Вооружённые Силы Российской Федерации. Военно - морской флот Главный штаб военно морской флот российской федерации

В 2012 году было выполнено одно из самых одиозных решений бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова : Главный штаб ВМФ России из Москвы перебрался в Санкт-Петербург. Из питерского Адмиралтейства по такому случаю срочно выселили в Кронштадт штаб Ленинградской военно-морской базы, а Военно-морской инженерный институт — в город Пушкин Ленинградской области. В историческом здании затеяли дорогостоящий ремонт, которому и сегодня конца не видно. На этой неделе выяснилось: все муки напрасны. Главный штаб ВМФ приказано срочно (уже в 2015 году) вернуть в Москву.

Так бесславно и с огромными финансовыми потерями для страны завершается долгая эпопея скитаний флотского руководства, начавшаяся еще в 2007 году. Ее инициаторы никогда и не таились — Борис Грызлов, в ту пору возглавлявший Государственную Думу и партию «Единая Россия» , а также прежний губернатор Питера Валентина Матвиенко . Валентина Ивановна тогда же, в 2007-м, радостно объявила: «Мы давно вынашивали эту идею».

Все делалось под лозунгом возвращения Санкт-Петербургу столичных функций и освобождения Москвы от их излишков. Вот же Конституционный суд переехал в Северную столицу? Кого бы еще перетащить? А давай военных моряков. Все же Питер — колыбель российского флота. Выходит — как бы возвращение к истокам. К тому же Адмиралтейство и строилось для петровских еще адмиралов.

Под боком будет куча конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, судостроительные заводы, Военно-Морская академия, училища, Ленинградская военно-морская база. Балтийский флот, в конце концов. Такова была система сановных аргументов этой идеи. Очень гламурненько это им виделось.

В ответ — негодование людей дела. Прежде всего — флотских специалистов, бывших и нынешних командующих флотами. В открытом письме отставных адмиралов президенту страны инициатива Грызлова и Матвиенко была названа «вредоносной и абсолютно неприемлемой». Указали и примерную цену, в которую обойдется бюджету — 40−50 миллиардов рублей.

Главный штаб ВМФ — не просто пара сотен кабинетов на Большом Козловском, разъясняли непонятливым авторы письма. Это, прежде всего, офицеры-операторы, которых десятилетиями готовили к управлению в Мировом океане боевыми кораблями, самолетами и атомными подводными лодками. Под занавес службы они обзавелись столичными квартирами и к переезду не готовы. Это раз.

Узлы связи с гектарами антенных полей и сотнями километров кабелей (прежде всего — 109-й Центральный узел связи в Балашихе), многоэтажные подземные командные пункты, возведенные в Подмосковье — это два. Если флотское руководство переедет в Питер — кому будут нужны эти совершенно секретные циклопические сооружения на старом месте? А на новом ничего подобного нет. И не предвидится в ближайшие десятилетия по причине отсутствия средств на столь гигантскую стройку.

Наконец, как в Москве осуществлять оперативное взаимодействие посредством секретной переписки Главного штаба ВМФ с Генеральным штабом Вооруженных сил и Министерством обороны — это понятно. Но как все это выстроить из Санкт-Петербурга? С каждой бумагой ежедневно высылать курьера и автоматчиков?

Скорее всего, эти сомнения в Кремле тогда сочли старческим бурчанием отставных адмиралов. И отмахнулись от них, как от назойливых мух. Идея переезда сулила Анатолию Сердюкову и его «женскому батальону» освобождение бесценных гектаров в центре Москвы и ближнем Подмосковье. Все остальное меркло в их глазах перед блестящей коммерческой перспективой.

Разные мелкие трудности на заветной дороге встречались Сердюкову и потом. Скажем, в 2008 году на конференции Академии военных наук тогдашнего начальника Генерального штаба Юрия Балуевского спросили: как он относится к запланированному перемещению ГШ ВМФ в Питер? «Лично я расцениваю это так, что в этом нет необходимости», — был ответ генерала армии. Его тотчас отправили в отставку.

Долго противился затее и прежний главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Высоцкий . Правда, опасливо и не публично. Журналистам заявлял, что официальных бумаг по этому поводу не видел, поэтому и о сроках, дескать, разговаривать не готов. По слухам, подковерные бои Высоцкому приходилось выдерживать жестокие. Говорят, именно из-за них в середине 2011 года 55-летний главком был отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. Без сомнения, причиной был скандал. В 55 лет просто так главкомы не покидают кресел.

Путь к переезду был почти расчищен. Оставались сами офицеры и адмиралы Главного штаба, из которых паковать чемоданы готовы были далеко не все. С ними поступили еще проще — по коридорам Большого Козловского прокатилось цунами кадровых сокращений. Из почти тысячи военных в запас и отставку по «организационно-штатным мероприятиям» отправили две трети.

Большинство из тех, что остались при должностях, в Москву с флотов приехали недавно и квартирами в «первопрестольной» обзавестись не успели. Эти в Питер отправились с легкой душой, поскольку заветное жилье им пообещали хотя бы на новом месте. Поэтому преемник Высоцкого на посту главкома адмирал Виктор Чирков в 2012 году, когда все уже свершилось, на полном серьезе рапортовал: «Из 100% укомплектованности главного командования по семейным причинам отказались ехать три человека, которые будут увольняться. Поэтому никаких потерь нет».

Однако в том, что из Питера руководить флотами сложно, очень быстро убедились все. Расходы на командировочные в Москву и гостиницы в Главном штабе выросли взрывообразно. Сам Чирков в купе фирменного поезда «Красная стрела» стал ночевать, кажется, чаще, чем в собственной спальне. Вовремя получить заветные подписи под служебными документами чинам Главного штаба зачастую оказалось просто невозможно — за многими нужно было мчаться на самолете или на поезде в Генштаб и Минобороны. Связываться с кораблями в океане приходилось тоже через Москву — а как еще?

Сумасшедший дом на тонущем крейсере во время пожара…

А тут еще в ноябре 2012 года сняли коммерсант-министра Сердюкова. Сменивший его на руинах армии Сергей Шойгу с проблемами военных моряков разобрался быстро. Уже через полтора месяца после разрушительного переезда он приказал «проработать вопрос с возвращением ГШ ВМФ в Москву». Заодно — и с увеличением на 150 должностей бездумно порушенного Сердюковым штата флотских управленцев.

И вот теперь, получается, момент возвращения настал. Хотя, строго говоря, это не совсем исправление прежних ошибок руководства страны и Министерства обороны. Потому что в Москву главкомат военных моряков возвращают в новое место и в новом качестве. Ведомству предстоит вселяться не в прежние его апартаменты в столичном Большом Козловском переулке у станции метро «Красные ворота». Да и некуда там — в этом комплексе зданий все с того же 2012 года квартирует штаб тыла Вооруженных сил РФ. И, кстати, так и не знает, зачем ему доставшиеся в наследство защищенные линии связи с флотами и той же Балашихой.

Ну, так и штабу тыла трогаться с Большого Козловского некуда. Прежние его окна глядели прямо на Красную площадь и Спасскую башню. Поэтому эти бесценные здания и были проданы в числе первых.

В общем, теперь диспозиция такая: Главный штаб ВМФ ждет московский Арбат. То есть, белоснежное здание, в котором сегодня квартирует само Минобороны и Генштаб. Вместе с моряками туда же в начале следующего года переберутся еще и главкоматы Сухопутных войск и ВВС.

А куда Минобороны и Генштаб? Их тоже ждет дорога, но недальняя — на Фрунзенскую набережную Москвы-реки. В «высотку», которую с советских времен занимал необъятный Главный штаб Сухопутных войск, а сегодня — его ошметки.

Там, на Фрунзенской набережной, с 1 декабря заработает одно из основных детищ Шойгу — Национальный центр управления обороной РФ (НЦУОГ). В его составе будут три командных пункта: центр высшего командования, центр боевого управления, в том числе Силами ядерного сдерживания, и центр по управлению повседневной деятельностью армии и флота.

