Организация и деятельность полиции зарубежных стран. Полиция в зарубежных странах Полиция зарубежных стран article

Полиция США. Полиция США включает три обособленные структуры полицейских органов:

  • 1) федеральную полицию;
  • 2) полицию штатов;
  • 3) местную полицию.

Кроме того, имеется полиция железнодорожная и промышленная (частная).

Федеральная полиция входит в состав многих федеральных ведомств, действует на всей территории США, руководствуется федеральным законодательством. Основные полицейские силы сосредоточены в Департаменте юстиции. В то же время имеется полиция казначейства в Министерстве финансов, полиция в департаменте почт, в Министерстве обороны и других ведомствах.

Основными задачами федеральной полиции являются: обеспечение соблюдения федерального законодательства; предупреждение и расследование преступлений; патрульная служба; регулирование уличного и дорожного движения и др.

В состав Департамента юстиции США входит ряд специализированных полицейских служб: Федеральное бюро расследований; служба иммиграции и натурализации; федеральное эмиграционное бюро и др.

В соответствии с законодательством США, Федеральное бюро расследований осуществляет следующие виды правоохранительной деятельности (функции):

  • 1) борьбу с уголовной преступностью;
  • 2) защиту конституционного строя, прав и свобод граждан;
  • 3) обеспечение национальной безопасности (противодействие иностранным спецслужбам и защите секретов).

Директор Федерального бюро расследований назначается президентом США после утверждения его кандидатуры сенатом Конгресса, сроком на 10 лет. Директор Федерального бюро расследований имеет трех заместителей, каждый из которых осуществляет непосредственное руководство несколькими управлениями, разделенными на группы в соответствии с характером и видом решаемых задач.

Группа подразделений расследования включает три управления:

  • 1) контрразведки (КР). Управление контрразведки имеет в своем составе четыре отдела. Отделы (КР-1 - КР-3) организуют и координируют в масштабах США мероприятия по «разработке» зарубежных учреждений и их персонала. Отдел КР-4 поддерживает контакты по контрразведывательным вопросам с полицией и другими органами охраны правопорядка других стран;
  • 2) общих уголовных расследований. Управление по общим уголовным делам выявляет и расследует уголовные дела, отнесенные законом в компетенции Федерального бюро расследований. Это, как правило, особо опасные государственные преступления и преступления против личности, отнесенные к компетенции Федерального бюро расследований;
  • 3) специальных уголовных расследований. Специальные уголовные расследования проводятся по предметам ведения Федерального бюро расследований и в объеме компетенции этих органов.

В структуру Министерства финансов входят: секретная служба по борьбе с наркотиками и контрабандой; служба по борьбе с фальшивомонетничеством; береговая охрана; таможенная полиция; полиция внутренних сборов (налогов).

В Министерстве обороны имеется военная полиция, действующая как внутри США, так и за рубежом, где расположены американские войска и военные базы.

Специальная федеральная полиция - охранная полиция столицы, создана в Вашингтоне для охраны города, здания конгресса и резиденции президента США - Белого дома.

Полиция штата включает в свой состав полицейское управление, службы безопасности штата и других подразделений, подчиненных губернатору.

Полиция Великобритании подразделяется на общую полицию и специализированную.

Общая полиция включает в свой состав: столичную полицию; полицию лондонского Сити; полицию городов и графств. Она находится в подчинении Министерства внутренних дел Великобритании.

Наиболее крупным полицейским формированием является столичная полиция - Скотленд-Ярд.

К основным функциям столичной полиции относятся: политический сыск, борьба с преступностью, обеспечение правопорядка.

В составе столичной полиции действуют различные департаменты:

  • 1) административный;
  • 2) уличного движения и транспорта;
  • 3) уголовных расследований;
  • 4) служба безопасности. В состав службы безопасности входит специальное подразделение полиции Большого Лондона - Метрополитена;
  • 5) юридический и др.

В столичной полиции имеется специальное подразделение - центральный разведывательный отдел, который осуществляет контроль за состоянием политической обстановки на обслуживаемой территории.

Полиция лондонского Сити - самостоятельное полицейское подразделение, которое обеспечивает правопорядок, регулирует движение транспорта и расследует уголовные дела в этом районе.

Полиция городов и графств, а также объединенные отряды - это основные полицейские силы, возглавляемые главными констеблями.

Специализированная полиция включает полицию: Министерства обороны, транспортную, гражданской авиации, портовую и др. Все они подчинены соответствующим министерствам и ведомствам, в составе которых образованы.

Помимо государственной полиции в Великобритании имеются и частные полицейские организации, которые работают под контролем государственной полиции Великобритании.

Полиция Германии. Главная особенность в деятельности полиции Германии состоит в том, что оперативно-розыскные и следственные мероприятия проводит в основном одна структура - Федеральное ведомство уголовной полиции.

Полицейская деятельность в республиканских Афинах была неразрывна связана с общегородским управлением и осуществлялась многими из 700 переизбираемых ежегодно должностных лиц полиса. В целом деятельность таких «полицейских» чиновников-администраторов курировал один из архонтов. Полиция не только занималась преследованием и задержанием преступников, выслеживанием и разгоном тайных собраний и сборищ, но и наблюдала за пиршествами и иными увеселительными и массовыми мероприятиями, следила за соблюдением норм нравственности афинскими гражданами и вообще всеми жителями города. В этом архонту помогали десять асессоров и столько же астиномахов.

Астиномы выступали контролерами морских грузоперевозчиков, и в случае обнаружения нарушений налагали штрафы на капитанов кораблей. Агораномы и метраномы следили за соблюдением порядка на рынках (маркировка и клеймение продаваемой продукции, ее качество, правильность мер и весов, соблюдение чистоты на рыночных местах, взимание пошлин с торговцев, контроль репертуара бродячих артистов). Важен был также и контроль за ценами на хлеб — его осуществляли ситофилаков (10—35 специальных хлебных надзирателей).

Забота об обеспечении и поддержании особого положения граждан в условиях их относительной малочисленности среди всего населения Афин и широко распространенное предубеждение против полицейской службы, представлявшейся недостойной положения настоящего гражданина, а если учесть условия постоянной вражды различных политических группировок, то и опасной — как возможного орудия сведения счетов, привели к тому, что все низовые полицейские подразделения формировались из мэтеков (политически неполноправных жителей Афин), рабов-вольноотпущенников, также специально закупленных для этих целей государственных рабов — токсотов.

  • личного задержания правонарушителя, предания его суду и наложения на него штрафа ;
  • права ареста какой-либо вещи , принадлежащей ослушнику, для обеспечения его повиновения.

