О развитии чувства равновесия в дошкольном детстве. Методика обучения равновесию

Равновесие - способность человека сохранять устойчивость во время движения и в статическом положении, является показателем моторной зрелости дошкольника, его готовности к освоению более сложных движений. Упражнения на равновесие способствуют формированию правильной осанки. Упражнения в равновесии проводятся начиная с раннего возраста, но наиболее интенсивно развивается способность к равновесию в возрасте 5 лет.

Способность к равновесию зависит от :

Функциональной активности организма;

Двигательного опыта.

Средствами , способствующими развитию равновесия, являются движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре:

Ходьба и бег по узенькой дорожке;

На одной ноге;

Остановка по сигналу во время кружения;

Приземление в обозначенное место;

Ползанье по скамейке;

Ходьба на лыжах;

Передвижение на велосипеде.

В равновесии различают упражнения:

1. Статические (стойка на носках, «цапля», «аист»);

2. Динамические.

Сложность упражнений в равновесии зависит от:

Высоты, ширины, устойчивости опоры (качающееся бревно, поднятое на высоте);

Способа движения (ходьба на носках, бег, танцевальные шаги);

Угла наклона плоскости (по приставленной к гимнастической стенке скамье);

Сочетания динамических и статических движений в одном задании: дойти до середины скамейки на носках (приставным, танцевальным шагом), стать, поднять ногу вперед (в сторону, наклониться, присесть); дойти до конца и спрыгнуть (спиной вперед, с поворотом);

Положения рук (на пояс, за голову, в стороны, вверх);

Используемых предметов (корзиночки, мяч, мешочки с песком на голове).

Руководство упражнениями в равновесии должно учитывать подготовленность детей и стимулировать самостоятельность.

В младших группах упражнения носят игровой характер («По дорожке к кукле в гости», «Через лужицы ша-гай, выше ножки подни-май!»). Методические указания должны быть направлены на ощущение уверенности.

В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, выше горка), но и меняются способы выполнения и объем упражнений: используются разные способы выполнения упражнений и их чередование (до середины скамейки идем на носках, а дальше обычным шагом; до середины - приставным шагом пятка к носку, дальше прыжками, бегом; до середины - приставным шагом правым боком, далее поворот на 180 0 и приставными шагами левым боком).

В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы. Усложнение количественное и качественное. Задания могут быть: до середины скамейки пройти на носках, а дальше различными способами самостоятельно («По скамейке передвигаться различными способами, движения нельзя повторять, если его уже выполнял кто-то из ребят»).


Кроме традиционных передвижений по скамейкам и дорожкам нужно использовать разнообразные движения врассыпную - кружения в сочетании с ходьбой, бегом, остановками по сигналу на двух и одной ноге, включая движения с закрытыми глазами: ходьбу бег, прыжки спиной вперед. Способность к равновесию развивается в спортивных упражнениях: ходьбе на лыжах, скольжению по ледяным дорожкам, передвижениях на велосипеде, санках.

Способы организации занимающихся при выполнении упражнений в равновесии:

Поточный (передвижения по дорожкам, скамейкам);

Фронтальный (кружение, статические упражнения).

При выполнении (обучении) упражнений в равновесии должна осуществляться страховка, места занятий должны быть оборудованы гимнастическими матами.

Литература:

1. Кожухова, Н. Н. Воспитатель по физической культуре в дошкольных учреждениях: Учеб. пособие для студ. фак. дошк. образования высш. пед. учеб. заведений / Н.Н. Кожухова, Л.А. Рыжкова, М.М. Самодурова; Под ред. С.А. Козловой. - М.: AcademiA, 2002. - 316 с.

2. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. - Дошкольная педагогика и психология, Педагогика и методика дошкольного образования / Э. Я. Степаненкова. - 3-е изд., стер. - М.: AcademiA, 2007. - 365 с.

