Теории психоанализа. Классический психоанализ фрейда Вклад Фрейда в развитие психологии

В одной из старых книг о психоанализе приводятся слова А. Шопенгауэра о том, что человеческая душа - это тугой узел, который невозможно развязать. Зигмунд Фрейд - первый ученый, сделавший попытку распутать этот узел. Психоанализ возник как метод лечения, но почти сразу же был воспринят как средство получения психологических фактов, которые стали основой новой психологической системы.

Анализ свободных ассоциаций пациентов привел Фрейда к выводу, что болезни взрослой личности сводятся к переживаниям детства. Детские переживания, по Фрейду, имеют сексуальную природу. Это чувство любви и ненависти к отцу или матери, ревность к брату или сестре и т.п. Фрейд считал, что этот опыт оказывает неосознанное влияние на последующее поведение взрослого. Несмотря на то, что метод психоанализа был разработан па взрослых испытуемых и требует существенных дополнений для исследования детей, полученные Фрейдом данные указывают па определяющую роль детского опыта в развитии взрослой личности. Проводя исследования, Фрейд был удивлен неспособностью пациентов понимать значение своих воспоминаний, свободных ассоциаций и сновидений. То, что было ясно для самого Фрейда, пациенты решительно отрицали. Они думали и жили в одной системе координат, в то время как другой пласт их жизни - уровень бессознательного, крайне важный детерминант их поведения, отвергался ими как несуществующий. Только после многих психоаналитических сеансов пациенты начинали понимать неосознанное значение того, что они говорят и делают. Именно эти крайне важные, неосознанные детерминанты поведения стали для З. Фрейда предметом исследования. Два открытия Фрейда - открытие бессознательного и открытие сексуального начала - составляют основу теоретической концепции психоанализа.

В первые годы своей работы Фрейд представлял психическую жизнь состоящей из трех уровней: бессознательного, предсознательного и сознательного, которые отделены друг от друга полупроницаемыми перегородками. Это была топографическая модель личности (рис. 6).

Источником инстинктивного заряда, придающего поведению мотивационную силу, он считал бессознательное, насыщенное сексуальной энергией. Фрейд обозначил ее термином "либидо". Эта сфера закрыта от сознания в силу запретов, налагаемых обществом.

В предсознателъном теснятся психические переживания и образы, которые без особого труда могут стать предметом осознания.

Сознание не пассивно отражает процессы, которые содержатся в сфере бессознательного, но находится с ними в состоянии постоянного антагонизма, конфликта, вызванного необходимостью подавлять сексуальные влечения. Первоначально эта схема и была приложена к объяснению клинических фактов, полученных в результате анализа поведения невротиков.

Позднее в работах "Я и Оно", "По ту сторону удовольствия" Фрейд предложил иную, структурную модель человеческой личности. Он утверждал, что личность состоит из трех основных компонентов: "Оно", "Я" и "Сверх-Я". "Оно" - наиболее примитивный компонент, носитель инстинктов, "бурлящий котел влечений". Будучи иррациональным и бессознательным, "Оно" подчиняется принципу удовольствия. Инстанция "Я" следует принципу реальности и учитывает особенности внешнего мира, его свойства и отношения. "Сверх-Я" служит носителем моральных норм.

Эта часть личности выполняет роль критика и цензора. Если "Я" примет решение или совершит действие в угоду "Оно", но в противовес "Сверх-Я", то оно испытает наказание в виде чувства вины, укоров совести.

Поскольку требования к "Я" со стороны "Оно", "Сверх-Я" и реальности несовместимы, неизбежно его пребывание в ситуации конфликта, создающего невыносимое напряжение, от которого личность спасается с помощью специальных "защитных механизмов" - таких, например, как вытеснение, проекция, регрессия, сублимация.

Вытеснение означает непроизвольное устранение из сознания чувств, мыслей и стремлений к действию.

Проекция - это перенос на другое лицо своих аффективных переживаний любви или ненависти.

Регрессия - соскальзывание на более примитивный уровень поведения или мышления.

Сублимация - один из механизмов, благодаря которому запретная сексуальная энергия переносится на виды деятельности, приемлемые для индивида и общества, в котором он живет.

В книге П. Куттера "Современный психоанализ" представлены два рисунка, на которых показано соотношение структур личности у человека в состоянии невротического расстройства, когда он находится в тисках между желанием и невозможностью его осуществить (рис. 7) и нормально развивающейся личности, открытой для взаимодействия с внешним миром (рис. 8).

