Метод организации и практического осуществления медицинской сестрой. Сестринский процесс - это научно обоснованный метод организации и оказания сестринской помощи, который включает в себя медсестру и пациента как взаимодействующих лиц

Особенности организации сестринского процесса в хирургии


Медицинские сестры на протяжении многих лет вели борьбу за признание самостоятельности своей профессии. В результате этой9 борьбы возникло осознание необходимости:

  1. Определить границы деятельности медицинских сестер;
  2. Определить научный метод оказания сестринской помощи* больным.
Одним из основных и неотъемлемых понятий современной/ модели сестринского дела является сестринский процесс (СП). 1 Термин СП был впервые введен в США Лидией Холл в 1955 году.И В 1966 году В. Хендерсон идентифицировала сестринские действия I как независимое функционирование и установила, что СП исполь-1 зует те же самые стадии, что и научный метод.
СП - это систематизированный метод решения проблем для! предоставления индивидуализированной помощи пациентам при любом состоянии здоровья. В учебнике Основ сестринского делай Поттер П. и Перри А. (1993) дается следующее определение сес-Г тринского процесса: «Процесс ухода за больными представляет собой 1 метод организации и практического осуществления медицинской I сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов».
На сегодняшний день, согласно определению ВОЗ: «СП - это I термин, применяемый к системе характерных видов сестринского I вмешательства в сфере охраны здоровья отдельных людей, их семей и/или групп населения. Конкретно, он подразумевает использова- | ние научных методов определения медико-санитарных потребное- | тей паниента/семьи или общества и на этой основе отбор тех из. них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством сестринского ухода. Сюда также входит планирование мер по удовлетворению данных потребностей, организации ухода и оценка результатов. Сестра в сотрудничестве с другими членами бригады здравоохранения, пользующимися уходом за пациентами или их семьями, определяет задачи, их первоочередность, вид необходимого ухода и мобилизует необходимые ресурсы. Затем она прямо или косвенно оказывает сестринскую помощь. После этого |

она проводит оценку полученных результатов. Информация, полученная при оценке результатов, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств в аналогичных ситуациях сестринского ухода. Таким образом сестринское дело превращается в динамичный процесс собственной адаптации и совершенствования». (Среднесрочная программа ВОЗ по сестринскому делу и акушерству в Европе).


к содержанию

Научность, системность, индивидуальность.

История вопроса

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов – и в западноевропейских моделях сестринского дела. Модели сестринского дела основаны на сестринской философии, отражают знания и практические изменения не только с/дела, но и других дисциплин (этика, медицина, психология, философия, социология и т.д.).

Все концептуальные модели с/дела (Орем, Рой, Хендерсон и др.) включают в себя четыре аспекта с/дела:

1. пациент;

2. сестринское дело;

3. окружающая среда;

4. здоровье.

Требования к профессиональному уходу:

В настоящее время с/процесс является сердцевиной с/образования и создает теоретическую научную базу с/помощи в России.

Сестринский процесс – это научный метод с/практики, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон.

С/процесс является одним из основных и неотъемлемых понятий современных моделей с/дела.

С/процесс несет новое понимание роли медсестры в практическом здравоохранении, требуя от нее не только наличия технической подготовки, но и умения творчески относиться к уходу за пациентами, умения работать с пациентом как с личностью, а не как с нозологической единицей, объектом «манипуляционной техники», умения индивидуализировать и систематизировать уход. Постоянное присутствие и контакт с пациентом делают медсестру основным звеном между пациентом и внешним миром. Больше всех в этом процессе выигрывает пациент. От того, какие устанавливаются отношения между м/с и пациентом, от их взаимопонимания нередко зависит исход заболевания.

Конкретно с/процесс подразумевает использование научных методов определения медико-санитарных потребностей пациента, семьи или общества, и на этой основе отбор тех из них, которые могут быть наиболее эффективно удовлетворены посредством с/ухода.

С/процесс – динамичный, цикличный процесс. Информация, полученная при оценке результатов ухода, должна лечь в основу необходимых изменений, последующих вмешательств, действий медсестры.

Сестринское дело – часть системы здравоохранения, специфическая, профессиональная деятельность, наука и искусство, направленные на решение существующих и потенциальных проблем со здоровьем в условиях изменения окружающей среды.

Сестринский процесс:

1. метод организации и практического осуществления медсестрой своих обязанностей по обслуживанию пациента;



2. последовательность шагов и действий, направленных на достижение целей;

3. это то, что формирует мышление медсестры, что заставляет ее думать и действовать как профессионала.

Сестринский диагноз:

1. утверждение, которое описывает настоящую или потенциальную проблему пациента, которую медсестра уполномочена и компетентна устранить;

2. это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. Эта реакция может быть физиологическая, психологическая, социальная.

Пациент – это человек (индивид), который нуждается в с/уходе и получает его.

Медицинская сестра – специалист с профессиональным образованием, разделяющий философию с/дела и допущенный к с/практике.

Окружающая среда – совокупность природных, социальных, психологических и духовных факторов и показателей (условий), где происходит жизнедеятельность человека.

Здоровье – динамическая гармония личности с окружающей средой, достигнутая посредством адаптации.

Медицина – диагностика и лечение заболеваний, болезненных состояний.

Болезнь – такое изменение в физиологическом, психосоциальном и духовном состоянии человека, которое приводит к снижению его возможностей и продолжительности жизни.

Болезненное состояние – личное ощущение нездоровья, болезни, состояние отклонения от нормального функционирования организма в целом. Болезненное состояние может быть как при наличии болезни, так и при ее отсутствии.

Человек – целостная, динамическая саморегулирующая биологическая система, совокупность физиологических, психосоциальных и духовных нужд, удовлетворение которых определяет рост, развитие, слияние с окружающей средой.

Личность – общественная сущность человека.

Цель сестринского процесса.

Этапы сестринского процесса,

их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа.

Сестринский процесс является организационной структурой для обучения практики с/дела.

Три основные характеристики с/процесса:

· цель

· организация

· творчество

I. Цель с/процесса – обеспечение приемлемого качества жизни в болезни, то есть, обеспечение максимально возможного для пациента в его состоянии физического, психосоциального и духовного комфорта. Эту же мысль можно выразить по-другому:

Цель с/процесса – поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении 14 основных потребностей пациента или спокойная смерть.

