Занятие лексико грамматические игры подготовит. Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе для детей с онр

а) спряжение в прошедшем времени: плавать с аквалангом хлопать в ладоши ловить белугу глотать холодное молоко

б) прямой и обратный счет 1<ч>10. 2±±20 (двойками): смелый солдат белое одеяло голубой гладиолус главный колокол

в) подбор родственных слов:

    волк - волчиха (-ца), волчонок, волчий, волчище, волчок (серый бочок)

  • голубь - ...

    колос - ...

    колокол -...

складывать палатку

г) образование глаголов прошедшего времени ед. числа по образцу: ловить - ловил - ловила положить -

ломать - гладить -

класть - полоть -

колоть - улыбаться -

молоть - плавать -

целовать - плакать -

д) словообразование относительных прилагательных, подбор к ним существительных:

плавать - плавательный бассейн

облако -колокол -елка -клубника -солдат -

яблоко - яблочное повидло пластик -пластмасса -плата -

13. Письменная речь

а) придимывание слов, начинающихся на слоги: ла-. ло-. лу-

б) отгадывание недостающего слога, дописывание слов ю.. Ми.. упа.. аку.. ма.. пиа.. пи.. ска.. шко..

в) чтение наоборот: кул-... лаз-..

алии

г) составление слов из слогов: ка, точ, лас - ка, ал, фи - ла, ку, а - фа, ал, вит - кол, ко, ло - ток, ло, мо - мо, ко, ло - у, ка, лыб -

д) упражнения с разрезной азбукой (преобразование слов):

вол - (лов) лоза - (золд) скала - (ласка)

дал - (лад) кулак - (кукла) влага - (глава)

тол - (лот) клоп - (полк) мол - (лом)

дала - (Лада) колос - (сокол) стала - (салат, атлас)

е) вписывание пропущенной буквы Л. чтение полученных слов

га.ка га.стук бежа ву.кан

ба.кон со.дат бужа ха.ва

Во.га иго.ка па.ка мо.ния

во.ны по.день мо.чи бо.ты

по.ка ко.баса е.ка ко.готки

Иллюстративный материал на звук л на цветной вставке (с. 1-17).

Артикуляционная поза

См. звук Л (твердый) с некоторыми особенностями:

    корень языка сильно напряжен и опущен,

    передне-средняя часть спинки языка поднята,

    несколько подвинута вперед и прижимается к альвеолам вместе с кончиком языка,

    кончик языка сильно напряжен.

Подготовительные упражнения

См. звук Л, дополнительные: «Киска сердится», «Катушка», «Горка».

Постановка

Как правило, по подражанию, без особых затруднений после тщательной автоматизации твердого Л.

Основные направления автоматизации

1. ли, ле, лю, ля, лё

а) липа лиса павлин лифт лицо налим лист лимон вазелин ливень линейка оливы лисий лиана маслины липкий лизун малина линия листопад калина Лида лихой долина линза лимузин улитка лить лизать пеликан Лиза липнуть великан лилия листать оливковый

б) лев билет лес олень лента колено лебедь полено лето телега лепка тюлень леска железо лейка налево лесенка балет левый болеть лень калейдоскоп лепет улей

в) люди люк лютик любить малютка молюск салют полюс коляска поляна колядки неделя

г) лёд Алёна колёса самолёт зелёный закалённый лён Алёша кулёк мотылёк калёный опалённый лёгкий василёк малёк кошелёк солёный смолёный лётчик далёкий полёт пелёнка телёнок смышлёный

    аль, оль, уль, ыль, иль, ель, юль

    даль ноль костыль кабель тальк культ шаль соль стиль капель вальс бульдог жаль толь утиль кисель альбом бульон сталь соболь фитиль метель пальма килька медаль тополь ель пудель пальто тюльпан деталь фасоль мель табель кукольный сильный педаль быль хмель спаситель только сельдь эмаль пыль шмель любитель кольт стелька боль бутыль цель тюль пульс ателье моль кавыль щель июль пульт умельцы

    к ля, кле, клю, кли, клё акль, окль, укль, икль Меняется порядок слогов не менее 4 раз.

То же с согласными П, Т, Г, Д, 3, С, Ш и т.д.

6. а) клякса климат клеить плеск плёнка глюкоза

клятва клип наклейка плесень плётка глина

клей клин пляска племя глядеть угли

клетка клинок пляж плести цапля кегли

клещ клиника плен плюс капля сабля

вафли клюв клён плед плюш глянец

блеск клюква клёст плеть плюшка глядеть

блестеть ключ клёпка плетень плющ взгляд

бледный клюшка клёш плечи плита Глеб

блюдо блюдце слякоть последний петля шлем

шлёпанцы наблюдать след наследник тлеет шлейф

фляга блин следить слюна котлета шлюпка

фляжка блик слепить сливы заботливый шлюз

флейта близко слева сливки козлята шли

суфле блёстки следовать слёт злить шлифовать

туфля блёклый слепой слёзы шляпа шлёпать вафли

б) бинокль вопль дубль монокль спектакль коктейль

Конан-Дойль мысль ансамбль констебль

7. Толя и Валя гуляли в кленовой аллее. Люда и Оля покупали лимоны. Кленовые листья падали на землю.

На лесной поляне паслись олени с оленятами.

Лена поливает из лейки лилии и тюльпаны. и т.д.

8. На полянке мы гуляли, вили мы венки, А на нас глядели с поля васильки... Незабудки мы считали. Сколько их, гляди! Нам листочками кивали васильки...

Мы летали высоко, Мы летали низко, Мы летали далеко, Мы летали близко.

Самолёт, самолёт, Он готов уже в полёт, Полетит он над полями, Полетит он над лесами.

