Перспективы развития пенсионного обеспечения педагогических работников. Досрочная пенсия

2. Досрочная пенсия работникам образовательных учреждений

Под досрочным предоставлением трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей понимается ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в целях их материального обеспечения.

Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Для пенсионного обеспечения данной категории постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Указанный Список содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, и идеология его применения исходит из точного соответствия наименования должностей и учреждений, в которых протекала работа, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных в Списке.

При осуществлении работы в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списком, период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитывается. Например, не предусмотрены Списком такие учреждения, как детский комбинат, комплекс, соответственно работа в таком учреждении не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ

Списком предусмотрены должности: директор (начальник, заведующий), заместитель руководителя (при условии, если его деятельность связана с образовательным процессом), заведующий учебной частью, преподаватель, в т.ч. старший, воспитатель, в т.ч. старший, воспитатель-методист, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог, воспитатель ясельной группы и другие должности.

Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Так, например, не засчитывается для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работа в должностях пионервожатой, методиста, психолога, руководителя кружка, сестры-воспитателя и др.

Работа в отдельных должностях при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в зависимости от времени ее выполнения. Так, работа в должностях воспитателя-методиста, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается только за периоды до 01.11.1999; в должностях педагога, педагога-воспитателя, медицинской сестры ясельной группы - за периоды до 01.01.1992.

Руководители дошкольных учреждений (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка - детские сады) и их заместители с 01.11.1999 права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. Стаж в указанных учреждениях и должностях засчитывается только до 01.11.1999.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 29.10.2002, но не во всех предусмотренных Списками учреждениях, а только в учреждениях социальной и коррекционной направленности.
По общему правилу исчисления специального стажа, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, предусмотренных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением должности музыкального руководителя, работа которого требует подтверждения выполнения установленной нормы рабочего времени за весь период деятельности в данной должности.

Исключение из установленного правила составляют учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ. Подтверждение выполнения нормы рабочего времени для них не требуется. Также независимо от выполнения нормы рабочего времени и ведения преподавательской работы засчитывается в стаж работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Напротив, для заместителей руководителей по научной, методической работе требуется дополнительное подтверждение непосредственной занятости с образовательным (воспитательным) процессом.

Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ - интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240 часов до 360 часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях.

Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержат учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детская школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, дворец пионеров и школьников, центр детского творчества и др.

Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001 не засчитывается.

В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067.

Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, с 01.11.1999 до 12.11.2002 - постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, с 12.11.2002 - постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781).

В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности.

Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-ёх лет действующее законодательство не предусматривает.

Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992, до исполнения ребенку 1,5 лет.

Следует отметить, что выбор наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав осуществляется индивидуально при обращении граждан за назначением досрочной трудовой пенсии.

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Гражданам Российской Федерации гарантируется свобода выбора формы получения образования, образовательного учреждения и направления подготовки (специальности)...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

v гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения; v гарантии и компенсации работникам...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию Государственная аккредитация - свидетельство установленного образца...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

v гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования; v гарантии и компенсации работникам...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

v гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) образовательных учреждениях; При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя...

Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением

Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм...

Государственная поддержка создания и развития инновационных образовательных учреждений (на материалах Управления образования и науки Липецкой области)

Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека...

Понятие системы образования

Образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Федерации), муниципальными, негосударственными (частными...

Правовое регулирование начального профессионального образования. Механизм обеспечения права на начальное профессиональное образование

Стратегические цели и задачи деятельности системы образования округа определены в соответствии с действующим федеральным и окружным законодательством, приоритетами государственной образовательной политики...

Управление системой образования

управление образование лицензирование аттестация Аттестационные комиссии формируются Госинспекцией по аттестации учебных заведений России из числа научно-педагогических работников ведущих образовательных учреждений...

Характеристика бюджетных расходов на образование

Оптимизация бюджетной сферы образования, осуществляемая в рамках общей социально - экономической политики Правительства Российской Федерации, должна быть направлена, прежде всего...

Под досрочным предоставлением трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей понимается ежемесячная денежная выплата, устанавливаемая педагогическим работникам в соответствии с пп. 10 п. 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях Российской Федерации» в целях их материального обеспечения.