Причем, будет это не просто новый «мозг армии». НЦУОГ мыслится как орган управления всеми государственными структурами, способный действовать в условиях как полномасштабных боевых действий, так и нетрадиционных форм ведения войны. Защищенные линии связи отсюда протянутся во все федеральные министерства и ведомства, а также в администрации регионов страны.

Так что может быть оно и неплохо выйдет. Но рационально ли военным морякам с Большого Козловского на Фрунзенскую добираться через Питер? И сколько стоит такой проезд? Если в один конец 40−50 миллиардов рублей, то и в другой, наверное, примерно столько же. Тогда, может, посчитаем?

100 миллиардов рублей — это ведь по нынешнему курсу $ 2,5 миллиарда. По данным из открытых источников, один современный корвет типа «Стерегущий» или фрегат типа «Адмирал Григорович» обходится казне в $ 100 миллионов. Тогда получается что на путешествии Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург и обратно бездумно «прогуляли» мы целую эскадру — 25 кораблей океанской зоны.

Господа Грызлов, Медведев и Сердюков, госпожа Матвиенко — кто оплатит стране этот банкет?

Скандал с Главным штабом ВМФ комментировали многие. Красноречивей всего, на мой взгляд, получилось у бывшего подводника, писателя-мариниста Александра Покровского : «Все это, как мне представляется, можно сделать только с очень большого нефтяного жира. С жира многое случается».

Снимок в открытие статьи: Россия. Санкт-Петербург. Вид на комплекс зданий Адмиралтейства на 2-м Адмиралтейском острове / Фото: Юрий Белинский/ТАСС

Военно-Морской Флот России (СССР), как самостоятельный вид Вооруженных Сил складывался в период с конца 17 до начала 20 века.

Создание регулярного военного флота в России - историческая закономерность. Оно было обусловлено настоятельной потребностью страны в преодолении территориальной, политической и культурной изоляции, ставшей на рубеже 17-18 вв. главным препятствием для экономического и социального развития русского государства.

Первая постоянная группировка сил - Азовский флот - была сформирована из кораблей и судов, построенных зимой 1695-1696 гг. и предназначалась для содействия армии в кампании по овладению турецкой крепостью Азов. 30 октября 1696 года Боярская Дума по представлению царя Петра I приняла постановление "Морским судам быть..." , что стало первым законом о флоте и признание официальной датой его основания.

В ходе Северной войны 1700-1721 гг. определились основные задачи флота, перечень которых остается практически неизменным до настоящего времени, а именно: борьба против военно-морских сил противника, борьба на морских коммуникациях, оборона своего побережья с морского направления, содействие армии на приморских направлениях, нанесение ударов и обеспечение вторжения на территорию противника с морского направления. Удельный вес этих задач менялся по мере изменения материальных средств и характера вооруженной борьбы на море. Соответственно этому изменялись роль и место отдельных родов сил, входивших в состав флота.

Так, до первой мировой войны основные задачи решались надводными кораблями, и они были главным родом сил флота. В период второй мировой эта роль на некоторое время перешла к морской авиации, а в послевоенный период с появлением ракетно-ядерного оружия и кораблей с атомными энергетическими установками - в качестве главного рода сил утвердились подводные лодки.

До первой мировой войны флот был однородным. Береговые войска (морская пехота и береговая артиллерия) существовали с начала 18 века, однако, в организационном отношении в состав флота не входили. 19 марта 1906 г. зародились и стали развиваться как новый род сил ВМФ подводные силы.

В 1914 г. были сформированы первые части Морской авиации, которая в 1916 г. также приобрела признаки самостоятельного рода сил. День авиации ВМФ отмечается 17 июля в честь первой победы русских морских летчиков в воздушном бою над Балтийским морем в 1916 г. Окончательно ВМФ как разродное стратегическое объединение сформировался к середине 1930-х годов, когда в состав ВМФ организационно вошли морская авиация, береговая оборона и части ПВО.

Современная система органов управления ВМФ окончательно сложилась накануне Великой Отечественной войны. 15 января 1938 г. Постановлением ЦИК и СНК был создан Народный комиссариат ВМФ, в составе которого был образован Главный морской штаб. В период становления регулярного флота России его организационно-штатная структура и функции были нечеткими. 22 декабря 1717 г. по указу Петра 1 для повседневного управления флотом была сформирована Адмиралтейств-коллегия. 20 сентября 1802 г. образовано Министерство Морских Сил, впоследствии переименованное в Морское министерство и просуществовавшее до 1917 г. Органы боевого (оперативного) управления силами ВМФ появились после русско-японской войны с созданием 7 апреля 1906 г. Морского генерального штаба. Во главе Российского флота стояли такие известные флотоводцы как Петр 1, П.В.Чичагов, И.К. Григорович, Н.Г.Кузнецов, С.Г.Горшков.

Постоянные группировки сил на морских театрах складывались по мере решения российским государством исторических задач, связанных с приобретением выходов в Мировой океан, включением страны в мировую экономику и политику. На Балтике флот постоянно существовал с 18 мая 1703 г., Каспийская флотилия с 15 ноября 1722 г., а флот на Черном море с 13 мая 1783 г. На Севере и Тихом океане группировки сил флота создавались, как правило, на временной основе или, не получив значительного развития, периодически упразднялись. Нынешний Тихоокеанский и Северный флоты в качестве постоянных группировок существуют соответственно с 21 апреля 1932 г. и 1 июня 1933 г.

Наибольшее развитие флот получил к середине 80-х годов. В это время в его составе имелось 4 флота и Каспийская флотилия, в составе которых было более 100 дивизий и бригад надводных кораблей, подводных лодок, морской авиации и береговой обороны.

На протяжении всей своей славной истории русские и советские военные корабли можно было увидеть на всех широтах морей и океанов не только с военными целями, но и открывшими новые земли, проникавшими в полярные льды для научных исследований. Изучение и описание военными моряками северный берегов Сибири, Камчатки, Аляски, Алеутских и Курильских островов, Сахалина, Охотского моря, кругосветные плавания, открытие Антарктиды имели мировое значение. Россию прославили такие известные мореплаватели как М.П.Лазарев, Ф.Ф.Беллинсгаузен, Г.И.Невельской и др.

Роль флота в истории России всегда выходила за рамки выполнения им чисто военных задач. Наличие флота способствовало проведению нашей страной активного внешнеполитического курса. Он не раз становился сдерживающим фактором для противника нашего государства при возникновении угрозы войны.

Велика была роль флота в становлении национального самосознания. Победы при Гангуте, Гренгаме, Эзеле, Чесме Фидониси, Калиакрии, Наварине, Синопе стали предметом национальной гордости. Наш народ свято чтит память выдающихся флотоводцев Ф.Ф.Ушакова, Д.Н.Сенявина, М.П. Лазарева, В.Н.Корнилова, П.С.Нахимова, Н.Г. Кузнецова.

Россия по географическому положению, совокупности экономических, политических и военных интересов в Мировом океане - великая морская держава. Это объективная реальность, с которой россиянам и мировому сообществу придется считаться и в будущем веке.

Структура ВМФ

Военно-Морской Флот (ВМФ) является мощным фактором обороноспособности страны. Он подразделяется на стратегические ядерные силы и силы общего назначения. Стратегические ядерные силы обладают большой ракетно-ядерной мощью, высокой подвижностью и способностью длительное время действовать в различных районах Мирового океана.

ВМФ состоит из следующих родов сил: подводных, надводных, морской авиации, морской пехоты и войск береговой обороны. В его состав входят также корабли и суда, части специального назначения, части и подразделения тыла.

Подводные силы - ударная сила флота, способная контролировать просторы Мирового океана, скрытно и быстро развертываться на нужных направлениях и наносить неожиданные мощные удары из глубины океана по морским и континентальным целям. В зависимости от основного вооружения подводные лодки подразделяются на ракетные и торпедные, а по виду энергетической установки на атомные и дизель-электрические.

Основной ударной силой ВМФ являются атомные подводные лодки, вооруженные баллистическими и крылатыми ракетами с ядерными зарядами. Эти корабли постоянно находятся в различных районах Мирового океана, готовые к немедленному применению своего стратегического оружия.

Подводные атомоходы, вооруженные крылатыми ракетами класса “корабль-корабль”, нацелены в основном на борьбу с крупными надводными кораблями противника.