Ле-ле-ле, ле-ле-ле! Павлик едет на метле. Листопад, листопад, Опустели лес и сад...

Ехали мы ехали, до ели доехали, Ель объехали и назад поехали.

Юля, Юленька, юла! Юлька бойкая была. Усидеть на месте Юлька Ни минуты не могла.

Мы листики осенние. На ёлках мы сидели. А потом мы полетели И на землю сели.

Ой, ладушки, ладушки! Испекли оладушки. На окно поставили, Остывать заставили.

Пусть метет метелица, Белым снегом стелется. А мы валенки надели - Не боимся мы метели.

Иголки лежали, лежали Да под пол убежали.

Лебеди, лебеди, Белые лебеди. Лебеди летели И на воду сели. Сели, посидели, Снова полетели.

Летели две птички, Собой невелички. Как они летели, Все люди глядели. Как они садились, Все люди дивились. Сели, посидели, Взвились, полетели, Взвились, полетели, Песенки запели. Гули, гули, гуленьки! Залетели к Юленьке. Стали Юленьку качать, Стала Юля засыпать.

На мели мы налима ловили.

Есть не ели,

А за столом посидели.

Мы косили, мы устали, Под кустом легли, поспали.

Метили в цель, а попали в пень.

Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят...

Сели и всё съели.

Всё летит. Должно быть это Улетает наше лето.

9. Лексико-грамматические упражнения

а) образование родственных слов: лист - листок, листик, листочек, листопад, ли- ственный, лиственница.

лес- лев- лиса-

лед - олень - лебедь -

б) образование относительных прилагательных:

клён - кленовый калина - тополь -

клюква - липа - поле -

малина - лес -

в) преобразование предложений по образиу:

Лена гуляла на поляне. - Дети гуляли на поляне. Птичка клевала хлеб. -Леня лепил павлина. -Оля поливала лилии. -Лебедь летел на юг. -

г) словообразование существительных, обозначающих детенышей животных по образиу:

дельфин с дельфиненком белка с...

тюлень с... соболь с...

олениха с... лиса с...

львица с... корова с...

д) словообразование существительных от глаголов:

Аннотация. В статье изложена проблема включения родителей в коррекционную работу с ребенком. Родители должны стать не просто заказчиком образовательных услуг, а активным участником коррекционно-развивающего процесса. В статье даны виды упражнений с детьми, не требующие больших временных затрат от родителей.

Упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у старших дошкольников (советы родителям)

Важным фактором эффективности логопедической работы с детьми на логопункте дошкольного отделения является взаимодействие учителя-логопеда с родителями.

Количество детей с нарушениями речи с каждым годом увеличивается. Главное же влияние на процесс развития речи ребенка оказывает семья, где ребенок приобретает первоначальные навыки общения.

Большую часть дня ребенок находится в образовательном учреждении. Два раза в неделю ребенок-дошкольник посещает логопедические занятия. И этого, конечно, не достаточно для эффективной коррекционной работы. Роль семьи в оказании помощи в закреплении полученных навыков очень важна.

К сожалению, позиция родителей в этом вопросе не всегда положительная. Отдельные родители игнорируют рекомендации и задания логопеда, часто родители не слышат недостатков речи своих детей, большинство родителей не придает значения нарушениям речи ребенка, считая, что с возрастом все пройдет.

В связи с этим, много внимания приходится уделять просветительской работе с родителями, повышению их педагогической культуры на родительских собраниях, консультациях с использование памяток, рекомендаций по работе с детьми. Приглашаем их на индивидуальные занятия с ребенком. Стараемся помочь родителям увидеть реальную проблему ребенка, помочь им понять своеобразие личности своего ребенка и правильно определить пути коррекционного воздействия.

Организуя работу с родителями, необходимо определить задачи работы, сформировать у них понятие о том, что такое готовность ребенка к школьному обучению.

Стараемся убедить их в том, что полученные на занятиях навыки необходимо закреплять, и что такую работу необходимо проводить ежедневно. Если ребенок не понимает и не владеет грамматическими формами родного языка, он будет испытывать затруднения в построении высказываемых мыслей. Такой ребенок будет испытывать трудности в усвоении учебного материала в школе.

Учитывая, что большинство родителей заняты на работе, предлагаем им проводить «занятия» с детьми с наименьшими затратами времени. Родители часто не понимают, что коррекционные моменты можно использовать в повседневной жизни и обычных ситуациях.

Например, во время завтрака в выходной можно закрепить понятия о семье, адресе. Подготовка к прогулке и сам процесс прогулки помогут закрепить предметные понятия (обувь, одежда, головные уборы, мебель и т.п.).

Желательно, чтобы ребенок сам одевался (это помогает развивать мелкую моторику). Таким образом мы решаем несколько задач: развиваем познавательные психические процессы, способствуем развитию мелкой моторики, закрепляем навыки общения.

Закрепляя навыки усвоения лексико-грамматического строя речи, предлагаем родителям использовать время в пути от дошкольного учреждения до дома (как правило оно составляет 10-15 мин.).

Варианты игр для коррекционной работы:

- « Назови одним словом». Родитель называет предметы одной группы, ребенок должен назвать обобщающее понятие (яблоко, груша, апельсин – что это? И наоборот, назови овощи).

- «Живое-неживое» — Кто это? Что это? (Ребенок задает вопрос к увиденным предметам).

- «Он, она, оно» — (Ребенок определяет родовую принадлежность увиденных предметов
(без обозначения понятия рода). «Дорога – она, моя; дом – он, мой, машина – она, моя и т.п.»).

- « Один-много» -ед. и мн. число имен существительных — Ребенок называет предметы (или родитель называет предмет в ед.числе, а ребенок во множественном, и наоборот) : дом-дома, куртка-куртки и т.п..