Досрочная трудовая пенсия в связи с педагогической деятельностью устанавливается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста. Для пенсионного обеспечения данной категории постановлением Правительства РФ №781 от 29.10.2002 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную трудовую пенсию и Правила исчисления стажа работы, дающей право на досрочную трудовую пенсию.

Указанный Список содержит исчерпывающий перечень должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж на соответствующих видах работ, и идеология его применения исходит из точного соответствия наименования должностей и учреждений, в которых протекала работа, наименованиям должностей и учреждений, предусмотренных в Списке.

При осуществлении работы в учреждении, наименование которого не предусмотрено Списком, период работы в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости не засчитывается. Например, не предусмотрены Списком такие учреждения, как детский комбинат, комплекс, соответственно работа в таком учреждении не засчитывается в стаж на соответствующих видах работ

Списком предусмотрены должности: директор (начальник, заведующий), заместитель руководителя (при условии, если его деятельность связана с образовательным процессом), заведующий учебной частью, преподаватель, в т.ч. старший, воспитатель, в т.ч. старший, воспитатель-методист, организатор внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, мастер производственного обучения, учитель, учитель-логопед, логопед, учитель-дефектолог, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, социальный педагог, педагог-психолог, педагог, воспитатель ясельной группы и другие должности.

Периоды работы в должностях, не предусмотренных Списком либо имеющих любые отклонения в их наименовании, не засчитываются в стаж на соответствующих видах работ. Так, например, не засчитывается для назначения досрочной трудовой пенсии по старости работа в должностях пионервожатой, методиста, психолога, руководителя кружка, сестры-воспитателя и др.

Работа в отдельных должностях при определении права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости засчитывается в зависимости от времени ее выполнения. Так, работа в должностях воспитателя-методиста, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми засчитывается только за периоды до 01.11.1999; в должностях педагога, педагога-воспитателя, медицинской сестры ясельной группы - за периоды до 01.01.1992.

Руководители дошкольных учреждений (детские сады, ясли-сады, детские ясли, центры развития ребенка - детские сады) и их заместители с 01.11.1999 права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости не имеют. Стаж в указанных учреждениях и должностях засчитывается только до 01.11.1999.

Работа в должностях социального педагога, педагога-психолога, инструктора по труду засчитывается в стаж на соответствующих видах работ по Списку от 29.10.2002, но не во всех предусмотренных Списками учреждениях, а только в учреждениях социальной и коррекционной направленности.По общему правилу исчисления специального стажа, периоды выполнявшейся до 01.09.2000 работы в должностях в учреждениях, предусмотренных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 01.09.2000 - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением должности музыкального руководителя, работа которого требует подтверждения выполнения установленной нормы рабочего времени за весь период деятельности в данной должности.

Исключение из установленного правила составляют учителя начальных классов общеобразовательных учреждений и учителя, расположенных в сельской местности общеобразовательных школ. Подтверждение выполнения нормы рабочего времени для них не требуется. Также независимо от выполнения нормы рабочего времени и ведения преподавательской работы засчитывается в стаж работа в должности заместителя директора по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, учебно-производственной работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом. Напротив, для заместителей руководителей по научной, методической работе требуется дополнительное подтверждение непосредственной занятости с образовательным (воспитательным) процессом.

Отдельные правила в части ведения преподавательской работы установлены для руководителей отдельных учреждений (например, для директоров общеобразовательных учреждений, общеобразовательных школ - интернатов, специальных (коррекционных) образовательных учреждений и др.). Начиная с 01.09.2000, для зачета в стаж периода работы в качестве руководителя учреждения, требуется выполнение установленного объема преподавательской работы (от 240 часов до 360 часов в год). Преподавательская работа может осуществляться, как в одном, так и в нескольких образовательных учреждениях.

Помимо образовательных, социальных и коррекционных учреждений для детей, Список содержат учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), работа в которых также дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. К таким учреждениям относятся, например, детская школа искусств, детско-юношеские спортивные школы, специализированные детско-юношеские спортивные школы олимпийского резерва, дворец пионеров и школьников, центр детского творчества и др.

Для работников указанных учреждений установлены дополнительные условия. Периоды работы в учреждениях дополнительного образования с 01.01.2001 засчитываются в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости при наличии на 01.01.2001 стажа работы в должностях и учреждениях, предусмотренных в Списке, не менее 16 лет 08 месяцев и одновременно факта работы в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 в соответствующих должностях в учреждениях дополнительного образования. При отсутствии одного из перечисленных условий работа в учреждениях дополнительного образования детей с 01.01.2001 не засчитывается.

