Автомойка на чертежах поточный метод. Техническое обслуживание, ремонт и требования к конструкции автомобилей при их выполнении

Для достижения более качественного и быстрого проведения работ по то и ремонту автомобилей данное предприятие необходимо оснастить моечным участком. Я сделал этот вывод, потому что техника в ремонтный бокс заезжает в грязном виде, что значительно замедляет работу обслуживающего персонала. А также затрачивается время на уборку после каждого автомобиля.

Для размещения оборудования на автомойке нет каких-либо специальных требований, которые не позволили бы это сделать уже в имеющемся в распоряжении и подходящем для этого помещении. Достаточно соблюдение следующих требований:

  • температура внутри помещения в зимнее время не должна быть ниже 5°С для обеспечения нормального функционирования водоснабжения;
  • необходимо обеспечить промышленное снабжение водой и электричеством;
  • необходимо организовать систему водостока с автомобильной мойки и замкнутый цикл очистки и рециркуляции воды с системой отстоя грязной воды.

Поскольку оборудование для автомойки представляет собой специальную технику с большим или меньшим количеством узлов и агрегатов, которые работают в условиях постоянной нагрузки. Поэтому для нормального функционирования оборудования автомобильной мойки необходимо проводить мероприятия по его плановому техническому обслуживанию.

ВВЕДЕНИЕ5

1 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ7

  • 1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИЯТИЯ7
  • 1.2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ13
  • 1.3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА ТО И РЕМОНТОВ В УСЛОВИЯХ ООО «СПЕКТР»16
  • 1.4 ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ20

2 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРЕДПРИЯТИЯ22

  • 2.1 ВЫБОР И ОБОСНОВАНИЕ ИСХОДНЫХ ДАННЫХ22
  • 2.2 РАСЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ ПО ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБСЛУЖИВАНИЮ23
  • 2.2.1 Выбор и корректировка нормативов периодичности ТО и ресурсного пробега23
  • 2.2.2 Определение числа списаний и ТО на один автомобиль за цикл25
  • 2.2.3 Определение числа ТО на весь парк автомобилей за год26
  • 2.2.4 Определение числа диагностических воздействий на весь парк за год28
  • 2.2.5 Определение суточной программы по ТО и диагностированию автомобилей30
  • 2.3 РАСЧЁТ ГОДОВОГО ОБЪЁМА РАБОТ И ЧИСЛЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РАБОЧИХ30
  • 2.3.1 Выбор и корректирование нормативных трудоёмкостей31
  • 2.3.2 Годовой объём работ по ТО и ТР32
  • 2.3.3 Годовой объём вспомогательных работ33
  • 2.3.4 Распределение объёма ТО и ТР по производственным зонам и участкам34
  • 2.3.5 Расчёт численности производственных рабочих35
  • 2.3.6 Распределение объёма вспомогательных работ и определение численности вспомогательных рабочих37
  • 2.4 ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ РАСЧЁТ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗОН, УЧАСТКОВ И СКЛАДОВ37
  • 2.4.1 Расчёт постов и поточных линий37
  • 2.4.2 Выбор метода организации ТО и ТР автомобилей38
  • 2.4.3 Режим работы зон ТО и ТР38
  • 2.4.4 Расчёт поточной линии непрерывного действия ЕО38
  • 2.4.5 Расчёт числа отдельных постов ТО39
  • 2.4.6 Расчёт числа постов ТР42
  • 2.4.7 Расчёт числа постов Д-243
  • 2.5 ВЫБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ44
  • 2.6 РАСЧЕТ ПЛОЩАДЕЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ УЧАСТКОВ50

3 РАЗРАБОТКА МОЕЧНОГО ПОСТА52

  • 3.1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ52
  • 3.2 ПРОЕКТИРОВАНИЕ УЧАСТКА ДЛЯ МОЕЧНОГО ПОСТА52
  • 3.3 ОБОРУДОВАНИЕ МОЕЧНОГО ПОСТА53
  • 3.3.1 Очистные сооружения54
  • 3.3.2 Описание процесса. Система отстоя воды54
  • 3.3.3 Расчет основных параметров очистных сооружений56

4 КОНСТРУКТИВНАЯ РАЗРАБОТКА МОЙКИ АВТОМОБИЛЕЙ83

  • 4.1 ОСОБЕННОСТИ И ХАРАКТЕР ЗАГРЯЗНЕНИЙ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ84
  • 4.2 ОБЗОР АНАЛОГОВ КОНСТРУКЦИИ85
  • 4.3 РАСЧЕТ МОЕЧНОЙ УСТАНОВКИ87
  • 4.3.1 Расчёт основных параметров щёточных моечных установок87
  • 4.3.2 Расчёт эжектора90
  • 4.3.3 Расчёт геометрических размеров эжектора91
  • 4.4 УСТРОЙСТВО И РАБОТА МОЙКИ92
  • 4.4.1 Техническая характеристика92
  • 4.4.2 Устройство мойки93
  • 4.4.3 Работа мойки95
  • 4.4.4 Управление мойкой96
  • 4.5 УСТРОЙСТВО И РАБОТА ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ «СВИРЬ-2,5М»97
  • 4.6 РАСЧЕТ ОЧИСТНЫХ СООРУЖЕНИЙ106
  • 4.6.1 Расчет песколовушки106
  • 4.6.2 Расчет толщины стенки корпуса фильтра107
  • 4.6.3 Расчет толщины стенки плоского днища и крышки фильтра109
  • 4.6.4 Подбор фланца и расчет стяжных болтов109

