные требования (предписания). А могут не фиксироваться, но от этого они не перестают быть ожиданиями.

Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью. Иное поведение ролью не является.

От учителя ученики ожидают вполне определенного поведения: передавать знания, следить за дисциплиной, оценивать знания. Предположим, что в классную комнату вошел человек, представился учителем (т. е. носителем данного статуса), но повел себя неожиданным образом: расставил туристическую палатку, раскинул книжный лоток или стал дергать девочек за косы. Естественно, что мы имеем дело с поведением, но не ролевым. Этот человек повел себя не так, как ожидают ученики.

Однако человек, никогда в жизни не видевший учителя и ничего не знающий о его правах и обязанностях, странное поведение не сочтет неожиданным. Он может подумать, что учитель именно так и должен себя вести, что такова его роль. Однако ученики точно знают, какое поведение (какая роль) должна соответствовать статусу учителя.

Итак, сделаемвывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие.

Понаблюдаем за поведением членов ученого совета. Когда они выполняют ритуальные действия, полагающиеся им по статусу - опускают бюллетень в урну, расписываются в ведомости и т. д. - они похожи другна друга.

Но стоит нам обратить внимание на то, как они понимают роль члена ученого совета и как ведут себя в соответствии с этим пониманием, и личностные особенности выступят на первый план.

Один считает, что его роль как эксперта состоит в критике любых недостатков диссертанта. Другой полагает, что его роль как старшего товарища заключается в помощи и поддержке молодого ученого, делающего в науке первые шаги. Третий пришел на заседание отбыть время и формально выполнить свою роль.

Таким образом,роль - индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Ролевой набор

Мы уже сталкивались с понятием «статусный набор», введенный в науку Р. Мертоном. Оно обозначает совокупность всех статусов, принадлежащих одному человеку. Р. Мертону принадлежит и другое, тесно связанное с первым, понятие.Ролевой набор - совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемых с одним статусом.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. К примеру, статус университетского профессора включает такие роли, как преподаватель, исследователь, наставник молодежи, консультант промышленных фирм и правительства, администратор, клерк, автор научных статей, специалист в своей области знания и др.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Даже две похожие роли профессора - преподаватель и наставник - предполагают разное отношение со студентами.

Первая заключается в соблюдении формальных норм и правил: чтение лекций, проверка курсовых, прием экзаменов и т. д. Вторая является скорее неформальной ролью мудрого советчика, старшего друга.

Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения профессора в кругу коллег-преподавателей, в среде администрации университета или с такими же, как он, преподавателями совсем не те, что отношения, какие складываются у него со студентами, редакторами журналов или предпринимателями. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Термин «отношения» использован здесь как динамическая характеристика - в значении «вступить в отношения». Просто «отношение», или статическая характеристика, предполагает не взаимодействие двух людей, а всего лишь готовность, предрасположенность к нему.

Такую готовность принято называтьустановкой. Итак, обобщим пройденное: параллельно понятию статусного набора применяется понятие ролевого набора. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

Социальные отношения - это отношения нормативно-регуляторного порядка, которые складываются между различными социальными и профессиональными группами. Предметом таких отношений обычно выступают коллективные или личные интересы, навязываемая коллективная воля (по отношению к оппонирующей группе), а также экономический или символический ресурс, право на обладание которым заявляют все оппоненты. В этом плане термин «социальный» выступает синонимом понятия «общественный» и служит интегральным обозначением всей глубины взаимодействий, взаимосвязей и взаимозависимостей, существующих в социуме. Вместе с тем употребляется и узкое значение этого словосочетания. В таком случае социальные отношения - это отношения, связанные с борьбой индивидов или групп за право занимать определенные позиции в обществе (так называемый «социальный статус») и, естественно, материальные, символические и экономические ресурсы, которые к этому статусу прилагаются.