В связи с принятием постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П при определении права на досрочную трудовую пенсию применяются нормы ранее действовавшего законодательства: Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением СМ РСФСР от 06.09.1991 №463; Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067.

Указанный порядок применения законодательства ограничен временными рамками действия соответствующих нормативных актов (до 01.11.1999 применяется постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 №463, с 01.11.1999 до 12.11.2002 - постановление Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 №1067, с 12.11.2002 - постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 №781).

В соответствии с действующим законодательством в специальный стаж наряду с периодами работы засчитываются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительного оплачиваемых отпусков. Отпуск по беременности и родам не исключается из продолжительности стажа педагогической деятельности.

Включение в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до 3-ёх лет действующее законодательство не предусматривает.

Вопрос о зачете в специальный стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком может рассматриваться в рамках применения постановлениям Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 №2-П, т.е. с учетом ранее действовавшего законодательства, в соответствии с которым в стаж педагогической деятельности засчитываются периоды нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком, предоставляемом в период до 06.10.1992, до исполнения ребенку 1,5 лет.

Следует отметить, что выбор наиболее выгодного варианта оценки пенсионных прав осуществляется индивидуально при обращении граждан за назначением досрочной трудовой пенсии.

В настоящее время основной закон, регулирующий обеспечение государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования, – Закон № 273‑ФЗ . Его ст. 47 установлены права и свободы педагогических работников и гарантии реализации этих прав и свобод. В соответствии с пп. 5 п. 5 указанной статьи они имеют право на получение досрочно педагогической пенсии по старости согласно законодательству РФ. В статье подробно рассмотрим порядок назначения досрочно педагогической пенсии.

С 01.01.2015 действует Федеральный закон от 28.12.2013 № 400‑ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400‑ФЗ), который заменил ранее действующий Закон № 173‑ФЗ . Статьей 8 Закона № 400‑ФЗ установлены условия назначения страховой пенсии по старости: право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Условием для назначения такой пенсии является наличие не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 (п. 2 и 3 ст. 8 Закона № 400‑ФЗ).

Однако в ст. 30 Закона № 400‑ФЗ названы категории работников, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии. В частности, это касается педагогических работников. Итак, согласно пп. 19 ч. 1 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 данного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Отметим, что при назначении досрочно педагогической пенсии работники должны не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в учреждениях). Это следует из ч. 2 ст. 30 Закона № 400‑ФЗ.

Там же сказано, что списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 ст. 30, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

В настоящее время согласно пп. «м» п. 1 Постановления № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей в соответствии со ст. 30 Закона № 400‑ФЗ, применяются:

Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Список);

  • для учета соответствующей деятельности за период с 01.11.1999 по 31.12.2001 (включительно) – Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 № 1067;
  • для учета соответствующей деятельности за период с 01.01.1992 по 31.10.1999 (включительно) – Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463;
  • для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992, – Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»).

Кроме этого, ст. 30 Законом № 400‑ФЗ предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу данного закона:

  • засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов по законодательству, действовавшему в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии (ч. 3);
  • могут исчисляться с применением правил исчисления, преду­смотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).

А также определено, что в случае изменения организационно-правовой формы и (или) наименований учреждений (организаций), предусмотренных п. 19 – 21 ч. 1 данной статьи, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности тождественность профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы и (или) наименования соответствующего учреждения (организации), профессиональной деятельности, выполнявшейся до такого изменения, устанавливается в порядке, определяемом Правительством РФ (ч. 5).

Педагоги пенсия.

если наименование должности изменилось?

Поскольку наименования некоторых должностей за последнее время изменились, для того, чтобы сотрудники, которые работали или работают в должностях, не поименованных в Списке, могли также воспользоваться правом на досрочную трудовую пенсию, были разработаны нормативные документы, которые предусматривают тождественное наименование должности:

а) Приказом Минздравсоцразвития РФ от 05.07.2005 № 440 установлено, что наименования должностей «воспитатель школьной группы», «воспитатель школьного отделения», «воспитатель дошкольной группы», «воспитатель дошкольного отделения», «воспитатель логопедической группы», «воспитатель речевой группы», «воспитатель специальной (коррекционной) группы», «воспитатель коррекционной группы»,

«воспитатель группы коррекции», «воспитатель пришкольного интерната», «воспитатель группы продленного дня», «воспитатель интерната (при школе)», «воспитатель ясельной группы», «воспитатель садовой группы», «воспитатель санаторной группы», «воспитатель интернатной группы», «воспитатель подготовительной группы» тождественны наименованию должности «воспитатель», предусмотренному Списком;

б) Постановлением Минтруда РФ от 23.06.2003 № 39 – что на­именование должности «музыкальный работник» тождественно наименованию должности «музыкальный руководитель», преду­смотренному Списком.