5 БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ112

  • 5.1 ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ НАСОСНОЙ УСТАНОВКИ112
  • 5.1.1 Анализ условий труда на участке уборочно-моечных работ112
  • 5.1.2 Меры по обеспечению безопасных и здоровых условий труда113
  • 5.2 РАСЧЕТ СИСТЕМЫ ВЕНТИЛЯЦИИ УЧАСТКА МОЕЧНЫХ РАБОТ117
  • 5.2.1 Расчет вытяжной вентиляции117
  • 5.2.2 Расчет приточной вентиляции120
  • 5.3 ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ РАБОТЫ НА МОЙКЕ ГРУЗОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ124
  • 5.3.1 Общие требования безопасности124
  • 5.3.2 Требования безопасности перед началом работы125
  • 5.3.3 Требования безопасности во время работы125
  • 5.3.4 Требования безопасности в аврийных ситуациях126
  • 5.3.5 Требования безопасности по окончании работ127
  • 5.4 МЕРЫ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОСТИ РАБОТЫ КОРПУСА ЕО В УСЛОВИЯХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ127
  • 5.5 МЕРЫ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ133

6 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЕКТА136

  • 6.1 РАСЧЕТ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ НА РЕКОНСТРУКЦИЮ136
  • 6.2 РАСЧЕТ ТЕКУЩИХ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ РАСХОДОВ137
  • 6.3 РАСЧЕТ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЕКТА139
  • 6.4 ОБОСНОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЦЕЛЕСООБРАЗНОСТИ ПРОЕКТА141

ЗАКЛЮЧЕНИЕ142

Одним из путей повышения производительности труда и снижения простоев автомобилей в ТО и ТР является рациональная организация рабочих мест и, следовательно, улучшение их использования.

Рабочее место – это зона трудовой деятельности исполнителя, оснащенная необходимыми средствами и предметами труда, размещенными в определенном порядке: все виды работ по ТО и ТР начинают и заканчивают на автомобиле. Для проведения работ на автомобиле организуют рабочие посты. Рабочим местом рабочего или бригады рабочих называется участок производственной площадки, оснащенный необходимым оборудованием, приспособлениями и инструментом для выполнения определенного комплекса работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. Рабочие места ремонтных рабочих располагаются на постах ЕО, ТО-1 и ТО-2, в зонах текущего ремонта и в цехах производственного корпуса АТП.

Рабочий пост – это участок производственной площади, предназначенный для размещения автомобиля и включающий одно или несколько рабочих мест для проведения ТО и ТР. Таким образом, при организации рабочих мест на АТП применяются два метода их размещения – на рабочем посту, т.е. около предмета труда и около орудия производства – у стенда, станка, верстака.

В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различаются два метода организации работ: на универсальных и на специализированных постах.

Метод ТО автомобилей на универсальных постах заключается в выполнении всех работ ТО (кроме УМР) на одном посту группой исполнителей, состоящей из рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих универсалов, где исполнители выполняют свою часть работ в определенной технологической последовательности. При данном методе организации технологического процесса посты могут быть тупиковые и проездные. Тупиковые посты в большинстве случаев используются при ТО-1 и ТО-2. Проездные – преимущественно при ЕО.

Недостатками метода (при тупиковом расположении постов) являются следующие: значительная потеря времени на установку автомобилей на посты и съезд с них; загрязнение воздуха отработанными газами при маневрировании автомобиля в процессе заезда на посты и съезда с них; необходимость неоднократного дублирования одинакового оборудования.

Сущностью метода ТО автомобилей на специализированных постах является распределение объема работ данного вида ТО по нескольким постам. Посты, рабочие и оборудование на них специализируются с учетом однородности работ или рациональной их совместимости.

Метод специализированных постов может быть поточным и операционно-постовым.

Поточный метод основан на применении поточной линии – такой совокупности постов, при которой специализированные посты располагаются последовательно по одной линии.

Необходимым условием при этом является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом посту (синхронизация работы постов), которая обеспечивается при различных объемах выполняемых работ по постам соответствующим количеством рабочих при соблюдении условия

где t – продолжительность простоя автомобиля на посту (такт поста), ч; t 0 – объем работ по ТО, выполняемых на посту, чел.-ч;

Р – число рабочих на посту, чел.

При поточном методе специализированные посты могут быть расположены прямоточно, как это организуется при ЕО (рис. 2.4), и поперечно по отношению к направлению движения потока.

