Электродвигатель асинхронный трехфазный срок службы. Срок службы электродвигателя

Любой электродвигатель, каким бы надежным он ни был, время от времени должен разбираться для осмотра, проверки и ремонта. При длительной работе в нем могут появиться раз­личные дефекты. Если их своевременно не устранить, то электродвигатель выйдет из строя аварийно с такими повреждениями, при которых придется полностью заме­нить обмотку. В некоторых случаях повреждения могут оказаться на­столько большими, что восстановить электродвигатель будет невозможно и его придется списать в металлолом. Чем надежнее изготовлен электродвигатель, чем легче условия его работы, чем лучше надзор и уход за ним, тем меньше вероятность появления дефектов в нем и тем реже придется ремонтировать его.

Совсем отказаться от проведения предупредитель­ного , однако, нельзя. В любом элек­тродвигателе имеются подшипники качения или подшип­ники скольжения. Расчетный срок службы подшипников качения в среднем не превышает 8 000 - 10 000 ч., что со­ставляет чуть больше одного года непрерывной работы.

На практике подшипники качения часто служат и боль­ше этого срока. Но гарантировать высокую надежность при сверхсрочной работе шарикоподшипников и роли­коподшипников нельзя. Поэтому если не заменить, то по крайней мере проверить подшипник, отработавший га­рантированное число часов, необходимо.

В подшипниках скольжения при работе из-за выра­ботки увеличивается зазор между шейкой вала и вкла­дышем. Если величина этого зазора превзойдет макси­мально допустимую нормами, то может повыситься вибрация ротора, а при дальнейшем срабатывании вкладыша ротор заденет за статор. Крупное повреждение электродвигателя в этом случае неизбежно. Поэтому необходимо следить за величиной зазора в подшипниках и своевременно производить перезаливку сработавшихся вкладышей.

Проверка и тем более замена подшипника качения или неразъемного подшипника скольжения требуют отсоединения электродвигателя от приводимой машины или механизма, развертывания электродвигателя на фундаменте, снятия с него полумуфты и торцовых кры­шек.

Для полной проверки электродвигателя после снятия торцевых крышек остается вынуть ротор, что при нали­чии приспособлений для выемки ротора большого труда не составляет. Выемка ротора для полной проверки необходима, так как некоторые дефекты статора и ротора можно обна­ружить только при вынутом роторе.

Ремонт электродвигателя с полной разборкой назы­вается капитальным ремонтом. В объем капитального ремонта, кроме полной разборки входят: чистка, осмотр и проверка статора и ротора, устранение выявленных дефектов (например перебандажировка схемной части обмотки статора, замена ослабевших клиньев и т. д.); покраска, если необходимо, лобовых частей обмотки и расточки статора, ротора; про­мывка и проверка подшипников; если необходимо, пере­заливка подшипников скольжения или замена подшип­ников качения; проведение профилактических испытаний.

Кроме ремонта электродвигателя с полной разборкой, производится так называемый текущий ремонт, при котором заменяется смазка и измеряются зазоры в подшип­никах скольжения или добавляется смазка и осматриваются сепараторы в подшипниках качения, произво­дятся чистка и обдувка статора и ротора от пыли при снятой задней крышке, производится осмотр обмоток и стали в доступных местах.

В какие же сроки должен производиться ремонт электродвигателей?

По ПТЭ капитальный ре­монт с выемкой ротора электродвигателей ответственных механизмов, работающих в тяжелых условиях по температуре и загрязненности окружающего воздуха, дол­жен производиться не реже 1 раза в 2 года. Для электродвигателей, работающих в нормальных условиях, срок капитального ремонта устанавливается в зависимости от местных условий. Периодичность теку­щего и капитального ремонтов устанавливается главным инженером

К числу ответственных механизмов относятся дымо­сосы, дутьевые и мельничные вентиляторы, вентиляторы первичного воздуха, питательные, конденсатные и цир­куляционные насосы, двигатель-генераторы и ряд дру­гих механизмов. В некоторых случаях к числу ответ­ственных относятся также сетевые насосы.

Роль и значение указанных механизмов действитель­но велика. Например, отключение дымососа, дутьевого вентилятора или вентилятора первичного воздуха при­ведет, в лучшем случае, к снижению нагрузки или пол­ной остановке котла, а в худшем, если откажет блоки­ровка, и к взрыву в котле. Отключение питательного насоса при отказе автоматического включения резерв­ного насоса приведет к остановке котла, а при промед­лении с остановкой котла - и к его повреждению из-за упуска воды.

Практически большинство крупных электродвигате­лей, установленных на электростанции, являются ответственными. Исключение составляют электродвигатели мельниц, дробилок, компрессоров и некоторые другие. Их отключение не вызовет немедленного снижения на­грузки и повреждения котла и турбины. Однако при вы­ходе из строя этих электродвигателей на время их ре­монта или замены на электростанции может сложиться аварийное положение, иногда со снижением нагрузки.

Деление электродвигателей на ответственные и не­ответственные оправдано при решении вопроса о том, какие из них следует обеспечить самозапуском в момент восстановления напряжения на собственных нуждах по­сле аварийного положения, а какие можно при этом отключить, чтобы облегчить пуск ответственных двига­телей. При определении сроков ремонта делить средние и крупные электродвигатели на ответственные и не­ответственные вряд ли целесообразно. Не следует забывать, что выход из строя электродвигателя мощностью в несколько сотен киловатт, где бы он ни был установлен, принесет большой ущерб производству.

Вполне очевидно, что рисковать выходом такого электродвигателя из строя из-за несвоевременного пре­дупредительного ремонта недопустимо. Поэтому все средние и крупные электродвигатели при определении сроков между ремонтами целесообраз­но считать ответственными.

В отношении мелких двигателей (мощностью до 100 кВт) следует придерживаться другого подхода.

Возможность появления устранимых дефектов в обмотке статора и ротора этих двигателей по сравне­нию с более крупными двигателями значительно ниже. Дефекты в шарикоподшипниках и роликоподшипниках этих двигателей, как правило, развиваются медленнее, чем в крупных, и их можно заблаговременно обнару­жить и устранить, не доводя дело до выхода электро­двигателя из строя. Наконец, если и произойдет повреж­дение двигателя, то стоимость его перемотки, по сравне­нию со стоимостью перемотки крупных электродвигате­лей, невелика.

Поэтому для мелких электродвигателей при опреде­лении сроков между ремонтами следует учитывать, на каких они механизмах установлены, на ответственных или нет.

Если они установлены на ответственных механизмах, то сроки между ремонтами должны обеспечить надеж­ную и бесперебойную работу этих электродвигателей от ремонта до ремонта. В противном случае дело может кончиться серьезной аварией. Например, аварийный вы­ход из строя небольшого электродвигателя насоса охлаждения генератора при отсутствии резерва может привести к снижению нагрузки или остановке генера­тора, а выход электродвигателя любого маслонасоса - к повреждению крупного агрегата, на котором установ­лен маслонасос.

Для мелких электродвигателей неответственных ме­ханизмов ремонт можно производить только при обна­ружении какого-либо дефекта, или, как говорят, по мере необходимости.

Итак, по ПТЭ периодичность капитального и теку­щего ремонта электродвигателей, в зависимости от усло­вий их работы, устанавливается главным инженером. Какими же соображениями следует руководствовать­ся при подготовке решения главного инженера?

Можно поступить просто. Всем электродвигателям, независимо от условий их работы, делать капитальный ремонт 1 раз в год. Раньше так и поступали. Но такое решение будет неправильным. Слишком частая разборка и сборка электродвигателей не только не повысит их надежность, но при недостаточно высоком качестве ре­монта может привести к обратному результату. При не­осторожной разборке может быть допущено задевание ротором или торцевой крышкой за обмотку и поврежде­ние ее. Могут быть повреждены подшипники при непра­вильном набивании полумуфты. Эти повреждения не всегда обнаруживаются, и в результате электродвига­тель выходит из строя через непродолжительное время после ремонта. Поэтому упор нужно делать не на более частый ремонт, а на более высокое качество его прове­дения.

Не следует забывать и главного: слишком частый ре­монт приведет к ненужным, неоправданным трудовым и материальным затратам на ремонт электродвигателей.

Однако из сказанного не следует делать вывод, что во всех случаях капитальный ремонт 1 раз в год не нужен. Например, для вновь смонтированных электродвига­телей, особенно средней и крупной мощности, первый капитальный ремонт имеет смысл проводить че­рез год с начала эксплуатации. Деревянные клинья в пазах статора и прокладки под ними, если они изготовлены из недостаточно сухого ма­териала, за это время успеют высохнуть и начнут вы­падать. Из-за высыхания и механических воздействий от пусковых токов и токов нагрузки могут ослабнуть креп­ления лобовых частей. За год успеют проявиться и будут выявлены при разобранном двигателе большин­ство других дефектов, которые могли быть допущены при изготовлении электродвигателя на заводе.

Наконец, при осмотре разобранного электродвигателя будет установлено, насколько сильно он запылился, не перегревался ли, не попадает ли на обмотку масло из подшипников, как работали подшипники и т. д. По ре­зультатам осмотра будет приниматься решение о перио­дичности дальнейших ремонтов.

Срок выполнения последующих капитальных ремон­тов, если электродвигатель работает нормально и заме­чаний по нему нет, как правило, будет определяться со­стоянием его подшипников.