Итак, педагогические работники, чьи должности изменились, но тождественны должностям из Списка, имеют право на получение досрочно педагогической пенсии. Это подтверждается и судебной практикой. К примеру, в Апелляционном определении Астраханского областного суда от 15.05.2013 № 33‑1416/2013 указано: должность «воспитатель» признана тождественной должности «воспитатель группы продленного дня», следовательно, истица имеет право на досрочную пенсию. Аналогичная ситуация была рассмотрена в апелляционных определениях Новосибирского областного суда от 26.02.2015 № 33‑1639/2015, Кемеровского областного суда от 24.03.2015 № 33‑2892.

Педагоги пенсия.

Имеют ли право на досрочную пенсию педагогические работники,

если наименование учреждения со временем изменилось?

Чтобы в этом разобраться, необходимо воспользоваться тождественными наименованиями, которые утверждены следующими нормативными документами:

а) Постановлением Минтруда РФ от 25.07.2003 № 57. Установлено, что наименование «детская школа искусств, в том числе по виду (видам) искусств», предусмотренное Списком, тождественно наименованию «экспериментальная детская школа искусств»;

б) приказами Минздравсоцразвития:

  • от 15.04.2005 № 278 – наименование «лицей», предусмотренное Списком, тождественно наименованию «школа-лицей», «гимназия» = «школа-гимназия»;
  • от 11.09.2007 № 585 – наименование «детский дом-интернет для умственно отсталых детей» = «детский психоневрологический дом-интернат»;
  • от 15.09.2009 № 747н – «специальная (коррекционная) школа-интернат для детей с отклонениями в развитии» = «специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»; «специальный (коррекционный) детский дом для детей с отклонениями в развитии» = «специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»;
  • от 20.07.2010 № 527н – «начальная школа (школа) – детский сад» = «комплекс «детский сад – начальная школа (школа)».

Из приведенных нормативных документов следует, что педагогические работники при изменении наименования учреждения имеют право на получение досрочно педагогической пенсии, если эти наименования тождественны наименованиям, предусмотренным Списком. Это подтверждается судебной практикой: см. Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 10.06.2014 № 33‑4736/2014.

Досрочно педагогическая пенсия:

порядок исчисления стажа для назначения.

В настоящее время для определения стажа для назначения такой пенсии педагогическим работникам применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781 (далее – Правила № 781) (п. 3 Постановления № 665).

Согласно п. 3 Правил № 781 в стаж засчитываются в порядке, предусмотренном данными правилами, периоды работы на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, в том числе:

  • периоды работы, выполнявшейся до 01.09.2000, на должностях и в учреждениях, указанных в Списке, засчитываются в стаж независимо
    от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) за исключением случаев, определенных Правилами № 781;
  • периоды работы, выполнявшиеся с 01.09.2000, засчитываются при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных Правилами № 781.

Расскажем о нюансах включения в стаж некоторых периодов :

1) периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка), в учреждениях социального обслуживания (п. 1.13 раздела «На­именование учреждений» Списка), а также работы в должности музыкального руководителя засчитываются в стаж при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа;

2) период работы в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений (п. 1.1 раздела «Наименование учреждений» Списка), учителя расположенных в сельской местности общеобразовательных школ всех наименований (за исключением вечерних (сменных) и открытых (сменных) общеобразовательных школ) включается в стаж работы независимо от объема выполняемой учебной нагрузки;

3) период работы в учреждениях здравоохранения (п. 1.14 раздела «Наименование учреждений» Списка) засчитывается в стаж работы только по должностям воспитателя и старшего воспитателя;

