Что такое политические институты. Государственные и негосударственные политические институты

Говоря о Политических институтах в современной России, хотелось бы начать с самого определения.

Что же такое Политические институты?

Политические институты – это, в частности, государство и его структуры, избирательная система, политические партии, общественное мнение, средства массовой информации. Всякий политический институт состоит из структуры (организации) и идеи, которую эти структуры обслуживают.

Государство является наиболее значимой системой политического института.

Основными институтами Политической системой современного российского общества являются: институт президентства ; институт парламентаризма , представленный в России Федеральным Собранием; институт исполнительной власти в лице правительства; институты судебной власти; институт гражданства ; институт всеобщего избирательного права ; институт политических партий и общественных организаций ; институт местного самоуправления . Политические институты, в свою очередь, включают соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений .

Так же Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества, представляющую собой определенную целостность, органическое взаимодействие субъектов политики, других элементов политической действительности.

Другим важным политическим институтом является гражданское общество, в рамках которого осуществляется деятельность негосударственных политических институтов.

Подводя итог хотелось бы начать с того, что поиски формализованной модели политической власти, способной воспроизводить и поддерживать идеальное общество берут свое начало в античной философии. Платон, Аристотель и другие древнегреческие философы пытались ответить на вопрос о том, какие именно политические институты в состоянии обеспечить наилучший тип общества и личности. Сравнительный анализ законодательства (конституций), типологизация политических режимов, выявление различных форм правительства, возможные сочетания политических институтов, терминологическая идентификация политических явлений и фактов -таков круг исследований политической философии того периода. Однако следует признать, что, институциональный анализ (применяя современную терминологию), у всех авторов носил достаточно ограниченный и описательный характер и не претендовал на построение строгого нормативно-понятийного аппарата. И все же следует признать, что начало институциональных изысканий было положено в эпоху античности.

Плавно переходя к политическим институтам в современной России отметим

Трансформация политической системы России может быть подразделена на три основных периода, связанных с приоритетами в развитии страны:

2. Переход от олигархического к государственному капитализму, укрепление государственности (1998-2004 гг.).

3. Формирование политических институтов, призванных обеспечить претензии России на статус «великой державы» и реализацию идеи суверенной демократии (с 2005 г.).

Те государства, которые, следуя историческим амбициям, стремятся поступать независимо или иметь особое мнение по тем или иным вопросам, все равно вынуждены корректировать свое поведение, исходя как из своих приоритетов, так и консолидированного международного влияния.

Вертикаль власти отодвигает демократию, но в результате повышения уровня жизни у российских граждан, формирующих гражданское общество, все в большей степени будет возникать потребность во влиянии на политические процессы, что, в конечном итоге, может стать гарантией формирования демократических политических институтов.

И современная Россия стремиться к этому.

