Муниципальное право россии. Муниципальное право россии Состав и структура особенной части муниципального права

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

  • местное самоуправление в системе народовластия;
  • основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;
  • предметы ведения и полномочия местного самоуправления;
  • ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Место муниципального права в системе права

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право — . Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права; во-вторых, входят во вторичную правовую структуру — комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с (государственным) правом , которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия.

Тем самым нормы конституционного права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Следовательно, взаимосвязь муниципального права с административным обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, «соединяющиеся сосуды».

Таким образом, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления за-считывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с , определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления. В соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления они формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения.

Также данные органы осуществляют контроль и надзор за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность , объединяющих , регулирующие однородные правоотношения.

— это объединение муниципальных правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношении.

Муниципально-правовая норма — первичный элемент системы муниципального права. Это правовые нормы, регулирующие общественные отношения в области местного самоуправления.

Муниципально-правовой институт — определенная система норм муниципального права, регулирующих однородные и взаимосвязанные общественные отношения и образующих относительно самостоятельную группу в рамках отрасли муниципального права.

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение общей и особенной части. По этому пути идет большинство ученых, специалистов в области муниципального права. В отношении муниципального права была высказана и обоснована возможность выделения общей, особенной и специальной части.

Специфика правовых институтов, их значение дают основание для отнесения их к общей или особенной части. В качестве основных критериев предлагаются следующие:

  • Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции.
  • Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов местного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о процедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъектов местного самоуправления».

Этот подход в целом соответствует традициям государствоведов. Отметим, что такому подходу соответствует и структура Федерального закона № 154-ФЗ.

Можно предложить и иной подход, взяв в качестве основы традиции административного права. В этом случае к особенной части можно отнести нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка.

Тогда система муниципального права будет представлена следующим образом:

  • общая часть (правовые, территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления, ответственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправления)
  • особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка).

Этому подходу соответствует структура Закона РСФСР «О местном самоуправлении в РСФСР» 1991 г.

Местное самоуправление осуществляется на всей территории РФ с учетом национальных, региональных, исторических, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на формирование местного самоуправления имеют региональные особенности. Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, думается, было бы целесообразным выделение специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправления на определенных территориях.

В этом случае под определенными территориями можно понимать:

  • территории с особым правовым статусом (наукограды, закрытые административно-территориальные образования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);
  • территории отдельных субъектов РФ (республик, краев, областей, городов федерального значения, автономий);
  • территории других государств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

К общей части относятся нормы, которые можно объединить в следующие муниципально-правовые институты:

  • правовые основы местного самоуправления;
  • территориальные основы местного самоуправления;
  • организационные основы местного самоуправления;
  • финансово-экономические основы местного самоуправления;
  • ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления;

К особенной части относятся такие муниципально-правовые институты, как: полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; полномочия по обеспечению безопасности, законности и правопорядка.

К специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах, на определенных территориях.

Элементы системы муниципального права

Основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединении в однородные правовые комплексы, институты с учетом содержания и характера, регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления.

Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления.

Четвертый элемент системы — группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Следовательно, пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, т. е. совокупность правовых институтов, объединяющих нормы, регулирую-щих однородные правоотношения.

В. И. Фадеев определяет систему муниципального права как «объ-единение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые ин-ституты, расположенные в определенной последовательности в зависи-мости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений».

Традиционное представление о системе отрасли права предполагает выделение Общей и Особенной частей. По этому пути идет большинст-во ученых, специалистов в области муниципального права. В отношении муниципального права в 1999 г. была высказана и обоснована возмож-ность выделения Общей, Особенной и Специальной части.

Специфика правовых институтов, их значение дает основание для отнесения их к Общей или Особенной части. В качестве основных кри-териев предлагаются следующие: «Общая часть объединяет совокуп-ность предписаний, распространяющих свое действие на все муници-пальное образование. Ее составляют нормы, закрепляющие территори-альные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нор-мы-принципы, нормы-дефиниции... Особенная часть муниципального права включает нормативные предписания о компетенции органов мест-ного самоуправления, должностных лиц муниципального уровня, о про-цедурах их деятельности, о статусе и порядке деятельности иных субъ-ектов местного самоуправления». Этот подход в целом соответствует традициям государствоведов.

Думается, уместно предложить другой подход, в качестве основы взяв традиции административного права. В этом случае к Особенной части можно отнести нормы, регулирующие полномочия органов мест-ного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в со-циально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и правопорядка.

Тогда система муниципального права будет представлена следую-щим образом: Общая часть (правовые, территориальные, организацион-ные и финансово-экономические основы местного самоуправления, от-ветственность местного самоуправления, гарантии местного самоуправ-ления) и Особенная часть (нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления по управлению муниципальным хозяйством, в социально-культурной сфере и в сфере обеспечения законности и пра-вопорядка). Можно констатировать, что оба этих подхода получили свое выражение в федеральных законах. Первому подходу соответствует структура Федерального закона 1995 г. «Об общих принципах организа-ции местного самоуправления в Российской Федерации», второму подходу соответствует структура Закона РСФСР 1991 г. «О местном само-управлении в РСФСР».

