Тематические смены и дни. Техника индивидуальной беседы с ребенком Беседы для детей в летнем лагере

Беседа по ОБЖ на летнюю тематику для учащихся начальных классов

Тематическая беседа в летнем лагере "Осторожно, осы!" для начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 городской округ Самара
Описание Данный материал можно использовать учителям начальных классов,для проведения уроков окружающего мира, ОБЖ, внеклассных мероприятий для учащихся начальной школы и среднего звена.
Цель Организация познавательного досуга
Задачи:
-проверить знания учащихся об осах;
- расширить кругозор детей о многообразном и удивительном мире насекомых;
- познакомить учащихся с интересными фактами из жизни ос;
- прививать интерес учащихся к осам и бережное отношение к ним;
- развивать логическое мышление, познавательные способности и память учащихся.

Ход мероприятия

Учитель
Добрый день, ребята! Угадайте о ком мы сегодня с вами побеседуем?
Желто-черная тельняшка,
Вовсе даже не букашка,
Любит сладости и мед,
Мясо ест и мух жует.
Злюка лезет в рот, глаза,
Эта хищница... (оса).
Правильно, это оса. Что вы знаете об этом насекомом?
(Ответы детей)
Учитель
Мне хотелось бы поподробнее поговорить об этом интересном насекомом. Итак:
Ученик
Полосатая оса,
Пролетала мимо,
Вдруг, заслышав голоса,
Говорит игриво:
«Мне сегодня одиноко,
Не хотите ль поиграть?
Жало спрячу я далеко,
Вас не стану обижать!»
Мы обидеть не хотели,
Но не стали рисковать,
Как же нам на самом деле
В игры с осами играть?
«Ты, оса, не обижайся!
Мы - не осы, мы же люди!
Ты к подружкам возвращайся -
Одинокою не будешь!»
Учитель
Казалось бы, пестрый окрас этих миниатюрных и утонченных насекомых должен привлекать птиц, но последние стараются облетать ос стороной, понимая, что могут сильно пострадать.
В отличие от пчел, осы строят свои гнезда и создают семьи в одиночку. Так, весной одна самка строит гнездо и откладывает туда яйца. Примерно через 26 дней вылупливаются личинки, которые первое время едят принесенный «мамой» корм. Примечательно, что рождаются все взрослые особи одного пола – самки. У них от природы недоразвитые яичники, поэтому они не могут произвести потомство и занимаются лишь заботой о доме.


Жаль, что осы не издают таких звуков, как пчелы. Рассерженных пчел боятся даже огромные слоны, которые хулиганят, выкорчевывая деревья.


Придумали: развешивать занятые пчелами улья, тогда слоны стали обходить такие деревья стороной. Некоторые осы, а еще шмели, пчелы - общественные насекомые. Их тело разделено на голову, грудь и брюшко.


На конце брюшка насекомых могут быть видоизменены конечности: жало, яйцеклады. Оса - перепончатокрылое жалящее насекомое. Слюнные железы насекомых развиты, а вот пищеварительная - печень - отсутствует. Еда переваривается благодаря ферментам слюны и сокам, выделяемым эпителиями средней кишки. Самки ос обеспечивают своих личинок обездвиженными насекомыми, их личинками, паукми.


Свои гнезда они строят под землей - в покинутых норах мышей, полевок и других мелких зверьков, в дуплах или на ветвях деревьев, на чердаках различных строений. Гнездо всегда состоит из горизонтальных сотов с обращенными вниз отверстиями ячеек. Осиное гнездо представляет собой несколько шаров, вставленных один в другой. Причем само гнездо помещается во внутреннем шаре.




Осы не выделяют воска, как пчелы, и строят свои гнезда из переработанной древесины. Насекомое скоблит крепкими челюстями-жвалами старую, выветрившуюся древесину, разжевывает ее, склеивает слюной древесные волокна, и получается строительный материал, похожий на оберточную бумагу.
Самые большие из роевых ос - шершни - обычно устраивают свое гнездо в дупле. Гнездо достигает размеров большого ведра. Шершни изготовляют массу для постройки гнезда из молодой зеленой коры деревьев. Поэтому их ячейки буровато-желтого цвета и очень ломкие.