Выполнил студент 422 уч.гр. Плахин Александр

  • 2. Структура экономики
  • 3. Факторы производства, их виды и функционирование
  • 4. Экономика и государство
  • 5. Командно-административная и рыночная экономика
  • 6. Отношения собственности
  • 7. Экономический цикл и рост
  • 8. Конкуренция и монополия
  • Тема 3. Экономика потребителя
  • 1. Уровень жизни и доход
  • 2. Рынок труда, занятость и безработица
  • Тема 4. Мировая экономика и Россия
  • 1. Микро- и макроэкономика
  • 3. Проблемы современной мировой экономики
  • 1. Общности людей
  • 2. Положение индивида в группе: статусы и роли
  • 3. Семья как малая социальная группа
  • 4. Расы и расизм
  • 5. Этнические общности
  • 6. Понятие нации и его современное содержание
  • 7. Социальная стратификация и мобильность
  • Тема 2. Социальная сфера современного общества
  • 1. Социализация и ее этапы
  • 2. Деятельность, ценности и нормы
  • 3. Социальное неравенство, конфликты и партнерство
  • 4. Социальное государство
  • 5. Социальные процессы в современной России как многонациональном государстве
  • 6. Средства массовой информации в современном обществе
  • Часть IV. Политическая сфера жизни общества Тема 1. Власть и государство
  • 1. Понятие политики.
  • 2. Власть. Понятие политической власти
  • 3. Государство, его понятие, происхождение, признаки и функции
  • 4. Типы и форма государства
  • 5. Правовое государство
  • 6. Гражданское общество
  • 8. Государственные органы
  • 9. Политические партии и идеологии
  • 10. Избирательные системы и права
  • 11. Политическая культура
  • Тема 2. Основы конституционного строя Российской Федерации
  • 1. Развитие конституционного процесса в России
  • 2. Конституционный строй Российской Федерации
  • 3. Федеративное устройство Российской Федерации
  • 4. Местное самоуправление
  • Тема 3. Система органов государственной власти в рф
  • 1. Президент Российской Федерации
  • 2. Органы законодательной власти
  • 2. Порядок выборов в Федеральное Собрание
  • 4. Правительство рф
  • 5. Судебная система
  • Часть V. Право: основные понятия и система Тема 1. Основные понятия права
  • 1. Происхождение и понятие права
  • 2. Право и мораль. Правовая культура
  • 3. Правовая норма
  • 5. Правоотношения и правонарушение
  • 6. Юридическая ответственность
  • Тема 2. Система права
  • 1. Понятие системы права
  • 2. Конституционное (государственное) право
  • 3. Административное право
  • 4. Гражданское право
  • 3. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений
  • 4. Гражданско-правовые сделки, их виды, формы и условия действительности
  • 5. Трудовое право
  • 6. Уголовное право
  • 7. Жилищное право
  • 8. Семейное право
  • 9. Международное право и его акты
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 1. Человек как существо духовное
  • 1. Культура и духовная деятельность
  • 2. Природа и сущность человека
  • 3. Сознание, самосознание и бессознательное
  • 4. Смысл жизни и его поиски
  • 5. Личность и пути ее созидания
  • 6. Гуманизм, его понятие и исторические формы
  • Тема 2. Духовное освоение мира человеком
  • 1. Мировоззрение, его виды, формы и содержание
  • 2. Познание, наука и истина
  • 3. Религия, ее понятие, функции и исторические формы
  • 4. Творческая деятельность и искусство
  • 5. Мораль и духовное познание
  • 6. Глобальные проблемы современности
  • Поговорим о прочитанном Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное
  • 2. Природа и сущность человека
  • Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Вопросы для самоконтроля по темам: (используйте учебник п.К. Гречко "Введение в обществознание) Античное обществознание
  • Эпоха Возрождения
  • Обществознание в эпоху Нового времени
  • Обществознание XIX в.
  • Российская цивилизация и обществознание
  • Общество в его многообразии и единстве (сферы общественной жизни) Экономическая сфера жизни общества
  • Политическая сфера жизни общества
  • Право и правовые отношения
  • Социальная сфера жизни общества
  • Духовная сфера жизни общества
  • Контрольные вопросы по курсу "обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 1. Понятие обществознания и общества
  • 1. Обществознание в системе наук
  • 2. Особенности познания общественно-исторических событий
  • 3. Общество и общественные отношения
  • 4. Общество, природа и техника
  • Тема 2. Общество и обществознание в их историческом развитии
  • 1. Становление общества
  • 2. Возникновение цивилизаций
  • Тема 4. Финансы и экономика
  • Тема 5. Экономика потребителя и мировая экономика
  • Тема 7. Социальная сфера современного общества
  • Часть V. Политическая сфера жизни общества Тема 8. Власть и государство
  • Тема 9-10. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система органов государственной власти в рф
  • Часть VI. Право: основные понятия и система Тема 11. Основные понятия права
  • Тема 12. Система права
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества
  • 5. Познание, наука и истина
  • Список терминов
  • Список персоналий
  • Хрестоматийные материалы по курсу "Обществознание" Часть I. Понятие обществознания и становление общества Тема 2. Общество в его историческом развитии
  • Часть VII. Духовная сфера жизни общества Тема 13. Человек как существо духовное Тема 14. Духовное освоение мира человеком
  • Литература
  • Учебная и специальная литература по праву
  • 7. Политическая система и политические институты

    Вступая в политические властные отношения или вовлекаясь в политическую борьбу, люди создают особые политические структуры - институты, организации, отношения (парламент, правительство, партии...), которые возникают в итоге объективного процесса усложнения политической жизни. Политические структуры устойчивы и могут воспроизводиться в действиях многих поколений (парламент в Англии существует с XIII в.).