Рис. 2.4. Технологическая планировка поста уборки и мойки автомобиля:

1 – контейнер для мусора; 2 – электротельфер; 3 – установка создания воздушной завесы; 4 – пульт управления; 5 – огнетушитель углекислотный; 6 – ящик для песка; 7 – ларь для обтирочного материала; 8 – ворота механизированные; 9 – барабан с самонаматывающимся шлангом и пистолетом для воды; 10 – автоматическая моечная установка; 11 – воздухораздаточная колонка; 12 – знаки безопасности; 13 – щит для инвентаря; 14 – пылесос; 15 – конвейер

Достоинствами метода являются: сокращение потерь времени на перемещение автомобиля (рабочих) и экономное использование производственных площадей. Недостатком является невозможность изменения объема работ (в сторону увеличения) на каком-либо из постов, если не предусмотреть для этой цели резервных (скользящих) рабочих, включающихся в выполнение дополнительно возникших работ, чтобы обеспечить соблюдение такта линии. Часто функции скользящих рабочих возлагаются на бригадиров.

При организации ТО на поточных линиях различают потоки непрерывного и периодического действия. Потоком непрерывного действия (применяется только для работ ЕО) называют такую организацию технологического процесса, при которой ТО производится на непрерывно перемещающихся по рабочим зонам автомобилях. Скорость конвейера при этом выбирают в пределах 0,8–1,5 м/мин. Расстояние между перемещаемыми друг за другом автомобилями А (2–4 м) в зависимости от скорости конвейера) выбирается с учетом того, что оно является частью длины рабочей зоны Lр.з. = Lа + А , где – длина автомобиля.

Потоком периодического действия называют организацию технологического процесса, при котором автомобили периодически перемещаются с одного рабочего поста на другой (скорость конвейера – до 15 м/мин, А = 1 м).

При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида ТО распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными постами, за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем (например: механизмы передней подвески и переднего моста; задний мост и тормозная система; коробка передач, сцепление и карданная передача). Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах.

Преимуществами данного метода являются: возможность специализации оборудования, повышение уровня механизации, повышение качества работ и производительности труда, более оперативная организация технологического процесса (независимость постановки автомобилей на пост). Недостатком метода является то, что необходимость перестановки автомобилей с поста на пост требует маневрирования автомобиля, что вызывает увеличение непроизводительных потерь времени, а также загазованность помещений отработавшими газами.

При данном методе ТО целесообразно организовывать в несколько приемов (заездов), распределив все работы ТО на несколько дней.

Организация ТО-1 иТО-2 на универсальных постах. При небольшом списочном составе парка АТП, а следовательно, небольшой программе ТО не удается использовать поточный метод обслуживания. В этом случае ТО проводят на универсальных постах, обеспечивающих полное выполнение перечня обязательных операций ТО-1 (или ТО-2) на каждом из них.

При выполнении ТО автомобилей на универсальных постах применяется частичная или полная специализация исполнителей – по видам работ или группам агрегатов.

Посты используются тупикового и проездного типов. Проездные посты, позволяющие сохранить маневрирование подвижного состава, наиболее предпочтительны для обслуживания автопоездов и автобусов сочлененного типа.

При программе обслуживания до восьми автобусов в сутки НИИАТ рекомендует выполнять ТО-1 на универсальном проездном посту (рис. 2.5).

На таких постах выполняются контрольные, регулировочные и крепежные работы по агрегатам и механизмам автомобиля, а также работы электротехнические, по системе питания и шинам. При этом выполнение смазочных, заправочных и очистительных работ предусматривается на отдельном посту смазки.

Рис. 2.5. Технологическая планировка универсального поста для ТО-1 автобусов:

1 – тележка для сброса фильтрующих элементов; 2 – стол-ванна для промывки фильтров; 3 – стол-ванна для чистого масла на подставке; 4 – ларь для чистых обтирочных материалов; 5 – наконечник с манометром для воздухораздаточного шланга; 6 – стационарная установка; 7 – направляющие для колес автобуса; 8 – подъемник с креплением на стенке канавы; 9 – подставка для работы в осмотровой канаве; 10 – переносной ящик для инструментов и крепежных деталей; 11 – маслораздаточный бак; 12 – электромеханический солидолонагнетатель; 13 – маслораздаточная колонка; 14 – стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 15 – слесарный верстак

Организация ТО-1 на потоке. К основным условиям, при которых достижима эффективность поточного метода, относятся:

– достаточная для полной загрузки поточной линии суточная или сменная программа обслуживания;

– строгое выполнение всего комплекса операций определенного для данного вида обслуживания автомобиля и условий его работы;

– четкое распределение перечня операций по отдельным исполнителям;

– правильный расчет такта линии и строгое его выполнение; максимальная механизация и автоматизация работ, включая передвижение автомобиля с поста на пост;

– максимально возможная специализация отдельных постов по виду выполняемых работ при большой программе обслуживания, совмещение работ различного вида на одном посту при относительно небольшой программе;

– хорошо налаженное снабжение поточной линии всеми необходимыми деталями, материалами и инструментом, хранящимся вблизи от рабочих постов или непосредственно на постах;

– возможность переходов рабочих с поста на пост и наличие так называемых «скользящих» рабочих для продолжения незаконченной операции или оказания помощи в работе соседним постам (особенно при разномарочном составе автомобилей), а также наличие необходимости дополнительного поста для завершения работ, по каким-либо причинам не выполненных на самой линии.