Рис. 7

Личность, по Фрейду, это динамическое взаимодействие взаимно побуждающих и сдерживающих сил. В психоанализе изучается природа этих сил и структуры, в соответствии с которыми это взаимодействие осуществляется.

Рис. 8

Как же происходит нормальное развитие личности?

Динамика личности определяется действием инстинктов, а точнее говоря, влечений. Влечение - это действие, вызывающее удовольствие. Оно состоит из четырех компонентов:

  • 1) побуждение;
  • 2) цель, т.е. достигнутое удовлетворение;
  • 3) объект, с помощью которого цель может быть достигнута;
  • 4) источник или часть тела (эрогенная зона), где побуждение возникает.

Одно из основных положений психоаналитического учения о развитии личности заключается в том, что сексуальность и есть основной человеческий мотив. Важно подчеркнуть, что Фрейд трактовал сексуальность очень широко. По его мнению, это все то, что доставляет телесное удовольствие. Для маленького ребенка это ласки, прикосновения, поглаживания тела, обнимания, поцелуи, удовольствие от сосания, освобождения кишечника, теплой ванны и многое другое, без чего невозможна жизнь и что каждый младенец постоянно в той или иной мере получает от матери. В детстве сексуальные чувства очень общи и диффузны. Инфантильная сексуальность предшествует сексуальности взрослой, по никогда не определяет полностью сексуальные переживания взрослого.

Сексуальные влечения, по Фрейду, носят амбивалентный характер. Существуют инстинкты жизни и смерти, следовательно, личности изначально свойственны конструктивные и деструктивные тенденции.

В соответствии со своей сексуальной теорией психики Фрейд все стадии психического развития человека сводит к стадиям преобразования и перемещения по разным эрогенным зонам либидонозной, или сексуальной, энергии.

Эрогенные зоны - это области тела, чувствительные к стимулу; будучи стимулированы, они вызывают удовлетворение либидонозных чувств. Каждая стадия имеет свою либидонозную зону, возбуждение которой создает либидонозное удовольствие. Перемещение удовольствия от одной эрогенной зоны к другой создает последовательность стадий психического развития.

Таким образом, психоаналитические стадии - это стадии психического генеза в течение жизни ребенка. В них отражены развитие "Оно", "Я", "Сверх-Я" и взаимовлияние между ними.

1. Оральная стадия (0-1 год) характеризуется тем, что основной источник удовольствия, а следовательно, и потенциальной фрустрации, сосредоточивается па зоне активности, связанной с кормлением. Оральная стадия состоит из двух фаз - ранней и поздней, занимающих первое и второе полугодия жизни. Она характеризуется двумя последовательными либидонозными действиями (сосание и кусание материнской груди). Ведущая эрогенная область на этой стадии - рот, орудие питания, сосания и первичного обследования предметов. Сосание, по Фрейду, это тин сексуальных проявлений ребенка. Если бы младенец мог выразить свои переживания, то это было бы, несомненно, признание, что "сосание материнской груди есть самая важная вещь в жизни".

Сначала сосание связано с пищевым наслаждением, но через некоторое время становится либидонозным действием, на почве которого закрепляются инстинкты "Оно": ребенок иногда осуществляет сосательные движения в отсутствие пищи, сосет свой большой палец. Этот тин наслаждения в трактовке Фрейда совпадает с сексуальным наслаждением и находит предметы своего удовлетворения в стимуляции собственного тела. Поэтому данную стадию он называет аутоэротичной. В первое полугодие жизни, считал Фрейд, ребенок еще не отделяет свои ощущения от объекта, которым они были вызваны. Можно предположить, что мир ребенка - это мир без объектов. Ребенок живет в состоянии первичного нарциссизма, не осознавая существования других объектов в мире. Глобальное базисное парциссическое состояние - это сон, когда младенец ощущает тепло и не испытывает никакого интереса к внешнему миру. Во второй фазе младенческого возраста у ребенка начинает формироваться представление о другом объекте (матери) как существе, независимом от него. Можно заметить, что ребенок испытывает беспокойство, когда мать уходит или вместо нее появляется незнакомый человек.