Осиная семья существует только одно лето. Весной перезимовавшая самка делает несколько чашеобразных неглубоких ячеек и откладывает в каждую из них по яйцу. Пока оса-строит новые ячейки, в старых выводятся личинки. Сначала матка кормит их сахаристыми веществами, собранными с цветков и плодов, а затем насекомыми. Схватив, например, муху, оса убивает ее жалом и отгрызает крылья и ноги, а мясистые части пережевывает, превращая в мягкие комочки, которыми и кормит личинок.

Осы хорошо охраняют и защищают свое гнездо, у них есть своего рода сторожевые - по их сигналу об опасности из гнезда быстро выползают десятки ос, и тогда плохо приходится врагу. И все же можно долго простоять возле осиного гнезда, даже осторожно брать ос пинцетом и не быть ужаленным. Нужно лишь спокойно вести себя, не делать резких движений. Ползающая по руке оса не ужалит, если ее не беспокоить.
Осы приносят пользу, уничтожая вредных насекомых, а ущерб от порчи ими плодов невелик. Больше вреда от шершней: они обгладывают кору молодых деревьев и поедают пчел. Поселившись вблизи пасеки, они за лето могут уничтожить тысячи пчел.
Как вы думаете осы опасны для человека?
(Ответы детей)
Ученик
Очень на пчелу похожа,
Только чуть поярче цвет,
Если сильно растревожить -
От нее отбоя нет!
Как ужалит больно-больно!,
Так опухнет весь укус!
Лучше быть с ней осторожно,
Я осу всегда боюсь!
Обойду ее сторонкой,
Пусть летит себе тихонько!
Учитель
Шершни и осы – настоящие агрессоры, жалящие просто так, по настроению. Осы и шершни имеют гладкое острое жало, легко проникающее в кожу и обратно, поэтому эти насекомые могут кусаться многократно, всякий раз впрыскивая в жертву определённую дозу яда.
Рассерженные пчёлы и осы чаще набрасываются на тех, у кого аллергия на их укусы. Как они это распознают – загадка для учёных.
Чаще всего лесные осы строят гнёзда в ветвях деревьев и кустов, а представители вида оса средняя – под крышами домов, в сараях, на чердаках. Именно этот вид больше всего доставляет беспокойство людям, поселяясь по соседству и претендуя на занимаемую территорию. Именно они встречаются на сладких спелых фруктах в саду и кружатся над кухонным столом, привлеченные каким-либо запахом.


С одной стороны, осы делают много полезного: опыление цветущих растений, истребление вредных насекомых. Но с другой стороны, их агрессия и укусы опасны для здоровья человека. Обнаружив у себя на даче это неприятное соседство, постарайтесь от него избавиться. Если есть возможность, обратитесь в МЧС, вызванная бригада всё сделает. Если такой возможности нет, действовать придётся самостоятельно.
Конечно, нужно соблюдать некоторые правила обращения с осами:
1.Гуляя на природе, обходите стороной старые дуплистые деревья и не поддавайтесь соблазну пробежаться босиком по зеленому лугу с шелковой травкой и душистыми цветами – и в дуплах, и в траве могут быть осы и подобные небезопасные насекомые.


2. После купания в реке сразу же насухо вытирайте тело, оно привлекает насекомых, как и пот, и различный парфюм.


3.Пикник на природе – замечательный вид отдыха, но избегайте пить и держать открытыми сладкие напитки и фрукты, они за много метров своими ароматами привлекут нежеланных гостей.


4. Не стоит носить слишком яркую одежду, если планируете находиться в месте скопления насекомых – осы и пчёлы бурно реагируют на яркие расцветки, принимая ткань за цветы.