    1. Понятие политической системы. Политические институты представляют собой базовые структурные элементы политической системы, поэтому ее можно определить как упорядоченную совокупность политических институтов и организаций, их взаимосвязанность, взаимозависимость. Основные нормы, определяющие формы взаимной зависимости институтов и организаций в политической системе Российской Федерации, сформулированы в Конституции. Политическая система - не просто набор институтов, но их целостное взаимодействие. Политическая система современного российского общества - это совокупность взаимосвязанных, взаимозависимых, действующих в настоящее время конкретных политических институтов и политических организаций. Политическая система имеет наряду с (1) институциональным уровнем , (2) системно нормативный . Этот уровень задает нормативное пространство, определяющее алгоритм действия институциональной подсистеме. Он определяет функциональное назначение политических институтов, взаимные права и обязанности. Его назначение - поддержание институционального единства политической системы. Третий уровень политической системы воплощен в (3) нормах конституционного права . Политическая система представляет собой целостную, организационно оформленную и конституционно урегулированную совокупность государственных и общественных организаций, предназначенных для привлечения граждан к осуществлению государственной власти. В каждом обществе складывается своя политическая система. Ее специфика определяется как набором политических институтов, так и системно-нормативным уровнем, т.е. складывающимися между институтами, отношениями и связями (различия в полномочиях и функциях институтов). На процесс формирования политической системы влияет множество факторов: традиции политической жизни; доминирующие в массовом сознании ценностные ориентации, убеждения, стереотипы; идеологические взгляды правящей группы; социально-экономические интересы основных классов; острота политической борьбы; социальная напряженность; характер экономического развития страны и многое другое. Именно поэтому политическая система каждого общества имеет свой неповторимый облик. Политическая система современного российского общества представлена основными политическими институтами, определяемыми Конституцией (президентства, парламентаризма, исполнительной и судебной власти, гражданства, всеобщего избирательного права, политических партий и общественных организаций, местного самоуправления и др.). Каждый политический институт в свою очередь включает в себя соответствующие организации и учреждения, решающие специфические задачи. Политическая система России характеризуется перераспределением властных полномочий в пользу президента (полупрезидентская республика), она еще молода и переживает период своего становления и укрепления.

    2. Понятие политического института. Политический институт - это устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определенный сегмент отношений политической власти в обществе. Чтобы политические отношения обрели устойчивый характер необходимо: 1) чтобы в обществе сложились четкие нормы, правила, регулирующие поведение людей , вступающих во взаимодействие. Например, если речь идет об институте парламентаризма, то это должна быть совокупность норм, предписывающих определенные модели поведения депутатам парламента, обязывающие последних принимать участие в законотворческой деятельности, общаться с избирателями, публично отстаивать свою позицию и т.п. Изменение персонального состава парламента в ходе очередных выборов не ведет к изменению этих норм, кто бы ни был депутат, каких бы взглядов он ни придерживался, он будет следовать основным нормам, подтверждать свой статус. Пока существует институт парламентаризма, в обществе постоянно будут люди, выполняющие функции депутатов-законодателей; 2) необходимо устойчивость институционального взаимодействия поддерживать санкциями , которые применяются в отношении тех, кто попытается нарушить принятые нормы и правила. Эти санкции могут быть "мягкими", т.е. существовать в виде общественного порицания, замечания, а могут становиться и "жесткими", когда в отношении нарушителя будет применяться принуждение; 3) чтобы люди, вступающие во взаимодействие, рассматривали институциональные нормы как значимые, необходимые, естественные . В этом случае следование институциональным нормам становится для них обычным делом. Люди обладают способностью усваивать в ходе обучения, общения друг с другом нормы политического властного взаимодействия. Они узнают о возможных санкциях в случае несоблюдения правил и стремятся строить свое поведение таким образом, чтобы избежать столкновения с силой. Регулярно воспроизводимые нормы становятся настолько обычными, что люди даже не задумываются об их альтернативах, т.е. нормы опривычиваются и становятся признаком нормальной жизни. Итак, политические институты - это устойчивые виды политических отношений, воспроизводство которых обеспечивается благодаря: а) нормам, регламентирующим характер взаимодействия; б) санкциям, препятствующим отклонению от нормативных моделей поведения; в) опривычиванию сложившегося институционального порядка. Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политические институты объективными, самовоспроизводящимися социальными образованиями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своем поведении на предписываемые модели поведения, на определенные нормы и правила.

