Коммуникативная сторона общения состоит во взаимном. Структура общения

Социальная психология.

Социальная установка, её структура и изменение.

Одной из основных социально-психологических характеристик личности является ее социальная установка , которая определяетя как устойчивое отношение человека к людям, социальными группами, организациями, процессам и событиям, происходящим в обществе.

Социальная установка - предрасположенность (склонность) субъекта к совершению определенного социального поведения; при этом предполагается, что установка имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: предрасположенность воспринимать, оценивать, осознавать и, как итог, действовать относительно данного социального объекта (явления) определенным образом.

В 1942 г. М. Смит разработал 3-компонентную структуру социальных установок , выделив: а) когнитивный компонент (осознание объекта социальной установки,на что направлена установка); б) аффективный (оценка объекта установки на уровне симпатии и антипатии); в) поведенческий (последовательность поведения по отношению к объекту установки). Если эти компоненты согласованы между собой, то установка будет выполнять регулирующую функцию. А в случае рассогласования установочной системы, человек ведет себя по-разному, установка не будет выполнять регулирующую функцию.

Объектами соц. установки могут быть : сам человек, окружающие его люди, группы людей, соц. процессы и события, предметы материальная и духовной культуры и т.п. Как состояние соц. установка выражает собой готовность человека к определенным дей-ям, а как свойство - внутренне характеризует человека как личность.

3 основные функции соц. установки:

1) Познавательная (установки поволяют чел-ку оперативно получать знания о соц. объяектах до того, как эти объекты буду познаны; эта функция реализуется через конгитивную состаляющую)

2) Выразительная (соц. установки представляют человека как личность в его отношениях к людям и к обществу в целом; через эмоциональный компонент)

3) Приспособительная (соц. установки позволяют индивиду адаптироваться в соответсвующем обществе; через поведенческий компонент)

Через усвоение установок происходит социализация .

Также выделяют:

1) Базовые – система убеждений (ядро Личности). Формируется в детстве, систематизируется в подростковом возрасте, а оканчивается в 20 – 30 лет, а затем не меняется и выполняет регулирующую функцию.

2)Периферийные – ситуативные, могут меняться от социальной обстановки.

Социальная психология общения. Структура и функции общения.

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении реализуются социальные отношения людей.

В общении выделяют три взаимосвязанные стороны :

коммуникативная , состоит в обмене информацией между людьми;

интерактивная : заключается в организации взаимодействия между людьми, например нужно согласовать действия, распределить функции или повлиять на настроение, поведение, убеждения собеседника;

перцептивная : включает процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания.

Передача информации

Восприятие друг друга

Взаимооценка партнерами друг друга

Взаимовлияние партнеров

Взаимодействие партнеров

Управление деятельностью и т.д.

К средствам общения относятся:

1) Язык : система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на данном языке, это и делает возможным общение; если я говорю «стол», я уверен, что любой мой собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и я, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, «субъективный» смысл, поэтому мы не всегда правильно понимаем друг друга.

2) Интонация , эмоциональная выразительность, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе.

3) Мимика, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы.

4) Жесты как средства общения могут быть как общепринятыми, т. е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т. е. служить для большей выразительности речи.

Расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

В процедуре общения выделяют следующие этапы:

1) Потребность в общении (необходимо сообщить или узнать информацию, повлиять на собеседника и т. п.) побуждает человека вступить в контакт с другими людьми.

2) Ориентирование в целях и ситуации общения .

3) Ориентирование в личности собеседника.

4) Планирование содержания своего общения : человек представляет себе (обычно бессознательно), что именно скажет.

5) Бессознательно (иногда сознательно) человек выбирает конкретные средства , речевые фразы, которыми будет пользоваться, решает, как говорить, как себя вести.

6) Восприятие и оценка ответной реакции собеседника, контроль эффективности общения на основе установления обратной связи.

7) Корректировка направления, стиля, методов общения .

Если какое-либо из звеньев акта общения нарушено, то говорящему не удается добиться ожидаемых результатов: общение окажется неэффективным. Эти умения называют социальным интеллектом, практически-психологическим умом, коммуникативной компетентностью, коммуникабельностью.

Имеется несколько классификацией функций общения . В. Н. Панферов выделяет их шесть:

-коммуникативная (осуществление взаимосвязи людей на уровне индивидуального, --группового и общественного взаимодействия)

-информационная (обмен информацией между людьми)

-когнитивная (осмысление значений на основе представлений воображения и фантазии)

-эмотивная (проявление эмоциональной связи индивида с действительностью)

-конативная (управление и коррекция взаимных позиций)

-креативная (развитие людей и формирование новых отношений между ними)

Коммуникативная сторона общения, ее характеристика.

Коммуникативная сторона общения состоит в обмене информацией между людьми. Понимание человека человеком связано с установлением и сохранением коммуникации.