В принципе, если мы говорим о каких-либо отношениях, то имеются в виду отношения, формирующиеся относительно какого-либо предмета или абстрактного понятия. В таком смысле социальные отношения - это между всеми Рассмотрим такой пример, как трудовые отношения на производстве. Работодатель принимает на определенную должность наемного работника, предлагая ему определенный объем постоянных работ, условия, сопровождающие эту работу, и оплату как экономическое вознаграждение за труд. Наемный работник в свою очередь соглашается на все предложенные условия, включая обязанность производить требуемый объем продукции. Кроме этого, работник принимает правила поведения в коллективе и место (социальный статус), которое ему предоставляется вместе с должностью. В результате возникает система социальных отношений (в данном случае производственных), которая существует на протяжении неограниченно долгого времени на ограниченном физическом пространстве. Конечно, любая модифицируется и усовершенствуется, становится более сложной, но по сути остается неизменной и стабильной, конечно, если не возникает социальных конфликтов.

А что же происходит, если такой конфликт все же возникает? Надо помнить, что социальные отношения - это в общем виде отношения, складывающиеся по отношению к собственности. В роли последней могут выступать как вполне осязаемые объекты (земля, дом, завод, интернет-портал), так и абстрактные понятия (власть, доминирование, информация). Конфликт возникает тогда, когда прежние договоренности о правах на собственность теряют свое правовое, моральное или даже религиозное значение, функции управления и нормативно-статусного регулирования также утрачиваются. Никто не хочет жить по старым правилам, но новые пока еще не созданы, а тем более признаны всеми участниками социального контракта. В итоге происходит не только пересмотр правил игры (в нашем случае - принятие новой редакции Устава или другого уставного документа), но и смены элиты (директорского корпуса), которая приходит уже со своими правилами и требованиями к наемному персоналу.

Однако вернемся к нашему определению. Социальные отношения - это в широком смысле То есть речь идет и об экономических, культурных, религиозных и прочих отношениях, возникших в процессе формирования социальной организации общества. Любая сфера его жизнедеятельности пронизана темой социальности. Связано это не только с тем, что человек изначально живет в конкретном социальном окружении, усваивает его привычки, навязывает свои взгляды, принимает чужие, то есть включен в процесс социализации. Но он понимает, что не может жить вне общества на Хочет он того или нет, но он вынужден принимать общие правила, иначе общество «выкинет» его из своего круга, превратит в изгоя. Недаром мы сейчас говорим о социальной организации как таковой. По мнению некоторых социологов, именно общество представляет собой наиболее жестко выстроенную корпорацию с использованием вертикально-интегрированной системой управления. Развитие социальных отношений в подобной организации возможно только благодаря подчинению предложенным социальным практикам. Выбор если и возможен, то только в случае смены социальных партнеров: при переходе в другую корпорацию, переезде в иной город или полным разрывом каких-либо связей с прежним личным окружением.

Практическое занятие № 3.

Тема: Социальные отношения в обществе

Цель: систематизация знаний и умений по теме «Социальные отношения в обществе»; воспитание культуры общения, сознательного отношения к участию гражданина в социальной жизни общества; формирование умения анализировать и критически осмысливать учебную информацию, сравнивать, выявляя общие черты и различия различных видов социальных групп, распознавать и правильно употреблять терминологию социологии в различных контекстах, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, работать с документами.

Оснащение: Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 1 10 кл., Ч.2. – 11 кл. – М., 2012; Методические указания для обучающихся к практическим занятиям.

Ход занятия:

Теоретическая часть

Взаимосвязанные между собой социальные группы образуют социальную структуру общества .

Социальные группы различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе.

Общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации – условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые (до 30 человек).

В качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом.

Большие группы – это совокупности людей, которых объединяет, как правило, один социально значимый признак (например, принадлежность к вероисповеданию, профессиональная принадлежность, национальность и т.д.). Члены большой группы могут никогда не вступать в контакт друг с другом.

Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами . В определенных условиях природные различия людей могут приобретать социальные качества. Например, в любом обществе имеются люди преклонных лет, но лишь при определенном уровне общественного развития возникает социальная группа пенсионеров.

Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение.

Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат. ;line-height: 100%"> К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Однако, утратив связь со своей прежней социальной группой, маргиналы долгое время не могут принять новые ценности и правила поведения. Яркий пример такого состояния – люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. Оказавшись без корней (родственных, дружеских, культурных), они словно «повисают в воздухе». Они, как правило, выполняют самую простую, неквалифицированную, часто временную работу, и ее потеря грозит им превращением в бродяг и нищих.

