Культура речевого поведения специалиста (общие требования, этикетно-речевые формулы, правила общения по телефону и т.д). Правила речевого общения или речевой этикет Основные правила речевого общения

Принципы жизнедеятельности любой организации предопределяют особенности служебно-делового общения и во многом объясняют характер требований к речевой коммуникации в деловой среде. Эти требования могут быть сформулированы следующим образом:

Четко определяйте цели своего сообщения

Делайте сообщение понятным и доступным для восприятия разными группами работников: находите конкретные иллюстрации общих понятий, развивайте общую идею, используя яркие примеры.

Делайте сообщения по возможности краткими и сжатыми, отказывайтесь от излишней информации, привлекайте внимание сотрудников лишь к тем проблемам, которые касаются их конкретно.

В разговоре с сотрудниками следуйте правилам активного слушания, демонстрируйте им сигналы вашего понимания и готовности к совместным действиям.

Таким образом, приведенные правила в равной мере должны соблюдаться как в разговоре между двумя деловыми собеседниками, так и при групповом общении. В то же время их использование и конкретное проявление в деловой беседе и на деловом совещании имеет свои особенности.

§ 2. Деловая беседа

Деловая беседа – это разговор преимущественно между двумя собеседниками, соответственно ее участники могут и должны принимать во внимание специфические особенности личности, мотивов, речевых характеристик друг друга, т.е. общение носит во многом межличностный характер и предполагает разнообразные способы речевого и неречевого воздействия партнеров друг на друга

В Теории управления беседа рассматривается как вид делового общения, специально организованный предметный разговор, служащий решению управленческих задач. В отличие от деловых переговоров, которые значительно более жестко структурированы и, как правило, ведутся между представителями разных организаций (или подразделений одной организации), деловая беседа, хотя всегда имеет конкретный предмет, более личностно ориентирована и чаще происходит между представителями одной организации.

Цели и задачи деловой беседы

К числу целей, требующих проведения деловой беседы, можно отнести, во-первых, стремление одного собеседника посредством слова оказать определенное влияние на другого, вызвать желание у другого человека или группы к действию, с тем, чтобы изменить существующую деловую ситуацию или деловые отношения, другими словами, создать новую деловую ситуацию или новые деловые отношения между участниками беседы; во-вторых, необходимость выработки руководителем соответствующих решений на основании анализа мнений и высказываний сотрудников.

В сравнении с другими видами речевой коммуникации деловая беседа обладает следующими преимуществами:

Быстрота реагирования на высказывания собеседников, способствующая достижению целей.

Повышение компетентности руководителя благодаря учету, критической проверке и оценке мнений, предложений, идей» возражений и критических замечаний, высказанных в беседе.

Возможность более гибкого, дифференцированного подхода к предмету обсуждения как следствие понимания контекста проведения беседы, а также целей каждой из сторон.

Деловая беседа благодаря эффекту обратной связи, который наиболее ярко проявляется именно в непосредственном межличностном взаимодействии, позволяет руководителю реагировать на высказывания партнера в соответствии с конкретной ситуацией, т.е. с учетом цели, предмета и интересов партнеров.

При проведении деловых бесед желательно следовать сформулированным в первой главе правилам эффективной речевой коммуникации. В то же время деловую беседу как непосредственное взаимодействие двух ее участников нужно строить на основе следующих важных принципов:

Сознательная настройка на уровень собеседника, учет содержания выполняемых им задач, его полномочий ц сферы ответственности, жизненного и трудового опыта, интересов, особенностей его мышления и речи.

Рациональная организация процесса беседы, что прежде всего означает краткое изложение собеседниками содержания информации по обсуждаемой теме, ибо пространное изложение и избыточная информация осложняют усвоение самого существенного.

Простота, образность, четкость языка как условие доходчивости информации, следовательно, ориентации на собеседника.

«Ну», «там», «вот», «типа», «короче», «в общем», «как бы», «то есть», «так сказать», «ээ-э», «мм-м» — нашли свои «любимые» слова и звуки? Список можно продолжать. Все эти элементы очень сильно засоряют нашу речь, делают ее грубой, рассеянной и непривлекательной.