При подшипниках скольжения решающим является величина зазора между вкладышем и валом. Срок служ­бы подшипников скольжения колеблется в больших пре­делах, от одного-двух лет до десяти.

Указать заранее, через сколько лет придется переза­ливать вкладыши подшипников, и определить тем самым срок капитального ремонта электродвигателей не пред­ставляется возможным.

Необходимо периодически 1 раз в год замерять за­зоры в подшипниках электродвигателя и, если они воз­росли до величины, близкой к максимально допустимой, предусматривать на следующий год капитальный ремонт этого электродвигателя. Если зазор увеличился за ко­роткий промежуток на большую величину, то капиталь­ный ремонт следует выполнить при ближайшей возмож­ности.

Практически капитальный ремонт электродвигателей с подшипниками скольжения в большинстве случаев достаточно производить 1 раз в 3 года или, судя по успеш­ному опыту эксплуатации на ряде электростанций, еще реже. По-видимому, для таких электродвигателей целе­сообразно переходить на капитальный ремонт по мере необходимости и только первый ремонт производить че­рез год с начала эксплуатации.

При определении периодичности капитального ремон­та электродвигателей с подшипниками качения должны учитываться число часов работы электродвигателя в году и его быстроходность.

Для быстроходных электродвигателей (1 500 и осо­бенно 3 000 об./мин) капитальный ремонт должен произ­водиться по истечении 8 000 - 10 000 ч. работы. При этом целесообразно подшипники, отработавшие при 3 000 об./мин 8 000- 10 000 ч., заменять на новые, если в них даже не будет обнаружено внешних дефектов.

Для электродвигателей со скоростью 1000 об./мин и менее капитальный ремонт допустимо производить 1 раз в 3 года. Подшипники, не имеющие внешних дефектов, в этом случае можно оставлять на следующий срок.

Если в электродвигателе при его работе будут обна­ружены дефекты, как, например, утечка масла из под­шипника и попадание его на обмотку, или произойдет забивание вентиляционных каналов пылью, грязью, что приведет к повышенному нагреву активной стали и обмотки, то капитальный ремонт должен быть выполнен при первой возможности.

Капитальный ремонт электродвигателей желательно (но не обязательно) совмещать с проведением капи­тального ремонта основного агрегата (котла, турбины, насоса), к которому эти двигатели относятся. В этом случае ремонт может быть выполнен в достаточно продолжительный срок, без спешки и, следовательно, более качественно. Кроме того, при этом уменьшается число операций по выводу электродвигателей в ремонт, отпа­дает необходимость в дополнительной центровке электродвигателей с агрегатом.

Для мелких электродвигателей (мощностью до 100 кВт), установленных на ответственных механизмах, капитальный ремонт достаточно производить 1 раз в 2-3 года. Для электродвигателей мощностью до 100 кВт, установленных на неответственных агрегатах, вполне допустимо производить капитальный ремонт только при обнаружении какого-либо дефекта (по мере необходи­мости).

Текущий ремонт средних и крупных электродвигате­лей следует производить 1 раз в год.

Для мелких электродвигателей периодичность теку­щего ремонта определяется на основании результатов наблюдения за состоянием смазки в подшипниках.

Периодичность обдувки электродвигателей от пыли должна устанавливаться в зависимости от условий их работы.

Одной из причин выхода электродвигателей из строя раньше срока, на который он рассчитан, является перегрев. Высокая температура в первую очередь влияет на материал электроизоляции. В результате она становится ломкой, сыпется или даже выгорает, если нагрев электродвигателей превышает допустимые значения. В итоге — короткое замыкание, потеря мощности, поломка силового агрегата. Чтобы этого не допустить, необходимо разобраться в основных причинах, приводящих к перегреву оборудования.

Причины нагрева двигателей

В промышленности основная часть электродвигателей работает при постоянной нагрузке. К их перегреву могут привести:

  • пуск под нагрузкой, к которой двигатель не готов;
  • неправильный режим работы;
  • обрыв одной из фаз двигателя;
  • заклинивание подшипников вала.

Каждый механизм, укомплектованный электродвигателем определенной мощности, которая требуется для выполнения определенных задач. Попытка выполнить объем работы в более сжатые сроки приводит к такому явлению, как аварийные перегрузки, с которыми оборудование не справляется и выходит из строя. Чтобы этого избежать — необходимо строго следовать технологии производственного процесса.

Постоянные высокие нагрузки на пределе нормы также вызывают нагрев двигателя, защитить его можно системой безопасности, оказывающей влияние не на режим работы силового агрегата, а на скорость подачи сырья. Также следует обращать внимание на то, что оборудование должно работать в определенных условиях. Если двигатели дымососов должны работать при закрытых шиберах, то необходима система, препятствующая их открытию при низкой температуры воздуха.

Изоляция электродвигателей

Слабым звеном при перегреве двигателя является изоляция обмоток, при высокой температуре ухудшаются ее эксплуатационные характеристики. Чем выше степень нагрева, тем быстрее меняются в отрицательную сторону диэлектрические и механические свойства материалов. Изоляционные материалы, применяемые в электрических машинах, подразделяют на семь классов: У, А, Е, В, F, Н, С, предельно допустимая температура которых соответственно равна 90°, 105°, 120°, 130°, 155°, 180°, больше 180 °С.

Если к классу У относятся волокнистые материалы из шелка, целлюлозы, то класс С — это дорогие керамические материалы, иногда применяемые с кремнийорганическим связующим. Тщательно подбирая допустимую температуру нагрева обмоток к технологическим параметрам двигателя, можно существенно продлить срок его эксплуатации. При выборе необходимо учитывать не только максимально допустимую рабочую температуру, но и условия эксплуатации. Если некоторые двигатели имеют естественное охлаждение воздухом, то в большинстве случаев они надежно спрятаны под кожухами, где нет вентиляции.

Влияние температуры на срок службы двигателя

Как влияет нагрев двигателей на срок их эксплуатации? Этот вопрос настолько серьезен, что были проведены серьезные исследования. Они выявили, что перегрев всего на 10 градусов сокращает срок службы изоляционных материалов в два раза. Следующие 10 градусов укорачивают этот показатель еще в два раза. В итоге при перегревании электродвигателя на 40 градусов срок эксплуатации изоляции сокращается в 32 раза, что делает ресурс оборудования настолько минимальным, что его применение становится нерентабельным. Если перегрузки превышают допустимые на 50 %, то можно говорить о почти моментальном разрушении изоляционных материалов. Это лишний раз подчеркивает важность правильного выбора режима работы электродвигателя.


Электродвигатели приводов работают в двигательном и тормозном режимах, преобразуя электрическую энергию в механическую или, наоборот, механическую энергию в электрическую.

Преобразование энергии из одного вида в другой сопровождается неизбежными потерями, которые в конечном итоге превращаются в тепло.

Часть тепла рассеивается в окружающую среду, а остальная часть вызывает превышение температуры самого двигателя над температурой окружающей среды (подробнее смотрите здесь - Нагрев и охлаждение электродвигателей).

Материалы, применяемые для изготовления электродвигателей (сталь, медь, алюминий, изоляционные материалы), обладают различными физическими свойствами, которые изменяются от температуры.

Изоляционные материалы наиболее чувствительны к нагреву и обладают наименьшей нагревостойкостью по сравнению с другими материалами, используемыми в двигателе. Поэтому надежность работы двигателя, его технико-экономические характеристики и номинальная мощность определяются нагревом материалов, применяемых для изоляции обмоток.

Бесплатная юридическая консультация:


Срок службы изоляции электродвигателей зависит от качества изолирующего материала и от температуры, при которой она работает. Практикой установлено, что, например, хлопчатобумажная волокнистая изоляция, погруженная в минеральное масло при температуре около 90 °С, может надежно работать в течениелет. В течение этого срока происходит постепенный износ изоляции, то есть ухудшаются ее механическая прочность, эластичность и другие свойства, необходимые для нормальной работы.

Повышение рабочей температуры всего на°С сокращает время износа этого вида изоляции долет (примерно в 2 раза), а при рабочей температуре 150 °С износ наступает через 1,5 месяца. Работа при температуре около 200 °С приводит эту изоляцию в негодность через несколько часов.

Потери, вызывающие нагрев изоляции двигателя, зависят от нагрузки. Малая нагрузка увеличивает время износа изоляции, но приводит к недоиспользованию материалов и повышению стоимости двигателя. Наоборот, работа двигателя с большой нагрузкой резко сокращает его надежность и срок службы, и также может оказаться экономически нецелесообразной. Поэтому рабочую температуру изоляции и нагрузку двигателя, то есть его номинальную мощность, выбирают из технико-экономических соображений с таким расчетом, чтобы время износа изоляции и срок службы двигателя в условиях нормальной эксплуатации был примернолет.

Применение изоляционных материалов из неорганических веществ (асбеста, слюды, стекла и др.), обладающих более высокой нагревостойкостью, позволяет снизить вес и габариты двигателей и увеличить мощность. Однако нагревостойкость изоляционных материалов определяется в первую очередь свойствами лаков, которыми пропитывают изоляцию. Пропиточные составы даже из кремнийорганических соединений (силиконов) обладают сравнительно невысокой нагревостойкостью.