Источники информации в общении:

Сигналы непосредственно от другого человека;

Сигналы от собственных сексорно-перцептивных систем;

Информация об итогах деятельности;

Информация от внутреннего опыта;

Информация о вероятном будущем.

Человек должен уметь каким-то образом отличать “хорошую” информацию от “плохой". Б. Ф. Поршнев пришел к выводу, что речь является способом внушения, или суггестии , но имеется “налицо и встречная психологическая активность, называемая контрсуггестией, противовнушением, которая содержит в себе способы защиты от действия речи”.

Б. Ф. Поршнев выделил 3 вида контрсуггестии: избегание, авторитет и непонимание. Избегание подразумевает уклонение от контактов с партнером (человек невнимателен, не слушает, не смотрит на собеседника, находит повод отвлечься). Избегание проявляется не только уходе от общения с другим человеком, но и уклонение от определенных ситуаций. Например, люди, которые не хотят, чтобы на их мнение или решение оказывали влияние просто не приходят на заседания или на назначенную встречу. Действие авторитета заключается в том, что, разделив всех людей на авторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии вторым. Можно найти много оснований для присвоения конкретному человеку авторитета (статус, превосходство в параметрах, привлекательность в конкретных ситуациях и т.п.) Определяются основания собственной историей и основными ценностями. Эффективность общения будет зависеть от характера формирования представлений об авторитете у собеседника. Иногда опасная информация может исходить и от людей, которым мы в целом доверяем. В тихом случае защититься мы можем с помощью своеобразного непонимания самого сообщения.

Практически для всех людей важно, чтобы их слушали и слышали. Для всех, кто заинтересован в эффективной коммуникации важно уметь преследовать психологические барьеры, т.е. уметь управлять вниманием.

Существует целая группа приемов привлечения внимания :

-прием “нейтральной фразы”. -В начале общения произносится фраза, не связанная с основной темой, но имеющая смысл и ценность для всех присутствующих.

-прием “завлечения” - говорящий вначале произносит очень тихо, очень непонятно, неразборчиво, что заставляет других вслушиваться.

-прием установления зрительного контакта - пристально глядя на человека, мы привлекаем его внимание; уходя от взгляда, мы показываем, что не желаем общаться. Но в общении важно не только привлечь внимание, но и его поддержать.

Первая группа приемов поддержания внимания - приемы “изоляции” (изолировать общение от внешних факторов - шума, освещения, разговора или уметь изолироваться от внутренних факторов - вместо того, чтобы слушать, обдумывает свои реплики или просто ожидает конца речи, чтобы вступить в разговор самому).

Вторая группа приемов связана с “навязыванием ритма”. Внимание человека постоянно колеблется, поэтому изменяя характеристики голоса и речи, мы не даем возможности собеседнику расслабляться и пропустить нужную информацию.

Третья группа приемов поддержания - приемы акцентировки. Обратить внимание на нужную информацию можно с помощью определенных слов (“прошу обратить внимание на...”), “важно отметить, что...” и т. п.) или за счет контрасты с окружающим фоном.

Коммуникативная сторона общения

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Коммуникативная сторона общения
Рубрика (тематическая категория) Психология

Тема 2. Социальная психология общения

В психологической науке общение традиционно воспринимается как специфический вид совместной деятельности людей. Так, в работах известного отечественного психолога Б. Г. Ананьева человек воспринимается как субъект трех базовых видов деятельности - труда, познания и общения (Ананьев Б. Г. , 1977).

В структуре общения обычно выделяют когнитивный (познавательный), аффективный (эмоциональный) и поведенческий компоненты. Когнитивный компонент связан с обменом информацией словесными (знаковыми) средствами, аффективный - с обменом информацией на эмоциональном уровне, поведенческий - с общением с позиций взаимной регуляции поведения и деятельности партнеров по общению.

Рассмотрим характеристики каждой из выделœенных сторон общения.

Под коммуникацией в узком смысле слова принято понимать процесс обмена информацией между людьми. При этом следует понимать, что, в отличие от простого ʼʼдвижения информацииʼʼ, между двумя устройствами мы имеем дело с отношением двоих индивидов, говорящих ʼʼна одном языкеʼʼ, являющихся активными субъектами и влияющими друг на друга в процессе общения.

Еще Л. С. Выготский отмечал, что ʼʼмысль никогда не равна прямому значению словʼʼ (Выготский Л. С, 1956). По этой причине у общающихся должны быть не только идентичные лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Вместе с тем, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Эти барьеры носят социально-психологический характер.
Размещено на реф.рф
С одной стороны, такие барьеры бывают связаны с социальными, политическими, религиозными, профессиональными различиями, которые порождают разную интерпретацию одних и тех же понятий, а также с различным мировоззрением. С другой стороны, барьеры могут возникнуть вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся: застенчивости, скрытности, некоммуникабельности, а также взаимной неприязни или недоверия.

Информация, исходящая от коммуникатора, должна быть двух типов - побудительная и констатирующая.

Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Выделяется побуждение нескольких видов: активизация (побуждение к действию в заданном направлении), интердикция (запрет нежелательных видов деятельности), дестабилизация (рассогласование или нарушение некоторых форм поведения или деятельности партнера).

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, при этом не предполагается непосредственное изменение поведения. Сам характер сообщения должна быть различным: мера объективности может варьироваться от нарочито ʼʼбезразличногоʼʼ тона изложения до включения в текст сообщения элементов явного убеждения. Убедительность - это способность формировать убеждения, т. е. ʼʼосознанные потребности личности, побуждающие ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациямиʼʼ. Факторы, повышающие убедительность сообщения, изучались и в отечественной социальной психологии, и в зарубежной. Шведский ученый К. Асп сформулировал способы повышения убедительности информации.

1. Релœевантность информации. Все факты и аргументы должны иметь отношение к той идее, которую хочет донести источник информации. Известно, что в первую очередь запоминаются аргументированные факты, во вторую - только факты. Общие утверждения и оценочные суждения оставляют в памяти незначительный след. Соотношение релœевантной информации с другими видами информации определяет ее плотность. Асп предложил разработанный им индекс плотности информации - соотношение количества релœевантных единиц информации с числом, к примеру, слов в сообщении.

2. Широта информации. Выражается в разнообразии аргументации.

3. Глубина информации. Выражается не только в логической, но и в научной обоснованности.

В отечественных исследованиях также приводится целый перечень факторов, способствующих повышению доверия к воспринимаемой информации.

1. Свойство желательности. Человек более склонен доверять тому, что для него приятно или полезно, или тому человеку, который ему симпатичен.

2. Свойство логического следования. В случае если исходная посылка признается человеком истинной, а вывод производится со строгой логической крайне важно стью, то человек будет доверять истинности вывода тем больше, чем короче логическая цепь вывода и чем отчетливее вывод сформулирован в понятиях, выражающих привычные для человека представления.

3. Свойство эмоциональности. Убеждающая сила речевого сообщения пропорциональна его эмоциональной насыщенности. Эмоционально насыщены в порядке убывания: беседа с одним человеком ʼʼс глазу на глазʼʼ, лекция, кино или телœевидение, радио, печатный или рукописный текст.

4. Кумулятивное свойство. Доверие тем выше, чем чаще встречаются факты, послужившие основанием для доверия.

5. Свойство непосредственности. Больше доверия вызывают факты, случившиеся с самим рассказчиком.

6. Свойство согласия. Доверие выше, в случае если другие компетентные лица согласны с приведенными фактами. Причем степень уверенности пропорциональна отношению числа соглашающихся к числу несогласных. И наоборот, сложившаяся уверенность может перейти в сомнение в случае несогласия других компетентных лиц.

7. Свойство ассоциативности. В случае если несколько высказываний имеют убеждающую силу, то эта сила возрастет, в случае если высказывания будут связаны в единую логическую систему.

8. Свойство безразличия. Изложенные факты обычно не вызывают значительного доверия, в случае если они безразличны воспринимающему их слушателю.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существуют несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе: соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. При грубом делœении различают вербальную и невербальную коммуникации (Андреева Г. М., 1998).

При вербальной коммуникации в качестве знаковой системы используют человеческую речь. При помощи речи реализуются кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказыванию), так как он сначала имеет определœенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Важно заметить, что для слушающего смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В последнем случае отчетливо проявляется значение ситуации совместной деятельности: ее осознание включено в сам процесс декодирования, раскрытие смысла сообщения немыслимо вне этой ситуации.

Речь одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

В структуру речевого общения входят:

§ значение и смысл слов, фраз; важную роль играют точность употребления слова, его доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, точность произносимых звуков, слов, выразительность и смысл интонации;

§ речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи;

§ выразительные качества голоса - характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - ʼʼхм-хмʼʼ, ʼʼэ-э-эʼʼ и др.

Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена ʼʼкоммуникативных ролейʼʼ, т. е. смена ʼʼговорящегоʼʼ и ʼʼслушающегоʼʼ, когда реципиент превратится в коммуникатора и своим высказыванием даст знать о том, как он понял смысл принятой информации. Диалог, или диалогическая речь, как специфический вид общения представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, т. е. происходит обогащение, развитие информации.

Кроме вербальных, коммуникативный процесс бывает представлен невербальными средствами.

Жесты при общении несут много информации; в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Существует несколько подходов к разделœению жестов на группы. К первому из них относится разделœение жестов на выразительные исходя из их роли в коммуникативном процессе:

1. Жесты-ʼʼиллюстраторыʼʼ - это жесты сообщения: указатели (ʼʼуказующий перстʼʼ), пиктографы, т. е. образные картины изображения (ʼʼВот такого размера и конфигурацииʼʼ); кинœетографы - движения телом; жесты-ʼʼбитыʼʼ (жесты-ʼʼотмашки>>); идеографы, т. е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы.