3. Степаненкова, Э. Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и метод. рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Э. Я. Степаненкова. - М: Мозаика-Синтез, 2008. - 95 с.

  • 6. Структура и содержание физкультурного занятия.
  • 7. Методика обучения общеразвивающим упражнениям младших и старших дошкольников.
  • 8. Характеристика психологического здоровья ребёнка.
  • 9. Формы организации физического воспитания в детском саду.
  • 10. Принципы обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 12. Содержание и методика работы по обучению дошкольников плаванию.
  • 13. Создание теории и методики подвижных игр.
  • 14. Техника и методика обучения детей прыжкам в длину и высоту (с места и с разбега).
  • 15. Цели и задачи физического воспитания детей.
  • 16. Техника и методика обучения дошкольников ползанию, лазанию.
  • 17. Индивидуальный подход к детям на физкультурном занятии с учетом уровня физической подготовленности и двигательной активности.
  • 18. Основные понятия теории и методики физического воспитания дошкольников.
  • 19. Классификация общеразвивающих упражнений. Требования к составлению комплексов.
  • 20. Закаливающие мероприятия в системе работы детского сада.
  • 21. Физкультурные досуги и праздники в детском саду. Специфика их организации и проведения в разных возрастных группах.
  • 22. Теория и методика обучения детей метанию (в цель и вдаль).
  • 23. Характеристика методов обучения дошкольников физическим упражнениям.
  • 24. Гигиенические факторы, способствующие осуществлению задач физического воспитания детей.
  • 25. Понятие о двигательных умениях и навыках. Закономерности формирования двигательных навыков у дошкол.
  • 27. Техника и методика обучения детей ходьбе и бегу.
  • 28. Методы исследования, используемые в теории и методике физического воспитания для детей дошкольного возраста.
  • 29. Современные технологии физического воспитания детей.
  • 30. Приемы регулирования физической нагрузки на физкультурном занятии. Субъективные показатели физической нагрузки.
  • 31. Общая характеристика современных программ физического воспитания детей дошкольного возраста.
  • 32. Способы организации детей при выполнении физических упражнений.
  • 33. Организация кружковой работы по физическому воспитанию в д/у.
  • 34. Содержание физкультурных занятий дошкольников.
  • 35. Развитие творчества дошкольников в двигательной деятельности.
  • 37. Двигательный режим детского сада, критерии его оценки.
  • 38. Средства и методы развития физических качеств у детей дошкольного возраста.
  • 39. Занятия физическими упражнениями с детьми после перенесенных заболеваний.
  • 40. Организация туристических прогулок и походов с детьми дошкольного возраста.
  • 41. Методика организации и проведения утренней гимнастики в разных возрастных группах детского сада.
  • 42. Построение физиологической (пульсовой) кривой нагрузки.
  • 43. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьями воспитанников по проблеме физического воспитания детей.
  • 44. Физкультурное оборудование и инвентарь в детском саду.
  • 45. Этапы обучения детей двигательному действию.
  • 46. Организация самостоятельной двигательной деятельности в дошкольном учреждении.
  • 47. Оценка динамики здоровья, физического и двигательного развития детей (диагностическая карта).
  • 48. Этапы и методика обучения старших дошкольников игре в бадминтон, городки.
  • 49. Задачи и содержание двигательного развития ребёнка в программе дошкольного образования «Пралеска».
  • 50. Индивидуальный подход к ослабленным детям на физкультурном занятий.
  • 51. Общая и моторная плотность физкультурного занятия. Критерии оценки эффективности физкультурного занятия.
  • 52. Этапы и методика обучения детей игре в футбол, хоккей.
  • 53. Формирование основ здорового образа жизни дошкольников (анализ программы «Пралеска»).
  • 54. Физическое воспитание детей, имеющих признаки психомоторной одаренности.
  • 55. Планирование физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении.
  • 56. Техника и методика обучения детей ходьбе на лыжах.
  • 57. Двигательно-оздоровительный режим программы: « Физкульт- Ура».
  • 58. Техника и методика обучения детей катанию на коньках.
  • 59. Методика обучения детей езде на велосипеде.
  • 60. Строевые упражнения и спортивный танец в детском саду.
  • 4. Равновесие и методика его формирования у детей младшего и старшего дошкольного возраста.

