Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов в Капернауме (Израиль) - Земля до потопа: исчезнувшие континенты и цивилизации. Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов (Капернаум) Собор 12 апостолов в кремле

Табгха (Таб ха)

Долина, известная под названием Табгха (Tabgha), простирается на северо-западно м побережь е озера Киннерет, на расстоянии 3 км от Капернаума. Раньше здесь было не менее семи сернистых источников, известных как средство для лечения болезней кожи. Один из них упоминается как место, где Иов был излечен от всех своих болезней. Это и определило название местности: «Семь источников».

Именно здесь произошло несколько важнейших для христианства евангелических событий.
Самое известное из них - чудо умножения хлебов и рыб. Иисус пришел сюда помолиться в одиночестве, когда узнал о смерти Иоанна Крестителя. Но за ним последовали его ученики, а за ними народ с просьбами об исцелении. Весь день он занимался исцелениями, а к вечеру проголодавшийся народ решил послать гонцов в ближайшее поселение - Капернаум - за едой, так как само место было пустынное, а провизии с собой никто не взял. Иисус сказал, что ходить не надо, еда есть - 5 хлебов и 2 рыбы. Иисус преломил еду и сказал Симону: накорми народ. Тот стал раздавать куски, хватило всем и еще 12 коробов кусков осталось. А народу было 5 тыс. человек, не считая женщин и детей (Марк 6:1-56).
Чудесное Умножение хлебов и рыб описано в Евангелиях «От Матфея» и «От Марка»: «… говорят Ему: у нас есть только пять хлебов и две рыбы. Он сказал им: принесите их Мне сюда. … воззрел на небо, благословил и преломив дал хлебы ученикам, а ученики народу. И ели все и насытились, и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных; а евших было около пяти тысяч человек, кроме женщин и детей ».
«… пять хлебов и две рыбы. Тогда повелел им рассадить всех отделениями на зелёной траве. И сели рядами по сту и по пятидесяти. Он взял пять хлебов и две рыбы, воззрев на небо, благословил и преломил хлебы и дал ученикам Своим, чтобы они раздали им; и две рыбы разделил на всех. И ели все и насытились; и набрали кусков хлеба и остатков от рыб двенадцать полных коробов; было же евших хлебы около пяти тысяч мужей ».
Здесь же было совершено чудо хождения по воде. Когда штормом в море угнало лодку, Иисус отправился ее спасать пешком по воде и сказал Симону: иди за мной. Симон пошел, но начал тонуть. Иисус объяснил это недостаточной верой Симона - зачем тот усомнился (Матфей 14:25, Марк 6:48).
В этих же краях были совершены чудеса успокоения шторма и наполнения сетей. Здесь же Иисус появился в третий раз перед своими учениками после воскрешения.

Источник: http://kvartiraisrael.com/page/tabha

Греческая церковь Собора Двенадцати Апостолов

Греческая церковь Собора Двенадцати апостолов б ыла построена в 1930-х годах на части территории евангельского Капернаума. Выполнена в традиции церквей островной Греции, состоящий из кубов и куполов в виде полусфер. Однако, в отличие от собственно Греции, где купола обычно красят в синий цвет, здесь они оказались красными. Это превратило небольшую церковь в яркую цветовую доминанту панорамы.
Церковь находится на территории православного монастыря Табгхи-Капернаума.
Территория монастыря интересна не археологическими раскопками, а царящей здесь атмосферой патриархального поместья с полузапущенным, но по-южному богатым садом с павлинами. Убранство церкви непривычно яркое и радостное. Все это обширное хозяйство содержит единственный монах, брат Иринарх из Македонии.

В Крыму немало старинных культовых сооружений, но христианских церквей среди них не так-то много – сказываются века владычества мусульман. Храм 12 апостолов в Балаклаве считается старейшим на полуострове – в своем нынешнем виде он появился в XVIII веке, а его основа сооружена в 1357 г.

Где находится церковь 12 апостолов в Балаклаве?

Она расположена в центре пригорода , возле кинотеатра «Родина». Это в двух шагах от . Поблизости также устроены развлекательный комплекс «Монпепос», отель «Куприн», Балаклавский рынок сувениров и Дача Мерецкой.

Храм на карте Крыма

Открыть карту

История становления культового объекта

Свой современный вид он обрел в 1794 г. – . Тогда к нему была пристроен своеобразный портик у входа с колоннадой в духе господствующего классицизма. Однако его история много древнее. Во время Крымской войны церковь получила повреждения – по окончании боев ее решили ремонтировать. В ходе восстановительных работ в 1861 г. под густым слоем побелки в основном сооружении обнаружилась каменная табличка, где указано, что его заложили в 1357 г. – по приказу кастеляна Симоне-де-Орто.