5. Если к вам подлетела оса или пчела, сохраняйте спокойствие, оставайтесь неподвижными, не размахивайте руками и не делайте резких движений – это может спровоцировать агрессию.
6. Аллергическая реакция на укусы насекомых является одной из самых опасных для жизни. В тяжёлых случаях возникают обширные отёки, крапивница, рвота, понос, может произойти приступ удушья – всё это приводит к анафилактическому шоку, который заканчивается смертью, если не оказать помощь вовремя.
7. Правила безопасности с особой строгостью следует соблюдать тем, у кого есть аллергия на укусы насекомых. Кроме всего вышесказанного, такие люди должны в весенне-летний период всегда иметь при себе антигистаминные препараты, чтобы при необходимости сразу их принять. Будьте внимательны, берегите себя и своих близких!
Учитель
О каком насекомом мы сегодня с вами говорили?
(Ответы детей)
Что интересного вы узнали о них?
(Ответы детей)
Нужно ли быть осторожными в поведении с осами?Нужно ли соблюдать правила поведения?
(ответы детей)
Думаю, что эта беседа вам поможет правильно себя вести с окружающими нас насекомыми, в частности с осами, которые летом приносят нам иногда неприятности.
Ученик
Осы дружною семьей,
Вечером, не поздно,
Возвращаются домой,
Обсуждая грозно:
Как сегодня, на полях,
Шмель мешал работе,
Выбирая второпях,
Лучшие угодья!
«Завтра не дадим шмелям,
Лучшие цветочки!
Весь нектар нужнее нам!
Не дадим, и точка!»
Так всю ночь они жужжали,
Обсуждая свой захват,
Осы, глупые, не знали:
Шмель ни в чем не виноват!
И нектара хватит всем:
И шмелю, и пчелам,
Осы смогут без проблем
Заниматься сбором!
Дружно надо жить со всеми!
Хватит летом всем еды!
Главное - не тратить время,
На ненужные вражды.
Учитель
Думаю, вы согласны, с осами лучше не враждовать! Удачно вам провести время летом и не забывать о том как себя вести в природе.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 Беседа в летнем оздоровительном лагере: «Дружбой дорожить умейте!» Подготовила: социальный педагог МАОУ лицея 102 Пережогина И.Н. Цель: знакомство детей с правилами дружбы. Задачи: 1) показать важность истинных друзей в жизни человека; 2) научить доброжелательности и снисходительности, стремлению понимать друг друга; 3) научить разделять радости и печали друзей. Анкета: (проводится заранее, наиболее удачные ответы ребят зачитываются) 1. Есть ли у тебя друг? 2. Какие черты характера, качества своего друга ты ценишь? 3. Готов ли твой друг поступиться своими интересами, если этого требуют твои дела, твоё благополучие? 4. Какие проступки ты смог бы простить своему другу? 5. Чего не смог бы ты ему простить? 6. Всегда ли ты говоришь другу правду? 7. Всегда ли ты принципиален в дружбе? Можешь ли ты выступить против друга, если тот не прав? 8. Помогает ли тебе дружба в жизни, в учёбе? 9. Может ли дружба сделать человека лучше, избавить его от недостатков? Ведущий: Тема нашей беседы: «Дружбой дорожить умейте!». Поэтому мы с вами сегодня поговорим о дружбе. Во все времена и у всех народов очень высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близкими, тот себе заклятый враг», - писал в VII веке Шота Руставели. Нет народа, у которого не было бы легенд, пословиц и

2 поговорок о дружбе. В дружной работе, в общем отдыхе, вообще в совместной жизни, во взаимовыручке народ усматривал силу. Попробуем вспомнить пословицы о дружбе. Я начну, а вы продолжайте. 1. Все за одного, а один за..(всех). 2. С миру по нитке - голому.. (рубаха). 3. Семеро одного (не ждут). 4. Один в поле.(не воин). 5. Старый друг лучше.. (новых двух). 6. Нет друга, ищи, а нашёл...(береги). 7. Где лад, там и.. (клад). Ведущий: Видите, как много пословиц сложил народ о дружбе, и это только малая часть. А теперь послушайте поговорки о дружбе и объясните их смысл: 1. Трусливый друг опаснее врага (в трудную минуту трусливый друг может испугаться и подвести). 2. Доброму коню найдется много хозяев, хорошему человеку - много друзей (хорошего коня многие захотят купить, а с хорошим человеком многие захотят подружиться. 3. Неверный друг, что дырявая шуба (в дырявой шубе в мороз холодно, а неверный друг подведёт в сложной ситуации). 4. Кто себе друзей не ищет, самому себе враг (без надёжных друзей человеку в жизни тяжело, поэтому надо искать себе друзей и самому быть надёжным другом). 5. Дерево крепко корнями, а человек друзьями (чем глубже и крепче корни у дерева, тем оно лучше противостоит непогоде, чем крепче человеческая дружба, тем легче переносятся человеком удары судьбы). 6. Дружба, что стекло: расколешь - не соберёшь (разбитое стекло уже не вставишь в окно. Если обидишь друга, то можешь потерять его навсегда).