«Уникальной задачей медсестры является оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении действий, имеющих отношение к его здоровью, спокойной смерти или выздоровлению, какие он предпринял бы сам, обладая необходимыми силами, знаниями или волей. И делается это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрел независимость. М/с - это ноги безногого, глаза слепого, опора ребенку, источник знаний и уверенности для молодой матери, уста тех кто слишком слаб или погружен в себя, чтобы говорить (теория В. Хендерсон).

Достижение цели с/процесса осуществляется путем решения следующих задач:

· создание базы информационных данных о пациенте;

· определение потребностей пациента в с/уходе;

· обозначения приоритетов в с/обслуживании, их первоочередности;

· составление плана ухода, мобилизация необходимых ресурсов и реализация плана, т.е. оказания с/помощи прямо и косвенно;

· оценки эффективности процесса ухода за пациентом и достижения цели ухода.

II. Организация – последовательность мер, необходимых для достижения поставленной цели.

Организационная структура с/процесса состоит из 5 основных этапов:

1) Обследование – сбор информации о состоянии здоровья пациента. Медсестра собирает свою информацию о пациенте из различных источников. Информация необходима для определения проблемы, возникшей у пациента.

2) Сестринский диагноз – определение и обозначение существующих и потенциальных проблем пациента.

3) Планирование – определение программы действий. План ухода индивидуален, основывается на информации о пациенте и на его диагнозе. Планирование включает в себя ожидаемый результат, цели и план действий.

4) Вмешательство (выполнение, реализация) – это непосредственные действия, обеспечивающие выполнение плана; это медицинское обслуживание пациента (то, что делается руками).

5) Оценка – исследование реакций пациента на вмешательство медсестры. М/с отмечает прогресс в улучшении состояния здоровья пациента или резкое ухудшение.

Каждая из 5-ти ступеней является существенной стадией в решении основной проблемы пациента. Стадии тесно взаимосвязаны. Каждая последующая стадия вытекает и зависит от предыдущей. Эта последовательность представляет собой логическую цепочку. Во время обследования м/с собирает информацию, которая важна для определения проблемы. Насколько правильно определена проблема, настолько верно и профессионально будет запланирована и обеспечена помощь. Естественно, оценка будет также зависеть от правильности предыдущих 4-х этапов.

III. Творчество – творческие способности чаще всего подвержены влиянию преподавателей. Углубление и продолжение образования расширяет творческие способности медсестры. Опытная м/с может применять свои знания и навыки в разрешении проблем различной трудности.

Сестринский процесс - это образ мышления и действий медицинской сестры по отношению к пациенту, его здоровью, окружающей среде и людям. Сестринский процесс - это метод организации и оказания сестринской помощи.

На протяжении многих лет медицинские сёстры стремились добиться признания своей профессии. Необходимо было установить границы деятельности и определить научный метод оказания сестринской помощи больным. Одним из существенных шагов, предпринятых медсёстрами для решения поставленных задач, стала попытка применения сестринского процесса на практике.

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов и в настоящее время получило широкое развитие в современной американской, а с 80-х годов - и в западноевропейской моделях сестринского дела. В рамках Европейского региона ВОЗ медсёстрам, которые планируют применять сестринский процесс, рекомендуется использовать модель, предложенную американской медицинской сестрой Вирджинией Хендерсон, основанную с учётом физиологических, психологических и социальных потребностей, оцениваемых медицинскими сёстрами.

Существует несколько определений сестринского процесса. Классическим считается определение, получившее международное признание, которое дала в 1961 г. В. Хендерсон. По этому определению сестринский процесс - это оказание помощи человеку, больному или здоровому, в осуществлении тех действий, имеющих отношение к его здоровью, выздоровлению или спокойной смерти, какие бы он предпринял сам, соблюдая необходимыми силами, знаниями и волей. И делает это таким образом, чтобы он снова как можно быстрее обрёл независимость.

Однако на современном этапе наиболее приемлемым следует считать следующее определение: сестринский процесс - это научно обоснованная технология сестринского ухода, направленная на повышение качества жизни пациента путём планомерного решения возникающих у него проблем.

ЦЕЛЬЮ сестринского процесса является:

1) обеспечение приемлемого качества жизни пациента в зависимости от его состояния;

2) предупреждение, облегчение, сведение до минимума проблем пациента;

3) помощь пациенту и его семье в преодолении дезадаптации, связанной с заболеванием или травмой;

4) поддержка или восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма либо обеспечение спокойной смерти.

Необходимо помнить, что для выполнения сестринского процесса нужно учитывать индивидуальные особенности каждого пациента, так как взаимоотношения и взаимодействие между медицинской сестрой и пациентом во многом определяют результаты ухода. Главное для медицинской сестры - помочь человеку сохранить в болезни чувство собственного достоинства, помогая ему сохранять активность в повседневной жизни.

Сестринский процесс состоит из нескольких этапов.

Потребность

1.Потребность дышать –

2.Потребность есть-

3.Потребность пить –

4.Потребность выделять –

6.Потребность быть чистым.

11.Потребность двигаться

12.Потребность общаться.

Четвёртый уровень. Сознание собственного достоинства – достижение успеха.

Потребность в уважении, осознании собственного достоинства - здесь идёт речь об уважении, престиже, социальном успехе. Вряд ли эти потребности удовлетворяются отдельным лицом, для этого требуются группы.

13.Потребность в достижении успеха. Общаясь с людьми, человек не может быть равнодушным к оценке своего успеха со стороны окружающих. У человека появляется потребность в уважении и самоуважении. Чем выше уровень социально – экономического развития общества, тем более полно удовлетворяются потребности в самоуважении.

Пятый уровень.Осуществление самого себя, служение. Потребность в развитии личности, в осуществлении самого себя, в самореализации, самоактуализации, в осмыслении своего назначения в мире.

Потребность играть, учиться, работать – это наивысший уровень потребности человека. Она необходима для самовыражения, самореализации. Ребёнок реализует себя в игре, взрослый человек - в работе. Для этого ему необходимо учиться, совершенствоваться.

Потребности влияют на переживания, волю человека, формируют направленность личности. Доминирующая потребность подавляет остальные потребности, определяет основное направление деятельности человека. Человек сознательно регулирует потребности и этим отличается от животных.

В 1977 году иерархия потребностей человека по А. Маслоу претерпевает изменения. В результате этих изменений увеличивается количество уровней пирамиды до 7, появляются познавательные, эстетические потребности, изменяется и перечень потребностей.