- «Чего нет?» – родительный падеж имен существительных единственного и множественного числа (сначала отрабатывается ед.число, затем мн.) — Ребенок о каждом увиденном предмете говорит « Нет варежки, нет дома ит.д.». Аналогично отрабатывается и мн. число им. существительных. Или родитель спрашивает: что и из чего сделано. Из чего сделан стол, ваза?
(из дерева, из стекла).

- «Что я вижу?» — Винительный падеж имен существительных ед. и мн. числа. « Я вижу дом, я вижу дерево, я вижу машины, я вижу деревья».

- «Что кому нужно». Например, взрослый спрашивает ребенка: -Кому нужны фартук, колпак, кастрюля, половник, нож? (повару).

Творительный падеж им. существительных. Родители задают ребенку вопросы, а он отвечает.

«Чем мы рисуем?» « Красками, карандашом», « Чем мы едим?» «Ложкой, вилкой» и т.д..

- «Давай похвастаемся». Взрослый говорит: У меня есть карандаш. Ребенок отвечает: -А у меня много карандашей.

Предложный падеж им. существительных. Где живет белка (лиса, собака, птица, муравей)? В норе, в конуре, в гнезде, в муравейнике.

- «Большой-маленький» — уменьшительно-ласкательные формы им.существительных. Родители называют предмет, ребенок образовывает уменьшительно-ласкательную форму. (дом-домик, дорога-дорожка, дерево-деревце и т.д.).

Образование им. прилагательных. Родитель: « Сок из яблок – это какой сок?» Ребенок: «Яблочный.» (каша из гречки – гречневая, варенье из абрикосов – абрикосовое и т.д.).

- «Кто у кого». Взрослый называет животное (птицу), ребенок называет детеныша. (У зайца – зайчонок). И наоборот: утенок у (утки).

- «Давай посчитаем» — Согласование им. числительных с им. существительными.. (Один дом, два дома, три дома, четыре дома, пять домов, шесть домов; одна машина, две машины… пять машин, шесть машин и т.д.).

Глагольные формы. (Называть каждое действие). Родитель задает ребенку вопросы: что ты делаешь? что ты сделал? («Я одеваюсь. Я оделся. Мы идем по коридору. Мы вышли из детского сада. Мы подошли к магазину. Мы вошли в магазин.» И т.д.).

Образование относительных и притяжательных им. прилагательных. (Какого цвета машина? Какого цвета куртка? Если ты носишь эту куртку зимой, то она какая? (Зимняя, теплая). Как будет называться ветка березы (лист березы)? Она (он) какая (какой)? (Березовая, березовый). Хвост зайца – чей хвост? Заячий.

Порядковые числительные. (Какой этаж? Посчитаем дни недели: первый день – понедельник, второй – вторник, третий — среда и т.д., месяцы года).

- «Какие признаки имеет предмет». Груша какая? (желтая, сладкая,сочная).

- «Что может быть таким». Родитель перечисляет признаки, ребенок определяет предметы. (Что может быть сочным? Яблоко, груша, арбуз.

- «Что для чего». Родитель спрашивает, для чего нужна сахарница (хлебница, конфетница, кофейник, очешник и т.п.), ребенок объясняет.

- «Как использовать предмет?» (Что можно делать карандашом? Рисовать, писать, раскрашивать. Что делают ножом? (Режут). Что делают веником? Подметают. И т.п.).

- «Скажи наоборот». Родитель называет слово, а ребенок называет слово с противоположным значением (используются разные части речи): большой- маленький, приехать-уехать, грустно-весело и т.п..

- «Назови по-другому». Взрослый называет слово, ребенок – слово, близкое по значению, (веселый – радостный, расстроенный – грустный, товарищ – друг.

- «Предлоги». Складываем вещи: куртку повесили в шкафчик, ботинки поставили под шкафчик, шапку положили на полку. Одеваемся: куртку достали из шкафчика, ботинки – из-под шкафчика, шапку – с полки.

Надрус И.В.,
учитель-логопед

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

по формированию лексико-грамматических категорий

для воспитанников подготовительной группы с ОНР

на тему:

«Дикие животные наших лесов»

Цели:

I . Коррекционно-образовательные:

    Уточнить знания воспитанников о диких животных наших лесов, активизировать словарный запас по данной теме.

    Продолжать учить воспитанников образовывать притяжательные прилагательные.

    Упражнять в согласовании числительных с существительными.

    Упражнять в подборе эпитетов.

II. Коррекционно-развивающие:

    Развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику, мимику.

    Развивать память, внимание, мышление.

    Развивать речевое внимание.

III. Коррекционно-воспитательные:

    Формировать интерес к занятию.

    Воспитывать любовь к природе.

    Формировать навыки самоконтроля.

Оборудование:

Индивидуальные зеркала; карточки с упражнениями для артикуляционной гимнастики; предметные картинки: белка, заяц, волк, медведь, лиса, лось, ёж;

демонстрационный материал по теме из серии «Я – человек. Тематический словарь в картинках»; дидактическая игра «Собери картинку»; дидактическая игра из серии «Школа для дошколят» «Где, чья мама?»; картинка к игре «Путаница»; учебно-развивающая программа для детей «Времена года».

Ход занятия:

Организационный момент.

Ребята, вспомним главное правило:

Каждый день всегда, везде,

На занятиях, в игре,

Верно, чётко говорим,

Никогда мы не спешим.

Пальчиковая гимнастика:

У лисы в лесу глухом (Дети загибают пальцы на обеих

Есть нора - надежный дом. руках: по одному на каждое

Не страшны зимой метели двустишие.)

Белочке в дупле на ели.