2. Жесты - ʼʼрегуляторыʼʼ - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целœенаправленные движения руками.

3. Жесты - ʼʼэмблемыʼʼ - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. К примеру, сжатые руки на манер рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях ʼʼздравствуйтеʼʼ, а поднятые над головой - ʼʼдо свиданияʼʼ.

4. Жесты - ʼʼадапторыʼʼ - это специфические привычки человека, связанные со стремлением установить контакт: касания, похлопывания партнера по плечу, поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и др.)

5. Жесты - ʼʼаффекторыʼʼ - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определœенные эмоции. Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Другая классификация жестов, предложенная А. Пизом (2001), представляет практический интерес для наблюдателя, поскольку позволяет по неконтролируемым или слабо контролируемым движениям узнать скрытые намерения или эмоциональное состояние человека:

1) жесты уверенности - соединœение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;

2) жесты нервозности, неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами, прикосновение к спинке стула перед тем, как на него сесть, и др.;

3) жесты стремления к самоконтролю - руки заведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;

4) жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;

5) жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;

6) жесты расположения к собеседнику - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;

7) жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;

8) жесты неискренности - прикрытие рукой рта; прикосновение к носу как более утонченная форма прикрывания рта͵ свидетельствующая либо о сокрытии истины, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника; бегающий взгляд и др.

Следует отметить, что нюансы, которые придает включение оптико-кинœетической системы знаков в ситуацию коммуникации, оказываются неоднозначными при употреблении одних и тех же жестов, к примеру в различных национальных культурах.

Особая область социальной психологии, где исследуется расположение людей в пространстве при общении, принято называть проксемикой.

Выделяют следующие зоны дистанции при человеческом контакте.

Интимная зона (15-45 см); в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди; для общения в этой зоне характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определœенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделœение адреналина, прилив крови к голове и пр.
Размещено на реф.рф
Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всœегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность.

Личная, или персональная, зона (45-120 см); она служит для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагается только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор.

Социальная зона (120-400 см); эта зона обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинœетах, как правило, с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (свыше 400 см); под этой зоной подразумевается зона для общения с большой группой людей, находящихся, к примеру, на митинге, и пр.

В целом всœе системы невербальной коммуникации, несомненно, играют большую вспомогательную (а иногда самостоятельную) роль в коммуникативном процессе. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, крайне важно й людям для совместной деятельности.

Коммуникативная сторона общения - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Коммуникативная сторона общения" 2017, 2018.

Коммуникация - процесс двустороннего обмена информацией, ведущий ко взаимному пониманию. Коммуникация в переводе с лат. communicatio обозначает «общее, разделяемое со всеми». Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо получить обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Модель коммуникативного процесса включает пять элементов: коммуникатор - сообщение (текст) - канал передачи информации - аудитория (слушатель, приемник) - обратная связь. Процесс коммуникации включает: передачу информации (говорящий кодирует информацию в словах) и понимание информации (слушающий раскодирует слова, извлекает информацию). В любом сообщении существуют два содержательных уровня: информационный и эмоциональный. Обратная связь тоже может быть двух видов: отражение информации и отражение чувств говорящего.

Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов).

Причинами плохой коммуникации могут быть:

  • ? стереотипы - упрощенные мнения относительно отдельных лиц или ситуации, которые препятствуют объективному анализу и пониманию людей, ситуаций, проблем;
  • ? предвзятое представление - склонность отвергать все, что противоречит собственным взглядам, что ново, необычно («верю тому, чему хочу верить»). Человек порой не осознает, что толкование событий другим человеком столь же законно, как и его собственное;
  • ? плохие отношения между людьми, поскольку если отношение человека враждебное, то трудно его убедить в справедливости вашего взгляда;
  • ? отсутствие внимания и интереса собеседника, а интерес возникает, когда человек осознает значение информации для себя: с помощью этой информации можно получить желаемое или предупредить нежелательное развитие событий;
  • ? пренебрежение фактами, т.е. привычка делать выводы-заключения при отсутствии достаточного числа фактов;
  • ? ошибки в построении высказываний: неправильный выбор слов, сложность сообщения, слабая убедительность, нелогичность и т.п.;
  • ? неверный выбор стратегии и тактики общения.

Существует несколько видов стратегий общения: 1 ) открытое -

закрытое общение; 2) монологическое - диалогическое; 3) ролевое (исходя из социальной роли) - личностное (общение «по душам»).

Открытому общению характерны желание и умение выражать полно свою точку зрения и готовность учитывать позиции других. Закрытому - нежелание либо неумение выражать понятно свои мысли, позицию, отношение, информацию. Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях, когда имеется значительная разница в степени предметной компетентности - бессмысленно тратить время и силы на поднятие компетентности неосведомленной стороны, и в конфликтных ситуациях, когда открытие своих чувств, планов противнику нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны в том случае, если есть сопоставимость, но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами). Существуют также одностороннее выспрашивание - полузакрытая коммуникация, в которой человек пытается выяснить позиции другого человека, не рассказывая при этом о своей, и истерическое предъявление проблемы - человек открыто выражает свои чувства, проблемы, обстоятельства, не интересуясь тем, желает ли другой человек «войти в чужие обстоятельства», слушать «излияния».