Тогда владели генуэзцы, а кастелян являлся представителем колониальной администрации. Этот достойный итальянский вельможа известен так же, как один из первых консулов в . При командующий итальянской армией вывез в Италию все генуэзские памятные доски (устанавливать их было в традиции у итальянских строителей), но доску в храме 12 апостолов он просто не нашел – ее скрывал густой слой известки.

Епископ Гермоген в 1864 г. утверждал, что Симоне-де-Орто посвятил выстроенную им церковь двенадцати апостолам. Правда, из писания служителя трудно понять, какие у него имеются основания для такого утверждения. Историки же допускают, что генуэзский консул для возведения христианской памятки воспользовался фундаментом византийской постройки, датируемой V веком. Если это так, храм 12 апостолов в Балаклаве может считаться самым древним объектом христианства в СНГ.

Выстроенный генуэзцем храмовый комплекс успешно действовал при турецком владычестве (турки в отличие от ранних христиан были довольно-таки веротерпимы и последователей Иисуса Христа в своем государстве особо не преследовали) и запустел уже в XVIII столетии. К его восстановлению приложили руку солдаты греческого батальона, перешедшие после присоединения Тавриды к России на сторону империи, храм долго находился в их ведении.

В 1869 г. батальон упразднили, а сакральное место передали местной епархии. Но реставрировали его до 1875 г. и освятили именем Николая Чудотворца (он считается покровителем моряков). В период СССР богослужения тут прекратились, но храму было подыскано весьма почетное занятие. Служивший ранее вере, он начал служить знанию – там размещались дом пионеров, клуб, отделение Осоавиахима.

Церковь вновь заполучила здание в 1990 г., а на следующий год уже была освящена именем 12 апостолов. Перед этим в ней была проведена очередная реконструкция – строение долго не ремонтировалось и пребывало в довольно запущенном состоянии. Ныне она подчиняется , является памятником истории и культуры, поскольку ее архитектура уникальна.

Описание Храма двенадцати апостолов

В плане он напоминает крест – это так называемая крестово-купольная конструкция, нередко встречающаяся в церковной архитектуре. Строительным материалом является местный белый бутовый камень. По размерам здание невелико.

Среди памятников, какими знаменита Балаклава, храм Двенадцати апостолов не принадлежит к числу самых знаменитых, но многочисленные ремонты и перестройки сделали его весьма необычным.
Основу создает строение крестово-купольной конструкции, характерной для Византии, а пристроенная позже колоннада с дорическими колоннами воплощает русский классицизм эпохи просвещенного абсолютизма. Фото позволяют оценить внешний вид церкви – она невелика, но колоннада придает ей особое величие, свойственное больше античным постройкам.

Сегодня внутри никакой росписи нет. Однако ученые полагают, что в генуэзские времена она могла быть, мол, просто не выдержала испытаний временем. При реконструкции 1990 г., проводимой по проекту архитектора Ю. Лосницкого, никаких художеств предусмотрено не было. Предполагалось, что такой декор сделает храм близким поздневизантийским традициям.

Ныне сакральный комплекс является действующим. Верующие особенно стремятся почтить хранящиеся в нем святые мощи – блаженного Василия, святого Климента (покровителя монастыря, которому принадлежит церковь) и преподобного Сергия Радонежского.

Как добраться (доехать)?

Чтобы проехать к храму, вам нужно будет добраться до площади 1-го Мая. Сюда ходит несколько севастопольских маршрутов городского транспорта. Так, от 5-го км Балаклавского шоссе вы доедите на маршрутке №8, №9, №33 и №99; от — №34; от Нахимовской площади — №94. Далее потребуется пройти порядка 500 м в южном направлении – по улице Калича.

На машине доехать до церкви из Севастополя проще всего таким образом:

Открыть карту

Туристу на заметку

  • Адрес: улица Рубцова, 41, Балаклава, Севастополь, Крым, Россия.
  • Координаты: 44.497758, 33.601442.
  • Телефон: +7-3692-63-77-12.
  • Официальный сайт:
  • Режим работы: с 9:00 до 18:00.

Величественные Патриаршие палаты в Московском Кремле относятся к наиболее значительным архитектурным памятникам второй половины XVII века. Комплекс состоит из дворца - резиденции иерархов Русской Православной Церкви, и их домового храма Двенадцати апостолов. Патриаршими палатами заканчивается с северной стороны Соборная площадь.

Первым из глав русской церкви получил дом на территории Кремля митрополит Петр во время правления Ивана Калиты. Постройка была деревянной, как и все остальные.

