На какую дату пенсионный передал задолженность фнс. Провал очередной передачи данных по взносам из фондов в налоговую: «Караул, грабят! Технические сбои при передаче данных

Что делать, если плательщик страховых взносов не согласен с величиной сальдо страховых взносов по обязательствам до 01 января 2017 года, которые теперь контролирует ФНС. Подать заявление о не согласии и корректировке сальдо расчетов можно не только в ПФР и ФСС, но и в налоговую инспекцию по месту нахождения организации или ИП.

ИФНС обязана направить в отделение ПФР или ФСС уведомление с копией заявления плательщика взносов в срок равный 3-м рабочим дням. ПФР или ФСС обязаны будет рассмотреть заявление плательщика и уведомдление ИФНС и предоставить корректную информацию в форме решения. Налоговая служба, в свое время должна будет скорректровать сальдо расчетов и сведения о пенях и штрафах. Она в течение 7 рабочих дней должна будет внести изменения в свою базу. В общей сложности корректировка займет не больше месяца.

Нами рекомендуется: перед тем как писать завяление о несогласии получить справки о состоянии расчетов в ПФР и ФСС и прикладывать их к заявлению, как основания. Кроме того, к завялению могут быть приложены расчеты по форме РСВ-1 и 4-ФСС с протоколами о приеме отчетности.

Письмо Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы от 6 сентября 2017 г. №№ НП-30-26/13859/ЗН-4-22/17710@ О направлении рекомендаций о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов при корректировке указанных сведений

Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральная налоговая служба в целях урегулирования вопросов по корректировке сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся на 01.01.2017, направляет рекомендации о порядке взаимодействия отделений ПФР и налоговых органов при корректировке указанных сведений.

Обмен сведениями между отделениями ПФР и управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации (далее - УФНС России) осуществляется в электронном виде на региональном уровне.

I. Корректировка сведений о сальдо расчетов страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017.

Передаче в налоговые органы подлежит уточненная информация о суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов, образовавшихся по состоянию на 01.01.2017, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, а также первичные сведения о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017, не поступившие в налоговые органы.

1. Корректировка сведений, переданных территориальными органами ПФР в налоговые органы, производится в случаях:

Несогласия плательщика страховых взносов (далее - плательщик) с сальдо расчетов (при обращении плательщика страховых взносов в налоговый орган или в территориальный орган ПФР);

Необходимости уточнения сведений, переданных в налоговый орган, в случае выявления территориальным органом ПФР фактов некорректного направления в налоговый орган данных по состоянию на 01.01.2017.

1.1. В случае обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика налоговый орган направляет через УФНС России в соответствующее отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

1.2. В целях определения необходимости корректировки сведений, переданных отделением ПФР в УФНС России, территориальный орган ПФР обеспечивает проведение следующих мероприятий:

2) анализ достоверности и полноты переданных в налоговый орган сведений;

3) принятие отделением ПФР Решения о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - решение 1) (по форме согласно приложению № 1 к настоящему письму);

4) направление в УФНС России сведений, сформированных на основании принятого отделением ПФР решения 1 в формате RESH_KOR (разрабатывается);

5) направление в адрес плательщика ответа на обращение с приложением копии решения 1 (при наличии обращения плательщика).

1.3. Суммы превышения откорректированной урегулированной задолженности (решение 1) над ранее представленными «суммами недоимки, отраженной в документах взыскания» по состоянию на 01.01.2017 являются неурегулированной задолженностью, в связи с чем дальнейшее взыскание такой задолженности налоговым органом осуществляется в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

2. Представление отделением ПФР первичных сведений о сальдо расчетов по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017 производится в случае выявления фактов непоступления в налоговый орган первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017.

2.1. В целях обеспечения передачи в налоговый орган первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 отделение ПФР принимает Решение о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 (далее - решение 2) (по форме согласно приложению № 2 к настоящему письму).

Решение 2 принимается один раз в отношении плательщика, сведения о сальдо расчетов по которому не были переданы в налоговые органы в форматах VO_SALDORAS (VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР)) и RESH_SALDO.

2.2. Отделение ПФР направляет в УФНС России сведения из принятого Решения 2 в формате RESH_SALDO (разрабатывается) с одновременным предоставлением файла, содержащего сведения об урегулировании задолженности в формате RESH_ REG_ZD (разрабатывается).

II. Корректировка сведений о начисленных, уменьшенных суммах страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов по расчетным периодам до 01.01.2017.

Передаче в налоговые органы подлежит информация, переданная по начисленным, уменьшенным суммам страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, пеней и штрафов по расчетным периодам до 01.01.2017 (регулярный обмен), в случаях:

Обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика или в территориальный орган ПФР;

Необходимости уточнения сведений при самостоятельном установлении территориальным органом ПФР несоответствия ранее представленных сведений.