Вирджиния Хендерсон, разрабатывая свою модель сестринского дела в середине 60-х годов прошлого столетия, основывалась на теории А. Маслоу об иерархии основных человеческих потребностей. Потребностей по В. Хендерсон значительно меньше в каждом уровне, чем по А. Маслоу.

В. Хендерсон предлагает 14 потребностей для повседневной жизни:

1. Нормально дышать

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности

4. Двигаться и поддерживать нужное положение

5. Спать, отдыхать

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться, выбирать одежду

7. Поддерживать температуру тела в нормальных пределах, подбирая соответствующую одежду и изменяя окружающую среду

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде

9. Обеспечивать свою безопасность и не создавать опасностей для других людей

10. Поддерживать общение с другими людьми, выражая свои эмоции, мнение

11. Отправлять религиозные обряды в соответствии со своей верой

12. Заниматься любимой работой

13. Отдыхать, принимать участие в развлечениях и играх

14. Удовлетворять свою любознательность, помогающую нормально развиваться

История вопроса.

Понятие о сестринском процессе родилось в США в середине 50-х годов прошлого столетия. В настоящее время оно получило широкое развитие в американской и в западно- европейских моделях сестринского дела.

Цель сестринского процесса.

Сестринский процесс- это научный методорганизации и оказания сестринской помощи, систематический путь определения ситуации, в которой находятся пациент и медсестра, и возникающих в этой ситуации проблем, в целях выполнения плана ухода, приемлемого для обеих сторон. Сестринский процесс - динамичный, цикличный процесс.

Целью сестринского процесса являются поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма, требующего комплексного (холистического) подхода к личности пациента.

7.Преимущества внедрения сестринского процесса в сестринское образование и сестринскую практику.

Сестринский процесс обеспечивает:

1. Системный, т.е. тщательно продуманный и спланированный подход к организации сестринского ухода.

2. Индивидуальный подход и организацию сестринского ухода, учёт всех личностных особенностей пациента и своеобразия конкретной клинической ситуации.

3. Активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении ухода.

4. Возможность широкого использования стандартов профессиональной деятельности.

5. Эффективное использование времени и ресурсов медсестры, сосредотачиваемых на основной проблеме пациента.

6. Повышение компетентности, независимости, творческой активности медсестры, а значит, престижа профессии в целом.

7. Универсальность метода.

8.Этапы сестринского процесса, их взаимосвязь и краткое содержание каждого этапа .

¾ Первый этап: сестринское обследование.

Сестринское обследование или оценка ситуации с целью определения конкретных потребностей пациента и необходимых для сестринского ухода ресурсов. Этот этап включает в себя процесс сбора информации для оценки ситуации методами сестринского обследования.

Существуют следующие методы обследования: субъективный (собственное мнение пациента и мнение его немедицинского окружения о состоянии здоровья), объективный (профессиональное представление медицинского окружения о состоянии здоровья пациента) и дополнительные методы для определения потребностей пациента в уходе (сбор дополнительной информации о психологическом, духовном статусе пациента и т.д.).

Фундамент сестринского обследования составляет учение об основных жизненно важных потребностях человека.

Сбор необходимой информации начинается с момента поступления пациента в стационар или обращения за медицинской помощью до выздоровления.

С целью определения приоритетных (по степени угрозы для жизни) нарушенных потребностей или проблем пациента, степени независимости пациента в уходе проводится анализ собранной информации.

¾ Второй этап: выявление проблем пациента или сестринская диагностика.

Сестринский диагноз- это состояние здоровья пациента (нынешнее или потенциальное), установленное в результате проведённого сестринского обследования и требующее вмешательства со стороны сестры.

Анализ полученной на первом этапе информации является основанием для формулирования проблем пациента (сестринских диагнозов) существующих (настоящих, явных) или потенциальных (скрытых, которые могут появиться в будущем). При определении приоритетности медицинская сестра должна опираться на врачебный диагноз, знать образ жизни пациента, факторы риска, ухудшающие его состояние, помнить о его эмоциональном и психологическом состоянии. По приоритетности проблемы пациента могут быть первичными, промежуточными или вторичными.

Объективное обследование пациента включает в себя соматоскопические, саматометрические и физиометрические исследования. Обследование пациента начинается с общего осмотра. Для медсестры метод объективного исследования имеет существенное значение, так как он дает наиболее полную объективную информацию о пациенте.

Соматоскопическое исследование – это осмотр пациента, при котором выявляются отклонения от нормы.

Схема общего осмотра пациента

Последовательность осмотра Оценочный критерий
I. Осмотр в целом
1. Общее состояние - удовлетворительное - средней тяжести - тяжелое -крайне тяжелое
2. Сознание - ясное - нарушенное (помраченное, ступор, сопор, кома, обморок)
3. Положение - активное - пассивное - вынужденное
II. Осмотр по частям
1.Голова - форма (правильная, асимметричная) - размеры (среднего размера, крупная, микроцефалия)
2.Лицо - продолговатое - овальное - округлое - симметричное - несимметричное
3.Выражение лица - мимика сохранена - отсутствует (маскообразное лицо)
4.Глаза
5.Шея - обычной формы - деформированная - длинная - средней длины - коротка - окружность шеи - щитовидная железа (осмотр и пальпация)
6.Конституция (телосложение)
III. Исследование «снаружи внутрь»
1.Кожа и ее дериваты
4.Суставы
5.Глаза - разрез глаз - ширина глазной щели - частота моргания - зрачки (широкие, узкие, реакция на свет) - страбизм (сходящиеся или расходящиеся косоглазие) - цвет - склер
6.Шея - обычной формы - деформированная - длинная - средней длины - короткая - окружность шеи - щитовидная железа (осмотр и пальпация)
7.Конституция (телосложение - нормостеническая - астеническая - гиперстеническая
IV. Исследование «снаружи внутрь»
1.Кожа и ее дериваты - цвет (белый, бледно-розовый, розовый, красный, желтый, смуглый, землистый, бурый, темно-коричневый, пестрый, цианотичный, альбинизм) - влажность (нормальная, повышенная, пониженная, гиперэластичность) - тургор (обычный, пониженный, гиперэластичный) - температура на ощупь (нормальная, повышенная, пониженная) - сыпи (локализация, размер элементов, характер, другие патологические элементы и пр.) - очаговые гиперпигментации, диспигментации - рубцы (локализация, длина, ширина, спаянность с подлежащими тканями, форма, характер) - наружные опухолевые образования (атерома, ангиома, бородавки и пр.) - ногти (форма, цвет, блеск, деформация поверхности, ломкость, расслоение, характер края) - волосы (густые, редкие, облысение, поседение волос, повышенная ломкость, выпадение)
2.Слизистые (глаз, век, носа, губ, полости рта) - цвет (белый, бледно-розовый, цианотичный, желтушный, красный и пр.) - высыпание на слизистых (энантема) - локализация - размер - характер
3.Подкожно-жировая клетчатка - степень выраженности подкожно-жирового слоя (отсутствует, развит слабо, удовлетворительно, умеренно, чрезмерно) - равномерность распределения (общее ожирение, кахексия, места локального отложения или исчезновения жира) - отеки их консистенция (мягкие, плотные), выраженность (пастозность, умеренно выраженные, резко выраженные), распределение (лицо, конечности, живот, поясница, общие отеки – анасарка), цвет кожи над отечной тканью (бледная, синюшная), для контроля за динамикой отеков определить глубину ямки от давления, окружность голени, бедра, плеча и т.д. - болезненность подкожно-жировой ткани при давлении, ощущении хруста (при подкожной эмфиземе) - подкожные образования (жировики, опухоли и пр.)
4.Суставы - осмотр симметричных суставов конечности (форма, припухлость, гиперемия кожи над суставами) - объем движений в суставах (полный, ограничение подвижности, избыточная подвижность) - степень подвижности позвоночника в шейном, грудном и поясничном отделах, симптом нагрузки.