Постройка каменных зданий для представителей высшей церковной иерархии началась в XV веке по распоряжению митрополита Ионы. В 1450 году был возведен специальный митрополичий двор неподалеку от храма Ризоположения, но он сгорел при страшном пожаре 1493 года.

Кардинальную перестройку церковная резиденция претерпела в период с 1652 по 1656 годы при патриархе Никоне. В строительстве участвовали самые известные зодчие того времени, признанные мастера каменного шатростроения - Антип Константинов и Бажен Огурцов. Внутренние помещения расписывали талантливые живописцы, которыми славились Троице-Сергиевский монастырь, Ярославль и Кострома. К наиболее сложным работам привлекли царских художников – Симона Ушакова, Иосифа Владимирова и Федора Козлова. К сожалению, их труд мы не увидим, так как роспись не сохранилась.

Красота и пышность убранства отстроенного заново трехэтажного патриаршего двора не уступала интерьерам царских покоев. А его внутренние помещения таили в себе настоящую сокровищницу – богатую патриаршую ризницу. Излишнюю роскошь Никону вскоре припомнили, он оказался в опале и на суде был обвинен за гордыню и желание поставить себя выше самого государя.

В 1681 году при патриархе Иоакиме построили новый собор Двенадцати апостолов. Он стал выполнять для иерархов роль домовой церкви, заменив Ризоположенский храм, функционировавший более двух веков.

В эпоху правления Петра I патриаршество упразднили. Церковные владения Московского Кремля остались бесхозными и начали приходить в ветхость. В 1718 году царь посетил Патриарший дворец и решил использовать верхний этаж помещения под библиотеку с редкими рукописными и печатными книгами.

В XIX столетии в очередной раз реконструировали храм Двенадцати апостолов. Работы проходили под руководством архитектора Дмитрия Чичагова. Убрали перекрытие между этажами, освежили роспись, сменили декоративные элементы, украсили церковь новым большим иконостасом. Храм стал более светлым, благодаря более широким оконным проемам. Нашли применение и Патриаршему дворцу, в нем разместился Синод.

В мятежном 1917 году Патриарший дворец сильно пострадал во время боевых действий. От артиллерийских снарядов была разрушена церковь и стена трапезной. Через год произошла национализация всех кремлевских зданий, они стали комендатурами, складами и реставрационными мастерскими. Патриаршие палаты открылись для посетителей лишь в 1961 году после реставрации.

Трехэтажный Патриарший дворец в старину казался огромным. Сейчас его здание придает основному архитектурному ансамблю Соборной площади законченный вид. Во времена Никона из разрозненных построек создали гармоничный комплекс с единым стилем.

По внешнему виду Патриарший дворец напоминает более ранние кремлевские постройки. К примеру, очертания барабанов на храме Двенадцати апостолов почти повторяют подобные архитектурные элементы на Архангельском соборе, а отделка южного фасада здания такая же, как на гораздо более старом Успенском храме.

Фасад и внутренние помещения дворца многократно перестраивались, поэтому в его облике можно заметить немало архитектурных несоответствий. Однако общего впечатления это не портит. В палатах сохранились старорусские постройки разных типов – и парадные помещения, и маленькие жилые залы.

На втором этаже разместилась уникальная музейная экспозиция, на которой представлено декоративно-прикладное искусство и быт XVII века.

В помещении Парадных сеней представлены личные вещи патриарха Никона вместе с его церковным облачением. В Крестовой палате хранится старинная посуда, которая использовалась на торжественных приемах, охотничье снаряжение самого Ивана Грозного и уникальная коллекция часов.

В экспозиции Приказных палат есть прекрасно сохранившийся набор шахмат и письменные принадлежности, которыми пользовался еще отец Петра I - государь Алексей Михайлович. Представляет интерес и букварь знаменитого писателя и печатника Кариона Истомина, по которому учился читать сын Петра Великого - царевич Алексей. В Приказных палатах воссоздали жилую комнату XVII века с подлинными предметами - столами, стульями, лавками, сундуками и нарядной изразцовой печью.

В Трапезной палате располагается выставка, на которой представлено старинное лицевое и орнаментальное шитье. Большая часть экспонатов является предметами церковной утвари – от вышитых золотом покровов на престолы до плащаниц и завес на царские врата. В соборе Двенадцати апостолов хранится собрание редких подписных икон XVII века, созданных русскими художниками, в том числе - знаменитыми мастерами того времени - Федором Зубовым и Симоном Ушаковым. В Патриарших палатах никогда не прекращается реставрация. Например, в 2013 году была расчищена настенная живопись XVII века помещении парадных сеней и Приказных палат.