Типаж поточных линий включает два типа линий: на два и три рабочих поста (рис. 2.6). Для трехпостовой поточной линии с производительностью 17–20 автомобилей в смену, при семи рабочих на постах, распределение видов работ по постам может иметь следующий вид.

Первый пост предназначен для выполнения контрольно-диагностических, крепежных и регулировочных работ, связанных с вывешиванием колес автомобиля (по переднему и заднему мостам, тормозной системе, рулевому управлению и подвеске автомобиля). На втором посту выполняются контрольно-диагностические, крепежные и регулировочные работы, не связанные с вывешиванием колес автомобиля (по электрооборудованию, системе питания, КПП, сцеплению и др.). На третьем посту производятся работы по двигателю, смазочные, заправочные и очистительные операции по всему автомобилю.

На линии может быть предусмотрен нерабочий пост, который чаще всего используется для стоянки автомобиля, ожидающего ТО.

Рис. 2.6. Технологическая планировка поточной линии ТО-1 на трех постах:

1 – направляющий ролик; 2 – конторский стол; 3 – слесарный верстак; 4 – регулируемые подставки под ноги; 5 – стеллаж-вертушка для крепежных деталей; 6 – переходный мостик; 7 – передвижной пост электрика; 8 – тележка для транспортировки аккумуляторных батарей; 9 – ящик для инструмента и крепежных деталей; 10 – гидравлический передвижной подъемник; 11 – гайковерт для гаек колес; 12 – стол-ванна для промывки фильтров; 13 – воздухораздаточная автоматическая колонка; 14 – маслораздаточная колонка; 15 –передвижной пост смазчика-заправщика; 16 – маслораздаточный бак; 17 – ларь для обтирочных материалов; 18 – установка для отсоса отработавших газов; 19 – механизм привода ворот; 20 – лари для отходов; 21 – воронка для слива отработавших масел; 22 – установка для заправки трансмиссионным маслом; 23 – передвижной нагреватель смазки; 24 – передвижной пост слесаря-авторемонтника; 25 – гайковерт для гаек стремянок рессор; 26 – установка для тепловой воздушной завесы ворот

Организация ТО-2 на потоке. ТО-2 на потоке имеет следующие основные особенности:

– распределение всего комплекса операций ТО-2 по месту их выполнения (специализированным постам), исходя из технологической разнородности различных групп операций, технологической последовательности их выполнения, специфичности применяемого оборудования, санитарных и других условий;

– включение в ТО-2 операций ТР малой трудоемкости, не нарушающих ритмичности выполнения собственно обслуживания (по разработанному примерному перечню таких операций);

– вариантность технологических схем, предусматривающая возможность их использования различными по масштабу АТП, с выполнением обслуживания как на постах тупикового типа, так и на поточной линии (на наиболее крупных предприятиях);

– возможность унификации поточных линий ТО-2 в целях проведения работ на них в различные смены (на одних и тех же производственных площадях).

В зависимости от масштаба производственной программы могут применяться различные организационные схемы обслуживания ТО-2 на потоке с делением поступивших автомобилей на четыре группы.

По первой из этих схем после выполнения контрольно-диагностических операций на посту диагностики (рис. 2.7) автомобили 1-й группы следуют в зону ТО-2 на посты тупикового типа, где выполняются операции 2-й и 3-й групп. Смазочно-очистительные операции 4-й группы выполняются на посту смазки зоны ТО-1 или на соответствующем посту поточной линии ТО-1.

По второй и третьей схемам все операции, кроме контрольно-диагностических, выполняются на четырех- или пятипостовой поточной линии ТО-2.

Рекомендациями по выбору схемы организации ТО-2 устанавливаются, что при программе, равной 2–3 обслуживаниям грузовых автомобилей в смену, принимается первая схема с постами тупикового типа. При программе на 4–5 обслуживаний применима вторая схема – с четырехпостовой поточной линией.

При программе на 6–7 обслуживаний – пятипостовая линия.

Рис. 2.7. Технологическая планировка поста диагностирования Д-2:

1 – вывод отработавших газов; 2 – раковина для мытья рук; 3 – шкаф для одежды; 4 – пульт управления стендом; 5 – стол; 6 – стул; 7 – подвод сжатого воздуха; 8 – прибор для проверки системы зажигания; 9 – верстак с параллельными тисками; 10 – переносная лестница; 11 – площадочный винтовой подъемник; 12 – вентилятор для охлаждения; 13 – второе положение автомобиля; 14 – шкаф для переносного оборудования; 15 – передвижной подъемник; 16 – первое положение автомобиля; 17 – осмотровая канава; 18 – стенд для диагностики тягово-экономических показателей; 19 – раздвижные ворота

При проведении ТО-2 допускается выполнение сопутствующих ремонтных операций, имеющих относительно малую трудоемкость (до 0,3 чел.-ч), при общем их объеме не более 20% от нормативного объема работ ТО-2. К таким операциям относятся: замена рулевых тяг, топливного насоса, тормозных колодок, карданного вала и т.п.