Под кустами ёж колючий

Нагребает листья в кучу.

Из ветвей, корней, коры

Хатки делают бобры.

Спит в берлоге косолапый,

До весны сосёт там лапу.

Есть у каждого свой дом, (Дом - ладошки направлены под

Всем тепло, уютно в нём. углом, кончики пальцев соприкасаются. В. Пальчинскайте

Артикуляционная гимнастика. «Делу – время, потехе – час»

Жили-были в лесу зверюшки, каждый занимался своим делом.

Ёжик, ни головы, ни ножек, каждую осень собирал грибы на опушке.

«Грибок»

А лисички-сестрички и зайчики-побегайчики решили построить качели на полянке. Взяли гвозди, да не один, а целую дюжину. Один, второй, третий…, много гвоздей…

«Иголочка»

Взяли доску широкую-широкую, без сучков и без задоринок,

«Лопата»

затем взяли каждый по молотку и стали заколачивать гвозди. Трудно строить качели. Т-т-т…т-т-т.

«Качели»

Качели получились на славу! Всё хорошо, осталось только покрасить качели. Краску раздобыли красную, жёлтую, зелёную – и покрасили качели.

«Маляр»

Сели звери на качели, весело им, смеются, радуются. Вдруг увидели идёт Индюшка-болтушка.

«Индюк»

Что вы делаете? – спрашивает.

На качелях качаемся, иди, с нами играть будешь.

«Улыбка»

Зверюшки так громко и заразительно смеялись, что, услышав эти звуки, к ним подошла большая мудрая Лошадь.

«Лошадка»

Очень ей захотелось тоже покататься на качелях. Лошадь с трудом залезла на качели. Медленно со скрипом качели стали раскачиваться: вверх-вниз, вверх-вниз. Замечательные качели!

«Качели»

Молодцы зверюшки! Хорошие качели построили!

«Улыбка».

Мимическая гимнастика.

Пока малыши играли на своей площадке, взрослые животные ходили по лесу.

Лисица высматривает мышку – прищуривать глаза по очереди;

Медведь косолапый в берлоге спит, с боку на бок переворачивается – позёвывание;

Голодный и злой волк рыщет по лесу в поисках добычи – нахмурить брови;

Весёлые белки прыгают с ветки на ветку – радость.

Загадки.

И ушаст, и глазаст, - Сама рыжеватая,

И пугаться горазд. Мордочка плутоватая,

Заберётся в куст и спит, Ей не надо пирожка,

Кочерыжку съест и сыт. Ей бы скушать петушка. (Лиса).

Кто это? (Заяц).

С веточки на веточку - На овчарку он похож,

Прыгает, резвится, Что ни зуб – то острый нож.

Лёгкая, проворная, Он бежит, оскалив пасть,

Но не птица. (Белка). На овцу готов напасть. (Волк).

В густом лесу под ёлкой, - Похож на оленя, похож на коня,

Осыпанный листвой, Забрался в селенье и лёг у плетня.

Лежит клубок с иголками, В лесу необъятном друзей не нашлось,

Колючий и живой. (Ёж). И в гости к ребятам пожаловал…

Зверь большущий, (лось).

Зверь толстущий.

Зверь косолапый и мохнатый.

Глаза как щёлки,

Хвост короток только.

Зиму в берлоге проводит.

Летом в лесу бродит. (Медведь).

Ребёнок, отгадавший загадку получает маленькую картинку, с изображением животного.

Ребята, про кого вы отгадывали загадки? Мы сегодня с вами поговорим о диких животных.

Почему этих животных называют дикими?

Работа с демонстрационным материалом.

Где они себе устраивают «домики»? Давайте вспомним, как называются жилища животных (Работа с демонстрационным материалом).

Кто ещё живёт с лисой? (лис, лисёнок, лисята.)

Назови членов семьи медведя. (Медведь, медведица, медвежонок, медвежата.)

Продолжите предложение: волк – это папа в семье волков. Мама - … (волчица). Дети - …(волчата).

Кто живёт с зайцем?

Большая белка – это мама. Как её называют? (Бельчиха.). А маленькие – это дети. Как их называют? (Бельчата.) А один - ….(бельчонок).

Назови членов семьи ежа. (Ёж, ежиха, ежонок, ежата.)

Лось – это папа, мама - …(лосиха), детёныш - …(лосёнок).

Игра «Собери картинку». Каждому ребёнку даётся конверт с деталями.

Игра «Назови какой?, какая?»

Какая лиса? (хитрая, рыжая, ловкая, быстрая, пушистая, шустрая…)

Какой медведь? (косолапый, неуклюжий, бурый, лохматый, косматый, большой…)

Какой волк? (злой, голодный, серый, зубастый, клыкастый, хищный, лохматый…)

Какой заяц? (быстрый, трусливый, серый, белый, ловкий, осторожный, короткохвостый…)

Какая белка? (быстрая, ловкая, красивая, п ушистая, шустрая, проворная, прыгучая, рыжая…)

Какой ёж? (колючий, сердитый, ловкий, быстрый, смелый, умный…)

Какой лось? (крупный, высокий, рогатый, сильный, могучий,…)

Физминутка. «Хитрая лисичка»

Хитрая лисичка (Дети ходят по кругу.)

Вышла погулять.

Захотелось ей (Хлопают в ладоши, затем сцепляют

Кого-нибудь поймать - пальцы в «замок».)

Или птичку, или рыбку (Ладони повернуть к себе, скрестить

руки и переплести большие пальцы - «Птичка», ладони поставить на ребро, сложить их вместе - «Рыбка»)

Или зайку, или мышку («Зайчик», «Мышка» - кончики

среднего и безымянного пальцев соединить с большим пальцем. Указательный и мизинец согнуть и прижать кончиками к среднему и безымянному пальцам.)