1. В случае обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика налоговый орган направляет через УФНС России в соответствующее отделение ПФР запрос с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

2. В целях определения необходимости корректировки сведений, переданных отделением ПФР в УФНС России, территориальный орган ПФР обеспечивает проведение следующих мероприятий:

1) сверку состояния расчетов с плательщиком (при наличии обращения плательщика);

2) анализ достоверности и полноты переданных сведений по расчетам, уточненным расчетам и решений по результатам проведения выездных и камеральных проверок;

3) направление в УФНС России в рамках регулярного обмена сведений в формате OPERLS (далее - формат) по плательщику с конкретным отчетным периодом и указанием в них некорректно направленных ранее сумм:

Начислений страховых взносов с кодом операции «2-уменьшено»,

Уменьшений страховых взносов с кодом операции «1 -начислено».

Кроме того, передача сведений осуществляется в формате OPERLS, в таблице 4.10 которого показатель «Основание» принимает значение «6 -Решение о корректировке», а также добавляются новые показатели: «Номер» и «Дата обращения плательщика», «Номер» и «Дата запроса налогового органа».

III. Порядок взаимодействия ПФР и налоговых органов при обращении плательщика.

1. В случае обращения плательщика страховых взносов в налоговый орган, УФНС России направляет в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

2. Срок проведения ПФР мероприятий при поступлении обращений плательщиков и/или уведомлений (сообщений) налоговых органов с учетом норм, содержащихся в статье 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», не должны превышать 20 рабочих дней со дня поступления вышеуказанных обращений.

3. Срок внесения изменений налоговыми органами в информационные ресурсы ФНС России на основании принятых отделениями ПФР Решений сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов не должны превышать 7 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от ПФР.

4. Настоящий порядок обмена сведениями между отделениями ПФР и УФНС России в электронном виде вступает в силу после утверждения форматов обмена и доработки программного обеспечения, о чем будет сообщено дополнительно.

5. Информация, поступившая от ПФР, но не прошедшая форматно-логический контроль и междокументальный контроль, подлежит возврату ПФР в полном объеме не позднее 5 рабочих дней со дня получения налоговым органом.

Приложение: на 7 л.

№ НП-30-26/13859

06.09.2017 г.

Приложение № 1

Решение
о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов
от_________№ __________

принятое в связи:

Обращение плательщика страховых взносов № _________ дата _________ Направлен запросом налогового органа № ____________ дата _________
с обращением плательщика в территориальный орган ПФР по вопросу несогласия с информацией, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган

По результатам анализа правильности передачи данных о суммах сальдовых остатков по состоянию на 01.01.2017, признать:

1. Сальдовые остатки, переданные по состоянию на 01.01.2017, подлежат корректировке:

Таблица 1

2. Сальдовые остатки, переданные по состоянию на 01.01.2017, не подлежат корректировке:

Таблица 2

Место печати Отделения ПФР

Приложение № 2

Решение
о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов
по состоянию на 01.01.2017
от__________№ ___________

_________________________________________________________________________

(наименование плательщика страховых взносов/ФИО)

_____________/______________ ________________________________

(ИНН/КПП) (Рег.номер страхователя)

В связи с не предоставлением территориальным органом ПФР в налоговый орган первичных сведений по плательщику страховых взносов передать сальдовые остатки по страховым взносам по состоянию на 01.01.2017:

с обращением плательщика страховых взносов в налоговый орган по вопросу несогласия с информацией, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган
Обращение плательщика страховых взносов № _____ дата _______, направлен запросом налогового органа № ________ дата _________
с обращением плательщика страховых взносов в территориальный орган ПФР по вопросу несогласия с информацией, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган
с необходимостью уточнения информации без обращения плательщика, переданной территориальным органом ПФР в налоговый орган

Место печати Отделения ПФР

Приложение № 3

Методические рекомендации по отражению в Решении информации о корректировке состояния расчетов с бюджетом

I. Решение о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов.

1. Отделением ПФР при принятии Решения о корректировке (об отсутствии необходимости корректировки) сумм сальдо расчетов по страховым взносам, пеней и штрафов (далее - Решение 1) в налоговый орган направляются сведения в формате RESH_KOR отдельным файлом по каждому плательщику страховых взносов.

Решение 1 принимается только в отношении плательщика страховых взносов, сведения о сальдо расчетов по которому были переданы в налоговые органы в формате VO_SALDORAS или VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

2. Сведения о суммовых значениях сальдо подлежат обязательному заполнению по всем КБК, отнесенным к данному типу плательщика страховых взносов.

В случае, если в результате направления исправленных сведений по плательщику, сальдо расчетов по всем, одному или нескольким КБК обнуляется, или данные поэтому КБК у плательщика страховых взносов отсутствуют, передаче в налоговый орган подлежит значение «О» в разрезе КБК.

3. Решение 1 принимается по одной из трех причин, которые служат основанием для корректировки.

3.1. В случае обращения плательщика в налоговый орган по месту учета плательщика страховых взносов, налоговый орган направляет через УФНС России в соответствующее Отделение ПФР формализованный запрос в электронном виде с приложением копии заявления плательщика в срок не позднее 3-х рабочих дней со дня поступления обращения плательщика в налоговый орган.