3 7. Дружба дружбе рознь - иною хоть брось (когда друзья ссорятся и не умеют дружить или плохо влияют один на другого, то такая дружба идёт только во вред). 8. Горы и камни разрушаются ветром, людская дружба - словом (обидные и несправедливые слова могут разрушить дружбу, поэтому нужно очень осторожно обращаться с критикой в адрес своего друга, деликатно и необидно говорить о недостатках друзей). 9. Хочешь дружбы - будь другом (когда сам научишься дружить, тогда и друзья появятся. Каждый человек ценит в другом хорошие качества друга). Ведущий: Слово «дружба» по своему значению тесно связана с таким понятием, как родственная близость. Дружба предполагает взаимную помощь и эмоциональную близость, т.е. сходство чувств, переживаний. Вот что сказал о дружбе великий Вильям Шекспир: «Настоящий друг везде верен в счастье и в беде; Грусть твоя его тревожит Ты не спишь - он спать не может, и во всём без дальних слов он помочь тебе готов» Как вы думаете, какого друга можно назвать настоящим? А каким бы ты хотел видеть своего друга? Чего бы ты желал от друга? (Озвучиваются результаты анкеты) Ведущий: Из ваших ответов можно сделать вывод, что от друга требуется немного: понимание. Немного?! Но подумайте, сколько разных составляющих включаем мы в это понятие.

4 От друга ищут верности, у друга ищут поддержки - помощи в трудную минуту. К другу идут с радостью - он разделит её с вами. Друг поймёт ваши заветные мечты, сохранит ваши тайны. Но можно ли представить друга завистливым? А высокомерным? А какие ещё слова не совместимы с понятием «дружба»? (ответы учащихся) Ведущий: Друг не может быть злобным и самовлюблённым. Также не соединяются с понятием «дружба» жадность и хвастливость, тщеславие и зазнайство, мелочность и чёрствость. Друг - это всегда серьёзно. Тот, кто хочет дружить, должен научиться этому. И начинать надо с самого себя. Вы должны в себе самом найти ответ - готовы ли встретить друга? Разговор с самим собой должен быть честным: интересен ли я самому себе, не скучно ли мне с собой? Умею ли я сам с собой обращаться? Ведь именно с тем, что содержится в человеке, выходит он к людям, только своими человеческими качествами он может заслужить дружбу. Мы с вами проводили тест, который помог вам определить, добрый ли у вас характер? Сейчас я озвучу его результаты. Тест «Добрый ли у вас характер» 1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер? 2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности? 3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам? 4. Приятно ли вам, когда незнакомый сверстник говорит вам: «Эй, ты, поди сюда». 5. Способны ли вы ударить кошку или собаку? 6. Часто ли вы болеете? 7. Часто ли вам хочется поменять парту, за которой вы сидите?

5 8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, понимая, что это ошибка? 9. Тяготят ли вас общественные обязанности? 10. Способны ли вы более пяти минут ждать опаздывающего товарища, не проявляя при этом нетерпения? 11. Часто ли вам приходит в голову мысль о вашей невезучести? 12. Сохранили ли вы свои детские игрушки? 13. Можете ли с улыбкой воспринимать подшучивания друзей? 14. Нравится ли вам бывать в кругу вашей семьи? 15. Злопамятны ли вы? 16. Случается ли вам быть с утра в плохом настроении? 17. Раздражает ли вас классическая музыка? 18. Раздражает ли вас присутствие в вашем доме чужих людей, находящихся у вас более часа? Обработка результатов: Поставьте себе по одному очку за положительный ответ на вопросы: 3, 9, 10, 13, 14; по одному очку за каждый отрицательный ответ на вопросы: 1, 2, 4, 5, 6, 7, 8, 11, 12, 15, 16, 17, 18. Подсчитайте очки. Свыше 15 очков - у вас покладистый характер и вы преисполнены желательного отношения к людям. От 8 до 15 очков - вы не лишены недостатков, но с вами ещё можно ладить. Ниже 8 очков - вашим друзьям можно посочувствовать. (Тест проводится заранее) Ведущий: Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы все прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Послушайте в связи с этим стихотворение А.Барто «Требуется друг» «Все живут - не тужат,