Торпедные атомные подводные лодки используются для нарушения подводных и надводных коммуникаций противника и в системе обороны от подводной угрозы, а также для эскортирования ракетных подводных лодок и надводных кораблей.

Использование дизельных подводных лодок (ракетных и торпедных) связано, главным образом, с решением типовых для них задач в ограниченных районах моря.

Оснащение подводных лодок атомной энергетикой и ракетно-ядерным оружием, мощными гидроакустическими комплексами и высокоточным навигационным вооружением наряду с комплексной автоматизацией процессов управления и созданием оптимальных условий жизнедеятельности экипажа существенно расширило их тактические свойства и формы боевого применения.Надводные силы в современных условиях остаются важнейшей частью ВМФ. Создание кораблей - носителей самолетов и вертолетов, а также переход ряда классов кораблей, как и подводных лодок, на атомную энергетику намного повысили их боевые возможности. Оснащение кораблей вертолетами и самолетами значительно расширяет их возможности по обнаружению и поражению подводных лодок противника. Вертолеты создают возможность успешного решения задач ретрансляции и связи, целеуказания, передачи грузов в море, высадки десанта на побережье и спасения личного состава.

Надводные корабли являются основными силами для обеспечения выхода и развертывания подводных лодок в районы боевых действий и возвращения в базы, перевозки и прикрытия десантов. Им отводится главная роль в постановке минных заграждений, в борьбе с минной опасностью и защите своих коммуникаций.

Традиционной задачей надводных кораблей является нанесение ударов по объектам противника на его территории и прикрытие своего побережья с моря от военно-морских сил противника.

Таким образом, на надводные корабли возлагается комплекс ответственных боевых задач. Эти задачи они решают группами, соединениями, объединениями как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими родами сил флота (подводными лодками, авиацией, морской пехотой).

Морская авиация - род сил ВМФ. Она состоит из стратегической, тактической, палубной и береговой.

Стратегическая и тактическая авиация предназначена для противоборства с группировками надводных кораблей в океане, подводными лодками и транспортами, а также для нанесения бомбовых и ракетных ударов по береговым объектам противника.

Палубная авиация является основной ударной силой авианосных соединений ВМФ. Ее основными боевыми задачами в вооруженной борьбе на море являются уничтожение авиации противника в воздухе, стартовых позиций зенитных управляемых ракет и других средств противовоздушной обороны противника, ведение тактической разведки и др. При выполнении боевых задач палубная авиация активно взаимодействует с тактической.

Вертолеты морской авиации являются эффективным средством целеуказания ракетному оружию корабля при уничтожении подводных лодок и отражении атак низколетящих самолетов и противокорабельных ракет противника. Неся на себе ракеты класса “воздух-поверхность” и другое вооружение, они являются мощным средством огневой поддержки десанта морской пехоты и поражения ракетных и артиллерийских катеров противника.

Морская пехота - род сил ВМФ, предназначенный для ведения боевых действий в составе морских десантов (самостоятельно или совместно с Сухопутными войсками), а также для обороны побережья (военно-морских баз, портов).

Боевые действия морской пехоты осуществляются, как правило, при поддержке авиации и артиллерийского огня кораблей. В свою очередь морская пехота использует в боевых действиях все виды вооружения, характерные для мотострелковых войск, применяя при этом специфическую для нее тактику десантирования.

Войска береговой обороны, как род сил ВМФ, предназначены для защиты пунктов базирования сил ВМФ, портов, важных участков побережья, островов, проливов и узкостей от нападения кораблей и морских десантов противника. Основу их вооружения составляют береговые ракетные комплексы и артиллерия, зенитные ракетные комплексы, минное и торпедное оружие, а также специальные корабли береговой обороны (охраны водного района). Для обеспечения обороны силами войск на побережье создаются береговые укрепления.

Части и подразделения тыла предназначены для тылового обеспечения сил и боевых действий ВМФ. Они обеспечивают удовлетворение материальных, транспортных, бытовых и других потребностей соединений и объединений ВМФ в целях поддержания их в боевой готовности к выполнению поставленных задач.

Предназначение и характер деятельности Военно-Морского Флота требуют наличия в его составе различных родов сил, способных решать как наступательные, так и оборонительные задачи в удаленных и прибрежных районах.

ВМФ состоит из двух компонентов: морских стратегических ядерных сил (МСЯС), морских сил общего назначения (МСОН), а также из сил обеспечения, специальных войск и служб флота.

ВМФ включает в себя четыре рода сил: подводные силы; надводные силы; морскую авиацию; береговые войска ВМФ.

Род сил - составная часть вида ВС, включающая части и соединения, которые имеют свойственные им боевые средства, оружие и технику. Каждый род сил обладает характерными для него боевыми свойствами, применяет свою тактику и предназначается для решения оперативных, тактических, оперативно-тактических задач. Рода сил, как правило, действуют в определенной географической среде и способны вести боевые действия самостоятельно и совместно с другими родами сил.

В современных условиях главными родами сил ВМФ, способными наиболее успешно решать основные наступательные задачи флота с применением обычного и ракетно-ядерного оружия, являются подводные силы и морская авиация.

Морские стратегические ядерные силы - составная часть стратегических ядерных сил страны. Они представлены ракетными подводными лодками стратегического назначения (рплСН) и применяются в операциях стратегических ядерных сил по плану Верховного Главного командования.

Морские силы общего назначения включают все рода сил ВМФ, применяются для решения оперативных и тактических задач, для ведения систематических боевых действий.

Береговые войска как род сил ВМФ объединяет соединения и части морской пехоты, береговых ракетно-артиллерийских войск (БРАВ), а в определенных регионах РФ и группировки береговых войск (войска береговой обороны).

Силы обеспечения, специальные войска и службы флота включают силы противовоздушной обороны флота, соединения и части специальных войск и служб (разведывательные, морские инженерные, химические, связи, радиотехнические, радиоэлектронной борьбы, ракетно-технические, технического обеспечения, поисково-спасательные, гидрографические), соединения, части и учреждения тыла. Состав ВМФ РФ приведен на рис. 2.

Организационно ВМФ Российской федерации состоит из объединений, военно-морских баз, отдельных соединений, частей и учреждений.

Во главе Военно-Морского Флота РФ стоит Главнокомандующий ВМФ, который является одним из заместителей Министра обороны. Ему подчиняются высший орган Военно-Морского Флота - Главный штаб ВМФ и Управления ВМФ.

Объединение - крупное организационное формирование, состоящее из соединений и частей различных родов сил ВМФ, способное самостоятельно или во взаимодействии с другими видами ВС решать оперативные (иногда стратегические) задачи. В зависимости от состава и масштаба решаемых задач объединения могут быть оперативно-стратегические, оперативные и оперативно-тактические.

К регионально дислоцированным оперативно-стратегическим объединениям ВМФ РФ относятся: Северный, Тихоокеанский, Балтийский и Черноморский флоты, а также Каспийская флотилия. Основу Северного и Тихоокеанского флотов составляют ракетные подводные лодки стратегического назначения и многоцелевые атомные подводные лодки, авианесущие, десантные и многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация. Основа Балтийского, Черноморского флотов и Каспийской флотилии - многоцелевые надводные корабли, минно-тральные корабли и катера, дизельные подводные лодки, береговые ракетно-артиллерийские войска и штурмовая авиация.

К оперативным объединениям ВМФ относятся флотилии (флотилия разнородных сил, флотилия рпл СН, флотилия многоцелевых подводных лодок) и военно-воздушные силы флота.

К оперативно-тактическим объединениям ВМФ относятся эскадры (оперативная эскадра, эскадра разнородных сил, эскадра многоцелевых подводных лодок, эскадра морских десантных сил).

Региональная дислокация ВМФ требует поддержания и развития самостоятельных инфраструктур базирования, судостроения и судоремонта, всех видов обеспечения, основой которых является исторически сложившаяся в России система городов - военно-морских баз.

Военно-морская база (ВМБ) есть оборудованный и обороняемый район побережья с прилежащей к нему акваторией, обеспечивающий базирование, комплексное обеспечение, развертывание и возвращение сил флота. Включает, как правило, несколько пунктов базирования, а также силы и средства для поддержания благоприятного оперативного режима в назначенной 8МБ операционной зоне ответственности.