Правильно выбранный двигатель для привода рабочей машины, должен соответствовать механическим характеристикам, режиму работы машины и требуемой мощности. При выборе мощности двигателя исходят прежде всего из его нагрева, а точнее нагрева его изоляции.

Бесплатная юридическая консультация:


Мощность двигателя будет определена правильно, если при работе температура нагрева его изоляции близка к предельно допустимой. Завышение мощности двигателя приводит к снижению рабочей температуры изоляции, недоиспользованию дорогостоящих материалов, к увеличению капитальных затрат и ухудшению энергетических показателей.

Мощность двигателя будет недостаточной по отношению к требуемой, если рабочая температура его изоляции превышает предельно допустимую, что может привести к неоправданным капитальным затратам на замену двигателя, в результате преждевременного износа изоляции.

СТО.29.160.30.. Электродвигатели. Условия поставки. Нормы и требования

1 Область применения

Бесплатная юридическая консультация:


3 Термины и определения

4 Обозначения и сокращения

Бесплатная юридическая консультация:


11 Процедуры закупок

Разработан : ОАО Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского (ОАО ЭНИН)

Разработан : Филиал ОАО Инженерный центр ЕЭС - Фирма ОРГРЭС

Бесплатная юридическая консультация:


Принят : Ассоциация Высоконадежный трубопроводный транспорт

Принят : НП ИНВЭЛ

Принят : ООО Аргумент

Утвержден : НП ИНВЭЛ 20.04.2009

ГОСТМашины, приборы и другие технические изделия. Исполнения для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТ 2.Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические и другие технические изделия. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

Федеральный закон 184-ФЗ О техническом регулировании

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТМашины электрические вращающиеся. Механическая вибрация некоторых видов машин с высотой оси вращения 56 мм и более. Измерение, оценка и допустимые значения

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТМашины электрические вращающиеся. Обозначение выводов и направление вращения

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТ Р 1.Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

Бесплатная юридическая консультация:


Кодекс Гражданский кодекс Российской Федерации

Приказ 15 Об утверждении и вводе в действие стандарта организации НП «ИНВЭЛ» «Электродвигатели. Условия поставки. Нормы и требования»

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические вращающиеся. Требования безопасности

Некоммерческое Партнерство «Инновации в электроэнергетике»

НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ

Бесплатная юридическая консультация:


Дата введения-15

Цели и принципы стандартизации НП «ИНВЭЛ» в Российской Федерации установлены Федеральным законом Российской Федерации от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения стандарта организации - ГОСТ Р 1.«Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения».

Построение, изложение, оформление и содержание стандарта организации выполнены с учетом ГОСТ Р 1.«Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения».

Сведения о стандарте

РАЗРАБОТАН ОАО «Энергетический институт им. Г.М. Кржижановского» и Филиалом ОАО «Инженерный центр ЕЭС» - «Фирма ОРГРЭС»

Бесплатная юридическая консультация:


ВНЕСЕН Комиссией по техническому регулированию НП «ИНВЭЛ»

УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП «ИНВЭЛ» от 20.04.2009 № 15

Стандарт организации НП «ИНВЭЛ» «Электродвигатели. Условия поставки. Нормы и требования» (далее - стандарт) разработан в соответствии с требованиями Федерального закона Российской Федерации № 184-ФЗ от 27 декабря 2002 г. «О техническом регулировании».

Стандарт входит в группу стандартов «Тепловые электростанции (ТЭС)» и определяет условия, нормы и требования, предъявляемые к поставкам электродвигателей на энергопредприятия РФ.

При разработке стандарта актуализированы относящиеся к области его применения, действовавшие в электроэнергетике нормативные документы или отдельные разделы этих документов. В стандарт включены обязательные требования международных и государственных стандартов МЭК 34-3, ГОСТ Р 51757, а также апробированные, подтвержденные опытом дополнительные требования и нормы, обеспечивающие высокие технико-экономические и потребительские показатели поставляемых электродвигателей и оптимальную организацию их поставок.

Бесплатная юридическая консультация:


Стандарт должен быть пересмотрен в случаях ввода в действие новых технических регламентов и национальных стандартов, содержащих не учтенные в стандарте требования, а также при необходимости введения новых требований и рекомендаций, обусловленных развитием новых типов машин и внедрением новых способов закупок.

НОРМЫ И ТРЕБОВАНИЯ

Дата введения-15

1 Область применения

1.1 Объектам регулирования настоящего стандарта является процесс поставки электродвигателей, поставляемых при строительстве и/или реконструкции теплофикационных, конденсационных, парогазовых и газотурбинных тепловых электрических станций (ТЭС).

1.2 Стандарт распространяется на поставки асинхронных и синхронных электродвигателей мощностью свыше 1 кВт, используемых для привода механизмов собственных нужд электростанций с уровнями напряжений систем питания 0,4 кВ, 3,15 кВ, 6,0 кВ и 10 кВ, а также электродвигателей постоянного тока, применяемых для привода питателей топлива, аварийных маслонасосов турбин и уплотнений вала турбогенераторов с водородным охлаждением.

Бесплатная юридическая консультация:


1.3 Настоящий стандарт является корпоративным отраслевым нормативным документом. Стандарт определяет нормы и требования, относящиеся к закупке, изготовлению и обеспечению поставок электродвигателей на энергопредприятия РФ. Стандарт устанавливает порядок взаимоотношений как технического, так и организационного характера между заказчиком и поставщиком при поставке электродвигателей на ТЭС.

1.4 Стандарт устанавливает общие требования и нормы в сфере своего применения. В развитие стандарта для применения в каждой генерирующей компании и тепловой электростанции собственником (эксплуатирующей организацией) может быть в установленном порядке разработан и утвержден индивидуальный стандарт организации (далее - СТО ОГК или ТЭС), учитывающий особенности компоновки, конструкции и условий эксплуатации конкретного оборудования, не противоречащий и не снижающий уровень требований действующих государственных стандартов, правовых нормативных документов, настоящего стандарта и конструкторской (заводской) документации.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие государственные нормативные акты и стандарты:

Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ - Часть 1

Федеральный закон Российской Федерации от 27.12.2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТ Р 1.Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения

ГОСТ Р 1.Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организации. Общие положения

ГОСТ Р 1.Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ Р 1.Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения

ГОСТ 2.Виды и комплектность конструкторских документов

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТ 2.Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

ГОСТ 2.Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

ГОСТ 12.1.Система стандартов безопасности труда. Шум. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.0-75 Система стандартов безопасности труда. Изделия электротехнические. Общие требования безопасности

ГОСТ 12.2.007.1-75 Система стандартов безопасности труда. Машины электрические, вращающиеся. Требования безопасности

ГОСТ 27.Надежность в технике. Основные понятия. Термины и определения

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТМашины электрические вращающиеся. Общие технические условия

ГОСТСистемы электрической изоляции. Оценка нагревостойкости и классификация

ГОСТДвигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В. Общие технические условия

ГОСТМашины, приборы и другие технические изделия. Исполнение для различных климатических районов. Категории, условия эксплуатации, хранения и транспортирования в части воздействия климатических факторов внешней среды

ГОСТ 15543.1-89 Изделия электротехнические. Общие требования в части стойкости к климатическим внешним воздействующим факторам

Бесплатная юридическая консультация:


ГОСТМашины электрические вращающиеся. Допустимые уровни шума

ГОСТСистема государственных испытаний продукции. Испытания и контроль качества продукции. Основные термины и определения

ГОСТМашины электрические вращающиеся. Классификация степеней защиты, обеспечиваемых оболочками вращающихся электрических машин

ГОСТЭнергетика и электрификация. Термины и определения

ГОСТМашины электрические вращающиеся. Методы охлаждения. Обозначения

ГОСТМашины электрические вращающиеся. Механическая вибрация некоторых видов электрических машин с высотой оси вращения 56 мм и более. Измерения, оценка и допустимые значения

ГОСТИзделия электротехнические. Хранение, транспортирование, временная противокоррозионная защита, упаковка. Общие требования и методы испытаний

ГОСТМашины электрические вращающиеся. Обозначение выводов и направления вращения

ГОСТМашины электрические вращающиеся. Термины и определения

ГОСТ Р1 Двигатели трехфазные асинхронные напряжением свыше 1000 В для механизмов собственных нужд тепловых электростанций. Общие технические условия

С-ЕЭС ЗДСистема стандартов по организации закупочной деятельности. Основные положения регламентации, термины и определения

С-ЕЭС ЗДСистема стандартов по организации закупочной деятельности. Способы закупок и условия их выбора. Процедуры закупок

С-ЕЭС ЗДСистема стандартов по организации закупочной деятельности. Управление

С-ЕЭС ЗДСистема стандартов по организации закупочной деятельности. Проведение закупок

С-ЕЭС ЗДСистема стандартов по организации закупочной деятельности. Подготовка кадров

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов и классификаторов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный документ заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) документом. Если ссылочный документ отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

3.1 ввод в эксплуатацию: Событие, фиксирующее готовность изделия к использованию по назначению и документально оформленное в установленном порядке. Для специальных видов техники к вводу в эксплуатацию дополнительно относят подготовительные работы, контроль, приемку и закрепление изделия за эксплуатирующим подразделением.

3.2 вращающаяся электрическая машина: Электротехническое устройство, предназначенное для преобразования энергии на основе электромагнитной индукции и взаимодействия магнитного поля с электрическим током, содержащее, по крайней мере, две части, участвующие в основном процессе преобразования и имеющие возможность вращаться или поворачиваться относительно друг друга.