    Способность сохранять устойчивое положение тела в пространстве наз. равновесием. Бывает статическое и динамическое равновесие.Кроме названных видов равновесия выделяют балансирование предметами и на предметах; равновесие в положении стоя на качающейся опоре.Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, функциональной активности организма в целом, двигательного опыта.

    Наибольший эффект дают движения, выполняемые на уменьшенной и повышенной опоре : ходьба и бег по узенькой дорожке, на одной ноге, остановка по сигналу во время кружения, приземление в прыжке в точно обозначенное место, ползание по скамейке, ходьба на лыжах, езда на велосипеде.

    Малыши перемещаются по широкой и низкой доске или скамейке. Но идут обычным шагом. Старшие же по такой скамейке могут бежать, скакать, танцевать. А обычным шагом старшим предлагают пройти по брусу перевернутой скамейки (ширина 10 см).

    Методика руководства упражнениями в равновесии должна учитывать подготовленность детей и стимулировать возможно большую их самостоятельность.

    В младшей группе упражнения носят преимущественно игровой характер. Например, воспитатель говорит: "Пойдем по дорожке к кукле в гости; через лужицы шагай, выше ножки поднимай; покатаем кукол с горки (дети поднимаются на горку с куклами в руках и съезжают вниз по скату)" и др.

    В средней группе упражнения усложняются не только количественно (уже дорожка, круче горка), но меняются способы выполнения заданий, а также их объем: для выполнения одного задания можно использовать разные способы действий, чередуя их. Например, до середины скамейки дети идут на носках, а дальше - обычным шагом;

    В старшей группе большое внимание уделяется развитию двигательной инициативы и самостоятельности детей. В соответствии с этой задачей происходит количественное и качественное усложнение упражнений в равновесии.

    Равновесие совершенствуется не только средствами гимнастики, но и в спортивных упражнениях (велосипед, лыжи, санки, скольжение по ледяным дорожкам и др.).

    Движение детей по дорожкам и скамейкам должно быть поточным. Перемещения на большой площади (кружение и др.) выполняются одновременно.

    5. Роль белорусских ученых в создании современной системы физического воспитания дошкольников.

    В Республике Беларусь проблемами физического воспитания дошкольников занимались следующие исследователи:

    З.И. Ермакова – первая защитила диссертацию в Белоруссии - проблема: «Двигательная активность детей дошкольного возраста».

    Л.В. Карманова – ввела в систему дошкольного образования ежедневные физические занятия на воздухе. Ее 2-х летний эксперимент показал, что двигательные умения и навыки у детей, с которыми она занималась, значительно выше, чем у тех, с которыми занимались по физической подготовке 2 раза в неделю.

    В.А. Шишкина – раскрывала вопросы двигательной активности детей, организации и формирования основ здорового образа жизни. Этим автором создано ряд методических пособий: «За здоровьем в детский сад», «Азбука движений» и т.д.

    Л.Д. Глазырина – автор издания «Физкультурные занятия в группе «Малыши». В пособии представлена система занятий по физической культуре с детьми раннего возраста, описаны принципы работы в этой возрастной группе, приведены подробные конспекты занятий. Еще одна из ее работ: «Физическое воспитание и развитие ребенка». В пособии изложены материалы по истории физической культуры, характеризующие возникновение и развитие физического воспитания на разных этапах становления человеческого общества. Еще ее издания: «Физическая культура в 1 классе», «Двигательная деятельность в группе «Почемучки» и т.д.