Местное самоуправление осуществляется на всей территории Рос-сийской Федерации с учетом национальных, региональных, историче-ских, культурных и иных особенностей. Наибольшее влияние на форми-рование местного самоуправления имеют региональные особенности. Очевидно, что при одинаковой концепции местного самоуправления в пределах России в разных регионах есть своя специфика. Поэтому, считает автор, целесообразно выделение Специальной части, в которую включаются нормы, регулирующие особенности местного самоуправле-ния на определенных территориях. В этом случае под определенными территориями можно понимать:

1) территории с особым правовым ста-тусом (наукограды, закрытые административно-территориальные обра-зования, территории проживания коренных малочисленных народов, приграничные территории и некоторые другие);

2) территории отдель-ных субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей, горо-дов федерального значения, автономий);

3) территории других госу-дарств, если в рамках муниципального права рассматривать зарубежный опыт местного самоуправления.

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федера-ции» содержит определенные предпосылки для такого подхода. В частно-сти, в нем выделена отдельная глава «Особенности организации местного самоуправления», в которой рассматриваются особенности организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге (статья 79); в за-крытых административно-территориальных образованиях (статья 80); в наукоградах (статья 81); на приграничных территориях (статья 82).

Таким образом, муниципальное право как отрасль права состоит изОбщей, Особенной и Специальной частей .

К Общей части относятся нормы, которые можно объединить в сле-дующие муниципально-правовые институты:

Правовые основы местного самоуправления. Правовые основы рас-крываются, как правило, в зависимости от субъектов, устанавливающих нормы муниципального права. Выделяют акты федерального, регио-нального и местного уровня. Причем при характеристике актов муници-пального уровня обязательно называют в качестве основных уставы му-ниципальных образований.

Территориальные основы местного самоуправления. При характери-стике территориальных основ местного самоуправления следует отдель-но рассматривать вопросы административного устройства субъектов Российской Федерации и вопросы формирования, реорганизации и лик-видации муниципальных образований, поскольку процедуры очень раз-личаются. В последнем случае требуется обязательный учет мнения на-селения.

Организационные основы местного самоуправления представляют со-вокупность норм, регулирующих реализацию права граждан на местное самоуправление через формы непосредственного народовластия, органы местного самоуправления и иные выборные органы.

Финансово-экономические основы местного самоуправления. При ха-рактеристике финансово-экономических основ местного самоуправления всеми авторами называются такие правовые институты, как институт му-ниципальной собственности, местный бюджет, муниципальная казна; особое место занимают местные налоги и сборы, внебюджетные фонды.

Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц. При характеристике ответственности органов местного самоуправле-ния и их должностных лиц следует различать ответственность органов местного самоуправления перед населением, физическими и юридиче-скими лицами, государством. Ответственность должностных лиц прояв-ляется в возможности их привлечения к разным видам юридической от-ветственности. Наиболее слабо проработанным представляется вопрос об ответственности перед населением. Этот вид ответственности реализует-ся через механизм досрочного прекращения полномочий в случае утраты доверия со стороны населения. Здесь же следует рассматривать и инсти-тут отзыва выборных должностных лиц местного самоуправления.

Гарантии местного самоуправления. Гарантии местного самоуправ-ления - это совокупность приемов, средств или способов реализации пра-ва на местное самоуправление. В. И. Фадеев предлагает выделять кроме собственно юридических гарантий и такие гарантии, как социальные, эко-номические, политические и др. Особое место занимает реализация права на судебную защиту, в том числе в Конституционном Суде РФ.

К Особенной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие полномочия органов местного самоуправления и их должностных лиц. На местном уровне могут решаться собственно вопросы местного значения и вопро-сы государственного значения, переданные или делегированные орга-нам местного самоуправления. Это обстоятельство позволяет ряду авто-ров выделять два правовых института - «полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного самоуправления» и «го-сударственно-властные полномочия, переданные или делегированные органам местного самоуправления».

В рамках Особенной части следует выделять такие муниципально-правовые институты, как полномочия органов местного самоуправ-ления по управлению муниципальным хозяйством; полномочия по управлению социально-культурной сферой; полномочия по обеспече-нию законности и правопорядка.

К Специальной части относятся право-вые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности ор-ганизации местного самоуправления в отдельных регионах, на опреде-ленных территориях.

Муниципальное право как отрасль права имеет свою систему, в которой выделяются комплексы однородных норм, регулирующих определенные группы общественных отношений, входящих в его предмет. Система муниципального права основывается на логическом, последовательном разделении норм муниципального права и их объединений в однородные правовые комплексы (институты) с учетом содержания и характера регулируемых ими отношений в сфере местного самоуправления. При этом система муниципального права отражает взаимосвязь и взаимообусловленность правового регулирования вопросов местного самоуправления как целостного социального явления. Поэтому система муниципального права имеет объективную основу: ее построение обусловлено не только структурой Закона об общих принципах организации местного самоуправления, но и потребностями практики развития местного самоуправления, которая оказывает влияние на формирование институтов муниципального права, помогает определить их роль в осуществлении местного самоуправления.

Следовательно, под системой муниципального права понимается объединение муниципально-правовых норм в муниципально-правовые институты, расположенные в определенной последовательности в зависимости от их значения и роли в регулировании муниципальных отношений.

Ее первым элементом являются муниципально-правовые нормы, закрепляющие положение местного самоуправления в системе народовластия, определяющие его роль в развитии демократических начал в управлении обществом и государством. К этой группе норм относятся нормы, содержащие определения основных понятий и терминов, используемых законодательством о местном самоуправлении, таких как местное самоуправление, муниципальное образование, вопросы местного значения, местный референдум, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления и др. В эту же группу входят нормы, закрепляющие основные принципы и функции местного самоуправления. Местное самоуправление как форма организации власти на местном уровне характеризуется тесным взаимодействием и взаимопроникновением форм прямой и представительной демократии. Нормы муниципального права, относящиеся к данной группе, закрепляют формы непосредственного волеизъявления населения муниципальных образований, институты представительной демократии в системе местного самоуправления, другие элементы этой системы.



