Высотное строительство в России: краткая история. Этапы развития технологии строительства Шоссе за сутки – рекорд строительства

Высотное строительство в России имеет давнюю историю. Вспомнив колокольню Ивана Великого, Петропавловскую крепость и сталинские высотки «семь сестёр», посмотрим, как высотное строительство совершенствовалось и какая из двух столиц России к небу ближе.

Колокольня Ивана Великого. Москва. g215 / shutterstock.com

  • Высотное строительство в России начиналось с церквей

Высотное строительство начиналось в России с византийской строительной традиции, которая была использована в постройке церквей; здания ставились с круглым куполом, с прямоугольным основанием, белокаменными, плотно сбитыми, приятными для глаза. Отдельно стоящих колоколен не было. Когда Византии уже не стало, в Италии появилась мода на колокольни (campanile). Россияне не могли стоять в стороне и, превозмогая отвращение к “ненавистным латинянам”, пригласили их строить колокольни в Москве. В начале XVI века итальянцы построили колокольню Ивана Великого. В 1600 году мы своими силами добавили еще один ярус, и колокольня, достигнув высоты 81 метр, на 100 лет стала самым высоким зданием в России.

  • Высотное строительство по-русски: не без вельможей хитрости

Высотное строительство в России всегда было делом дорогостоящим. Поэтому время, когда «высотки» стали появляться без участия государства, приходится на начало XVIII века. В это время в России появилось то, что называют «концентрацией капитала в руках немногих». В 1704 году А. Д. Меншиков на свои деньги строит церковь Архангела Гавриила на Чистых прудах в Москве (Меншиковская башня). Высота – 84 метра. Но высота не совсем “честная”, так как 30 метров приходится на шпиль. С тех пор шпиль стал неотъемлемой частью высотных зданий в России почти на 200 лет. В 1723 г. в колокольню попала молния, возникший пожар уничтожил всю ее верхнюю часть. Башню, в сильно измененном виде, восстановили только в конце XVIII века. Самым высоким сооружением башня пробыла менее 20 лет.

Собор Петра и Павла, Петропавловская крепость, Санкт-Петербург. Pavel Ilyukhin / shutterstock.com

  • Высотное строительство в России: спор двух столиц

Меншиковская башня еще стояла, когда другой объект начал набирать высоту. В день святых Петра и Павла (12 июля) в 1703 году в Петербурге на Заячьем острове началось строительство Петропавловского собора. Он был деревянный, построили его быстро, и уже в 1704 году над Санкт-Петербургом появился крест (1 апреля 1704 года – день освящения собора). Но башня Меншикова была выше, это было неправильно, поэтому собор разобрали и в 1712 г. на его месте стали строить новый – из камня. В 1723 году, возможно, в день, когда в Меншикову башню попала молния, на Петропавловскую колокольню устанавливали шпиль.

В 1724 году строительство колокольни было завершено. Высота – 112 метров, по сложившейся традиции, из них 30 метров – шпиль.

  • Высотное строительство в России: превзойти себя

Спустя еще 20 лет эту высоту задумали превзойти. Был сделан проект колокольни Смольного монастыря высотой 140 метров (проект был без шпиля), и даже начали строительство фундамента, но, то ли из-за отсутствия денег, то ли из-за отсутствия шпиля, стройку остановили.

В середине XIX века на Петропавловской колокольне в ходе реставрации были заменены деревянные элементы шпиля на более длинные, металлические. В результате, с 1858 года и по сей день высота колокольни вместе с крестом составляет 122,5 метра.

“Семь сестер”, Котельническая набережная, Москва.
LunarVogel / shutterstock.com

  • Высотное строительство по-московски: высотки для людей

С 1917 года в России начинается “век атеизма”. Строительство перемещается в Москву, и все новые высотные здания – гражданские объекты. В конце 40-х – начале 50-х появляются “семь сестер”- общественные и жилые здания высотой от 136 до 240 метров, все, соблюдая традицию, со шпилем.

  • Высотное строительство в Москве: высота в масштабе сметы

Высотное строительство в Москве пережило бум 2000-х. Телебашни в этой статье не рассматриваю, так как они являются не “зданиями”, а “инженерными сооружениями”. Рекорд держит “Башня Федерации”- 374 метра. Она была бы еще выше, но в процессе строительства, видимо, из-за финансовых проблем пришлось отказаться от запроектированного шпиля. Сегодня в Москве 65 зданий выше Петропавловского собора. Но Петербург копит силы.

Вид на строительство Лахта-Центра, Санкт-Петербург. Март, 2017
Max Top Photo and Video / shutterstock.com

Лахта-центр – проектная высота 462 метра.

  • Высотное строительство в Росии: завершение круга истории?

Вопросы, связанные со строительством Лахта-центра, меня никогда особенно не интересовали, пока один мой осведомленный знакомый не спросил, знаю ли я, что там будет наверху:
– Ресторан?
– Не-а.
– Смотровая площадка?
– Не-а.
– Там будет… – знакомый, чтобы произвести впечатление, поднял кверху палец,- там будет церковь.
С чего начали в XVI, к тому и пришли в XXI…
Стал изучать сайт Лахта-центра. Сейчас забетонирована основная конструкция (высота около 330 метров). На этой высоте будет смотровая площадка. Дальше (как на Меншиковской башне и Петропавловском соборе) – шпиль высотой около 100 метров. Диаметр основания шпиля не нашел, но, наверное, около 30 метров. Как он будет использоваться, на сайте не говорится – тайна.
А ведь это символично, если над Лахта-центром будет крест. Крест, а затем крест с ангелом-хранителем были над Петербургом с 1 апреля 1704 года. Петербургу без ангела-хранителя нельзя. Не могут быть ресторан или смотровая площадка “хранителями”.
Вот только беспокоит меня судьба маятника Фуко. Без него мы не можем быть уверены, что Земля вертится.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Профессия строителя будет востребована всегда. Даже после апокалипсиса человеку нужно будет построить свою новую пещеру.

Ну, а давайте теперь вспомним как это было совсем недавно.

Итальянский архитектор Аристотель Фьораванти в 1455 году, с помощью механизмов собственного изобретения, передвинул колокольню церкви Санта-Мария Маджоне без единого повреждения, со всеми колоколами.

Она была передвинута на расстояние около тринадцати метров. Фьорованти справился с задачей, не имея в своем распоряжении винтовых домкратов, будучи вынужден заключить сооружение (высота около 25 метров при основании 5 x 5 метров) в жесткую деревянную клетку-пирамиду, чтобы избежать опрокидывания и разложить необходимые тяговые усилия на множество синхронно работающих воротов.После этого инженер отправился в соседний город Ченто и там, не вынув из постройки не одного кирпича, выправил колокольню Сан-Бласио, отклонившуюся от вертикали на 1,67 метра.