Никаких ругательств

Расширяем словарный запас

Наверное, вы уже заметили за собой повторение одних и тех же слов для выражения эмоций, разных чувств и описания событий — это свидетельствует о довольно скудном активном словарном запасе, то есть таком, который вы постоянно и регулярно используете в общении.

Чтобы этого избежать и разнообразить свою речь, вам необходимо постоянно расширять свой лексикон, читая художественную литературу, запоминая поэзию, тренируясь в написании собственных стихотворений и эссе.

Избавляемся от суржика

К сожалению, эта проблема актуальна для немалого количества жителей Украины — культура речи многих людей страдает от использования элементов суржика в общении, а у некоторых речь и вовсе полностью состоит из этого гибрида украинского и русского языков. Аналоги суржика существуют и в других странах, где люди живут в смешанной языковой среде.

Постоянная работа над своей речью, чтение книг и даже словарей поможет вам справиться с этим препятствием. А еще вы можете попросить своих друзей исправлять вас прямо во время разговора, если они заметят, что вы употребили неправильное слово.

При борьбе со словесным мусором важно сначала определить, какие именно слова лишние в вашем лексиконе, а затем тщательно следить за речью. Записывайте себя на диктофон и анализируйте сказанное. Подумайте, какими словами можно заменять нежелательную лексику, поработайте со словарями синонимов. Займитесь изучением стилей речи — вы должны знать эти особенности, чтобы в разных ситуациях культурно общаться, ничем не загрязняя соответствующую лексику.

Правила речевого этикета

Поскольку мы все вращаемся в социуме, высокая культура речи невозможна без соблюдения определенных правил общения с другими людьми:

  • Когда вы обращаетесь к кому-либо, вы должны учитывать пол, возраст и иногда социальный статус этого человека. То, что вы скажете другу либо домочадцу, может быть неуместно и даже грубо по отношению к незнакомцу, старшему человеку, вышестоящему по званию.
  • Обращение на «ты» обычно происходит внутри семьи, между друзьями и хорошими знакомыми. На «ты» также можно обращаться к детям младшего школьного возраста. В остальных случаях такой переход происходит только с отдельного позволения и согласия участников коммуникации, до этого приемлемым считается обращение «Вы». Хотя в наше время границы таких обращений размываются, но обращаться к человеку на «ты» самовольно считается невежливым и фамильярным.

  • В общении не должно быть места оскорблениям, грубости и презрению. К собеседнику нужно относиться доброжелательно либо, как минимум, спокойно, нейтрально, но в любом случае — уважительно.
  • Учитесь слушать и проявляйте интерес к собеседнику, задавайте ему вопросы. Некрасиво при общении с человеком зевать, скучать, переспрашивать сказанное по вине собственной невнимательности, без необходимости отвлекаться. Точно так же невежливо не давать собеседнику высказаться самому, перебивать его или говорить только о себе. Лучше показаться скромным, чем излишне самоуверенным и навязчивым.
  • Следите за своей мимикой и жестами. Активно не жестикулируйте без надобности и не приближайтесь слишком близко к собеседнику без его позволения, особенно в формальной обстановке.
  • Если вы увидели знакомого на улице, кричать ему и общаться громко на расстоянии — вопиющая бескультурность.
  • Старайтесь избегать разговоров на тему политики и религии — эти темы довольно деликатны и могут стать яблоком раздора даже в кругу друзей и родственников, не говоря уже о малознакомых людях.

Формулы речевого этикета

Культура речи подразумевает использование общеизвестных формул речевого этикета. Это своего рода шаблоны, речевые клише, которые применяются в разговоре при определенной ситуации и с учетом особенностей национального общения. Многие из них известны нам еще с детства.

Согласно речевому этикету, разговор начинается с приветствия, а только потом происходит основная часть разговора. Эти формулы должны использоваться адекватно и соответствовать ситуации.

Утром мы здороваемся со знакомыми, говоря: «Доброе утро», но вечером мы скажем: «Добрый вечер», а не наоборот. Мы можем сказать «Привет» другу, хорошему знакомому или коллеге, но вряд ли, к примеру, школьник поприветствует так своего преподавателя.