Второй элемент системы составляют нормы, закрепляющие основы деятельности местного самоуправления: территориальные, организационные, финансово-экономические. Они определяют порядок создания, объединения, преобразования или упразднения муниципальных образований, установления и изменения их границ и наименований, а также закрепляют принципы организации местного самоуправления, основы взаимоотношений выборных и Других органов местного самоуправления, условия и порядок прохождения муниципальной службы, статус муниципального служащего. Важнейшим условием самостоятельности местного самоуправления являются финансово-экономические основы деятельности населения муниципальных образований. Нормы муниципального права закрепляют порядок формирования муниципальной собственности, ее состав, а также устанавливают основы финансовой самостоятельности местного самоуправления.

Третьим элементом системы муниципального права выступает группа норм, закрепляющих предметы ведения и полномочия местного самоуправления. Данные нормы устанавливают собственные полномочия местного самоуправления, а также отдельные государственные полномочия, которыми могут наделяться органы местного самоуправления. Относящиеся к этой группе нормы регулируют принципы определения компетенции органов местного самоуправления, отношения, которые возникают в процессе реализации полномочий местного самоуправления в различных сферах местной жизни.

Четвертый элемент системы - группа норм, устанавливающих гарантии местного самоуправления. Они закрепляют систему гарантий, обеспечивающих организационную и финансовую самостоятельность местного самоуправления, а также судебную и другие правовые формы защиты местного самоуправления.

Сущность местного самоуправления - в самостоятельной и под свою ответственность деятельности населения по решению вопросов местного значения. Поэтому пятый элемент составляют нормы, устанавливающие ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Эти нормы определяют формы, порядок и условия ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением муниципального образования, перед государством, а также перед физическими и юридическими лицами.

Таким образом, система муниципального права включает следующие структурные части:

1) местное самоуправление в системе народовластия;

2) основы местного самоуправления: территориальные, организационные и финансово-экономические;

3) предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

4) гарантии местного самоуправления;

5) ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Контроль за их деятельностью.

Место муниципального права в правовой системе

Российской Федерации

Муниципальное право как правовое образование не относится к числу основных отраслей права. Его место в системе права России определяется тем, что это вторичное, производное образование, возникшее на базе основных отраслей права в результате развития местного самоуправления, его обособления в системе управления обществом и государством, а также развития специального законодательства о местном самоуправлении.

Как уже отмечалось, муниципальное право - комплексная отрасль. Своеобразие таких правовых образований в системе права проявляется в том, что многие нормы, составляющие комплексную отрасль, выступают, во-первых, как нормы основных отраслей права, во-вторых, будучи нормами основных отраслей права и оставаясь таковыми, вместе с тем входят во вторичную правовую структуру - комплексную отрасль права. В силу этого муниципальное право самым тесным образом взаимодействует со многими отраслями права, которые, регулируя свой предмет, затрагивают и вопросы муниципальной деятельности.

Муниципальное право связано с конституционным (государственным) правом, которое, являясь ведущей отраслью российского права, определяет основные начала, принципы организации местного самоуправления, гарантии и формы осуществления местного самоуправления, его место в системе народовластия. Тем самым нормы конституционного (государственного) права устанавливают основы муниципального права, которое регулирует общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления.

Взаимосвязь муниципального права с административным правом обусловлена, в частности, тем, что институты муниципальной службы и государственной службы, несмотря на принципиальные различия, имеют и общие черты, представляя собой, образно говоря, “соединяющиеся сосуды”. Так, законами субъекта Федерации устанавливается соотношение должностей муниципальной и государственной службы РФ; время работы на должностях в органах местного самоуправления засчитывается в стаж, исчисляемый для предоставления льгот и гарантий в соответствии с законодательством о государственной службе и т.д.

Муниципальное право находится в тесной взаимосвязи с гражданским правом, определяющим гражданско-правовой статус муниципального образования, органов местного самоуправления, которые от имени муниципального образования осуществляют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

Взаимодействие муниципального права с такими отраслями права, как финансовое, земельное, экологическое, хозяйственное право, проявляется в регулировании деятельности органов местного самоуправления, которые в соответствии с Законом об общих принципах организации местного самоуправления формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, решают другие финансовые вопросы местного значения, а также осуществляют контроль за использованием земель на территории муниципального образования, участвуют в охране окружающей природной среды, создают условия для обеспечения населения услугами торговли, общественного питания, бытового обслуживания и т.д.

Глава 2 НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРАВА

§ 1. Понятие и предмет научной дисциплины муниципального права

Термин “муниципальное право Российской Федерации”, как уже говорилось, используется для названия не только соответствующей отрасли права, но и научной дисциплины, имеющей своим предметом изучение муниципального права как отрасли права.

Если муниципальное право - отрасль российского права - имеет своей задачей регулирование общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления, то задачей научной дисциплины является раскрытие сущности местного самоуправления, его своеобразия как формы организации власти народа, содержания муниципальных отношений.

Одна из важных проблем организации и деятельности местного самоуправления касается соотношения власти местного самоуправления (муниципальной власти) и государственной власти. Местное самоуправление и государственная власть в Российской Федерации тесно взаимосвязаны - у них единый источник: власть народа. Однако это разные формы осуществления народовластия.