Общение как социально-психологический процесс взаимопонимания между людьми осуществляется по двум основным каналам: речевому (вербальному) и невербальному. Речь как средство общения одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.

Вербальные средства общения: общение предполагает передачу информации, а содержание информации передается при помощи языка, принимает словесную, вербальную форму. При этом смысл информации местами искажается, происходит частично ее потеря. При передаче информации возникшую мысль необходимо сначала оформить словесно во внутренней речи, затем перевести из внутренней во внешнюю, т.е. высказать в словах на определенном языке. Это высказывание должно быть услышано и понято.

Язык - система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения. Слова и правила их употребление едины для всех говорящих на конкретном языке, это и делает возможным общение при помощи языка: если человек говорит «стол», он уверен, что любой его собеседник соединяет с этим словом те же понятия, что и он, - это объективное социальное значение слова можно назвать знаком языка. Но объективное значение слова преломляется для человека через призму его собственной деятельности и образует уже свой личностный, субъективный смысл, поэтому люди не всегда правильно понимают друг друга.

Понимание постоянно корректируется, поскольку общение - это не просто передача информации, а обмен информацией, предполагающий обратную связь. Процесс обмена информацией может быть схематично представлен как система с обратной связью и шумом (искажениями, потерями информации).

В структуру речевого общения входят:

  • 1) значение и смысл слов, фраз («Разум человека проявляется в ясности его речи»). Точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации играют наиважнейшую роль в общении;
  • 2) речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи;
  • 3) выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - «хм-хм», «э-э-э» и др.

При вербальном общении может использоваться не только устная, но и письменная речь - при помощи письменных текстов. Письменные тексты дают возможность передачи информации во времени и пространстве, транслировать интеллектуальный и духовный опыт поколений, требуют тщательно продуманного и логически оформленного выражения мысли в словах, развернутых предложений. Преимущество устной речи перед письменной состоит в экономности, что выражается в необходимости использовать меньшее количество слов, кратких предложений, повышая выразительность и доходчивость общения за счет невербальных средств общения, выражая эмоциональное отношение собеседников.

Отношение человека к обсуждаемой проблеме передается собеседнику невербальными средствами: мимикой, жестами, интонацией.

Чаще всего люди реагируют не на само сообщение, а на то, каким образом передавалась информация.

К невербальным средствам общения относятся:

  • ? интонация, эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
  • ? мимика, поза, взгляд собеседника, которые могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
  • ? жесты как средства общения, которые могут быть как общепринятыми, т.е. иметь закрепленные за ними значения, или экспрессивными, т.е. служить для придания речи большей выразительности.
  • ? расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных, национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.

Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 55%. На основе невербального поведения раскрывается внутренний мир человека, осуществляется формирование психического содержания общения и совместной деятельности.

Невербальные средства общения изучают следующие науки:

  • 1) кинестика - изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций:
    • ? мимика - изучает движение мышц лица,
    • ? жестика - исследует жестовые движения отдельных частей тела,
    • ? пантомимика - изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку;
  • 2) такесика - изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивание и пр.;
  • 3) проксемика - исследует расположение людей в пространстве при общении; выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
    • ? интимная зона (15-45 см) - в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновения. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет за собой определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность,
    • ? личная, или персональная зона (45-120 см) - для обыденной беседы с друзьями и коллегами, предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор,
    • ? социальная зона (120-400 см) - обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
    • ? публичная зона (свыше 400 см) - подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.

Мимика - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице лектора теряется до 10-15% информации. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее У 3 времени разговора. С помощью глаз передаются самые точные сигналы о состоянии человека, поскольку расширение и сужение зрачков не поддается сознательному контролю. Если человек возбужден, заинтересован в чем-то или находится в приподнятом настроении, его зрачки расширяются в четыре раза против нормального состояния. А сердитое, мрачное настроение заставляет зрачки сужаться.

По своей специфике взгляд может быть: деловым, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светским - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимным - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - на другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг в друге, в общении; взгляд искоса говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.

Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление; труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы. Научно доказано, что левая сторона лица гораздо чаще и ярче выдает эмоции человека, особенно отрицательные.

Информацию несут такие движения человеческого тела, как поза, жест, походка. Поза - это положение человеческого тела, типичное для определенной культуры, поза наглядно показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц («уверенная поза», «поза принижения», «закрытые позы», «наполеоновская поза», «открытые позы» и т.п.). Походка человека, его стиль передвижения отражают эмоциональное состояние: гнев, страдание, радость, гордость, усталость и т.п.