Первыми официальными представителями полицейских сил, вероятно, являлись целеры («быстрые»). По легенде это было подразделение из 300 человек , специально созданное для охраны Ромула, а также для выполнения его особых поручений. Постоянными же лицами, на которых на протяжении веков возлагалась охрана высших органов государственной власти Римской республики — Сената и верховных магистратов (консулов и преторов), а также функции своеобразной почетной стражи, были ликторы.

Полицейская функция Римского государства называлась «общей заботой об охране внутреннего гражданского мира и порядка». Деятельность должностных лиц (магистратур), занимающихся обеспечением правопорядка , контролировал один из двух консулов Рима.

Четыре куруальных эдила следили за порядком на римских площадях, улицах и акведуках (забота «об улице и мостовой»), занимались организацией игр и зрелищ, снабжения города продовольствием, распределением его среди неимущих, борьбой со спекуляцией продовольствием и предметами первой необходимости, следили за выполнением строительных правил, противопожарных и санитарных требований, надзирали за состоянием дорог и т.д. В подчинении эдилов находились отряды, вооруженные мечами и плетками.

Некоторые полицейские функции выполняли также квесторы (следователи), которые не только заведовали казной и архивом, но и занимались разрешением торговых споров, вели расследование различного рода злоупотреблений и уголовных дел.

На низовом уровне наблюдение за порядком возлагалось на магистратуры, объединенные названием «магистратуры двадцати шести мужей». Для иных полицейских поручений и сопровождения арестованных в тюрьму в Риме были определенные низшие служащие государственных учреждений — виаторес (viatores).

В начале имперского периода для охраны «мира и спокойствия», а точнее — для обеспечения режима личной власти императора Октавиана Августа (63 до н.э. — 14 н.э.), было создано специальное военизированное формирование — преторианская гвардия. Формировалась они из варваров и жителей провинций. Калигула (12—41 н.э.), придя к власти в 37 г., опасаясь силы и непредсказуемости преторианцев, распустил их кагорты и нанял вместо них отряды варваров-германцев, которые сами сразу же стали терроризировать жителей города. Преторианцы все-таки вернули свою значимость, убив самого императора. В последующие 300 лет римской истории гвардия была неотъемлемой частью политической борьбы, инструментом в руках ловких заговорщиков и узурпаторов. Гвардейцы свергали и возносили правителей империи. В 312 г. при Константине Великом (306—337) части преторианской гвардии были разоружены и расформированы.

Однако собственно система охраны общественного порядка зародилась еще в глубокой древности и осуществлялась первоначально посредством деятельности трех магистратов, именовавшихся ночными триумвирами. Они несли ответственность за обеспечение безопасности жителей Рима и за освещение самого города (хотя город всегда так и оставался погруженным во тьму). На них же возлагались обязанности по тушению пожаров — настоящего бедствия для города, с его узкими и густонаселенными улицами. Для борьбы с пожарами при триумвирах состоял отряд из 20—30 рабов с необходимыми инструментами.

Общее руководство всеми полицейскими формированиями города, в том числе и вигилами (ночными сторожами), осуществлял глава городской администрации — префект Рима. Его полномочия распространялись также на 150 км вокруг Вечного города.

Об особом отношении римлян к полицейской службе может свидетельствовать тот факт, что погибшие стражи порядка хоронились за общественный счет, а на их надгробьях ставили надпись: «Погибли за Отечество».

Становление полиции в Англии

В Англии издревле обеспечение правопорядка считалось внутренним делом сотни — низового звена местного самоуправления и ее производной — десятка. В каждом десятке (семье) во главе стоял десятник, отвечающий перед сотенным собранием за порядок и своевременную уплату необходимых налогов .

После разделения страны на графства (IX в.) на их управление короли ставили элдорменов (герцогов, графов), наделенных обширными военными, полицейскими и судебными функциями. Постепенно в управлении сотней и графством возрастает роль личного представителя короля — герефы (королевского министериала), который назначался королем из среднего слоя служилой знати и подобно графу у франков мог быть управляющим определенного округа или города. К Х в. герефа постепенно приобретает важные полицейские и судебные полномочия, контролируя своевременное поступление в казну налогов и судебных штрафов .

Полицейская деятельность многочисленных должностных лиц короны и органов местного самоуправления в Англии самым теснейшим образом «привязывалась» к деятельности судейских органов, юстициариев и мировых судей, на которых возлагались функции «королевского суда » и охраны общественного порядка. Несколько позднее они получили право расследования тяжких уголовных преступлений . Но главным официальным лицом, стоящим на страже порядка на местах с древнейших времен, был шериф. Именно он, обладая всеми военными, фискальными и судебно-полицейскими полномочиями, являлся также главным исполнителем и проводни-ком королевских приказов. Маноральные ривы (управляющие поместьями) действовали от имени сеньора. Эта должность зачастую передавалась по наследству.

Помощниками шерифа с XI в. выступали бейлифы — управляющие манором (феодальным поместьем) лорда в Англии. В каждой деревне или сотне (части графства) был один бейлиф (староста или сержант) на жаловании. Кроме того, в каждом графстве было четыре коронера, которые избирались на собрании графства из числа местных крупных землевладельцев.

Начиная со второй половины XIII в. важность аппарата шерифа падает вследствие крупных злоупотреблений. Постепенно наибольшее значение в выполнении функций охраны общественного порядка и борьбы с преступлениями приобрел институт мировых судей, получивших право расследования тяжких уголовных преступлений, а также определенные (достаточно обширные) полномочия в сфере местного управления вообще.

С XVI в. некоторые полицейские функции выполняли должностные лица церковного прихода (ректор, церковные старосты, синодсмены, секстонмены, бидлы), которые в рамках поддержания порядка взимали штрафы за бродяжничество.

На протяжении веков в Англии действовала возникшая в XIII в. (Винчестерский статут 1285 г.) система так называемой стражи и охраны. Она создавалась для поддержания порядка (днем и ночью) в рамках местных общин и небольших городков и состояла из констеблей, стражи и охраны. Городские ворота на ночь закрывались. Посторонние лица могли пройти лишь с поручительством .

Постепенно основной полицейской фигурой стал приходской констебль. В этом качестве с XVI в. каждый домовладелец в течение года обязывался помогать «сохранению мира», розыску и наказанию преступников. Помощниками констеблей в выполнении этих функций были бейлифы, а также старосты местечек (младшие констебли). Купцы и торговцы финансировали специальную коммерческую стражу, охранявшую их склады и лавки. В конце XVIII в. учреждается специальная патрульная служба, на которую были возложены также полномочия по выполнению розыскных мероприятий.

Собственно государственная полиция впервые была создана в 1829 г., когда полицейские (1 тыс.) вышли на службу по охране правопорядка на улицах Лондона.