Но птички улетают, (Упражнение «Птичка», двигая

скрещенными руками по кругу.)

Рыбки уплывают, (Упражнение «Рыбка», движение

рук от себя.)

Зайки убегают, («Зайчик», движение рук от себя.)

Мышки прячутся в но ру. (Хлопают в ладоши за спиной).

Игра «Путаница»

Зимой в лесу на снегу хорошо видны следы. Скажите, чьи это следы?

Помните, сказку К.И. Чуковского, в которой животные покупали себе хвосты? Здесь нарисованы животные с чужими хвостами. Расскажите, у кого чьи хвосты и кому, какой хвост нужен. (Например, у медведя лисий хвост, а ему нужен медвежий хвост.)

Игра «Где, чья мама?»

Пока мы с вами гуляли и рассматривали следы, наши малыши-детёныши расшалились, разбежались, заблудились и потеряли своих мам. Давайте поможем мамам, найти своих малышей. (Дети помогают найти малышей, и считают, сколько малышей у каждой мамы. Например, один зайчонок, два зайчонка, три зайчонка, четыре зайчонка, пять зайчат, у зайчихи – пять зайчат).

Видеофрагмент учебно-развивающей программы для детей «Времена года». «Зима».

Итог занятия. О ком мы сегодня говорили на занятии? Что больше всего понравилось?

Конспект интегрированного занятия по формированию лексико-грамматического строя речи.
(подгрупповое занятие в подготовительной к школе комбинированной группе для детей с ОНР).

Тема: Предлоги В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Цель: ознакомление детей с предлогами (маленькими словами).
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
Корректировать и развивать мелкую моторику;
Развивать общую моторику, умение согласовывать речь с движением;
Развивать внимание, память, мышление;
Корректировать и развивать личностные качества, эмоционально-волевую сферу (навык самоконтроля, усидчивости).
Образовательные:
Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД, ЗА, НАД;
Учить детей выделять предлоги в предложении;
Закреплять умение детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам;
Воспитательные:
Обеспечить понимание значимости занятий, повысить интерес к ним.
Обеспечить формирование произвольной саморегуляции.
Здоровьесберегающие:
Планировать объем материала с учетом повышенной утомляемости ребенка;
Соблюдать правильную посадку ребенка;
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.
Оборудование:
Колокольчик.
Набор резиновых игрушек
Схемы предлогов
Сюжетные и предметные картинки
Схемы слов.
Медали со схемами предлогов.
Музыка для релаксации.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Ритуал приветствия.
Цель: создание эмоционального настроя и мотивационной готовности к участию в работе.
Приветствие «Милый друг».
Дети выполняют движения
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй
Собрались ребята в круг(дети встают в круг)
Здравствуй друг (отводят правую руку в сторону);
Здравствуй друг (отводят левую руку в сторону)
Вместе за руки возьмёмся(берутся за руки)
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу).

Пальчиковая гимнастика «Здравствуй».
Цель: Развитие мелкой моторики,умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения
вместе с педагогом-психологом:
пальцами правой руки по очереди здороваются с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками.
Педагог-психолог:
Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю –
Всех я вас приветствую!
(Т. Сикачёва)

Организационный момент.

Игра «Прятки».

Цель: Привлечение внимания и формирование интереса детей к занятию.
Формировать навык ответа на вопрос полным предложением.
Воспитатель заранее прячет игрушки в разных уголках комнаты. Дети находят спрятавшихся гостей с помощью подсказок воспитателя.
Воспитатель: Ребята, посмотрите вокруг. К нам сегодня пришли непрошеные гости, но они все спрятались. Давайте, мы с вами их найдем. Следопыт, который вел за ними наблюдение, пишет, что кто-то спрятался В верхнем ящике комода? (имя ребенка)
Ребенок:В верхнем ящике комода спрятался...
воспитатель:А кто спрятался ПОД кроватью? (имя ребенка)
Ребенок:ПОД кроватью спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НА кукольном столе? (имя ребенка)
Ребенок:НА кукольном столе спрятался...
Воспитатель: А кто спрятался ЗА цветком? (имя ребенка)
Ребенок:ЗА цветком спрятался...
Воспитатель:А кто спрятался НАД зеркалом? (имя ребенка)
Ребенок:НАД зеркалом спрятался...
Воспитатель: Вот они - непрошеные гости. Мы всех их отыскали.
Ребята, какие маленькие слова помогли нам их найти?
Воспитатель: А если бы в моих предложениях не было маленьких слов, нашли бы вы гостей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Легко ли вам было бы их искать?
Дети:Трудно.
Вот, ребята, какие это важные слова!

Основная часть.
Цель: Организация детей.
Логопед выставляет на доску карточки со схемами предлогов.
Логопед: Давайте вспомним, какие маленькие слова помогли нам отыскать наших непрошеных гостей! Посмотрите на доску (на доске схемы предлогов).
Дети называют предлоги: В, ПОД, НА, ЗА, НАД.
Логопед: А теперь давайте скажем, что обозначает каждое маленькое слово.
Если предмет находится наверху чего-то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: НА.
Логопед: Когда предмет находится внизу другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: ПОД.
Логопед: Когда предмет находится внутри чего – то, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: В.
Логопед: Если предмет находится позади другого предмета, мы говорим маленькое слово...?
Ответы детей: ЗА.
Логопед: Когда предмет находится сверху другого предмета, мы используем маленькое слово...?
Ответы детей: НАД.
Логопед: Молодцы!

Упражнение «Повесь картинку».