Обследование пациента проводится медсестрой последовательно, начиная с внешнего осмотра, который проводится при рассеянном дневном свете или ярком искусственном освещении. Источник света должен находиться с боку, так более рельефно выделяются контуры различных частей тела.

Физиометрические измерения

Включают в себя антропометрию, определение величины артериального давления, подсчёт пульса, дыхания, измерение температуры тела, выявление отёков.

Антропометрия – это совокупность методов и приемов измерения человеческого тела.

Проводя антропометрию, медицинская сестра чаще все измеряет массу тела, рост пациента и окружность груди.

Массу тела определяют (если позволяет состояние пациента) при поступлении в стационар, а затем обязательно каждые 7 дней или чаще (по назначению врача). Данные измерений массы тела записывают в температурный лист истории болезни.

Рост измеряют с помощью ростомера. Отечественная промышленность выпускает росометры деревянные и металлические, совмещенные с весами.

Измерение окружности грудной клетки проводят мягкой сантиметровой лентой в трех положениях:

1. В состоянии покоя

2. При полном вдохе

3. При максимальном выдохе

Массу тела в стационаре определяют при помощи медицинских весов в одних и тех же условиях: утром, натощак, после опорожнения кишечника и мочевого пузыря, пациент должен быть в одном и том же легком белье. Измерение проводиться по определенному алгоритму.

Чтобы охарактеризовать свой вес наиболее точно, следует рассчитать так называемый индекс массы тела (ИМТ) . Его вычисляют таким образом. Индекс массы тела = вес, кг: (рост, м х рост, м):

Свой рост в метрах, а не в сантиметрах (т.е. 170 см = 1,7 м) возведите в квадрат (1,7 х 1,7=2,89).

Свою массу тела в килограммах (90 кг) разделите на полученное число: 90:2,89=31,1. Число «31,1» как раз и будет Вашим индексом массы тела.

Полученный индекс массы тела сравните с таблицей ниже, где напротив значений индекса массы тела приведена их оценка.

Например, мужчина из описанного примера ростом 170 см и весом 90 кг имеет индекс массы тела 31,1, что сразу позволяет поставить ему диагноз «ожирение» и посоветовать изменить диету и расширить физическую активность (см. ниже).

Трактовка индивидуального индекса массы тела

Наблюдение за дыханием

Наблюдая за дыханием пациента медсестра должна уметь определить ритм, частоту, глубину дыхательных движений и оценивать тип дыхания.

В норме дыхательных движений ритмичные.

Частота дыхательных движений (ЧДД) у взрослого человека в покое составляет 16-20 в минуту. А положении лежа число дыхательных движений обычно уменьшается (до 14-16 в минуту). У тренированных людей и спортсменов частота дыхательных движений может уменьшаться и достигать 6-8 в минуту.

Увеличение ЧДД больше 20 дыхательных движении в минуту – тахипноэ.

Уменьшение ЧДД менее 16 в минуту – брадтпноэ.

Поверхностное дыхание обычно наблюдается в покое, а при физическом или эмоциональном напряжении оно более глубокое.

В зависимости от преимущественного участия в дыхательных движениях грудной клетки или живота (диафрагмы) различают:

Грудной (чаще у женщин)

Смешанные типы дыхания

Наблюдение за дыханием следует проводить незаметно для пациента, так как он может произвольно изменить частоту, глубину и ритм дыхания.

При нарушении удовлетворения потребности «дышать» у пациента может наблюдаться одышка.

В зависимости от затруднения той или иной фазы дыхания одышка может быть:

Инспираторной (в том случае, когда затруднен вдох)

Экспираторной (затруднен выдох)

Смешенной (при затруднении как вдоха, так и выдоха)

Кроме того, следует различать отдышку:

Физиологическую (возникающую при значительной физической или эмоциональной нагрузке)

Патологическую, возникающую при заболеваниях органов дыхания, кровотечения, сердечно - сосудистой системы, а также при отравлении некоторыми ядами.

Все результаты сестринского обследования пациента фиксируются в ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ сестринской карте стационарного больного (название документа условное).

Вопросы для самоподготовки:

1.Что такое артериальное давление(АД)?

2.Какие виды давления Вы знаете?

3. Назовите нормальные показатели АД.

4.Что такое пульсовое давление?

5.Как называется повышение АД?

6. Как называется понижение АД?

7. Перечислите причины, вызывающие повышение АД.

8.Назовите аппараты, используемые для измерения АД.

9.Нарушение каких потребностей может повлиять на показатели АД?

10.Каким образом своевременное выявление высоких показателей АД может повлиять на течение болезни и состояние здоровья?

11. Дайте определение понятия «пульс».

12. Назовите места определения пульса.

13. Дайте характеристику качеств пульса:

Частота;

Наполнение;

Напряжение;

Величина;

Симметричность.

14. Что такое « дефицит пульса»?

15. Перечислите органы, участвующие в акте дыхания.

16. Что определяется при наблюдении за дыханием?