    В.А. Овсянкин и В.Н. Шебеко – «Физкульт-ура!»: авторская программа по физическому воспитанию детей и методические рекомендации по организации дополнительных образовательных услуг в дошкольном учреждении. В программу включены характеристики физического и личностного развития детей на каждом возрастном этапе, задачи физического воспитания, примерный двигательно-оздоровительный режим, содержание физкультурных знаний, двигательных и гигиенических умений и навыков, закаливание, которые даны с учётом психофизиологических особенностей детей дошкольного возраста. Представленные методические рекомендации направлены на развитие у детей двигательных способностей, творчества.

    Т.Ю. Логинова – занималась исследованиями, связанными с развитием двигательной системы детей. Считала, что именно в детском возрасте формируются важные базовые двигательные умения и навыки, создается фундамент двигательной деятельности, из элементов которой в последствии и складывается двигательная деятельность взрослого человека.

    М.П. Голощекина – в своем исследовании показывает, что повышение двигательной активности детей достигается комплексным использованием различных средств физического воспитания: уплотнением в движениях, повышением эффективности проведения занятий по физкультуре, игр в первую и вторую половину дня, музыкальных занятий, гимнастики, индивидуальной работы по развитию движений как в помещении. Она подчеркивает, что при интенсивном выполнении детьми в течение дня разнообразных движений их двигательные навыки становятся более стойкими, осознанными и управляемыми.

    "

    Наталья Замятина
    Упражнения и игры для развития навыков равновесия, лазания, ползания и прыжков у детей

    Упражнения и игры для развития навыков равновесия в младшей группе.

    Принеси игрушку .

    Цель

    Инвентарь : погремушки, игрушки, пирамидки, канаты длинные, ориентиры.

    Ход игры : на расстоянии 6-7 м от детей цветные кубики, пирамидки, погремушки, небольшие мячи. От каждого ребенка до игрушки обозначены дорожки шириной 30 см. По предложению воспитателя дети идут к игрушкам, берут их, поднимают вверх и снова кладут на места.

    Правила

    По тропинке .

    Цель : развитие ходьбы и равновесия.

    Инвентарь : Шнуры

    Ход игры : На земле на расстоянии 25-30 см друг от друга проводят две параллельные линии (или кладут два шнура) длиной 2,5-3 м. Дети медленно идут по тропинке туда и обратно.

    Правила : идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.

    Удержи равновесие .

    Цель : развитие ходьбы, бега и равновесия.

    Ход игры : Спокойная ходьба за воспитателем или бег врассыпную по площадке. По сигналу воспитателя дети встают на край песочницы и удерживают равновесие. Затем снова ходьба в чередовании с бегом

    Правила : Стаять на краю песочницы и удерживать равновесие.

    Через ручеек

    Цель : Развивать у детей ловкость, упражнять в прыжках на обеих ногах, в равновесии.

    Ход игры : все играющее сидят на стульях, в 6 шагах от них кладутся 2 шнура, расстояние между ними 2 метра – это ручеек. Дети должны по камушкам – дощечкам перебраться на другой берег не замочив ног. Дощечки положены с таким расчетом, чтобы дети могли прыгнуть обеими ногами с одного камушка на другой. По слову «пошли!» 5 детей перебирается через ручеек. Тот, кто оступился, отходит в сторону – «сушить обувь». Все дети должны перейти через ручей.

    Правила : Проигравшим считается тот, кто вступил ногой в ручеек.

    Перебираться можно только по сигналу.

    Маленькие змейки

    Цель : развитие ходьбы и равновесия.

    Инвентарь : Веревочки

    Ход игры : В нескольких местах комнаты разложите веревочки или ленты, длиной 50 см. Скажите малышу, что это змейки и что на них нельзя наступать. Играйте вместе с ребенком, держась за руки, аккуратно перешагивайте через веревочки.

    Правила : идти по сигналу; не заходить за края дорожек, сохраняя прямолинейное направление.

    Упражнения и игры для развития навыков равновесия в средней группе.