4) период работы в должности директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. 1.1, 1.2 и 1.3 (кроме детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии) и п. 1.4 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, за период до 01.09.2000 засчитывается независимо от ведения преподавательской работы. Данная работа, но в период начиная с 01.09.2000 засчитывается при условии ведения преподавательской работы в том же или в другом учреждении для детей в объеме не менее 6 часов в неделю (240 часов в год), а в учреждениях среднего профессионального образования, указанных в п. 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, при условии ведения преподавательской работы в объеме не менее 360 часов в год;

5) период работы в должностях директора (начальника, заведующего) детских домов, в том числе санаторных, специальных (коррекционных) для детей с отклонениями в развитии, а также заместителя директора (начальника, заведующего) по учебной, учебно-воспитательной, воспитательной, производственной, учебно-производственной и другой работе, непосредственно связанной с образовательным (воспитательным) процессом, которая выполнялась при нормальной или сокращенной продолжительности рабочего времени, пре­дусмотренной трудовым законодательством, учреждений, указанных в п. 1.1 – 1.7, 1.9 и 1.10 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается независимо от времени, когда выполнялась эта работа, а также ведения преподавательской работы;

6) период работы в должности директора (начальника, заведующего), заместителя директора (начальника, заведующего) учреждений, указанных в п. 1.8, 1.12 и 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, засчитывается за период до 01.11.1999;

7) периоды работы в должностях педагога, педагога-воспитателя, медсестры ясельной группы засчитываются в стаж за период до 01.01.1992;

8) периоды работы в должностях помощника директора по режиму, старшего дежурного по режиму, дежурного по режиму, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы с детьми, воспитателя-методиста, инструктора слухового кабинета, родителя-воспитателя, а также в должностях, указанных в Списке, в детских домах семейного типа засчитываются в стаж за период до 01.11.1999;

9) периоды работы в должностях социального педагога, педагога-психолога и инструктора по труду засчитываются в стаж в образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указанных в п. 1.3 раздела «Наименование учреждений» Списка, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях для обучающихся (воспитанников) с отклонениями в развитии (п. 1.5 раздела «Наименование учреждений» Списка), в специальных учебно-воспитательных учреждениях открытого и закрытого типа (п. 1.6 раздела «Наименование учреждений» Списка), в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (п. 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка), и в учреждениях социального обслуживания (п. 1.13 раздела «На­именование учреждений» Списка);

10) периоды работы в должностях, указанных в п. 2 раздела «На­именование должностей» Списка, в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка, начиная с 01.01.2001 засчитываются в стаж работы при наличии одновременно следующих условий:

  • на 01.01.2001 у лица имеется стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев;
  • у лица имеется факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 на должностях и в учреждениях, указанных в п. 2 раздела «Наименование должностей» и п. 2 раздела «Наименование учреждений» Списка;

11) периоды работы в должностях Списка в следующих структурных подразделениях организаций (независимо от того, предусмотрены эти организации в Списке или нет): общеобразовательные школы всех наименований (за исключением открытой (сменной) общеобразовательной школы), гимназия, межшкольный учебно-производственный комбинат трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся (межшкольный учебный комбинат), школа-интернат, детский сад, ясли-сад (сад-ясли), детские ясли, техникум, колледж, училище, лицей;

12) период с 01.11.1999 в должностях, указанных в Списке, в вечерних (сменных) общеобразовательных школах, открытых (сменных) общеобразовательных школах, в центрах образования, в вечерних (сменных) профессиональных училищах и в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) засчитывается в стаж при условии обучения в указанных учреждениях не менее 50% детей в возрасте до 18 лет;

13) работа, осуществлявшаяся в предусмотренных Списком должностях в учреждениях РФ за границей, засчитывается в стаж на общих основаниях в порядке, предусмотренном Правилами № 781.