Научная дисциплина муниципального права рассматривает местное самоуправление не только как форму гражданской самостоятельности и активности, но и как форму осуществления публичной власти, публично-властной деятельности наряду с ее государственной формой реализации. Она раскрывает содержание принципов, лежащих в основе организации местного самоуправления в городских, сельских поселениях и в других муниципальных образованиях. В ее предмет входят также вопросы о правовой, территориальной, организационной и финансово-экономической основах местного самоуправления, его функциях и предметах ведения.

Научная дисциплина муниципального права анализирует полномочия органов местного самоуправления и практику их реализации. Она выявляет и изучает общие закономерности муниципально-правового регулирования общественных отношений, обобщает практику применения норм муниципального права, практику деятельности муниципальных органов и на этой основе разрабатывает научно обоснованные рекомендации в целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления и муниципально-правового регулирования. Ее задачей является изучение условий и средств, обеспечивающих самостоятельность муниципальных образований, их органов в решении вопросов местного значения, а также ответственность муниципальных органов и должностных лиц местного самоуправления перед населением, государством, физическими и юридическими лицами.

Муниципальная деятельность охватывает по существу все сферы местной жизни и в силу этого носит комплексный характер. Научная дисциплина муниципального права изучает и раскрывает взаимодействие норм муниципального права с нормами других отраслей права, тесно взаимосвязанных с муниципальным правом.

Предмет научной дисциплины муниципального права составляют не только нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, существующие в данное время, но и практика правового регулирования организации и деятельности местной власти на предыдущих этапах развития российской государственности. Научная дисциплина муниципального права изучает формы организации местной власти и их правовое регулирование, взятые в развитии.

При изучении муниципального права научная дисциплина обращается к зарубежному муниципальному опыту. Россия входит в Совет Европы, в рамках которого действует Европейская Хартия местного самоуправления, отражающая западный опыт правового Регулирования местного самоуправления. Изучение зарубежного опыта местного самоуправления имеет важное значение для становления и развития муниципального права в нашей стране.

Научная дисциплина муниципального права изучает нормы муниципального права и регулируемые ими общественные отношения, используя при этом научные методы: исторический, сравнительно-правовой, статистический, конкретно-социологический и др. . "

Таким образом, научная дисциплина муниципального права - это совокупность знаний, идей, теорий о местном самоуправлении, о формах и практике его осуществления и правового регулирования.

§ 2. Система научной дисциплины муниципального права

Муниципальное право как научная дисциплина имеет свою систему, под которой понимается логически обоснованное расположение в определенной последовательности теоретических положений, знаний, составляющих ее содержание.

Система научной дисциплины муниципального права имеет в своей основе структуру отрасли права, которую она изучает. Вместе с тем в ней выделяются разделы, которые отсутствуют в системе одноименной отрасли права.

1. Введение в муниципальное право. В этом разделе рассматриваются: понятие муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, предмет и источники муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, а также вопросы истории муниципального права.

2. Местное самоуправление в системе народовластия. В этом разделе изучаются: понятие, система, принципы и функции местного самоуправления, соотношение в системе местного самоуправления прямой и представительной демократии, ассоциации и союзы муниципальных образований.

3. Основы, местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения (под свою ответственность) возможно при наличии определенных условий. Такими необходимыми условиями реализации местного самоуправления выступают основы деятельности местного самоуправления; правовая, территориальная, организационная и финансово-экономическая.

4. Предметы ведения и полномочия местного самоуправления. В ведении муниципальных образований находятся вопросы местного значения. Кроме того, отдельными государственными полномочиями могут наделяться органы местного самоуправления. В данном разделе рассматриваются: понятие и правовое регулирование предметов ведения местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения.

5. Гарантии местного самоуправления. В этом разделе изучаются: понятие и система гарантий местного самоуправления; гарантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления; судебная и иные правовые формы защиты местного самоуправления.

6. Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Органы и должностные лица местного самоуправления в соответствии с законодательством несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами. В данном разделе анализируются: понятие и формы ответственности в системе местного самоуправления, а также обеспечение законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.

§ 3. Источники научной дисциплины муниципального права

Научное исследование муниципального права как отрасли права осуществляется на основе источников одноименной научной дисциплины.

К числу источников относятся прежде всего правовые акты, закрепляющие и регулирующие организацию и деятельность местного самоуправления. Особая роль в формировании теоретической базы муниципального права принадлежит Конституции РФ, которая содержит положения, раскрывающие природу местного самоуправления, сущность муниципальной деятельности, роль местного самоуправления в системе народовластия. Конституционные положения о местном самоуправлении, составляющие важнейшую часть содержания научной дисциплины муниципального права, получают свое развитие в федеральных законах, других нормативных правовых актах, устанавливающих муниципально-правовые нормы. Они также являются источниками научной дисциплины муниципального права.

Федеративное устройство нашего государства, национальные и местные традиции и обычаи обусловливают особенности организации местного самоуправления в различных регионах страны. Поэтому для изучения тенденций развития муниципального права, своеобразия муниципально-правового регулирования важное значение имеют конституции республик в составе Российской Федерации, уставы других ее субъектов, законы и иные нормативные правовые акты по вопросам местного самоуправления, уставы муниципальных образований. Данные правовые акты также относятся к источникам научной дисциплины муниципального права.