    3. Виды политических институтов. В современном обществе можно выделить следующие политические институты: Институт парламентаризма регулирует в современном обществе отношения по поводу создания представительного органа государственной власти, выполнения им законотворческой функции. Институт парламентаризма - это устойчивые отношения, в которые неизбежно вступают люди, обретающие соответствующий статус. Институт парламентаризма направлен на: а) создание основных правовых норм - законов, имеющих обязательную силу для всех граждан соответствующей страны; б) представительство интересов различных социальных групп в государстве. Нормативное регулирование института парламентаризма касается, прежде всего, вопросов компетенции парламента, порядка его формирования, полномочий депутатов, характера их взаимодействия с избирателями и населением в целом. Институт парламентаризма представлен в России Федеральным Собранием , которое является представительным и законодательным органом власти. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Главная функция Государственной Думы - законотворческая деятельность. Принятые Государственной Думой законы передаются в течение пяти дней на рассмотрение в Совет Федерации, который может отклонить предложенный Государственной Думой закон. В этом случае может создаваться согласительная комиссия для преодоления возникших разногласий. Государственная Дума в случае несогласия с решением Совета Федерации может принять закон, если при повторном голосовании за него проголосует не менее двух третей от общего числа депутатов. Институты исполнительной власти представляют собой сложную систему взаимодействия, складывающуюся между органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны. Основным субъектом, принимающим наиболее ответственные решения в рамках этого вида политических властеотношений, являются либо глава государства и правительство (Египет), либо только глава государства, президент (США), либо только правительство (Италия). Институт исполнительной власти в лице правительства осуществляет проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, а также единой государственной политики в области культуры, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии, управляет федеральной собственностью, осуществляет меры по обеспечению государственной безопасности, общественного порядка, прав и свобод граждан. Институт президентства (главы государства) обеспечивает устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан. Институт государственной службы регулирует профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе. В России эта регуляция осуществляется на основе закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", который определяет правовой статус государственных служащих, порядок прохождения государственной службы, виды поощрений и ответственности служащих, основания прекращения службы и др. Институты судопроизводства регламентируют отношения, складывающиеся по поводу необходимости урегулирования различных конфликтов в обществе. В отличие от законодательной и исполнительной властей суд (за исключением судебного прецедента) не создает нормативных актов и не занимается распорядительной и управленческой деятельностью. Однако принятие судебного решения становится возможным только в поле политической власти, обеспечивающей неукоснительное подчинение конкретных людей этому решению. Институты судебной власти в Российской Федерации - это система конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Суды общей юрисдикции рассматривают дела, связанные с нарушением гражданами законов, арбитражные суды рассматривают экономические споры. Конституционный суд определяет соответствие принимаемых нормативных актов Конституции. Согласно конституции (ст. 118.) "Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом", "Создание чрезвычайных судов не допускается"; (ст. 119) "Судьями могут быть граждане РФ, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет"; (ст.120) "Судьи независимы и подчиняются только К. РФ и федеральному закону". Судьи несменяемы и неприкосновенны. Разбирательство дел во всех судах открытое. Институт гражданства определяет взаимные обязательства государства и гражданина в отношении друг друга. Гражданин обязан соблюдать конституцию и законы, платить налоги, в ряде стран существует также всеобщая воинская обязанность. Государство в свою очередь, призвано осуществлять защиту прав гражданина, в том числе право на жизнь, безопасность, собственность и др. В рамках этого института регулируется также порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д. Институт избирательного права регламентирует порядок проведения выборов в органы законодательной власти различных уровней, а также выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией. Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций и в отношениях между ними. Чем стабильнее институциональные отношения в обществе, тем выше предсказуемость политического поведения индивидов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, они делают взаимодействия людей достаточно определенными, устойчивыми. Политические институты включают в себя соответствующие организации, учреждения, решающие специфические задачи в рамках институциональных отношений. Тип институтов, характер складывающихся между ними зависимостей позволяют говорить о том, что политическая система в России формируется как демократическая, плюралистическая, правовая.