Внутриутробное существование человека, по Фрейду, в противоположность большинству животных относительно укорочено; младенец появляется на свет менее подготовленным, чем детеныши животных. Тем самым усиливается влияние реального внешнего мира, развивается дифференциация "Я" и "Оно", повышаются опасности со стороны внешнего мира и чрезмерно возрастает значение объекта, который один может защитить от этих опасностей и как бы возместить утраченную внутриутробную жизнь. Этот объект - мать. Биологическая связь с нею вызывает потребность быть любимым, которая уже больше никогда не покидает человека. Разумеется, мать не может по первому требованию удовлетворять все желания младенца, при самом лучшем уходе ограничения неизбежны. Они и есть источник дифференциации, выделения объекта. Таким образом, в начале жизни различение между внутренним и внешним, согласно взглядам Фрейда, достигается не на основе восприятия объективной реальности, а на основе переживания удовольствия и неудовольствия, связанных с действиями другого человека.

Во второй половине оральной стадии, с появлением зубов, к сосанию добавляется кусание материнской груди, которое придает действию агрессивный характер, удовлетворяя либидонозную потребность ребенка. Мать не позволяет ребенку кусать свою грудь. Таким образом, стремление к наслаждению начинает вступать в конфликт с реальностью. По Фрейду, у новорожденного нет "Я". Эта психическая инстанция постепенно дифференцируется от его "Оно".

Инстанция "Я" - часть "Оно", модифицированная под прямым влиянием внешнего мира. Функционирование инстанции "Я" связано с принципом "удовольствия - отсутствие удовольствия". Как только что отмечалось, первое познание ребенком предметов внешнего мира происходит через мать. При ее отсутствии ребенок испытывает состояние неудовлетворенности и благодаря этому начинает различать, выделять мать, так как ее отсутствие для него есть прежде всего отсутствие наслаждения.

На этой стадии еще не существует инстанции "Сверх-Я", и "Я" ребенка находится в постоянном конфликте с "Оно". Недостаток удовлетворения желаний, потребностей ребенка на этой стадии развития как бы "замораживает" определенное количество психической энергии, происходит фиксация либидо, что составляет препятствие для дальнейшего нормального развития. Ребенок, который не получает достаточного удовлетворения своих оральных потребностей, вынужден продолжать искать замещение для их удовлетворения и поэтому не может успешно перейти на следующую стадию генетического развития.

Эти идеи Фрейда послужили толчком к изучению критических периодов, в течение которых складываются благоприятные условия для решения свойственной возрасту генетической задачи. Если она не решается, то ребенку гораздо труднее решать задачи следующего возрастного периода. Понятие "генетическая задача" было введено в психологию американским психологом Р. Хавигхерстом.

На оральной стадии фиксации либидо у человека, по мнению Фрейда, формируются некоторые черты личности: ненасытность, жадность, требовательность, неудовлетворенность всем предлагаемым. Уже на оральной стадии согласно его представлениям люди делятся на оптимистов и пессимистов.

  • 2. Анальная стадия (1-3 года), как и оральная, состоит из двух фаз. Па этой стадии либидо концентрируется вокруг ануса, который становится объектом внимания ребенка, приучаемого к опрятности. Теперь детская секезальность находит предмет своего удовлетворения в овладении функциями дефекации, выделения. Здесь ребенок встречается со многими запретами, поэтому внешний мир выступает перед ним как барьер, который он должен преодолеть, и развитие приобретает на этой стадии конфликтный характер. По отношению к личности ребенка теперь можно сказать, что полностью образована инстанция "Я" и она способна контролировать импульсы "Оно". "Я" ребенка научается разрешать конфликты, находя компромиссы между стремлением к наслаждению и действительностью. Социальное принуждение, наказания родителей, страх потерять их любовь заставляют ребенка мысленно представлять себе, интериоризировать некоторые запреты. Таким образом начинает формироваться "Сверх-Я" ребенка как часть его "Я", где в основном заложены авторитеты, влияние родителей и взрослых людей в качестве воспитателей, которые играют очень важную роль в жизни ребенка. Особенности характера, формирующиеся на анальной стадии, по мнению психоаналитиков, - аккуратность, опрятность, пунктуальность, упрямство, скрытность, агрессивность, накопительство, экономность, склонность к коллекционированию. Все эти качества - следствие разного отношения ребенка к естественным, телесным процессам, которые были объектом его внимания во время приучения к опрятности еще на доречевом уровне развития.
  • 3. Фаллическая стадия (3-5лет) характеризует высшую ступень детской сексуальности. Ведущей эрогенной зоной становятся генитальные органы. До сих пор детская сексуальность была аутоэротичной, теперь она становится предметной, т.е. дети начинают испытывать сексуальную привязанность к взрослым людям. Первые люди, которые привлекают внимание ребенка, - это родители. Либидонозную привязанность к родителям противоположного пола Фрейд назвал "эдиповым комплексом" для мальчиков и "комплексом Электры" для девочек, определив их как мотивационно-аффективные отношения ребенка к родителю противоположного пола. В греческом мифе о царе Эдипе, убившем своего отца и женившемся на матери, скрыт, по мнению Фрейда, ключ к сексуальному комплексу: мальчик испытывает влечение к матери, воспринимая отца как соперника, вызывающего одновременно и ненависть, и страх.