Если же собеседники не знакомы между собой, то после приветствия должно произойти знакомство. Принято употреблять такие формулы как: «Я бы хотел представиться...», «Разрешите представиться...», «Позвольте с вами познакомиться...» и т. п.

Когда общение закончено и говорящие расходятся, нужно не забыть попрощаться друг с другом. В конце общения используются следующие формулы: «До свидания», «Всего доброго», «До скорой встречи», «До завтра». Все они означают окончание разговора и прощание, хотя имеют разную смысловую окраску — пожелание, предчувствие новой встречи, а то и вовсе сомнение в ней («Прощайте»).

А вот в основной части разговора мы можем использовать формулы вежливости в зависимости от ситуации и цели общения. Например, когда нужно что-то попросить, употребляются такие фразы как «У меня к вам есть просьба...», «Я хотел бы вас попросить...».

Непременно используем «Пожалуйста», это же слово является формулой вежливости для ответа на благодарность. Обязательно благодарим человека, выполнившего нашу просьбу или оказавшего помощь, формулами «Спасибо», «Благодарю вас».

Выражая соболезнование человеку, говорят: «Примите мои соболезнования», «Мне очень жаль», «Скорблю вместе с вами».

Существует еще много подобных выражений с похожей структурой для множества других ситуаций в зависимости от цели, места разговора и статуса участников диалога, которые используются, чтобы подчеркнуть вежливое обращение и уважение к собеседнику.

Высокая культура речи — не просто индикатор интеллигентного человека, но и качество, которое дает возможность выгодно проявить себя в обществе, на собеседовании или на работе.

Крупными зарубежными учеными Г.П. Грайсом и Дж. Н. Личем были сформулированы максимы (правила) и принципы, устанавливающие обязательства говорящего по отношению к адресату и наоборот при речевой коммуникации. Важнейшими критериями коммуникативного кодекса выступают:

критерий истинности, который определяется как верность действительности;

критерий искренности, который определяется как верность себе.

Главными принципами коммуникативного кодекса являются:

принцип кооперации Г. Грайса;

принцип вежливости Дж. Лича.

Принцип кооперации Г. П. Грайса входят 4 максимы :

максима полноты (количества) информации;

максима качества информации;

максима релевантности;

максима манеры (способа).

Максима полноты информации связана с дозировкой информации, необходимой для акта общения. Постулаты к этой максиме таковы:

высказывание должно содержать не меньше информации, чем требуется;

высказывание должно содержать не больше информации, чем требуется.

Максима качества информации конкретизируется следующими постулатами:

не говори того, что ты считаешь ложным;

не говори того, для чего у тебя нет достаточных оснований.

Максима релевантности предполагает фактически только один постулат:

не отклоняйся от темы.

В реальном процессе общения вовсе не строится вокруг одной темы: в реальном речевом акте часты переходы от одной темы к другой, выходы за пределы в данный момент обсуждаемой темы, помехи извне. Тем не менее, как стратегическая задача «неотклонение от темы» имеет первостепенную важность именно для сохранения контакта. Психологам хорошо известно, что внимание аудитории рассеивается, если она не в состоянии связать произносимое в данный момент высказывание с объявленной лектором темой.

Максима манеры предполагает оценку способа передачи информации и связана не с тем, что говорится, а с тем, как говорится. Общий постулат этой максимы - выражайся ясно, а частные постулаты таковы:

избегай непонятных выражений;

избегай неоднозначности;

будь краток;

будь организован.

Ущерб ясности может возникать вследствие неприемлемых по уровню сложности или плохих формулировок и нарушения баланса известного и неизвестного.

Максимы Грайса углубляют представления о традиционных критериях речевой культуры (правильности, точности, уместности, выразительности, лаконичности), хотя и нетождественны им: это не только правила культуры речи, но и эстетические, нравственные, социальные постулаты.