Другие периоды, зачисляемые в стаж для назначения досрочной пенсии.
В пункте 2 Правил № 781 сказано, что при исчислении стажа работы в части, не урегулированной данными правилами, необходимо применять Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516. Данным постановлением установлено, что в стаж для назначения досрочной пенсии также включаются периоды:

  • получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также ежегодные основной и дополнительный оплачиваемые отпуска (п. 5);
  • перевода работника с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на другую работу, не дающую права на указанную пенсию, в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца в течение календарного года. Такая работа приравнивается к работе, предшествующей переводу (п. 9);
  • испытания при приеме на работу, дающую право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Это время включается в стаж независимо от того, выдержал ли испытание работник (п. 10);
  • начального профессионального обучения или переобучения (без отрыва от работы) на рабочих местах в соответствии с ученическим договором (п. 11);
  • перевода в соответствии с медицинским заключением беременной женщины по ее заявлению с работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных вредных факторов. Эта работа приравнивается к работе, предшествующей переводу. Также в стаж засчитываются периоды, когда беременная женщина не работала до решения вопроса о ее трудоустройстве в соответствии с медицинским заключением (п. 12);
  • оплачиваемого вынужденного прогула при незаконном увольнении или переводе на другую работу и последующем восстановлении на прежней работе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п. 14).

Несмотря на Постановление № 516, на практике возникают споры с сотрудниками ПФР о включении указанных периодов в стаж для досрочного назначения пенсии по старости. Например, в Апелляционном определении Ульяновского областного суда от 21.04.2015 № 33‑1645/2015 суд отметил, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации и учебные отпуска подлежат включению в специальный стаж истицы, поскольку являлись периодами трудовой деятельности с сохранением средней заработной платы. В Апелляционном определении Новосибирского областного суда от 26.02.2015 № 33‑1639/2015 арбитры включили в специальный стаж период службы по призыву.

Периоды, которые не подлежат включению в стаж для досрочного назначения пенсии , перечислены в п. 9 Постановления № 516. Это периоды, когда сотрудник был отстранен от работы по причинам из числа следующих:

  • появился на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;
  • на основании медицинского заключения в связи с выявленными противопоказаниями для выполнения работы, предусмотренной трудовым договором (кроме случая, названного в абз. 2 п. 12 Постановления № 516);
  • по требованию органов и должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • не прошел в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
  • не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр;
  • произошел простой (как по вине работодателя, так и по вине работника);
  • в других случаях, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В заключение еще раз отметим, что право на досрочную пенсию имеют педагогические работники, у которых величина индивидуального пенсионного коэффициента составляет не менее 30 и которые не менее 25 лет осуществляли педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. При этом при назначении досрочной пенсии данная категория работников должна не только выработать необходимый стаж, но и трудиться на определенных должностях (в определенных учреждениях).


Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Федеральный закон от 17.12.2001 № 173‑ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Е. А. Соболева
эксперт журнала
«Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»

Трудовое право; право социального обеспечения

УДК 349 ББК 67.99

СТАНОВЛЕНИЕ ИНСТИТУТА ДОСРОЧНОГО ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Ирина Васильевна СИВАКОВА, заведующая кафедрой теории права и государствоведения Института экономики, управления и права Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета, кандидат юридических наук E-mail: [email protected]

Научная специальность: 12.00.05 - трудовое право; право социального обеспечения

Аннотация. В статье излагаются причины и условия развития правового регулирования досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников в советской России. Проводится сравнительно-правовой анализ ранее действовавших и современных норм пенсионного законодательства, формулируются ключевые проблемы в этой области, предлагаются пути их преодоления.

Ключевые слова: досрочные пенсии педагогических работников; пенсионное обеспечение учителей за выслугу лет; списки должностей и учреждений, работа в которых дает право на досрочную пенсию; специальный трудовой стаж.

Annotation. The reasons and conditions of legal regulation of early pension provision for pedagogical workers development in the Soviet Russia are stated in this article. The comparative and legal analysis of earlier operating and modern standards of the pension legislation is carried out, key problems in this area are formulated and ways of their overcoming are offered.

Key words: early pensions of pedagogical workers; pension provision of teachers for long service; lists of positions and establishments, work in which grants the right for early pension; special seniority.

Рецензент - Ф.П. Румянцев, профессор Института экономики, управления и права Нижегородского государственного архитектурно-строительного университета,

доктор юридических наук

Основу современного пенсионного законодательства во многом составляют нормы, разработанные еще в рамках советской системы пенсионного обеспечения. Ярким тому примером служит институт досрочного пенсионного обеспечения педагогических работников, который сформировался в советский период истории России, но по сей день занимает важное место в пенсионной системе.