    За высоким, за низким.

    Цель : развитие бега и равновесия

    Ход игры : Дети идут или бегут в колонне друг за другом. На сигнал «за низким» быстро поворачиваются и бегут в противоположную сторону.

    Правила : поворачиваться быстро, не наталкиваться на: впереди идущего; каждому уметь быть ведущим.

    Бабочки, лягушки .

    Цель : развитие ходьбы и равновесия.

    Инвентарь : Бубен

    Ход игры : Дети идут в колонне друг за другом. По сигналу «бабочка» останавливаются и поднимают руки в стороны. С ударами бубна или под счет воспитателя продолжают ходьбу. По сигналу «лягушка» останавливаются и приседают, обхватив колени руками.

    Правила : останавливаться быстро, не наталкиваясь на впереди идущего; приседая, не терять равновесие.

    Козлики на мосту .

    Цель :развитие ходьбы и равновесия.

    Ход игры :Двое детей идут с разных сторон по доске (ширина 20 см). Встретившись на середине, поворачива­ются на 180° и возвращаются каждый в свою сторону.

    Правила : расходясь, не терять равновесие, не оступаться.

    Донеси - не урони .

    Цель :развитие ходьбы и равновесия

    Инвентарь : мешочек и шнур

    Ход игры :На землю кладут шнур, длиной 2-3 м. Ребенок подходит к шнуру, кладет на голову -мешочек с веском и проходит по шнуру, стараясь не уронить мешочек.

    Правила : мешочек нельзя придерживать руками; если он упал, надо поднять и продолжать движение.

    Трудный переход .

    Цель :развитие ходьбы и равновесия

    Инвентарь : пенечки

    Ход игры :Детям предлагается пройти по пенечкам (снежным бугоркам, врытым в землю на разной высоте от 20 до 30 см, расстояние между ними 10 см.

    Правила : Пройти ровно и не упасть.

    Упражнения и игры для развития навыков равновесия в старшей группе.

    Бегом по горке .

    Цель :развитие бега и равновесия

    Инвентарь : доска

    Ход игры :Вбегать и сбегать по наклонной доске (ши­рина 20-15 см, бревну,

    земляной и снежной горке, ограничен­ной флажками (палочками).

    Правила : Пробежать ровно и не упасть

    Разойдись- неупади!

    Цель : развитие ходьбы и равновесия

    Инвентарь : скамья

    Ход игры :Двое детей идут по скамейке навстре­чу друг другу (с разных сторон). Встретившись, расходятся, придерживаясь друг за друга, и продолжают движение.

    Правила : Пройти ровно и не упасть.

    Кто дольше не уронит.

    Цель : равновесие

    Инвентарь : мешочек с песком

    Ход игры :Играющие стоят на полу на одной ноге, вторая нога согнута в колене. Кладут на колено мешочек с песком и стараются устоять, не теряя равновесие.

    Правила : мешочки кладут по сигналу и стоят не придержи­вая их рукой; тот, кто уронил мешочек, выходит из игры

    Совушка .

    Цель : Терпение и равновесие

    Ход игры :Играющие разбегаются в пределах площадки. На сигнал «ночь» останавливаются и не двигаются. В это время вылетает сова и уводит тех, кто шевелится.

    Правила : останавливаться в позе, предложенной воспитате­лем: стоять на одном колене; на носках; образовав пары; по­ставив стопы на одну линию (пятку одной ноги к носку другой).

    Жмурки с колокольчиком. .

    Цель : Терпение и равновесие

    Инвентарь : повязка и колокольчик

    Ход игры :Дети встают по кругу, взявшись за руки. В центре двое водящих. Одному из них завязывают глаза - это жмурка, другому дают колокольчик. Ребенок с ко­локольчиком бегает внутри круга и звонит. Жмурка пытается его догнать

    Правила : бегающий звонит не все время; если жмурка долго не может поймать надо сменить обоих.