Принцип вежливости. Если принцип кооперации характеризует порядок совместного оперирования информацией в структуре коммуникативного акта, то принцип вежливости - это принцип взаиморасположения говорящих в структуре речевого акта. Дж. Лич, формулируя принцип вежливости, предусмотрел следующие максимы:

максима такта;

максима великодушия;

максима одобрения;

максима скромности;

максима согласия;

максима симпатии.

Соблюдение принципа вежливости создает среду позитивного взаимодействия, обеспечивает благоприятный фон для реализации коммуникативных стратегий.

Максима такта предполагает соблюдение границ личной сферы собеседника. В составе каждого речевого акта есть область общих речевых действий и область частных интересов. Максима такта рекомендует говорящему соблюдать осторожность в отношении речевой стратегии и области частных интересов собеседника.

Максима великодушия (максима необременения собеседника). Фактически она предохраняет собеседников от доминирования в ходе речевого акта.

Максима одобрения - это максима позитивности в оценке других. Несовпадение с собеседником в направлении оценки мира очень сильно влияет на возможность реализации собственной коммуникативной стратегии.

Максима скромности есть максима неприятия похвал в собственный адрес. Реалистичная самооценка - одно из условий успешности развертывания речевого акта.

Максима согласия - это максима неоппозиционности. Вместо углубления противоречия, возникшего в ходе общения, эта максима рекомендует поиск согласия, для того чтобы акт общения получил продуктивное завершение.

Важным компонентом успешного речевого общения является знание говорящим норм этикетного речевого общения. Вне зависимости от формул вежливости, в языке есть определенный набор высказываний, закрепленный традицией использования языка, которые «предписывают» адресату определенную форму ответа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Живя и трудясь вместе, люди постоянно общаются: обмениваются знаниями, мыслями, чувствами, договариваются о совместной работе, советуются друг с другом. При этом они слушают кого-то или говорят кому-то, читают то, что написал другой человек, или пишут о чем-то адресату, то есть пользуются речью на том или ином языке.

Таким образом, общение - это разговор, беседа как минимум двух лиц. Общение, сопутствовавшее человеку с самых начальных стадий его развития, создавало предпосылки для формирования человеческого коллектива, который был призван выполнять разные функции, обеспечивающие его жизнедеятельность. Поэтому, пожалуй, общение проявилось первично как взаимоотношение между людьми, как отношение человека к человеку, как взаимодействие «я» и «других».

Правила речевого поведения регулируются речевым этикетом сложившейся в языке и речи системой устойчивых выражений, применяемых в ситуациях установления и поддержания контакта. Это ситуации обращения, приветствия, прощания, извинения, благодарности, поздравления, пожелания, сочувствия и соболезнования, одобрения и комплимента, приглашения, предложения, просьбы совета и мн. др. Речевой этикет охватывает собой все, что выражает доброжелательное отношение к собеседнику что может создать благо приятный климат общения Богатый набор языковых средств дает возможность вы брать уместную для речевой ситуации и благоприятную для адресата ты- или вы форму общения, установить дружескую, непринужденную или, напротив, официальную тональность разговора.Это связано с потребностью людей познать, как нужно вести себя в той или иной обстановке, как правильно устанавливать и поддерживать речевой, а через него и деловой, дружеский и т.д. контакт.

Широкое понятие культуры непременно включает в себя то, что называют куль турой общения культурой речевого поведения. Чтобы владеть ею, важно понимать сущность русского речевого этикета.

Правила успешного речевого общения.

Правила речевого общения – это знания, умение использовать правила языковой культуры в различных обстоятельствах (переговоры, знакомства, приветствия, просьбы, обращения, прощание и т.д.) Эффективность и культуру речевого общения оценивают по следующим критериям: точность, доступность, правильность, выразительность, разнообразие, эстетичность.

Грамотность – это основополагающий критерий культуры речевого общения. При любом общении безграмотность не дает возможности понятно изложить суть предложения или задачи, раздражает собеседника. Это выражается в неумении подобрать и использовать нужные слова, облечь их в корректную грамматическую форму, неумение формулировать свои мысли.