Состав объединений и военно-морских баз непостоянный. Он определяется в зависимости от предназначения, характера выполняемых задач, районов и направлений, на которых они действуют, а также условий театра военных действий.

Соединением называется постоянное организационное формирование кораблей и частей, способное самостоятельно решать тактические задачи и участвовать в решении оперативных задач. Состав соединений определяется их штатной структурой. Предназначено для целеустремленной боевой подготовки и удобства управления. Дивизия-основное тактическое соединение. Бригада и дивизион кораблей - тактические соединения.

Дивизия (бригада) подводных лодок состоит, как правило, из подвддных лодок одного класса (подкласса). Например: дивизия ракетных подводных крейсеров стратегического назначения, дивизия (бригада) торпедных подводных лодок. Дивизии (бригады) надводных кораблей состоят из одного или нескольких классов (подклассов) кораблей. Например: дивизия ракет-но-артиллерийских кораблей. Дивизион как тактическое соединение есть формирование кораблей 111 и IV ранга. Например: дивизион тральщиков, дивизион ракетных катеров и др.

Тактическая часть - это воинское формирование, способное самостоятельно решать тактические задачи. Частями являются: корабли 1-го, 2-го и 3-го ранга, группы кораблей 4-го ранга, полк (в морской авиации, морской пехоте, БРАВ).

Часть в свою очередь состоит из воинских подразделений - небольших воинских формирований. Типовые подразделения: боевая часть (служба), корабль 4-го ранга, эскадрилья, авиазвено, батальон, рота, взвод и др.

Специальные войска и службы, предназначенные для обеспечения боевой деятельности ВМФ и решения присущих им специальных задач, организационно сводятся в соединения, части, подразделения и учреждения, которые входят в состав объединений, соединений и частей Военно-Морского Флота, а также находятся в центральном подчинении. Например: дивизион разведывательных кораблей, военно-строительный отряд, батальон химической защиты, узел связи, радиотехническая рота, эскадрилья радиоэлектронной борьбы, арсенал, базы и склады, судоремонтный завод, бригада спасательных судов, гидрографический отряд, автомобильная рота, группа морских судов обеспечения и проч.

Организационная структура ВМФ РФ приведена на рис. 3.

Качественный и количественный состав войск (сил) флотов (флотилий) должен соответствовать уровню и характеру угроз национальной безопасности Российской Федерации в конкретном регионе.

Многообразие задач, решаемых флотом, вызывает необходимость специализации кораблей, т.е. строительства кораблей с определенными качествами, что привело к необходимости их классификации.

Все корабли и суда в ВМФ делятся на группы. Критерием деления служит предназначение. Различают пять групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, рейдовые суда и катера обеспечения.

Боевые корабли и боевые катера, т.е. первая и вторая группы, определяют боевой состав ВМФ и предназначены для решения именно боевых задач.

Группа кораблей специального назначения включает подводные лодки специального назначения, корабли управления, учебные корабли, разведывательные корабли.

Группа морских судов обеспечения включает суда обеспечения боевой подготовки, медицинского обеспечения, радиационной безопасности и химической защиты, транспортные, аварийно-спасательные, нэвигационно-гидрографического обеспечения.

Группа рейдовых судов обеспечения включает суда, предназначенные для обеспечения деятельности флота на рейдах и гаванях. К ним от- ; носятся базовые аварийно-спасательные суда, самоходные и" несамоходные суда технического обслуживания, базовые сухогрузные и наливные суда, буксиры, рейдовые катера и др.

Внутри групп корабли и суда ВМФ делятся на классы. Критериями деления на классы служат решаемые задачи и главное оружие. Так, например, подводные лодки делятся на два класса, а надводные корабли на пять классов.

Внутри классов корабли боевого состава и корабли специального назначения делятся на подклассы. Критериями деления на подклассы являются водоизмещение, тип энергетической установки, более узкая специализация, дальность плавания.

В зависимости от тактико-технических элементов и предназначения, а также для определения старшинства командиров, правового положения офицерского состава и норм материально-технического обеспечения военные корабли делятся на ранги. В ВМФ РФ установлены четыре ранга кораблей. Высшим является первый. Разделение на классы и ранги определяется Положением о классификации кораблей и судов ВМФ.

6 зависимости от конструктивных особенностей корабли одного и того же подкласса различаются еще по типам и проектам.

Классификация корабельного состава в различных государствах имеет свои особенности и не является постоянной. По мере развития флота, с изменением его задач и вооружения кораблей появляются новые классы (подклассы), а устаревшие исключаются из состава флота. Так, после Второй мировой войны в большинстве государств исключены из состава флота класс линейных кораблей, подклассы конвойных авианосцев, в ВМС США исключен подкласс сторожевых кораблей. С оснащением флота ракетным оружием появился класс ракетных кораблей.

будущее флота за многоцелевыми, универсальными кораблями, способными вести эффективную борьбу с воздушными, надводными, подводными и береговыми целями. Поэтому количество классов кораблей будет сокращаться. Вместе с тем есть специфичные задачи, которые требуют применения в строительстве кораблей особых материалов и конструктивных решений, например, минно-трапьных, десантных кораблей, некоторых кораблей специального назначения, универсализация которых нецелесообразна.

Министр обороны РФ Сергей Шойгу решил отменить одно из самых затратных и бездумных решений Сердюкова . В 2012 году было выполнено одно из самых одиозных решений бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова: Главный штаб ВМФ России из Москвы перебрался в Санкт-Петербург. Из питерского Адмиралтейства по такому случаю срочно выселили в Кронштадт штаб Ленинградской военно-морской базы, а Военно-морской инженерный институт – в город Пушкин Ленинградской области.

В историческом здании затеяли дорогостоящий ремонт, которому и сегодня конца не видно. На этой неделе выяснилось: все муки напрасны. Главный штаб ВМФ приказано срочно (уже в 2015 году) вернуть в Москву .

Санкт-Петербург. Вид на комплекс зданий Адмиралтейства на 2-м Адмиралтейском острове

Так бесславно и с огромными финансовыми потерями для страны завершается долгая эпопея скитаний флотского руководства, начавшаяся еще в 2007 году. Ее инициаторы никогда и не таились – Борис Грызлов , в ту пору возглавлявший Государственную Думу и партию «Единая Россия», а также прежний губернатор Питера Валентина Матвиенко . Валентина Ивановна тогда же, в 2007-м, радостно объявила: «Мы давно вынашивали эту идею».

Все делалось под лозунгом возвращения Санкт-Петербургу столичных функций и освобождения Москвы от их излишков. Вот же Конституционный суд переехал в Северную столицу? Кого бы еще перетащить? А давай военных моряков. Все же Питер – колыбель российского флота. Выходит – как бы возвращение к истокам. К тому же Адмиралтейство и строилось для петровских еще адмиралов.

Под боком будет куча конструкторских бюро и научно-исследовательских институтов, судостроительные заводы, Военно-Морская академия, училища, Ленинградская военно-морская база. Балтийский флот, в конце концов. Такова была система сановных аргументов этой идеи. Очень гламурненько это им виделось.

В ответ – негодование людей дела. Прежде всего – флотских специалистов, бывших и нынешних командующих флотами. В открытом письме отставных адмиралов президенту страны инициатива Грызлова и Матвиенко была названа «вредоносной и абсолютно неприемлемой». Указали и примерную цену, в которую обойдется бюджету – 40-50 миллиардов рублей .

Главный штаб ВМФ – не просто пара сотен кабинетов на Большом Козловском, разъясняли непонятливым авторы письма. Это, прежде всего, офицеры-операторы, которых десятилетиями готовили к управлению в Мировом океане боевыми кораблями, самолетами и атомными подводными лодками. Под занавес службы они обзавелись столичными квартирами и к переезду не готовы. Это раз.

Узлы связи с гектарами антенных полей и сотнями километров кабелей (прежде всего — 109-й Центральный узел связи в Балашихе), многоэтажные подземные командные пункты, возведенные в Подмосковье – это два. Если флотское руководство переедет в Питер – кому будут нужны эти совершенно секретные циклопические сооружения на старом месте? А на новом ничего подобного нет. И не предвидится в ближайшие десятилетия по причине отсутствия средств на столь гигантскую стройку.