17. Какие типы дыхания Вы знаете?

18. Какое дыхание по глубине бывает?

19. Назовите показатель ЧДД в норме.

20. Как называется учащённое дыхание?

21. Как называется замедленное дыхание?

22. Что такое апноэ?

23. Какие виды одышки Вам известны?

24. В каких случаях возникает физиологическая одышка?

25. В каких случаях наблюдается патологическая одышка?

26. Перечислите способы определения отёков.

27. Назовите причину возникновения отёков.

28. Назовите нормальные показатели температуры тела.

29. Перечислите правила измерения температуры тела.

30. Что такое «профиль температуры»?

31. Перечислите оборудование, применяемое для измерения температуры.

32.. Назовите документацию для регистрации полученных данных.

Задания для самоподготовки

1.Познакомьтесь с устройством тонометра, сфигмаманометра, электронного тономера.

2. Отработайте технологию измерения АД. Дайте характеристику полученных данных.

3. Ознакомьтесь со структурой температурного листа.

4. Отработайте технологиюизмерения пульса на лучевой, сонной артериях. Дайте характеристику полученных данных.

5. Проведите подсчёт ЧДД.

6. Дифференцируйте инспираторную и экспираторную одышки.

7. Познакомьтесь с устройством термометра ртутного.

8. Проведите измерение температуры в подмышечной впадине, прямой кишке.

9. Проведите регистрацию полученных данных АД, пульса и температуры в температурном листе.

Тема 1.1.4. Сестринский процесс как основа оказания сестринской помощи

1. Уровни основных человеческих потребностей по А.Маслоу и потребности повседневной жизни по В.Хендерсон .

Потребность -это осознанный психологический или физиологический дефицит чего-либо, отражённый в восприятии человека, который он испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его восполнять для достижения здоровья и благополучия.

Американский психофизиолог русского происхождения Абрахам Маслоу в 1943 году выделил 14 основных потребностей человека и расположил их согласно пяти ступеням. По его теории, определяющей поведение человека, одни потребности для человека более существенны, чем другие. Это позволило классифицировать их по иерархической системе - от физиологических до потребностей в самовыражении. Расположив потребности человека в виде пирамиды, А.Маслоу показал, что, не удовлетворив низшие, физиологические, лежащие в основании пирамиды потребности, нельзя удовлетворить высшие потребности.

Первый уровень потребностей человека. Физиологические основные потребности. Выживание. Это низшие, управляемые органами тела потребности, такие как дыхание, пищевая, сексуальная, потребность в самозащите.

1.Потребность дышать – обеспечивает постоянный газообмен между клетками организма и окружающей средой. Это одна из основных физиологических потребностей человека. Дыхание и жизнь - неразделимые понятия. Человек, удовлетворяя эту потребность, поддерживает необходимый для жизни газовый состав крови.

2.Потребность есть- обеспечивает организм питательными веществами, необходимыми для сохранения здоровья. Рациональное и адекватное питание помогает исключить факторы риска многих заболеваний.

3.Потребность пить – удовлетворяя потребность пить, человек осуществляет доставку воды в организм для поддержания водно – солевого обмена.

4.Потребность выделять – обеспечивает выведение продуктов жизнедеятельности, шлаков, вредных для организма веществ.

5.Потребность спать, отдыхать – удовлетворение данной потребности обеспечивает восстановление истощённой нервной системы и нарушенного функционального состояния организма, тем самым нормализуется физическая и психическая активность человека.

Второй уровень. Потребности в надёжности - безопасность – стремление к материальной надёжности, здоровью, обеспечению старости и т.д. Для достижения этого необходимо удовлетворение некоторых потребностей.

6.Потребность быть чистым. Кожа и слизистые человека выполняют защитную функцию, выводят из организма продукты жизнедеятельности, участвуют в процессах терморегуляции. Поэтому человеку необходимо заботиться о поддержании чистоты тела.

7.Потребность одеваться, раздеваться. В зависимости от состояния организма и климатических условий человеку необходимо поддерживать и регулировать температуру тела одеждой, обеспечивая комфортное состояние организма независимо от времени года. Для этого важно подбирать одежду по возрасту, полу, сезону, окружающей обстановке.

8.Потребность поддерживать температуру тела . Постоянная температура тела (в пределах физиологических колебаний) создаётся процессом терморегуляции, в результате которого в организме поддерживается равновесие между теплопродукцией и теплоотдачей. Для этого необходимо поддержание микроклимата в помещениях, где находится человек и контроль выбора одежды по сезону.

9.Потребность быть здоровым - обеспечивается стремлением человека к независимости в удовлетворении жизненно – важных потребностей при изменении состояния здоровья, возникновении болезни, к самостоятельному решению многих проблем, к активному участию в избранном курсе лечения или реабилитации.

10.Потребность избегать опасности, болезней, стрессов – обеспечивает человеку избежание факторов риска, которые приводят к возникновению заболеваний. Важно избежать безразличия к своему состоянию здоровья.

11.Потребность двигаться - обеспечивает соответствующее кровообращение в организме, тем самым улучшает питание тканей, повышает мышечный тонус, способствует рассасыванию застойных явлений.

Третий уровень. Социальные потребности. Принадлежность – это потребности в семье, друзьях, их общение, одобрение, привязанность, любовь и т. д. Удовлетворение потребности этого уровня необъективно и трудноописуемо. У одного человека потребность в общении выражается очень сильно, другой ограничивается очень немногими контактами. Помогая человеку решить социальную проблему, можно значительно улучшить качество его жизни.

12.Потребность общаться. Общение как сложный, многоплановый процесс установления контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности, нужно пациенту для нормальной жизнедеятельности, особенно психоэмоционального равновесия. Нарушение социальных контактов человека может привести его к замкнутости, стремлению к самоизоляции или, наоборот, к раздражительности и повышенному требованию к себе.

Организационно-методической основой восстановительного процесса служит специальная реабилитационная программа, состоящая из трех последовательных этапов: стационарного, поликлинического (диспансерного) и санаторного.

Стационарный (больничный или госпитальный) этап предназначен для лечения острой или обострения хронической фазы болезни, для обследования, требующего инвазивных процедур и постоянного наблюдения за больным.

Поликлинический или диспансерный этап служит для динамического наблюдения за состоянием здоровья больного, для оздоровления, а также противорецидивного и поддерживающего лечения. Он является центральным этапом системы. Именно на диспансерном этапе предполагается полная реадаптация и ресоциализация к предшествовавшим заболеванию или травме нагрузкам и условиям или стойкая компенсация дефицитных функций, адаптация к изменившимся условиям жизни при обострении хронических патологических процессов.