Слушая такую речь, у собеседника невольно возникает желание подсказать и поправить, но сдерживает вероятность обиды или непонимания, такое речевое общение вряд ли будет способствовать развитию отношений. Не способствует этому и использование местного диалекта, особенно слов, употребление которых ограничено какой-то местностью. Правилам речевого общения особенно противоречит привычка использовать в разговоре отдельные иностранные слова. Кроме недоумения, такой стиль общения не может вызвать ничего иного, хотя он весьма популярен и распространен.

Грамотность очень важна при речевом общении в любой области и деловые отношения не являются исключением. Причем, принято считать, что чем значительнее деловые переговоры, чем весомее бизнес, тем более грамотной должна быть ваша речь. Если вы хотите ее совершенствовать, то читайте больше высокохудожественной литературы. Это не только познавательная возможность – в процессе чтения вы обучаетесь правильному построению речи, зрительная память помогает вам совершенствовать правописание, ваш словарный запас обогащается, когда вы сталкиваетесь с незнакомыми словами.

В этом случае обязательно надо работать со словарями, осваивая произношение слов и правила их употребления при речевом общении. Если вы в различных ситуациях сталкиваетесь с незнакомым словом, не стесняйтесь спросить у коллег о его значении – это будет расценено как любознательность и заинтересованность в познании исполняемых вами обязанностей.

Всегда называйте своего собеседника по имени, отчеству и никогда – по фамилии, даже если это ваш подчиненный. При речевом общении такие фразы воспринимаются как не корректные. А если к имени, отчеству собеседника, вы добавите слова, выражающие любезность – "прошу, Вас", "будьте добры", то это только будет способствовать и диалогу и делу. Крик и хамство в этом случае контрпродуктивны, в отличие от любезного обращения.

При речевом общении используйте свой словарный запас так, чтобы суть излагаемого вами вопроса была понятна. Не перегружайте свою речь канцелярщиной, в меру употребляя специальные термины, без искажения и заумности, так как понятные вам слова, принятые в среде профессионалов или их аналог в виде профессионального сленга могут быть непонятными для вашего собеседника.

При речевом общении следует избегать оценочных суждений, если они не носят поощрительного характера. Негативные суждения вызывают, как правило, неприятие, агрессию – это прямой путь к ссоре, конфронтации, поэтому в мире бизнеса рекомендуется их избегать. Альтернативой негативному суждению является, прежде всего, рекомендация избегать выражения открытого недовольства, а также строить речевое общение с элементами конструктивизма (были недочеты, дайте предложение по их устранению).

При речевом общении решающим фактором успешного диалога или переговоров иногда является ваше умение признавать свои ошибки. Принести извинения за упущение в работе. Если вы, допустив просчет, не считаете нужным извиниться, то это будет расцениваться как эгоизм, неуважение, что грозит потерей деловой репутации.

Чтобы добиться успехов переговоров, правила речевого общения считают необходимым уметь эффективно слушать, а именно:

Если вы будете постоянно говорить, то никого не услышите. Перестаньте говорить!;
- слушайте, подчеркивая заинтересованность и готовность слушать, слушая, не ищите причины для возражений, а старайтесь вникнуть в суть предложения;
- создайте атмосферу дружелюбия, свободы, чтобы собеседник раскрепостился;
- не совершайте действий, которые отвлекают внимание, раздражают (возня с предметами на столе, стук по столу);
- сдерживайте эмоции, под их воздействием вы можете неправильно интерпретировать суть сказанного;
- чтобы подчеркнуть заинтересованность, подбодрить собеседника, задавайте вопросы;
- если хотите проиграть – победите в споре. Поэтому не спорьте и не критикуйте, так как собеседник в лучшем случае займет неконструктивную позицию, а в худшем – прекратит разговор.

Научитесь правильно воспринимать критику в свой адрес. Не обвиняйте говорящего в идиотизме, подчеркивая свою ученость и гениальность. Правило речевого общения в этом случае звучит так: "Встань на чужую точку зрения и посмотри на себя со стороны". Это поможет вам критически оценить свои поступки. Не воспринимайте критику как повод к ссоре, а как возможность оценить свои поступки. Не менее важно и умение правильно критиковать.