Наконец, как в Москве осуществлять оперативное взаимодействие посредством секретной переписки Главного штаба ВМФ с Генеральным штабом Вооруженных сил и Министерством обороны – это понятно. Но как все это выстроить из Санкт-Петербурга? С каждой бумагой ежедневно высылать курьера и автоматчиков?

Скорее всего, эти сомнения в Кремле тогда сочли старческим бурчанием отставных адмиралов. И отмахнулись от них, как от назойливых мух. Идея переезда сулила Анатолию Сердюкову и его «женскому батальону» освобождение бесценных гектаров в центре Москвы и ближнем Подмосковье. Все остальное меркло в их глазах перед блестящей коммерческой перспективой.

Разные мелкие трудности на заветной дороге встречались Сердюкову и потом. Скажем, в 2008 году на конференции Академии военных наук тогдашнего начальника Генерального штаба Юрия Балуевского спросили: как он относится к запланированному перемещению ГШ ВМФ в Питер? «Лично я расцениваю это так, что в этом нет необходимости », — был ответ генерала армии. Его тотчас отправили в отставку.

Долго противился затее и прежний главнокомандующий Военно-Морским флотом адмирал Владимир Высоцкий. Правда, опасливо и не публично. Журналистам заявлял, что официальных бумаг по этому поводу не видел, поэтому и о сроках, дескать, разговаривать не готов. По слухам, подковерные бои Высоцкому приходилось выдерживать жестокие. Говорят, именно из-за них в середине 2011 года 55-летний главком был отправлен в отставку президентом Дмитрием Медведевым. Без сомнения, причиной был скандал. В 55 лет просто так главкомы не покидают кресел.

Путь к переезду был почти расчищен. Оставались сами офицеры и адмиралы Главного штаба, из которых паковать чемоданы готовы были далеко не все. С ними поступили еще проще – по коридорам Большого Козловского прокатилось цунами кадровых сокращений. Из почти тысячи военных в запас и отставку по «организационно-штатным мероприятиям» отправили две трети.

Большинство из тех, что остались при должностях, в Москву с флотов приехали недавно и квартирами в «первопрестольной» обзавестись не успели. Эти в Питер отправились с легкой душой, поскольку заветное жилье им пообещали хотя бы на новом месте. Поэтому преемник Высоцкого на посту главкома адмирал Виктор Чирков в 2012 году, когда все уже свершилось, на полном серьезе рапортовал: «Из 100% укомплектованности главного командования по семейным причинам отказались ехать три человека, которые будут увольняться. Поэтому никаких потерь нет ».

Однако в том, что из Питера руководить флотами сложно, очень быстро убедились все. Расходы на командировочные в Москву и гостиницы в Главном штабе выросли взрывообразно. Сам Чирков в купе фирменного поезда «Красная стрела» стал ночевать, кажется, чаще, чем в собственной спальне. Вовремя получить заветные подписи под служебными документами чинам Главного штаба зачастую оказалось просто невозможно – за многими нужно было мчаться на самолете или на поезде в Генштаб и Минобороны. Связываться с кораблями в океане приходилось тоже через Москву – а как еще? Сумасшедший дом на тонущем крейсере во время пожара…

А тут еще в ноябре 2012 года сняли коммерсант-министра Сердюкова. Сменивший его на руинах армии Сергей Шойгу с проблемами военных моряков разобрался быстро. Уже через полтора месяца после разрушительного переезда он приказал «проработать вопрос с возвращением ГШ ВМФ в Москву». Заодно – и с увеличением на 150 должностей бездумно порушенного Сердюковым штата флотских управленцев.

И вот теперь, получается, момент возвращения настал. Хотя, строго говоря, это не совсем исправление прежних ошибок руководства страны и Министерства обороны. Потому что в Москву главкомат военных моряков возвращают в новое место и в новом качестве. Ведомству предстоит вселяться не в прежние его апартаменты в столичном Большом Козловском переулке у станции метро «Красные ворота». Да и некуда там – в этом комплексе зданий все с того же 2012 года квартирует штаб тыла Вооруженных сил РФ. И, кстати, так и не знает, зачем ему доставшиеся в наследство защищенные линии связи с флотами и той же Балашихой.

Ну, так и штабу тыла трогаться с Большого Козловского некуда. Прежние его окна глядели прямо на Красную площадь и Спасскую башню. Поэтому эти бесценные здания и были проданы в числе первых.

В общем, теперь диспозиция такая: Главный штаб ВМФ ждет московский Арбат. То есть, белоснежное здание, в котором сегодня квартирует само Минобороны и Генштаб. Вместе с моряками туда же в начале следующего года переберутся еще и главкоматы Сухопутных войск и ВВС.

А куда Минобороны и Генштаб? Их тоже ждет дорога, но недальняя – на Фрунзенскую набережную Москвы-реки. В «высотку», которую с советских времен занимал необъятный Главный штаб Сухопутных войск, а сегодня – его ошметки.

Там, на Фрунзенской набережной, с 1 декабря заработает одно из основных детищ Шойгу — Национальный центр управления обороной РФ (НЦУОГ) . В его составе будут три командных пункта: центр высшего командования, центр боевого управления, в том числе Силами ядерного сдерживания, и центр по управлению повседневной деятельностью армии и флота.

Причем, будет это не просто новый «мозг армии». НЦУОГ мыслится как орган управления всеми государственными структурами, способный действовать в условиях как полномасштабных боевых действий, так и нетрадиционных форм ведения войны . Защищенные линии связи отсюда протянутся во все федеральные министерства и ведомства, а также в администрации регионов страны.

Так что может быть оно и неплохо выйдет. Но рационально ли военным морякам с Большого Козловского на Фрунзенскую добираться через Питер? И сколько стоит такой проезд? Если в один конец 40-50 млрд. рублей, то и в другой, наверное, примерно столько же. Тогда, может, посчитаем?

100 млрд. рублей – это ведь по нынешнему курсу 2,5 млрд. долларов. По данным из открытых источников, один современный корвет типа «Стерегущий» или фрегат типа «Адмирал Григорович» обходится казне в 100 млн. долларов. Тогда получается что на путешествии Главного штаба ВМФ из Москвы в Петербург и обратно бездумно «прогуляли» мы целую эскадру – 25 кораблей океанской зоны .

Господа Грызлов, Медведев и Сердюков, госпожа Матвиенко — кто оплатит стране этот банкет?

Скандал с Главным штабом ВМФ комментировали многие. Красноречивей всего, на мой взгляд, получилось у бывшего подводника, писателя-мариниста Александра Покровского: «Все это, как мне представляется, можно сделать только с очень большого нефтяного жира. С жира многое случается ».