    Политические институты

    Политический институт - устойчивый вид социального взаимодействия, регулирующий определённый сегмент отношений политической власти в обществе. Устойчивость политического института. достигается за счёт:

    • норм, регламентирующих характер взаимодействия
    • санкций, препятствующих отклонению от нормативных моделей поведения
    • опривычивания людьми сложившегося институционального порядка.

    Перечисленные свойства принято называть атрибутами института. Именно они делают политический институт объективными, самовоспроизводящимися социальными образованьями, не зависящими от воли и желания отдельных индивидов, побуждающими людей ориентироваться в своём поведении на предписываемые модели поведения, на определённые нормы и правила. Вместе с тем политический институт существуют только в действиях людей, воспроизводящих соответствующий тип отношений, взаимодействий. В современном обществе существуют следующие политические институты: институт парламентаризма, выполняющий функции регулирования отношений по поводу создания основных правовых норм, законов и представительства интересов различных социальных групп в государстве; институты исполнительной власти, регулирующие систему взаимодействий, складывающихся м.органами, должностными лицами, осуществляющими текущее управление общественными делами и населением страны; инсти тут государственной службы, регулирующий профессиональную деятельность людей, принадлежащих к особой статусной группе; институт главы государства, обеспечивающий устойчивое воспроизводство в обществе отношений, позволяющих лидеру государства выступать от имени всего народа, быть высшим арбитром в спорах, гарантировать целостность страны, незыблемость конституционных прав граждан; институты судопроизводства, регламентирующие отношения по поводу споров и конфликтов. Политические институты структурируют поле политических властеотношений, делают взаимодействия людей достаточно определёнными, устойчивыми.


    Wikimedia Foundation . 2010 .

    Смотреть что такое "Политические институты" в других словарях:

      - (К определению понятия). Политические ценности и нормы являются важнейшими регулятивами политической деятельности. Нормы (от лат. norma руководящее начало, правило, образец) в политике означают правила политического поведения, ожидания и… … Политология. Словарь.

      Политология, или политические науки наука о политике, то есть об особой сфере жизнедеятельности людей, связанной с властными отношениями, с государственно политической организацией общества, политическими институтами, принципами, нормами,… … Википедия

      Информация в этой статье или некоторых её разделах устарела. Вы можете помочь проекту … Википедия

      В широком смысле слова понятие, характеризующее социальное положение и роль ряда обществ. наук, их партийность и классовую ориентацию; в узком смысле – отрасль науки, изучающая политич. организацию общества и входящие в ее состав институты,… … Философская энциклопедия

      После окончания Красного террора периода Гражданской войны политические репрессии в Советской России и в образованном в 1922 г. СССР продолжились. В 1922 году в связи с разработкой первого Уголовного кодекса РСФСР В.И. Ленин писал наркому… … Википедия

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ - совокупность методов, техник, приемов воздействия на человека с целью изменить его мышление, убеждения, настроение и поведение. Возникли так же давно, как и сама политика. Уже в первобытных обществах были жрецы, специалисты по ритуалам, внушению … Большая актуальная политическая энциклопедия

      ПОЛИТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ - система детерминант, определяющих характер и тип государственного устройства, политический режим, институты, партии и организации … Политическая психология. Словарь-справочник

      - … Википедия

      Демократия - (Democracy) Понятие демократии, возникновение и формы демократии Информация о понятии демократии, возникновение и формы демократии, развитие и принципы демократии Содержание Термин “демократия” происходит от греческого слова… … Энциклопедия инвестора