Отсутствие определенных устойчивых связей и норм способствует проявлению маргиналами социальной активности и инициативы в поисках своего нового места в жизни. Однако состояние неопределенности, «промежуточности» время от времени вызывает напряжение, дискомфорт, беспокойство и даже агрессивность. Вот почему маргинальные личности могут стать как социальной опорой прогрессивных преобразований в обществе, так и носителями различных антидемократических тенденций.

Слово «норма» латинского происхождения и означает буквально «руководящее начало, правило, образец». Нормы вырабатываются обществом, социальными группами, которые входят в него.

Социальные нормы направляют поведение людей, позволяют его контролировать, регулировать и оценивать. Они ориентируют человека в вопросах, как следует поступать, что можно делать, чего делать нельзя, как нужно себя вести, как себя вести не следует, что в деятельности людей приемлемо, что нежелательно. С помощью норм функционирование людей, групп, всего общества приобретает упорядоченный характер. В нормах люди видят эталоны, модели, стандарты должного поведения. Воспринимая их и следуя им, человек включается в систему общественных отношений, получает возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, с различными организациями, с обществом в целом.

В обществе существует множество норм. Это, прежде всего, обычаи и традиции , в которых закрепляются привычные образцы поведения (например, свадебные или похоронные обряды, бытовые праздники и т. п.). Они становятся органичной частью образа жизни людей и поддерживаются силой общественного авторитета.

Далее, правовые нормы . Они закрепляются в законах, издаваемых государством, четко описывающих границы поведения и наказания за нарушение закона. Соблюдение правовых норм обеспечивается силой государства.

Затем моральные нормы . В отличие от права мораль несет в основном оценочную нагрузку (хорошо - плохо, справедливо - несправедливо). Соблюдение моральных правил обеспечивается авторитетом коллективного сознания, их нарушение встречает общественное осуждение.

Существуют еще и эстетические нормы . Они закрепляют представления о прекрасном и безобразном не только в художественном творчестве, но и в поведении людей, в производстве и в быту. Они проявляются, например, в суждениях о том, что человек «прожил жизнь красиво», что такой-то «ведет себя безобразно». Негативные оценки в этом случае сочетаются с моральным порицанием.

Политические нормы регулируют политическую деятельность, отношения между личностью и властью, между социальными группами, государствами. Они находят отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах.

Наконец, религиозные нормы . По содержанию многие из них выступают как нормы морали, совпадают с нормами права, закрепляют традиции и обычаи. Соблюдение религиозных норм поддерживается моральным сознанием верующих и религиозной верой в неизбежность кары за грехи - отступление от этих норм.

Существуют и другие виды норм, например правила этикета и т. п. Социальные нормы отличаются от норм биологических, медицинских, технических, устанавливающих правила обращения с естественными (природными) и искусственными (техническими) объектами. Например, правило, запрещающее стоять под стрелой подъемного крана, направлено на безопасность человека в его отношениях с техническим устройством. А медицинское правило, требующее соблюдения установленной врачом дозы лекарств, оберегает здоровье человека от опасных последствий, закрепляет порядок обращения с химическими веществами.

Что же касается социальных норм, то все они регулируют отношения в самом обществе : между людьми, группами людей, созданными ими организациями. Воздействие социальных норм на поведение личности предполагает, во-первых, знание социальной нормы и ее осознание, во-вторых, мотив (желание следовать этой норме) и, в-третьих, само действие (реальное поведение).

Социальные нормы составляют один из элементов механизма регуляции отношений индивида и общества, который называется социальным контролем .

Целенаправленное воздействие общества на поведение людей с целью укрепления порядка и стабильности обеспечивается социальным контролем.

Любая деятельность включает в себя разнообразные действия, и каждый человек совершает их множество, вступая в активное взаимодействие с социальной средой (с обществом, социальными общностями, общественными институтами и организациями, государством, другими индивидами). Все эти действия, отдельные поступки, поведение человека находятся под контролем окружающих его людей, групп, общества. Пока эти действия не нарушают общественного порядка, существующих социальных норм, этот контроль незаметен, его как будто нет. Однако стоит нарушить установленные обычаи, правила, отступить от образцов поведения, которые приняты в обществе, и социальный контроль проявляет себя.

Один человек перебежал улицу перед движущимся транспортом, второй закурил в кинозале, третий совершил хищение, четвертый опоздал на работу... Во всех этих случаях может последовать реакция других людей: замечания и иные проявления недовольства со стороны окружающих, соответствующие действия администрации, милиции, суда.

