Составь из предложений рассказ логопедическое занятие. Конспект логопедического занятия на тему: «Составление распространенных предложений

Логопедическое занятие в 1 классе

Тема логопедического занятия :

«Составление предложений из отдельных слов, данных в беспорядке»

Посмотрели мы налево, посмотрели мы направо.

Опустили глазки вниз. А теперь подняли вверх.

Посмотрели друг на друга…..за работу принялись!

1.- Я тебе читаю четверостишие, а ты по описанию догадайся, о какой букве идёт речь и найди эту букву на столе:

Буква очень важная, воображала страшная.

Грудь колесом, живот надут. Как будто нет важнее тут. / В

Буква эта как книжная полка…..кричит всем вдогонку:

Друзья, не спешите, вы книги на полку ко мне положите…»/ Е

В небе таял лунный серп, серп склонялся на ущерб.

И поэтому с небес нам светила буква …/ С

У меня про эту букву вдруг сложилась песенка:

ННННННН-получилась песенка / Н

Всем известна буква…, буква очень славная.

Да к тому же эта буква в алфавите главная/ А

- Какое слово можно составить из этих букв? / ВЕСНА

Сегодня мы поговорим о весне, выполним интересные задания с буквами и словами.

2. Характеристика звуков. Положи цветные камушки-фишки на соответствующие буквы и объясни, почему ты так положил.

Сколько букв, звуков в этом слове? Сколько слогов? На какой вопрос отвечает это слово, кто или что, почему?

3. Игра на слуховое внимание «Погреми…»

А сейчас мы поиграем, я тебе буду называть слова, если слово подходит к описанию весны, ты погремишь погремушкой, если нет - отдыхаешь: ласковая, тёплая, хмурая, солнечная, морозная, тёмная, шумная, говорливая, журчащая, голосистая, скучливая, пасмурная, снежная.

Одна из примет весны, это возвращение птиц в родные дома. И я предлагаю тебе построить скворечник. А кто будет в нём жить? (скворец)

4. Задание на развитие мелкой моторики: «Строим скворечник»

Строить скворечник будем из цветных крышек: большим пальцем и указательным, большим и средним, большим и безымянным, большим и мизинцем.

Физ.мин. «Птички»

5. Словесная игра «Я, ты, мы, вы, они» - изменение предложения с добавлением местоимения:

Я строю скворечник. Ты строишь скворечник…….

А сейчас скажи наоборот, с передачей мяча:

Зимой снег чистый, а весной он - ….. грязный.

Зимой дни холодные, а весной - …….. тёплые.

Зимой солнце тусклое, а весной – ……. яркое.

Зимой погода часто пасмурная, а весной - …….. солнечная.

6. Динамическая пауза. Коррекция зрения «Птички» /на компьютере.

7. Работа над предложением: «Составь из предложенных слов предложение».

Во мне есть много разных слов. Ты разобраться в них готов?

Рассказ читаешь или стих, я обязательно есть в них!

Но перепутав все слова, понять не сможешь ты меня.

Подул сильный, порывистый, весенний ветер и перепутал все слова.

(Наступила, ранняя, тёплая, весна, долгожданная.

Гнёзда , вьют, птенцов, и, птицы, высиживать)

Б) Составить схему предложения (магнитные полоски).

В) Найти главные члены, определить, на какие вопросы они отвечают, поставить соответствующие символы (м.р, ж.р, слово-действие + подчеркнуть 2 палочками, слово-признак)

8. -А сейчас минутка чистописания: дописать буквы в словах составленного тобой предложения. Прочитать предложение (напечатанного на карточке)

Какие задания на уроке были тебе интересны, а какие затруднительны?

Это тебе сюрприз от скворца в благодарность за построенный скворечник. Спасибо за занятие.

На__туп__ла до__гож__анная ве__на.

Пт__цы вьют гнёз__а и высиж__вают __тенцов.

П__иле__аю__ перелётны__ п__ицы.

С гор побе__али гово__ливы__ руч__йк__.

Конспект логопедического занятия

Тема. Предложение. Слово.

Цели: закрепить понятия: «устная и письменная речь», «слово», «предложение», «текст». Развивать навыки языкового анализа и синтеза: деление текста на предложения, предложения на слова и составление предложений из слов; развивать артикуляционный аппарат, мышление, координацию речи с движением, графомоторные навыки; формировать длительность, плавность, силу произвольного речевого дыхания. Уточнить представления детей о строении человеческого тела и назначении отдельных частей тела, закрепить ориентирование в пространстве. Воспитывать умение слушать себя и окружающих; воспитывать личную ответственность за выполнение работы.