Сейчас никого не удивишь различными добавками, пластификаторами которые добавляются в раствор.Оказывается при строительстве древних замков в известковый раствор добавляли для жёсткости телячью шерсть.А против морозных трещин добавляли смолу еловых шишек

В марокканском городе Марракеш есть одна историческая достопримечательность, которой нигде в мире больше нет. Там на видном месте стоит 67-метровая минарет-башня, с которой призывают мусульман к молитвам. Минарет радует глаз не только своим величием, но и услаждает обоняние характерным запахом мускуса. Благоухает минарет уже восемь столетий, со дня его основания в 1195 году султаном берберской династии Альмохадов Якубэль-Мансуром в честь победы в битве при Аларкосе над Кастилией - средневековым королевством на Пиренейском полуострове. Дело в том, что при строительстве минарета был использован известковый раствор с добавлением большого количества мускуса. Всего использовано около 960 мешков этого благовония.

Граф Альфред Вроницкий в 1820г. в украинском селе Крымно построил дорогу, вымощенную конскими зубами. Их устанавливали вертикально, цементируя известковым раствором, смешанным с кирпичной крошкой. Ширина дороги была 6 м. 40 см., длина 9 вёрст. Часть той дороги сохранилась до сих пор.

Американские ученые подсчитали, что 38-этажный небоскреб способен отбрасывать тень длиной 300 м, закрывая в течение дня от солнечных лучей более 30 тыс. кв. м близлежащей территории.

Храм богини Артемиды в Эфесе построен на фундаменте, под который укладывали древесный уголь и шерсть для амортизации здания во время частых землетрясений.

Старинной кладки колодец, «предсказывающий» погоду, имеется на плато Устюрт, в Казахстане. Перед дождем, туманом или снегопадом он втягивает в себя воздух, а в погожий, сухой солнечный день, наоборот, выталкивает его наружу. Если в этот момент кинуть в колодец шапку, она, не достигнув воды, вылетит обратно. Колодец-феномен, выложенный долбленными известковыми плитами, служит гурьевским чабанам природным барометром. Он исправно оповещает их о приближающемся ненастье.

В городе Тегази (Сахара) встречаются дома со стенами из каменной соли. Это одно из самых сухих мест на Земле, и поэтому домам не грозит опасность раствориться от дождя.

В стране привидений Англии, согласно закону, риэлтор, продавший покупателю дом с призраком и не предупредивший его об этом, в случае последующего конфликта обязан из своего кармана возместить потерпевшему стоимость недвижимости и оплатить судебные издержки. А на Тайване в августе-сентябре объемы сделок на рынке жилья столицы острова падают на 20% в связи с наступлением традиционного «месяца призраков», седьмого месяца китайского лунного календаря. Жители Тайваня верят, что в это время в наш мир приходят злые духи.

Канализация впервые была создана римлянами, однако, после распада империи все технологии были забыты, и в Средневековых городах централизованной канализации не было. Кстати, именно римляне оставили миру очень важное изобретение - бетон. Они использовали его, например, для водовода, проложенного по самому большому из построенных ими мостов длиной 275 метров и высотой 49 метров, перекинутому через реку Гардон у города Ним свыше 2000 лет назад.

Первый туалет в человеческой истории, обнаруженный археологами датируется 2600 годом до нашей эры. Конструкция была обнаружена в Месопотамии во время раскопок, она принадлежала царице Шубад, правительнице Шумера.

Cамый маленький небоскрёб в мире

В 1912 году рядом с американским городком Уичито-Фоллс нашли нефть, что обеспечило ему приток переселенцев и экономический рост. В городе стало не хватать офисных помещений, и инженер МакМэхон задумал небоскрёба высотой 480 футов (около 146 метров), найдя для проекта инвесторов. Однако в контракте на постройку высота была указана не в футах, а в дюймах, чего заказчики не заметили. В результате получилось 4-этажное здание высотой 12 метров, а инвесторы не смогли доказать в суде факт мошенничества. Сейчас это здание именуют самым маленьким небоскрёбом в мире.

В какой стране построен отдельный бетонный бункер в расчёте на каждую семью?

В 1967 году правитель социалистической Албании Энвер Ходжа запустил программу всеобщей «бункеризации» страны на случай войны. Она действовала почти 20 лет, и за это время было построено более 700 тысяч бетонных бункеров - по одному на каждую семью. В среднем на каждый квадратный километр территории Албании приходилось 24 бункера. Сегодня они частично демонтированы в городах, но большинство продолжают стоять и являются самой узнаваемой чертой албанского ландшафта. Некоторые бункеры переоборудованы в кафе или мини-отели, а самое популярное применение им нашли подростки для свиданий.

В какой стране большинство жителей допускают существование эльфов?

Самые известные представители исландского фольклора - это хулдуфолк, или скрытый народ, который часто отождествляют с эльфами. Согласно поверьям, эти существа прячутся в горах, хотя некоторые исландцы строят для них маленькие домики в своих садах и даже маленькие церкви, чтобы обратить эльфов в христианство. Иногда в Исландии проекты строительства зданий или коммуникаций меняют, чтобы не нарушить предполагаемые места обитания эльфов, а в 2004 году корпорации Alcoa даже пришлось получить сертификат от правительственного эксперта о том, что выбранное место для строительства завода по выплавке алюминия свободно от скрытого народа. Опросы показывают, что число допускающих или уверенных в его существовании исландцев больше, чем тех, что сомневаются или полностью отрицают эльфов.

В какой стране строят целые кварталы, почти полностью скопированные с европейских городов?

В Китае можно встретить целые кварталы, скопированные с европейских городов. Например, в 30 километрах от Шанхая выстроен «типичный немецкий город» со стилизованными домами, уличными фонарями, памятниками Гёте и Шиллеру, а в городе Чэнду - почти точная копия английского Дорчестера. Также недалеко от Шанхая есть «мини-версии» Венеции и Барселоны. В ближайших планах - «клонирование» австрийского Хальштатта, занесённого ЮНЕСКО в список мирового наследия, включая его знаменитое живописное озеро.

На спутниковых снимках какого украинского города можно увидеть число 666?

В 522 микрорайоне Харькова по плану должны были построить блок жилых домов, чтобы с воздуха они образовывали буквы СССР. Однако после постройки трёх букв С и вертикальной черты буквы Р в план внесли изменения. В результате сейчас эти дома можно увидеть как число 666.