Санаторный этап предполагает полную ликвидацию клинической симптоматики и морфофункциональных нарушений или формирование нестойкой компенсации дефицитных функций при обострении хронических патологических процессов, адаптацию к условиям и нагрузкам амбулаторного режима.

В соответствии с целью конкретного этапа реабилитации врачебной мультидисциплинарной бригадой разрабатываются и утверждаются индивидуальные программы (на основе типовых схем).

Осуществление системы поэтапной реабилитации базируется на строгом соблюдении определенных принципов:
максимально раннее начало и комплексное проведение всех видов восстановительной терапии с привлечением специалистов разного профиля (вплоть до юристов, социологов и т. д.);
непрерывность реабилитационных мероприятий;
преемственность между отдельными этапами реабилитации;
индивидуализированный характер всех реабилитационных мероприятий;
осуществление по мере возможностей реабилитационных мероприятий в коллективе больных.

Госпитальный этап реабилитации начинают уже в отделении реанимации или интенсивной терапии, продолжают в одном из отделений больницы и завершают в организуемом при крупных стационарах специализированном реабилитационном отделении, где возможно выполнение индивидуализированных программ физических тренировок. Внедрение в клиническую практику современных методов контроля состояния больного позволяет оптимизировать физическую нагрузку и вместе с тем обеспечить ее безопасность. Особое значение на этом этапе приобретает психическая реабилитация: проведение адекватного состоянию больного и строго индивидуального лечения психотропными средствами и применение методов психотерапии с целью повысить стремление больного к выздоровлению, укрепить его уверенность в своих силах, готовность к преодолению факторов риска данного заболевания, вызвать потребность вернуться к обычной деятельности.

Основные реабилитационные мероприятия проводятся в отделениях восстановительного лечения больниц, в то же время стационары лечебных учреждений также применяют реабилитационные мероприятия в своей повседневной лечебно-диагностической деятельности. К моменту окончания клинического этапа желательно добиться восстановления у больного способности к самообслуживанию, нормализации сна и функции пищеварения, нередко с нарушениями в связи с длительной иммобилизацией. Оценкой итогов реабилитационных мероприятий на стационарном этапе является заключение: клиническое выздоровление при острых заболеваниях или достижение фазы ремиссии при развитии хронических форм. Осуществление полноценной реабилитации пациента невозможно без взаимодействия всего коллектива медицинского персонала (врач, медицинская сестра, младший медицинский персонал).На всех этапах восстановительного лечения (стационарном, поликлиническом, санаторном) медицинская сестра выполняет реабилитационные мероприятия: уход за пациентом, выполнение назначений врача, определение потребностей пациента и их удовлетворение, отпуск физиотерапевтических процедур, проведение лечебной физкультуры и массажа, обучение пациента или его родителей правильному режиму дня и питанию. Основной формой деятельности медицинской сестры является сестринский процесс.

Сестринский процесс - это метод организации и практического осуществления медицинской сестрой своих обязанностей по обслуживанию пациентов. Он состоит из пяти этапов:
1) оценка состояния пациента;
2) определение его проблем;
3) планирование работы;
4) реализация поставленного плана;
5) оценка результатов.

Первым этапом этого процесса является сестринское обследование. Медицинская сестра собирает информацию о состоянии пациента и проводит ее анализ. Она оценивает субъективные показатели (жалобы), объективные (симптомы заболеваний) и данные лабораторноинструментальных методов исследования. Это исследование необходимо проводить строго методично по плану, чтобы не пропустить важные детали.

Вторым этапом является диагностирование состояния пациента. Проведя анализ собранных данных о пациенте, медицинская сестра составляет свое заключение о нарушениях удовлетворения его основных потребностей и таким образом выясняет проблемы, которые она должна разрешить в сотрудничестве с пациентом. При этом может быть выявлено несколько проблем. Медицинская сестра оценивает значимость каждой и очередность их разрешения.

Затем медицинская сестра оформляет сестринский диагноз, в котором дается описание характера существующей или потенциальной ответной реакции пациента на болезнь. В связи с тем что сестринский диагноз нацелен на определение реакции организма на болезнь, он может меняться каждый день или даже несколько раз в течение дня.Третий этап сестринского процесса представляет собой планирование, которое заключается в определении целей для каждой проблемы, ожидаемый результат, характер и объем сестринского вмешательства, необходимого для достижения цели.

Четвертый этап сестринского процесса заключается в реализации разработанного плана. При этом каждое действие медицинской сестры должно быть документировано в сестринском листе динамического наблюдения.

Пятый этап сестринского процесса состоит в оценке реакции пациента на сестринское вмешательство, а также эффективности и качества сестринской помощи. Для оценки качества используют сравнение достигнутого результата и ранее планируемого. Отмечают ответную реакцию пациента на медицинское вмешательство. Результатом может быть либо достижение цели, либо отсутствие ожидаемого результата и даже ухудшение состояния пациента. Поэтому следует определить причины возникновения отрицательного результата, при необходимости пересмотреть цели и сроки их реализации и внести коррективы в план сестринских вмешательств.

Санаторный этап реабилитации предусматривает: дальнейшее повышение работоспособности больных при помощи реализации программы физического восстановления и использования природных и преформированных физических факторов; проведение мероприятий по устранению или уменьшению психопатологических синдромов в целях достижения психической адаптации; подготовка больных к профессиональной деятельности; предупреждение прогрессирования заболеваний.

Санаторный этап осуществляется в форме традиционного санаторно-курортного лечения, которое проводится в местных санаториях либо после выписки больного из стационара, либо по назначению санаторно-курортных отборочных комиссий поликлиник в ходе диспансеризации. Санаторный этап может также осуществляться в специализированных отделениях местных загородных санаториев, расположенных обычно в относительном отдалении от промышленных центров и обладающих достаточными средствами для физической реабилитации (гимнастические залы, спортивные площадки, пешеходные маршруты, физиотерапевтические кабинеты и т.д.) и необходимым оснащением (в частности, велоэргометрами). Больных детей и подростков с определенными нозологическими формами направляют для восстановительного лечения непосредственно из больниц. Это придает санаторному этапу функцию прямого продолжения госпитального (в данном случае позднего госпитального) этапа.Результаты санаторного лечения должны учитываться на поликлиническом этапе для определения дальнейшего хода реабилитации, последующего санаторно-курортного отбора и обоснования экспертных решений.