6 а со мной не дружат! Бант у Кати расписной, красные колготки и характер кроткий. Я шепчу: - Дружи со мной мы же одногодки, как сестрички мы почти, мы как две голубки из одной скорлупки. Я шепчу: - Но ты учти - ты во всём должна идти другу на уступки. Предлагаю Ильиной - ты дружи со мной одной! Есть разряд у Ильиной - и спортивный свитер, и девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, стану знаменита! Все пятёрки до одной у Светловой Нади. Я прошу: - Ты со мной подружись хоть на день! Мы с тобой поладим. Будешь ты меня спасать - дать контрольную списать. А девчонки на дыбы! Говорят: Молчала бы! Не вставать же на колени, уговаривать подруг

7 Напишу я объявленье: срочно требуется друг! Ведущий: Бывает, встречается вам человек общительный, внимательный и доброжелательный. Он и советы даёт, и развеселит, и уговорит А вот другом его назвать - язык не поворачивается. Он, как героиня стихотворения, думает только о себе. Настоящая дружба начинается с чуткости к другому, с умения поставить себя на место друга. Но бывает так, что за дружбу выдают привычку ходить вместе в кино, встречаться, чтобы послушать музыку, готовить вместе уроки. Такие отношения скорее можно назвать товарищескими. Попробуем провести уточнение понятий: друг, товарищ, приятель, ровесник. Друг - человек, близкий вам по духу, по убеждениям, на которого можно во всём положиться. Товарищ - человек, близкий вам по роду деятельности, занятий, по условиям. Приятель - человек, с которым у вас сложились хорошие, простые, но не совсем близкие отношения. Ровесник - человек одного с вами возраста, т.е. сверстник, одногодок, однолеток. У каждого человека не так много настоящих друзей. Берегите друзей. Бытует мнение, что друзья познаются в беде, в трудную минуту. В литературе мы найдём немало тому примеров. Вот как поэт Владимир Высоцкий проверял друзей: (звучит «Песня о друге» В.Высоцкого) Ведущий: Однако существует ещё одно мнение о дружбе, как мне кажется, не менее справедливое. Дружба испытывается не только бедами, но и обыденными мелочами. Причём испытание мелочами, пожалуй, проходит труднее.

8 Почему - то именно по пустякам, по недоразумению чаще всего и ломаются отношения: несправедливость, невнимание, забывчивость, необязательность - сколько за ними высказанных и невысказанных обид и огорчений. Из - за них, случается, рвутся казавшиеся крепкими отношения. Берегите друзей! Выбирайте их не спеша, но ещё меньше торопитесь расстаться с ними. Другу ты отдать сумей Всё тепло души своей. Всё отдал - богаче стал, что сберёг, то потерял. Лишь тот не на год - навсегда богат, кто дружбу сохранит, как бесценный клад. Лишь тот не на год - счастлив навсегда, кто дружбу пронесёт честно сквозь года. Ведущий: И помните, друзья создаются в юности, дальше становится всё труднее и труднее подружиться. Итог: Итак, ребята, о чем мы с вами сегодня беседовали? Так каким должен быть друг?


МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ по обществознанию для 6 класса: МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ (самостоятельные и проверочные работы) Составила: Лебедь Мария Александровна Учитель истории и обществознания 2016 год МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ

Лытонина Надежда Николаевна, учитель начальной школы МАОУ Гимназии 4 [email protected] «Педагогические приемы формирования коммуникативных и регулятивных УУД в начальной школе» Основным результатом реализации

Учитель Стругова Н.И. Классный час в 1 классе по теме Дружба Конспект классного часа в начальной школе на тему «Дружба чудесное слово» Цели: ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей

Государственное казённое общеобразовательное учреждение для детейсирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья городского округа Чапаевск. «Дружба. Способы разрешения

Конспект открытого занятия для детей подготовительных к школе групп. Непосредственная образовательная деятельность по теме: «Секреты дружбы»: Абаджян Л.А. Дата проведения: 09.12.2014 г. Образовательная

Классный час «О дружбе» (для 5-7 классов) Классный руководитель Чичканова Л.В. Обоснование выбора темы Как известно, в любом коллективе возникают избирательные отношения: дружеские отношения складываются

«Если с другом вышел в путь..» Цель: Раскрыть сущность нравственных отношений между людьми. Задачи: Помогать учащимся видеть и ценить личность в себе и в окружающих людях; Учить детей самостоятельно мыслить,

Логопедическое занятие на тему: «Будем дружбой дорожить!» 3 класс Автор: Степанова Елена Анатольевна, МБОУ СШ 23 имени А.С. Пушкина Описание материала Данное занятие разработано в рамках программы коррекционно

Внеклассное мероприятие «Друг в беде - не бросит...» (для учащихся 3-4 классов) Цыганкова Татьяна Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ 6» Корсаковский городской округ Цель: Расширение представлений

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 1 им. М. Горького с углублённым изучением английского языка» Разработка классного часа во 2 «В» классе на тему: «Дружба чудесное слово»

Тема: Дружбой дорожить умейте. Цели: способствовать сплочению классного коллектива; научить ценить дружбу; умению различать взаимоотношения людей в соответствии с понятиями: друг, товарищ, приятель, знакомый;

Тамбовское областное государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Знаменская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Классный час Тема: «Настоящая дружба. Как

Сценарий мероприятия: Дружба это Цель: углубить представления детей о том, что такое дружба, каким должен быть настоящий друг; содействовать формированию дружного коллектива класса. Вед. - Дорогие ребята,

«Секреты настоящей дружбы» Задачи: Систематизировать представления о понятиях «друг» и «доброжелательность». Учить высказывать свои мысли чётко, ясно, понятно, грамматически правильно строить предложения.

Методическая разработка «Организация и проведение классных собраний и часов» Автор: учитель начальных классов Гамзова Наталья Петровна МБУ «Школа 58» Формы внеклассной работы сегодня-это широкий спектр

Учитель начальных классов: Коновалова Елена Ивановна. Место работы: ГБСКОУ школа 584 «Озерки» Предмет: ОРКСЭ Модуль: «Основы светской этики» Учебник: Основы светской этики 4-5классы: учебник для общеобразовательных

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 167» УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ СОШ 167 Н.М. Марченкова Социальный проект «О дружбе и друзьях» Автор работы: учащиеся

Внеклассное мероприятие «Только ли в беде познается друг?» Цель: формирование сплоченного коллектива; воспитание нравственных качеств учащихся: умение дружить, беречь дружбу; развитие умения учащихся вести

Проект: «Моя родословная». 2 класс Учитель: Юровская Наталья Юрьевна Проект: «Моя родословная». Цель: исследовать родословную своей семьи. Представление итогов совместной работы с родителями по созданию

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Дворец детского творчества» Диагностический материал по исследованию нравственной воспитанности

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 35 пгт. Новомихайловский МО Туапсинский район Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской

Внеклассное мероприятие на тему: «Доброта наших сердец» Подготовила: учитель начальных классов Каракеча Вилена Александровна 2016 год Цель: расширение знаний детей о дружбе, взаимоуважении, доброте, зле.

МКДОУ «ЦРР- д/с 4» Развлечение в разновозрастной группе «День дружбы» Воспитатель: Хрипкова Е.Н. Анна, 2016г. «День дружбы» Цель: уточнение и закрепление и представлений детей о том, что значит «уметь

Беседа первая

Мне всегда было непонятно и интересно, как возникает музыка, о чем думает композитор, когда ее сочиняет.