Какой русский царь для взятия вражеского города приказал перенести по реке деревянный кремль?

Для подготовки к завоеванию Казанского ханства Иван Грозный провёл уникальную военную операцию, перенеся деревянный кремль. Крепость разобрали в городе Мышкине рядом с Угличем, пометили каждое бревно, сплавили по Волге и выловили около устья реки Свияги, где заняли позиции русские войска. За 24 дня 75 тысяч человек собрали из тех брёвен крепость, сравнимую с московским Кремлём. Она получила название Свияжск и стала плацдармом для взятия Казани.

Пирамида Хеопса - самая большая из Великих Пирамид в Гизе состоит из 2,300,000 блоков. Вес каждого блока в среднем составляет 2.5 тонны, но есть и более крупные, чей вес доходит до 15 тонн.

Первоначально высота пирамиды составляла 146,6 метра - сейчас 137,2 метра - верхние камни попадали во время землетрясений. Длина стороны пирамиды - 230 метров

Наибольшая площадь поверхности, которая была непрерывно залита бетоном, составляет 207000 квадратных метров. Процесс заливки производился в течении 30 часов в 2007г. в городе Луисвилл, штат Кентукки, США.

Фонтан Фахда - самый высокий фонтан в мире. Он расположен в Красном море, недалеко от берега, в окрестностях саудовского города Джидда.

Два насоса поднимают воду на высоту 312 метров. Каждую секунду в воздух подается 625 литров воды со скоростью 375 километров в час. Масса воды, находящаяся в воздухе в любой момент времени, достигает 18,8 тонн.

Нью-Йорк является городом с наибольшим в мире количеством небоскребов, которые отличаются также большим разнообразием как по внешнему виду, так и по технологиям, применённым при постройке. Наиболее сорвеменные используют последние достижения в архитектуре и строительных материалах материалах, так что, скажем, нержавеющие ограждения , или полностью стеклянные фасады это далеко не диковинка.

Наиболее известные небоскребы Нью-Йорка были возведены в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века. Сейчас в Нью-Йорке 140 небоскребов. Нью-Йоркские небоскребы имеют высоту как минимум 600 футов (183 м.). При проведении замеров включаются архитектурные детали, но не включаются мачты антенн.

Чикаго занимает второе место - 68 небоскребов.

Шоссе за сутки - рекорд строительства.

В Лос-Анджелесе на процесс строительства новой 16-километровой четырехполосной трассы, кстати, проходящей через центр города, было затрачено всего-навсего 30 часов. Стоимость дороги оказалась в 6,4 раза ниже, чем строительство известного Четвертого кольца Москвы.

Древний Рим был империей дорог. Только благодаря хорошему сообщению такая обширная территория могла управляться из центра. Дороги позволяли войскам оперативно оказываться в любом нужном месте, чиновникам и купцам - быстро и удобно добираться до любой провинции. Важной частью этой дорожной сети общей протяженностью почти 300 000 км были мосты. Римляне строили их так основательно, что и сегодня, по прошествии двух тысячелетий, около 300 из них продолжают существовать и ими до сих пор пользуются! Возведенный 2100 лет назад севернее Рима Мильвийский мост выдерживал во время второй мировой войны даже тяжесть танков!

Благодаря архитектору Витрувию, современнику Юлия Цезаря и Августа, оставившему потомкам 10-томный труд «Об архитектуре», мы довольно много знаем о тогдашней строительной технике. Важнейшей предпосылкой было точное планирование строительства еще до начала работ, включавшее и обмеры местности. Величина, форма и количество клинчатых камней, необходимых для возведения моста, также вычислялись заранее и сообщались работающим в каменоломнях. На каждый камень наносилась маркировка, делалась метка, указывающая точное место его установки в будущем сооружении.

Помимо строгих строительных планов, успеху работ способствовали хорошие измерительные приборы и единая система мер. Правда, римские строители не умели заранее рассчитать нагрузку строения, точный расчет здесь заменяли опытом и большим запасом прочности. Тяжелые камни приходилось доставлять на строительную площадку за многие километры, где с помощью деревянных лебедок, оснащенных полиспастами - специальным устройством из блоков, их поднимали на высоту до 50 м и устанавливали на нужное место. Несколько лет назад инженеры построили такую римскую лебедку по древним описаниям и изображениям, чтобы проверить ее грузоподъемность, и поразились: лебедка могла поднимать до 7 т! Причем она приводилась в движение только рабами, ходившими по кругу и вращавшими ступенчатое колесо.

Особым достижением римских строителей мостов был способ крепления опор на дне реки. Если не было возможности при помощи плотины временно изменить русло реки, на нужном месте насыпали искусственный остров. Главным вспомогательным средством для этого были сколоченные из досок, по возможности водонепроницаемые цилиндры, или ряжи, которые опускали на самое дно. Обычно два таких цилиндра вставляли один в другой и пространство между ними плотно заполняли глиной, которая не пропускает воду.

Тогда из внутреннего цилиндра уже было легко выкачать воду (частично с помощью черпалки, приводившейся в движение самим течением). Затем в зыбкое песчаное дно бабой забивали заостренные снизу дубовые бревна длиной в несколько метров и толщиной до 40 см и скрепляли их прочными деревянными брусьями. Вся эта конструкция и образовывала фундамент опоры.

Скальное же дно просто расчищалось, и на него при помощи водостойкого бетона укладывали тесаные камни. Он приготовлялся из смеси обожженной извести и вулканического пепла, добывавшегося неподалеку от Везувия. Такой строительный раствор затвердевал даже под водой и позволял так закреплять опоры моста, что они длительное время могли противостоять напору воды. Затем плотники строили для каждого запланированного арочного свода прочные деревянные кружала.

Они устанавливались на широких каменных выступах опор, их и сегодня еще можно видеть на некоторых римских мостах. Кружала держали на себе клинчатые камни до тех пор, пока свод арки не был полностью выложен и мог уже держаться самостоятельно; после этого кружала разбирали.

Любая деятельность человека имеет свою историю. Строительная отрасль развивалась и менялась с течением времени. Когда-то человек строил деревянные дома, но со временем появились высотные здания. О развитии строительства рассказывается в данной статье.

Совершенствование технологии строительства

Началось строительство с самых примитивных домов. Это были деревянные дома, которые сооружались очень долго. Они были маленькими и тесными.