Примечательно, что все предметы в Патриаршем дворце и соборе - подлинные, когда-то были в царском, боярском или патриаршем обиходе. По ним можно представить жизнь средневековой столицы, ее будни и праздники, ощутив дух целой эпохи. Перед посетителями этого уникального музея во всех красках предстает поворотный момент российской истории – XVII век.

Патриарший Дворец и церковь Двенадцати апостолов открыты для посещения каждый день с 10.00 до 17.00, кроме четверга.



Храм в честь 12 Апостолов в Ховрине

АДРЕС: САО. Ул. Клинская, вл. 12–14

НАСТОЯТЕЛЬ: иерей Илья Боярский

Проектировщик: ООО "СтройградПроект"

На приходе Торжества Православия в Алтуфьеве началось строительство приходского дома. Совещание в Храме Христа Спасителя 25 Мая 2018 г.

Началось строительство основного храма 12 Апостолов в Ховрине. ОБЪЕЗД САО На Пасху откроет свои двери новый храм 12 апостолов в Ховрине. ОБЪЕЗД САО

Председатель ФХУ митрополит Марк согласовал эскизный проект храмового комплекса в Ховрино


Завершены работы по увеличению площади деревянного храма 12 апостолов в Ховрине



Временный храм установлен на легком фундаменте. Представляет собой быстровозводимую конструкцию: каркас обшит с двух сторон блок-хаусом утеплен. Вмещает более 150 человек.

Храм был построен за 4 недели. Средства на строительство собирали всем миром. Строил местный житель Анатолий.

Анатолий, многодетный отец, пришел на первый молебен 8 марта 2015 года. После подошел к настоятелю и спросил:

Будете храм здесь строить?

А я прораб. Готов помочь...

Так и "поднял" Анатолий временный храм. Позвал друзей, не спали 4 недели, но к Пасхе все было готово. Сейчас Анатолий помогает в алтаре. Поет на клиросе. Убирается в храме. Угощает чаем из самовара всех, кто приходит в храм между службами.

12 АПОСТОЛОВ

13 июля православные отмечают Собор святых славных и всехвальных 12 Апостолов Христовых . Святая Церковь, чествуя каждого из 12 апостолов в разное время года, с давних времен установила общее празднование на следующий день после памяти славных и первоверховных апостолов Петра и Павла.

В это день Святейший Патриарх Московский и всея Руси совершает Божественную литургию в храме Двенадцати апостолов Московского Кремля.

Двенадцать апостолов были самыми близкими учениками Христа, которых Он призвал первыми во время Его пребывания на земле. Большинство из них были рыбаками. Господь дал апостолам силу исцелять больных, изгонять бесов, воскрешать мертвых и послал своих учеников в мир, чтобы они проповедовали о Нем всем народам. (Слово «апостол» означает «посланный».) Апостолы стали свидетелями Вознесения Иисуса Христа на небеса. В Сионской горнице Святой Дух сошел на них и преобразил. Они смогли говорить на разных языках, а главное – укрепились в вере и стали истинными проповедниками.

По преданию апостол Андрей Первозванный , которого Господь первого призвал в свои ученики, дошел с Благой вестью до Днепра и до тех холмов, на которых впоследствии был построен Киев. Апостол, по утверждению летописца, сказал бывшим с ним ученикам: «Видите эти горы? На них воссияет благодать Божия, здесь постро ят великий город и воздвигнут множество церквей». А постол поднялся на горы, благословил их и водрузил крест. Из Киева, как говорит предание, он прибыл в Новгород, где удивлялся тому, что местные жители любят, моясь в банях, бить себя «молодыми прутьями», обливаться квасом и студеною водой.

Апостол Петр , брат Андрея Первозванного, проповедовал с такой силой, что разом обращал ко Христу до пяти тысяч человек, исцелял безнадежных больных, даже воскрешал умерших. Люди настолько почитали его, что выносили больных прямо на улицы, чтобы хотя бы тень Петра осенила их.

Во времена правления римского императора Нерона этот последний приказал заключить апостола Петра в темницу, а затем казнить за то, что святой обратил в христианство двух любимых жен этого страшного правителя. Святой был распят на перевернутом кресте в 64 году (в 67-68 гг.) вниз головой. Апостол сам попросил об этом, потому что считал себя недостойным умереть смертью своего Господа.

Незадолго до этого по просьбе верующих Петр решил уйти ночью из Рима, чтобы спастись от нависшей над ним гибели. Но в то время, как он выходил из города, ему в видении явился Господь, который входил в Рим. «Господи, куда ты идешь?» - спросил Его апостол. «Иду в Рим, чтобы опять быть распятым», - отвечал ему Господь. Петр понял, что не должен покидать города, и возвратился, чтобы принять мученическую смерть.