Проект Наказа, Положение и схемы организации ГМШ за 1909-1917 гг. Записки, справки и переписка о функциях военно-морского ученого отдела штаба за1894 г.
Всеподданнейшие доклады (подлинные) за 1885 г.
Копии приказов по флоту и морведу за 1916-1917 гг.
Проекты и алфавиты приказов по ГМШ и журналы секретных документов штаба.
Приказы, циркуляры и распоряжения по флоту в связи с приходом к власти Временного правительства. (1917 г.).
Журналы заседаний Временного правительства за 1917 г. (печатные)
Отчеты и обзоры о деятельности Морского министерства и материалы по их составлению. (1897-1916 гг.)
Отчеты о деятельности портов, учреждений, предприятий, тюрем, инвалидных домов морведа, гидрографических экспедиций.
Положение об управлении морведом, Наказ и штаты морведа за 1907 г. Журналы совещаний по рассмотрению проектов новых штатов центральных учреждений Морского министерства, штаты и объяснительна записка к Временному Положению о Управлении министерством. (1911-1918 гг.)
Материалы о структурных преобразованиях ГМШ и реорганизации управления системы морведа. Сметы, штаты штаба, портовых управлений, частей флота, учреждений, предприятий, учебных заведений морведа за 1885-1917 гг.
Сведения о штатах и комплектация структурных частей Гулисо. 1918 г.
Главные кники, ведомости денежных оборотов, требовательные ведомости на выдачу жалованья офцерам, графданским чинам и вольнонаемным служацим штаба за 1901-1917 гг.
Входящие и исходящие радиотелеграммы ГМШ за 1907-1914 гг. (оп. 6).
Представления ГМШ в Государственную Думу и Адмиралтейство - Совет по законодательным вопросам за 1902-1913 гг.
Перечень вопросов, рассмотренных законодательной частью ГМШ за 1906-1911 гг. (оп. 2).
Проекты уставов и уставы Морских собраний флотов, флотилий, яхт-клубов, спортивных обществ. Материалы о пересмотре Морского Устава, Устава о воинской повинности, Положения флотов, флотилий.
Материалы Особого совещания по обсуждению проекта русского национального и военно-морского флагов. 1911 г.
Материалы о работе комиссий при штабе:
- по определению и распределению сумм призового вознаграждения за 1905-1913 гг. (оп. 6).
- по пересмотру положения о кондукторах за 1910-1911 гг.
- по пересмотру вопроса о погребении нижних чинов и порядке погребения рядовых армии и флота. 1888-1913 гг.
- по наблюдению за призванными из запаса офицерами и рядовыми (1914-1916 гг.) и ратниками морского ополчения 1916-1917 гг.
- по заведыванию пожертвованиями по обстоятельствам военного времени 1914-1917 гг. Устав, справочник и отчет за 1906 г. Общества посеместной помощи пострадавшим в войне.
Протоколы заседаний комиссии по пересмотру статуса ордена св. Георгия, проект статуса и положения о знаках отличия ордена и медали на Георгиевской ленте. (1908-1910,1915 гг.)
Материалы комиссии по пересмотру законоположений о пенсионном обеспечении личного состава флота и морведа и их семей. 1904-1917 гг.
Материалы по заведыванию делами инвалидов 1885-1917 гг.
Материалы по заведыванию делами духовенства 1888-1914 гг.
Материалы по заведыванию делами гражданских и медицинских чиновников. 1884-1917гг.
Материалы о программе развития военного флота России на 1912-1916 гг
Перспективные и годовые судостроительные программы и материалы об их разработке и состоянии кораблестроения в России и за границей. 1885-1916 гг.
Планы маневров, боевые расписания судов.
Материалы о разработке оперативных и мобилизационных планов. Планы, карты, отчеты, схемы и др. документы военно-стратегических игр кораблей русского флота. 1896-1916 гг. Проект о введении секретной военно гидрографии в России. 1891 г.
Материалы о разработке положений, правил и инструкций Действующему флоту.
Материалы о повышении боеспособности флота, организации и укрепления береговой и минной обороны, строительстве крепостей, баз, портов, постройке и ремонте служебных и жилых зданий морведа, казарм; Программы минных опытов.
Журналы и протоколы совещаний МТК.
Материалы о состоянии, деятельности, реорганизации и расформировании эскадр и отрядов судов, экипажей, научных и гадрографических экспедиций и партий.
Материалы об организации, состоянии и развитии службы связи и наблюдения, введения на судах беспроволочного лелеграфа и электрической сигнализации; о разработке системы и усовершенствовании приборов ночной сигнализации, реорганизации и деятельности морских почтово-голубиных станций. Проекты положений и Положение о радиотелеграфной службе и службе связи (1907, 1911 гг.). Переписка об учреждении Русского торгово-телеграфного агентства. (1904 г.)
Материалы об организации и развитии подводного плавания и водолазного дела на флоте, организации службы на подводных лодках. Схемы организации Управления и Учебного отряда подводного плавания за 1905-1907 гг.
Материалы об организации и развитии воздухоплавания на флоте, подготовке морских летчиков. Положение о Воздушной бригаде особого назначения за 1917 г.
Материалы о состоянии и развитии маячного и лоцманского дела. Донесения о вскрытии р. Невы и Ладожского озера ото льда.
Положения, штатные расписания, учебные программы военно-морских учебных заведений, учебных отрядов и команд, школ, классов по подготовке специалистов для флота и материалы о пересмотре штатов и программ.
Материалы о развитии системы морского и общего образования и подготовке реформы мореходного образования в России; о состоянии и деятельности учебных заведений морведа и учреждении в них именных стипендий; от открытии начальных школ, училищ для дочерей рядового состава, определении в морские и гражданские учебные заведения детей офицеров и чиновников морведа; о назначении пособий на воспитание детей; деятельности инвалидных домов и инвалидных хуторов. 1885-1917.
Материалы об учреждении временных военно-морских судов.
Материалы об организации, состоянии и работе военно-морских госпиталей и лазаретов. Рапорт о проектировании и детальной разработке боевых перевязочных пунктов и лазаретов на крейсерах и броненосцах. (1906 г.)
Переписка о строительстве Морского собора в Кронштадте, об управлении церквями и духовенством морвда, о нравах священно-служителей. Список соборов и церквей морведа на 01 января 1888 г.
Материалы о проведении всеобщей мобилизации, призыве из запаса, отсрочках от призыва, порядке комплектования флота рядовым составом, распределении новобранцев, формировании морских команд и отправке их на сухопутный фронт, о реорганизации государственного ополчения. Проекты положений о вооруженном резерве для судов флота (1898 г.) и о морской пехоте (1915 г.)
Правила, положения, инструкции о порядке прохождения службы, о пенсионном обеспечении, денежном и вещевом довольствии личного состава флота и морведа; об улучшении условий жизни нижних чинов на новых судах, устройстве быта отставных и запасных матросов и их вдов.
Материалы об изменении и разработке новых форм одежды, амуниции и вооружения для личного состава флота и морведа; о порядке награждения орденами, медалями и знаками отличия; об изменении правил ношения и введении новых знаков отличия, учреждения памятных нагрудных знаков.
Правила пользования судами РОПиТ (1891г.)
"Положение о Добровольном флоте" (1902 г.). Закон и положение о военно-судовой повинности (1914 г.). Материалы о состоянии и деятельности торгового мореплавания, найма торговых судов для военных целей, учреждении пароходств; о проекте создания Балтийского торгового флота; о рассмотрении рисунков флагов для судов военно-морского, торгового и гражданских ведомств; о парусных и гребных гонках.
Материалы о строительстве судов в России и за границей, об испытаниях, наименованиях, зачислении в списки и ранги; разряды о сдаче в порт и исключении из списков; о вооружении, комплектовании личным составом, снабжении топливом, материалами, обмундированием, продовольствием; о приобретении за границей угля, боеприпасов, оружия и материалов для нужд флота; об инспекторских смотрах судов и команд.
Контракты на постройку и спецификации судов; программы плавания, боевые и мобилизационные расписания судов; табели комплектации судов, команд, экипажей и отдельных рот; алфавитные книги, списки и ведомости военных и коммерческих судов, меркаторские карты; смотровые отчеты и строевые рапорты командиров судов, экипажей, дивизионов.