Спустя некоторое время люди стали использовать другие материалы, а сами дома и прочие здания стали выглядеть совсем по-другому. Изменился стиль, но этажей стало всего на два-три больше. Высотных домов по-прежнему не возводилось. Если раньше здания не должны были соответствовать определенным требованиям, то теперь это необходимо, о стандартах сооружений, различных допусках, можно узнать на сайте http://cpo-dopusk.ru/ , который может рассказать много полезной информации.

Высокие здания современного типа стали сооружать только в двадцатом веке. Для этого долго изобретались специальные материалы. Очень долгое время люди не применяли бетон и цемент. О более сложных конструкциях люди не слышали до конца двадцатого века.

Различные виды скрепляющих материалов, вещества для укладки фундамента разрабатывались долгие годы. Даже сейчас такие вещества и материалы активно модернизируются. Развитие строительной отрасли активно осуществляется и в настоящее время. Специалисты разных стран стараются придумывать все более практичные и качественные материалы, которые бы позволили строить дома гораздо быстрее, а сами постройки были бы еще более долговечными и стойкими к перепадам температуры.

Таким образом, с течением развития строительства, появлялись новые конструкции, материалы. Большинство современных изделий было изобретено лишь несколько десятилетий назад, не раньше. Всего два-три века назад люди и представить себе не могли высотные здания, небоскребы. Теперь же это вполне обыденные, всем знакомые сооружения.

Строительные технологии - комплекс технических наук , технологий , используемых в строительстве. Строительство - это отрасль материального производства , обеспечивающая производство строительных материалов и создание из них строительных конструкций , т.е. возведение и реконструкцию зданий и сооружений различного назначения. В более широком смысле строительство - это процесс созидания.

Продукция строительства, получаемая в результате выполнения строительных работ - это законченные и подготовленные к эксплуатации производственные предприятия, жилые дома, общественные здания и сооружения и другие объекты. В современном строительстве широко используются строительные машины .

Строительство имеет ряд отличительных особенностей, связанных с характером его продукции. Одной из особенностей строительства является территориальная закреплённость продукции и подвижность активной части производственных фондов строительно-монтажных организаций. Для строительства характерны относительная длительность производственного цикла (от нескольких месяцев до нескольких лет) и то, что производственный процесс ведётся, как правило, на открытом воздухе в различных климатических условиях.

%D0%98%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D1%85%20%D1%82%D0%B5%D1%85%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D0%B9">История развития строительных технологий

Развитие ремесел и торговли привело к образованию городов. Первые города возникли еще на заре рабовладельческого способа производства. Создание городов в Южном Двуречье (Месопотамская долина), в Египте, Малой Азии, Закавказье, Индии, Китае относится к III—I тысячелетиям до н. э. Обычно в центре крупного месопотамского города того времени возвышалось сооружение с высокой ступенчатой пирамидой (зиккурат) (рис. 1), святилищем и царским дворцом. Отсюда осуществлялся надзор за работой рабов и свободных общинников, которые обрабатывали царскую и храмовую земли. Продукты, взимаемые с сельского населения в виде налога , хранились в этих пирамидах. Вокруг располагался внутренний город, который обносился высоким валом или стенами, а за ними находились пригороды. В целях обороны стены города сооружались очень мощными. Древний Вавилон, например, имел три оборонительные стены, толщина которых достигала 8 м. При раскопках древних городов обнаружены замощенные улицы, водопроводы, канализация.

Рис. 1. Зиккурат.

Постепенно шло и развитие жилищ. Естественно, что их тип во многом определяют природные условия, в которых живут люди. Но создание того или иного типа жилищ в большей мере зависит от уровня производительных сил и состояния техники . Строительство городов способствовало развитию строительной техники. Обычно крупные сооружения воздвигались рабами и населением сельских общин. Достаточно, например, указать на строительство пирамиды Хеопса в Древнем Египте, которая строилась около 30 лет. Тысячи рабов воздвигали эту пирамиду. Она строилась из каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Высота ее первоначально достигала 146,5 м.

Основными строительными материалами были камень, дерево, кирпич . Распространение того или другого материала во многом зависело от наличия местных ресурсов. То обстоятельство, что камень сопротивляется изгибу в 6 раз меньше, чем сжатию, не давало возможности перекрывать при помощи его большие пролеты до тех пор, пока пользовались работающими на изгиб балкой и плитой. Это привело к господству в древних архитектурах Средней Азии, Египта и Греции балочно-стоечных конструкций с применением колоннады. Наибольшей каменной балкой в то время было перекрытие — вход в Афинский Акрополь — Пропилеев, не превышавшее 3,75 м, а плитой — потолок усыпальницы фараона в пирамиде Хеопса, длина которой достигала 5,2 м. В тех случаях, где приходилось перекрывать большие помещения, строители были вынуждены пользоваться длинными рядами колонн.

Увеличить величину пролетов удалось лишь после изобретения арки и свода , в которых камень работает на чистое сжатие. Римские строители акведука около города Нима (Франция) довели размер пролета арки до 24,4 м. Диаметр купола в мавзолее императора Адриана в Риме достигал 13,5 м. В поисках способа сооружать монументальные здания на основе любых местных ресурсов при помощи неквалифицированной рабочей силы легионеров и военнопленных, под руководством опытного, хорошо обученного инженера римские строители применили изобретенный древними греками новый строительный материал — бетон . Приготовляемый из щебня и известкового раствора, который втрамбовывался в слой щебня деревянными бабами, бетон дал возможность строить монументальные сооружения в любом месте империи. Возможности этого материала были использованы при строительстве Римского Пантеона, где цилиндрической формы здание высотой почти в 22 ж, при толщине стены около 7 м, диаметром в 43 м перекрыто литым куполом, изготовленным из бетона.

Изготовление кирпича , которое являлось одним из старейших видов ремесла, дало строительный материал, получивший применение при возведении жилищ и различных сооружений. В Египте кирпич делали уже за 4000 лет до н. э. Вначале его изготовляли из нильского ила и высушивали на солнце. Используя опыт гончарного ремесла, человек стал обжигать кирпич-сырец, что повысило его прочность. Обожженный кирпич впервые начали употреблять в Древней Месопотамии и Древней Индии.

Очень важную роль в строительном деле играло дерево . О размерах его потребления свидетельствует то, что в Египте и Ассирии были быстро уничтожены и дерево приходилась доставлять на специальных лодках из более богатых лесом стран. Рубка леса в эту эпоху производилась уже металлическими топорами, широко применялась пила. Универсальным инструментом для обработки дерева было тесло. Большую роль играл бурав. Широко использовались сначала деревянные, а затем бронзовые гвозди.