Польский писатель Генрих Сенкевич написал знаменитый роман «Камо грядеши» («Куда идешь»), посвященный первым векам гонений на христиан. В романе ярко описывается эта последняя встреча апостола Петра с Господом, идущим назад в Рим.

Братья Иаков и Иоанн в Евангелиях именуются сыновьями Зеведеевыми по имени их отца Зеведея. Также Иисус назвал их Воанергес («сыновья грома»), очевидно, за порывистый характер.

Согласно преданию, после мученической кончины апостола Иакова в 44 году на Святой земле, его останки были положены в лодку и пущены по волнам Средиземного моря. Чудесным образом эта лодка приплыла в Испанию и была выброшена на берег. В 813 году живший в этой местности монах-отшельник Пелайо, следуя за путеводной звездой, обнаружил ковчег с мощами апостола. В 896-899 годах по указу короля Альфонса III на месте находки была построена небольшая церковь. Место назвали Компостелла (лат. - Место, обозначенное звездой ). Святой Иаков, чудесно являвшийся во время битв с маврами, стал покровителем Испании.

Как апостол, предпринявший далекое путешествие из Святой земли в Испанию, он стал считаться покровителем паломников. К концу XX века сложилась традиция: для того, чтобы получить свидетельство о пройденном «пути Иакова», паломник должен пройти 100 или проехать на велосипеде 200 км. По прибытии в город путник предъявляет в соборе специальный документ «credencial» (паспорт пилигрима, действующий еще со времен Средневековья) с отметками, сделанными в находящихся на пути пунктах, после чего получает написанный на латыни «Сертификат Компостелы». В честь апостола Иакова названа также столица Чили - Сантьяго.

Святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (младший брат апостола Иакова) был сыном Зеведея и Саломии – дочери святого Обручника Иосифа (обрученного мужа Пресвятой Богородицы). Иоанн Богослов занимает особое место в ряду избранных учеников Христа. Он был любимым учеником Господа. Апостол любви - так именуется святой Иоанн, так как он постоянно учил, что без любви человек не может приблизиться к Богу и угодить Ему.

Апостол обладал даром воскрешения мертвых. Предание Церкви рассказывает следующие случаи воскрешения усопших:

  • В Эфесе апостол Иоанн со своим учеником Прохором работали в бане. Однажды там умер некий юноша по имени Домн. Отец юноши, Диоскорид, узнав об этом, скончался от скорби. Хозяйка бани обвинила Иоанна в смерти юноши и грозилась убить апостола. Помолившись, Иоанн Богослов воскресил юношу, а затем его отца.
  • Во время праздника в честь богини Артемиды, апостол Иоанн обвинил язычников в идолопоклонстве, за что толпа забросала его камнями. По молитве Иоанна тотчас настала невыносимая жара, из-за которой умерли около 200 человек. Оставшиеся в живых умоляли святого простить погибших. Тогда апостол воскресил всех умерших, и они тотчас приняли крещение.
  • В Риме апостол Иоанн был осужден на изгнание и отправлен на остров Патмос. На судне находились царские вельможи, сын одного из них, играя, упал в море и утонул. Вельможи стали просить святого Иоанна о помощи. Апостол помолился Богу, и волна выбросила юношу на корабль.

Во время гонения на христиан при императоре Нероне апостол Иоанн был отведен на суд в Рим и приговорен к смерти. Осужденный спокойно выпил страшный яд, поднесенный ему палачами, однако остался цел и невредим. Тогда повелели бросить апостола в котел с кипящим маслом. Но огонь погас, и масло стало холодным. После этого император не осмелился больше мучить святого и сослал его на остров Патмос, где апостол прожил много лет.

Однажды Иоанн взошел со своим учеником Прохором на пустынную гору, где три дня постился и молился. На третий день пещера, где они жили, заколебалась, и загремел гром. Прохор в страхе упал на землю. Апостол поднял его и приказал записывать слова, которые он будет произносить. Так было написано Евангелие от Иоанна. За боговдохновенность этого учения апостола стали называть Богословом. На иконах святой изображается с орлом - символом высокого парения его богословской мысли.

Апостол Иоанн прожил на земле более 100 лет. Когда настало время, он удалился за пределы Эфеса с семью учениками и повелел выкопать для себя в земле крестообразный гроб. Апостол лег в готовую для него могилу и попросил учеников, чтобы они засыпали его землей. Ученики с плачем целовали своего любимого учителя, но, не решаясь ослушаться, исполнили его волю. Узнав об этом, остальные ученики апостола пришли к месту погребения и раскопали могилу, но не нашли в ней тела.