В 1937 г. численность полиции была поставлена в прямую зависимость от плотности населения; был создан корпус жандармов, лесная, туземная полиция (в колониях) и таможенная охрана.

В 1939 г. уголовная полиция и жандармерия подчинены Генеральной дирекции национальной безопасности. В крупных городах созданы оперативные центры, возглавляемые дивизионными комиссарами.

В настоящее время все государственные полицейские силы Франции действуют по Закону «Об организации национальной полиции» от 9 июля 1966 г. Это строго централизованная система, состоящая из органов национальной безопасности, полиции Парижа и департамента Сены и национальной жандармерии, руководимой оборонным министерством государства . Общее руководство в обеспечении полицейской деятельности осуществляет Министерство внутренних дел, на которое возложены функции по охране общественного порядка, борьбе с преступностью, а также обеспечению государственной безопасности. При МВД имеется Генеральная дирекция национальной полиции, а возглавляющий ее генеральный директор является первым заместителем министра внутренних дел.

Важнейшей полицейской силой современной Франции является общегосударственная система органов национальной безопасности.

В каждом населенном пункте с числом жителей более 10 тыс. человек есть комиссариат полиции безопасности (административная и уголовная службы, служба охраны общественных мест) во главе с комиссаром, который подчиняется мэру, префекту или субпрефекту, но руководствуется приказами и директивами МВД. В крупных городах, разделенных на районные и квартальные территориальные полицейские единицы, создаются центральные полицейские комиссариаты, руководящие работой районных и квартальных подразделений. Города с большим количеством населения разбиты на полицейские округа.

Национальная жандармерия организована по типу воинских подразделений и подчинена Министерству национальной обороны. Она решает задачи обеспечения общественного порядка, борьбы с преступностью, охраны границ государства, надзора за гигиеной и санитарным состоянием территорий , регулирования транспортного движения, наблюдения за иностранцами, розыска дезертиров и уклоняющихся от воинской службы и др.

Муниципальная полиция (полиция коммун) подчинена местным властям.

Особенности становления полиции в Германии

По Конституции 1871 г. полиция находилась в ведении субъектов империи. Наиболее ярким и одновременно типичным примером устройства и деятельности полицейских органов Германии была полиция Пруссии.

Само Прусское королевство, как известно, относилось к числу полицейских государств . Эта характеризует всеобщую регламентацию и контроль за обществом , важнейшую роль в обеспечении которых играли именно органы полиции. Так, кроме основных своих задач по борьбе с преступностью и беспорядками, прусская полиция занималась контролем за нравственным обликом граждан , боролась с распущенностью, пьянством, излишней роскошью и тратами людей. Широкое распространение имела деятельность цензуры, т.е. сожжение «опасных» книг и повсеместная практика перлюстрации корреспонденции (вскрытие писем).

Всеохватность полицейского надзора за жизнью общества обеспечивалась достаточно сложной структурой полицейских органов Пруссии. В числе последних наиболее важными были:

  • административная полиция (контроль за санитарно-медицинским состоянием, за строительным делом);
  • судебная полиция (розыск преступников, руководство тюрьмами);
  • полиция безопасности (служба наружного наблюдения, паспортный режим, задержание преступников и проведение дознания, политическое преследование);
  • полиция Берлина (находилась на особом положении, так как президент берлинской полиции напрямую подчинялся МВД империи);
  • полиция императора.

В годы фашистской диктатуры положение полиции существенно меняется. С 1934 г. вся полицейская власть перешла в руки СС (охранные отряды). Главное управление государственной безопасности (СД) занималось тотальной слежкой и шпионажем, подрывной деятельностью и диверсиями за границей. Оно имело следующие подразделения: полиция безопасности (общая государственная полиция) и служба безопасности (партийная полиция, позже — СС).

В 1933 г. из общей полиции, ранее усиленной членами СС и СД выделилось гестапо — тайная государственная полиция (одна из 12 ведущих служб СС), которая считалась «становым хребетом государства»: агент на каждом предприятии и населенном пункте, с 1936 г. специальный наблюдатель на каждые пять домов и блокляйтер на блок на 40—60 квартир (так были разделены жилые дома). Гестапо действовало невзирая на общие законы , могло применять превентивные карательные меры, санкции суда не требовалось, апелляции на действия гестапо принимались только вышестоящим органом самого гестапо, был собственный концлагерь — Дахау.

В 1939 г. все важнейшие полицейские силы страны, в том числе СС, СД и гестапо, были объединены в РСХА — Главное управление имперской безопасности. После разгрома фашистской Германии положение, естественно, в корне изменилось.

В ФРГ и ГДР были созданы свои полицейские системы, в корне отличавшиеся друг от друга, так как государства находились в противоположных политических лагерях. Однако после их объединения на Восточногерманские земли в полной мере были распространены структуры ФРГ.

В настоящее время полиция централизована и подчиняется Министерству внутренних дел. К органам федерального правительства относятся:

  • федеральное управление криминальной полиции МВД (нарушение федеральных законов, законов нескольких земель, задержание лица, подозреваемого в совершении преступлений на территории двух или более земель, расследование подрывной деятельности против конституционного строя , общенациональная регистрация преступников, незаконно торгующих оружием , боеприпасами, наркотиками, фальшиво-монетчиков);
  • федеральное ведомство по охране Конституции — политическая полиция;
  • федеральная пограничная охрана — потенциальный резерв бундесвера с задачами охраны госграниц, борьбы с контрабандой, осуществления паспортного режима на контрольно-пропускных пунктах;
  • федеральная железнодорожная полиция (входит в систему Министерства транспорта и занимается охраной тоннелей, имущества и порядка на подвижном составе, надзором за строительством федеральных железных дорог);
  • воздушная полиция (безопасность авиакоммуникаций, предотвращение опасности для населения);
  • полицейская служба федерального министерства почт и телеграфа (охрана почтовых, радио и телеграфных объектов, борьба с хищениями ценных отправлений, подделки почтово-телеграфных сообщений, нарушений тайны переписки и телефонных переговоров);
  • военная полиция бундесвера (имеется во всех сухопутных войсковых частях и соединениях, а также в составе подразделений ВМФ: при дивизии — рота, при армейском корпусе — батальон);
  • мобильная полиция — полиция готовности (ее части находятся на территории каждой земли Германии, подчиняются федеральному МВД, но могут быть применены при просьбе правительства земли).