Строительство крупных сооружений потребовало решить задачу транспортировки больших тяжестей и их подъема на значительную высоту. Для этого широко использовался известный уже рычаг, затем был изобретен блок в форме колеса с желобом (ручьем) по окружности, через который перекинут канат или другая гибкая тяга. Применение блока позволило изменять направление тяги и получать выигрыш в силе или в скорости. Изобретение его привело к созданию первых подъемных механизмов (рис. 2).

Рис. 2. Простейший подъемный механизм. Реконструкция по описанию Витрувия.

Развитие капитализма в конце XIX в. предъявило к строительству и архитектуре новые требования. С ростом городов и фабричной появляются новые типы зданий. Строятся фабрики и заводы, банки, деловые конторы, рынки , универсальные магазины, вокзалы, доходные дома, гостиницы и т. д. Разнообразные здания с резко выраженной спецификой своего назначения требовали как новых материалов, так и новых конструктивно-строительных решений.

Главным строительным материалом в это время остается обожженный кирпич . Кирпич был известен еще в глубокой древности. Но только с середины XIX в. он стал производиться в массовом количестве и приобрел значение универсального материала, при помощи которого можно было выполнять любую строительную работу. С развитием строительных работ кирпич стал подразделяться на большое количество видов и родов, позволявших строить из него не только стены домов, но и возводить доменные и мартеновские печи, заводские трубы и т. д.

Во второй половине XIX в. громадное значение в строительстве приобретает железо . Если раньше в строительстве железо применялось лишь для покрытия крыш, шло на изготовление гвоздей и болтов, то начиная с 20-х годов XIX в. во Франции стали создавать из железа целые конструкции. С конца XIX в. железо стало применяться для опор, принимающих вертикальную нагрузку. Первоначально при постройке домов для перекрытий пользовались рельсами. Вскоре, однако, стали изготовлять железные двутавровые балки. Для более значительных нагрузок стали применяться клепаные балки из листов котельного железа. В мостостроении вошли в употребление решетчатые фермы из прокатного железа.

Большое значение в строительном деле стал играть цемент — вяжущее вещество, применяемое при изготовлении строительных растворов. Наиболее совершенная разновидность цемента — портландский цемент был изобретен еще вначале XIX в., но широкое распространение получил лишь в последнюю четверть прошлого столетия. Портландский цемент был изобретен в 1824 г. английским каменщиком Джозефом Аспдином. Аспдин предложил способ обжига смеси гашеной извести с глиной, в результате чего получалось порошкообразное вещество, которое при смешении с водой затвердевало на воздухе в камнеподобную массу. Аспдин назвал цемент портландским из-за внешнего сходства по цвету с камнем, добываемым около г. Портланда в Англии.

В это время появляется и совершенно новый строительный материал — железобетон , представляющий собой комплексное соединение, состоящее из бетонной массы и распределенного внутри нее металлического скелета или арматуры. Идея сочетания камня и металла возникла еще в начале XIX в., но широкое внедрение железобетона началось лишь после создания портландского цемента, с появлением которого началось широкое применение бетона в строительной практике.

В России первые сооружения из железобетона появились в конце 80-х годов XIX в. С 1892 г. начали применять железобетонные трубы под железнодорожной насыпью. В 1911 г. в России были изданы первые технические условия и нормы для железобетонных сооружений. Однако слабое развитие строительства и недостаток квалифицированных кадров тормозили внедрение железобетона.

Одним из очень распространенных материалов в строительстве было стекло . В этот период появилось бесчисленное множество новых сортов стекла, отличавшихся друг от друга цветом, прочностью, толщиной и другими качествами.

Применение новых материалов в строительстве, особенно железобетона и стекла, привело к изменению конструктивных форм зданий . Дома-особняки, характерные для городов предыдущей эпохи, уступают место четырех- и пятиэтажным домам со множеством квартир, обычно сдаваемых хозяином дома внаймы. Многоэтажные дома приобретают значение коммерческих предприятий. Архитектура жилых зданий становится более простой по сравнению с архитектурой в XVIII—начале XIX в. Однако в смысле оборудования (освещение, канализация, паровое отопление) техника жилищного строительства в этот период стоит на высоте своего времени.

Рис. 3. Кристаллпалас. Лондон (1851 г.).

В 1889 г. для Всемирной выставки в Париже была сооружена знаменитая Эйфелева башня. Французский инженер Эйфель построил целиком из металла колоссальное по тем временам сооружение высотой в 305 м. Эйфелева башня была выполнена методом монтажа непосредственно на строительной площадке. Принцип ее сборки был затем заимствован строителями американских небоскребов. В обиход строительной техники прочно вошли металлические конструкции.

Развитие железнодорожного транспорта, строительство новых железных дорог потребовали новой строительной техники. В этот период наибольшие изменения происходят в проходке железнодорожных тоннелей и сооружении железнодорожных мостов. Тоннели, как известно, представляют собой горизонтальные выработки большого поперечного сечения. С древних времен известны тоннели самого разнообразного назначения. Первый железнодорожный Мон-Сенисский тоннель был проложен французскими инженерами между Францией и Италией в Альпах для двухпутной железной дороги. В России первый большой железнодорожный тоннель длиной около 4 км был сооружен в 1890 г. Он проходил через Сурамский кряж в Закавказье. При постройке этого тоннеля применялись новейшие буровые инструменты и взрывчатые вещества. В 1914 г. в США был построен самый длинный в мире тоннель для водопровода, питающего Нью-Йорк, длиной 29 км.

В этот период довольно большое развитие получает и техника строительства мостов . Мостостроение уходит в глубокую древность. Древнейшими мостостроительными материалами были дерево и камень. С конца XVIII в. появляются металлические, сначала чугунные, а затем и железные, мосты. Со второй половины XIX в. начали преобладать мосты из стали. В связи с появлением нового материала — железобетона началось развитие железобетонных конструкций. С 80-х годов XIX в. железобетонные конструкции получают широкое применение в железнодорожном мостостроении.

Изобретение кессона, т. е. водонепроницаемой камеры для производства работ под водой и в водонасыщенном грунте, позволило вести постройку мостовых оснований («быков») на больших глубинах. Применение железа в виде трубчатых и решетчатых ферм во много раз увеличило длину отдельных пролетов. Практика показала, что мосты, в которых сплошные балки были заменены составными решетчатыми балками с точно рассчитанными в них усилиями, гораздо выгоднее, чем ранее строящиеся сплошные мосты. В это время продолжала совершенствоваться и техника висячих мостов. В Америке, например, еще в 1876 г. длина пролета висячих мостов на мощных стальных канатах достигла 486 м. Таков был знаменитый Бруклинский мост около Нью-Йорка. Сооружение подобных мостов стало возможным лишь к концу XIX в., когда была создана наука о мостостроении.