3.3 заказчик: Юридическое лицо, в интересах и за счет средств которого осуществляются закупки.

3.4 закупка: Приобретение заказчиком продукции на основе договора.

3.5 закупочная документация: Комплект документов, содержащий всю необходимую и достаточную информацию о предмете закупки, условиях ее проведения и рассматриваемый, как неотъемлемое приложение к документу, объявляющему о начале процедур.

3.6 заявка (запрос): Обращение Заказчика с просьбой рассмотреть возможность поставки в его адрес продукции или услуги.

3.7 испытания: Экспериментальное определение количественных и (или) качественных характеристик, свойств объекта испытаний как результата воздействий на него при его функционировании, при моделировании объекта и (или) воздействий.

3.8 квалификационные испытания: Испытания установочной серии или первой промышленной партии, проводимые с целью оценки готовности предприятия к выпуску продукции данного типа в заданном объеме.

3.9 коллективный участник: Объединение (на основании договора или ином правоустанавливающем основании) поставщиков, явным образом принявшее участие в соответствующих процедурах.

3.10 договор (контракт): Соглашение двух или нескольких сторон об установлении или прекращении прав и обязанностей.

3.11 контрольные испытания: Испытания, проводимые для контроля качества объекта.

3.12 нагрузка электрической машины: Мощность, которую развивает электрическая машина в данный момент времени. Нагрузка выражается в ваттах, киловаттах, мегаваттах, вольтамперах, киловольтамперах или мегавольтамперах, а также в % или долях номинального тока.

3.13 номинальное значение параметра: Значение параметра, определяемое его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений.

3.15 номинальное напряжение электрической машины: Напряжение, указанное на табличке и соответствующее номинальному режиму работы электрической машины.

3.16 нормальная эксплуатация: Эксплуатация изделий в соответствии с действующей эксплуатационной документацией.

3.17 нормативный документ: Документ, устанавливающий правила, общие принципы или характеристики, касающиеся различных видов деятельности или их результатов.

1 Термин «Нормативный документ» является родовым термином, охватывающим такие понятия, как своды правил, регламенты, стандарты и другие документы, соответствующие основному определению.

2 В ранее принятых документах по стандартизации до окончания срока их действия или пересмотра допускается применение термина «нормативно-технический документ» без его замены на термин «нормативный документ».

3.18 объект испытаний: Продукция, подвергаемая испытаниям.

3.19 объем испытаний: Характеристика испытаний, определяемая количеством объектов и видов испытаний, а также суммарной продолжительностью испытаний.

3.20 организатор закупки: Лицо (юридическое или предприниматель без образования юридического лица), непосредственно выполняющее предусмотренные тем или иным способом закупки процедуры и берущее на себя соответствующие обязательства перед участниками.

3.21 организатор конкурса: Заказчик или действующее по договору с ним специализированное юридическое лицо, выступающие организатором закупки по конкурсу.

3.22 охлаждающая среда (газообразная или жидкая): Среда, используемая для непосредственного или косвенного охлаждения частей электрической машины. Если для охлаждения используется две или более газообразных или жидких сред, основной их них считается та среда, которая поступает в машину извне, в частности в случае газообразных сред - воздух, поступающий в машину из атмосферы непосредственно или по трубопроводу.

3.23 периодические испытания: Контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые в объемах и в сроки, установленные нормативно-технической документацией, с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска.

3.24 поставщик: Любое юридическое или физическое лицо, а также объединение этих лиц, способное на законных основаниях поставить требуемую продукцию.

3.25 приемосдаточные испытания: Контрольные испытания продукции при приемочном контроле.

3.26 приемочные испытания: Контрольные испытания опытных образцов, опытных партий продукции или изделий единичного производства, проводимые в соответствии с целью решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и (или) использования по назначению.

3.27 протокол испытаний: Документ, содержащий необходимые сведения об объекте испытаний, применяемых методах, средствах и условиях испытаний, результаты испытаний, а также заключение по результатам испытаний, оформленный в установленном порядке.

3.28 сертификационные испытания: Контрольные испытания продукции, осуществляемые органом по сертификации с целью установления соответствия ее свойств требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров.

3.29 срок службы: Календарная продолжительность эксплуатации от начала эксплуатации объекта или ее возобновления после ремонта до его перехода в предельное состояние.

3.30 тепловая электростанция (ТЭС): Электростанция, преобразующая химическую энергию топлива в электрическую энергию и тепло.

3.31 техническая документация: Совокупность документов, необходимая и достаточная для непосредственного использования на каждой стадии жизненного цикла продукции.

Примечание - К технической документации относятся конструкторская и технологическая документация, техническое задание на разработку продукции и т.д. Техническую документацию можно подразделить на исходную, проектную, рабочую, информационную.

3.32 типовые испытания: Контрольные испытания выпускаемой продукции, проводимые с целью оценки эффективности и целесообразности вносимых изменений в конструкцию или технологический процесс.

3.33 условия эксплуатации: Совокупность изделий, средств эксплуатации, исполнителей и устанавливающей правила их взаимодействия документации, необходимых и достаточных для выполнения задач эксплуатации.

3.34 участник: Поставщик, явным образом принявший участие в соответствующих процедурах.

3.35 эксплуатация: Стадия жизненного цикла изделия, на которой реализуется, поддерживается и восстанавливается его качество.

Примечание - Эксплуатация изделия включает в себя в общем случае использование по назначению, транспортирование, хранение, техническое обслуживание и ремонт. (Для специальных видов техники номенклатура видов ремонтов, входящих в эксплуатацию, устанавливается в отраслевой нормативной документации).

3.36 эксплуатационные испытания: Испытания объекта, проводимые при эксплуатации.

Примечание: одним из основных видов эксплуатационных испытаний является опытная эксплуатация. К эксплуатационным испытаниям может быть в некоторых случаях отнесена также подконтрольная эксплуатация.

3.37 электростанция: Энергоустановка или группа энергоустановок для производства электрической энергии или электрической энергии и тепла.

4 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

ОГК- оптовая генерирующая компания;

о.е. - относительные единицы;

ТУ - технические условия;

ТЭС - тепловая электростанция;

У - климатическое исполнение изделия, предназначенного для эксплуатации на суше, реках, озерах в условиях макроклиматического района с умеренным климатом;

УХЛ - климатическое исполнение изделия, предназначенного для эксплуатации на суше, реках, озерах в условиях макроклиматического района с умеренным и холодным климатом;

О - климатическое исполнение изделия, предназначенного для эксплуатации на суше, реках, озерах в условиях всех макроклиматических районов кроме макроклиматического района с очень холодным климатом (общеклиматическое исполнение);

Т - климатическое исполнение изделия, предназначенного для эксплуатации на суше, реках, озерах в условиях макроклиматических районов как с сушим, так и с влажным тропическим климатом.

5 Требования к электродвигателям, которые необходимо учитывать при их закупке

5.1 Требования к техническим характеристикам электродвигателей

5.1.1 Поставляемые двигатели должны соответствовать требованиям ГОСТ 183, ГОСТ 9630 и ГОСТ Р 51757.

5.1.2 Номинальный режим работы двигателей - продолжительный S1 по ГОСТ 183.

5.1.3 Двигатели должны сохранять номинальную мощность при длительных отклонениях напряжения и частоты от номинальных значений:

Напряжения - не более +10 %;

Частоты - не более +2,5 %;

Напряжения и частоты (одновременно) - при сумме абсолютных значений отклонений, не превышающей 10 %, если отклонение частоты не превышает 2,5 %.

При длительной работе двигателей при указанных выше отклонениях напряжения и частоты температура активных частей двигателей может быть выше установленной в ГОСТ 183.

5.1.4 Двигатели должны сохранять номинальную мощность при аварийных отклонениях частоты:

От 49 до 48 Гц - продолжительностью не более 5 мин за один аварийный режим, не более 25 мин - за год и не более 750 мин за срок службы;

От 48 до 47 Гц - продолжительностью не более 1 мин за один аварийный режим, не более 8 мин - за год и не более 180 мин - за срок службы;

От 47 до 46 Гц - продолжительностью до 10 с за один аварийный режим и не менее 30 мин за срок службы.

5.1.5 Двигатели должны быть рассчитаны на кратковременную работу до 60 с с номинальной нагрузкой при номинальной частоте питающей сети и снижении напряжения до 75 % номинального значения.

5.1.6 Двигатели должны сохранять номинальную мощность при работе от сети напряжением:

Имеющим коэффициент не синусоидальности кривой линейного напряжения не более 5 %.

5.1.7 Двигатели должны обеспечивать номинальную нагрузку при температуре охлаждающей воды от 1 до 33 °С.

5.1.8 Номинальные значения кратности начального пускового, минимального и максимального моментов и начального пускового тока двигателей должны соответствовать ГОСТ 9630. При этом минимальное значение кратности максимального момента двигателей для привода насосов должно быть не менее 2,0 о.е.

Для двигателей трактов топливоприготовления и топливоподачи значения кратности пускового и максимального моментов должны соответственно составлять не менее 1,4 и 2,5 о.е., при этом кратности начальных пусковых токов могут превышать значения, приведенные в ГОСТ 9630.