Жесты при общении несут много информации. В языке жестов, как и в речевом, есть свои «слова» и «предложения». Богатейший «алфавит» жестов можно разбить на пять групп:

  • 1) жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели («указывающий перст»), пиктографы, т.е. образные картины изображения («вот такого размера и конфигураций»); кинетографы - движения телом; жесты-«биты» (жесты-«отмашки»); идеографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе;
  • 2) жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками;
  • 3) жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях «здравствуйте», а поднятые над головой - «до свидания»;
  • 4) жесты-адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, похлопывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.);
  • 5) жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют и микрожесты: движения глаз, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.

Практика показывает, что люди, желая показать свои чувства, обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений); эти ложные движения, как правило, начинаются с конечностей и заканчиваются на лице. При общении часто возникают следующие виды жестов:

  • ? жесты оценки - почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
  • ? жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле;
  • ? жесты нервозности и неуверенности - переплетение пальцев рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, касание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.;
  • ? жесты самоконтроля - руки, сведенные за спину, при этом одна сжимает другую, поза человека, сидящего на стуле, с вцепившимися руками в подлокотник и др.;
  • ? жесты ожидания - потирание ладоней, медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
  • ? жесты отрицания - сложенные руки на груди, отклоненный назад корпус, скрещенные руки, касание кончика носа и др.;
  • ? жесты-расположения - прикладывание руки к груди, прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
  • ? жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
  • ? жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу (также могут свидетельствовать о наличии сомнений в чем- либо у собеседника), поворот корпуса в сторону от собеседника, «бегающий взгляд» и др.

Умение распознавать и понимать жесты (жесты собственности, ухаживания, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях и их настрое. (Рекомендуем прочитать: Ни- ренберг Дж., Калеро Г. Как читать человека словно книгу. М., 1990.)

Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

Причиной затруднений в процессе общения могут быть коммуникативные барьеры - психологические препятствия на пути восприятия адекватной информации между партнерами по общению. А.А. Бодалев выделил следующие виды барьеров: барьеры понимания (фонетическое непонимание из-за нечеткой дикции, семантическое непонимание из-за многозначности используемых слов, профессиональных и культурно-национальных различий; стилистическое непонимание из-за длинных сложных предложений, логическое непонимание из-за различия типов мышления собеседников), барьеры социально-культурного различия (социально-культурные, религиозные, политические, профессиональные различия приводят к разной интерпретации одних и тех же слов), барьеры отношения (негативное отношение к собеседнику вызывает негативное отношение к его словам, информации).

Эффективное общение невозможно, если собеседники не желают или не умеют слушать друг друга, не умеют использовать те виды слушания, которые наиболее уместны в той или иной ситуации общения. Можно выделить следующие виды слушания: пассивное, активное, эмпатическое.

Вид слушания, в котором на первый план выступает отражение информации, называют активным слушанием. Наиболее общепринятыми приемами, характеризующимися активное слушание, является постоянное уточнение правильности понимания информации, которую хочет донести собеседник, путем задания уточняющих вопросов типа: «Правильно я вас понял, что..», парафразов: «Таким образом, вы хотите сказать...» или: «Другими словами, вы имели в виду...» Применение таких простых приемов общения позволяет достичь сразу две цели:

  • 1) обеспечивается адекватная обратная связь - собеседник может отследить, что передаваемая им информация правильно понята;
  • 2) партнер по общению косвенным образом информирует своего собеседника о том, что перед ним не ребенок, которому можно указывать, и не «диктофон», в который можно диктовать свои мысли и рассуждения, а равный ему партнер.

Активное слушание незаменимо в деловых переговорах, в ситуациях, когда партнер по общению равен или сильнее своего собеседника, а также в конфликтных ситуациях, когда человек ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство. Приемы активного слушания работают только тогда, когда собеседники учитывают ситуацию, содержание разговора и эмоциональное состояние друг друга.

Если человек находится в состоянии эмоционального аффекта, в состоянии сильного эмоционального возбуждения, в таких случаях эффективно работает так называемое пассивное слушание. Тут важно просто слушать человека, просто давать ему понять, что он не один, что его слушают, понимают и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют такие приемы, как «угу-реакции», фразы типа: «Да- да», «Ну конечно». При этом не следует молчать, потому что глухое молчание у любого человека вызывает раздражение, а у возбужденного человека это раздражение будет усилено, задавать уточняющих вопросов, потому что это усилит раздражение партнера, говорить собеседнику: «Успокойся, не волнуйся, все уладится» - подобные слова могут быть восприняты как проявление непонимания, недооценки его проблемы.