4. Таблица 1, заполняется фактическими суммовыми значениями о сальдо расчетов в разрезе КБК в случае:

Необходимости корректировки первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в файлах, переданных в формате VO_SALDORAS

Необходимости корректировки уточненных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в файлах, переданных в формате VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

5. Таблица 2 заполняется фактическими суммовыми значениями сведений о сальдо расчетов в разрезе КБК, не требующими корректировки и соответствуют:

Переданным значениям ПФР первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащимся в файлах в формате VO_SALDORAS;

или, если была представлена уточненная информация, то

Сведениям, переданным в составе исправленного сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017, содержащихся в файлах, переданных в формате VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

6. Особенности заполнения таблиц 1, 2.

6.1. Под неурегулированной задолженностью понимается сумма задолженности, не обеспеченная мерами взыскания.

6.2. Урегулированная задолженность - сумма недоимки, отраженной в документах взыскания, включая технические требования. Суммы превышения, откорректированной урегулированной задолженности (Решение 1) над ранее представленными «суммами недоимки, отраженной в документах взыскания» по состоянию на 01.01.2017, являются неурегулированной задолженностью, в связи с чем дальнейшее взыскание такой задолженности налоговым органом осуществляется в соответствии со статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

6.3. Под переплатой понимаются суммы платежей, которые не участвовали в погашении обязательств плательщика страховых взносов, в том числе платежи в счет погашения обязательств за 4 квартал 2016 года (или за год 2016 для отдельных категорий страхователей).

7. В случае принятия отделением ПФР Решения 1 по плательщику страховых взносов, по которому в информационных ресурсах ФНС России отсутствует информация о сальдовых остатках, по данному Решению 1 в территориальный орган ПФР направляется отрицательный протокол.

8. В случае, если плательщик страховых взносов после передачи сальдовых остатков изменил место нахождения либо провел процедуру реорганизации, Решение 1 принимается по новому месту нахождения плательщика страховых взносов (в случае реорганизации - в целом по правоприемнику).

9. Для плательщиков страховых взносов, зарегистрированных в ПФР более чем по одному основанию (ИП, адвокаты, нотариусы и т.д.): в случае если по регистрационному номеру плательщика страховых взносов сведения о сальдо расчетов передавались ПФР в налоговые органы в формате VO_SALDORAS или VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР), то отделение ПФР принимает Решение 1, если по регистрационному номеру плательщика сведения ранее не представлялись - отделение ПФР принимает Решение 2.

10. В течение 10 рабочих дней после направления отделением ПФР в адрес УФНС России файла RESH_KOR, УФНС России должно направить в структурированном виде ответные сообщения с информацией об обработке каждого переданного отделением ПФР файла.

II. Решение о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов по
состоянию на 01.01.2017

1. Отделение ПФР в случае не передачи сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 по конкретному плательщику страховых взносов принимает «Решение о предоставлении первичных сведений по сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017» (далее - Решение 2) и направляет в УФНС России информацию о предоставлении первичных сведений о сальдо расчётов по состоянию на 01.01.2017 в формате RESH_SALDO, с одновременным предоставлением файла, содержащего сведения об урегулировании задолженности в формате RESH _REGZD.

При приеме налоговыми органами указанных сведений осуществляется контроль на соответствие сумм «Урегулированной задолженности», отраженных в составе сведений о сальдо расчётов по состоянию на 01.01.2017 по формату RESH_SALDO и сумм остатка всей непогашенной задолженности в составе сведений об урегулировании задолженности по формату RESH _REGZD.

В случае выявления расхождений или представления не полного комплекта сведений (только сведения о сальдо или только сведения об урегулировании задолженности) в срок не позднее 5 рабочих дней с момента представления сведений налоговый орган направляет протокол ошибок в соответствующее отделение ПФР.

В случае отсутствия в составе сведений о сальдо расчётов по состоянию на 01.01.2017, представленных по формату RESH_SALDO сумм «Урегулированной задолженности» (т.е. вся сумма задолженности отражена в графе «Неурегулированная задолженность» либо «Переплата»), информация подлежит приему налоговыми органами без учета необходимости представления сведений об урегулировании задолженности по формату RESH _REGZD.

2. Решение 2 о предоставлении первичных сведений о сальдо расчетов по состоянию на 01.01.2017 принимается только в отношении плательщика страховых взносов, сведения о сальдо расчетов по которому не были переданы в налоговые органы в форматах VO_SALDORAS или VO_SALDORAS (тип информации - ИСПР).

3. Сведения о суммовых значениях сальдо подлежат обязательному заполнению по всем КБК, отнесенным к данной категории плательщика страховых взносов.

В случае, если в результате направления сведений по плательщику, сальдо расчетов по всем, одному или нескольким КБК равны «0», или данные по этому КБК у плательщика страховых взносов отсутствуют, передаче в налоговый орган подлежит значение «0» в разрезе КБК.