Выражение недовольства, объявление выговора, наложение штрафа, наказание, выносимое судом,- все это санкции; наряду с социальными нормами они являются важнейшим элементом механизма социального контроля.

Санкции означают либо одобрение и поощрение, либо неодобрение и наказание, нацеленные на поддержание социальных норм.

Формальные позитивные санкции – публичное одобрение со стороны официальных организаций (правительства, учреждения, творческого союза): правительственные награды, пожалованные титулы, ученые степени и звания и т. д.

Неформальные позитивные санкции – публичное одобрение, не исходящее от официальных организаций: дружеская похвала, комплименты, слава, почет.

Формальные негативные санкции – наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями, распоряжениями: лишение гражданских прав, тюремное заключение.

Неформальные негативные санкции – наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: порицания, замечания, насмешка.

Общество оценивает индивида, но и индивид оценивает общество, государство, самого себя.

Таким образом, наряду с внешним контролем со стороны общества, группы, государства, других людей, важнейшее значение имеет внутренний контроль , или самоконтроль , в основе которого лежат нормы, обычаи, ролевые ожидания, усвоенные индивидом.

В процессе самоконтроля большую роль играет совесть , т. е. чувство и знание того, что хорошо, а что плохо, что справедливо, а что несправедливо, субъективное сознание соответствия или несоответствия собственного поведения нравственным нормам. У человека, совершившего в состоянии возбуждения, по ошибке или поддавшись соблазну дурной поступок, совесть вызывает чувство вины, моральные переживания, желание исправить ошибку или искупить вину.

Способность осуществлять самоконтроль - ценнейшее качество личности, которая самостоятельно регулирует свое поведение в согласии с общепринятыми нормами. Самоконтроль - одно из важнейших условий самореализации личности, ее успешного взаимодействия с другими людьми.

Итак, важнейшими элементами механизма социального контроля являются социальные нормы, общественное мнение, санкции, индивидуальное сознание, самоконтроль. Взаимодействуя, они обеспечивают поддержание социально приемлемых образцов поведения и функционирование социальной системы в целом.

Социальная стратификация – это деление общества на слои.

Социальная мобильность – это переход людей из одних социальных групп в другие.

К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения.

Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность.

Практическая часть

Задание № 1. Установите соответствие между понятием и определением.

Понятия

Определения

1. Социальная дифференциация

А) деление общества на слои.

2. Социальная стратификация

Б) осознанные действия человека или групп, вызываемые их потребностями, связанные с действиями других людей.

3. Социальная мобильность

В) систематические, достаточно регулярные, взаимообусловленные социальные действия субъектов, направленные друг на друга.

4. Социальное действие

Г) особый механизм социальной регуляции поведения и поддержания общественного порядка.

5. Социальное взаимодействие

Д) переход людей из одних социальных групп в другие.

6. Социальные отношения

Е) устойчивая система повседневных непроизводственных связей между людьми по поводу удовлетворения их первоочередных нужд.

7. Социальный контроль

Ж) культура нашего места жительства.

8. Бытовые отношения

З) вид общественных связей, отличающийся длительностью, устойчивостью и характеризующий взаимное положение социальных групп и входящих в них людей.

9. Девиантное поведение

И) разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе.

10. Культура топоса

К) поведение, которое не согласуется с нормами.

Задание № 2. Заполните схему:


Задание № 3. Составьте схему, используя следующие понятия: биосоциальные группы, виды социальных групп, безработные, малые группы, семья, маргинальные группы, классы, большие группы, расовая принадлежность .

Задание № 4. Расположите санкции в нужные колонки.

Замечание, правительственные награды, отказ поддерживать отношения, доброжелательное расположение, клевета, государственные стипендии, тюремное заключение, учёные степени, нелестная кличка, дружеская похвала, увольнение, слава, штраф, аплодисменты, конфискация имущества, сооружение памятника, насмешка, лишение гражданских прав, комплименты, понижение в должности, почёт, вручение почётных грамот.