Правила речевого общение рекомендуют критическое высказывание начать с позитива в адрес партнера, отметив, что существует обоюдная уверенность в успехе. Затем предельно конкретно изложить сомнение в эффективности некоторых действий партнера и возможное последствие. После этого предлагаются более эффективные действия, которые обеспечат позитивный результат. Избегайте жестких оценок, которые бы провоцировали партнера на ответную критику, осложняющую отношения.


При любом виде общения важно выбрать соответствующие правила и надлежащие приёмы речевой коммуникации.

Правила общения – это принятые в данном обществе рекомендации по ведению беседы, разговора с собеседником. Многие из этих правил и приёмов нашли своё выражение (толкование) в народных пословицах и поговорках, таких как Слово – серебро , молчание – золото; Ласковое слово многих прельщает; Язык держи, а сердце в кулак сожми. Правила общения дают руководство коммуникантам, как вести себя при общении в конкретной речевой ситуации.

Следует различать нормативные правила общения и правила речевого воздействия. Под речевым воздействием понимают любое действие, направленное на собеседника с целью каким угодно способом добиться результата.

На самый частый вопрос «Как надо? Как принято?» отвечают нормативные правила. Они описывают принятые в данном обществе нормы и правила вежливого, внимательного, тактичного, доброжелательного, выдержанного – одним словом, культурного общения людей между собой, другими словами – это правила речевого этикета, о которых говорилось в теме №2. Некоторые из правил общения в русской деловой коммуникации называются несколько иначе, чем принципы Грайса и Лича, при одном и том же их содержании.

Правило терпимости , или толерантности , призывает собеседника принимать другого собеседника таким, каков он есть. Не следует пытаться переделывать партнёра в момент разговора. Особенно не приемлемы фразы «Почему вы на меня кричите? Почему вы со мной в таком тоне разговариваете?». Нужно помнить, что собеседник всегда прав, даже в том случае, если, по-вашему, он не прав. Нужно преодолеть негативную установку к собеседнику, отвлечься от его недостатков и приспособиться к нему, т.е. говорить на его языке, учитывая его настроение и самочувствие.

Соблюдение правила благоприятной самоотдачи помогает добиваться расположения собеседника к себе. Нужно стремиться понравиться ему. При этом помнить поговорку «По одёжке встречают, по уму провожают ». Демонстрируйте свою уважительную манеру общения. Покажите, что ваш собеседник вам нравится, не игнорируйте принцип «кукушки и петуха».

В основе любого конструктивного общения лежит традиционная парадигма, или приёмы, позитивного общения. Любой приём предполагает не механическое его выполнение, а адекватность его использования в нужный момент, всегда помня о том, что общение требует от человека особого, тонкого мастерства.



Приёмов общения столько, сколько тем и сколько разных по характеру и уровню культуры коммуникантов могут встречаться в жизни. Рассматривая приёмы, технологии и техники общения, обычно исходят из идеи конструктивного, позитивного, бесконфликтного общения. Однако не всегда бывает так. Достаточно много примеров, когда известный политик постоянно демонстрирует образцы неконструктивного общения, явно основанного на агрессии. Приходится согласиться с мнением психологов о том, что этот политик владеет приёмами общения гораздо лучше, чем, возможно, многие тренеры, которые ведут практикумы по общению. Кажущаяся неконструктивность данного политика оказывается вполне целесообразным приёмом: его цель не договориться, а завладеть вниманием, показать себя, заработать очки. Вот почему агрессивное поведение указанного партнёра, как это ни парадоксально, оказывается конструктивным применительно к поставленным им задачам.

Одним из простых приёмов считают правило «говорить на языке партнёра », которое нарушается чаще всего. Следует говорить на языке, знакомом слушателю. Этот приём перекликается с максимой способа (манеры) у Г. Грайса.

Следующий приём призывает «подчёркивать значимость партнёра, проявлять уважение к нем у». Этот приём рассматривают как один из важнейших, фундаментальных приёмов конструктивного межличностного взаимодействия. Он может осуществляться как на вербальном, так и на невербальном уровне. Можно подчеркнуть значимость партнёра такими словами: «Мы обратились за советом именно к Вам, потому что Ваш профессиональный опыт очень ценен в этом вопросе ». Такой приём подчёркивает профессиональную значимость партнёра, что положительно сказывается на результате общения.