Оборудование: игрушка Дракончик, конверт с написанными заданиями для детей, компьютер, предметные и сюжетные картинки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный момент

Повтори:

СА-са-са- вот летит оса.

Со-со-со – у Сони колесо.

Ос-ос-ос – у Сани пёс.

Су-су-су –в лесу увидели лесу.

II. Артикуляционная гимнастика и дыхательная гимнастика.

Ребята, сегодня мы с вами будем выполнять гимнастику для нашего язычка, чтобы он правильно произносил звуки. Поставьте зеркала перед собой на парте.

1. Вкусное варенье.

2. Иголочка.

3. Лопаточка.

4. Наказать непослушный язычок.

5. Чашечка.

Упражнение на дыхание- «Султанчики».

III. Работа над темой.

Ребята, нам прислал письмо Дракончик! А в конверте письмо с заданиями.

Скажите, для чего нужна речь? (Чтобы общаться, говорить.)

Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Как мы используем устную речь? (Устную речь мы слышим и произносим.)

Какой письменной или устной речью является письмо, которое написал Дракончик? (Письменной речью.)

Да, если бы не письменная речь Дракончик смог бы с нами общаться? (Нет, не смог.)

Чтобы узнать, что написано или напечатано, надо учиться читать.

Рассмотрите рисунки. Кто на рисунках пользуется устной речью, а кто письменной?

    Составьте слово из букв.

Если переставить буквы, какое новое слово получится?

    Составление предложений по картинке:

- Ребята, посмотрите на картинки и составьте к ним предложения.

Листья опадают.

Часто идут дожди.

Птицы улетают на юг.

Люди загорают на пляже.

Дети пошли в школу.


Скажите, какое из составленных предложений лишнее? (Люди загорают на пляже.)

Почему? (Все остальные предложения об осени, а «Люди загорают на пляже», - о лете.)

    Составление графических схем предложений.

Ребята, что вы сейчас составили из предложений? (Текст.)

Почему вы так думаете? (Предложения объединены общей темой - «Осень».) Дайте название тексту. (Осень.)

Из чего состоит текст? (Текст состоит из предложений.)

Из чего состоит предложение? (Предложение состоит из слов.)

Первое слово в предложении, пишется с какой буквы? (С большой буквы.)

Чем в устной речи отделяется одно предложение от другого? (Паузой – остановкой.)

Чем отделяется одно предложение от другого в письменной речи? (Точкой, вопросительным или восклицательным знаком.)

Слова в предложении пишутся слитно или раздельно? (Раздельно.)

Давайте, вспомним, как можно записать предложение не зная букв. Каждое предложение можно записать, обозначить его с помощью схемы. Так легче определить, сколько слов в предложении и сколько мы сказали предложений.

Начало предложения показано черточкой, выступающей над полоской слева, а конец предложения – точкой справа от полосы.

Ребята, Дракончик приготовил для вас еще задание! Составьте графические схемы этих предложений.

Проверим, кто правильно составил графические схемы предложений.

VI. Физминутка

Дракоша. (презентация)

VII . Определение границ предложений в тексте.

Ребята, выполним ещё одно задание! Прочитайте текст. Определите, сколько в нём предложений. Обозначьте начало и конец каждого предложения.

Осенью в лесу стоит тишина только под ногами шуршат листья вдруг треснула ветка сосны это белочки затеяли игру.

VI I. Определение частей тела у Буратины.

Сегодня мы узнаем, какие части тела есть у человека, для чего они нужны человеку. Знать строение своего тела, значит, знать самих себя.

Ребята, а какая часть тела у человека самая «умная»? (Голова).
Быть у каждого должна очень умной" голова.

Какие части тела человека вы можете ещё назвать и показать?

Есть на пальцах наших ногти, На руках - запястья, локти.
Темя, плечи, лоб и грудь И лопатки не забудь.
Бедра, пятки, двое стоп, Голень и голеностоп.
Есть колени и спина, Но она всего одна.
Есть у нас на голове Уха два и мочки две.
Брови, скулы, и виски, И глаза, что так близки.
Щеки, нос и две ноздри, Губы, зубы – посмотри!
Подбородок под губой. Это человек такой.