Для обеспечения ритмичности в работе поточной линии предусматривается выделение нескольких «скользящих» слесарей-ремонтников.

Распространению поточных линий ТО-2 препятствует значительная сложность организации их работ. Наиболее трудно сохранить заданную расчетом ритмичность в работе поточной линии, так как выполнять ТО-2 без операций ремонта не удается (объем работ ремонта при ТО-2 достигает 50 % и более от трудоемкости самого обслуживания).

Таким образом, основными показателями для применения ТО-2 на потоке должны стать: улучшенная организация снабжения запасными частями; большая равнопрочность и долговечность узлов и агрегатов автомобиля (что позволит уменьшить объем ремонтных работ и стабилизировать перечень операций при ТО-2); применение углубленной диагностики автомобилей перед постановкой их на ТО-2 с целью уточнения состава требуемых операций ремонта; увеличение в АТП количества зданий, позволяющих оборудовать поточные линии в соответствии с рациональной технологией обслуживания.

Операционно-постовой метод ТО-2. Основными идеями метода являются: выполнение всего объема ТО-2 и сопутствующего ремонта (ТРСОП) только в межсменное время, в несколько приемов-заездов, осуществляемых в течение ряда следующих друг за другом дней; распределение и специализация рабочих по определенным группам обслуживаемых и ремонтируемых агрегатов и систем автомобиля.

Практически весь объем ТО-2 по данному методу распределяется на шесть групп операций («постов»), каждая из которых выполняется рабочими определенного поста. Число приемов-заездов на обслуживание ограничивается четырьмя или двумя, в каждый из которых работы на автомобиле выполняются сразу несколькими «постами».

Под словом «пост» при операционно-постовом методе понимается не место рассматриваемое в плане габаритных размеров автомобиля, а группа операций, выполняемая рабочими определенной специализации. Специализация автомобилемест (за исключением работ по кузову) не осуществляется. Сутью метода является не перестановка автомобиля в процессе выполнения работ ТО-2 с поста на пост, а перемещение по постам передвижных групп исполнителей. В состав общей бригады ТО-2, кроме закрепленных специалистов, могут входить некоторые специалисты, не закрепленные за отдельными постами, – арматурщики, электрики и др.

Внедрение операционно-постового метода позволяет довести КТТ автомобилей парка до 0,97.

Недостатками метода являются: отсутствие специализации автомобилемест, свойственной поточному методу; отсутствие строгой технологической связи между автомобилеместами и производственными цехами; нечеткое распределение функций между основной бригадой, выполняющей ТО-2 и большую часть ремонтов, и вспомогательной бригадой, выполняющей только ТР, что снижает ответственность отдельных исполнителей за качество работ и, как следствие, способствует излишней повторяемости ремонта.

Технологический процесс технического обслуживания определяется особенностями каждого вида воздействия, степенью специализации, а также количеством рабочих постов и рабочих мест.

Степень специализации постов и рабочих мест зависит от количества постов, требуемых для выполнения суточной программы по видам воздействий, а также от наиболее рационального распределения работ по постам с учетом возможной их механизации.

В зависимости от числа постов, между которыми распределяется комплекс работ данного вида обслуживания, различают два основных метода его организации:

  • на универсальных
  • на специализированных постах

Метод обслуживания на универсальных постах заключается в выполнении всего комплекса работ данного вида технического обслуживания на одном посту (исключая уборочно-моечные работы) одной комплексной бригадой, включающей рабочих всех специальностей (слесарей, смазчиков, электриков) или рабочих-универсалов высокой квалификации. При наличии нескольких универсальных постов работы могут выполняться последовательно перемещающимися с поста на пост специализированными бригадами или рабочими производственных участков. В этом случае на смежных постах поочередно работают бригады рабочих различных специальностей или рабочие производственных участков, которые после выполнения своей работы переходят с поста на пост.

Рис. Схема тупикового расположения постов технического обслуживания:
I - посты ЕО; II - посты ТО-1

Расположение постов при такой организации обслуживания преимущественно тупиковое. Прямоточные универсальные посты применяют в виде проездных постов преимущественно для мойки автомобилей.

При обслуживании на нескольких универсальных постах, расположенных параллельно, продолжительность пребывания автомобилей на каждом посту может быть неодинаковой, однако необходимо, чтобы суммарная производительность постов (количество обслуживаемых автомобилей в единицу времени) обеспечивала расчетную программу по данному виду обслуживания.

Это положение допускает не только некоторое отклонение объемов работ от установленного норматива для данного вида технического обслуживания, но и различные объемы работ, т. е. разнотипность обслуживаемых автомобилей.

Недостатком тупикового расположения постов является необходимость маневрирования автомобиля при постановке его на пост и съезде с поста, что вызывает загрязнение воздуха отработавшими газами и. кроме того, увеличивает общее время, затрачиваемое на обслуживание автомобиля.

Метод специализированных постов предусматривает выполнение всего объема работ технического обслуживания данного вида по каждому автомобилю на нескольких постах. При этом степень специализации постов зависит от характера работ, для выполнения которых требуется однородное оборудование и соответственная специализация рабочих (например, смазочные, электротехнические, крепежные работы.) Специализация постов может также ограничиваться числом выполняемых операций по данному виду работ или предусматривать совмещение однородных работ.