Большой вклад в науку о мостостроении внесли русские ученые и инженеры Д. И. Журавский и Н. А. Белелюбский . Д. И. Журавский (1821 — 1891) является одним из основоположников теории расчета в мостостроении. Он предложил свой новый метод расчета мостовых опор, который прочно вошел в мировую практику мостостроения. Н. А. Белелюбский (1845—1922) был выдающимся инженером-проектировщиком мостов. За свою полувековую деятельность он разработал более пятидесяти проектов мостов и пролетных строений, дав ряд принципиально новых конструктивных решений. В 1888 г. Белелюбский разработал особый тип прикрепления поперечных балок — свободно опирающиеся поперечные балки — с устройством при них в горизонтальных связях специальных поперечных распорок или жестких, трубчатого сечения диагоналей. К концу XIX в. свободно опирающиеся поперечные балки были широко распространены в мостостроении под названием «русского способа».

Далеко шагнула вперед и техника гидростроительства . Развитию мореходства в этот период сильно способствовало строительство каналов. Судоходные каналы создавались для сокращения длины водных путей, улучшения условий судоходства на подходах к портам и устьям рек и т. д. В 1869 г. был построен Суэцкий канал, соединивший Средиземное море с Красным. Этот канал образовал кратчайший путь из Европы в Индийский океан и западную часть Тихого океана. Суэцкий канал строился 10 лет, с 1859 по 1869 г. Его строительство было продиктовано быстро расширяющимися экономическими связями между Западом и Востоком. Канал стал великой европейской торговой дорогой в Азию и Австралию.

В 1914 г. был достроен Панамский канал, соединивший Атлантический и Тихий океаны. С технической стороны сооружение Панамского канала представляло собой огромное достижение. Размеры Панамского канала далеко превосходят размеры других морских каналов. Длина канала достигает 65,2 км, наименьшая его ширина—91,5 м. В ряде мест ширина канала превышает 150 м, что обеспечивает встречный проход больших судов, глубина канала— 12,5 м.

На Панамском канале построено 6 шлюзов. Длина шлюзовых камер — 30,5 м, ширина — 33,5 м, глубина шлюзов достигает 12,5 м (рис. 4).

Рис. 4. Шлюзы Панамского канала.

В Германии в 1885—1887 гг. в военно-стратегических целях был построен Кильский канал длиной 98 км, соединивший Балтийское море с Северным. Благодаря Кильскому каналу Германия получила возможность маневренно использовать свой военно-морской флот, концентрируя его по мере необходимости в том или ином районе. В конце XIX и начале XX в. были сооружены другие морские каналы меньшего значения.

Механизация строительных работ долгое время развивалась крайне медленно. До середины прошлого столетия лопата и тачка безраздельно царили на всех крупных строительствах. Некоторые сдвиги наметились лишь к концу XIX в., однако надо заметить, что строительная техника и до настоящего времени представляет собою одну из отсталых отраслей машинного производства. Машина и до сих пор далеко не полностью заменила труд человека в строительном деле. Наиболее трудоемкой частью строительства является подготовка грунта для будущего сооружения. Она включает в себя земляные работы, забивание свай, закладку фундамента и т. п. Одним из первых механизмов для производства земляных работ были так называемые многочерпаковые землечерпалки, которые применялись главным образом в дорожном и гидротехническом строительстве, а также для выемки грунта при закладке фундаментов зданий и т. п.

Широкое распространение в конце XIX в. получила механическая паровая лопата. Механическая паровая лопата представляла собой раму, укрепленную на стальной железнодорожной платформе или на самоходном гусеничном ходу. К раме были присоединены паровой двигатель и поворотный кран. Объем ковша лопаты доходил до 6 куб. м. Производительность паровой лопаты была довольно велика, достигая иногда нескольких сотен куб. м в час.

Был механизирован до некоторой степени и процесс закладки основания зданий. Сваи в землю стали забиваться с помощью нового механизма — парового копра. За час таким копром можно было забить в зависимости от прочности грунта полтора десятка свай, т. е. в несколько раз больше, чем при работе ручным копром.

Для кладки высоких зданий в конце XIX в. стали использоваться некоторые специальные подъемные механизмы, главным образом подъемные краны.

Строительная наука

Основными науками в области строительных технологий являются строительная механика и строительная физика .

На разных этапах развития строительной механики методы расчёта сооружений в значительной степени определялись уровнем развития математики , механики и науки о сопротивлении материалов.

До конца 19 в. в строительной механике применялись графические методы расчёта, и наука о расчёте сооружений носила название «графическая статика». В начале 20 в. графические методы стали уступать место более совершенным — аналитическим, и примерно с 30-х гг. графическими методами практически перестали пользоваться. Аналитические методы, зародившиеся в 18 — начале 19 вв. на основе работ Л. Эйлера , Я.Бернулли , Ж.Лагранжа и С. Пуассона , были недоступны инженерным кругам и поэтому не нашли должного практического применения. Период интенсивного развития аналитических методов наступил лишь во 2-й половине 19 в., когда в широких масштабах развернулось строительство железных дорог, мостов, крупных промышленных сооружений. Труды Дж. К. Максвелла , А. Кастильяно (Италия), Д. И. Журавского положили начало формированию строительной механики как науки. Известный русский учёный и инженер-строитель Л. Д. Проскуряков впервые (90-е гг.) ввёл понятие о линиях влияния и их применении при расчёте мостов на действие подвижной нагрузки. Приближённые методы расчёта арок были даны французским учёным Брессом, а более точные методы разработаны Х. С. Головиным. Существенное влияние на развитие теории расчёта статически неопределимых систем оказали работы К. О. Мора , предложившего универсальный метод определения перемещений (формула Мора). Большое научное и практическое значение имели работы по динамике сооружений М. В. Остроградского , Дж. Рэлея, А. Сен-Венана. Благодаря исследованиям Ф. С. Ясинского , С. П. Тимошенко, А. Н. Динника, Н. В. Корноухова и др. значительное развитие получили методы расчёта сооружений на устойчивость. Крупные успехи в развитии всех разделов строительной механики были достигнуты в СССР. Трудами советских учёных А. Н. Крылова, И. Г. Бубнова, Б. Г. Галёркина, И. М. Рабиновича, И. П. Прокофьева, П. Ф. Папковича, А. А. Гвоздева, Н. С. Стрелецкого, В. З. Власова, Н. И. Безухова и других были разработаны методы расчёта сооружений, получившие широкое распространение в проектной практике. В научных учреждениях и вузах СССР созданы и успешно развиваются новые научные направления в области строительной механики. Важным проблемам строительной механики посвящены исследования В. В. Болотина (теория надёжности и статистические методы в строительной механике), И. И. Гольденблата (динамика сооружений), А. Ф. Смирнова (устойчивость и колебания сооружений) и др.