Я думаю, что надо быть особенным человеком, с необычным мышлением и яркой индивидуальностью, светлой и доброй душой, своего рода волшебником. Потому что только волшебнику или магу под силу услышать, организовать, построить звуки в гаком порядке, чтобы получилась музыка, которая могла бы волновать, радовать нас, доставлять удовольствие.

Ведь сколько звуков, шумов нас окружает в повседневной жизни, какие-то нас раздражают, к каким-то мы просто привыкли и не замечаем.

Давайте проведем с вами, ребята, небольшой эксперимент. Каждый из вас попытается стать композитором. И не важно, что вы не можете еще знать ноты, не сможете записать услышанные звуки, преобразовав их в ноты и превратив в музыку. Вы ведь еще не волшебники, вы еще только учитесь... Вы сможете звуки воспроизвести, это совсем нетрудно.

Закройте на минутку глаза и посидите тихонько, прислушиваясь к окружающим нас звукам, шумам...

Что вы услышали? Их очень много, верно? Это и шаги прохожих, шелест листьев на деревьях, пение птиц, скрип двери, голоса детей, весело играющих на улице... и многое-многое другое. Попробуем все это воспроизвести на наших музыкальных инструментах: деревянных ложках, треугольнике, металлофоне, погремушках и т. п.

А сейчас отложим в стороны инструменты и попытаемся записать услышанное, изобразить па бумаге.

Для этого понадобятся чистый лист бумаги карандаши или краски. Ваши рисунки должны быть не простыми, а говорящими, т. е. звучащими.

Беседа вторая.

А сейчас я предлагаю вам, ребята, поиграть в музыкантов. Но прежде давайте с вами немного поговорим о тех музыкальных инструментах, на которых вам предстоит играть, а также познакомимся с краткой историей их возникновения.

Начнём же знакомство с самого простого инструмента, который известен каждому цивилизованному человеку, независимо от возраста, национальности и места проживания. Этим инструментом мы пользуемся в день по несколько раз, только в другом применении. Догадались, о каком инструменте идёт речь? Конечно же, о ложках. Вы, ребята, ещё не умели ходить, а мамы уже учили вас правильно пользоваться ложкой.

В музыке вы на данный момент делаете, вернее, пытаетесь делать свои первые шаги. Поэтому знакомство с музыкальными инструментами мне хочется начать с того, что более доступно и понятно вам, то есть с самого простого.

Когда появилась первая ложка, история скромно умалчивает. Известно лишь, что очень давно и вначале ложки изготовляли из дерева. Ложка считается ударным инструментом. Хотя довольно трудно представить данное орудие труда в роли ударного инструмента. Тут же вспоминается один детский анекдот: сидят за столом дедушка и внук, едят. Дед вдруг ни с того, ни с сего бьёт внука ложкой по лбу.

За что, дедушка? - ошарашенно говорит внук, потирая ушибленное место рукой.

А ты не чавкай за столом, - отвечает дед, продолжая спокойно есть. Через некоторое время дед опять вдруг неожиданно бьёт мальчика ложкой по лбу.

Больно же, дед! А сейчас за что ударил? - с обидой и слезами на глазах спрашивает внук у деда.

Дед, немного помолчав, ответил, вздохнув:

Да вот вспомнил, как ты чавкаешь во время еды...

Ложки считаются исконно русским народным музыкальным инструментом. Две обычные деревянные ложки ударяются одна о другую выпуклыми сторонами, в результате чего появляется чёткий, звонкий звук.

Творческое задание: музыкально-ритмическая импровизация.

Давайте попытаемся исполнить на ложках русскую народную мелодию «Я на горку шла».

Формирование нравственных качеств сегодня проходит в сложных условиях и зависит от многих факторов. Для общения необходима при этом глубокая общекультурная основа — нравственная культура, которая является условием осмысленной и плодотворной жизни, душевного здоровья личности. Какой должна быть культура человека, в двух словах не сказать. Это целая программа воспитания общества. Все начинается с детства, когда мама улыбается ребенку. Далее — школа, где от педагога зависит будущее общества.