Назовите одним словом: голова, спина, нос, рот – это что? (Части тела).

Туловище имеет руки и ноги.

Ребята, назовите мне части руки /плечо, локоть, ладонь, пальцы, ногти/.

А какие части ноги вы знаете? /бедро, колено, голень, ступня, пальцы, ногти, подошва, пятки/.

А, чего нет у животных – лица.

А вы знаете, каких еще частей тела нет у домашних животных, но есть у человека? /ладонь, пальцы, ногти, локти, руки/.

Покажите правую руку, топните левой ногой, поверните голову вправо.

    Образование существительных множественного числа.

Игра с мячом: «Один – много».

А сейчас мы поиграем в игру «Один много», я называю один предмет, а вы много.

Ухо – уши, шея-, глаз -, волос -, голова -, лоб-, рот -, нос -, щека -, палец -, локоть -, бровь - ….

    Согласование существительного с числительным.

Игра «Подумай и ответь». Поможем Дракоше и Буратино

Сколько глаз у двух детей? /у двух детей четыре глаза/

Сколько ушей у трех мальчиков? /у тех мальчиков шесть ушей/

Сколько пальцев на левой руке? / на левой руке пять пальцев/

Сколько носов у трех девочек? /у трех девочек три носа/

    Образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов и с помощью суффикса «ИЩ».

не нос – а … /носище/, а у другого /носик/.

не рот – а … /ротище/, а у другого /ротик/.

руки, ноги, лоб, глаз, волосы)

    Употребление антонимов. Игра: «Скажи наоборот»

лицо грустное - /веселое/

волосы темные - /светлые/

волосы длинные- /короткие/

волосы прямые - /кудрявые/

нос большой - /маленький/

толстый -/худой/

высокий- /низкий/

    Многозначность слов.

- Ребята, есть слова, которые звучат одинаково, но имеют разное значение.

Нос – у самолета, у корабля, у чайника;

Глазок – в двери, у картошки;

Горлышко – у бутылки, у ребенка;

Спинка – у стула;

Кисти – малярная, кисть винограда;

Язычок – у ботинка, пирожное;

Ножки – у стула, у гриба.

VIII. Развитие неречевых процессов.

XI. Итог занятия

Конспект логопедического занятия для учащихся 1 класса с ОНР

Тема: Речь. Предложение. Слово. Закрепление.

Цель: закрепить знания учащихся по теме.

Задачи:

Образовательные:

закрепить знания учащихся по теме «Речь. Предложение. Слово».

Развивающие:

    развивать умение составлять предложения по картинке, а также составлять предложения из слов, данных в начальной форме.

    развивать умение отвечать полным предложением.

    развивать слуховое внимание, умение улавливать интонационную законченность, дифференцировать на слух набор слов и предложения.

    активизировать умение различать вопросительную, восклицательную и повествовательную интонацию;

    работать над совершенствованием интонационной стороны речи;

    развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

Воспитывать аккуратность, умение организовывать собственную деятельность.

Оборудование: зеркала; индивидуальные сюжетные картинки; цифры 3, 5, 6 у каждого ребенка; индивидуальные полоски для составления схем предложений; индивидуальные карточки с точкой; поощрительные наклейки.

Ход занятия

    Организационный момент (1 мин).

Логопед приветствует детей. Уточняет назначение зеркал.

    Артикуляционная гимнастика (3 мин).

Упражнения подобраны в соответствии с фонетическими нарушениями группы (у большинства нарушен звук [р]).

Упражнения для губ:

«Улыбочка», «Трубочка», «Окошко», «Улыбочка – трубочка – окошко» (5 раз).

Упражнения для язычка:

«Почистим верхние зубки», «Парус», «Маляр», «Грибок».

Каждое упражнение дети выполняют 3 раза.

    Основная часть (8 мин).

А) Беседа на повторение.

Давайте вспомним, что такое наша речь? /Разговор, вопрос, рассказ – это наша речь/.

Из чего состоит наша речь? /Наша речь состоит из предложений/.

Из чего состоят предложения? /Предложения состоят из слов/.

Как связаны слова в предложении? /Слова в предложении связаны по смыслу/.

Как они стоят в предложении? /Они стоят в предложении по порядку/.