    Упражнения и игры для развития навыков равновесия в подготовительной группе.

    Жмурки.

    Цель : терпение и равновесие

    Инвентарь : шнуры и повязка

    Ход игры :Воспитатель назначает считалкой водящего - жмурку. Он встает на середину площадки, ограниченной шнурами. Ему завязывают, глаза и предлагают несколько раз повернуться. Все дети разбегаются, а жмурка старается кого-нибудь поймать. При виде какой-либо опасности (дерево, пенек и др.) играющие должны предупредить жмурку словом «огонь».

    Правила : не выходить за обозначенную границу; убегая отжмурки, можно приседать; чтобы жмурка не вышел за пределы площадки, его предупреждают словом «огонь».

    Бой петухов .

    Цель : равновесие

    Ход игры : Двое детей встают в очерченный круг метр 1-1,5 м) лицом друг к другу, одна нога согнута в колене, руки скрещены на груди. Пытаются столкнуть противника, заставить его опустить ногу или выйти из круга.

    Правила : не опускать ногу на пол; тот, кто встал на обе ноги или вышел за круг, считается проигравшим.

    Донеси мешочек .

    Цель : равновесие

    Инвентарь :мешочек и скамья

    Ход игры : 3-4 детей встают на доски или скамейку кладут на спину мешочек с песком. Ползут на четвереньках (ладонях и коленях, ступнях и ладонях) до конца скамеек. Выигрывает пришедший первым.

    Правила :при ходьбе не ронять мешочек; если он упал, поднять, положить снова на спину и ползти дальше; в конце скамейки взять мешочек со спины, также не роняя.

    Присядка .

    Цель :выдержка и равновесие

    Ход игры :Сесть на носок одной ноги, другую вытянуть впе­ред. Сделав маленький подскок, поменять ноги местами. Руки вытянуть вперед или скрестить на груди.

    Правила :вначале прыгать в произвольном темпе, затем рит­мично под счет.

    Пройди по лестнице .

    Цель : равновесие

    Инвентарь : стулья и палки

    Ход игры :На стулья кладутся палки на расстоя­нии 50 см одна от другой. Дети проходят друг за другом, пере­шагивая через палки.

    Правила :при перешагивании не держаться за стулья; недо­держиваться, не наталкиваться друг на друга, соблюдать ин­тервалы.

    Пожалуй, каждому из нас приходилось не раз в жизни слышать фразу: движение – это жизнь.

    А для ребенка движение – это основа всей его деятельности. И любое ограничение или нарушение двигательной активности противоречит биологическим потребностям растущего организма.

    И именно в период младшего дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной готовности и гармоничного физического развития. А способность к координации движений является базой для дальнейшего овладения ребенком двигательными навыками.

    Координационные способности, зависят от умения удерживать устойчивое положение тела, т.е. равновесие, заключающееся в устойчивости позы в статических положениях и ее балансировке во время перемещений.

    Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его отдельных частей в опорной и безопорной фазах движения человека.

    Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела. У маленьких детей общий центр тяжести тела расположен высоко, поэтому им трудно сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается, и равновесие нарушается. И малышу необходимо приложить определенные усилия, чтобы восстановить нужное положение тела.

    Для воспитания у детей устойчивой способности к равновесиюнеобходимо выполнятьспециально подобранные упражнения и различные подвижные игры. Они используются для развития статического и динамического равновесия .

    Для формирования способности статического равновесия используют следующие методы и приемы:

    Выполнение упражнений по сохранению позы (стойка на носках, стойка на одной ноге, на носке одной ноги);

    Удлинение времени сохранения неподвижности позы;

    Уменьшение площади опоры при выполнении упражнения;

    Увеличение высоты опорной поверхности;

    Введение неустойчивой опоры;

    Введение в упражнение сопутствующих движений.