Третий приём «подчёркивайте общность с партнёром » является не только одним из базовых приёмов общения, это правило ещё и самое древнее, унаследованное от глубинной психологии личности. Сравним его с правилом выживания в джунглях: «Мы с тобой одной крови, ты и я ».



Четвёртый приём общения гласит: «Проявляйте интерес к проблемам партнёра ». Главный смысл этого приёма заключён в глаголе «проявляйте», т.е. ваш интерес должен быть явным, а не простым слушанием или поддакиванием.

Кроме отмеченных приёмов общения встречаются и другие техники общения:

- «врага надо знать в лицо » – при манипулятивном общении нельзя упускать из виду то, что партнёр каким-то образом может попытаться манипулировать вами (отвлечь ваше внимание от важной для решения проблемы);

Приём «айкидо », когда нападение работает против самого нападающего: позволив партнёру подавить вас, можно сказать фразу «Я в полной растерянности, вы меня окончательно сконфузили, я даже не знаю, как продолжать беседу». Ваша фраза окажется эффективным приёмом, удар партнёра обрушивается на него самого, и он поспешно произнесёт «Что вы, я не хотел, и в мыслях не было, может, я что-то не так сказал?»;

- техника Франклина : известному американскому государственному деятелю в его дипломатии помогал приём общения начинать ответ всегда со слова «да». Франклин был убеждён, что ответ «нет» блокирует желание собеседника слушать своего партнёра дальше.

VI. Основные законы общения

Важной составляющей науки о речевом воздействии являются законы общения. В литературе по речевой коммуникации описаны следующие законы общения.

Закон зеркального отражения – это имитация стиля общения своего собеседника. Например, если один из собеседников начинает говорить шёпотом, то другие участники общения непроизвольно «отзеркаливают» его. Но ни в коем случае не следует «отзеркаливать» повышение голоса начальника. Отзеркаливанию можно сопротивляться, что приведёт к ослаблению возникшего конфликта. Доброжелательная манера общения делает собеседника тоже доброжелательным, а агрессивная манера, как известно, вызывает агрессию.

Закон зависимости результата общения от объёма коммуникативных усилий : чем больше затрачено коммуникативных усилий (виды, правила, приёмы общения, принципы речевого воздействия), тем выше эффективность общения. Однако в промышленности – наоборот: эффективно такое производство, при котором продукция произведена с минимальными затратами.

Закон возрастающего нетерпения слушателей «работает» в следующей ситуации: чем дольше говорит оратор, тем больше невнимания и нетерпимости проявляют слушатели. Необходимо всегда помнить совет А.П. Чехова о том, что краткость – сестра таланта.

Закон падения интеллекта аудитории с увеличением её размера . Чем больше людей в аудитории, тем ниже её средний интеллект, даже при сохранении личного высокого интеллекта каждого отдельного слушателя. Однако при этой ситуации человек «в массе» легче реагирует на штампы, прописные истины, грубые шутки, примитивные призывы. Слушатель становится более доверчивым и внушаемым. Перед массой следует говорить коротко, громко, уверенно, простыми фразами, используя общеизвестные истины, юмор, и закончить речь коротким призывом, лозунгом. В небольшой же аудитории – наоборот: один слушатель не такой внушаемый как толпа.

Закон речевого усиления эмоций – это так называемое психическое заражение. Когда слушатель вербализует свои эмоции, он заражает и массу (толпу), усиливая положительные эмоции. При этом следует иметь в виду следующее: не стоит кричать от страха, и страх не возрастёт.

Закон речевого поглощения эмоции : при пересказе переживаемой эмоции она поглощается речью и исчезает. Всем известно, что сочувствие облегчает горе.

Закон эмоционального подавления логики : эмоциональное возбуждение ведёт к неубедительной речи. Помочь такому человеку «включить логику» можно лишь, не споря с ним. Лучше согласиться с ним, это снизит уровень его эмоционального возбуждения.