Создание полицейских учреждений в США

В США отношение к полиции резко отличается от континентального, а тем более от английского. В США граждане , на свои налоги наняв полицейских служащих, воспринимают находящиеся на улице патрули как гарантию безопасности и защищенности. Полиция США — это организация, оказывающая услуги гражданам. В условиях крайней децентрализации в отсутствии непосредственной просьбы о помощи федеральный центр не имеет права вмешиваться в дела штата, штат — в дела округа, а каждый отдельный городок волен иметь такой внутренний порядок, какой устраивает все его население, и поддерживать этот порядок такими способами, какими оно посчитает нужным.

В США первый постоянный полицейский департамент был образован в 1845 г. в Нью-Йорке, а позднее и в Бостоне. В их компетенцию входили не только дела о преступлениях , но и поддержание порядка и законности . Эти департаменты были полностью подчинены государству , и их деятельность четко контролировалась.

В стране не существует единой полицейской системы. Собственно полиция прошла разнообразные пути развития: милиция, национальная армия, органы местной полиции и др. Как и в прошлом, полицейские силы США складываются из федеральной полиции, полиции штатов и местной полиции. Все эти подразделения имеют различную ведомственную и территориальную принадлежность и различаются между собой по объему полномочий, степени квалификации кадрового состава, уровнем технической оснащенности и источниками финансирования.

Особенностью организации полицейской деятельности в этой стране является то, что практически все полицейские силы совершенно независимы не только друг от друга, но и от органов федеральной полиции.

Министерство внутренних дел в отличие от большинства стран несколько отстоит от своих традиционных функций и занимается в основном контролем за охраной и использованием полезных ископаемых, управлением государственными землями, организацией ирригацией земель, курирует государственные владения за границей, надзирает за удовлетворением государственных нужд в нефти, газе, электроэнергии, обеспечивает государственную охрану природы и др.

Формально всей охраной правопорядка в федеральном масштабе занимается Министерство юстиции, возглавляемое Генеральным атторнеем республики . Оно обеспечивает надзор за соблюдением федеральных законов , осуществление надзора за местами заключения, руководство прокурорами и шерифами на местах. Именно это министерство единственно имеет право уголовного и судебного преследования за нарушение федеральных законов.

В США всего около 40 федеральных полицейских служб, принадлежащих, как уже отмечалось, самым различным министерствам и ведомствам. Самыми известными из них являются:

  • Федеральное бюро по борьбе с наркотиками;
  • Служба иммиграции и натурализации (допуск иностранцев на постоянное местожительство в США, поиск и выдворение из страны незаконных иммигрантов);
  • Корпус тюремной стражи;
  • Паспортное бюро государственного департамента;
  • военная полиция;
  • полиция по охране национальных парков;
  • подразделения по охране мостов и тоннелей;
  • служба охраны правительства ;
  • Секретная служба министерства финансов ;
  • полиция департамента почт и телеграфа (расследует более 100 составов преступлений);
  • таможенная и аэродромная полиция;
  • служба маршалов (осуществляют решения судов).

Полиция штатов возникла в 1823 г. для защиты пограничных городов. Национальная гвардия штатов и сейчас представляет собой подразделения особой военизированной милиции, которые могут быть использованы губернатором для обеспечения порядка и безопасности на территории штата. Более того, Национальная гвардия может быть в любой момент мобилизована президентом США для выполнения своих функций в масштабе всей страны. Еще одним значительным органом штата является департамент дорожной полиции (дорожный патруль штата), занимающийся обеспечением безопасности движения на магистральных дорогах штата. Деятельность департамента подчиняется только закону и губернатору штата.

Местная полиция в США представлена муниципальной полицией городов, полицейскими службами графств, полицейскими агентствами и участками в сельской местности. Это самая многочисленная полицейская структура, так как на ее долю приходится более 90% всего полицейского состава страны.

Возглавляет местную полицию, как правило, выборный (на два, три или четыре года) шериф. В его обязанности входит розыск и задержание преступников, в его ведении находится и местная тюрьма. Кроме того, имеется множество городков и сельских населенных пунктов с одним-единственным выборным полицейским чиновником — констеблем, который работает под руководством шерифа. Поэтому постепенно им на смену приходят обычные полицейские подразделения.

Около 800 полицейских формирований и департаментов действуют, на сегодняшний день, на территории Канады. Их деятельность сходна с деятельностью полиции в Великобритании. Две провинции Соединённых штатов Квебек и Онтарио имеют региональные полицейские департаменты с общими полномочиями по правовому регулированию. Другие же провинции обслуживаются и управляются Королевской Канадской Конной Полицией.

Большинство европейских государств имеют полицейские силы, основанные на национальных законах и традициях. Например, Французская полиция состоит из двух государственных правоохранительных организаций: Национальной Жандармерии, чьи полномочия распространяются на маленькие города и некоторые районы и Национальной Полиции, полномочия которой распространяются на Париж и прилегающие территории с населением не меньше 10000 человек. Французская полицейская система оказала огромное влияние на системы некоторых соседних государств и стран, входивших в состав Франции в роли колоний.

После Второй Мировой Войны союзнические войска ввели в действие Англо-Американскую систему децентрализованных полицейских управлений на территории Западной Германии, частично с целью предотвращения возвращения к власти национальных военных формирований. Такого рода эксперимент не был полностью успешен, но как бы то ни было, он стал своего рода компромиссом между национальными военнезированными формированиями и полным правовым нигилизмом и анархией. Германия – это сложное образование, состоящее из автономных провинций с собственными выборными правительствами, законодательством и полицейскими силами. Здесь также существует, наряду с полицией, Государственная Служба Расследований (Bundeskriminalamt), которая знаменита своей обширной компьютерной базой данных и своими передовыми технологиями идентификации.

На Ближнем востоке, Израиль имеет обособленную полицейскую систему, которая была образована по образцу Британской Палестинской полиции. С момента провозглашения независимости в 1948 году, был предпринят ряд попыток демилитаризовать полицейские силы, но из-за постоянного конфликта с соседними арабскими странами полицейские силы были сосредоточенны на борьбу с международным терроризмом, и в соответствии с местными законами получили расширенную юрисдикцию в решение подобных вопросов. Находящаяся в постоянной боевой готовности Израильская полиция, разработала высоко эффективные методы борьбы с терроризмом и соответствующую материально-техническую базу.

Международная Организация Уголовной Полиции (Interpol) была организована после Второй Мировой Войны, а её штаб-квартира и по сей день расположена в Париже. Проведение всемирного расследования и поиск преступников по всему миру не является главной задачей Интерпола. Она заключается в осуществление всемирной связи между полицейскими департаментами и передаче информации от полиции одной страны к полиции другой. Большинство наций, за исключением некоторых социалистических стран, являются членами всемирной сети Интерпола.

Секретная полиция – это специальное полицейское управление, организованное Правительством для борьбы с внутренними и внешними враги существующего государственного строя.