Несмотря на то что правила приличия не всегда едины, подчас условны и относительны, их соблюдение необходимо, так как это предупреждает недоразумения между людьми и делает общение более приятным. Среди правил вежливости есть обязательные, соблюдаемые в интересах общества, и необязательные, которые каждый может соблюдать по своему усмотрению, сообразуясь со своими тактом и вкусом.

Правила поведения необходимо соблюдать осмысленно, в зависимости от ситуации, места и времени.

Цель этических бесед — помочь школьникам в усвоении общих моральных норм и норм поведения, в соответствии с которыми следует строить свое поведение в конкретной ситуации, оценивать опыт свой и товарищей, общаться бесконфликтно и уметь принимать другое, отличное от своего мнение. Нравственные нормы — своеобразный регулятор поведения. Этические беседы, разумеется, не исключают обсуждения отдельных вопросов в связи с различными поступками детей и отношением их друг к другу и к взрослым.

К этической беседе готовятся и учитель, и дети. Учитель продумывает вопросы к беседе, предлагает детям что-то прочитать или вспомнить из прочитанного, припомнить известный им случай, касающийся отношений между людьми, и оценить различные поведенческие ситуации. Естественно, если атмосфера беседы будет непринужденной, и дети будут свободно высказывать свои мнения, хоть они могут оказаться противоречивыми. Пусть ошибочное мнение подвергнется обсуждению, не следует только осуждать ребенка за ошибку, нужно его и других детей подвести к правильному выводу. Но ни в коем случае учитель не должен преподносить детям готовый вывод. Очень важно, чтобы дети учились самостоятельно думать, сравнивать различные факты, характеризующие взаимоотношения людей, события, видеть их противоречивость и давать правильную оценку, связывая ее с этическими нормами. Если же дети не в состоянии сделать вывод самостоятельно, учитель может прибегнуть к иллюстрациям, примерам, которые помогут сформулировать нравственное правило. Нравственная норма, выработанная в опыте, прошедшая через эмоциональную сферу и осмысленная в беседе, а не просто преподнесенная готовой, становится регулятором отношений детей в их практической деятельности.

В ходе бесед о личной ответственности, доброжелательности, честности, справедливости важно с детьми сформулировать конкретные правила, регулирующие их отношения между собой и со взрослыми.

Эти правила можно поместить в классе:

Умей держать свое слово и обещание.

Не обещай, не подумав, можешь ли ты выполнить то, что обещаешь другому человеку, группе, коллективу.

Если пообещал и потом понял, что не можешь выполнить обещанное, сразу честно скажи об этом.

Если не научился держать слово, выполнять обещания и порученные тебе обязанности, начни с небольшого, но обязательно доведи дело до конца.

Не перекладывай свою вину на другого.

Не будь равнодушен к людям.

Не бойся предлагать свою помощь другим, помогай в первую очередь людям, попавшим в беду, слабым, больным, пожилым.

Познакомьтесь с некоторыми «не» повнимательнее.

«Не» (А. Маркуша)

1. Не спеши первым сесть за стол.

2. Не разговаривай во время еды.

3. Не забывай закрывать рот, когда жуешь.

4. Не чавкай.

5. Не рвись первым выбегать в двери.

6. Не перебивай говорящего.

8. Не размахивай руками.

9. Не показывай пальцем на кого бы то ни было.

10. Не передразнивай говорящего.

11. Не садись раньше старшего без его разрешения.

12. Не протягивай руку первым, подожди, пока старший поздоровается с тобой.

13. Не забудь снять шапку, входя в дом.

14. Не повторяй слишком часто «я».

15. Не делай вид в троллейбусе или трамвае, что ты не замечаешь стоящего пожилого человека.

16. Не вмешивайся в чужой разговор, не произнеся «простите».

17. Не забудь извиниться, если ты кого-нибудь нечаянно толкнул.

18. Не чихай в пространство, чихай в носовой платок или закрывай при чихании рот ладошками.

19. Не держи руки в карманах.

20. Не причесывайся где попало, для этого есть коридор, фойе, туалетная комната.

21. Не делай того, что другим людям может доставить беспокойство.

22. Не произноси слов, точное значение которых тебе неизвестно.

23. Не считай себя центром Вселенной, это всегда поможет тебе выбрать правильный тон в общении с окружающими.