Наряду с юридическими источниками теоретическую базу научной дисциплины муниципального права ее составляют научные труды ученых, в которых разрабатываются и исследуются проблемы муниципального права, история его развития. К числу теоретических источников муниципального права как научной дисциплины относятся прежде всего фундаментальные научные труды ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Игнорирование в течение десятилетий отечественного опыта земского и городского самоуправления как неприемлемого для советского государственного строительства привело по существу к забвению научных достижений в области местного самоуправления, принадлежащих ученым дореволюционной России. Многие дискуссионные сегодня проблемы (такие, как природа местного самоуправления, его соотношение с государственным управлением и др.) были в свое время исследованы с использованием зарубежного и отечественного муниципального опыта в фундаментальных научных трудах В.П. Безобразова, А.И. Васильчикова, Б.Б. Веселовского, А.Д. Градовского, Н.М. Коркунова, Н.И. Лазаревского, В.Н. Лешкова, М.И. Свешникова и др.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются работы, посвященные проблемам местного управления в советский период развития нашей государственности. Они представляют интерес для формирования муниципального права по крайней мере по двум основаниям: во-первых, с точки зрения опыта работы местных представительных и исполнительных органов советской власти, который не потерял своего значения и сегодня, во-вторых, с точки зрения критического анализа развития местных органов власти в нашей стране.

В последние годы появились работы по вопросам местного самоуправления, в которых обобщается практика муниципальной деятельности в нашей стране, разрабатываются актуальные проблемы организации и деятельности власти на местном уровне. Они имеют большое значение для формирования теоретической базы местного самоуправления и в силу этого также относятся к теоретическим источникам научной дисциплины муниципального права.

Наконец, еще одним источником муниципального права как научной дисциплины является практика муниципальной деятельности в нашей стране. Разработка и исследование проблем муниципального права осуществляется на основе анализа практической деятельности органов местного самоуправления по решению вопросов, отнесенных к их ведению.

§ 4. Эволюция научной дисциплины муниципального права в России

Научная дисциплина муниципального права - новая отрасль научных знаний. Она находится в стадии становления, как и одноименная отрасль права. Начавшийся в 1990-1991 гг. процесс реформирования власти на местах на основе принципов самоуправления, принятие союзного, а затем российского законов о местном самоуправлении стали основой формирования и новой отрасли права, и научной дисциплины. Вместе с тем научная дисциплина муниципального права возникла не на “пустом” месте: она имеет глубокие корни. Проблемы организации и деятельности местного самоуправления исследовались и в дореволюционной России. Хотя в тот период не существовало специальной учебной дисциплины, однако имелась весьма обширная научная, общественно-политическая литература по вопросам земского и городского самоуправления, в частности, работы В.Н. Лешкова “Опыт теории земства и его земских учреждений по положению 1864 года января первого” (1885 г.) и “О праве самостоятельности как основе для самоуправления” (1871 г.), А.И. Васильчикова “О самоуправлении. Сравнительный обзор русских и иностранных земских и общественных учреждений” (т. 1-3, 1869-1877 гг.); В.П. Безобразова “Земские учреждения и самоуправление” (1874 г.); Б.Б. Веселовского “История земства за 40 лет” (т. 1-4, 1909 г.), А.Д. Градовского, М.И. Свешникова, Н.И. Лазаревского и др.

Вопросы местного самоуправления в дореволюционной России изучались в рамках государственного и административного права. Так, учебник Н.М. Коркунова “Русское государственное право”, выдержавший не одно издание, содержал раздел “Самоуправление”, который включал следующие главы: теория самоуправления; местное самоуправление на Западе; земское самоуправление; городское самоуправление; местное самоуправление окраин.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления также изучались науками государственного (конституционного) и административного права. Это было обусловлено тем, что организация и деятельность местных Советов и их исполнительных комитетов регулировались прежде всего нормами данных отраслей права.

Вместе с тем организация и деятельность Советов и их исполнительных органов являлась предметом науки советского строительства, возникшей на стыке государственного (конституционного) и административного права и носящей в силу этого комплексный характер. Возникновение и развитие науки советского строительства во многом было обусловлено наличием единой системы представительных органов власти - Советов, построенных на общих принципах: единства Советов всех уровней как органов государственной власти; их верховенства и полновластия (которые носили, однако, формальный характер) в системе государственных органов, иерархической соподчиненности местных органов, их подотчетности вышестоящим органам и др.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Аэовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, Е.И. Козлова, А.И. Лукьянов, А.И. Лепешкин, В.А. Пертцик, А.Я. Слива, Н.Г. Старовойтов, Я.Н. Уманский, К.Ф. Шеремет и др. Конечно, накопленный за десятилетия опыт научных исследований организации и деятельности местных органов власти, как и научный инструментарий, во многом устарел. Однако научная дисциплина муниципального права не должна его игнорировать как некогда опыт дореволюционной школы отечественного государствоведения. Ведь историческая преемственность - один из существенных признаков развития науки.

Следует также учитывать, что в советской юридической литературе неоднократно предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам. В ряде партийных документов (Программа РКП(б), принятая в 1919 г., Программа КПСС, принятая в 1961 г.) местное самоуправление связывалось с местными Советами. Гражданский кодекс 1922 г. в качестве разновидности государственной собственности называл “муниципализированную” собственность. Все это создавало основу для обращения к идее местного самоуправления, ее использования с учетом советской специфики организации местной власти. В 1928 г. была издана книга Л.А. Велихова “Основы городского хозяйства”, в которой автор предпринял попытку “сжато изложить муниципальную науку в целом”. В 1963 г. появилась работа В.А. Пертцика “Проблемы местного самоуправления в СССР”. Местное самоуправление трактовалось автором как часть государственного самоуправления. В 1965 г. увидела свет книга Л.А. Григоряна “Советы - органы власти и народного самоуправления”. Местные Советы в этот период рядом ученых рассматривались как органы, имеющие “двойственную” природу: органы государственной власти и органы общественного самоуправления населения.