5.1.9 Номинальные значения коэффициента полезного действия и коэффициента мощности должны быть установлены в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.1.10 Двигатели должны выдерживать прямой пуск от полного напряжения сети и обеспечивать пуск механизма как при номинальном напряжении сети, так и при напряжении не менее 80 % номинального в процессе пуска.

В технически обоснованных случаях допускается по согласованию устанавливать более низкое значение напряжения, но не менее 75 % номинального для наиболее мощных двигателей.

Значения моментов сопротивления на валу двигателей при пусках, а также допустимых моментов инерции приводимых механизмов должны быть установлены в технических условиях на двигатели конкретных типов.

5.1.11 Двигатели должны обеспечивать:

Два пуска подряд из практически холодного состояния;

Один пуск из горячего состояния;

Последующие пуски через 3 ч.

5.1.12 Двигатели должны быть рассчитаны напусков за срок службы (при мощности до 5000 кВт включительно) или 7500 пусков (при мощности двигателя более 5000 кВт).

5.1.13 В пределах числа пусков по 5.1.12 двигатели должны допускать до шести пусков за сутки (при пусконаладочных работах - до восьми пусков за сутки), а за год:

Насосная группа механизмов00 пусков;

Питательные насосы00 пусков;

Тягодутьевые механизмы00 пусков;

Механизмы топливоприготовления000 пусков;

Механизмы топливоподачи - до 2500 пусков,

При этом меньшие значения относятся к двигателям мощностью более 5000 кВт.

5.1.14 Вертикальные двигатели, воспринимающие осевую нагрузку на вал, должны соответствовать требованиям 5.1.12 и 5.1.13 при условии замены деталей подшипниковых узлов с периодичностью, указанной в инструкции изготовителя.

5.1.15 Пуск двухскоростных двигателей до большей частоты вращения должен происходить ступенчато через меньшую частоту вращения. В случае необходимости двухскоростные двигатели должны допускать бесступенчатый пуск до большей частоты вращения. Число таких пусков должно быть указано в технических условиях на конкретные двигатели.

Коммутация таких двигателей должна производиться не более чем двумя выключателями.

5.1.16 Двухскоростные двигатели должны допускать шесть переключений схемы соединений обмотки статора (изменений частоты вращения) в сутки.

5.1.17 По условиям крепления обмотки статора двигатели должны допускать повторную подачу питания при векторной сумме остаточного напряжения на шинах собственных нужд, к которым подключен двигатель, и вновь подводимого напряжения питания, не превышающего 180 % номинального.

Двухскоростные двигатели, работающие на большей частоте вращения, при повторной подаче напряжения должны обеспечивать самозапуск на той же частоте вращения.

Количество режимов с повторной подачей питания за срок службы двигателя - не более 500.

5.1.18 Двигатели должны изготовляться с подшипниками качения или скольжения. Тип смазки подшипников - по ГОСТ 9630.

Подшипники должны быть оснащены датчиками теплоконтроля.

Двигатели мощностью 630 кВт и более, предназначенные для эксплуатации в тяжелых условиях (углеразмольные механизмы, дымососы и т.п.), по согласованию должны быть оснащены датчиками вибрации подшипников.

5.1.19 Подшипники скольжения с принудительной смазкой под давлением должны работать при температуре подаваемой смазки от 30 °С до 45 °С. При прекращении подачи смазки подшипники должны допускать работу не менее 2 мин с номинальной частотой вращения и в дальнейшем на выбеге агрегата при согласованных режимах.

5.1.20 Для двигателей с принудительной смазкой подшипников должна быть предусмотрена возможность использования для смазки негорючей жидкости.

5.1.21 В двигателях должен быть предусмотрен тепловой контроль обмотки и сердечника статора, охлаждающего воздуха и охлаждающей воды на входе и выходе из воздухоохладителя в соответствии с ГОСТ 9630.

5.1.22 Двигатели мощностью 3000 кВт и более должны иметь схему обмотки «звезда» и встроенные трансформаторы тока для дифференциальной защиты, которые выбираются по номинальному значению тока статора.

5.1.23 Допустимые вибрации двигателей - по ГОСТ 20815.

5.1.24 Допустимые уровни шума односкоростных двигателей - по ГОСТ 16372, а двухскоростных двигателей - по ГОСТи техническим условиям на двигатели конкретных типов.

5.1.25 Номенклатура и значения показателей надежности должны быть указаны в технических условиях на двигатели конкретных типов, включая:

Срок службы до капитального ремонта - восемь лет;

Расчетный срок службы подшипников качения - не менееч - для двухполюсных двигателей,ч - для вертикальных двигателей и не менееч - для остальных типов двигателей.

5.1.26 Комплектность двигателей - по стандартам и техническим условиям на двигатели конкретных типов, включая ремонтную документацию по ГОСТ 2.602.

В комплект поставки двигателя с принудительной смазкой подшипников должна входить маслостанция, если для подшипников приводимого механизма принудительной смазки не требуется.

5.1.27 Маркировка двигателей - по ГОСТи техническим условиям на двигатели конкретных типов.

5.1.28 Упаковка двигателей - по ГОСТи техническим условиям на двигатели конкретных типов.

5.2 Требования к конструкции электродвигателей

5.2.1 Класс нагревостойкости электроизоляционных материалов, применяемых в двигателях, должен быть не ниже В по ГОСТ 8865.

5.2.2 Выводные устройства двигателей должны быть изготовлены в соответствии с требованиями ГОСТ 9630.

5.2.3 Обмотка статора двигателей должна иметь шесть выводных концов, закрепленных в выводном устройстве: три конца являются выводами трех фаз, а остальные три конца соединяются вместе в нулевую точку. По согласованию соединение выводных концов в нулевую точку может выполняться в отдельной коробке.

5.2.4 Двухскоростные двигатели должны быть оснащены вводными устройствами для каждой частоты вращения.

5.2.5 Класс нагревостойкости изоляции выводных концов должен соответствовать классу нагревостойкости изоляции обмотки статора.

5.2.6 Конструкция выводного устройства должна обеспечивать возможность подключения и уплотнения одного или двух трехжильных питающих кабелей с медными или алюминиевыми жилами. В технически обоснованных случаях по согласованию конструкция выводного устройства должна обеспечивать подключение и уплотнение трех и более трехжильных питающих кабелей.

5.2.7 Двигатели, оснащенные встроенными трансформаторами тока для дифференциальной защиты, должны иметь два выводных устройства: одно - для вывода начала фаз обмотки статора, а второе - для вывода концов обмотки статора, образующих нулевую точку.

5.2.8 Выводные устройства должны допускать разворот с фиксацией через 90° для подвода питающих кабелей с любой стороны. По согласованию выводные устройства двигателей мощностью более 2500 кВт могут допускать разворот с фиксацией через 180°.

5.2.9 Выводные устройства должны допускать отгибание отсоединенных кабелей вместе с узлом крепления на период испытаний.

5.2.10 Подшипниковые узлы двигателей должны соответствовать требованиям ГОСТ 9630. Конструкция лабиринтовых уплотнений подшипника должна исключать вытекание жидкой смазки из корпуса подшипника.

5.2.11 Стояковые подшипники скольжения двигателей должны быть установлены на единую фундаментную плиту двигателя.

Стояковые подшипники двигателей мощностью более 1000 кВт должны быть изолированы от фундаментной плиты и маслопроводов со стороны, противоположной присоединенному механизму.

5.2.12 Двигатели не должны иметь вентиляционных устройств с автономным электропитанием («вентиляторов - наездников»),

5.2.13 Двигатели мощностью более 1000 кВт климатического исполнения У, УХЛ, О, Т (ГОСТ 15150, ГОСТ 15543.1) и способа охлаждения ICA01A61 или ICA01A51 (ГОСТ 20459) в технически обоснованных случаях по согласованию должны быть оснащены встроенными электронагревателями, собранными из групп однофазных нагревателей на 220 В, подключенных к сети напряжением 380 В. Зажимы нагревателей должны быть выведены на клеммную сборку; изоляция проводки нагревателей не должна поддерживать горение.

Конструкция корпуса должна обеспечивать удобство монтажа и демонтажа нагревателей и защиту персонала от случайного прикосновения.

5.2.14 Двигатели со встроенными водяными воздухоохладителями должны иметь конструкцию, обеспечивающую их работоспособность в случае протекания воды из воздухоохладителя, и должны быть оснащены датчиком наличия воды в корпусе.

Рабочее давление воды в воздухоохладителях должно быть не более 600 кПа.

5.2.15 Двигатели со встроенными водяными воздухоохладителями должны быть оснащены дренажным отверстием для отвода конденсата и утечек воды, конструкция которого по степени защиты должна соответствовать ГОСТ 17494.

5.2.16 Соединение двигателей горизонтального исполнения с приводимым механизмом - с помощью муфты, не передающей осевые усилия на вал двигателя. Значения радиальных усилий должны быть установлены в технических условиях на двигатели конкретных типов.

Двигатели вертикального исполнения с фланцевым соединением с приводимым механизмом должны выдерживать осевые и радиальные усилия на валу, передаваемые механизмом, и кратковременное вращение двигателя в обратном направлении. Значения усилий и условия перехода на обратное направление вращения должны быть установлены в технических условиях на конкретные типы двигателей.