Цель: Формирование навыка ответа на вопрос полным предложением.
Логопед: Ребята, перед вами, на доске, схемки наших маленьких слов. Сейчас я каждому из вас дам по картинке. Давайте составим предложение по каждой картинке и поместим ее под нужную схему.
Каждый ребенок берет свою картинку, составляет предложение, выделяет предлог и прикрепляет картинку к доске.

Игра «Дополни рассказ».

Сначала воспитатель предлагает детям назвать предметы, находящиеся на столе, а потом рассказывает историю с одновременной демонстрацией действий.
Дети дополняют рассказ воспитателя маленькими словами.
***
Дедушка вышел (откуда?) из избушки и сел (куда?) на скамейку, (под чем?) под деревом. На дереве сидела птичка и звонко пела. Услышала ее кошка, которая сидела (где?) за скамейкой. Она подкралась к дереву и прыгнула (за кем?) за птичкой. Но птичка улетела с дерева и села (куда?) на скамейку около дедушки. А кошка не унимается, как прыгнет, но опять мимо. Птичка вспорхнула, пролетела (над кем?) над дедушкой, (над чем?) над забором и скрылась из виду.

Физминутка «Слушай, повторяй, делай»
Цель: Развитие общей моторики, умения согласовывать речь с движением.
Развивать внимание, память.
Дети выполняют движения вместе с воспитателем.
Воспитатель:
На горе растут дубы (подняли руки вверх),
Под горой растут грибы (присели),
Мы в корзинки их собрали (движения рук, имитирующие складывание грибов),
Быстро к дому подбежали (бегают на месте).

Упражнение «Составь предложение».

Цель: Закрепление умения детей составлять предложения с заданными предлогами по картинкам.
Закреплять умение детей составлять схемы предложений.
Логопед: А сейчас мы посмотрим, как вы научились правильно говорить маленькие слова. Перед вами картинки и схемы слов. Вам нужно по своей картинке составьте предложение и его схему.
Дети самостоятельно составляют предложение и его схему.

Итог занятия.

Упражнение «Волшебное превращение».

Цель: Обобщение знаний, полученных на занятии.
Воспитатель: Ребята, с чем мы сегодня познакомились?
Ответы детей: с маленькими словами.
А теперь давайте с вами превратимся в маленькие слова – помощники! Сейчас, я на несколько минут стану волшебницей! Каждый из вас закроет глаза, а я произнесу заклинание. И когда вы откроете глаза, то уже будете превращены!
Дети закрывают глаза.
Воспитатель:
Закрываем глазки:
Крибли, крабли.
Крибли, крабли. Бум!!!
Воспитатель вешает на шеи детям медали со схемами маленьких слов.
Воспитатель: Теперь каждый из вас должен узнать, каким словом – помощником он стал, объяснить, что это слово обозначает.
Дети выполняют задание.

Психогимнастика «Лучик солнца»
Цель: формирование нравственных позиций, позитивного отношения к окружающему миру и людям.
Психолог:
Маленький кусочек солнца
Заглянул в наше оконце.
Луч в ладошку мы возьмем (протягивают ладошку, сжимают в кулачок)
И к своей груди прижмем (прижали кулачек к груди).

Ребята, маленький лучик солнце сел ко мне на ладошку (дети протягивают ладошку).
Побежал по телу (дети гладят себя).
Запутался в волосах (дети гладят волосы).
Я хочу согреть его (дети складывают ладошки)
И уложить спать (садятся, ладошки подкладывают под щеку, «засыпают»).

Ритуал окончания занятия.
Цель: закрепление эмоционального состояния, положительный выход из занятия.
Дети выполняют движения вместе с педагогом-психологом.
Педагог-психолог:
А теперь все встанем в круг.
Руку даст другу друг.
Будем рядом стоять.
Друга за руки держать.
Целый час мы занимались
И немножко баловались.
А теперь детвора – отдыхать пора.
Нам осталось на прощанье
Сказать всем хором: «До свидания!».

Картотека воспитателя логопедической подготовительной к школе группе Волненко Л.Ю.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи.

Нарушения речи у дошкольников

Игра как средство развития лексико-грамматического строя детей с тяжелыми нарушениями речи

При развитии речи дошкольников и коррекции ее недоразвития на одно из ведущих мест выходит формирование лексико-грамматических навыков - это одна из основных задач коррекционного обучения и воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи.

Одной из выраженных особенностей речи детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР) является расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значение многих слов, объем их пассивного словаря достаточен, но употребление в речи сильно затруднено.

Бедность активного словаря проявляется в неточном произношении многих слов - названий диких животных, птиц, профессий, частей тела и лица. В словаре преобладают глаголы, обозначающие ежедневные бытовые действия. Трудно усваиваются слова с обобщающим значением, обозначающие оценку, состояние, качество и признак предмета.

Формирование грамматического строя речи происходит с большими трудностями, чем овладение словарем. Нарушение синтаксической структуры предложения выражается в пропуске членов предложения, неправильном порядке слов, в отсутствии сложноподчиненных конструкций.

Формирование лексико-грамматического строя речи - это длительный и трудоемкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то можно добиться значительных результатов. С этой целью я решила провести с детьми углубленную работу.

Поставила следующие задачи:

    оптимально сочетать на занятиях лексический материал с грамматическим;

    знакомить детей с новой грамматической категорией и целенаправленно отрабатывать ее на каждой лексической теме, используя большое количество упражнений;

    постоянно поддерживать интерес к занятию и лексико-грамматическому материалу, что позволяет добиться значительного обучающего эффекта;

    подходить к делу творчески, используя разные игровые приемы и оборудование;

    включать в работу по развитию лексико-грамматического строя

    воспитателей и родителей.