Разрешение, или освобождение, от эдипова комплекса совершается в конце этой стадии под влиянием страха кастрации, который, как считал Фрейд, вынуждает мальчика отказаться от сексуального влечения к матери и идентифицировать себя с отцом. Посредством вытеснения этого комплекса полностью дифференцируется инстанция "Сверх-Я". Именно поэтому преодоление эдипова комплекса играет важную роль в психическом развитии ребенка.

Таким образом, к концу фаллической стадии все три психические инстанции уже сформированы и находятся в постоянном конфликте друге другом. Главную роль играет инстанция "Я". Она сохраняет память прошлого, действует на основе реалистического мышления. Однако эта инстанция должна теперь бороться на два фронта: против разрушительных принципов "Оно" и одновременно против строгости "Сверх-Я". В этих условиях появляется состояние тревоги как сигнал для ребенка, предупреждающий о внутренних или внешних опасностях. В этой борьбе механизмами защиты "Я" становятся вытеснение и сублимация. По Фрейду, самые важные периоды в жизни ребенка завершаются до пяти лет, именно в это время формируются главные структуры личности. По мнению Фрейда, фаллической стадии соответствует зарождение таких черт личности, как самонаблюдение, благоразумие, рациональное мышление, а в дальнейшем утрирование мужского поведения с усиленной агрессивностью.

  • 4. Латентная стадия (5-12 лет) характеризуется снижением полового интереса. Психическая инстанция "Я" полностью контролирует потребности "Оно": будучи оторванной от сексуальной цели, энергия либидо переносится на освоение общечеловеческого опыта, закрепленного в науке и культуре, а также на установление дружеских отношений со сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения. Если в этом возрасте в развитии ребенка эдипов комплекс еще не преодолен, то может возникнуть феномен, который психоаналитики описывают как "семейный роман". Ребенок в фантазии придумывает себе другую семью, например, он подкидыш или сын знатных родителей; он сам - законный сын, а его братья и сестры - незаконные.
  • 5. Генитальная стадия (12-Шлет) характеризуется возвращением детских сексуальных стремлений. Теперь все бывшие эрогенные зоны объединяются и подросток, с точки зрения Фрейда, стремится к одной цели - нормальному сексуальному общению. Однако осуществление нормального сексуального общения может быть затруднено, и тогда в течение генитальной стадии можно наблюдать феномены фиксации или регрессии к той или иной из предыдущих стадий развития со всеми их особенностями. На этой стадии инстанция "Я" должна бороться против агрессивных импульсов "Оно", которые вновь дают о себе знать, например, может вновь возникнуть эдипов комплекс, который толкает юношу к гомосексуальности, предпочтительному выбору для общения лиц своего пола. Чтобы бороться против агрессивных импульсов "Оно", инстанция "Я" использует два новых механизма защиты. Это аскетизм и интеллектуализация.

Аскетизм - защитный механизм, используемый подростками для контроля над интенсивностью сексуальных влечений. Это отрицание, отказ себе в удовольствии; такой отказ может относиться к пище, сну, сексуальным удовольствиям; он совершается с видом - и чувством - полного превосходства, как будто в результате достигается что-то очень ценное.

Интеллектуализация - это излишне "умственный" способ переживания конфликта и его обсуждение без переживания связанных с ним аффектов; подросток сводит его к простому представлению в воображении и таким путем освобождается от навязчивых желаний.

Когда ребенок становится взрослым, его характер определяется процессом развития "Оно", "Я" и "Сверх-Я" и их взаимодействиями. Нормальное развитие, по Фрейду, происходит с помощью механизма сублимации, а развитие посредством механизмов вытеснения, регрессии или фиксации, рождает патологические характеры.