Советская власть, установившаяся после октября 1917 г., стремилась обеспечить себе максимальную поддержку среди интеллигенции, и в первую очередь мелких служащих, которые выш-

ли «из гущи народа и обслуживали в большинстве своем его интересы и потребности»1. В этой категории правительство особо выделяло педагогических работников, на которых возлагалась «грандиозная задача перестроить всю систему народного просвещения так, чтобы в кратчайшие сроки поднять народную культуру и образование на высшую ступень»2. Поэтому государство оперативно вводит различные меры социальной поддержки в отношении тех учителей, которые проявляли лояльность к советской власти.

ЗАКОН И ПРАВО 07-2015

щению3, в задачи которой входили в том числе поиск и организация источников материальной помощи образовательным учреждениям. Глава этой комиссии народный комиссар просвещения A.B. Луначарский в своем официальном обращении от 29 октября (11 ноября) 1917 г. обратил внимание на особую государственную значимость вопросов обеспечения учителей: «первейшей задачей своей Комиссия считает улучшение положения учителей и прежде всего самых обездоленных и едва ли не самых важных работников культурного дела - народных учителей начальных школ»4. B рамках этого нового направления внутренней политики государства получает развитие и льготное пенсионное обеспечение работников просвещения.

Следует отметить, что в отличие от современного советское пенсионное законодательство строилось на основе строгого классового подхода: пенсии трудящихся и близких к ним социальных групп (светских учителей, низших воинских чинов армии), назначенные еще до революции, сохранялись и росли за счет отмены пенсий бывшим чиновникам дореволюционной России. B период становления Советского государства и права (октябрь 1917 г. - середина 1918 г.) пенсии учителям продолжали выплачиваться в рамках дореволюционной системы государственного пенсионного обеспечения за выслугу лет и общественной взаимопомощи через пенсионные кассы.

До 1920 г. пенсионное обеспечение учителей за выслугу лет продолжало осуществляться на основании дореволюционного Устава о пенсиях и единовременных пособиях по ведомствам ученому и учебному5. Согласно этому документу лица, имеющие 20 лет выслуги на преподавательской службе, получали при выходе на пенсию по отставке половину, а при 25 годах - полный оклад полагавшегося им жалования.

Специального постановления советского правительства по вопросу выплаты пенсий за выслугу лет учителям не принималось, однако в декрете СНК «О нормах оплаты учительского труда» от 26 июня 1918 г.6 говорилось, что все преподаватели имеют равные права на пенсию. Имелись в виду пенсии за выслугу лет, назначенные еще до революции. Сохранение пенсий за выслугу лет для работников просвещения в то время, когда государство переходило к системе пенсионного обеспечения исключительно нетрудоспособных (вследствие инвалидности), объясняется особой значимостью учителей для советского правительства.

B 1920 г., с началом реализации декрета СНК «Об отмене старых пенсий и о пенсионном удов-

летворении старых пенсионеров»7 прекращается выплата всех дореволюционных пенсий за выслугу лет, в том числе и учителям. Об этом свидетельствуют сохранившиеся письма учителей советскому правительству с одной и той же жалобой: «с 1917 г. по 1919 г. я получала казенную учительскую пенсию, но с 1920 г. я лишилась этой пенсии»8.

Следует констатировать, что институт пенсионного обеспечения учителей за выслугу лет на базе дореволюционного законодательства окончательно исчез с 1920 г. Но при этом правительство не могло проигнорировать объективную потребность общества в сохранении досрочного пенсионного обеспечения учителей в рамках новой пенсионной системы.

Отметим, что необходимость пенсионного обеспечения за выслугу лет для учителей была обоснована еще императором Александром II:

«1) средний возраст, в котором начинают службу военную или гражданскую, есть 18 лет, а средний возраст, с которого начинается служба учебная, 23 года; следственно служащие военные и гражданские имеют по крайней мере 5 лет выслуги впереди против учителя;

2) служба учебная не представляет движения по степеням и эта есть главная причина, что до учебной службы мало охотников...

3) одна из важнейших потребностей Правительства есть приобретение для молодого поколения учителей достойных; единственное же преимущество таких людей пред чиновниками заключается ныне только в пенсиях»9.

С переходом к нэпу в стране начинается интенсивное восстановление и развитие народного хозяйства, которое требовало повышения научного потенциала. Недостаток квалифицированных кадров, преданных советским идеалам, особенно остро ощущался в этих условиях. Требовалось в кратчайшие сроки наладить систему образования для трудящихся. Как сейчас, так и тогда признавалось, что «одним из тормозов успешной деятельности в этом направлении были тяжелые материальные условия учителей и других работников просвещения»10.