Однако надо иметь в виду, что советская система организации власти не знала противопоставления органов местного управления органам государственной власти, она была едина и монолитна. Все Советы, от Верховного Совета до сельского, являлись органами государственной власти. Поэтому взгляды ученых, писавших о местных Советах как об органах местного самоуправления, о муниципальном строительстве в нашей стране, расценивались в литературе как извращение природы Советов - полновластных органов государственной власти на своей территории, которые противопоставлялись буржуазным муниципальным органам.

Формируемая сегодня научная дисциплина муниципального права - новая отрасль научных знаний, которая основывается на принципиально иных взглядах и идеях об организации власти на местах. Ее предметом является не единая система представительных органов государственной власти (что было характерно для науки советского строительства), а организация и функционирование местного самоуправления, проблемы его правового регулирования. При этом научная дисциплина муниципального права основывается на конституционном положении о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.

§ 5. Место научной дисциплины муниципального права в системе юридических наук

Научная дисциплина муниципального права - составная часть российской юридической науки. Место научной дисциплины, муниципального права в системе правовых наук прежде всего обусловлено особенностями муниципального права как комплексной отрасли права. Ее соотношение и взаимосвязь с правовыми науками определяются соотношением муниципального права с отраслями российского права.

Государственное (конституционное) право закрепляет основополагающие начала организации и деятельности местного самоуправления, разграничивает компетенцию Российской Федерации и ее субъектов в области местного самоуправления. Наука государственного (конституционного) права использует многие категории и понятия (местное самоуправление, органы местного самоуправления, компетенция органов местного самоуправления, общие принципы организации местного самоуправления и др.), которые входят в научный аппарат муниципального права как научной дисциплины.

Научная дисциплина муниципального права тесно взаимодействует с науками административного, финансового, гражданского, земельного, экологического права. Данные отраслевые науки в рамках своих предметов исследуют многие вопросы, связанные с деятельностью муниципальных органов в разных сферах местной жизни. Научная дисциплина муниципального права взаимодействует с ними, исследуя проблемы муниципальной службы, муниципальной собственности, местных бюджетов, муниципальных земель и др.

Таким образом, научная дисциплина муниципального права в силу комплексного характера предмета своего изучения интегрирует теоретические знания ряда отраслевых юридических наук, касающиеся проблем деятельности органов местного самоуправления, в целостную систему научных знаний о муниципальном праве. Формирование и развитие специальной правовой отрасли и научной дисциплины муниципального права - один из важнейших факторов, способствующих созданию и функционированию в нашей стране эффективной системы местного самоуправления.

Муниципальное право как отрасль права, как научная дисциплина имеет свою систему, основой которой является структура отрасли права, которую она изучает. Система научной дисциплины муниципального права включает в себя следующие разделы:

  • 1. Введение в муниципальное право, раскрывающее понятие муниципального права как отрасли права и научной дисциплины, его предмет и источники, историко-теоретические основы местного самоуправления.
  • 2. Понятие, основные принципы местного самоуправления, формы непосредственной демократии, органы местного самоуправления.
  • 3. Основы местного самоуправления, включающие правовые, территориальные и финансово-экономическая основы.
  • 4. Вопросы местного значения и полномочия органов местного самоуправления по их решению, включающие: понятие и формы реализации полномочий органов местного самоуправления, а также конкретные полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности населения.
  • 5. Гарантии местного самоуправления, включающие: систему гарантий; гарантии, обеспечивающие организационную и финансово-экономическую самостоятельность местного самоуправления; судебную и иные правовые формы защиты местного самоуправления.
  • 6. Контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления.
  • 7. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления. В этом разделе изучаются: виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления; ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами.
  • 4. Источники муниципального права

Источниками муниципального права являются:

1. Конституция Российской Федерации, которая закрепила местное самоуправление как одну из основ конституционного строя, а также установила, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12).

Правовому регулированию местного самоуправления в Конституции Российской Федерации посвящена гл. 8 «Местное самоуправление» (ст. 130-133). На основе конституционных норм можно определить следующие параметры правового пространства местного самоуправления: население муниципального образования самостоятельно решает вопросы местного значения; экономической основой местного самоуправления является муниципальная собственность, право и бремя владения, пользования и распоряжения которой принадлежит населению муниципального образования; система местного самоуправления включает институты непосредственной и представительной демократии, при этом система осуществления местного самоуправления через представителей не исчерпывается выборными органами, а включает в себя и иные органы (исполнительно-распорядительные, контрольные и т.д.); местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций; изменение границ таких территорий допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий; органы местного самоуправления имеют самостоятельные полномочия по решению вопросов местного значения (управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка и др.), а также могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств; местному самоуправлению гарантируется право на судебную защиту; местному самоуправлению гарантируется компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти; устанавливается запрет на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Специальной 8-й главой Конституции Российской Федерации конституционные нормы о местном самоуправлении не исчерпываются. Согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы местного самоуправления; в ст. 8 установлено, что в Российской Федерации признается и защищается муниципальная форма собственности; в ст. 9 закреплено, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в муниципальной собственности; согласно ст. 15 органы местного самоуправления и их должностные лица обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы; в ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность местного самоуправления; согласно ст. 24 органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом; в ст. 32 установлено, что граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в ст. 33 закреплено право граждан Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления; ст. 40 закрепляет обязанность органов местного самоуправления по поощрению жилищного строительства, созданию условий для осуществления права на жилище, а также по бесплатному или за доступную плату предоставлению жилища из муниципальных жилищных фондов малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище; в ст. 41 говорится о бесплатном оказании медицинской помощи гражданам в муниципальных учреждениях здравоохранения, а также о принятии мер по развитию муниципальной системы здравоохранения; в ст. 43 гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в муниципальных образовательных учреждениях и право каждому на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в муниципальном образовательном учреждении; в ст. 46 установлено, что решения и действия (или бездействие) органов местного самоуправления и их должностных лиц могут быть обжалованы в суд; согласно ст. 72 установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