Формальные позитивные

Неформальные позитивные

Формальные негативные

Неформальные негативные

Задание № 5. Укажите вид социальной мобильности (горизонтальная, вертикальная восходящая, вертикальная нисходящая):

А) переход с одного государственного предприятия на другое;

Б) повышение человека в должности;

В) разорение среднего предпринимателя и превращение его в наёмного рабочего;

Г) овладение более престижной профессией;

Д) переезд из одного города в другой.

Задание № 6. Прочитайте высказывание известного философа XIX в. В. С. Соловьева и ответьте на вопросы после текста.

В. С. Соловьев: «Разделение людей на племена и нации, ослабленное до некоторой степени великими мировыми религиями и замененное делением на более широкие и более подвижные группы возродилось в Европе с новой силой и стало утверждаться как сознательная и систематическая идея с начала истекающего (XIX) столетия... После наполеоновских войн принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей...

Национальная идея заслуживает всякого уважения и симпатии, когда во имя ее защищались и освобождались народности слабые и угнетенные: в таких случаях принцип национальности совпадал с истинной справедливостью... Но, с другой стороны, это возбуждение национального самочувствия в каждом народе, особенно же в народах более крупных и сильных, благоприятствовало развитию народного эгоизма или национализма, который уже ничего общего со справедливостью не имеет...

Всякая народность имеет право жить и свободно развивать свои силы, не нарушая таких же прав других народностей».

Вопросы:

1. Вспомните материал по истории XIX в. Какие события позволили автору утверждать, что «принцип национальностей сделался ходячею европейскою идеей»?

2. Как, по мнению автора, изменяется сущность национальной идеи? В каком случае она имеет положительную окраску, а в каком - отрицательную?

Задание № 7. Прочитайте высказывания о браке и семье и ответьте на вопросы.

Г. Гегель: «Семья завершается в следующих трех сторонах: а) в образе своего непосредственного понятия как брак; б) во внешнем наличном бытии, в собственности и имуществе семьи и заботе об этом; в) в воспитании детей и распаде семьи».

Ф.Адлер: «Семья - это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества».

В. Гюго: «Всякая социальная доктрина, пытающаяся разрушить семью, негодна и неприменима. Семья - это кристалл общества».

С. Н. Паркинсон: «Когда семейство викторианской эпохи рассаживалось вокруг обеденного стола, соблюдалось одно правило: старшие говорят, младшие слушают. Некоторые темы в разговоре не затрагивались, отдельные вопросы обсуждались по-французски, но младшим было чему поучиться. Более того, у них была возможность осознать собственное невежество и научиться выражать свои мысли более связно. В наши дни разглагольствуют дети, а слушают родители - пользы никакой и ни для кого, а вред вполне очевидный».

С. Смит: «Брак напоминает ножницы - половинки могут двигаться в противоположных направлениях, но проучат всякого, кто попытается встать между ними».

Р. Стивенсон: «Брак - это долгий разговор, прерываемый спорами».

А. Теннисон: «Каков муж, такова и жена».

Г. Гегель: «Брак есть правовая любовь; при таком определении из последней исключается все, что в ней преходяще, капризно и субъективно»; «Первые необходимые отношения, в которые индивид вступает с другими, это семейные отношения. Эти отношения, правда, имеют и правовую сторону, но она подчинена стороне моральной, принципу любви и доверия»; «Связь двух лиц различного пола, называемая браком, это не просто естественный, животный союз и не просто гражданский договор. а прежде всего моральный союз, возникающий на основе взаимной любви и доверия и превращающий супругов в одно лицо».

И. Кант: «В брачной жизни соединенная пара должна образовать как бы единую моральную личность».

К. Маркс: «Если бы брак не был основой семьи, то он так же не являлся бы предметом законодательства, как, например, дружба»; «Почти всякое расторжение брака есть расторжение семьи и... даже с чисто юридической точки зрения положение детей и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного усмотрения родителей... Таким образом, принимается во внимание только индивидуальная воля, или, вернее, произвол супругов, но не принимается во внимание воля брака, нравственная субстанция этого отношения».

Л. Фейербах: «Только муж и жена вместе образуют действительность человека; муж и жена вместе есть бытие рода, ибо их союз есть источник множества, источник других людей».

А. Шопенгауэр: «Жениться - это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности».

Вопросы:

1. В чем состоит значение семьи в обществе?

2. Какие проблемы семейных отношений выделяют авторы?