    Для развития динамического равновесия используются следующие методы и приемы:

    Выполнение различных подвижных упражнений, направленных на конечный результат (пройти по скамейке и спрыгнуть в конце, пройти по скамейке, перешагивая через предметы и т.д.);

    Упражнения выполняются с изменением внешних условий (рельеф, грунт, покрытие и пр.);

    Выполняются упражнения непосредственно для тренировки вестибулярного аппарата (качели, карусели, различные тренажеры).

    Развитие координационных способностей требует строгого соблюдения принципа систематичности. Нельзя допускать неоправданных перерывов между занятиями, так как это приводит к потере физических ощущений и делает малоэффективным фактор «мышечной» памяти.

    Примеры упражнений для развития равновесия

    1. Выполняются прыжки с определенным заданием:

    А) Выполняются прыжки вперед, руки на поясе;

    Б) Выполняются прыжки на одной ноге с продвижением вперед, руки произвольно;

    В) Выполняются прыжки в полуприседе с продвижением вперед, руки произвольно.

    2. И.п. – основная стойка. Правая нога поднята и вытянута вперед. Руки на поясе. Стоя на о дной ноге, другой ногой провести круг, при этом поднятую ногу в колене не сгибать. Повторить упражнение с другой ноги.

    3.Повторить упражнение № 2 с закрытыми глазами.

    4.Прыжки со скамейки внутрь гимнастических обручей, разложенных вдоль скамейки на различном от нее расстоянии.

    5. Ходьба по гимнастической скамейке, руки в стороны.

    6. Ходьба по скамейке на носках, руки в стороны.

    Школа ловкости и равновесия

    Предлагаемый материал заинтересует родителей, педагогов, детей, которые могут уже сами прочесть данный текст. Он содержит упражнения на развитие равновесия и вызовит интерес к их исполнению и закрепит здоровье. Игры и упражнения написаны в простой доходчивой форме, в стихах. Их легко запомнить детям, играющим самостоятельно во дворе, на переменке в школе и т. д. Эти упражнения актуальны, они поддерживают в ребенке тягу к спорту, развивают ловкость, выносливость, терпение, ориентировку в пространстве.
    Упражнения могут повторяться в самых разнообразных условиях (в воде, на снегу, на траве, на песке). Это еще больше придает интересу в исполнении этих упражнениях, что будет способствовать закреплению навыков равновесия.
    Практический материал
    Ходьба с поворотом головы

    Ты по линии иди,
    Руки на поясе держи.
    Головой своей крути,
    А с линии не сходи.

    Неваляшка
    На пол скорее ты садись
    Под коленями держись.
    Спину выпрями немного,
    Подними свои ты ноги.
    На бок, на спину вались
    Как неваляшка поклонись.
    Левый бок и правый бок
    На спине виден потолок.
    Можешь даже покачаться,
    Только не надо ударяться.
    Равновесие держи,
    Хочешь – сиди или лежи!

    Ноша
    Набивной мяч на голову ставь,
    Руки в стороны расправь.
    Головою не кивай,
    Равновесие сохраняй.
    Можешь присесть или шагать,
    Но мяч нельзя никак терять!

    Качели
    Нужно цилиндр, трубку взять,
    Доску широкую отыскать.
    Ноги на доску с краю ставь,
    Руки в стороны расправь.
    Равновесие сохраняй,
    Себе руками помогай.
    Эй, кто рядом? Посмотри
    Я стою на раз, два, три.
    И похлопайте в ладошки
    Видно я циркач хороший.

    Цапля
    На одной ноге постой,
    Другую за пятку держи рукой.
    В колене ты ее согни
    И не отпускай ее смотри.
    Хочешь побыть аистом, цаплей?
    Постоять, не упасть ни капли?
    Ногу держи, прыгай на месте
    И считай до ста иль до двести.

    Ходунки
    Маленькие пеньки возьми
    К ним шнурочки привяжи.
    Шнуры в руки ты возьми
    И покрепче потяни.
    Равновесие сохраняй
    На пенечках ты шагай.