Каждый год из могилы святого Иоанна 21 (8) мая выступал тонкий прах, который верующие собирали и которым исцелялись от болезней душевных и телесных.

Апостол Филипп был родом из того же городка Вифсаиды, что и братья Петр и Андрей, Иоанн и Иаков. Со своей проповедью он дошел до Эфиопии (страна в Восточной Африке). Однажды во время плавания к одному из городов Палестины началась ужасная буря. Не было никакой надежды на спасение, и все со страхом ожидали смерти. Тогда святой Филипп начал молиться. И по его молитве над кораблем появился в воздухе светлый образ креста, который осветил ночной мрак. После этого море стало утихать, и волны в конце концов улеглись.

По преданию во время его мученической кончины, когда апостола распяли вниз головой, произошло землетрясение: земля разверзлась и поглотила градоначальника, жрецов и множество народа. Вместе с апостолом Филиппом распяли апостола Варфоломея. Люди в страхе от произошедшего стали снимать с креста обоих святых, однако апостола Филиппа так и не удалось спасти. На месте его кончины через три дня выросла виноградная лоза.

Святой апостол Варфоломей (он же Нафанаил) был другом апостола Филиппа. Согласно преданию Варфоломей вместе с Филиппом проповедовал в городах Малой Азии. Он также посетил Индию, а затем пришел в Армению. Бесноватые исцелялись в одном только присутствии святого. Так, дочь Полония, царя той страны, была одержима злым духом. Когда апостол вошел в комнату к бесноватой царевне, злой дух немедленно оставил девушку, и она стала здоровой. Думая отблагодарить святого Варфоломея по-царски, Полоний послал ему на верблюдах множество золота, серебра и всяких драгоценных вещей. Но апостол отослал все назад, сказав, что не земных богатств он ищет, но собирает души человеческие, спасая их для Царства Небесного. Тогда Полоний умилился и крестился со всем своим семейством, вельможами и множеством народа.

Святой апостол Фома дошел со своей проповедью до Индии. По преданию Церкви индийский царь Гундафор решил построить себе великолепный дворец, такой же замечательный по красоте, как у римских императоров. И послал в Палестину купца Авана с тем, чтобы тот нашел искусного архитектора. По внушению Господа Фома назвался архитектором и отправился с купцом в Индию.

Царь выдал апостолу большое количество золота на постройку, а сам уехал домой, так как строительство предполагалось вдали от города. Между тем святой Фома начал раздавать царское золото бедным. Вместе с тем он ревностно проповедовал веру Христову и многих крестил. Прошло два года. Все больше в том месте появлялось верующих, однако и умножались доходившие до царя слухи о том, что апостол и не думал строить дворец, а все выделяемые ему деньги раздавал нищим. Когда, наконец, правитель узнал, что все это правда, он страшно разгневался и заточил в тюрьму святого Фому вместе с купцом Аваном. Однако апостол стал ободрять друга, обещая ему в скором времени чудесное спасение.

В ту же ночь умер царский брат. Душу умершего принял ангел, вознес ее в небесные селения и стал показывать ей много палат, предлагая выбрать одну из них. Душа выбрала самую великолепную и попросила ангела разрешить остаться здесь, хотя бы в уголке. «Нет, - возразил ангел, - в этой палате тебе жить нельзя: она принадлежит твоему брату. Это та самая палата, которую странник Фома создал специально для царя на данное им золото». Тогда душа попросила ангела отпустить ее на землю, чтобы спросить разрешения у самого царя. Ангел возвратил душу в тело, и умерший тотчас ожил. Правитель возликовал, а его брат стал рассказывать о том, что с ним произошло, и настойчиво просить позволения остаться в небесной палате царя. Тот еще больше обрадовался, что апостол Фома не обманул его ожиданий и пообещал брату заказать у святого архитектора новые небесные хоромы.

Святой Апостол и Евангелист Матфей был человек состоятельный и занимал должность мытаря – сборщика податей. Христос и Его ученики не отвергли приглашения Матфея посетить его дом. Это событие чрезвычайно поразило фарисеев и книжников. Определение «мытарь» для иудеев означало предатель и изменник родины и веры. Говорить со сборщиком податей считалось грехом, общаться с ним - осквернением. Но иудейские учители не могли понять, что Господь «пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию» (Мф. 9,13).

Матфей, осознав свои грехи, возместил вчетверо тем, кого прежде обирал, раздал остальное свое имение нищим и вместе с другими апостолами последовал за Христом. Перед уходом на проповедь в далекие страны, по просьбе иудеев, остававшихся в Иерусалиме, святой апостол Матфей запечатлел в своем Евангелие земную жизнь Спасителя.