Существуют определенные правила эмпатического слушания:

  • 1) необходимо настроиться на слушание: на время забыть свои проблемы, собственные переживания и постараться понять то, что чувствует ваш собеседник, «увидеть» его эмоции;
  • 2) в своей реакции на слова партнера необходимо в точности отражать переживание, чувство, эмоцию, стоящие за высказыванием партнера по общению, но сделать это так, чтобы собеседник почувствовал, что его чувство не только правильно понято, но и принято вами;
  • 3) необходимо помнить, что эмпатическое слушание - не интерпретация скрытых от собеседника тайных мотивов его поведения. Надо только отразить чувство партнера, но не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства;
  • 4) необходимо выдерживать паузы. После вашего ответа собеседнику обычно надо промолчать, подумать. Паузы необходимы собеседнику для того, чтобы разобраться в своем переживании.

2.1. Сущность коммуникативной стороны общения

2.2. Речь как основное средство общения

2.3. Монологическая и диалогическая речь

2.4. речевой этикет

2.5. Существенные особенности процесса слушания как вида речевой деятельности

2.6. Основные барьеры слушания

2.7. Невербальные средства общения

2.8. Обратная связь в общении

резюме

Термины и понятия

Вопросы для проверки знаний

Задача для индивидуальной работы

Литература для углубленного изучения

Изучив материал этого раздела, вы будете знать:

Особенности и составляющие коммуникативной стороны общения;

Существенные особенности вербальных и невербальных средств общения,

Функции и коммуникативные качества речи;

Характерные особенности монологической речи;

Правила использования речевого этикета;

Существенные особенности процесса слушания,

Специфику каждого стиля слушания;

Барьеры, возникающие в процессе слушания;

Основные составляющие невербальных средств общения и особенности их интерпретации,

а также уметь :

Строить выступление перед аудиторией с учетом коммуникативных качеств речи;

Анализировать, какие вербальные и невербальные средства общения целесообразно использовать в конкретной ситуации;

Выделять возможные барьеры слушания в процессе общения;

Владеть речевым этикетом;

Характеризовать различные типы слушателей;

Анализировать невербальные сигналы собеседника.

Сущность коммуникативной стороны общения

Коммуникативная сторона заключается в обмене информацией между собеседниками.

Коммуникация в узком смысле - обмен различными предложениями, идеями, интересами, настроениями. В широком же смысле она рассматривается как информация, связанная с конкретным поведением собеседников.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что во время совместной деятельности люди обмениваются между собой различными предложениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и др. Все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. В условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Во-первых, общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как восприятие его другой системой, так как, в отличие от простого "движения информации» между двумя устройствами, здесь мы имеем дело с отношениями двух индивидов, каждый из которых активным субъектом: взаимное информирование их допускает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и своего партнера, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник появляется тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, то есть анализировать его мотивы, цели, установки (кроме, разумеется, анализа своих собственных целей, мотивов, установок), " обращаться "к нему.

Поэтому в коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, а как минимум активный обмен ею. Суть коммуникативного процесса - не просто взаимное информирование, но и общее понимание предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Во-вторых, характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса. Коммуникативное воздействие, что здесь возникает, есть не что иное, как психологическое воздействие одного коммуникатора на другой с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удался это влияние. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, сложившихся между участниками коммуникации.

В-третьих, коммуникативное воздействие как результат обмена информацией возможно лишь тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или подобную систему кодификации и декодификации. Обыденным языком это правило выражается в словах: "Все должны говорить на одном языке".

Это особенно важно потому, что коммуникатор и реципиент в коммуникативном процессе постоянно меняются местами. Всякий обмен информацией между ними возможен лишь при условии, что знаки и, главное, закрепленные за ними значения известны всем участникам коммуникативного процесса. Только принятие единой системы значений обеспечивает возможность партнеров понимать друг друга.

Наконец, в-четвертых, в условиях человеческой коммуникации могут возникать совершенно специфические коммуникативные барьеры. Они не связаны с уязвимыми местами в каком-нибудь канале коммуникации или с погрешностями кодирования и декодирования, а носят социальный или психологический характер. С одной стороны, такие барьеры могут возникать из-за того, что отсутствует понимание ситуации общения, вызванное не просто различным языком, на котором говорят участники коммуникативного процесса, но различиями более глубокого плана, существующими между партнерами. Это могут быть социальные, политические, религиозные, профессиональные различия, которые не только порождают разную интерпретацию тех же понятий, употребляемых в процессе коммуникации, но и вообще различное мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такого рода барьеры порождены объективными социальными причинами, принадлежностью партнеров по коммуникации к различным социальным группам, и во время их проявления особенно четко выступает принадлежность коммуникации к более широкой системы общественных отношений. Коммуникация в этом случае демонстрирует ту свою характеристику, что она является лишь стороной общения. Естественно, что процесс коммуникации осуществляется и при наличии этих барьеров: даже военные противники ведут переговоры. Но вся ситуация коммуникативного акта значительно усложняется из-за их наличие.