Секретная полиция как служба известна ещё со времён Древней Греции и Рима, Мусульманских Халифатов и Средневековых монархий, и она продолжает работать и по сей день. Одними из наиболее интересных примеров современной секретной полиции являются службы организованные Джозефом Фучи для Наполеона и шпионская служба Австрии образованная принцем Клемнсом фон Меттернихом в XIX веке. Это были первые современные службы разведки.

Правоохранительные агентства. Основными правоохранительными агентствами США, имеющими федеральный статус, являются Министерство Юстиции, Федеральное Казначейство и Национальная Почтовая Служба. Юрисдикция федеральных правоохранительных агентств ограничивает юрисдикцию губернаторов в части регулирования торговых отношений между штатами, налогов, а также соблюдения конституционных и федеральных законов. Среди агентств Министерства Юстиции, можно выделить Федеральное Бюро Расследований (ФБР), занимающееся делами об ограблениях банков, похищении людей, а также делами связанными с нарушениями конституционных и федеральных законов. ФБР также осуществляет подготовку операций, идентификацию и лабораторные анализы для местных полицейских управлений. В числе важнейших агентств также состоит Агентство по борьбе с наркотиками, занимающееся контролем и предотвращением незаконного оборота наркотических веществ; некоторые отделы Иммиграционной службы и натурализации, защищающие закон об иммиграции; Национальная служба охраны (Служба Маршалов) ответственная за перемещение и безопасность федеральных преступников и исполняющая роль судебных приставов. Федеральное Казначейство включает в себя: Бюро по алкоголю, табаку и огнестрельному оружию, в полномочия которого входит борьба с нарушениями в области обращения алкоголя, табака и оружия, а также взрывчатых веществ; Секретная Служба, чьей непосредственной обязанностью является охрана Президента, Вице-президента и членов их семей; Таможенная служба, расследующая дела о контрабанде. Почтовая инспекционная служба занимается делами о вскрытие писем и их незаконном использовании.

Вообще в США существует два вида полицейской службы: служба общей юрисдикции, чьи обязанности сходны с обязанностями местных полицейских управлений и службы с ограниченной юрисдикцией, которые занимаются в основном путрульно-розыскной деятельностью.

Городское полицейское управление организуется обычно по тому же принципу, что и департаменты федерального правительства. Полиция является частью местной уголовно-юридической системы, которая является средством борьбы общества с преступностью. Система также включает прокурорскую службу, суды, службу надзора и службу контроля.

В США существуют тысячи частных и промышленных служб безопасности. На этих службах задействовано значительное число сотрудников, выполняющих полицейскую работу, и использование таких сотрудников неукоснительно возрастает. Большие корпорации часто организуют собственные службы охраны для борьбы с воровством, ограблениями, мошенничеством и корпоративным шпионажем внутри компании.

Персонал . Исполнительный глава полицейского органа – комиссар, суперинтендант или шеф полиции – обычно назначается мэром, главой города или местным законодательным органом. В больших Полицейских департаментах глава выбирается путём всенародного голосования, либо он занимает этот пост в результате служебной карьеры (от патрульного офицера к сержанту, лейтенанту, капитану и к помощнику главы).

На окружном уровне, глава полицейского управления обычно носит название – шериф. Шерифы почти повсеместно избираются на эту должность и получают право назначать заместителей. Администрация шерифа имеет окружную юрисдикцию и исполняет функции несвойственные муниципальной полиции, как-то содержание окружной тюрьмы, обеспечение безопасности зала суда, издание юридических документов, включая судебные решения и ордера.

Полномочия полиции. Законодательством США полномочия полиции определены как права, переданные государством или муниципальным правительством для осуществления законодательного регулирования гражданских интересов, защиты безопасности, здоровья, и всего, что касается граждан, а также для проведения превентивной деятельности в отношении уголовных преступлений, массовых выступлений и беспорядков связанных с ними.

Точный круг полномочий полиции очень труден для определения, поскольку он постоянно пополняется в связи с развитием уровня общественной жизни, технологии, появлением новых государственных органов или реорганизацией таковых. К примеру, он включает в себя поддержание мира и порядка, лицензирование отдельных торговых операций и профессиональной деятельности (частная сыскная практика), регулирование отношений между общественными объединениями и корпорациями, регулирование и обеспечение безопасности изданий так называемых Законов Голубого Неба (Blue Sky Laws) пропагандирующих предотвращение грабительского отношения к природе, осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства и другие сферы регулирования связанные с правами человека и гражданина.

Полномочия полиции основываются на общем законодательстве, и лимитируется только специальными пунктами в Американской Конституции и конституциях штатов. До 1936 года Верховный Суд Соединённых Штатов внимательно вёл пересмотр государственного и местного законодательств по вопросу регулирования полномочий полиции, и плоды этой кропотливой работы стали XIV поправкой к Конституции США (9.07.1968.), которая в свою очередь ввела существенные изменения в общее и местное законодательства, за исключением положений которые содержались в Биле о Правах. Эта поправка к Конституции США существенно расширила круг полномочий офицеров полиции и полицейских департаментов, они практически перестали от кого-либо зависеть. Например, офицер полиции получил право использовать оружие на поражение в любом, показавшемся ему опасном, случае.

Деятельность полиции. Функции полиции включают в себя: предотвращение преступлений, арест преступников и задержание нарушителей, управление дорожным движением, поддержание порядка и законности, а также борьба со стихийными бедствиями и эпидемиями.

Профилактика преступлений. Патрульная служба, состоящая из патрульных офицеров (в униформе) и офицера надзора (в штатском), осуществляет основные полицейские функции. В дополнение к пешим и механизированным патрулированиям, офицеры выполняют общественные задачи не связанные с преступной деятельностью. Большая часть патрулирования, в настоящее время, осуществляется при помощи специально оборудованных автомобилей и мотоциклов, а также с современными средствами связи, что позволяет своевременно связаться с полицейским управлением и получать оперативную информацию. В небольших управления патрулирование осуществляется одним полицейским на машине или в пешем порядке, в крупных только на автомобилях в составе двух и более офицеров. Начиная с 1970 года в патрулировании участвуют и женщины, и эта практика применяется всё чаще.

Современные исследования поставили под сомнение эффективность превентивной патрульной службы в отношении профилактики различного рода преступлений. Поэтому так остро встал вопрос о повышении правовой и правоохранительной культуры у населения. Профилактика преступлений кроме патрулирования предполагает увеличение безопасности частных домов и организаций, а также обучение населения средствам самозащиты. Департаменты крупных городов имеют в своём составе специальные отделы, проводящие подобного рода проверки и работу с населением.