В информации, направляемой в налоговый орган, отражаются сальдовые остатки, которые соответствуют фактическому суммовому значению о сальдо расчетов в разрезе КБК по состоянию на 01.01.2017, без учета сведений из расчетов за 4 квартал 2016 года.

4. В случае принятия отделением ПФР Решения 2 по плательщику страховых взносов, по которому в информационных ресурсах ФНС России присутствует информация о сальдовых остатках, то в территориальный орган ПФР направляется отрицательный протокол.

5. В течении 10 рабочих дней после направления отделением ПФР в адрес УФНС России файлов RESH_SALDO и RESH _REGZD, УФНС России должны направить в структурированном виде ответные сообщения с информацией о приеме каждого переданного отделением ПФР файла.

С 1 января прошлого года налоговая взыскивает страховые взносы. Вроде бы ничего страшного, такую передачу полномочий переживали не в первый раз. Предполагалось, что это благо для всех, т.к. упрощается отчетность для налогоплательщиков, а бюджет должен дополнительно получить, по разным оценкам, до сотни млрд. рублей в год. Ожидания оправдались, но только для бюджета. Для многих компаний и индивидуальных предпринимателей передача функций администрирования взносов обернулась миллионными несуществующими долгами , которые инспекции принудительно взыскивают просто «на ура».

Дело в том, что для осуществления перехода ПФР должен был сформировать сальдо расчетов по состоянию на начало 2017 года и передать данную информацию в ФНС до 1 февраля 2017 года (Письмо ФНС, ПФР от 26.01. 2017 № БС-4-11/1304@/НП-30-26/947/02-11-10/06-308-П, п. 1 ст. 4 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ ).

Однако передача сальдо прошла не так гладко, как хотелось бы.

Последствия передачи сальдо по страховым взносам от ПФР

ПФР свою обязанность по передаче данных налоговому органу исполнил, но вот как...это отдельный вопрос. Так, в сальдо расчетов по взносам были включены суммы, подлежащие доначислению по итогам расчета за 2016 год, включая декабрьские взносы, срок уплаты которых установлен 15 января 2017 года.

Еще больше случаев передачи ошибочных сальдо с указанием несуществующих сумм задолженности! В эту категорию попали в основном плательщики, у которых действительно была задолженность по взносам или пене, но копеечная, а не миллионная. Так, реальный пример «из жизни», когда у компании был долг даже не по взносам, по пене в размере 2 руб., а ПФР передал налоговому органу информацию о наличии задолженности в полмиллиона рублей! Немало компаний, у которых из-за ошибок в сальдо списаны десятки миллионов рублей с банковских счетов при фактически отсутствующей задолженности по взносам. Именно о таких ситуациях и поговорим.

В 2017 году многие компании и предприниматели, которые добросовестно выполняли свои обязанности по уплате страховых взносов, из-за ошибок ПФР оказались в числе должников.

Поскольку достаточно долго не было четких официальных разъяснений о том, к кому именно обращаться для возврата излишне взысканных сумм взносов, многие компании в первую очередь кинулись в налоговый орган оспаривать принудительное взыскание сумм взносов, пени. После чего ФНС указала, что инспекции взыскивают суммы страховых взносов на основании данных, переданных ПФР, и они не вправе самостоятельно вносить изменения в состав полученной информации. Плательщикам взносов, которые не согласны с сальдо расчетов, следует обратиться в свое отделение ПФ РФ и решать этот вопрос в индивидуальном порядке (письмо ФНС России от 15.03.2017 № 3H-4-1/4593@). Однако, даже получив в ПФР «в индивидуальном порядке», после проведения сверки расчетов, справку об отсутствии задолженности на бумажном носителе поиски справед-ливости для компаний не увенчались успехом, поскольку «бумажный документ» от ПФР для налогового органа не доказательство отсутствия долга !

Действительно, территориальные отделения ПФР представляют в УФНС по субъектам РФ сальдо расчетов по взносам, пени, штрафам по состоянию на 01.01.2017 года именно в электронном виде (Порядок инфор-мационного взаимодействия отделений ПФР с управлениями ФНС России от 22.07.2016 № ММВ-23-1/12@/ЗИ).

Территориальные инспекции при получении от вышестоящего налогового органа (УФНС по субъекту РФ) электронных файлов с информацией по взносам, производят загрузку указанной информации в базу данных инспекции с последующим открытием карточек РСБ и отражением переданных сумм. То есть, именно электронные файлы являются источником достоверной информации по страховым взносам для налогового органа, а не письма, справки от ПФР об отсутствии задолженности в бумажном виде (письма ФНС России от 02.05.2017 № ГД-4-8/8281, от 07.06.2017 № ЗН-2-22/714@ ).

Только после того как ПФР представит в налоговый орган уточненные корректные сведения в виде электронных файлов, будут исправлены ошибки в карточках «Расчеты с бюджетом», снимут начисленные неправомерно пени по несуществующим суммам задолженности, вернут излишне взысканные суммы взносов!