5.3 Требования к безопасности электродвигателей

6 Правила приемки электродвигателей, которые необходимо учитывать при организации их закупок

6.1 Для проверки и подтверждения соответствия электродвигателя требованиям технических условий (ТУ), договора на поставку (Контракта) должны проводиться приемочные, квалификационные, приемосдаточные, сертификационные, периодические и типовые испытания.

Приемочные, квалификационные, приемосдаточные, периодические и типовые испытания двигателей должен проводить изготовитель по ГОСТ 183, ГОСТ 9630 и настоящему стандарту.

Сертификационные испытания двигателей должен проводить испытательный центр (лаборатория), аккредитованный на право проведения указанных испытаний в установленном порядке.

В случае невозможности проведения части испытаний на стенде изготовителя эти испытания должны проводиться на месте установки двигателя изготовителем.

6.2 Приемочные испытания проводят на опытном (головном) образце двигателя в следующем объеме:

Испытания по программе приемочных согласно ГОСТ 9630;

Проверка возможности прямого пуска двигателя от сети;

Проверка возможности бесступенчатого пуска двухскоростного двигателя от сети до большей частоты вращения;

Проверка работоспособности подшипниковых узлов скольжения с принудительной смазкой под давлением;

Измерение перепада давления воды в встроенном воздухоохладителе двигателя с замкнутой системой охлаждения;

Испытания на электромагнитную совместимость, т.е. на устойчивость к воздействию электромагнитных помех следующих видов: отклонение напряжения, отклонение частоты, одновременное отклонение напряжения и частоты от номинальных значений, несимметрия и несинусоидальность напряжения питающей сети.

Ресурсные испытания двигателя или его отдельных узлов для определения их работоспособности.

6.3 Приемосдаточные испытания проводят по ГОСТ 9630 в следующем объеме:

Испытания по программе приемосдаточных согласно ГОСТ 9630;

Определение уровня шума;

Проверка целостности воздухоохладителей;

6.4 Квалификационные испытания проводят по ГОСТ 9630 и подразделу 6.2 настоящего стандарта.

6.6 Периодические испытания проводят на одном двигателе из числа прошедших приемосдаточные испытания не реже одного раза в три года по программе периодических испытаний по ГОСТ 9630 и пункта 6.2 настоящего стандарта, за исключением проверки безопасности выводного устройства и ресурсных испытаний.

6.7 Типовые испытания двигателя проводят по ГОСТ 9630.

6.8 Каждый электродвигатель должен быть принят отделом технического контроля соответствующего предприятия-изготовителя.

6.9 В комплект поставки должны входить документы с результатами заводских испытаний.

7 Требования к транспортировке, хранению, условиям эксплуатации электродвигателей, которые необходимо учитывать при организации их закупок

7.1 Транспортирование и хранение электродвигателей - по ГОСТи техническим условиям на двигатели конкретных типов.

7.2 Условия эксплуатации двигателей - по настоящему стандарту, а также по техническим условиям и инструкции по эксплуатации по ГОСТ 2.601 на двигатели конкретных типов.

7.3 Заказчик должен обеспечить эффективную защиту двигателей от многофазных коротких замыканий, неполнофазных режимов, оттоков перегрузки (перегревов), затяжных пусков, перерывов в подаче охлаждающей воды и масла, а также эффективный контроль за тепловым и вибрационным состоянием двигателей по датчикам, установленным изготовителем.

Поставляемые с двигателем датчики должны быть пригодны для подключения к автоматическим системам контроля и диагностики.

7.4 При отсутствии разгона двигателя с присоединенным механизмом до установившейся частоты вращения двигатель должен быть отключен от сети защитой:

Не более чем через 5 с после включения в случае двухполюсного двигателя;

Не более чем через 10 с после включения во всех остальных случаях.

7.5 Двигатели с замкнутой системой вентиляции и встроенными водяными воздухоохладителями должны иметь защиту, действующую на сигнал, при уменьшении потока воды ниже заданного значения и на отключение двигателя, при его прекращении. Кроме того, должна быть предусмотрена сигнализация, действующая при появлении воды в корпусе двигателя.

Водяные воздухоохладители должны быть рассчитаны на нормальную работу при использовании пресной, минеральной и морской воды.

8 Требования, предъявляемые к гарантиям поставщиков электродвигателей

8.1 Поставщик гарантирует соответствие электродвигателя ГОСТ 183, ГОСТ Ри техническим условиям на электродвигатель конкретного типа при соблюдении правил транспортирования, хранения, монтажа и эксплуатации.

8.2 Гарантийный срок - три года с начала эксплуатации двигателя.

Гарантийный срок эксплуатации исчисляется со дня ввода электродвигателя в эксплуатацию, но не позднее 6 месяцев для действующих и 9 месяцев для строящихся объектов со дня поступления к Заказчику.

Гарантийные обязательства действуют до первого ремонта, выполненного без участия завода-изготовителя или без его согласия.

9 Способы закупок электродвигателей и их особенности

9.1 Применяемые способы закупок

9.1.1 Настоящим стандартом предусмотрены следующие способы закупок:

Закупка у единственного источника;

Закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции.

9.2 Особенности отдельных способов закупок

В зависимости от возможного круга участников конкурс может быть открытым или закрытым;

В зависимости от числа этапов конкурс может быть одно-, двух-, и иным многоэтапным;

В зависимости от наличия процедуры предварительного квалификационного отбора конкурс может быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора;

Конкурс может проводиться в виде ценового, если единственным оценочным критерием для выбора победителя выступает минимальная цена предложения.

В зависимости от возможного круга участников запрос предложений может быть открытым или закрытым;

В зависимости от числа этапов запрос предложений может быть одно-, двух и иным многоэтапным;

В зависимости от наличия процедуры предварительного квалификационного отбора запрос предложений может быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора.

9.2.3 Запрос цен в зависимости от возможного круга участников запрос цен может быть открытым или закрытым.

9.2.4 Конкурентные переговоры:

В зависимости от возможного круга участников конкурентные переговоры могут быть открытыми или закрытыми;

В зависимости от наличия процедуры предварительного квалификационного отбора конкурентные переговоры могут быть с проведением или без проведения предварительного квалификационного отбора.

9.2.5 Закупка у единственного источника может осуществляться путем направления предложения о заключении договора конкретному поставщику, либо принятия предложения о заключении договора от одного поставщика без рассмотрения конкурирующих предложений.

9.2.6 Закупка путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции осуществляется по процедурам, определяемым их организатором.

9.3 Предпочтительность способов закупок

9.3.1 При выборе способа закупок, следует учитывать, что открытые являются более предпочтительными, нежели закрытые, конкурентные - более предпочтительными, чем неконкурентные, а конкурсные - более предпочтительными, чем неконкурсные.

9.3.2 Описанная в п. 9.3.1 предпочтительность способов закупок носит общий характер. Решения заказчика в отношении закупок должны приниматься с учетом не только данной предпочтительности, но и конкретной ситуации с обязательным соблюдением условий, указанных в разделе 7 стандарта С-ЕЭС ЗД 2 - (для материнской компании) и разделом 7 приложением Г2 С-ЕЭС ЗД 4 (для дочерних и зависимых обществ).

10 Права и обязанности сторон при закупках электродвигателей

10.1 Права и обязанности организатора закупки

10.1.1 Организатор закупки обязан обеспечить участникам возможность реализации их прав, предусмотренных действующим законодательством Российской Федерации и настоящим стандартом.

10.1.2 Организатор закупки вправе отказаться от проведения любой процедуры закупок после ее объявления:

При открытых конкурсах - в соответствии со сроками, опубликованными в извещении о проведении конкурса, а в отсутствии соответствующих указаний -не позднее 30 дней до дня, установленного для окончания срока подачи заявок; при этом организатор закупки должен учитывать нормы п. 3 статьи 448 Гражданского кодекса РФ;

При неконкурсных способах - в любое время, если иное прямо не указано в закупочной документации;

При закрытых конкурсах - в любое время, но с возмещением приглашенным участникам реального ущерба.

10.1.3 Организатор закупки вправе продлить срок подачи заявок на участие в любой процедуре в любое время до истечения первоначально объявленного срока, если в закупочной документации не было установлено дополнительных ограничений.

10.1.4 Организатор закупки вправе устанавливать требования к участникам процедур закупки, закупаемой продукции, условиям ее поставки и определить необходимые документы, подтверждающие (декларирующие) соответствие этим требованиям.

10.1.5 Организатор закупки вправе требовать от участников документального подтверждения соответствия (продукции, процессов ее производства, хранения, перевозки и др.), проведенного на основании действующего законодательства о техническом регулировании. Организатор закупки не вправе устанавливать в качестве отборочного критерия наличие сертификата добровольных систем сертификации.

10.1.6 Корпоративными стандартами, регламентирующими те или иные виды деятельности, может быть предусмотрено изменение перечня прав и обязанностей организатора закупки, а также особый порядок его определения.

10.1.7 Иные права и обязанности организатора закупки устанавливаются закупочной документацией.