Материалы об авариях, гибели, подъеме затонувших судов, о заходах, ремонте и зимовке в иностранных портах; об интернировании судов; о покупке, продаже и фрахтовании коммерческих судов, вооружении судов Добровольного флота в военное время; о распределении призовых денег; о плаваниях в территориальных водах России и водах Мирового океана отдельных судов, отрядов судов, эскадр под командованием С.О.Макарова, А.А.Попова, Н.М.Чихачева, П.П.Тыртова, Ф.К.Авелана, А.А.Бирилева, Н.И.Казнакова, А.А.Корнилова, Е.И.Алексеева, П.П.Андреева, А.Х.Кригера, А.А.Вирениуса, П.П.Моласа, Л.Ф.Добротворского, К.Р.Вальронда. 1884-1916 гг.
Материалы о назначениях, перемещениях, баллотировке на должности, производстве в чины и увольнениях в запас, отставку и на пенсию личного состава частей флота, управлений, учреждений и предприятий морведа; переводах из военного ведомства в морское; о допуске офицеров на учебу в военные игражданские вузы; о распределении выпускников учебных заведений морведа по частям и экипажам флота; о призыве из запаса на действительную военную службу во флот в военное время и рапределении новобранцев, ратников и вольно-наемных; об отсрочках от призыва; о формировании морских команд в Первую мировую войну 1914-1917 гг.; о назначении военно-морских агентов и уполномоченных морведа; о командировках в Действующий флот и армию; прикомандировании офицеров к иностранным эскадрам во время их пребывания в России; о направлении офицеров за границу для наблюдения за постройкой судов для Российского флота и размещения заказов морведа; о зачете чиновникам вольно-наемной службы в государственную; о приеме иностранцев на службу в русский флот; об увольнении офицеров по декрету СНК от 01.02.1918 г. (1885-1918 гг.)
Списки личного состава частей флота и морведа; участников русско-японской войны 1904-1905 гг.; обороны Порт-Артура; погибших и раненых в русско-японскую и Первую мировую войну 1914-1917 гг.; список офицеров, погибших во время революционных событий 1905-1907 гг и в Февральсую революцию 1917 г.; список рядовых и офицеров флота, убитых, пропавших бех вести, раненых, находившихся в плену по состоянию на 01.01.1915 г.; ведомости и рапорты о численности личного состава. (1885-1917 гг.)
Списки пенсионеров морведа за 1889-1911 г. (оп. 5).
Ведомость предполагаемого наличия матросов флота к 1 января 1919 гг. (1917 г.)
Материалы о награждениях орденами, медалями и знаками отличия личного состава флота, морского и гражданских ведомств, учебных заведений за выслугу лет, отличия по службе и боевые заслуги в войнах 1904-1905 гг. и 1914-1917 гг. и в военных операциях на Кавказе и в Средней Азии в 1853-1878 гг., за участие в подавлении боксерского восстания 1900 г. в Китае, в борьбе с эпидемиологическими заболеваниями; за службу в Добровольном флоте; за преподавательскую деятельность и научные достижения в области военно-морской техники, за строительные и архитектурные работы, проектирование и сооружение памятников, заграничные плавания, спасение жителей Мессини и Калабрии во время землятресения в 1908 г.; за участие в научных и гидрографических экспедициях; о награждениях в честь юбилейных дат; о награждениях иностранными орденами и награждении иностранцев русскими орденами. (1885-1917 гг). (оп. 5.)
Послужные и наградные листы, алфавитные списки и алфавиты к делам награжденных за 188-1917 гг. (оп. 5).
Списки кавалеров ордена св. Георгия - бывших воспитанников Морского кадетского корпуса и Морского училища с 1771 по 1878 гг. (1897 г., оп. 5).
Дела офицеров и вольноопределяющихся призванных на службу из запаса и торгового флота в военное время.
Дела о назначении пенсий и пособий офицерам, рядовым и чиновникам и их семьям за 1885-1917 гг.
Запросы родственников, ответы и сведения о судьбе участников русско-японской войны 1904-1905 гг и Первой мировой войны 1914-197 гг. и осужденных за участие в революционных событиях 1905-1907 гг.
Материалы о предании суду офицеров за превышение власти, утерю секретных документов, за подлоги и растрату. Резолюции следственной комиссии по рассмотрению дел о лицах, арестованных в Кронштадте во время Февральской революции 1917 г.
Материалы о деятельности флотоводцев, ученых и полярных исследователей С.О.Макарова, А.Н.Крылова, А.И.Вилькицкого, Д.И.Менделеева, А.С.Попова, Г.Л.Брусилова, Г.Я.Седова, А.В.Колчака, Ю.М.Шокальского, авиаконструктора И.И.Сикорского; сведения об адмирале Ф.Ф.Беллинсгаузене.
Материалы комиссии под председательством С.О.Макарова для разработки плана военных действий судов эскадры Тихого океана. (1888 г.)
Материалы о разработке плана и подготовке Босфорской десантной операции, в случае войны с Турцией. (1896 г.)
Переписка о нападении японцев в Фузано на команду кр. "Гайдамак". (1899 г.)
План военно-морских действий в случае войны с Японией. Планы Порт-Артурского рейда. (1905 г.). Письмо вице-адмирала С.О.Макарова от 26 января 1903 г. Ф.К.Авелану о необходимости увода Порт-Артурской эскадры с внешнего рейда во внутреннюю гавань порта.
Рапорты и донесения командиров судов и материалы следственной комиссии о начале военных действий с Японией, о действиях русской эскадры по обороне крепости Порт-Артур (1903-1906 гг.). Следственное дело о сдаче крепости. (1906 г.)
Материалы о прорыве части судов Порт-Артурской эскадры в китайские порты Чифу и Циндао, их разоружении и интернировании. (1904-1905 гг.)
Доклады, донесения, рапорты, записки, схеиы, переписка: о бое порт-артурской эскадры с японским флотом в Желтом море; о бое кр. "Варяг" и канлодки "Кореец" с японской эскадрой на рейде Чемульпо и о возвращении их экипажей в Россию; о ходе боев и гибели кр. "Новик", миноносцев "Стерегущий", "Бурный", "Расторопный", "Решительный" в 1904-1905 гг.; о бое владивостокских крейсеров и японских судов в корейском проливе в августе 1904 г. Донесения, записки, переписка о Цусимском сражении в мае 1905 г.
Материалы, переписка, сведения о сформировании на Балтийском флоте, подготовке и ходе плавания на Дальний Восток 2-ой и 3-ей эскадр Тихого океана под командованием З.П.Рожественского и Н.И.Небогатова об организации охраны путей следования эскадр через территориальные воды инстранных государств. (1904-1907 гг.) Приказы командующего и циркуляры штаба командующего 2-ой эскадрой. (1904-1905 гг.)
Донесение командиров кораблей и материалы следственной комиссии морведа по рассмотрению остоятельств сдачи в плен японцам эскадры контр-адмирала Н.И.Небогатова и назначению суда по данному делу. (1905-1907 гг.)
Материалы о "Гулльском инциденте" в Северном море в октябре 1904 г. (за1904-1905 г.)
Перечни военных действий флота и армии в русско-японскую войну 1904-1905 гг.
Телеграммы Военного министрерства о ходе военных действий в Маньчжурии. (для сведения). (1904-1905 гг.)
Списки кораблей и офицеров, участвовавших в боях с Японским флотом в Желтом море в июле 1904 г.; ведомость судов, погибших в Порт-Артуре и разоруженных в нейтральных водах; списки погибших кораблей 1-й и 2-й тихоокеанских эскадр (с показаниями времени и места гибели). (1904-1906 гг.)
Переписка о формировании морских команд для Действующей армии в Первой мировой войне, призыве личного состава из запаса мобилизации и вооружении судов Добровольного флота для военных нужд. (1914-1916 гг.)
Списки кораблей и судов, погибших в 1914-1917 гг.
Сведения об участии судов русского флота в военных действиях против горцев в 1860 г., 1861 г. и 1864 г. (оп. 5)
Документы о японо-китайской, испано-американской и греко-турецкой войнах (частично на ин. яз.). (1894-1899 гг.)
Рапорты и донесения дипломатических представителей в Японии, наместника на Дальнем Востоке Е.И.Алексеева и переписка о росте русско-японских противоречий и подготовке Японии к войне с Россией. (1897-1905 гг.)
Тексты русско-японских соглашений о признании независимости Кореи. (1898 г.)
Документы о подготовке и заключении Портсмутского мирного договора, эвакуации военнопленных из Японии и о торговле и мореплавании между Россией и Японией (1905-1906 гг.)
Донесения, рапорты и переписка о соблюдении странами мира нейтралитета в период русско-японской войны 1904-1905 гг.