      Модернизация - (Modernization) Модернизация это процесс изменения чего либо в соответствии с требованиями современности, переход к более совершенным условиям, с помощью ввода разных новых обновлений Теория модернизации, типы модернизации, органическая… … Энциклопедия инвестора

    Книги

    • , Татьяна Литвинова. Монография посвящена становлению и трансформации политических институтов на Северном Кавказе в контексте развития новейшей российской государственности. В центре внимания институт…
    • , Мутагиров Д.З.. Книга представляет собой учебник по истории и теории международных политических институтов. Международные политические институты рассмотрены как субъекты мировой политики и международного…

    Политический институт – система учреждений и организаций, упорядочивающих политические и другие общественные отношения с помощью материальных и идеальных средств и на основе определенных норм. К политическим институтам относятся государство, государственные и политические органы и политические учреждения, политические партии. Политические институты действуют в сфере политических отношений, обеспечивают осуществление политической власти. Они предназначены для удовлетворения политических потребностей и интересов отдельных индивидов или их групп.

    Элементы политических институтов: цели, функции и роли, вытекающие из целей, средства, учреждения, санкции. Целями политических институтов являются вопросы, составляющие сферу их деятельности. Это могут быть контроль над общественной и политической жизнью, выработка методов удержания, захвата и укрепления власти, формирование политического сознания граждан, их политического выбора. Средства политических институтов составляют материальные, идеальные и символические формы управления, имеющие социальную и политическую значимость.

    Политические институты изменяются вместе с изменением общественных структур, с которыми они связаны политическими отношениями. Политические институты пронизаныполитическими ценностями (вид социальных ценностей, признаваемых не отдельными людьми, а большими группами, целыми сообществами). Объективной основой политических ценностей являются общие жизненные потребности и долговременные интересы больших социальных групп и индивидов. Политические ценности преимущественно имеют субъективное значение, поэтому необходимы формы их объективации. Одной из форм объективации ценностей служат политические символы.

    Политические символы – ценности и признанные в обществе отношения, которые они выражают. Воплощая в себе общественно-исторический опыт, ценности выступают объективными элементами политических институтов. Через ценности устанавливается определенное отношение индивидов к политическим институтам. Приверженность граждан к данным политическим ценностям является необходимым условием стабильной работы политических институтов и способности выполнять свои роли.

    10. Сущность государства и его основные признаки.

    Государство является центральным институтом политической системы. Государство – территориальная организация общества, которая характеризуется своим социально-политическим пространством. Социальным в том смысле, что территория, занимаемая государством, является средой жизнедеятельности данного общества. Политическое – в смысле границ действия государственной власти. Бытие современного государства связано с наличием единого экономического, а также правового и информационного пространства. Политическому государственному союзу свойственны общая культурная среда, общий язык, а также во многих случаях единая религия.

    Государство – это система политических и правовых связей и отношений между людьми, регулирующих социально значимые виды их поведения и деятельности. Государство – это политико-правовой институт, а точнее система особого типа социальных институтов, образующих организацию политической власти. Как политико-правовой институт, государство не тождественно обществу в целом, а представляет собой организованную группу людей, осуществляющую от имени общества публичную власть и управление людьми.

    Государство – явление очень многогранное. Причины его появления объясняются многими объективными факторами: биологическими, психологическими, социальными, экономическими, национальными, религиозными и т. д. Их совокупное осмысление практически невозможно в рамках отдельной теории Опыт исторического развития показывает, что причины происхождения общества и государства – в совокупности закономерностей, порождающих индивидуальную и общественную жизнь человека. Здесь главная задача состоит в том, чтобы не отрицать разнообразия научных подходов к предмету исследования, а суметь интегрировать их объективные выводы в общую теорию, объясняющую сущность явления не односторонне, а во всем разнообразии его проявления в реальной жизни. Государство – продукт внутренней эволюции общества и выступает в качестве организации для управления обществом. Таким образом, это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на все население в пределах территории страны, издает законы, обладает суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения.