2. Федеральное законодательство. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ФЗ РФ Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации: от 6.10ю2003 г. № 131-ФЗ (с изм. и доп. от 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822. устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления и определяет государственные гарантии его осуществления.

Этот Федеральный закон определил правовую основу местного самоуправления, которую составляют: Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на сходах граждан и местных референдумах, и иные муниципальные правовые акты.

Конкретизация правовых основ деятельности органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности общества и государства определяется в иных законах Российской Федерации и федеральных законах, как, например:

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»; «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»; «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации»; Бюджетном кодексе Российской Федерации, Налоговом кодексе Российской Федерации; Градостроительном кодексе Российской Федерации, Гражданском кодексе Российской Федерации, «О приватизации государственного и муниципального имущества в Российской Федерации», «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»; «О связи», «О почтовой связи»; Семейном кодексе Российской Федерации; «Об образовании», Основах законодательства Российской Федерации о культуре, Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан; «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», «О беженцах», «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации»; «Об отходах производства и потребления", "Об охране окружающей среды»; «О милиции», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

В указах Президента Российской Федерации, постановлениях Правительства, иных нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти, как правило, детализируются полномочия органов местного самоуправления в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований. Особое значение здесь имеют акты, регламентирующие организационно-правовые основы поддержки развития местного самоуправления в России (О Конгрессе муниципальных образований), утверждающие программы государственной поддержки местного самоуправления (в частности, Основные положения государственной политики в области развития местного самоуправления в Российской Федерации), а также решения Правительства Российской Федерации и других федеральных органов о развитии отдельных территорий, закрытых административно-территориальных образований и др.

Среди актов федеральных органов государственной власти особое значение имеют решения судебных органов. В российской юридической науке судебный прецедент традиционно не считается источником права. Однако в настоящее время постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации играют важную роль в правовом регулировании местного самоуправления в России. С их помощью разрешаются правовые коллизии в сфере местного самоуправления, вызванные принятием нормативных правовых актов, противоречащих Конституции Российской Федерации.

  • 3. Конституции (уставы), законы и иные акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Российская Федерация является федеративным государством, и в становлении и развитии местного самоуправления достаточно значительную роль играют органы государственной власти субъектов Федерации. Поэтому конституции (уставы), законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации также являются источниками муниципального права России. В Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определен круг вопросов в сфере местного самоуправления, регулирование которых осуществляется законодательством субъектов Федерации.
  • 4. Муниципальные правовые акты. Данные акты наряду с федеральными и региональными нормативными правовыми актами имеют важное значение для деятельности муниципальных образований и органов местного самоуправления. В систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан), нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, постановления и распоряжения главы местной администрации, иных органов и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Среди муниципальных правовых актов местного самоуправления особое значение принадлежит уставу муниципального образования. В уставе, являющемся своеобразной «муниципальной конституцией», указываются основные положения по организации и деятельности местного сообщества. Как правило, в уставе муниципального образования содержатся не только нормы об организации местного самоуправления в соответствующем муниципальном образовании, но и перечень основных актов местного самоуправления, подлежащих принятию представительным органом и главой муниципального образования, а также порядок подготовки и принятия таких актов, механизм их отмены.

5. Нормы международного права также являются источниками муниципального права России. Согласно ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Следует заметить, что в российском законодательстве отсутствуют четкие критерии того, что нужно понимать под общепризнанными принципами и нормами международного права.

Весьма важное значение в регулировании местного самоуправления в Российской Федерации имеет Европейская хартия местного самоуправления от 15 октября 1985 г. Россия, подписав вышеназванную хартию 28 февраля 1996 г., а 20 марта 1998 г. ФЗ РФ О ратификации Европейской хартии местного самоуправления: от 11 апреля 1998 г. № 55-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 15. Ст. 1695. ратифицировав ее, взяла на себя обязательство соблюдать следующие положения в сфере местного самоуправления: 1) обеспечение права и реальной способности органов местного самоуправления регламентировать значительную часть публичных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения; 2) основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом. Это не должно исключать предоставления таким органам в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий; 3) органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти; 4) при делегировании полномочий каким-либо центральным или региональным органом власти органы местного самоуправления должны, насколько это возможно, обладать свободой адаптировать эти полномочия к местным условиям; 5) изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается только с учетом мнения населения соответствующих территорий, в том числе путем проведения референдума там, где это допускается законом и др.

При этом в Европейской хартии местного самоуправления содержатся также и иные положения в сфере местного самоуправления, соблюдение которых обязательно для Российской Федерации.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются теоретические труды российских и зарубежных ученых в сфере муниципального права, историко-правовые исследования и другие работы, в которых разрабатываются теоретико-методологические проблемы развития муниципального права, а также учебные, научно-методические и учебно-методические издания, способные оказать помощь в изучении муниципального права России. В первую очередь это научные работы ученых и видных деятелей земского движения дореволюционной России. Немаловажное значение в качестве источников научной дисциплины муниципального права имеют работы по проблемам местного управления советского периода.