Сведения об обсуждении вопроса о поднятии русского флага на о.Медвежий в связи с притязаниями на него Германии и о работах на острове шведской научной и немецкой промысловой экспедиций. (1899-1900 гг.)
Переписка о необходимости посылки в Джедду военных судов "для поддержания политического престижа России". (1894-1896 гг.)
Материалы об участии русского флота в международных действиях по блокаде о.Крит и в международной морской демонстрации в Архипелаге против Турции для успешного завершения переговоров по Македонскому вопросу (1905-1906, 1908 гг.)
Переписка по организации приемов церемониальных встреч иностранных эскадр, делегаций, глав правительств, королей и о допуске иностранных военных и дипломатических представителей и инженеров к осмотру портов, заводов и учреждений морведа. (1885-1917 гг.)
Донесения, рапорты, переписка военно-морских агентов за границей о политико-экономическом положении, состоянии и развитии иностранных армий и флотов; материалы об обмене дружественными визитами, движении иностранных судов, научно-техническом сотрудничестве русских и иностранных флотов.
Переписка об открытии российских консульств и военно-морских агентств за границей, о бесплатном лечении русских моряков в Нью-Йоркском отделении Американского общества Красного Креста; о визитах Николая II в Германию, Данию и Румынию; об обнаружении в Норвегии неизвестного кладбища русских моряков в 1908 г. Сведения о памятниках русским войнам в Японии и Китае. (1910 г.)
Доклады, записки Л.А.Брусилова и министра иностранных дел В.Н.Ламадорфа о задачах русской политики на Дальнем Востоке, об укреплении морской обороны на Дальнем Востоке, о программе усиленного судостроения на Дальнем Востоке, о рекогносцировке прибрежных укреплений Китая на Шандунском полуострове.
Проект администратисного штата Порт-Артура. (1898-1899 гг.)
Материалы об аренде Ляодунского полуострова о подготовке к строительству порта и крепости Порт-Артура и о разработке положения и штатов о морском управлении при Главном начальнике Квантунской области и преобразовании его в штаб командующего Морских сил в Тихом океане. (1898-1903 гг.)
Положение о морском управлении и штате штаба наместничества на Дальнем Востоке (1904 г.)
Материалы о разработке и заключении между Россией и Англией соглашения об охране котиковых промыслов в Охотском и Беренговых морях. (1893 г.)
Материалы о работе Международной конференции в Вашингтоне по охране котиковых промыслов (часть документов на фр. яз.). (1911-1912 гг.)
Журналы комиссии по делам Черноморско-Дунайского рыболовства за 1899-1900 гг. и переписка о заключении с румынским правительством конвенции об урегулировании рыбного промысла в устье р.Дуная.
Переписка по охране северных и тихоокеанских морских промыслов, рыбных промыслов в Каспийском море и на р.Дунае. (1888-1916 гг.)
Протоколы, рапорты, отчеты, записки и переписка о подготовке и участии морведа в международных конгрессах, конкурсах и выставках, в России и за границей. (1889-1912 гг.)
Материалы об участии морведа в Нижегородской Всероссийской промышленно-художественной выставке (1893-1896 гг.); о съезде в Иркутске по вопросам борьбы с чумой (1911 г.), Всероссийской гигиенической выставке в 1913 г.
Материалы о подготовке и открытии в Ретерберге Международного судоходного конгресса. (1908 г.)
Материалы Международного конгресса по морскому праву в Генуе. (на фр. и итал. яз.). (1892 г.)
Тексты международных конвенций: по охране подводных кабелей (на фр. яз.). (1885-1886 гг.); Красного Креста (1906 г.).
Вырезки из газет с Декларацией о праве морской войны. (1909 г.)
Донесения, рапорты, телеграммы и переписка о револющионных выступлениях и восстаниях в Кронштадте, Свеаборге, Севастополе, Николаеве, Баку, во Владивостоке, на заводах морведа, в Сибирском и Каспийском флотских эпипажах; на судах крейсерского отряда, возвращавшегося с Дальнего Востока; на отдельных судах Балтийского и Черноморского флотов (бр. "Князь Потемкин-Таврический", кр. "Очаков" и др.); о рабочем и крестьянском движении в Прибалтике, Финляндии и Ферганской области. (1898-1899, 1903-1907 гг)
Инструкции, рапорты, докладные записки и переписка о мерах борьбы с револющионным движением и пропагандой на флоте и заводах морведа (1903-1908 гг.)
Документы об установлении в период Февральской революции 1917 г. новых званий для команд флота; о гражданских правах матросов, упраздении института кондукторов, подпрапорщиков и сверхсрочнослужащих, о формировании женских морских команд.
Переписка по организации флота на демократических началах. (1917 г.)
Донесения военно-морских агентов о револющионных выступлениях в Турции, Персии, о "боксерском восстании" в Китае; о народных волнениях в Корее; национально-освободительном движении на Филиппинах и на о.Крит; волнениях армян в Константинополе; теологических бунтах монахов в Старом Афоне. (1896-1914 гг.)
Сведения об изображении и постройке подводной лодки И.Ф.Александровским. (1893 г.); о разработке проекта крейсера для охраны морских промыслов в русских территориальных водах Северного Ледовитого океана. (1892 г.)
Материалы и переписка с отечественными и иностранными изобретателями о разработке, рассмотрении, испытании, внедрении и пропаганде технических новшеств и усовершенстований в области судостроения, подводного плавания, морской артиллерии и авиации, минного оружия и др. областях военно-морской техники. (1885-1916 гг.).
Предложения французского инженера Г.Дефоссе о строительстве канала между Балтийским и Черным морями. (1891 г.)
Доклад проф. В.Е.Тимонова на Международном инженерном конгрессе в Глазго о соединении каналом Балтийского и Белого морей. (печетн. экз. на фр. яз.). (1901 г.)
Проекты подъема уровня Азовского моря. (1897, 1909 гг.)
Донесения, рапорты, переписка об организации и работе:
- горной экспедиции в Южно-Уссурийском крае. (1887-1889 гг.);
- экспедиции по добыче золота на Чукотском полуострове. (1900-1901 гг.).
Материалы о снаряжении, плавании и работе:
- гидрографической экспедиции Байкальского озера. (1896-1897 гг);
- гидрографических экспедиций к Северному Ледовитому океану на ледоколах "Ермак", "Надежда", "Пахтусов", "Лейтенант Скуратов", "Таймыр", "Вайгач"(1884-1915 гг.)
- русской полярной экспедиции Э.В.Толя на шхуне "Заря". (1899-1903 гг.)
- экспедиции под командованием полк. Вонлярского к Чукотскому полуострову на тр. "Якут". (1900 г.)
- экспедиции по градусному измерению на о.Шпицберген при содействии тр. "Бакан". (1900 г.)
- экспедиции Русского Географического общества и АН на Новую Землю на тр. "Самоед". (1896 г.)
Материалы о кругосветных плаваниях корвета "Витязь" под командованием С.О.Макарова (1886-1888 гг.) и клипер "Крейсер" из Кронштадта в Тихий океан через Магелланов пролив и Суэцкий канал. (1888-1891 гг.)
Сведения о научной экспедиции Н.М.Книпповича в Белое море. (1892-1893 гг.)
Сведения об организации розыска научных экспедиций Г.Я.Седова, Л.Г.Брусилова, В.А.Русанова. (1913-1914 гг.)
Переписка об экспедиции АН на Землю Санникова. (1899 г.)
Докладные записки вице-адмирала С.О.Макарова с предложениями об организации экспедиции по исследованию Северного Ледовитого океана и использовании ледокола "Ермак" в научных целях. (1897, 1901 гг.)
Предписания и вырезки из газет об экспедиции казака Н.И.Ашинова и архимандрита Паиссея в Абиссинию. (1888-1889 гг.)
Переписка об участии морведа в открытии Государственной Думы. (1906 г.)
Материалы об участии русского флота в торжественных смотрах, парадах, придворных церемониях; в праздновании юбилейных и памятных дат в истории отечественной истории, армии и флота; о проведении праздников кавалеров ордена Георгия Победоносца.
Переписка об открытии памятников известным адмиралам, мореплавателям, поэтам, писателям, ученым, зацитникам Севастополя и Порт-Артура; погибшим морякам бр."Русалка", эсм."Стерегущий"; художнику И.К.Айвазовскому, лейтенанту Д.С.Ильину; солдатам и матросам, погибшим при обороне Петропавловска-на-Камчатке в 1854 г.
Переписка о сборе средств и пожертвований на развитие русского флота, на установку памятников.
Документы о разработке Сучанских каменноугольных месторождений и снабжении судов флота отечественным углем вместо иностранного. (1901-1906 гг.)
Описание и планы острова Порос, купленного Россией в 1827 г., и переписка о его дальнейшем владении.