Святой апостол обошел с благовестием Сирию, Лидию, Персию, Парфию, закончив свои проповеднические труды мученической кончиной в Эфиопии. Страна эта была населена племенами каннибалов. По преданию Церкви, когда святой усердно просил Бога об обращении эфиопов, во время молитвы явился ему Сам Господь в образе юноши и, дав жезл, повелел водрузить его у дверей храма. Господь сказал, что из этого жезла вырастет дерево с добрыми плодами, а от корня истечет источник. Омывшись в воде и вкусив плодов, эфиопы изменят свой дикий нрав и станут добрыми и кроткими.

Но правитель той страны Фулвиан не хотел, чтобы его подданные стали христианами. Он обвинил апостола в колдовстве и приказал казнить его. Святого Матфея засыпали хворостом и подожгли. Когда костер разгорелся, то все увидели, что огонь не вредит ученику Христову. Тогда Фулвиан приказал добавить хвороста в костер, облив его смолой, а вокруг поставить 12 идолов. Но пламя растопило идолов и опалило Фулвиана. Испуганный эфиоп обратился к святому с мольбой о пощаде, и, по молитве мученика, пламя улеглось. Тело святого апостола осталось невредимым, и он отошел ко Господу.

Правитель горько раскаялся в содеянном, но сомнений своих еще не оставил. По его приказу, тело святого Матфея положили в железный гроб и бросили в море. При этом Фулвиан сказал, что если Бог Матфеев сохранит тело апостола в воде, как сохранил его в огне, то следует поклоняться Этому Единому, Истинному Богу. В ту же ночь епископу Платону в сонном видении явился апостол Матфей, повелел ему идти с клиром на берег моря и обрести там его тело. Вместе с епископом на берег моря пришел и правитель Фулвиан со своей свитой. Вынесенный волной гроб был с честью перенесен в храм, построенный апостолом. Тогда Фулвиан попросил у святого прощения, после чего епископ Платон крестил его с именем Матфей. Вскоре святой Фулвиан-Матфей отказался от власти и стал пресвитером. По смерти епископа Платона ему явился апостол Матфей и благословил возглавить Эфиопскую Церковь. Приняв епископство, святой Матфей-Фулвиан много потрудился в проповеди Слова Божия, продолжая дело своего небесного покровителя.

Святой апостол Иаков Алфеев , брат Апостола Матфея, был сыном Алфея (или Клеопы) и Марии, сестры Девы Марии, т. е. двоюродным братом Иисуса Христа. Апостол приобрел себе и новое имя: Семя Божественное, потому что сеял в сердцах людей Слово Божие. Апостол сокрушал идолов, разорял храмы язычников, изгонял бесов, врачевал недуги людей.

После сошествия Святого Духа проповедовал сначала в Иудее, затем отправился со святым апостолом Андреем Первозванным в Едессу. Распространял евангельское благовестие в Газе, Елевферополе и сопредельных им местах, оттуда отправился в Египет. Здесь, в городе Острацине (приморский город на границе с Палестиной), был распят на кресте.

Святой Симон Зилот по преданию Церкви происходил из Каны Галилейской, был сыном святого Иосифа Обручника, братом Господа. Первое чудо, которое сотворил Спаситель, - претворение воды в вино, произошло в доме Симона на праздновании его бракосочетания. Новобрачные были люди небогатые, и скоро обнаружился недостаток в вине. Сострадая к их нужде, Богоматерь обратилась к Сыну: «Вина нет у них». Иисус попросил слуг наполнить водой стоявшие тут же шесть каменных сосудов, а затем почерпнуть и нести на пробу к распорядителю пира. Тот отведал воды, которая уже сделалась вином, и удивился, зачем так долго берегли столь прекрасный напиток. Ученики увидели божественное могущество своего Учителя и уверовали в Него, как в Посланника Божия. Уверовал во Христа и жених. По преданию это и был Симон. Он оставил невесту, дом и последовал за Христом.

Апостол имел два имени - Кананит и Зилот. Первое получил по происхождению своему из Каны. «Зилот» же значит ревнитель.

Апостол Симон прошел с проповедью Слова Божия Мавританию и Африку. Потом был в Британии и многих просветил там светом веры Христовой. Благовествовал в Египте и Персии, где и принял мученическую кончину.

Святой Апостол Иуда , брат Господа по плоти, сын Иосифа-обручника. С точностью неизвестно, кто была мать Иуды. По мнению некоторых, это была Саломия. Святой апостол Иуда называется обыкновенно Иудой Иаковлевым, то есть братом апостола Иакова - предстоятеля Иерусалимской церкви. Это наименование он принял по смирению своему, ибо считал себя недостойным называться братом Господним.