Источниками научной дисциплины муниципального права являются также правовые акты как источники отрасли муниципального права. Кроме того, к источникам научной дисциплины муниципального права относится и практический опыт деятельности местного самоуправления. На основе изучения и обобщения такого опыта вырабатываются научные рекомендации по повышению эффективности организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

Эволюция научной дисциплины муниципального права в России.

Муниципальное право как научная дисциплина в настоящее время еще находится в процессе своего становления. При этом проблемы организации и деятельности власти на местном уровне исследуются учеными на протяжении весьма значительного периода. Вопросы местного самоуправления активно изучались в дореволюционной России. В то время издавалось большое количество научной, общественно-политической литературы по вопросам земского и городского самоуправления.

В советский период правовые аспекты деятельности местных органов власти и управления изучались специалистами государственного и административного права. Необходимо отметить, что в юридической литературе советского периода предпринимались попытки использовать идею местного самоуправления применительно к местным Советам. В 1928 г. была издана книга Л.А. Велихова «Основы городского хозяйства», в которой автор предпринял попытку «сжато изложить муниципальную науку в целом». Однако в 30-40-е гг. XX в. в большинстве советских юридических исследований отвергалась сама идея местного самоуправления. И только в начале 50-х гг. в работе С.Н. Братуся вновь появляется термин «самоуправление», который, однако, связывался с деятельностью местных Советов См.: Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. - М., 1950.. В 1963 г. вышла работа В.А. Пертцика «Проблемы местного самоуправления в СССР», который рассматривал местное самоуправление как часть государственного самоуправления.

Большой вклад в разработку вопросов организации и деятельности местных органов советской власти внесли такие ученые, как И.А. Азовкин, С.А. Авакьян, Г.В. Барабашев, А.А. Безуглов, В.И. Васильев, Р.Ф. Васильев, Л.А. Григорян, А.И. Ким, О.Е. Кутафин, АИ. Лукьянов, АИ. Лепепшин, В.А. Пертцик, АЯ. Слива, Н.Г. Старовойтов, Ю.А. Тихомиров, Я.Н. Уманский, В.И. Фадеев, К.Ф. Шеремет и др.

В настоящее время муниципальное право как научная дисциплина развивается весьма активно. Уже опубликован ряд исследований по данной тематике, появились диссертационные исследования. Возникла и новая научная дисциплина «Муниципальное право России». Ее изучение предусмотрено в соответствии с государственным образовательным стандартом в качестве одной из обязательных дисциплин по специальности «Юриспруденция».

Совокупность норм, близких по объекту и характеру правового ре- гулирования, образует муниципально-правовой институт. Муниципально-правовые институты являются одновременно структурными элементами системы российского муниципального пра ва. Построение системы муниципального права обусловлено основами местного самоуправления, закрепленными Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» - основополагающим для муниципального права как отрасли российского права. Данную систему нельзя представлять как завершенную конструкцию. По мере укрепления правовой базы местного самоуправления и обогащения практики его развития эти элементы будут совершенствоваться и уточняться, наполняться как новыми жизненными реалиями, так и научными достижениями.

В настоящее время система муниципального права включает в себя следующие основные структурные элементы :

1)местное самоуправление как самостоятельный институт гражданского общества, важнейшая форма народовластия;

2)основы местного самоуправления;

3)формы местного самоуправления;

4)предметы ведения и полномочия местного самоуправления;

5)гарантии местного самоуправления;

6) ответственность органов и должностных лиц местного самоуправ-
ления.

Также рассмотрели Общую, Особенную и Специальную части системы муниципального права.

Общая часть объединяет совокупность предписаний, распространяющих свое действие на все муниципальные образования. Ее составляют нормы, закрепляющие территориальные основы местного самоуправления, определяющие отношения муниципальных образований с другими субъектами права, а также нормы-принципы, нормы-дефиниции; нормы-цели, компетенционные нормы, нормы-запреты, устанавливающие основные понятия, категории и показатели местного самоуправления. Сюда же включаются нормы о статусе органов и должностных лиц местного самоуправления, некоторые процедурные положения, отражающие порядок их функционирования. Данные нормы задают юридические режимы регулирования всем муниципальным образованиям либо отдельным, конкретным территориям местного самоуправления. Иначе говоря, в общую часть включаются нормы, установленные органами государственной власти России и ее субъектов.

Особенная часть муниципального права содержит нормы, издаваемые органами и должностными лицами конкретных муниципальных образований.

Как уже говорилось ранее, к Специальной части относятся правовые институты, объединяющие нормы, регулирующие особенности организации местного самоуправления в отдельных регионах.

Список используемых источников

1.Конституция Российской Федерации.// М. – 2004. – 48 с.;

2.Федеральный закон от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 22 апреля 1996 г.; 26 ноября 1996 г.; 17 марта 1997 г.;

3.Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Список используемой литературы

1. Выдрин И. В. Муниципальное право России./ Учебное пособие.// М. – «Норма». – 2005. – 320 с.;

2. Четвериков В. С. Муниципальное право./ Учебное пособие.// М. – «ИНФРА-М». – 2001. – 183 с.;

3. Шугрин Е. С. Муниципальное право Российской Федерации./Учебник.// М. – «Проспект». – 2007. – 672 с.;

4. Под ред. Коваленко А. И. Юридический справочник// М. – 1997.


Костюков А. Н. Муниципальное право как отрасль российского права. М., 2003. С. 166 – 167 .