    Во всех концепциях просматриваются две тенденции в интерпретации сущности государства. С одной стороны, подчеркивается общесоциальное значение государства: государство призвано представлять всеобщий интерес, должно служить интересам общества и личности; с другой – государство считается орудием отстаивания частных интересов, выступает средством подавления сильными слабых, имущими неимущих. Государство выделяется из общественного целого, когда элементы государства получают способность развиваться автономно и общественная природа человека находит свое выражение в государственных образованиях.

    В современной науке под институтом понимается комплекс норм, правил, обусловливающих и регулирующих деятельность человека. Классическим в этом плане является определение, данное нобелевским лауреатом Д. Нортом: «Институты - это “правила игры” в обществе, или, выражаясь более формально, созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимоотношения между людьми» .

    Политические институты возникают по мере развития дифференциации политической власти как относительно автономные нормативные порядки, регулирующие отдельные сегменты усложняющихся политических вла- стеотношений. Например, институт парламентаризма представляет собой нормативный порядок, определяющий характер взаимодействий людей по поводу создания представительного органа государственной власти и выполнения им законотворческой и представительской функций. Это не здание, где заседают парламентарии, и даже не сами конкретные депутаты, избранные на определенный срок, а устойчивые отношения, которые возникают в результате нормативного регулирования.

    Следует разграничивать институты как комплексы нормативных ограничений, и организации как группы людей, преследующие определенные цели, принимающие решения и создающие для оптимизации решения поставленных задач свои правила. Например, когда мы говорим об институте политических партий, то имеем в виду сложившийся в обществе нормативный порядок, который определяет правила создания политических партий, основные формы и принципы их деятельности. Когда мы говорим о политической партии как организации, то имеем в виду конкретные объединения граждан, преследующих политические цели и решающих конкретные задачи.

    Институты и организации обладают рядом общих признаков, в частности, и те и другие структурируют отношения людей путем установления некоторых норм и правил. Однако между ними есть и серьезное различие: если институты являются правилами игры, то организации - это объединения людей, которые ограничены в своих действиях этими правилами. «В понятие “организация”, - пишет Д. Норт, - входят политические

    органы и учреждения (политические партии, Сенат, городской совет, контрольное ведомство) <...> Организация - это группа людей, объединенных стремлением сообща достичь какой-либо цели» (подробнее об организациях в политике см. раздел IV).

    Политический институт - это устойчивый нормативный порядок, регулирующий взаимодействия людей в определенном сегменте отношений политической власти в обществе. Устойчивость институциональному образованию придают не только нормы, но и санкции, препятствующие отклонению от нормативных моделей поведения, а также способность людей усваивать и опривычивать установленные нормы и правила. Благодаря этому политические институты обретают объективность, они воспроизводятся независимо от воли и желания отдельных индивидов.

    Содержание политических институтов определяется двумя видами норм: формальными, т.е. установленными специальными правовыми актами, и неформальными , возникшими в результате естественного опри- вычивания моделей поведения, складывающихся в политической практике взаимодействий. Политика - это сфера, где формальные правила и официальная регламентация необычайно сильно развиты. Это связано прежде всего с особой значимостью политических институтов в обществе, тем местом, которое они занимают в системе властных отношений в управлении общественными делами. В настоящее время практически во всех странах существуют правовые акты, определяющие основные принципы функционирования политических институтов.

    Однако нормативное пространство любого политического института составляют не только нормы, нашедшие формальное закрепление в каких- либо официальных документах. Есть целый ряд условностей, правил межличностного общения, которые не закреплены в законах, но оказывают сильное влияние на реальные отношения между участниками политических взаимодействий. В реальности нередкой становится ситуация конкуренции между формальными и неформальными правилами, когда, зная о формальных правилах, индивиды тем не менее считают более эффективными неформальные, апробированные опытом, дающие определенные преимущества в решении конкретных задач.

    В этой связи ученые считают необходимым не исследовать содержание политических институтов на основе исключительно формальных, официальных норм, а включать в орбиту своих изысканий и неформальные правила, тем более что последние нередко деформируют официально декларируемый нормативный институциональный порядок. Такой подход нашел свое выражение в методологии неоинституционализма, ориентирующего на принятие во внимание всего комплекса нормативных ограничений .