Уголовное расследование. После предварительного расследования осуществляемого патрульными офицерами, специальные детективы из соответствующих отделов проводят окончательное расследование и при необходимости передают дело в суд. Большинство из действующих детективов переходят на эту должность после нескольких лет патрульной службы. В некоторых крупных департаментах, детективы распределены в специализированные отделы, например отдел по расследованию убийств, ограблений и наркотиков и т.д. Вопреки распространённому мнению о превентивной деятельности детективов, большинство дел раскрыто ими на основе ареста совершённого патрульными полицейскими, или показаний самих полицейских и потерпевших, полученных в ходе предварительного расследования. В полномочия детективов, чаще всего, входят только аналитические мероприятия, сбор улик и организация уголовного дела.

Федеральное Бюро Расследований (ФБР). ФБР – одно из агентств Департамента Юстиции Соединённых Штатов, а также одно из основных агентств занимающихся расследованием. Оно было образованно в 1908 году и называлось Бюро (позднее Дивизионом) Расследований при Департаменте Юстиции. В дополнение к Вашингтонской штаб-квартире ФБР включает в себя 58 региональных управлений в стратегически важных городах США и в Пуэрто-Рико. Одними из крупных структурных элементов ФБР являются Идентификационный Дивизион, образованный в 1924 году; лаборатория ФБР (1932); тренировочная программа для агентов ФБР; Национальная Академия ФБР в Куантико (1935). Юрисдикция ФБР распространяется более чем на 180 видов преступлений, правонарушений и т.д., включая ограбления банков, вымогательство, рекетирство, похищения людей, мошенничество, антитеррористическую деятельность, а с 1982 года борьбу с незаконным оборотом наркотических средств. В полномочия ФБР входит делопроизводство по всем видам опасных преступлений, а также некоторые контрольные функции по отношению к контролю над соответствием офицеров полиции всех рангов занимаемой должности. Для поступления на службу в ФБР агенты должны соответствовать нескольким требованиям; гражданство США, возраст от 23 до 40, диплом Университета, свидетельство об окончании специальных подготовительных курсов, стаж работы не менее 3 лет в системе правоохранительных органов (особое положение занимают претенденты с полезными для Бюро профессиями; астрофизики, биологи, криминалисты и т.д.).

Национальная служба охраны (Служба Маршалов). Служба Маршалов представляет собой правоохранительное агентство, входящее в Департамент Юстиции и ответственное за предоставление государственных обвинителей и защитников, исполнительных служащих федерального суда (судебных приставов или исполнителей) и конвоирование заключённых. Оно образованно в 1789 году и на сегодняшний день представлено одним маршалом и несколькими заместителями в каждом федеральном судебном районе, т.е. на каждый полицейский департамент по одному маршалу с заместителями. Деятельность данного агентства осуществляется в тесном сотрудничестве с местными и федеральными правоохранительными органами. Обязанностями судебных исполнителей является соблюдение правильного исполнения и осуществление вердиктов и постановлений федеральных и районных судов, содержание под стражей и конвоирование заключённых, осуществление охраны свидетелей, судей, присяжных заседателей и защитников и многое другое.

Таможенная служба Соединённых Штатов. Формально эта служба называется Таможенным бюро, и оно является агентством Министерства Казначейства Соединённых Штатов. Оно было образовано в 1789 году для осуществления контроля над тарифами, акцизами и прочими поступлениями в Федеральное Казначейство, получаемыми от импорта и экспорта товаров и услуг. Данное агентство управляется Специальным таможенным уполномоченным, и состоит оно из семи региональных управлений таможни. Каждый «таможенный» регион подразделяется на 44 таможенных района США, включая Пуэрто-Рико и Вирджинские Острова и 240 таможенных портов и станций. Эта система существенно отличается по количеству субъектов таможенного контролирования, от систем других стран. Таможенное бюро устанавливает и осуществляет сбор пошлин и налогов, регулирует перевозки, контролирует и предотвращает контрабанду и мошенничество, администрирует навигационные законы, а также занимается контролем над ввозом наркотически средств, оружия и т.д.

Дорожная полиция. Основная работа по дорожной правозащите и расследованию ДТП входит в обязанности патрульных офицеров. В США данная функция не отделена в отдельное управление, как это сделано в некоторых странах с полицейской системой. В мегаполисах (Нью-Йорк, Вашингтон) специальные патрули имеют право разрешать серьёзные происшествия и аварии, а мотопатрули – регулировать движение и налагать штрафы за нарушения правил дорожного движения. На особо оживлённых участках пограничной дороги штатов или регионов, офицеры полиции имеют право регулировать поток автомобилей и управлять передвижением, эти полицейские обладают расширенной юрисдикцией, позволяющей им действовать за пределами их штата. Во многих городах используются общественные внештатные инспектора для контроля над нарушениями правил парковки и другими мелкими нарушениями.

Подразделения специального назначения. Современные полицейские формирования, нередко включат в свой состав подразделения специального назначения для решения проблем специфического характера. В большинстве американских городов тактические подразделения, специально обучены и экипированы для предотвращения народных волнений и поддержания порядка в экстренных ситуациях. В состояние постоянной готовности находятся сапёрные бригады, используемые для разминирования и обезвреживания взрывных устройств. Например, сапёрная бригада департамента полиции города Нью-Йорка широко известна своей оперативной работой в области расследования и предотвращения террористических акций с использованием взрывных устройств. Другим самым распространённым видом тактических подразделений специального назначения являются военизированные отряды по борьбе с террористическими актами с захватом заложников.

Не криминальные функции. В большинстве полицейских подразделений, 60-70% времени патрульные офицеры занимаются делами не связанными с уголовной деятельностью. Они проводят мероприятия по поиску пропавших людей, особенно детей, проблемами семьи, охраной правопорядка во время массовых шествий, митингов и собраний, а также делами, связанными с госпитализацией пострадавших.

Полицейская технология. Запросы о помощи полиции обычно поступают в полицейское управление или департамент по телефону, а затем передаются патрульным офицерам. Долгое время полиция действовала исходя из теории о том, что быстрая реакция на телефонные звонки приводит к увеличения процента арестов и уменьшения риска потерпевших. Теперь же существует тенденция к установления приоритетности вызовов, то есть теперь полиция в первую очередь реагирует на вызовы связанные с насилием, реальной возможностью предотвратить преступление или задержать нарушителя на месте преступления. Современная компьютерно-селекторная система, которой оснашены диспетчеры, позволяет автоматически передавать вызов ближайшей к району вызова патрульной машине. Иногда патруль получает сообщения по компьютерному терминалу, установленном в машине, без голосового сопровождения. Патрульный офицер по средствам данного терминала может, например, послать запрос об интересующей его машине и получить полную информацию о её регистрации и владельце.