Метод специализированных постов в свою очередь может быть:

  • поточным
  • операционно-постовым

Поточный метод

При поточном методе объем работ данного вида технического обслуживания, выполняемых одновременно, распределяется по нескольким постам, расположенным в технологической последовательности с закреплением за каждым постом определенных операций и специализированных рабочих мест. Посты могут располагаться прямоточно по направлению движения автомобиля или в поперечном направлении.

Необходимым условием этого способа организации процесса обслуживания является одинаковая продолжительность пребывания автомобиля на каждом из постов, что достигается постоянным объемом работ, выполняемых на постах, и соответствующим количеством рабочей силы на них.

Нарушение установленных норм времени или объемов работ хотя бы на одном посту может вызвать непроизводительные простои на других постах и нарушение процесса поточного производства. Объем работ на постах может быть изменен только при условии изменения количества работающих на постах всего потока. Специализация постов обслуживания обусловливает специализацию рабочих.

Посты при поточном методе обслуживания чаще всего располагают по прямой линии, что обеспечивает наиболее короткий путь перемещения автомобиля с одного поста на другой. Совокупность постов при поточном методе обслуживания называется линией обслуживания.

Операционно-постовой метод

При операционно-постовом методе обслуживания объем работ данного вида технического обслуживания распределяется также между несколькими специализированными, но параллельно расположенными-постами. за каждым из которых закреплена определенная группа работ или операций. При этом работы или операции комплектуются по виду обслуживаемых агрегатов и систем, например:

  • 1-й пост - механизмы передней подвески и переднего моста
  • 2-й пост - задний мост и тормозная система
  • 3-й пост - коробка передач, сцепление, карданная передача

Обслуживание автомобилей в этом случае выполняют на тупиковых постах. Продолжительность простоя на каждом из постов должна быть одинаковой при одновременной независимости постов.

Организация работ по такому методу обусловливает возможность специализировать оборудование, шире механизировать процесс и тем самым повысить качество работ и производительность труда.

Независимость установки автомобиля на каждый пост (и съезда с поста) при операционно-постовом методе делает организацию процесса более оперативной. Необходимость перестановки автомобилей с поста на пост вызывает большое маневрирование автомобилей, а следовательно, непроизводительную потерю времени, загазованность помещения отработавшими газами. Поэтому при данном методе целесообразно обслуживание автомобилей организовать в несколько приемов-заездов, распределив его на несколько дней.

Основными преимуществами поточного метода обслуживания являются сокращение трудоемкости и повышение производительности труда при одновременном улучшении качества технического обслуживания, снижение квалификации рабочих, лучшее использование производственных площадей и оборудования, повышение дисциплины труда и уменьшение себестоимости работ по обслуживанию.

Данный метод организации технического обслуживания нашел применение в крупных автохозяйствах при организации ЕО, ТО-1 и ТО-2.

При поточном методе автомобили могут перемещаться по постам обслуживания периодически или непрерывно. В первом случае процесс называется потоком периодического действия, во втором - потоком непрерывного действия.

Автомобили на поточной линии могут перемещаться с поста на пост:

  • своим ходом (с периодическим пуском и остановкой двигателя);
  • перекатыванием автомобилей на колесах по наклонной плоскости, вдоль которой расположена линия обслуживания;
  • перекатыванием автомобилей вручную на роликовых тележках по рельсам;
  • при помощи конвейеров.

Оборудование для мойки автомобилей подразделяется на общее и специальное.

К общему относят площадки и различного типа канавы (боко­вые и межколейные узкого типа, широкие с колейным мости­ком), эстакады и подъемники. Посты разделяются водонепрони­цаемой перегородкой. Дверной проем может иметь гибкую завесу для автоматического ограждения моечной камеры после въезда и выезда автомобиля.

Специальное оборудование разделяется в зависимости от способа мойки и типа автомобиля. Мойка может быть ручной (шланговой), механизированной, автоматизированной и комбинированной.

Вопрос 5 (Оборудование для уборочных и моечных работ – классификация)

Уборочно-моечное оборудование служит для удаления загрязнений с поверхности автомобилей. Для этого существует большое количество моечных установок, которые классифицируются по способу выполнения, развиваемому давлению, по конструкции рабочего органа, по степени подвижности и по взаимному перемещению

6. Механизированное моечное оборудование автомобилей- струйное, щеточное, струйно-щеточное.

осуществляется с помощью специальных установок, которые по своему устройству и условиям применения классифицируются: по конструкции рабочего органа установки - на струйные, щеточные и струйно-щеточные; по относительному перемещению автомобиля и рабочих органов установки - на проездные и подвижные; по условию применения - на стационарные и передвижные; по способу управления - на установки с ручным управлением и автоматические.

Механизированная мойка автомобилей имеет большие преимущества перед шланговой, так как она: а) обеспечивает одновременную мойку всего автомобиля, в то время как при шланговой мойке этот процесс производится по частям; б) позволяет высвободить рабочую силу для других работ; в) обеспечивает высокое качество мойки.