Вся соль в данной ситуации в том, что налоговые органы и ПФР начинают предпринимать хоть какие-то меры в основном только после неоднократных заявлений и жалоб со стороны плательщиков взносов. Как говорится, спасение утопающего, дело рук самого утопающего! Поэтому спокойно сидеть и ждать положительного исхода дела в рассматриваемой ситуации уж точно не получится. Надо писать жалобы руководителям инспекций, терри-ториальных органов ПФР, вышестоящим органам ПФР и УФНС, в прокуратуру, звонить, лично посещать руководство указанных госорганов! Кстати, на практике удается вполне успешно признать принудительное списание взносов незаконным в досудебном порядке, подав жалобу в УФНС по соответствующему субъекту РФ. При этом очень важно правильно формулировать свои требования для положительного эффекта.

Интересен тот факт, что налоговые органы, даже если и видят, что фонд ошибся, исходя из представленных плательщиком документов (справка ПФР, платежные документы и пр.), исправить ситуацию самостоятельно они не могут, т.к. нужны электронные файлы с верными данными сальдо, подписанные ПФР! Поэтому мало добиться признания от УФНС незаконным решения о списания сумм страховых взносов, важно добиться от ПФР передачи в УФНС корректных сальдо в электронном виде.

Главное, чтобы все удачно сложилось. Поскольку в середине прошлого года ПФР попытался повторно выгрузить данные по взносам, и получилось еще «веселее», так как выяснилось, что повторные выгрузки некорректно отражаются у ФНС из-за недоработанного программного обеспечения, которое вовсе не предусматривало «обнуление» предыдущих выгрузок, и загрузки новых данных. Есть и «жертвы» такой повторной передачи сальдо, у которых долг не только не обнулился, а еще и увеличился в два раза. Хотели как лучше…

Радует то, что на данный момент органы ПФР все-таки передают налоговому органу верные сведения с коррект-ными (исправленными) данными сальдо на 01.01.2017 в электронном виде. И огорчает тот факт, что УФНС очень часто находят различного рода ошибки и направляют в ПФР соответствующие протоколы ошибок, которые следует исправить. И тут важно не терять время, письмами и звонками «подгонять» госорганы , ускорять межведомственную передачу данных, т.к. зачастую ошибки выявляются, но ПФР не торопится их исправить либо УФНС затягивает с направлением протоколов в ПФР.

Решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, принимается соответствующими органами ПФР (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, Письмо Минфина от 05.09.2017 № 03-02-07/2/56962).

Поэтому соответствующее заявление для вынесения решения о возврате излишне взысканных сумм взносов следует подавать в территориальный орган ПФР по месту учета компании (письмо ФНС и ПФР от 04.10.2017 № НП-30-26/15844/ГД-4-8/20020@ ).

Решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов принимается соответствующими органами ПФР в течение 10 рабочих дней с установленного момента. Момент этот наступает в день получения письменного заявления страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов. При этом заявление может быть подано и в электронной форме с усиленной квали-фици-рованной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи (ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ, письмо Минфина России от 05.09.2017 N 03-02-07/2/56962).

Если заявление о возврате излишне взысканных взносов будет подано в территориальный налоговый орган, он оставит его без рассмотрения. В этом случае инспекция должна направить в соответствующее отделение ПФР уведомление (сообщение) с приложением копии заявления, о чем в срок не позднее 3 рабочих дней с момента получения заявления письменно уведомляет плательщика.

Фронт работы по возврату страховых взносов достаточно большой и важно вести «бой» грамотно и по всем направлениям (ПФР, УФНС, инспекция, прокуратура, арбитражный суд). Зачастую у компаний есть увесистое дело с всевозможными справками, заявлениями и жалобами в территориальные и вышестоящие налоговые органы, ПФР, прокуратуру и пр., а «воз и ныне там». Кто-то «сходит с дистанции», устав от длительных переписок и походов в госорганы. Выбор у каждого свой. Одно ясно, что победа - не снег, сама на голову не падёт. Поэтому свои законные права и интересы надо упорно отстаивать до конца, тем более, что в сложившейся ситуации списание с банковских счетов денежных средств, при фактическом отсутствии долга явно незаконно и излишне взысканные суммы будут возвращены.

Как вернуть излишне взысканные страховые взносы?

Для того чтобы было проще сориентироваться в рассмотренной ситуации и не потерять драгоценное время, предлагаем следующий алгоритм возврата ошибочно взысканных страховых взносов:

1 этап

  • С территориальным органом ПФР провести сверку и получить справку о состоянии расчетов по состоянию на 01.01.2017 года.
  • Собрать документальное подтверждение фактов своевременной уплаты сумм страховых взносов (платежные поручения с печатью банка) и их взыскания налоговым органом (решение о взыскании сумм страховых взносов, пени штрафа за счет денежных средств в банке плательщика, инкассовые поручения, выписки операций по лицевому счету).