    Воротца
    Ноги расставь-ка широко
    Упрись руками в них легко
    Колени в стороны разведи,
    А спину ты смотри, не гни.
    Пониже присядь – малы воротца,
    Приподнимись – ворота большие
    Для игры с мячом – вот какие!

    Клубок
    Новое задание тебе, дружок.
    Обхвати колени и свернись в клубок.
    На спине вверх – вниз качай,
    Только рук не отпускай.

    Непомогайка
    На спину ты сейчас ложись,
    Новым заданием займись.
    Нужно без рук сесть, встать,
    Локтями себе не помогать.
    Кто это сделал, не устал
    Получает сразу балл.

    Каток
    Цилиндр, полено ты возьми,
    На него теперь ступи.
    Ногами тихонько перебирай
    Под собой каток катай.
    Если это получается,
    Значит, каток передвигается.

    Волчок
    За спинку стула ты возьмись
    И на пятке покружись.
    Равновесие сохраняй,
    Стул пока не отодвигай.
    Если это легко удается, повернись
    Стулом пользоваться не придется.

    Стойка
    Набивной мяч возьми
    На нем стой, а не иди.
    Колени немного ты согни,
    Руки в стороны разведи.
    На месте тихонько повернись,
    Только спокойно, не свались.
    Получается? Ура!
    Делай стойку, детвора!

    Кувырок
    На корточки скорей садись,
    За ноги свои ухватись.
    Голову скорей пригни,
    Вперед катись-ка раз, два, три!
    Получилось? Молодец!
    Кувырок сделал храбрец!

    Ванька – встанька
    На спину ложись опять,
    Ноги нужно поджимать.
    Прыжком вскочи, на ногах удержись.
    Равновесие сохрани, не упади!
    Это сложно, без сомненья,
    Но это интересное упражнение.

    Жучок
    На спине лежи опять,
    Ноги нужно поднимать.
    Их в колене согни,
    Руки в локтях приподними.
    На спине теперь кружись,
    Разогнись – ногами упрись.
    Вертись быстро и слегка,
    Ты похож теперь на жука.
    Ориентир ты сохраняй,
    Направления меняй.

    Весы
    Кубики ты в ряд поставь
    Не близко друг от друга.
    И по ним пройдись, давай
    Без помощи друг друга.
    Руки в стороны расправь
    Словно ты весы.
    С кубиков не сходи,
    Равновесие держи!

    Канатоходец
    Жгут, веревку ты возьми,
    В несколько раз ее сложи.
    Сложи вдвое или косичкой,
    Как тебе удобно, привычно.
    По полу ее растяни
    И по длине теперь иди.
    Можешь ходить на пятках, на носочках,
    Канатоходец выйдет из тебя точно!

    Замок
    Руки в замок ты сомкни,
    Ими колени обхвати,
    Ноги продень вперед, назад,
    Не отпускай рук обхват.
    Кто сквозь замок так сделать смог?
    И не разъединил замок,
    И не освободил ног?

    Крючок
    Одну руку за голову заведи,
    Другую – за спиной подними.
    Кто так быстро сделать смог –
    Соединяет руку пальцами в крючок.
    Руки можешь ты менять
    И крючками – пальцами держать.
    Спину для удобства прогни
    Чтоб не разошлись пальцы – крючки.

    Обруч
    Руки соедини в замок,
    Чтобы открыть никто не смог.
    И согни их в локте слегка,
    Чтоб похоже на обруч было наверняка.
    Обруч – руки поднимай
    И за спину заводи.
    Пальцев ты не разжимай,
    А потом назад руки веди.

    Мостик
    А спине ты полежи
    Руки – ноги под себя согни.
    Спину вверх поднимай –
    Голову вниз опускай.
    На руки – ноги упирайся,
    Только сильно не шатайся.
    Ты спортсмен, вот отличился,
    У тебя мостик получился!