Механизированную мойку автомобиля осуществляют с помощью специальных установок с большим числом направленных струй воды (или моющего раствора), а также вращающихся цилиндрических щеток и других устройств.

Щеточное оборудование – обеспечивают механический контакт с автомобилем, для мойки легковых автомобилей, автобусов, автофургонов. К достоинствам относятся улучшенное качество мойки и снижение в 2-3 раза расхода воды. Недостатки: сложность конструкции и не универсальность.

Струйное большой расход воды и недостаточное качество мойки.

В крупных АТП механизированную мойку автомобиля осуществляют на моечных установках струйно-щеточного типа , оборудованных конвейером для автоматического передвижения автомобиля во время мойки, системой насадок для направления струй воды на кузов и мойки днища, верхними и боковыми вращающимися щетками.

7. Схемы очистительного оборудования на мойках


8. Что относиться к осмотровому оборудованию. Устройство канав и эстакад.

Осмотровое делиться на:

Подъемно осмотровое (подъемники, опрокидыватели, домкраты)

Осмотровое (канавы, эстакады)

Канавы по ширине разделяются на узкие и широкие. По устройству колесные и боковые. Длина канавы не меньше длины автомобиля, но не превышает 0.8 м. Ширина не более 1.1м. Длина широкой канавы на 1-1.2 м длиннее обслуживаемого автомобиля.

Эстакады представляют собой колейный мост на уровне выше пола на 0.7-1.4м с напольными рампами для съезда и въезда автомобиля с уклоном 20 -25. Делятся на тупиковые и прямоточные. Материал сталь и железобетон.

Расчет поточной линии непрерывного действия при полной механизации работ по мойке и сушке автомобилей и отсутствии уборочных операций, выполняемых на других постах вручную, число постов линии соответствует числу механизированных установок (для мойки автомобилей, дисков колес, сушки). Рабочие на линии при этом могут отсутствовать за исключением оператора для управления системой. Для обеспечения максимальной производительности линии пропускная способность отдельных постовых установок должна быть равна пропускной способности основной установки для мойки автомобилей . В этом случае такт линии и необходимая скорость конвейера определяются из выражений:

где - производительность механизированной моечной установки автомобилей на линии; а - габаритная длина автомобиля, м; - расстояние между автомобилями на постах линии, м.

Поскольку по условию нашего проекта линия обслуживания предусматривает механизацию только моечных работ, и требуются дополнительные операторы мойки, осуществляющие предварительное ополаскивание с целью сбива снега, грязи, насекомых с лакокрасочного покрытия, а также продувку замков и дверных проемов транспортного средства после поста сушки. В этом случае такт линии (в минутах) рассчитывается с учетом скорости перемещении автомобилей, обеспечивающей возможность выполнения работ вручную в процессе движения автомобиля.

Пропускная способность (авт/ч) линии

Число рабочих Р ео , занятых на постах ручной обработки зоны обслуживания, определяется так:

где - число линий обслуживания; - трудоемкость уборочно-моечных работ выполняемых вручную при механизированной мойке, чел.-ч. При полностью механизированной мойке, трудоемкость уборочно-моечных работ в 5 раз ниже, чем при ручной, следовательно = 0,04 чел.-ч. Тогда число рабочих будет равно:

Из этого следует, что в смену на предприятии будут находится 4 человека: менеджер, кассир-оператор и 2 оператора мойки. Проектируемое предприятие планируется при круглосуточном режиме работы, следовательно необходимо 3 бригады, работающих по 8 часов. Итого создано 12 рабочих мест.

Площади автомоечного комплекса по своему функциональному назначению подразделяются на две основные группы: производственно-складские и вспомогательные .

В состав производственно-складских помещений входят зоны уборочно-моечных работ, склады, а также технические помещения энергетических и санитарно-технических служб и устройств (компрессорные, трансформаторные, насосные, вентиляционные камеры и т.п.). Для малых комплексов при небольшой производственной программе некоторые участки с однородным характером работ, а также отдельные складские помещения могут быть объединены .

В состав вспомогательных площадей предприятия в соответствии со СНиП 1192-76 входят: санитарно-бытовые помещения, пункты управления, административные помещения.

Определение площадей помещений

Состав и площади помещений определяются размером станции обслуживания и видами выполняемых работ. На начальном этапе проектирования расчет ведется укрупнено. В последующем, при разработке вариантов планировочного решения, площади уточняются.

Площадь производственных участков для выполнения уборочно-моечных работ определяется по формуле 8.

где - площадь, занимаемая автомобилем и оборудованием в плане, рассчитывается, зная габаритные размеры оборудования, поскольку размеры автомобиля не превышают его размеров. Из этого следует, =94 м 2 ; - количество постов и автомобиле-мест в расчетной зоне, =1; - коэффициент плотности расстановки оборудования.

Коэффициент К п представляет собой отношение площади, занимаемой автомобилями, проездами, проходами, рабочими местами, к сумме площадей проекции автомобилей в плане. Величина К п зависит от габаритов автомобиля и расположения постов. При одностороннем расположении постов К п =6 - 7. При двухсторонней расстановке постов и поточном методе обслуживания К п может быть принят равным 4 - 5.