Также Иуда Иаковлев называется евангелистом Матвеем Лаввеем и Фаддеем. «Леввей» означает «сердечен», а «Фаддей» - «хвалящий», ибо он прославлял и исповедал Христа Бога и возвестил Евангелие многим народам.

Святой Апостол Матфий (дар Господень) (Деян. I, 23, 26) - был избран по жребию из 70-ти апостолов и причислен к 12 вместо Иуды-предателя.

Апостол Матфий проповедовал Евангелие в Иерусалиме и в Иудее. Из Иерусалима с апостолами Петром и Андреем ходил в Антиохию Сирийскую, был в каппадокийском городе Тиане и в Синопе. Здесь апостола Матфия заключили в темницу, из которой он был чудесно освобожден апостолом Андреем Первозванным. По церковному преданию, апостол Матфий был с проповедью в Эфиопии Понтийской (нынешняя Западная Грузия), Македонии, многократно подвергаясь смертельной опасности, но Господь сохранял его живым для дальнейшей проповеди Евангелия. Однажды язычники заставили апостола выпить отравленное питье. Апостол выпил его и не только сам остался невредимым, но исцелил и других узников, ослепших от этого снадобья. Когда святой Матфий вышел из темницы, то сделался невидимым, и язычники так и не смогли его найти. В другой раз, когда язычники в ярости бросились на апостола, земля разверзлась и поглотила их. Смерть за Христа и венец мученика апостол Матфий воспринял около 63 года.

Апостолы утверждали Церковь Христову словом и святою жизнью. Та благодать Святого Духа, которая была передана апостолам в виде огненных языков, и теперь подается в нашей православной Церкви в таинствах через преемников – епископов и священников.

Имена двенадцати апостолов:

1. Симон, которого Спаситель назвал Петром.
2. Андрей, брат Симона Петра, названный Первозванным.
3. Иаков Зеведеев.
4. Иоанн Зеведеев, брат Иакова, названный Богословом.
5. Филипп.
6. Нафанаил, сын Фоломея, и потому названный Варфоломеем.
7. Фома, названный также Дидимом, что значит близнец.
8. Матфей, иначе Левий, бывший мытарь.
9. Иаков, сын Алфея (иначе Клеопы), называвшийся меньшим в отличие от Иакова Зеведеева.
10. Симон, по прозванию Кананит, иначе Зилот, что значить ревнитель.
11. Иуда Иаковлев, он также носил еще имена: Левея и Фаддея.
12. Матфий (дар Господень) (Деян. I, 23, 26) - из 70-ти апостолов избран по жребию и причислен к 12-ти апостолам вместо Иуды-предателя.

Тропарь

Апостолов первопрестольницы / и вселенным учителие, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати / и душам нашим велию милость.

Описание:

История

Храм Двенадцати апостолов в Московском Кремле сооружен на месте церкви прп. Зосимы и Савватия Соловецких, построенной в 1566-68 гг. Церковь имела придел ап. Филиппа и находилась на территории митрополичьего (с 1589 г. — Патриаршего) двора.

В 1652 г. на Патриарший престол был возведен митрополит Новгородский Никон, и в Московском Кремле начинается обустройство нового Патриаршего двора, территория которого значительно увеличилась. Старые постройки двора, в том числе церковь прп. Зосимы и Савватия Соловецких, разбирают и на их месте по заказу русскими мастерами Антипом Константиновым и Баженом Огурцовым возводятся новые трехэтажные каменные палаты и домовая церковь, которую в 1656 г. освятили в честь ап. Филиппа. На месте разобранной церкви были построены паперть нового храма и сени, ведущие в Патриаршие палаты. Проезд на передний двор патриарха был устроен в подклете Филипповской церкви.

Новый храм представлял собой четырехстолпное крестовокупольное здание на подклете, построенное по образцам Владимиро-Суздальских храмов. В оформление барабанов пятиглавия введена колончатая аркатура. Этот же мотив присутствует на фасадах, где два яруса аркатурно-колончатого пояса объединяют здание храма с примыкающими к нему палатами и служат обрамлениями оконных проемов. На северном фасаде устроено высокое двухъярусное крыльцо, общее для церкви и палат, в декорировании которого были применены изразцы. С северной стороны храм соединялся галереей с Патриаршими палатами в Патриаршем дворе. В Крестовой палате Патриаршего двора со второй половины XVIII в. находилась мироварня. Зал Крестовой палаты (переименованной впоследствии в Мироваренную) был перекрыт единым сводом без промежуточных опор, что в то время было выдающимся техническим новшеством.

Впоследствии храм ап. Филиппа и Патриаршие палаты неоднократно перестраивались.