Для лиц, перенесших оперативное лечение, оборудуют палаты интенсивной терапии с соответствующей аппаратурой и выделяют дополнительные штаты инструкторов по лечебной физической культуре и врачей (психологов, психотерапевтов, специалистов по функциональной диагностике).

В задачи психической реабилитации на санаторном этапе входят нормализация аффективного статуса больного, предупреждение ипохондрического развития личности, устранение проявлений соматогенной астении и чувства зависимости от окружающих (в первую очередь медицинского персонала), формирование у больного потребности в неуклонной, хотя и постепенной, ресоциализации.

В загородные реабилитационные центры больных переводят из стационара по бесплатной путевке. На весь период санаторной реабилитации (обычно 24 дня) выдается листок нетрудоспособности работающему подростку или матери с ребенком, требующим индивидуального ухода за ним.

Поликлинический или диспансерный этап - заключительный, адаптационный этап реабилитации, реализуется в амбулаторных условиях врачом поликлиники или диспансера, куда передается вся информация о соматическом и психическом состоянии больного из загородного санатория или стационара.

Поликлинический этап является основным, так как здесь пациент находится длительное время. Будучи центральным в этапной системе медицинской реабилитации, он обеспечивает непрерывность, преемственность и последовательность в осуществлении программы реабилитации. На этом этапе врачи разрабатывают программу реабилитации, определяют режим дня, физической нагрузки, труда и быта, учебы, сроки плановой госпитализации, показания к плановому санаторно-курортному лечению, проводят курортный отбор, ведут перманентное наблюдение за состоянием здоровья, своевременно выявляя его нарушения, планируют и осуществляют систему оздоровительных и профилактических мероприятий. Реабилитация на этом этапе включает мероприятия по предупреждению прогрессирования основного заболевания, профилактику возможных осложнений последнего, сохранение активности и возможной работоспособности реабилитируемого (с учетом не только тяжести перенесенного патологического процесса, но и функциональных резервов организма) и проведение экспертизы трудоспособности. При этом возможны следующие варианты: полная реабилитация, неполная реабилитация, инвалидизация, требующая постоянного диспансерного наблюдения.

В амбулаторно-поликлинических учреждениях эти проблемы решают на базе отделения восстановительного лечения крупной городской поликлиники (район деятельности такого отделения определяется соответствующим органом здравоохранения) или кабинета восстановительного лечения, который организуют в городской поликлинике. Основаниями для направления на восстановительное лечение служат: определенные заболевания, согласно состоянию комиссионно оцениваемые специалистами в детской поликлинике.

Основными задачами отделения (кабинета) восстановительного лечения являются:
своевременное начало восстановительного лечения;
использование комплекса необходимых методов реабилитации при дифференцированном подходе к их применению у разных групп больных;
составление индивидуальных программ восстановительного лечения;
обеспечение непрерывности, преемственности, последовательности, этапности в организации и осуществлении всей программы лечения.

Восстановительное лечение больных проводят различные специалисты (кардиолог, пульмонолог, травматолог-ортопед, невропатолог и др). совместно с участковым врачом-педиатром под контролем заведующего отделением или главного врача поликлиники. Для обеспечения контроля проведения восстановительного лечения детей в ряде поликлиник организованы реабилитационные комиссии. В их состав, как правило, входят заведующий отделением восстановительного лечения, физиотерапевт и врач по лечебной физкультуре, участковый педиатр, специалист. Комиссия проводит отбор детей на восстановительное лечение, разрабатывает индивидуальные планы лечения каждого больного (с учетом необходимого характера и объема лечебно-оздоровительных мероприятий), решает вопрос о времени и месте их проведения (в поликлинике, дошкольном учреждении, школе, на дому и т. д.). Она направляет детей в случае необходимости на лечение в стационар или санаторий, осуществляет систематический контроль полноты, качества и эффективности восстановительного лечения с учетом результатов функциональной диагностики, рентгенологических, лабораторных и других методов обследования. Корректирует индивидуальные планы восстановительного лечения, оформляет эпикризы на детей, прошедших определенный цикл восстановительного лечения, с указанием рекомендаций по дальнейшему наблюдению ребенка, проведению повторных курсов лечения, соблюдению определенного режима, диеты, отдыха.Восстановительное лечение детей не может ограничиваться только рамками лечебного или детского учреждения - оно должно продолжаться в семье больного ребенка. От семьи, от степени понимания родителями важности их роли в выполнении медицинских рекомендаций по восстановительному лечению, уровня их активности в этом процессе в значительной степени зависят конечные результаты лечения. От родителей требуется проявление особого внимания к больному ребенку, терпение, значительная затрата сил и энергии. Все перечисленное ставит перед поликлиниками задачу по организации работы с семьей больного ребенка, чтобы превратить ее в надежного помощника и осознанного исполнителя рекомендаций, назначаемых для выполнения на дому. Работа эта заключается в информировании родителей о характере и особенностях заболевания их ребенка, а также в обучении их методике выполнения некоторых лечебнооздоровительных мероприятий, таких как лечебная физкультура, массаж, закаливание.

Основными направлениями работы с родителями являются:
1. Целенаправленное медико-гигиеническое обучение семьи с целью формирования высокого уровня знаний и медицинской активности родителей по различным вопросам заболевания ребенка, нуждающегося в восстановительном лечении, с использованием при этом различных форм и методов этого обучения.
2. Проведение практического обучения матери или других членов семьи в случаях назначения мероприятий лечебно-восстановительного характера для их выполнения в домашних условиях.
3. Осуществление тесного взаимодействия между детской поликлиникой и семьей ребенка в период проведения восстановительного лечения.
4. Систематический контроль за проведением и правильностью выполнения родителями (и школьниками) назначенных рекомендаций.В период восстановительного лечения ребенка должен осуществляться врачебный контроль за:
организацией в семье режима дня, питания, сна, отдыха;
объемом школьных и внешкольных нагрузок;
организацией лечебного режима в соответствии с заболеванием ребенка;
проведением и правильностью выполнения в домашних условиях назначенных рекомендаций, прежде всего лечебной гимнастики и массажа.

Для организации обратной связи целесообразно изучать мнение родителей об организации работы отделений восстановительного лечения. С этой целью следует периодически проводить анкетный опрос родителей (в первую очередь тех, чьи дети еще не завершили лечение), что позволит разработать конкретные меры по преодолению выявленных недостатков.