Данная площадь является минимальной, поскольку учитана площадь, занимаемая оборудованием, без учета складских помещений, офисных помещений, зоны въезда автомобиля и выезда.

Расчет площадей вспомогательных помещений. Вспомогательные помещения (административные, общественные, бытовые) являются объектом архитектурного проектирования и должны соответствовать требованиям СНиП II-92-76 «Вспомогательные здания и помещении промышленных предприятий».

Детальная разработка вспомогательных помещений производится в объеме архитектурно-строительной части проекта на основании заданий проектировщиков-технологов. Расчет площадей отдельных вспомогательных помещений производится по соответствующим нормам и числу работающих .

Площади административных помещений рассчитываются исходя из штата управленческого аппарата, а общественных помещений - списочного числа работающих. Площади бытовых помещений рассчитываются исходя из штатной численности работающих, числа работающих в наиболее многочисленной смене, группы производственного процесса по классификации СНиП II-92-76, соотношения числа мужчин, и женщин. Исходя их всего этого суммарная площадь вспомогательных помещений составит 72 м 2 .

На предприятии автоматической мойки туннельного типа обслуживания легковых автомобилей наиболее распространенными являются склады запасных частей, насосных станций, гидравлических насосных модулей, резервуаров с очищенной водой, эксплуатационных материалов (отдельное или общее помещение) и склады инструмента. Расчет складских помещений станции технического обслуживания легковых автомобилей определяется в зависимости от видов хранимых запасных частей и материалов из расчета на 1000 комплексно обслуживаемых автомобилей. Так в нашем проекте склад предназначен для хранения запасных частей моечного оборудования, материалов, различной химии, ПАВ, смазочных и заправочных материалов, а также в нем установлены гидронасосы и насосные станции. Необходимо предусмотреть отдельное помещение для системы оборотного водоснабжения с резервуарами для очищенной воды. Зная размеры оборудования и его необходимое количество, а также количество химии необходимой на обслуживание автомобилей в течение месяца, можно рассчитать площадь складских помещений:

где - суммарная площадь горизонтальной проекции по габаритным размерам оборудования, м 2 ; - коэффициент плотности расстановки оборудования, согласно данным по ОНТП АТП СТО для механизированных моек, =2,5, следовательно:

Исходя из всего этого общая площадь занимаемая зданием составит приблизительно 600 м 2 .

Технологическая планировка производственных зон и участков представляет собой план расстановки постов, автомобиле-мест ожидания и хранения, технологического оборудования, производственного инвентаря, подъемно-транспортного и прочего оборудования и является технической документацией проекта, по которой расставляется и монтируется оборудование .

Для разработки общего объемно-планировочного решения автомоечного комплекса в ряде случаев недостаточно иметь только площади отдельных помещении, рассчитанных по удельным показателям, а необходимо знать геометрические размеры и конфигурацию отдельных зон и участков, что требует укрупненной проработки их планировочных решений. Это, прежде всего, относится к зонам мойки, особенно при поточном методе организации обслуживания, и участкам с крупногабаритным оборудованием. Поэтому в ряде случаев проработка планировочных решений отдельных зон и участков производится одновременно с разработкой общего объемно-планировочного решения зданий автомойки .

Уточнение и окончательная доработка технологических планировок зон я участков выполняются на основе размеров помещений исходя из принятого общего объемно-планировочного решения зданий.

Для размещения постов мойки и уборки автомобилей, бытовых помещений а также системы оборотного водоснабжения, должны предусматриваться отдельные производственные помещения.

Посты уборочно-моечных работ располагаются в отдельных помещениях, что связано с характером выполняемых операций (шум, брызги, испарения).

На рисунке 23 представлена планировка автомоечного комплекса с расстановкой струйно-щеточной системы Sonny"s 75 MT, вспомогательного оборудования, бытовых помещений и складских помещений.

  • 1 - устройство безопасного въезда на конвейер (Correlator); 2 - транспортер скрытого типа; 3 - арка предварительного отмачивания;
  • 4 - ОМНИ I 650 - арка обработки под давлением на въезде; 5 - система нанесения химии на бампер; 6 - модуль нанесения пены на диски;
  • 7 - модуль нанесения пены на покрышки; 8 - ПАУК - комбинированный модуль с щеткой колес; 9 - модуль нанесения трехцветной пены;
  • 10 - ОМНИ I 650 - Арка мойки под давлением; 11 - модуль очистки днища; 12 - ДОЖДЬ модульная система ополаскивания;
  • 13 - полировщик покрышек; 14 - система сушки; 15 - система оборотного водоснабжения; 16 - резервуары для очищенной воды;
  • 17 - одиночные насосные станции; 18 - двойные насосные станции; 19 - тройная насосная станция; 20 - гидравлический насосный модуль; 21 - склад химии; 22 - фотодатчики; 23 - центр управления моторами; 24 - контроллер (компьютер) Tunnel Logic - RUS; 25 - компрессор

Рисунок 23 - Планировка автомоечного комплекса