    В современном пространстве политических властеотношений можно выделить два вида политических институтов:

    • 1) институты государственной власти и государственного управления (подробнее о государстве как сложном институциональном образовании см. параграф 4.2);
    • 2) негосударственные политические институты, которые регламентируют процессы гражданской ответственности и самоорганизации, выражения и защиты групповых интересов, участия граждан в политической жизни общества, включая способы их влияния на принятие государственных решений.

    Если возникновение государства совпало с естественным процессом институционализации политической власти, появлением нормативного порядка, закрепляющего право определенной статусной группы на управление общественными делами, то второй вид институтов конституировался в процессе борьбы граждан за право на участие в принятии политических решений.

    Среди политических институтов второго вида особое место занимает институт гражданства, регламентирующий положение рядового человека в системе политических властеотношений путем определения взаимных обязательств государства и гражданина в отношении друг друга. Нормативный порядок данного института определяет права и обязанности гражданина, порядок приобретения гражданства, условия его утраты, гражданство детей при изменении гражданства родителей и т.д. Данный институт вносит упорядоченность в отношения гражданина и государства, создает преграды на пути государственного произвола, использования правящей группой незаконных методов властного воздействия. Более того, получение гражданства позволяет человеку рассчитывать на защит}" своих конституционных прав со стороны государства.

    Институт прав человека, напротив, определяет зоны свободы личности от вмешательства государства, где он может принимать самостоятельные решения, действовать по собственному усмотрению. В рамках этого института регламентируются также и политические права личности, связанные с участием в общественно-политической жизни, организованным давлением на властные структуры, участием в формировании государственных органов.

    Институт всеобщего избирательного права возникает в современных обществах в результате упорной борьбы народных масс за право влиять на персональный состав государственных должностных лиц, осуществляющих управление общественными делами. Данный институт обеспечивает установление нормативного порядка, гарантирующего каждому гражданину, достигшему определенного возраста, право на участие в выборах в органы законодательной власти различных уровней и выборов президентов в тех странах, где это предусмотрено конституцией, а также регламентирует порядок их проведения (подробнее об особенностях организации институционального избирательного порядка см. параграф 4.5).

    Институт политических партий обеспечивает упорядоченность отношений, складывающихся в ходе создания политических организаций, и регламентирует порядок взаимодействий между партиями, а также между партиями и другими субъектами политики. Благодаря этому институту в обществе формируются общие представления о том, что такое политическая партия, как она должна действовать, чем отличается от других организаций и объединений. Поведение активистов партий, рядовых членов начинает строиться исходя именно из этих представлений, формирующих нормативное пространство данного политического института (подробнее об этом см. главу 11).

    Институт общественных организаций и объединений представляет собой нормативный порядок, определяющий правила создания гражданами структур, позволяющих им совместно выражать и отстаивать свои интересы. Данное институциональное образование, с одной стороны, позволяет упорядочить процессы самоорганизации граждан, а с другой - предотвратить появление организаций, способных оказать разрушительное воздействие на систему политических властеотношений.

    Институт представительства интересов формирует порядок взаимодействия групп интересов с государством. Он устанавливает нормы и правила артикуляции групповых интересов во властные структуры, способы согласования частных интересов, интересов бизнес-структур с интересами, выражаемыми государством (подробнее об этом см. главу 10).

    В каждой стране комбинация этих институтов, а также их конкретное нормативное наполнение имеют свои национальные особенности, обусловленные историческими условиями политического развития и спецификой социокультурной среды. Но, несмотря на национальную специфику, эти политические институты выполняют важную общественно значимую функцию. Они структурируют поле политических властеотношений, придают политическим взаимодействиям понятную для членов общества форму, снижают возможности возникновения разрушительных конфликтов, способных дестабилизировать и даже разрушить политическую систему.

    • 2 Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.М.: Начала, 1997. С. 17.
    • Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики.С. 19.
    • March J., Olsen J. The New Institutionalism. Organizational Factors in Political life //American Political Science Review, 1984. Vol. 78. No 3. P. 734-749.