2 этап

  • В УФНС по субъекту подать жалобу о признании незаконным решения о взыскании сумм страховых взносов, пени. Жалоба подается через инспекцию, вынесшую решение. Не забудьте приложить к жалобе доказательства (копии документов, упомянутые в 1 этапе алгоритма).

    Срок ответа на жалобу - один месяц. После получения ответа на жалобу от УФНС либо по истечении месячного срока, плательщик вправе обращаться с заявлением в суд с требованием о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов.

  • В территориальный орган ПФР подать:

    Заявление о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года (рекомендуемый образец - Приложение № 2 к Информации ПФ РФ «О возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов за периоды, истекшие до 1 января 2017 года»). Решение о возврате принимается в течение 10 рабочих дней.

    Письмо с просьбой направить запрос в территориальный налоговый орган для подтверждения факта излишне уплаченных (взысканных) сумм (рекомендуемый образец запроса в Приложении к письму ПФР от 12.10.2017 № ТД11/51037)

  • В территориальный и вышестоящий органы ПФР подать заявления о направлении в УФНС корректных сальдовых остатков на 01.01.2017 в электронном виде.
  • В территориальный налоговый орган подать заявление о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов, пени, а также процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ.

3 этап

  • По истечении 10 дневного срока для вынесения территориальным органом ПФР решения о возврате излишне взысканных сумм страховых взносов:

    Подать жалобу в вышестоящий орган ПФР (например, в Москве и МО - Отделение Пенсионного фонда РФ по г. Москве и Московской области (г. Москва, ул. Стасовой, д. 14, корп. 2 ).

    Жалобу в прокуратуру на бездействие территориального органа ПФР.

  • По истечении месячного срока для ответа на жалобу, поданную в УФНС по субъекту РФ (при неполучении от налогового органа ответа) подать:

    Жалобу в прокуратуру на бездействие налогового органа,

    Заявление в арбитражный суд с требованием вернуть излишне взысканную сумму страховых взносов, процентов, предусмотренных ст. 79 НК РФ, а также возместить судебные расходы (исходя из практики, ответчиками могут быть ПФР и налоговый орган)

Если в месячный срок УФНС вынесет решение, и оно будет отрицательным, необходимо подать заявление в арбитражный суд. В случае вынесения УФНС положительного решения по жалобе (о признании недействительными мер принудительного взыскания сумм страховых взносов) — в судебном порядке надо попытаться взыскать проценты на излишне взысканную сумму страховых взносов.

Надеемся, что данная статья поможет на практике предпринять правильные действия для возврата излишне взысканных сумм страховых взносов.

Если остались вопросы по теме статьи, по вопросам, касающимся налогового контроля, мы готовы помочь разобраться и принять верное решение именно в Вашей ситуации.

При приеме и обработке данных, предоставленных ПФР и ФСС, налоговой инспекцией были выявлены ошибочные сведения, касающиеся включения в сальдо недополученных от страхователя, точнее, подлежащих доначислению сумм по итогам 2016 года. Таким образом, стали возможными расхождения между данными страхователя и сальдо, предоставленными фондами.

С 1 января 2017 г. функции по администрированию страховых взносов были возложены на ФНС. Следовательно, все данные внебюджетных фондов о состоянии расчетных операций плательщиков страховых взносов также были переданы налоговикам (имеются в виду расчеты на указанную дату).

Многие предприниматели столкнулись с тем, что переданные сальдо оказались неверными. При этом ФНС не имеет права самостоятельно без документального подтверждения, заверенного электронной подписью, вносить какие-либо изменения в данные по сальдо, предоставленные фондами. Как именно будут исправляться уже отправленные сальдо, ФНС России разъяснила в письме от № ЗН-2-22/714 от 07.06.2017.

  • Если ошибка будет обнаружена ПФР или ФСС, фонды обязаны незамедлительно уточнить не только сведения о расчетах, но и данные о мерах по урегулированию задолженности, а затем отправить уточненную информацию в налоговую службу.
  • Если за уточнением данных обратился сам страхователь, то фонд, передавший неверное сальдо, проводит проверку по обращению, корректирует данные и передает их в электронном виде в ФНС. На это допустившему ошибку фонду дается 3 рабочих дня с момента приема заявления плательщика. Далее полученные от фондов сведения о недоимке проверяют налоговые органы. Уточненные данные будут отражены в лицевом счете страхователя.

Что делать плательщику?

В случае выявления ошибки и/или несогласия с указанной суммой расчетов и для дальнейшего урегулирования споров, страхователь должен обратиться с заявлением в фонд, передавший в налоговую службу недостоверное сальдо, то есть в отделение ФСС или ПФР. Требований к оформлению заявления нет, его можно написать в свободной форме, указав свои данные и причину обращения.

С передачей налоговым органам функции по администрированию страховых взносов (с 1 января) бухгалтеры на практике столкнулись с множеством вопросов. В частности, как добиться отмены неправомерного требования об уплате страховых взносов за 2016 год, что делать с прошлогодней переплатой или недоимкой и почему у налоговиков неверные данные по страховым взносам. На эти и другие вопросы в рамках конференции "Налоговое законодательство 2017: итоги и перспективы" ответила заместитель начальника Управления по работе с задолженностью и банкротством ФНС России Ульяна Вотякова .