Какие знаки могут стоять в конце предложения? /В конце предложения может стоять точка, вопросительный или восклицательный знак/.

Когда мы ставим вопросительный знак в конце предложения? /Когда спрашиваем/.

А восклицательный знак когда ставим? /Когда радуемся/.

Б) Членение рассказа на предложения.

Логопед раздает детям карточки с точкой.

Логопед читает рассказ без пауз.

Была глубокая осень. Лес выглядел хмурым и неприветливым. Почти каждый день шел дождь. Низкие тучи ползли над вершинами деревьев. Давно уже улетели на юг журавли и аисты. В лесу было пусто, уныло и очень тихо.

Вам понравился рассказ? Вам всё было понятно? Я хорошо его читала? /Нет/.

А что было неправильно? Что я делала не так? /Не было пауз/.

Да. А теперь вы внимательно послушайте рассказ ещё раз и в конце каждого предложения поднимите точку. Понятно задание? /Да/.

Как мы определим конец предложения на слух? К чему мы будем прислушиваться? /Будет пауза и голос понизится/.

Хорошо. Слушаем внимательно и поднимаем точку в конце каждого предложения.

Логопед читает рассказ.

Дети выполняют задание.

Логопед раздает детям карточки с цифрами.

Молодцы. А никто не посчитал, сколько предложений в рассказе? /Нет/.

Тогда я ещё раз прочитаю рассказ, а вы посчитайте, сколько в нем предложений и покажите цифру.

Повторное прочтение рассказа.

Дети показывают цифру, обозначающую число предложений в рассказе.

Что мы слушали сейчас с вами? /Мы слушали рассказ/.

А о чем был этот рассказ? /Об осени./

Правильно. А что обязательно есть у каждого рассказа, а у нашего нет? /Заглавие/.

Давайте вместе придумаем ему название. /Осень/.

Хорошо. Молодцы. Из чего состоит рассказ? /Рассказ состоит из предложений/.

Как стоят предложения в рассказе? /Предложения в рассказе стоят по порядку/.

Как они связаны между собой в рассказе? /Они связаны между собой по смыслу/.

Как определить границы предложения? /Будет пауза и голос понизится/.

    Пальчиковая гимнастика (2 мин).

А теперь давайте отдохнем и потренируем наши пальчики!

«Крючки», «Кулачки», «Стряхнули капельки водички», «Пальчики здороваются», «Ёжик», «Замок».

    Основная часть (продолжение) (11 мин).

В) Загадка. Работа в тетради. Составление схем.

1. – Хорошо, молодцы! Откроем тетради, но ничего пока писать в них не будем!

Прослушайте и отгадайте загадку.

Листья желтые летят.

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? /Осенью/

2. – Теперь прослушайте ещё раз и запомните первое предложение.

Логопед читает загадку.

Кто запомнил? /Листья желтые летят/.

Да, начертим схему к этому предложению.

Дети чертят схему в тетрадях, логопед – на доске.

С чего начинаем чертить? /С уголка/.

Что значит уголок? /Начало предложения, пишем с заглавной буквы/.

Как мы отделяем слова в предложении? /Мы отделяем слова пробелом/.

Сколько слов в предложении? /В предложении три слова/.

Да, как пишутся слова в предложении? /Слова в предложении пишутся раздельно/.

Правильно. Поэтому мы как их будем чертить на схеме? /Будем чертить через пробел/.

Что означает точка? /Точка означает конец предложения/.

А стрелочка? / Стрелочка показывает понижение голоса/.

Хорошо. А какое будет первое слово в предложении? /Листья/.

А последнее слово какое? /Летят/.

А второе слово? /Желтые/.

3. Самостоятельная работа.

Молодцы. Я ещё раз читаю загадку, а вы запомните теперь второе предложение.

Логопед читает загадку.

Кто запомнил? /Под ногами шелестят/.

Хорошо, а теперь самостоятельно начертите схему этого предложения.

Дети выполняют задание.

4. – Послушайте четвертое предложение. Как оно звучит? /С вопросом/.

Да. А теперь каждый по очереди скажите это предложение. /Когда всё это бывает?/.

Я спрашиваю? /Да/.

Какой знак поставим в конце? /Поставим вопросительный знак/.

Начертите схему этого предложения.

Дети чертят схему самостоятельно.