Перспективы развития строительной механики . Одной из актуальных задач строительной механики является дальнейшее развитие теории надёжности сооружений на основе использования статистических методов обработки данных о действующих нагрузках и их сочетаниях, о свойствах строительных материалов, а также о накоплении повреждений в сооружениях различных типов. Большое значение приобретают исследования по теории предельных состояний, имеющие целью переход к практическому расчёту сооружений на основе вероятностных методов. Важная задача строительной механики — расчёт сооружений как единых пространственных систем, без расчленения их на отдельные конструктивные элементы (балки, рамы, колонны, плиты и т.д.); она связана с необходимостью использования тех запасов несущей способности сооружений, которые не могут быть выявлены при поэлементном расчёте. Такой подход позволяет получать более точную картину распределения внутренних усилий в сооружениях и обеспечивает существенную экономию материалов. Расчёт сооружений как единых пространственных систем требует дальнейшего развития метода конечных элементов; последний даёт возможность рассчитывать весьма сложные сооружения на действие статических, динамических (в т. ч. сейсмических) и других нагрузок. Большой научный интерес представляют: разработка методов решения физически и геометрически нелинейных задач, которые более полно учитывают реальные условия работы сооружений; изучение вопросов оптимального проектирования строительных конструкций; проведение исследований, связанных с разработкой теории разрушения сооружений, в частности, вопросов их «живучести»), что особенно важно для строительства в районах, подверженных землетрясениям .

Становление строительной физики как науки относится к началу 20 в. До этого времени вопросы строительной физики обычно решались инженерами и архитекторами на основе практического опыта. В СССР первые научные лаборатории этого профиля были организованы в конце 20-х — начале 30-х гг. при Государственном институте сооружений (ГИС) и Центральном научно-исследовательском институте промышленных сооружений (ЦНИПС). В последующие годы важнейшие научно-исследовательские работы по основным разделам строительной физики были сосредоточены в Институте строительной техники (ныне — Институт строительной физики). Особенно интенсивное развитие строительная физика получила в связи со значительным увеличением объёмов строительства различных по назначению зданий с применением индустриальных облегчённых конструкций и новых материалов, требующих предварительной оценки их свойств. Советскими учёными впервые были разработаны теория теплоустойчивости ограждающих конструкций зданий (О. Е. Власов), методы расчёта влажностного состояния конструкций (К. Ф. Фокин) и их воздухопроницаемости, выполнен ряд других фундаментальных исследований по важнейшим проблемам строительной физики, имеющим большое значение для современного строительства.

Перспективы развития строительной физики связаны с использованием новых средств и методов научных исследований. Так, например, структурно-механические характеристики материалов и их влажностное состояние в конструкциях зданий изучаются с помощью ультразвука, лазерного излучения, гамма-лучей, с применением радиоактивных изотопов и т.д. При создании эффективных средств отопления и кондиционирования воздуха, а также ограждающих конструкций, характеризующихся малыми потерями тепла, находит применение полупроводниковая техника. Распределение температур на поверхностях конструкций, в воздушной среде помещений и потоках воздуха исследуется методами моделирования и термографии на основе закономерностей интерференции света при различном тепловом состоянии среды.

Строительное образование

Строительное образование - высшее, среднее и профессионально-техническое образование, имеющее целью подготовку специалистов для проектирования, конструирования, строительства и эксплуатации зданий и сооружений различного назначения.

Строительное искусство зародилось в глубокой древности. Подготовка строителей вначале осуществлялась под руководством мастеров непосредственно в процессе строительства различных сооружений, в Древней Греции и Древнем Риме появились специальные школы , дающие архитектурное образование.

Истоки строительного образования в России относятся к 10 в. Обучение мастеров-строителей осуществлялось непосредственно на стройке.

В 1724 по предписанию Петра I в Москве было создано несколько архитектурных команд, ученики которых изучали арифметику, черчение, рисование и получали практические навыки по архитектуре, ремонту и перестройке зданий. По мере совершенствования мастерства их производили в сержанты (что давало право проектировать и строить), из сержантов — в гезели (производители работ).

М. Ф. Казаков основал в Москве архитектурную команду, которая в 1788—89 была реорганизована в Первое архитектурное училище, а с 1814— в Московское дворцовое архитектурное училище.

В 1773 в Петербурге учреждено горное училище (впоследствии Ленинградский горный институт), студенты которого изучали проектирование и строительство каменных и деревянных плотин, шлюзов, фундаментов и т.д. В училище в начале 19 в. преподавал И. И. Свиязев — автор первого русского руководства по архитектуре (с основами строительного искусства).

В горнозаводских школах Урала, особенно в Екатеринбургском училище, кроме горного производства, изучались также механика , архитектура, фортификация и др. предметы строительного искусства.

Для подготовки инженеров по строительству дороги искусственных сооружений в 1809 в Петербурге основан институт корпуса инженеров путей сообщения (впоследствии Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта). В институте изучались математика, геодезия , рисовальное искусство и архитектура, производство строительных работ, основы механики и гидравлики, составление проектов и смет и др., проводилась практика по строительству. Институт окончили ставшие впоследствии известными учёными и инженерами, построившими крупные сооружения и создавшими научно-педагогические школы: М. С. Волков (строительное искусство), С. В. Кербедз и Н. Ф. Ястржембский (организаторы механической лаборатории по испытанию материалов), Ф. С. Ясинский (теория упругости), П. П. Мельников (прикладная механика), П. И. Собко, Д. И. Журавский и Н. А. Белелюбский (строительная механика).

Первым специализированным высшим учебным заведением по подготовке кадров для строительства инженерных сооружений было училище гражданских инженеров, основанное в 1832 в Петербурге, с 1882 — институт гражданских инженеров (ныне Ленинградский инженерно-строительный институт). Изучение теоретических курсов сочеталось с практическими и лабораторными работами, курсовым проектированием, практикой на строительных объектах. В институте были созданы научно-педагогической школы по проектированию и строительству жилых, гражданских и промышленных зданий, санитарно-технических устройств и др. (В. В. Эвальд, С. Б. Лукашевич, В. А. Косяков, И. А. Евневич, А. К. Павловский и др.). В начале 20 в. началась специализация в подготовке инженеров строительного профиля, и с 1905 институт стал выпускать инженеров-архитекторов, инженеров санитарной техники и дорожников.