Напомним, что в связи с реализацией передачи полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование органами ПФР и органами ФСС России в налоговые органы была передана информация о задолженности плательщиков страховых взносов, а также информация о принятых органами ПФР и органами ФСС России мерах по взысканию данной задолженности (п. 1 ст. 19 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 250-ФЗ " " (далее – Закон № 250-ФЗ). Вместе с тем, как рассказали участники конференции, не все данные, переданные ПФР и ФСС России в налоговую, корректны.

Какими контрольными полномочиями обладают ФСС России и ПФР? Узнайте из материала "Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах (по 31 декабря 2016 года)" в"Энциклопедии решений. Договоры и иные сделки " интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

По словам представителя ФНС России, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в фонды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР, ФСС России (). В связи с чем плательщику страховых взносов необходимо направить обращение по вопросу некорректных сумм задолженности, отраженных в составе сальдо расчетов по страховым взносам за прошлый год, в соответствующий территориальный орган государственного внебюджетного фонда (). "Взыскание сумм – это последующий этап после начисления, поэтому если плательщик не согласен с какими-то начислениями, то нужно изначально решать вопрос с правомерностью действий фондов. Если принимается решение, что начисления были произведены неверно, то мы оперативно отменяем принятые налоговой меры, – отметила Ульяна Вотякова. – Взыскивать несуществующую задолженность ФНС России смысла нет".

Таким образом, плательщику страховых взносов следует обратиться в органы ПФР и повести с ними сверку расчет за периоды, истекшие до 1 января 2017 года. По итогам сверки должен быть оформлен акт, который будет подтверждать наличие или отсутствие недоимки страховых взносов (ч. 4 ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " ", действующий до 2017 года).

Такая процедура уточнения сведений в ПФР обусловлена в том числе тем, что ФНС России не имеют права самостоятельно без подтверждения документа, подписанного электронной цифровой подписью, вносить корректировку в данные ПФР и ФСС России, переданные в налоговые органы (). Однако, как рассказала Вотякова, в целях обеспечения достоверности информации о состоянии расчетов плательщика по страховым взносам между ФНС России и отделениями ПФР и ФСС России установлена договоренность по организации работы по передаче уточненного сальдо расчетов. "При обращении плательщика непосредственно в налоговый орган с вопросом о состоянии расчета по страховому счету, ФНС России в срок не позднее трех дней с момента обращения направляет запрос в соответствующее отделение внебюджетного фонда. В случае, если будет установлен факт передачи недостоверного сальдо расчетов отделение ПФР направляет в электронном виде в налоговый орган уточненные сведения, которые в оперативном порядке будут отражены в лицевом счете плательщика. Кроме того, ПФР должен направить ответ с приложением откорректированных сведений в адрес заявителя", – пояснила она.

Участники конференции в свою очередь рассказали случаи, когда территориальные налоговые органы незаконно списали со счетов предпринимателей денежные средства из-за неверно переданных данных из ПФР. "Если деньги были уплачены вами повторно, значит они будут возвращены, но только после того, как эти сведения подтвердятся. Если переплата сформировалась до 1 января текущего года, то одна должна быть возвращена фондом, а за переплатой, образовавшейся после 1 января, нужно будет обращаться уже в налоговую инспекцию", – ответила представитель ФНС России. Напомним, что сумма переплаты будет возвращена плательщику только после погашения задолженности по соответствующим пеням и штрафам ().

В заключение Ульяна Вотякова пообещала, что до конца года ситуация с неправомерными требованиями об уплате страховых взносов будет исчерпана. "Все жалобы, которые возникают по возмещению задолженности по страховым взносам находятся на контроле в центральном аппарате, и по каждому из них будут приняты решения в индивидуальном порядке", – добавила она.

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер », ноябрь 2017

Уже можно подвести промежуточные итоги перевода страховых взносов в налоговые инспекции, к сожалению, не положительные для страхователей. Передача взносов вместо упрощения взаимодействия создала массу дополнительной работы для бухгалтеров.

Технические сбои при передаче данных

С 1 января 2017 г. обязанность по администрированию страховых взносов перешла к налоговым органам. Вместе с обязанностью по администрированию взносов на пенсионное, медицинское и социальное (в части взносов на временную нетрудоспособность и материнство) страхование к налоговым органам перешло и обязательство по проведению мер для взыскания задолженностей по взносам, образовавшихся до 2017 г. Соответственно, и отчетность, позволяющая контролировать суммы начислений и подлежащих к уплате страхователем взносов, представляется в налоговые инспекции.

Для осуществления перехода ПФР должен был сформировать расчетов по состоянию на 1 января 2017 г. и передать эту информацию в ФНС. Но передача остатков из Пенсионного фонда не прошла гладко.