А теперь давайте скажем это же предложение так, чтобы наш голос понизился, чтобы оно стало повествовательным. /Когда всё это бывает/.

    Физминутка (2 мин).

А теперь немножко отдохнем. Встали все.

Игра «Если слово – хлопнем, если предложение – топнем».

Если услышите слово – хлопните, а если предложение – топните.

День. Пошел мелкий дождь. Месяц. Осень. Мы идем гулять. Светит солнышко. Грибы. Ты любишь осень? Я люблю лето. Лист. Какая хорошая погода! Тучи. На небе появилось много туч.

Присаживаемся. А как вы определили, где слово, а где предложение? /В предложении много слов/.

7. Основная часть (продолжение) (11 мин).

Г) Дид.игра «Это предложение?»

- Можно ли назвать то, что я скажу, предложением? Оно красиво звучит? /Нет/.

А сделайте так, чтобы оно красиво звучало.
Мальчик, открыть, дверь.

Сидеть, синичка, на, ветка.

Груша, бабушка, внучка, давать.

Витя, косить, трава, кролики, для.

Петя, купить, шар, красный, мама.

Девочка, положить, книга, стол, на.

Дети верно составляют предложения.

Ребята, а почему то, что я называла, нельзя назвать предложением? /Там слова не связаны по смыслу, не порядку/.

Д) Дидактическая игра «Составь предложение».

А теперь придумайте предложение, в котором 2 слова.

Дети придумывают предложения.

    Итог занятия (2 мин).

Чем мы занимались сегодня на занятии?

Что мы вспомнили сегодня на занятии?

Что Вам понравилось на занятии?

Логопед оценивает деятельность каждого учащегося и раздает поощрительные наклейки.

Письмо

Тема: Составление предложений из слов, данных в нужной форме вразбивку

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся о признаках предложения

Задачи: развивать умения составлять предложения из слов, данных в нужной форме вразбивку; проверить умение устанавливать границы предложений в тексте, оформлять предложение на письме.

Ход урока:

1. Оргмомент.

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре–

Смело, чётко говорим

И тихохонько сидим.

2. Минутка каллиграфии.

( На доске записаны буквы о, а, у, ы, и, с)

Тетрадь с наклоном положу,

Ручку правильно держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь !

– На какие группы можно разбить эти буквы?

Назовите гласные буквы.

– Назовите согласные буквы.

–Подумайте,написание какой буквы мы будем сегодня повторять?

(С– , т. к. она согласная, а остальные– гласные.)

– Чем отличается гласный от согласного?

– Придумайте слово с буквой с , чтобы с неё начиналось слово.(Снег,

слон, солома, сахар).

– Составьте предложение с одним из этих слов.

3. Сообщение темы и цели урока.

Игра « Собери предложение».

Оборудование: схемы предложений, состоящих из 2– 4 слов, у каждого ученика в конверте карточки трёх цветов со словами для трёх предложений (первое слово в предложении написано с большой буквы, последнее слово написано вместе с точкой.)

Прикрепить на доску схему предложения. Ученики составляют предложение с соответствующим количеством слов. За каждое правильно составленное предложение ученику засчитывается очко.

Давайте вспомним признаки предложения.

– Из чего состоят предложение? (Из слов.)

– Как связаны слова в предложении? (По смыслу.)

– Что выражает предложение? (Законченную мысль.)

– Что надо знать, чтобы правильно записать предложение? (Первое слово в предложении пишется с большой буквы, в конце предложения ставится точка).

– Составьте из этих слов предложение.

– Подставьте слова в схему.

Карточки со словами: выпал, утром, снег.

По сигналу учителя ученики достают из конвертов карточки со словами и сортируют их по цвету. Затем карточки одного цвета раскладывают на парте так, чтобы получилось предложение. Кто всё сделал, поднимает руку. Учитель проверяет выполненное задание.

– Где можно встретить эти цвета? (На светофоре.)

– Что означает красный, жёлтый, зелёный цвет на светофоре?

! Рассмотреть все варианты расположения слов в предложении.

Утром выпал снег. (Красный цвет.)

Снег выпал утром. (Желтый цвет.)

Выпал снег утром. (Зелёный цвет.)

– Запишите любое предложение.

4. Составить из слов предложение.

Игра « Телефон».

Составьте предложения со словом телефон .Соберите из них стихотворение.

– Две строчки в стихотворении начинаются со слова ТЕЛЕФОН.