В 1907 в Петербургском политехническом институте открылось инженерно-строительное отделение (с гидротехническим и сухопутно-дорожным подотделениями), где сформировались научно-педагогические школы в области механики сыпучих тел, гидравлики и гидротехники (С. П. Белзецкий, В. Л. Кирпичёв, Б. Г. Галёркин, К. Г. Ризенкампф, Б. А. Бахметсв, Н. Н. Павловский).

В 1902 в Москве академик И. А. Фомин организовал первые женские строительные курсы, а в 1905 профессор Н. В. Марковников открыл женские техническо-строительные курсы. В 1909 эти курсы объединились и в 1916 были преобразованы в женский политехнический институт с архитектурными и инженерно-строительными отделениями (после Октябрьской революции 1917 — Московский политехнический институт, затем Московский институт гражданский инженеров). Выпускникам института присваивались звания инженера-архитектора или инженера-строителя.

Существенную роль в становлении строительного образования сыграли основанные в Москве в 1905 среднее строительное училище и в 1907 среднее строительное училище Товарищества инженеров и педагогов, членами которого были В. Н. Образцов, Е. Р. Бриллинг, И. В. Рыльский, А. Е. Ильин и др. (в 1921 на базе этих училищ создан Московский практический строительный институт, объединённый затем с Московским институтом гражданских инженеров).

В 1907 в Московском высшем техническом училище (МВТУ) введено преподавание курса архитектуры (проектирование, конструирование и строительство зданий и инженерных сооружений), в 1918 открылся инженерно-строительный факультет с архитектурным отделением (в 1924 в состав факультета влился Московский институт гражданских инженеров), который стал центром подготовки инженеров-строителей. Значительный вклад в развитие строительного образования внёс основанный в 1896 Московский институт инженеров транспорта (МИИТ).

В 30-е гг. созданы самостоятельные инженерно-строительные институты и в ряде политехнических институтов — строительные факультеты; началась подготовка инженеров-строителей на вечерних и заочных факультетах. Учебные планы строительных специальностей (промышленное и гражданское строительство, гидротехническое строительство речных сооружений, гидроэлектростанций, портов и водных путей, теплогазоснабжение и вентиляция, водоснабжение и канализация, строительство железно-дорожных путей и путевое хозяйство, автомобильные дороги, мосты и тоннели, производство строительных изделий и конструкций и др.) включают общенаучные дисциплины (общественные науки , иностранный язык, высшая математика, физика, химия , теоретическая механика и др.), общеинженерные (инженерная геодезия, сопротивление материалов, строительная механика, электротехника, теплотехника, гидравлика и др.) и специальные (архитектура, строительные конструкции, водоснабжение, канализация, теплогазоснабжение, вентиляция, технология строительного производства, организация, планирование и строительства, автоматика и автоматизированные системы управления, вычислительная техника и т.д.).

Широко известны русские научно-педагогические школы по строительной механике и строительным конструкциям (Н. С. Стрелецкий, А. Ф. Лолейт, А. А. Гвоздев, В. З. Власов, Н. М. Беляев, А. Ф. Смирнов, И. П. Прокофьев, И. М. Рабинович, Е. О. Патон, Л. И. Онищик, Г. Г. Карлсен, К. В. Сахновский и др.), по гидротехническому строительству и гидравлике (Б. Е. Веденеев, В. Е. Ляхницкий, М. М. Гришин, Р. Р. Чугаев и др.), по механике грунтов (Н. М. Герсеванов, В. А. Флорин, Н. Я. Денисов, Н. А. Цытович, Н. Н. Маслов и др.).

Рекомендуемая литература

3. Киселев В. А., Строительная механика , 2 изд., М., 1969;

4. Снитко Н. К., Строительная механика, 2 изд., М., 1972;

5. Болотин В. В., Гольденблат И. И., Смирнов А. Ф., Строительная механика, 2 изд., М., 1972. Под редакцией А. Ф. Смирнова.

6. Строительная физика. Состояние и перспективы развития, М., 1961;

7. Ильинский В. М., Проектирование ограждающих конструкций зданий (с учетом физико-климатических воздействий), 2 изд., М., 1964;

8. Реттер Э. И., Стриженов С. И., Аэродинамика зданий, М., 1968.

9. Байков В. Н., Стронгин С. Г., Ермолова Д. И., Строительные конструкции, М., 1970;

10. Строительные нормы и правила, ч. 2, раздел А, гл. 10. Строительный конструкции и основания, М., 1972:

11. Строительные конструкции, под ред. А. М. Овечкина и Р. Л. Маиляна. 2 изд., М., 1974.

12. Строительные материалы, под ред. М. И. Хигеровпча, М, 1970;

13. Комар А. Г., Строительные материалы и изделия, 2 изд., М., 1971;

14. Воробьев В. А., Строительные материалы, 5 изд., М., 1973;

15. Коровников Б. Д., Строительные материалы, М., 1974.

16. Строительные машины. Справочник, под ред. В. А. Баумана, 3 изд., М., 1965;

17. Справочное пособие по строительным машинам, в. 1—12, М., 1972—74;

18. Справочник конструктора дорожных машин, под ред. И. П. Бородачева, 2 изд., М., 1973;

19. Марионков К. С., Основы проектирования производства строительных работ, 2 изд., М., 1968;

20. Ганичев И. А., Технология строительного производства, М., 1972;

21. Технология строительного производства, 1 изд., К., 1973.

ВВЕДЕНИЕ

История развития строительства самым тесным образом связана с началом возникновения всей человеческой расы. За всё время своего существования человеческая цивилизация неустанно трудилась над тем, чтобы создать наиболее качественные и комфортные условия для своей повседневной жизни и среды обитания и решало проблему создания независимости и защиты от окружающей среды.

Строительство - отрасль жизнедеятельности человека, появившаяся, одновременно с появлением человека. Этапы развития архитектурной мысли и технологий строительства растянулись в истории человечества на тысячелетия.

С развитием технологий и наук начали появляться все новые и новые строительные материалы, которые превосходили свои аналоги не только по качеству, но и по более низким затратам на производство.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

Древние времена

Строительство городов в большей мере зависит от уровня производительных сил и состояния техники. Обычно крупные сооружения воздвигались рабами и населением сельских общин. Достаточно, указать на строительство пирамиды Хеопса в Древнем Египте, которая строилась около 30 лет. Тысячи рабов воздвигали эту пирамиду. Она строилась из каменных блоков весом от 2,5 до 30 т. Высота ее первоначально достигала 146,5 м.