В начале учебного года провожу мониторинг с целью выявления уровней развития словаря и грамматического строя у детей с тяжелыми нарушениями речи. Он показал, что у них низкий уровень развития как словарного запаса, так и грамматического строя речи. Так как в группе дети разного возраста и с разными диагнозами, то и коррекционные задания подбираю разного уровня сложности.

Работу веду по следующим направлениям:

1. Развитие словаря:

    активизация и обогащение словаря по теме;

    описание предметов, особенностей строения;

    называние действий с данными по теме предметами;

    называние признаков по нескольким параметрам: форма, цвет, размер или внешний вид, окрас, повадки.

2. Формирование грамматических представлений:

    упражнения на словоизменение (число, род, падеж) ;

    упражнения на словообразование (уменьшительный суффикс, глагольные приставки, образование относительных и притяжательных прилагательных) ;

    употребление предлогов;

    составление предложений разной структуры с постепенным усложнением.

Обучение осуществляю с помощью упражнений и дидактических игр с наглядным материалом. Наглядным материалом служат натуральные предметы, игрушки, картинки, также использую разнообразные карточки-задания, перфокарты, дидактические игры.

Развитие лексики тесно связано с развитием грамматического строя речи, особенно словообразования и словоизменения. В связи с этим многие игры и задания по развитию лексики могут быть использованы и для развития грамматического строя речи.

Остановлюсь на том, какие дидактические игры и задания можно использовать в своей работе.

Таким образом, грамматические категории можно отрабатывать, используя различные виды игр:

Настольно-печатные;

Дидактические;

Подвижные игры;

Сюжетно – ролевые;

Компьютерные игры.

При отборе материала для игр и игровых упражнений важно организовать его таким образом, чтобы дети не просто запоминали ту или иную грамматическую форму, но и в практическом плане освоили правило

словоизменения. Материал должен давать широкую ориентировку в типах изменения слов, помочь эти типы выделить и дифференцировать.

Таким образом, широкое использование дидактических игр и упражнений является наиболее эффективными методами в формировании грамматического строя речи. Интерес, вызванный у детей, и положительные эмоции способствовали успешному усвоению грамматического строя речи.

«Из чего сделано? »

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Варенье из клубники-это какое варенье? Клубничное варенье

Сок из апельсина- это какой сок? Апельсиновый сок

Компот из яблок – это какой компот? Яблочный компот

Дом из кирпича- это какой дом? Кирпичный дом

Ваза из стекла-это какая ваза? Стеклянная ваза

Стол из дерева-это какой стол? Деревянный стол и т. д.

«Чей, чья, чьё? »

Цель: образование притяжательных прилагательных

Ход игры:

Педагог Ребёнок

Хвост лисы-это чей хвост? Лисий хвост

Уши зайца-это чьи уши? Заячьи уши

Лапы медведя-это чьи лапы? Медвежьи лапы

Платье мамы-это чьё платья? Мамино платье

Платок бабушки-это чей платок? Бабушкин платок и т. д.

«Какой бывает? »

Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными

Ход игры: педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко? », дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок? »- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»

«Найди точное слово»

Цель:учить детей точно называть предмет, его качества и действия.

Узнай, о каком предмете я говорю: «Круглое, сладкое, румяное - что это? »(Предметы могут отличаться друг от друга не только по вкусу, но и по величине, цвету, форме) .

Дополни другими словами то, что я начну: снег белый, холодный.(еще какой). Сахар сладкий, а лимон.(кислый). Весной погода теплая, а зимой.(холодная).

Назови, какие вещи в комнате круглые, высокие, низкие.

Вспомни, кто из животных как передвигается. Ворона. (летает, рыба.(плавает), кузнечик.(прыгает), уж.(ползает) .Кто из животных как голос подает? Петух.(кукарекает,тигр.(рычит), мышь.(пищит), корова.(мычит) .

Игра «Один –много»

Цель: Дифференциация существительных в именительном падеже, преобразование из единственного числа во множественное.

Оборудование: картинки с разными предметами.

Ход игры:

Взрослый говорит, показывая картинку, где изображен один предмет, что здесь нарисовано - яблоко, а у вас - яблоки и т. д.

Груша… Дыня… Дом… Цветок… Огурец… Помидор… Стол… Ведро… Рыба…. .Конь…. Мальчик… .

Данную игру можно проводить и наоборот, т. е. показывая картинки, где изображено много предметов (мн. число) и детям необходимо назвать предмет, т. е. ед. ч.

Игра «Кто самый наблюдательный».

Цель: закрепление форм винительного падежа.

Ход игры:

Дети должны посмотреть, что находиться вокруг, и назвать больше предметов полными предложениями. Первый ребенок называл в единственном числе, а второй повторял во множественном числе.

Речевой материал:

Я вижу стол, окно, стул …

Я вижу столы, окна, стулья…

Игра «Подскажи Незнайке»

Цель: Закрепление форм творительного падежа.

Ход игры:

Воспитатель: Наш Незнайка решил построить дом для своих друзей.

Помогите ему узнать чем он будет выполнять работу.

Пилить (пилой) ;

Стучать… ., строгать… ., сверлить…., резать…., копать… ., подметать… .,

А когда дом для друзей был построен, Незнайка решил отдохнуть, и придумал для вас загадки.

Дополните предложение и повторите его полностью.

Знайка рисует (что? чем)

Пончик намазывает (что? чем)

Винтик грозит (кому чем)

Доктор Пилюлькин ставит (кому? что? чем)

Поэт Цветик пишет (кому? что? чем)

Синеглазка стирает (кому? что? чем)

Игра «Морские сокровища»

Цель: развитие умения согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Оборудование: предметные картинки или игрушки.

Ход игры:

Воспитатель: На морском дне лежит много разных сокровищ. Найдите предметы одинаковые по цвету; по форме; по размеру.