у нас висит весь день звонит

не достаю.

ТЕЛЕФОН На носочки я встаю

5. Работа с текстом.

На доске запись:

Наступила зима птицы улетели. В тёплые края медведь на зиму забрался! В берлогу заяц сменил шубку.

– Посмотрите, что случилось: раздул ветер все знаки препинания в предложениях. Давайте их соберём.

– Давайте вспомним, что такое предложение. Назовите все признаки предложения.

1. Предложение содержит законченную мысль, все слова связаны по смыслу.

2.Начало предложения пишется с заглавной буквы.

3. В конце предложения ставится или точка, или вопросительный знак, или восклицательный знаки ли многоточие.

– Сколько получилось предложений?

– Как вы догадались? (Сосчитали заглавные буквы и слова, после которых стоят точки, т. е. нашли начало и конец предложения.)

– Запишите предложения в тетрадь. (По группам: 1- первое предложение, 2- второе предложение, 3- третье предложение.)

6. Физкультминутка.

Ручки вверх, ручки вниз.

На носочки подтянись.

Ручки ставим на бочок, На носочки скок- скок- скок.

А затем поприседаем, никогда не замерзаем.

7. Работа над предложением.

Конкурс « Ералаш».

– Что такое « ералаш»?

Ералаш– беспорядок, путаница.

Задание: Командам раздаются карточки с вопросами полоски со словами строк. Надо разложить слова так, чтобы каждое слово оказалось на своём месте, по смыслу написанного.

Где скрылся волк? Волк, в, скрылся, лесу.

Какая туча плыла по небу? Плыла, по, тёмная, небу, туча.

Что было на столе? Столе, на, ваза, розами.

    7. Итог.

Что вы знаете о предложении?

8. Оценивание учащихся.

Повторение сведений о предложении. Завершение неоконченных предложений (устно).

ПРЕДЛОЖЕНИЕ - это слово или несколько слов, ко-торые … .

В устной речи одно предложение отделяется от другого… .

На письме начало предложения обозначается… .

В конце предложения ставится… .

Программное содержание: учить произносить вопросительное предложение; продолжать формировать представление о грамматическом понятии «предложение»; упражнять детей в согласовании слов в предложении; с помощью моделирования упражнять детей в составлении предложения из заданного количества слов; развивать мелкую моторику, интонационную выразительность речи, мышление, внимание, память, усидчивость.

Материал: сюжетная картинка, модели для составления предложений, схемы предложений с заданным количеством слов, вопросительный, восклицательные знаки, салфетки бумажные, музыкальный диск.

Давайте, ребята мы с вами присядем на коврик и поиграем в игру «Соберем слова в ладошку». Я назову слово, а вы мне в ладошку «подарите» свое любое слово.

Замечательно! А как вы думаете, из чего состоит наша речь? (из предложений) Слова должны подружиться, чтобы получилось понятное предложение.

Давайте встанем и продолжим играть в игру «Живые слова». Вы будете «живыми словами». Алена будет «словом» падает , а Валера «словом» снег. Что нужно сделать, чтобы получилось предложение? (подружить слова)

Возьмитесь «слова» за руки. Получилось у нас предложение? (Да)

Давайте прочитаем – «Падает снег». Сколько слов в предложении? (2)

У нас получилось длинное или короткое предложение? (короткое)

Давайте мы с вами в предложении добавим еще слова, чтобы получилось длинное, красивое предложение. Какие слова подойдут? (пушистый, белый)

Читаем «живое» предложение. Падает пушистый, белый.

Сколько слов в предложении? (4) «Живые слова» - разойдитесь. Слова «разбежались» и нет предложения. Дети - «слова», встаньте на место, дайте друг другу руки. Произнесите каждый свое слово. Мы составили с вами … (предложение).

- Прекрасно! Какое сейчас время года? (Зима)

- Давайте подойдем к мольберту. Какую прекрасную картинку нарисовал художник, а писатель увидел и написал рассказ. Послушайте:

НАСТУПИТЬ ЗИМА.

СНЕГ, МНОГО, НАМЕЛО.

КОМ, ПЕТЯ, ОГРОМНЫЙ, СКАТАТЬ.

ЛЕПИТЬ, ОЧЕНЬ, ПЕТЯ, СНЕГОВИК, НРАВИТСЯ.