С другой стороны, барьеры в коммуникации могут носить и более выраженный психологический характер. Они могут возникнуть или вследствие индивидуальных психологических особенностей общающихся (например, чрезмерная застенчивость одного из них, скрытность другого, присутствие у кого черты, получила название "необщительность"), или в силу сложившихся между собеседниками особых психологических отношений: неприязни к друг другу, недоверия и т.

В построении типологии коммуникативных процессов целесообразно воспользоваться понятием "направленность сигналов". В теории коммуникации этот срок позволяет выделить: а) аксиальный коммуникативный процесс (от лат. Axis - "ось"), когда сигналы направлены единичным приемникам информации, то есть отдельным людям; б) ретиаль- ный коммуникативный процесс (от лат. rete - "сеть"), когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов. В эпоху научно-технического прогресса в связи с бурным развитием средств массовой информации особое значение приобретает исследование ретиальна коммуникативных процессов, поскольку в этом случае отправки сигналов группе заставляет членов группы осознать свою принадлежность к этой группе, постольку в случае ретиальна коммуникации происходит тоже не просто передача информации, но и социальная ориентация участников коммуникативного процесса.

Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов: побудительная и Констатувальна. Побудительная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие. Стимуляция, в свою очередь, может быть различной: 1) активизация, то есть побуждение к действию в заданном направлении; 2) интердикция, то есть побуждения, наоборот не допускает определенных действий, запрет нежелательных видов деятельности; 3) дестабилизация - рассогласование или нарушение некоторых автономных форм поведения или деятельности.

Информация Констатувальна выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различным: мера объективности может варьироваться от умышленно "безразличного" тона изложения до включения в текст сообщения достаточно явных элементов убеждения. Вариант сообщения задается коммуникатором, то есть тем лицом, от которого поступает информация.

Структура общения между людьми состоит из интерактивной, коммуникативной и перцептивной сторон. Каждая из этих сторон имеет свои особенности. Например, интерактивная сторона характеризуется обменом действий, то есть организацией взаимодействия между общающимися людьми. Перцептивная заключается в процессе восприятия, познания друг друга посредством общения, а также в установлении взаимопонимания. Коммуникативная сторона общения - это непосредственный обмен информацией между несколькими индивидами. В данном случае «информацию» можно рассматривать как идеи, настроения, интересы, установки, чувства и прочее.

Каждая из сторон общения требует детального и тщательного рассмотрения.

Представить общение без коммуникации просто невозможно. Всегда необходимо помнить, что коммуникативная сторона общения имеет очень важное значение для его участников. Следует отметить, что характер обмена любой информацией при помощи системы знаков может существенно повлиять на каждую из общающихся сторон. Другими словами, обмен информацией всегда подразумевает воздействие на поведение другого человека. Определенные знаки значительно влияют на соучастников коммуникативного общения. Знаки в общение играют такую же роль, как орудия в труде.

В свою очередь коммуникативная сторона общения бывает вербальной при помощи речи) и невербальной (передача информации посредством различных действий).

Вербальные средства коммуникации - это письменная (в ее смысловом значении) и устная речь.

Бытует мнение, что темп речи, интонация голоса и другие сопутствующие проявления также относят к вербальной категории. Однако если учесть, что подобные факторы могут не только дополнять, но и полностью уничтожать прямой смысл сказанного, то можно с уверенностью утверждать, что невербальные средства - это те, которые не являются «словами». Следовательно, следует выделить следующие невербальные средства коммуникации:

Околоречевые средства, то есть темп, интонация, громкость, тембр голоса, дикция, ритм речи и так далее;

Зоны общения, то есть дистанция, расстояние между участниками общения;

Кинесические средства, то есть походка, жесты, поза тела, мимика, прикосновение к партнёру и др.;

Место и время общения;

Запахи: индивидуальные или окружающей среды;

Почерк, одежда, аксессуары, причёска и прочее.

Таким образом, психология коммуникации заключается в «расшифровке» невербальных и вербальных сигналов. Основываясь на мнении психологов, можно утверждать, что человек постигает приблизительно 10% информации, которой владеет мозг. Отсюда следует, что анализ и расшифровка происходят не столько на сознательном уровне, сколько на бессознательном.

Отметим, что коммуникативная сторона общения может включать в себя и специфические барьеры. Такие барьеры носят психологический или социальный характер. может возникнуть из-за отсутствия понимания ситуации. Причины для этого самые разнообразные. Это могут быть профессиональные, социальные и политические различия. Они порождают различное истолкование понятий, которые употребляются в коммуникативном процессе, а также разное мировоззрение, миропонимание и мироощущение.

Можно сделать вывод, что коммуникативная сторона общения - психологическая категория. Так как общение - довольно важное условие человеческой жизни и одна из основных потребностей каждого из нас. Коммуникация формирует систему отношений человека ко всему окружающему миру. От умения общаться зачастую зависит уровень нашей популярности в обществе, наша успешность в жизни и так далее. Каждый должен уметь общаться правильно.