10.1.8 Распределение функций между заказчиком и сторонним организатором закупки определяется договором, подписанным между ними. Такой договор должен содержать, в том числе:

Распределение прав и обязанностей между заказчиком и организатором закупки;

Порядок выполнения процедур закупок;

Права и ответственность обеих сторон в принятии решений по выбору поставщика;

Состав закупочной комиссии и ее председателя, а если это невозможно, то кто и как впоследствии назначит этих лиц;

Оговорку о том, что организатор закупки действует от своего имени, но за счет заказчика;

Пункт о том, что организатор закупки должен соблюдать нормы настоящего стандарта, включая установленный порядок разрешения разногласий;

При проведении переговоров, предусмотренных в рамках тех или иных процедур - кто и по каким вопросам эти переговоры проводит, а также кто и какие решения принимает по результатам переговоров;

Распределения ответственности и расходов при возникновении разногласий в ходе или по результатам проведенной закупки, которые были переданы на рассмотрение третейского или арбитражного суда заказчиком, организатором закупки или третьими лицами;

Размер вознаграждения, который не должен быть более 5 % предполагаемой цены закупки;

Порядок подготовки, согласования, утверждения, предоставления и хранения документов (включая закупочную документацию) по процедуре закупки;

При проведении закупки обязательно оговаривается ответственность стороны, на которую возлагается подписание протокола о результатах конкурса (или договора с поставщиком по результатам конкурса) в случае невыполнения данных действий.

10.2 Права и обязанности заказчика

10.2.1 Вне зависимости от того, является ли заказчик сам организатором закупки или нет, заказчик вправе публиковать на своем сайте, а также предоставлять на дополнительный Интернет-ресурс списки поставщиков, как успешно выполняющих заключенные договоры, так и списки поставщиков, нарушающих обязательство («белые» и «черные» списки) При реализации этого права заказчик должен самостоятельно следить за тем, чтобы публикация указанной информации не нарушала законодательство РФ.

10.3 Права и обязанности участника

10.3.1 Заявку на участие в открытых процедурах вправе подать любое лицо.

10.3.2 В закрытых процедурах вправе принять участие только те лица, которые приглашены персонально.

10.3.3 Коллективные участники могут участвовать в закупках, если это прямо не запрещено закупочной документацией.

10.3.4 При проведении закрытых процедур в закупочной документации обязательно указывается, может ли быть в составе коллективного участника лицо, не приглашенное персонально к участию в закупке. Но в любом случае лидером коллективного участника должно быть только лицо, приглашенное к участию в закупке.

10.3.5 Участник любых процедур имеет право:

Получать от организатора закупки исчерпывающую информацию по условиям и порядку проведения закупок (за исключением информации, носящий конфиденциальный характер или составляющую коммерческую тайну);

Изменять, дополнять или отзывать свою заявку до истечения срока подачи, если иное прямо не оговорено в закупочной документации;

Обращаться к организатору закупки с вопросами о разъяснении закупочной документации, а также просьбой о продлении установленного срока подачи заявок;

Получать от организатора закупки краткую информацию о причинах отклонения и/или проигрыша своей заявки. При использовании этого пункта Участник не вправе требовать предоставления сведений о лицах, принимавших те или иные решения.

10.3.6 Претендовать на заключение договора с заказчиком (организатором закупки), либо на реализацию иного права, возникающее в результате выбора победителем, могут только квалифицированные участники. Квалификационные отборочные критерии не должны накладывать на конкурентную борьбу участников излишних ограничений.

10.3.7 Иные права и обязанности участников устанавливаются закупочной документацией.

10.4 Объем прав и обязанностей, возникающих у победителя

10.4.1 Объем прав и обязанностей, возникающих у победителя конкурса, должен быть четко оговорен в закупочной документации.

10.5.1 Заказчик или организатор закупки вправе применять преференции только если об их наличии и способе применения в данной закупке было прямо объявлено в закупочной документации, а при проведении конкурса - и в извещении.

10.6 Требования к участникам закупок

10.6.1 Участник закупки должен быть зарегистрированным в качестве юридического лица или предпринимателя без образования юридического лица в установленном порядке, а для видов деятельности, требующих в соответствии с законодательством РФ специальных разрешений (лицензий) - иметь их.

10.6.2 Члены объединений, являющихся коллективными участниками закупок, должны иметь соглашение между собой (иной документ), соответствующее нормам Гражданского кодекса РФ, в котором определены права и обязанности сторон и установлен лидер коллективного участника. В соглашении должна быть установлена солидарная ответственность по обязательствам, связанным с участием в закупках, заключением и последующем исполнением договора.

10.6.3 В случае проведения закрытых закупок к составу и лидеру коллективного участника дополнительно предъявляются требования п. 10.6.2.

10.6.4 Участник должен составлять заявку по форме, установленной в предоставленной ему закупочной документации. Из текста заявки должно ясно следовать, что ее подача является принятием (акцептом) всех условий заказчика (организатора закупки), в том числе согласием исполнять обязанности участника.

10.6.5 Иные требования устанавливаются закупочной документацией.

10.7 Права и обязанности закупающих сотрудников

10.7.1 Закупающие сотрудники обязаны:

Выполнять действия, предписанные стандартами С-ЕЭС ЗД 1, С-ЕЭС ЗД 2, С-ЕЭС ЗД 3, С-ЕЭС ЗД 4, С-ЕЭС ЗД 5;

Немедленно докладывать руководству о любых обстоятельствах, которые могут привести к негативным результатам для Заказчика, в том числе о тех, которые приведут к невозможности или нецелесообразности исполнения действий, предписанных настоящим стандартом;

Ставить в известность руководство о любых обстоятельствах, которые не позволяют данному сотруднику проводить закупку в соответствии с нормами стандартов С-ЕЭС ЗД 1, С-ЕЭС ЗД 2, С-ЕЭС ЗД 3, С-ЕЭС ЗД 4, С-ЕЭС ЗД 5.

10.7.2 Закупающим сотрудникам запрещается:

Координировать деятельность участников закупки иначе, чем это предусмотрено действующим законодательством, стандартами С-ЕЭС ЗД 1, С-ЕЭС ЗД 2, С-ЕЭС ЗД 3, С-ЕЭС ЗД 4, С-ЕЭС ЗД 5 и закупочной документацией;

Получать какие-либо выгоды от проведения закупки, кроме официально предусмотренных заказчиком или организатором закупки;

Предоставлять кому бы то ни было (кроме лиц, имеющих официальное право на получение информации) любые сведения о ходе закупок, в том числе о рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок;

Иметь с участниками процедур закупок связи, иные, нежели чем возникающие в процессе обычной хозяйственной деятельности;

Проводить не предусмотренные закупочной документацией переговоры с участниками процедур закупок.

10.7.3 Закупающие сотрудники вправе:

Исходя из накопленного опыта проведения закупок рекомендовать руководству внесение изменений в документы, регламентирующие закупочную деятельность;

Повышать свою квалификацию в области закупочной деятельности самостоятельно либо, при наличии возможности, - на специализированных курсах.

10.7.4 На закупающих сотрудников возлагается персональная ответственность за исполнение действий, связанных с проведением закупки.

10.8 Разрешение разногласий, связанных с проведением закупок

Разрешение разногласий осуществляется в соответствии с действующим законодательством и разделом 9 стандарта С-ЕЭС ЗД 2 (для материнской компании) и разделом 9 приложением Г2 С-ЕЭС ЗД 4 (для дочерних и зависимых обществ).

11 Процедуры закупок

Процедуры закупок определены разделом 8 стандарта С-ЕЭС ЗД 2 (для материнской компании) и разделом 8 приложения Г2 С-ЕЭС ЗД 4 (для дочерних и зависимых обществ).

Ключевые слова: электродвигатель, поставка, норма, требование

Руководитель организации-соисполнителя Филиал ОАО «Инженерный центр

Вся полученная прибыль с сайта идет на развитие проекта, оплату услуг хостинг-провайдера, еженедельные обновления базы данных СНИПов, улучшение предоставлямых сервисов и услуг портала.

Скачайте «СТО.29.160.30.. Электродвигатели. Условия поставки. Нормы и требования» и внесите свой малый вклад в развитие сайта!

Перепечатка материалов сайта только с разрешения правообладателей.

Что нужно для правильного выбора электродвигателя? Его основные электрические характеристики – это:

  • номинальное напряжение;
  • номинальная мощность;
  • скорость вращения вала.

Но двигатели могут работать по-разному. Самый легкий для электромотора режим работы описывается выражением «запустил и забыл». В момент запуска двигатель потребляет ток, в несколько раз больший номинального. Затем ток не изменяется во времени, механическая нагрузка на валу стабильна. При этом обмотки и магнитопроводы нагреваются до рабочей температуры, которая также остается постоянной.

Но двигатели приводят во вращение механизмы различного назначения. Некоторые из них требуют частых запусков и остановок, изменений направления вращения . Наглядный пример – работа электродвигателей в составе грузоподъемных механизмов: кранов, лебедок, тельферов. Оператор не даст отдохнуть электромотору, а будет манипулировать им столько, сколько потребуется для выполнения работы по перемещению груза. То же происходит с электродвигателями металлообрабатывающих станков: при установке детали, подгонке ее положения и в процессе обработки требуется неоднократные запуски и остановки станка и изменения направления вращения.

Нагрузка на валу также не всегда остается постоянной. В технологических процессах нередки случаи работы электродвигателей с резкопеременной загрузкой. Есть продукт – двигатель загружен, закончился – работает в холостую.