Первой проблемой стали технические сбои, из-за которых обязательства страхователей были переданы неверно, с недоимками и пенями. По этим недоимкам, которые не соответствуют действительности, налоговые органы стали направлять требования об уплате взносов. В них указано, по какому виду взносов и за какой период оно выставляется. Инспекции не выясняли, почему образовались задолженности, и отправляли урегулировать ситуацию в фонды, поскольку именно они сформировали долги. В фондах выяснялось, что на конец 2016 г. у страхователя нулевое сальдо, то есть долгов нет. В качестве подтверждения остатков выдавалась справка о состоянии расчетов, которую необходимо было представить в налоговый орган. На основании этого документа вносились корректировки в лицевую карточку налогоплательщика, и долги аннулировались.

Количество критических ситуаций с сальдо по взносам в этом году переполнило чашу терпения предпринимателей, они активно начали жаловаться. Спустя 9 месяцев вышло совместное Письмо ФНС и ПФР от 01.09.2017 № НП-30-26/13859/3н-4-22/17710@.

В нем говорится о том, как теперь ведомства будут урегулировать ситуацию с неверно переданными остатками. В письме указываются возможные случаи корректировки: несогласие плательщика взносов с сальдо расчетов или необходимость уточнения сведений, если ПФР сами находят ошибку. Также Письмом установлены сроки для внесения корректировок. В течение трех рабочих дней после поступления обращения страхователя налоговые органы направляют запрос в органы ПФР. Фонды за 20 рабочих дней должны осуществить мероприятия по корректировке сведений. После получения информации от фондов налоговые органы в течение 7 рабочих дней корректируют сведения в своих базах.

Таким образом, уже сейчас можно обращаться с заявлениями напрямую в налоговый орган, и инспектор не имеет права отказать в приеме обращения по урегулированию сальдо по взносам.

Декабрьские взносы

Вторая проблема возникла с декабрьскими взносами. Те, кто сдавал отчетность по итогам 2016 г. с начисленными, но не уплаченными суммами за декабрь, могли столкнуться с требованиями инспекций об уплате этих взносов несмотря на то, что фактически они могли быть уже уплачены. Дело в том, что ПФР передали суммы взносов за декабрь как задолженность. Хотя по регламенту передачи сальдо фонды не должны были включать эти взносы в долги, поскольку крайний срок их оплаты – 15.01.2017.

Эта ситуация не осталась без внимания ФНС. Появилось Письмо от 15.03.2017 №3Н-4-1/4593@, в котором указано, что вносить изменения в сальдо расчетов могут только ПФР, соответственно, туда и нужно обращаться. Однако с учетом сентябрьского совместного Письма ФНС и ПФР, о котором говорилось ранее, теперь урегулировать ситуацию можно напрямую с налоговыми инспекциями.

Отчетность для ИП

Третья проблема затронула индивидуальных предпринимателей. До 2017 г. действовало правило, при котором предпринимателю, не сдавшему налоговую отчетность, доначислялся 1% пенсионных взносов в максимальном размере. С 2014 г. требования по долгам по взносам в максимальном размере не выставлялись. Но в связи с тем, что взносы теперь администрируют налоговые органы, и в том числе собирают недоимки за предыдущие годы, эти долги стали направляться предпринимателям в требованиях об уплате взносов очень активно.

Изначально для урегулирования этой ситуации достаточно было сдать налоговую декларацию, после чего обратиться в территориальный ПФР с заявлением и копией сданной декларации. ПФР на основании этих документов вносил корректировки в сальдо расчетов.

Но потом появилось письмо ПФР от 10.07.2017 № НП-30-26/9994, в котором указано, что отделы ПФР не будут пересчитывать взносы, рассчитанные по максимуму, предпринимателям, сдавшим декларации с опозданием, после окончания расчетного периода, то есть года. Пересчитывали размер обязательств только тем, кто сдал отчетность вовремя, но по которым налоговые органы не сообщили в ПФР о том, какие сведения содержались в декларации.

ФНС вмешалась в ситуацию и выпустила Письмо № БС-4-11/17461 от 01.09.2017. ФНС не согласна с позицией ПФР относительно пересчета максимальных взносов, ссылаясь на то, что в Федеральном законе от 24.04.2009 «О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФФОМС» не было запрета на перерасчет, соответственно, его нужно производить по факту представления декларации, даже с опозданием, в налоговый орган. Однако ПФР не обязан руководствоваться в своих действиях Письмами ФНС, поэтому для урегулирования ситуации должно быть проведено совместное совещание ведомств, на котором будет определен порядок дальнейших действий.

Передача страховых взносов из ПФР в ФНС имеет только один плюс, и тот в пользу государства, – пополнение бюджета. В остальном смена администратора повлекла за собой уйму трудностей, связанных с урегулированием не соответствующих действительности долгов. На настоящий момент ситуация по сальдо расчетов находится на критическом уровне: государственные органы стараются принимать необходимые меры, но это происходит очень медленно. Остается только ждать, когда все проблемы будут выявлены, согласованы и ликвидированы.