Описаны два наиболее ярких типа характера, формирующихся на этой стадии, - психическая гомосексуальность и нарциссизм. В психоанализе психическую гомосексуальность не всегда рассматривают как грубое половое извращение. Это могут быть такие формы поведения, в которых любовь к другому полу замещается товарищеской привязанностью, дружбой, общественной деятельностью среди лиц своего пола. Такие люди строят свою жизнь и поступки на основе предпочтения общества семье и создают тесные социальные связи в компаниях лиц своего пола. Второй тип сексуального характера - нарциссизм. Он характерен тем, что либидо личности отнимается от объекта и направляется на самого себя. Нарциссическая личность рассматривает себя как объект своих сексуальных стремлений; для нее внешние объекты удовольствия отступают на задний план, а главное место занимают самоудовлетворенность и самодовольство. Подобные люди направляют свое внимание преимущественно на себя, свои действия, свои переживания.

В работе "Я и Оно" Фрейд писал, что развитие "Я" идет от признания инстинктов к господству над ними, от подчинения - к их затормаживанию и что психоанализ является инструментом, предназначенным для прогрессивного завоевания "Оно". Цель психоанализа - показать, каким образом разум может победить страсть.

В чем же еще секрет огромного влияния учения З. Фрейда на всю современную психологию вплоть до наших дней?

Во-первых, это динамическая концепция развития.

Во-вторых, это теория, которая показала, что для развития человека главное значение имеет другой человек, а не предметы, которые его окружают.

По словам американских психологов Дж. Уотсона и Г. Лидгрена, Фрейд был впереди своего века и подобно Ч. Дарвину разрушил узкие, ригидные границы здравого смысла своего времени, расчистил новую территорию для изучения человеческого поведения.

"Необычайное развитие учения З. Фрейда - мы не ошибемся, если назовем этот успех необычайным, - писал современник Фрейда О. Бюмке, - стало возможным только потому, что официальная наука была так далека от действительности; она, по-видимому, так мало знала о действительных душевных переживаниях, что желающему узнать что-нибудь о "душевной жизни" подавала камень вместо хлеба". "Старая "мозаичная" экспериментальная психология исследовала лишь отдельные элементы душевной жизни и мало занималась их функциональным единством в реальной человеческой личности; она почти не изучала ее поступков, поведения, сложных переживаний и динамики", - писал А.Р. Лурия.

Л.С. Выготский так оценивал историю психоанализа: "Идеи психоанализа родились из частных открытий в области неврозов; был с несомненностью установлен факт подсознательной определяемое™ ряда психических явлений и факт скрытой сексуальности... Постепенно это частное открытие, подтвержденное успехом терапевтического воздействия... было перенесено на ряд соседних областей - на психопатологию обыденной жизни, на детскую психологию... Эта идея подчинила себе самые отдаленные ветви психологии... психологию искусства, этническую психологию... Сексуальность превратилась в метафизический принцип... Коммунизм и тотем, церковь и творчество Достоевского... - все это переодетый и замаскированный пол, секс и ничего больше" (Выготский Л.С., 1982).

Выготский показал полезное и ценное, что есть в психоанализе, и лишнее, вредное в нем. Так, он писал: "Найденное

Фрейдом решение... я не объявил бы большим трактом в науке или дорогой для всех, но альпийской тропинкой над пропастями для свободных от головокружения". В России такие люди были - это И.Д. Ермаков, С.Н. Шпильрейн, В.Г. Шмидт и др.

В то время истерическое заболевание воспринимали как симуляцию. Это во многом было обусловлено тем, что в арсенале медицины не было достаточных средств для его понимания и лечения. З. Фрейд был одним из немногих, кто стал относиться к страданиям таких пациентов внимательно и серьезно, он слушал рассказываемые ими истории, и пытался понять причины возникновения невротических состояний.

Позднее он пришел к выводу, что невроз - это тоже история, но рассказанная другим языком и если расшифровать этот язык, закодированный в симптоме, то болезнь исчезает. По мере того как пациенты рассказывали о своих страданиях во время психотерапевтических сеансов, они начинали спонтанно вспоминать о травматических событиях, происходивших с ними в прошлом. Эти воспоминания сопровождались бурной эмоциональной разрядкой, которая приносила значительное облегчение.