В последнее время используются новейшие технологии в таких областях как идентификация с использованием электронной увеличительной техники и электронным сканированием крови (один из наиболее эффективных способов, потому как только 2 человек из 70000 имеют одинаковые характеристики) и образцов ткани. Некоторые виды лабораторных технологий являются высокоэффективными, но из-за своей дороговизны могут быть использованы только в особо важных случаях.

Современная ситуация и тенденции. На сегодняшний день в Соединённых Штатах уделяется особое внимание повышению профессионализма администрации полицейских департаментов и служб, повышению эффективности оперативной деятельности патрульных полицейских, особенно в крупнейших мегаполисах. С увеличением процента коррупции в рядах офицеров полиции, значительно усилился контроль над кадрами, поступающими из полицейских академий (нередко этой работой занимается «внутренняя полиция» или ФБР). Проводятся аттестационные проверки, комиссии соответствия и прочие мероприятия связанные с поддержанием на высоком уровне профессионального уровня служащих.

Полицейские союзы. В настоящее время увеличилось количество полицейских союзов и неформальных объединений, включая группы, работающие в тесном сотрудничестве с профсоюзами. Противники данной ситуации утверждают, что объединённые полицейские силы будут менее нейтральными и беспристрастными при осуществлении контроля над беспорядками и публичными протестами, связанными с гражданскими забастовками. Они объясняют это тем, что полицейские не имеют некоторых прав связанных с отстаиванием своих интересом, это обусловлено спецификой их работы. Некоторые также верят, что сотрудничество этих союзов с другими профсоюзами приведёт к ограничению полномочий при поддержании порядка, поскольку в уставах некоторых профессиональных союзов указана невозможность препятствования членов определённым прямым политическим действиям данной организации. Другие же утверждают, что соединение полицейских сил приводят к увеличению рабочих мест, поднимают моральный дух и т.д. Это происходит в силу того, что полиция состоит из общественных работников, которым закон ограничивает право на публичное волеизъявление и забастовки. Таким образом, полиция вовлекается в добровольные или обязательные политические процессы по своему волеизъявлению во время увеличения числа гражданских забастовок. Данная проблема остро стоит перед законодателями, поскольку увеличивается тенденция к ослаблению контроля над забастовками со стороны офицеров полиции.

Ограничение методов полиции. Полиция продолжает оказывать своё влияние на усовершенствование методов расследования и оперативно-розыскной деятельности, акцентируя своё внимание на процессе допроса свидетелей, транспортировки подозреваемых и заключённых, увеличения информационной базы данных, ведения наблюдения, развития работы под прикрытием при расследовании дел о продаже наркотиков и усовершенствования технологии хранения вещественных доказательств. Полицейские органы предпринимают попытки упростит формальную часть своей работы и легализовать некоторые методы оперативно-розыскной деятельности. Хотя в свою очередь, Верховный Суд Соединённых Штатов наложил ограничения на методы полиции, например, такие как требования относящиеся к аресту; сразу после задержания, задержанному лицу в обязательном порядке должны быть зачитаны его права, включая право на адвоката и право хранить молчание. Суд также запрещает использование улик, добытых незаконным путём, например, такие как информация из печатных источников.

Полиция и гражданские выступления. Полиция уделяет огромное внимание и проводит суровую политику по отношению предотвращения и контролирования гражданских выступлений и беспорядков с ними связанных. Например, последствиями гражданских беспорядков 1960 года, явилось признание властями важности превентивной деятельности полиции в отношении попыток свержения существующего государственного строя, а также деятельности полиции по разрядке социальной напряжённости и проведении позитивной идеологической работы.

Использование специальных полицейских сил. Множество противоречий вызывает вопрос о политике полицейских департаментов относительно использования специальных силовых методов урегулирования и в особенности использования смертоносных сил (огнестрельное оружие и т.д.). Некоторые полицейские чиновники и большинство лидеров общественных объединений уверены, что офицеры полиции должны использовать огнестрельное оружие исключительно в целях обороны и только в экстренных случаях. Другие же считают, что большинство существующих государственных законов, разрешающие использование оружия при задержание особо опасных и обычных преступников, не должны быть ограничены местными законодательными актами. Также в последнее время полиция уделяет всё большее внимание развитию специфических средств борьбы с преступностью, гражданскими волнениями и другими неординарными случаями общественной жизни. Так, например, в некоторых полицейских департаментах получил применение метод борьбы с организованной преступностью, заключающийся в поведение диверсионной деятельности внутри преступной группировки.

Равноправный доступ к полицейской службе. За последние десять лет в общественном мнении произошли существенные изменения, и решением суда полицейские департаменты получили право на рекрутирование лиц относящимся к национальным меньшинствам и женщин. Наряду с вопросом о равном доступе к полицейской службе были определены и пересмотрены требования к офицерам, включая минимальный рост и максимальный возраст.

Общественные помощники полиции. В некоторых городах были организованны и успешно работают гражданские патрули, осуществляющие превентивную деятельность. В их полномочия входит пресечение мелких нарушений общественно порядка, контролирование некоторых транспортных нарушений, а также пресечение преступной деятельности за исключением особо тяжких преступлений. Данные общественные формирования могут быть использованы при стихийных бедствиях, массовых выступлениях и беспорядках, а также в других случаях, когда не будет хватать личного состава полицейского департамента.

Из данной работы видно, что Полиция как термин и как система органов внутренних дел очень интересна для изучения, и сущностью её является именно система, относительно обособленная от государственной власти, а не только иное название органов МВД. На примере Соединённых Штатов, ярко видно, что полицейская система представляет собой четвёртую власть или иной государственный механизм, так как Полиция США сочетает в себе признаки, как исполнительной власти, так и законодательной и судебной. Например, как уже указывалось выше, Полицейские Департаменты больших мегаполисов имеют право издавать различного рода правила, распоряжения и т.д., также в них имеются собственные суды выносящие судебные решения по мелким правонарушениям. Очень интересен тот факт, что некоторые Шефы полиции (в Нью-Йорке, Вашингтоне) и шерифы избираются на данные посты всенародным голосованием, здесь можно уследить признаки представительства.