Очень интересный рассказ, а вы поняли, о чем он. Почему не поняли? (каждое слово само по себе)

А что надо сделать, чтобы мы поняли, о чем это рассказ? (надо слова подружить)

Давайте попробуем, составим первое предложение из слов: наступить, зима.

Наступила зима. Замечательное предложение! Давайте, подружим слова из рассказа: снег, много, намело.

Намело много снега. Замечательное! Сколько слов в предложении? (3)

В рассказе еще есть слова, которые мы еще не подружили: ком, Петя, огромный, скакать. Какое предложение можно составить из этих слов? (Петя скатал огромный ком.)

Сколько слов в этом предложении? (4)

В рассказе еще есть слова, которые мы не подружили. Пожалуйста, послушайте внимательно: лепить, очень, Петя, снеговик, нравится. Какое предложение можно составить из этих слов? (Пете очень нравиться лепить

снеговика.) Сколько слов в этом предложении? (5)

Давайте, прочитаем рассказ писателя красивыми, законченными предложениями:

НАСТУПИЛА ЗИМА.

НАМЕЛО МНОГО СНЕГА.

ПЕТЯ СКАТАЛ ОГРОМНЫЙ КОМ.

ПЕТЕ ОЧЕНЬ НРАВИТСЯ ЛЕПИТЬ СНЕГОВИКА.

А давайте, теперь составим схемы предложений, из которых составлен рассказ. Первое предложение состоит из двух слов. Вспомните, какое первое слово? (наступила)

Первое слово в предложении всегда начинается с большой буквы. Какая мне нужна полоска? (с уголком)

Какое второе слово? (зима)

В конце предложения, что ставим? (точку )

Точка указывает на то, что предложение закончено.

(показ схемы первого предложения)

Дети у мольбертов составляют схемы следующих предложений. Вопросы по разбору схем предложений:

1. Схема, какого предложения?

2. Сколько слов в предложении?

3. Какая полоска нужна для начала предложения?

4. Что ставили в конце предложения?

5. Можно ли составить предложение из 2–3- х слов?

Ребята, посмотрите, на ваших схемах в конце предложений у всех стоит точка. А почему? (предложение закончено)

Но, ребята, не всегда в предложении в конце ставят точку. Иногда в конце предложения встречается вопросительный знак. Этот знак ставят в конце предложения, когда хотят спросить о чем- то или о ком- то. Давайте в предложениях поменяем точку на вопросительный знак. Какие предложения у нас получатся? (вопросительные)

Послушайте первое вопросительное предложение.

Наступила зима? Слышите, я спросила, наступила зима? Превращать из простого предложения в вопросительное предложение мне помогает голос и интонация.

Катя спроси, у меня наступила, ли зима. И Дима спроси.

А теперь вы попробуйте сказать свои предложения вопросительно. Ребенок произносит предложения вопросительно, а дети отвечают на вопрос.

Отлично у вас получилось! Какое у вас предложение было? (простое)

Какое предложение стало? (вопросительное)

Какой знак был? (точка)

Поменяли, на какой знак? (вопросительный)

ФИЗКУЛЬМИНУТКА.

(включить музыку)

Проведем мы сейчас разминку

Возьмите листочки, сделайте комочки.

И поиграем в снежки

И с гостями тоже.

Замечательно, соберите снежки и уложите под елку.

Посмотрите, у вас на столах лежат модели и схемы предложений. Проходите и удобно садитесь. Придумайте предложение с моделью, которое соответствует схеме. Будьте внимательны, помогайте пальчиком, чтоб не сбиться.

(самостоятельная работа)

Вы составили простые предложения, в конце предложения у вас стоит? (точка)

- А теперь переверните карточку. Какой знак стоит в конце предложения? (вопросительный знак)

Прочитайте свои предложения вопросительно. Замечательно! Было какое предложение? (простое)

А стало, какое предложение? (вопросительное)

Еще есть необычный знак. Это восклицательный знак! Такой знак ставят в конце предложения, когда говорят с радостью, восклицанием. Сейчас я вам скажу предложения с восклицательным знаком.

Какие замечательные дети!

Вы сегодня хорошо отвечали!

Какие прекрасные придумывали предложения!

С восклицательным знаком мы познакомимся в следующий раз. Кто желает, может поменяться моделями и схемами и придумать новые предложения или поиграть в снежки.