Закон отторжения публичной критики означает, что лучше критиковать не публично, а наедине. Установлено, что 60% людей не обижаются, когда критика адресуется не в присутствии посторонних.

Закон искажения информации . Известно, что при передаче любая информация искажается вследствие субъективности её интерпретации. Например, сколько разной интонации может иметь фраза «Начальник просил тебя зайти».

Закон детального обсуждения мелочей : люди больше разбираются в мелочах, чем в глобальных вопросах.

Закон первичного отторжения новой идеи : собеседник отвергает высказывание своего партнёра, считая предоставленную ему информацию ошибочной.

Закон доверия к простым словам , или закон коммуникативной простоты : простата содержания и формы всегда считается залогом коммуникативного успеха.

Закон речевого самовоздействия : словесное выражение идеи или эмоции формирует эту идею у самого говорящего.

Каждая ситуация, каждая обсуждаемая тема и каждый участник речевого общения могут вызвать к жизни совершенно другие условия, правила и приёмы общения, поэтому и законы речевой коммуникации не ограничиваются перечисленными выше видами.

ПОВТОРЯЕМ ОРФОГРАФИЮ!

Орфограммы в приставках

Пишется З Пишется С
1. Приставки на З – без-, воз- (вз-), из-, низ-, раз-, чрез- (через-) – пишутся с буквой З перед гласными и перед звонкими согласными (б, в, г, д, ж, з, л, м, н, р): безвольный , воззвание , взимать , издательство , низложить , развести , чрезмерный , череззерница . 2. Иноязычные приставки ДЕЗ-, ДИЗ- пишутся перед гласной корня и перед Ъ: дезинфекция , дизъюнкция 1. Перед глухими согласными (к, п, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ) указанные приставки пишутся с буквой С: беспокойный , восстание , вспомнить , исходный , ниспослать , рассуждение , чересполосица . 2. Иноязычная приставка ДИС- пишется перед согласной: дистрофия , дисгармония , дисбаланс , дисменорея
Запомнить: 1. В словах низкий , низший пишется буква З, потому что она входит в состав корня.
2. В сложном слове близсидящий элемент БЛИЗ- не является приставкой, поэтому конечный З не оглушается.
3. В словах разевать , разинуть , разор , разорить и в производных от них словах пишется одна буква З.
4. Слово рассориться , образованное от глагола ссориться при помощи приставки рас - , пишется с двумя С, так как в русском языке три одинаковые согласные подряд не пишутся. Примечание: Чтобы выяснить, сколько З или С пишется на стыке приставки и корня, нужно выделить корень с помощью родственных слов: растрогался – трогать; расстроился – строить или расстроился – настроение
5. В приставках раз(с)- / роз(с)- без ударения пишется буква А, под ударением пишется О: разлив (половодье) – розлив (металла). Исключение: розыскной
6. Приставка С- остаётся неизменной независимо от того, находится ли она перед глухой или звонкой согласной: сбить , сшить , сгрести , сделать , сжить .

Приставки ПРЕ- /ПРИ-

Пре- При-
1.Значение высокой степени качества или действия: премудрый, преуспевать, преувеличивать 1. Обозначение близости, смежности: приморский, пришкольный, приусадебный, приезжать
2. Значение присоединения, прибавления: примыкать, прибавить, приделать
3. Значение неполного действия: приоткрыть, присесть, приостановиться
2. Значение «через», «по-иному», близко к значению приставки «пере»: прервать работу = делать перерыв 4. Значение доведения действия до завершения: приискать, придумать
5. Значение сопутствующего действия: петь пританцовывая, ходить приговаривая, присвистывая
6. Обозначение движения сверху вниз: прижать, примять,придавить
7. Действие в собственных или чьих-то интересах: прикарманить, припрятать
ЗАПОМНИТЬ
Пребывать где Прибывать куда
Предать друга Придать форму
Преемник чей-то Приёмник звука
Преклонить колени Приклонить голову
Преступить закон Приступить к работе
Претворить мечты Притворить форточку
Предел числовой последовательности Придел монастыря Придел дома
Презирать предателя Призирать (заботиться, давать приют)