Игра «Закончи предложения».

Цель: формирование навыков на сопоставление глаголов единственного числа в трех лицах: 1, 2 и 3-м.

Ход игры:

Воспитатель начинал говорить предложения в 1-м лице, потом обращался к первому ребенку, и он отвечает во 2-м лице, и к третьему, он отвечает в 3-м лице

Я иду. – Ты (идешь). – Он (идет)

Я стою. – Ты (стоишь). – Он (стоит)

Я иду гулять. – Ты (идешь гулять). – Он (идет гулять)

Я строю дом. – Ты (строишь дом). – Он (строит дом)

Я сплю. – Ты (спишь). – Он (спит).

Игра «Сосчитай до пяти»

Цель : упражнять в согласовании существительных с числительными один, два, пять; актуализировать словарный запас по теме.

Ход игры: попросите назвать предметы с числами 1, 2, 5.

Лексический материал :

Один город -.

Одна улица -.

Одна страна -.

Одна река -.

Одно поле -.

Одна гора -.

Игра «Один – много»

Цель : образовывать форму родительного падежа множественного числа существительных, обогащать словарь по теме.

Ход игры : предложите назвать существительные, употребляя слово «много» .

Лексический материал :

горожанин

Игра «Кто больше!»

Цель : упражнять в согласовании числительного «один» с существительными; личные местоимения 3-го лица с существительными; обогащать номинативный и предикативный словарь.

Ход игры : назвать как можно больше слов, относящихся к данному действию.

Лексический материал :

плывет. (корабль, лодка, пароход, катер) ;

летит. (самолет, парашют, вертолет, птица, воздушный змей.) ;

едет. (поезд, автомобиль, пассажир) ;

волнуется (море, река, мама, папа) ;

собирает (урожай, гостей) .

к каждому названному существительному сначала подобрать соответствующее местоимение (он, она, оно, они, затем – числительное (один, одна, одно, одни) .

Игра «Отгадай»

Цель : согласовывать имена прилагательные с существительными.

Ход игры: предложите послушать словосочетания :

Лексический материал :

Красивый город, красивое море, красивая набережная, красивые парки

Попросите угадать, о чем вы сейчас говорите :

Красивый, красивое, красивая, красивые….

Чистое небо, чистый парк, чистая улица

Попросите угадать, о чем Вы сейчас говорите :

Чистый, чистое, чистые…

Предложите придумать свои слова к данным признакам (Про что еще в нашем городе, крае можно сказать красивый, чистая? и т. д.).

Игра «Какой, какая, какие»

Цель : совершенствовать навыки словообразования прилагательных от существительных.

Ход игры: предложите ответить на вопросы.

Лексический материал :

шум города – шум (какой) (городской) ;

фонарь на улице – фонарь (какой) – …;

скамейка в парке – скамейка (какая) – …;

гости города – гости (какие) – …;

знак у дороги – знак (какой) - ….

Игра «Подбери признак, действие»

Цель : развивать и обогащать словарь детей по теме, закреплять умение правильно согласовывать прилагательные с существительными.

Ход игры: предложить придумать как можно больше слов-признаков.

Лексический материал :

Россия (какая) -. (богатая, большая, красивая, необъятная и т. д.)

Дом (какой) -.

Край (какой) – …

Город (какой) - …

Парк (какой) -.

Памятник (какой) -.

Горожане (что делают) - …

Игра «Назови ласково»

Цель : закреплять умение правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным суффиксом, обогащать словарь детей по теме.

Ход : попросить назвать ласково.

Лексический материал :

город – городок

магазин - ….

Игра «Есть – нет»

Цель : образовывать существительные в родительном падеже.

Ход : предложить образовать слова по образцу.

Лексический материал :

город – нет города аптека - …

вокзал - … дом - …

магазин - … парк - …

улица – … житель - …

горожанин –

Игра «Образуй новое слово»

Цель : образовывать имена прилагательные от существительных, существительные от прилагательных и глаголов, наречия от прилагательных .

Ход игры: предложите образовывать слова по образцу.

Лексический материал :

Город – городской, Кубань – (кубанский, хлеб – (хлебный, казак – (казачий) .

горный – (гора, речной – (река, морской – (море) .Печь – пекарь, пахать – пахарь, плыть – пловец.

Игра «Исправь ошибку»

Цель : закреплять умение правильно согласовывать существительные с прилагательными.

Ход игры: предложить исправить ошибки в словосочетаниях.

Лексический материал :

Красивая город.

Большие сквер.

Старое памятник.

Новая район.

Привокзальные площадь.

Игра «Подбери родственников»

Цель : формировать умение подбирать родственные слова, обогащать словарь по данной теме.

Ход игры: предложить придумать как можно больше родственных слов.

Лексический материал :

Река - речка - реченька - речушка - заречный - речной - речонка; Капля - … Трава – …

Игра «Скажи наоборот»

Цель : сопоставлять предметы и явления по временным и пространственным отношениям (по величине, цвету и качеству, подбирая антонимы.

Ход игры: Назвать слова, противоположные по смыслу.

Лексический материал :

Богатый край -

Мелкое море -

Темная улица -

Широкая аллея -

Дождливая погода -

Светлое небо -

Яркая зелень -

Холодный дождь -

Прохладный фонтан -

Шумный город -

Многоэтажный дом -

Новый сквер –

Игра «Назови слова-приятели»

Цель : подбирать синонимы.

Ход игры: предложите подобрать слова, близкие по смыслу.

Красивый –. (прекрасный) .

Большой –. (огромный) .

Трудный –. (тяжелый) .

Бежать –. (мчаться, нестись) .

Предложите ребенку составить предложения с этими словами по теме.