В последние годы все большее распространение получают различные формы организации восстановительного лечения непосредственно в школьных учреждениях, осуществляемые детскими поликлиниками совместно с администрацией образовательных учреждений. Контингенты детей, которым показано проведение восстановительного лечения в детских коллективах, определяются реабилитационной комиссией поликлиники или врачами детских учреждений после проведения диспансеризации. В реабилитационную группу, как правило, включаются дети с хроническими и рецидивирующими заболеваниями уха, горла и носа, бронхолегочной системы, опорнодвигательного аппарата, а также часто болеющие дети.

Дошкольные учреждения и школы для этих целей обеспечиваются такими видами восстановительного лечения, как аппаратная физиотерапия, подключается медикаментозная терапия, фитотерапия, диетотерапия. Организацию восстановительного лечения в дошкольных учреждениях, школах необходимо сочетать с усилением в этих учреждениях работы по физическому воспитанию и закаливанию с созданием спортивных залов, мини-стадионов, оборудованных канатами, кольцами, брусьями, перекладинами, беговыми дорожками, тренажерами.Во всех регионах России открыты образовательные детские учреждения оздоровительного или санаторного типа, специально предназначенные для реабилитации часто болеющих детей, а также детей с ортопедическими заболеваниями, патологией слуха, зрения, нервной системы. Необходимость долговременных комплексных педагогических, лечебных и организационных мероприятий выдвигает задачи поиска новых форм работы с контингентом детей-инвалидов. Перспективным направлением представляется создание специализированных групп в дошкольных учреждениях для детей-инвалидов. Группы «Особый ребенок» предназначены для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями центральной нервной системы. Согласно положению о группе для детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями ЦНС «Особый ребенок» они могут быть открыты в дошкольном учреждении любого типа. Принимают в группу детей: с церебральным параличом, задержкой интеллектуального и речевого развития, недостаточностью моторной функции, эпилептическим синдромом, с редкими судорожными приступами, без грубого расстройства поведения, детей с нервно-мышечными расстройствами.

Противопоказания: не подлежат направлению в группы дети, страдающие частыми эпилептическими припадками, психическими заболеваниями, требующими регулярной активной терапии, дети с агрессивным поведением, прогрессирующей гидроцефалией, пороками развития с ликвореей.

Основные задачи работы групп «Особый ребенок»:
обеспечение социальной защиты детей-инвалидов;
организация интеллектуального и личностного развития детейинвалидов;
социальная адаптация;
оказание психотерапевтической помощи родителям.

В детское учреждение ребенка направляет городская медикопедагогическая комиссия. Перед поступлением в группу проводитсяобследование, включающее осмотр врачами-специалистами, оценку физического и нервно-психического развития. В специализированных группах организуется лечебно-воспитательный процесс, сущность которого состоит в строгой последовательности и преемственности различных видов лечения и реабилитации. Совместная работа психолога, логопеда, медицинского и педагогического персонала дошкольного учреждения, рациональная организация режима дня, индивидуальный подход к каждому ребенку, работа с родителями детей-инвалидов - основные направления деятельности групп «Особый ребенок».

Особое внимание должно быть уделено реабилитации детей с различными формами нарушения и задержками нервно-психического развития в условиях дошкольного учреждения. Медико-педагогические мероприятия по оздоровлению детей осуществляются с участием специалистов детской поликлиники и семьи ребенка. В общий комплекс мероприятий на адаптационном этапе реабилитации в условиях семьи по индивидуальным показаниям включаются:
режим дня;
диетотерапия;
различные виды лекарственной терапии;
физиотерапия;
лечебная физкультура и массаж;
рефлексотерапия;
трудовая терапия.

Все мероприятия осуществляются под контролем функциональных, рентгенологических, лабораторных и других методов исследования. При необходимости привлекаются психолог, прошедший клиническую подготовку, представитель системы социального обеспечения, юрист и другие специалисты.

В некоторых случаях физическую реабилитацию проводит участковый врач совместно со специалистом отделения восстановительного лечения поликлиники или районного врачебно-физкультурного диспансера. В особом контроле нуждаются при этом дети с текущим патологическим процессом и все диспансерные больные (даже при полном восстановлении прежней работоспособности) в первый год после перенесенного заболевания, ставшего основанием для реабилитации.Реабилитационный потенциал пациента - научно обоснованный предел возможного восстановления дефицитных (нарушенных) физиологических функций в конкретном клиническом случае. Их ключевым звеном являются индивидуализированные реабилитационные задачи, реализуемые имеющимся в наличии у медицинского учреждения набором методов и средств. Разработка частной реабилитационной программы основывается на реабилитационном потенциале конкретного пациента.

Контингент больных, которым необходимо восстановительное лечение в поликлинике:
с болезнями органов дыхания; часто болеющие дети;
с болезнями нервной системы;
с заболеваниями мочевыводящей системы;
с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;
с заболеваниями органов пищеварения;
с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и последствиями травм;
с нарушением обмена веществ;
с любым острым или хроническим заболеванием.

Построение системы реабилитации в медицине может быть осуществлено только на основе соблюдения ведущих организационных принципов:
своевременность оказания помощи;
специализированность медицинской помощи;
дифференцированность медицинских методик и средств в зависимости от особенностей формы патологии;
этапность оказания помощи с обязательным решением цели и задач текущего этапа
преемственность методик лечения и восстановления на основе учета их эффективности;
комплексность, т. е. оптимальное сочетание методов и средств терапии, обеспечивающих максимальные темп и эффективность реабилитации;
корригируемость (управляемость) лечебного воздействия средствами оперативного контроля эффективности;
непрерывность процесса реабилитации;
оптимальность восстановления дефицитных функций организма в каждом конкретном случае.Исключительно важным является наличие системы нормативноправовой базы по оказанию реабилитационной помощи членам общества:
государственный и общественный тип управления системой реабилитации в стране;
юридический статус лиц, подлежащих реабилитации;
всеобщая доступность необходимых этапов, методов и средств реабилитации.

Целостный подход к реабилитируемому пациенту требует восприятия его не как носителя комплекса жалоб, симптомов и повреждений, а как некий социально-биологический объект со всей присущей ему индивидуальной гаммой взаимосвязей с обществом и его членами. В современной концепции реабилитация рассматривается как комплексный процесс, включающий ряд основных аспектов.