Для стимулирования длительной, непрерывной работы в профессии учителя, привлечения молодежи в сферу образования правительство принимает решение ввести пенсионное обеспечение за выслугу лет для народных учителей. 15 января 1925 г. было принято постановление ЦИК и СНК СССР «О пенсионном обеспечении учителей школ 1 ступени, сельских и городских и других работников просвещения в деревне»11.

ЗАКОН И ПРАВО 07-2015

Постановлением вводились пенсии за выслугу лет в форме пенсионного страхования для «той группы просвещенцев, которая ближе всего соприкасается с рабочей и крестьянской массой»12: учителей школ 1 -й ступени (городских, сельских, транспортных), руководителей сельских изб-читален, сельских библиотекарей, учителей сельских низших сельскохозяйственных школ и педагогического персонала детских домов в сельских местностях (введение пенсионного обеспечения за выслугу лет работников просвещения носило ярко выраженный классовый характер).

В инструкциях народных комиссариатов труда, просвещения и финансов13 разъяснялось, что на обеспечение за выслугу лет могли претендовать только преподаватели светских предметов. Служба в дореволюционных образовательных учреждениях (в начальных, приходских, начальных национально-религиозных, низших ремесленных школах и т.п.) включалась в выслугу лет, но преподаватели религиозных учений не подлежали досрочному пенсионному обеспечению.

Необходимо отметить, что пенсионное обеспечение за выслугу лет было изначально очень ограничено в круге управомоченных субъектов и распространялось исключительно на тех преподавателей, которые были прямо указаны в законе. Отказ от обеспечения всех работников просвещения объяснялся на тот момент исключительно финансовыми проблемами: «трудно учесть заранее стоимость этого мероприятия, а при строгой бюджетной экономии и недостатке страховых средств необходимо очень осторожно подходить к введению новых расходов, необходимо до придания обеспечению за выслугу лет широких размеров прикинуть на опыте, во что оно должно обойтись»14.

Органам социального страхования при назначении пенсий за выслугу лет предписывалось строго придерживаться списка преподавателей по постановлению от 15 января 1925 г., расширительное толкование перечня не допускалось.

Заметим, что подобная тенденция пенсионного обеспечения работников просвещения строго по спискам сохраняется по сей день. Современное пенсионное законодательство также базируется на исчерпывающих списках должностей и учреждений, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет15.

С введением в действие постановления ЦИК и СНК СССР от 15 января 1925 г. развивается понятие специального трудового стажа, т.е. продолжительность работы в определенных учреждениях, должностях или местностях16. Указанные

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст . Статьи высылаются в формате

РАЗУМОВ А.А. - 2014 г.

Педагогическая деятельность -- это деятельность, которая обеспечивает отношения, возникающие между людьми при передаче духовно-практического опыта от поколения к поколению. Педагогическая деятельность состоит из двух видов: научной и практической.

Педагогическую деятельность может осуществить социально образованный человек, имеющий педагогическое (профессиональное) образование. Предметом педагогической деятельности является вся отобранная и предназначенная для передачи младшему поколению часть культуры, специальная обработка которой и позволяет достичь поставленной цели. Средства, при помощи которых осуществляется педагогическая деятельность, представляют собой, прежде всего, природные свойства и качества, принадлежащие человеку: органы чувств и опорно-двигательный аппарат; социальные качества (способность осознавать, понимать, пользоваться знанием и умением); а также вспомогательные средства: различного рода инструменты, в том числе книги, письменные принадлежности и т. п.

Педагогическая деятельность осуществляется совокупностью действий, приводящих к результату, соответствующему цели. Эта совокупность представляет собой два вида педагогической деятельности: научная и практическая. Научная педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является получение новых знаний о педагогических отношениях взрослых и детей и формах их развития. Научная деятельность изучает всю совокупность отношений, возникающих в педагогической сфере, и вырабатывает рекомендации, нормы и формы научной организации практической деятельности.

Практическая педагогическая деятельность - это вид педагогической деятельности, целью которой является передача необходимой части культуры и опыта старшего поколения младшему. В практической педагогической деятельности происходит передача культуры (опыта) младшему поколению. Писарев В.Е., Писарева Т.Е., Теория педагогики - Воронеж: Издательство «Кварта», 2009. С. 612.