  • 5) Понятие безопасности и ее обеспечение в рф
  • 6) Органы фсб рф: система, основные задачи, принципы деятельности
  • 7)Органы внешней разведки: правовые основы деятельности, задачи
  • 8)Органы государственной охраны
  • 9) Органы правительственной связи и информации: система, правовые основы деятельности, задачи
  • 10)Задачи и принципы деятельности органов внутренних дел. Система овд
  • 11) Мвд рф
  • 12,13,14) Полиция: права, задачи, принцип деятельности, обязанности
  • 15) Органы внутренних дел на транспорте: структура, задачи
  • 16)Федеральная миграционная служба рф: система и функции
  • 17)Правовые основы деятельности и полномочия территориальных органов фмс России
  • 13.1. Осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль и надзор:
  • 18) Понятие и система органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ рф
  • 19) Органы наркоконтроля, правовые основы деятельности, задачи и полномочия
  • 20)Федеральная служба рф по контролю за оборотом наркотиков: система, задачи, правовая основа деятельности
  • 21)Правоохранительная служба в органах наркоконтроля
  • 22) Понятие таможенного дела и таможенной политики. Цели таможенной деятельности
  • 23)Таможенные органы: система, структура, основные задачи
  • 24)Полномочия таможенных органов: взимание таможенных платежей, таможенное оформление, таможенный контроль, осуществление правоохранительных функций
  • 25)Основные направления деятельности таможенных органов рф
  • 27)Основные направления деятельности органов юстиции рф
  • 28)Служба судебных приставов: правовые основы деятельности и задачи
  • 30)Уголовно исполнительная система
  • 31)Права и обязанности учреждений, исполняющих уголовное наказание, связанное с лишением свободы
  • 32)Нотариат в рф
  • 33)Место адвокатуры в системе правоохранительных органов рф
  • 34)Виды юридической помощи оказываемой адвокатурой
  • 35)Адвокат в рф и его правовой статус
  • 36. Прокуратура зарубежных стран.
  • 37. Прокуратура рф: правовые основы деятельности, структура прокуратуры.
  • 38. Предметы надзора прокуратуры в Российской Федерации.
  • 39. Акты прокурорского реагирования.
  • 40. Полиция в зарубежных странах.
  • 41. Частная детективная и охранная деятельность: правовые основы, порядок получения лицензии.
  • 42. Частный детектив: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 43. Частный охранник: правовой статус, виды оказываемых услуг.
  • 44. Профессиональные объединения адвокатов.
  • 45. Органы предварительного следствия и их задачи.
  • 46. Органы дознания и их задачи.
  • 47. Характеристика судебной власти.
  • 48. Суд как орган судебной власти.
  • 49. Понятия правосудия и его основные свойства.
  • 50. Принципы правосудия.
  • 51. Место и полномочия Конституционного Суда рф в судебной системе рф.
  • 52. Порядок назначения на должность судей Конституционного Суда и их правовой статус.
  • 53. Законодательство о судебной системе.
  • 54. Система судов общей юрисдикции.
  • 55. Верховный суд рф: место в судебной системе рф, структура, состав.
  • 56. Пленум и Президиум Верховного суда рф.
  • 57. Судебные коллегии Верховного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 58. Верховные суды республик, краевые (областные) суды: место в судебной системе, порядок образования, структура, полномочия.
  • 59. Районные суды в Российской Федерации: структура, состав, полномочия.
  • 60. Военные суды рф: структура, состав, полномочия.
  • 61. Система арбитражных судов, их соподчиненность.
  • 62. Высший арбитражный суд рф: структура, состав.
  • 63. Пленум и Президиум Высшего арбитражного суда рф.
  • 64. Судебные коллегии Высшего арбитражного суда рф: порядок образования, состав, компетенция.
  • 65. Конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации.
  • 66. Федеральные арбитражные суды округов: структура, состав, компетенция.
  • 67. Арбитражные суды субъектов рф: структура, состав, компетенция.
  • 68. Мировые судьи.
  • 69. Правовой статус судей в рф. Требования, предъявляемые к судьям и кандидатам в судьи.
  • 70. Обеспечение деятельности судов. Судебный департамент при Верховном Суде рф.
  • 71. Судебная система в зарубежных странах.
  • 40. Полиция в зарубежных странах.

    Полицейские в зарубежных странах представляют собой особую категорию профессиональных чиновников, их непосредственной задачей является охрана общественного порядка всеми средствами, включая применение оружия.

    Анализ национальных полицейских систем позволяет выделить две организационные разновидности - централизованная и децентрализованная полицейские системы.

    Условно можно следующим образом классифицировать формы организации полицейских служб:

    полиция управления - осуществляет надзор за дорожным движением, санитарным состоянием населенных пунктов, следит за порядком на рынках;

    полиция безопасности - наблюдение за публичными собраниями, прессой, зрелищными предприятиями: она же обычно ведает паспортной системой, а в ряде стран - и охраной государственных границ;

    уголовная полиция - борьба с общеуголовными преступлениями, розыск и арест преступников;

    административная полиция - осуществляет координацию действий между различными полицейскими учреждениями и службами; занимается подготовкой разного рода документов, составлением отчетно-статистических материалов, разработкой перспективных планов борьбы с преступностью; подготовка и переподготовка полицейских кадров;

    политическая полиция - занимает особое место в системе полицейских учреждений. ЕЕ специальные службы заняты повседневной проверкой политической благонадежности населения;

    военная полиция - (иногда именуемая жандармерией, карабинерами) - представляет собой войска внутреннего назначения, состоящих из вооруженных по армейскому образцу полицейских подразделений, частей и соединений.

    Рассматривая систему правоохранительных органов необходимо уделить некоторое внимание вооруженным силам - организованному объединению вооруженных людей, содержащихся государством в целях наступательной и оборонительной войны. Однако задачи армии этим не исчерпываются. В полицейских целях вооруженные силы используются в случаях значительного обострения политической ситуации внутри страны, для оказания поддержки полицейским силам в обеспечении "закона и порядка". Вооруженные силы современных государств состоят из трех основных родов войск: сухопутной армии, военно-морского флота и военно-воздушных сил.

    41. Частная детективная и охранная деятельность: правовые основы, порядок получения лицензии.

    Частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях зашиты законных прав и интересов своих клиентов. Не мало важным является факт указания того, что граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, «не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания; действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, не распространяется».

    Законом предусмотрено два вида частной детективной и охранной деятельности: сыск и охрана .

    В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

    1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

    2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

    3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

    4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

    5) поиск без вести пропавших граждан;

    6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

    7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

    В целях охраны предусмотрены следующие виды услуг:

    1) защита жизни и здоровья граждан;

    2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

    3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

    5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

    В определении частной детективной и охранной деятельности задевается вопрос о необходимости получения специального разрешения (лицензии). Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции. Для получения лицензии гражданин – соискатель лицензии обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел анкету, фотографии, медицинскую справку о состоянии здоровья, документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождения специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет, сведения о потребности в спец. средствах и намерении их использовать.