Все это приводит к изменению во времени электрических характеристик электродвигателей: тока и мощности. Но главное – изменяется характер нагрева обмоток и магнитопроводов. Потери на нагрев обмоток называются мощностью потерь в меди , а железа магнитопроводов – мощностью потерь в стали . Первые происходят за счет выделения тепла на активном сопротивлении обмотки, вторые – нагрева вихревыми токами, возникающими под действием магнитного поля. Для снижения потерь от вихревых токов магнитопроводы изготавливают из пакета тонких пластин. Их изолируют друг от друга, покрывая лаком. Но полностью избавиться от вихревых токов невозможно.

Так как при запуске двигатель потребляет повышенный ток, то и мощность, рассеиваемая в виде потерь в стали и меди, в момент пуска возрастает. Если после запуска мотор продолжает работу с постоянной нагрузкой, то пусковой нагрев не успевает оказать существенного влияния на его температуру. Если же запуски происходят постоянно, то установившаяся температура становится больше той, что была бы в случае продолжительной работы.

Перегрев электродвигателя снижает срок службы изоляции обмоток и стальных листов магнитопровода. При изготовлении ее рассчитывают на определенную температуру, а при ее превышении изоляция быстрее теряет свои характеристики.

Другим фактором, влияющим на срок службы электродвигателя, является механические воздействия на его детали . На проводник с током в магнитном поле действует сила, стремящаяся его переместить, сдвинуть с места. Прохождение пускового тока через обмотки приводит к увеличению на них механических нагрузок. Усилие передается на элементы, фиксирующие обмотки в пазах статора и ротора, расшатывает их.

Механические усилия испытывают и другие элементы конструкции электродвигателя: вал ротора, места крепления магнитопроводов, подшипники.

Почему нельзя учесть все эти факторы и изготавливать все электродвигатели способными им противостоять? Все дело в стоимости. Для ровной и продолжительной работы электродвигатель можно изготовить дешевле. А для эксплуатации в тяжелых условиях потребуются дополнительные усиления конструкции, изоляции, что вызовет удорожание двигателя в целом.

Поэтому, помимо основных электрических характеристик, электродвигателям устанавливают типовые режимы работы. Обозначаются они сокращениями от S1 до S10, и для каждого из них есть свое описание.

Рассмотрим основные особенности каждого из них.

S1 — продолжительный режим

Самый легкий и простой режим работы. Электродвигатель, будучи включенным, работает продолжительное время с неизменной нагрузкой. Он разогревается до рабочей температуры, после чего параметры работы не изменяются.

S2 — кратковременный режим

Электродвигатель включается на непродолжительное время и постоянную нагрузку. Времени работы недостаточно для того, чтобы был достигнут номинальный тепловой режим, а времени паузы после нее хватает, чтобы двигатель остыл практически до температуры окружающей среды.

В обозначение режима после S2 добавляется числовое значение продолжительности нагрузки в минутах.

S3 — повторно-кратковременный периодический режим

Последовательность режимов S2, повторяющихся с определенной частотой. При этом двигатель работает с неизменной нагрузкой, время покоя сменяется временем работы. То пуска не влияет на установившуюся температуру.

После обозначения S3 в маркировке указывается коэффициент циклической продолжительности включения (К=∆tр/Т) в процентах.

S4 — режим S3 с пусками

В этом режиме продолжительность работы становится соизмеримой с продолжительностью пуска. В результате цикл работы выглядит так: «пуск-работа-остановка». Он циклически повторяется.

Параметрами режима являются:

  • коэффициент К=∆tр/Т;
  • момент инерции двигателя (Jд), в кг∙м 2
  • момент инерции нагрузки (Jн), в кг∙м 2

Их значения указываются после знака S4.

S5 — режим S3 с электрическим торможением

По сравнению с предыдущим в цикл работы добавляется электрическое торможение, физический смысл которого – преобразование механической энергии вращения вала двигателя обратно в электрическую. При этом происходит отбор энергии от вала, и он быстрее останавливается.

Виды электрического торможения:

  • реверсивное (запуск вращающегося электродвигателя в обратную сторону);
  • реостатное (отключенная от сети обмотка статора подключается к тормозным резисторам);
  • рекуперативное (энергия вращающегося мотора заряжает аккумуляторы или отдается в сеть);
  • динамическое (отключенная от сети переменного тока отмотка статора подключается к источнику постоянного тока);
  • комбинации способов между собой.

После обозначения S5 указываются параметры, аналогичные режиму S4.

S6 — непрерывный периодический режим с кратковременной нагрузкой

Электродвигатель постоянно вращается, но циклически чередуется холостой ход и работа под нагрузкой.

Режим характеризуется коэффициентом К=∆tр/Т.

S7 — режим S6 с электрическим торможением

К режиму S6 добавляется торможение. Параметры те же, что и у S4.

S8 — режим S6 с взаимозависимыми изменениями скорости вращения и нагрузки

Как видно из названия, в этом режиме циклически изменяются нагрузка двигателя и частота его вращения. Причем эти два параметра связаны между собой. Измерение частоты вращения производится, например, путем изменения числа пар полюсов для асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором.

Электродвигатели бывают переменного и постоянного тока. Первые делятся на синхронные и асинхронные , их конструкция надежнее, эксплуатация проще, что допускает использование в производстве бытовой техники для дома, лебедок, компрессоров, насосов, станков, вентиляторов для промышленности. О сроке службы необходимо думать на этапе выбора модели. Если параметры двигателя соответствуют регулярности применения и условиям эксплуатации, он служит долго при условии, что соблюдаются правила эксплуатации.

Сравнение синхронных и асинхронных электродвигателей

Оба вида этого оборудования работают от переменного тока. Скорость синхронных двигателей постоянная, частота вращения магнитного поля равна частоте вращения ротора .


Отличительные особенности:

  • коэффициент мощности до 0,9;
  • КПД на 1-3% выше, чем у асинхронного оборудования;
  • высокая прочность благодаря сравнительно большому воздушному зазору;
  • низкая чувствительность к скачкам напряжения с электросети;
  • возможно использование для повышения коэффициента мощности на производстве.

Важно! К недостаткам можно отнести сравнительно высокую стоимость и сложность аппаратуры, используемой для пуска.


Уязвимые узлы:

  • графитные щетки и подшипники (быстро снашиваются);
  • относительно слабая пружина для прижимания щеток к коллектору;
  • тонкосъемное кольцо, склонное к скоплению налета из грязи.

Повышенного внимания требуют щетки. Если графит полностью стирается, повреждается токосъемное кольцо. При его выходе из строя двигатель перестает функционировать.


В асинхронных двигателях частота вращения магнитного поля отличается от частоты вращения ротора. Конструкция простая, эксплуатация более надежная. При отсутствии перегрузок это оборудование служит долго.


Преимущества асинхронной конструкции:

  • простота производства;
  • сравнительно низкая стоимость;
  • минимум затрат на эксплуатацию;
  • подключение к сети без преобразователей (если отсутствует необходимость регулировать скорость).

При выборе необходимо учесть минусы:

  • низкий коэффициент мощности и КПД (по сравнению с синхронными моделями);
  • повышенная зависимость от напряжения в электросети;
  • большая величина пускового тока и незначительный пусковой момент;
  • невозможность регулировать скорость, если подключать прямо к сети.

Внимание! Самое уязвимое место – подшипники, но их замена проблем не создает.

Как продлить срок службы двигателей переменного тока

Чтобы этот вид оборудования служил долго, необходимо:

  • верно выбрать модель;
  • правильно установить;
  • соблюдать советы производителя по эксплуатации;
  • своевременно проводить техническое обслуживание;
  • контролировать температуру во время работы;
  • следить за состоянием обмотки;
  • мгновенно реагировать на посторонний шум и повышенную вибрацию.

При выборе электродвигателя следует учесть:

  • требуемые обороты и мощность;
  • способ монтажа и напряжение;
  • величину КПД и коэффициента мощности;
  • дополнительные требования, связанные с условиями эксплуатации.

При монтаже используется лебедка, таль или кран. Перед началом работы следует проверить допустимую нагрузку подъемного устройства. При установке можно использовать только инструменты, не имеющие дефектов. При центровке, замене смазки, проверке зазоров, регулировке щеток обязательно отключение рубильника.


Предотвратить сбои помогает регулярный осмотр во время работы. Необходимо периодически затягивать крепления и болты, очищать поверхность. Не менее важен контроль за соответствием показателей тока заводским параметрам.


Срок службы электродвигателя напрямую зависит от срока службы изоляции . Для каждого класса установлен допустимый уровень температуры. Его превышение способствует разрушению изоляционного материала.


Внимание! Если оборвалась обмотка, единственное верное решение – перемотать. Скручивать или спаивать ее нельзя. В процессе перемотки важно соблюдать параметры сечения и количество витков.


Важно правильно выбрать оборудование, обеспечивающее аварийное отключение. Самыми эффективными считаются приборы максимальной токовой защиты (МТЗ).


Во время работы следите, чтобы вибрации и шум не превышали допустимый уровень. Отклонения свидетельствуют о неисправности механизма , которую необходимо найти и устранить немедленно.


Выбор электродвигателя осуществляется с учетом конструкции, режима работы, мощности, условиям пуска. Если самостоятельно рассчитать параметры не получается, желательно посоветоваться с опытным механиком или консультантом магазина. Любая ошибка при покупке может обернуться выходом из строя машины, для которой электродвигатель предназначен, и дополнительными финансовыми затратами.