Фрейд, исходя из своих наблюдений, совместно со своим коллегой и учителем Й.Брейером, пришел к выводу о том, что симптомы невроза выполняют защитную функцию и являются неудачной попыткой справиться с болезненным переживанием. Эти сложные чувства, связанные с воспоминанием о травматическом опыте, находились вне сознания, но при этом они оказывали активное воздействие на сознание и поведение взрослого человека. Таким образом, Фрейд сделал открытие, что большая часть психический жизни протекает вне нашего сознания, т.е. является бессознательной.

Метод исследования бессознательного был назван психоанализом. Надо сказать, что открытие бессознательного не было одномоментным событием. По мере того как накапливались наблюдения, расширялось и содержание этого открытия, обнаруживались все новые и новые грани бессознательного. Отражение и концептуализация многогранности и сложности бессознательного психического нашли свое место в теории психоанализа.

За время своего существования психоанализ претерпел большую эволюцию как в теории, так и в практике. Еще при жизни З. Фрейда от психоанализа стали отделяться другие направления глубинной психологии, такие как аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А. Адлера и др. Классическая теория, выдвинутая З. Фрейдом, была многократно переосмыслена. Внутри самого психоанализа стали возникать новые направления: Эго-психология, традиция объектных отношений, школа М. Кляйн, структурный психоанализ Ж. Лакана, Я-психология Х.Кохута.

Основные теоретические принципы психоанализа

Психоанализ - это многоуровневая дисциплина. Ж.Лапланш и Ж.-Б.Понталис выделяют три таких уровня: а) метод исследования бессознательных психических процессов, б) психотерапевтический метод, опирающийся на это исследование и в) "совокупность теорий психологии и психопатологии, в которых систематизированы данные, полученные психоаналитическим методом исследования и лечения".

В 1899 году З.Фрейд описал топографическую модель психического аппарата. В ней психика рассматривается как неоднородная по своему содержанию и включающая в себя несколько частей - систем.

Самая глубокая и отдаленная от нашего сознательного восприятия часть называется системой Бессознательное. Она подчиняется принципу удовольствия. В этой области зарождаются инстинктивные влечения (сексуальные и агрессивные), жаждущие немедленного удовлетворения. Здесь нет представлений о времени и пространстве, на этой территории не ведомы никакие ограничения объективной реальности, здесь не действуют законы логики и моральные принципы.

Другая, более близкая к поверхности, часть называется системой Предсознательное. Эта область в описательном смысле слова тоже бессознательна, но она доступна нашему сознательному восприятию и подчиняется принципу реальности, необходимому для сохранения физической и психической безопасности.

Предсознательное отделено от Бессознательного проницаемым барьером первичного вытеснения (подавления), который выполняет роль психического стража - цензора, делающего невозможным непосредственный прорыв импульсов инстинктивных влечений к поверхности нашего сознательного опыта. В Предсознательном осуществляется важная работа по сдерживанию и регуляции влечений и аффектов. В этой области наши чувства соприкасаются и связываются со словами - символами, здесь возникают грезы и сновидения, а также находят решения различные проблемы.

И, наконец, на поверхности лежит система Сознательное. Главная функция этой системы - воспрятие внешней и внутренней реальности.

Через призму такого теоретического подхода можно лучше понять, как осуществляются психическая регуляция и функционирование, как разворачиваются и разрешается межсистемные внутрипсихические конфликты: между требованиями бессознательных инстинктивных влечений (принципом удовольствия) и осознанием требований реальности (принципом реальности), накладывающими запрет на непосредственное и немедленное удовлетворение этих влечений ради сохранения психологической безопасности. Достижение оптимального баланса требует нахождения компромисса, и это очень сложная задача развития.

В 1923 году З.Фрейд, разработал новую, структурную, модель психического аппарата, которая позволила по новому рассмотреть внутрипсихический конфликт. Здесь, как и в первой модели, было выделено три системы, которые получили названия: "ОНО", "Я" и "СВЕРХ-Я".

"ОНО" - это полюс влечений в личности. Все процессы в "ОНО" протекают бессознательно. "Я" возникает и развивается из "ОНО" в процессе взаимодействия с внешним миром и другими людьми.

"Я"- это сложный набор идентификаций с другими "Я". Функционирование "Я" протекает в сознательной, предсознательной и бессознательной плоскостях. Бессознательная часть "Я" выполняет функцию психологической защиты.

Изначально все защитные механизмы служат для адаптации индивида к требованиям внешней и внутренней реальности. Однако, при нарушениях психического развития, эти естественные и привычные в рамках конкретной семьи способы адаптации могут сами по себе становиться источником серьезных проблем. Любая защита, смягчая воздействие реальности, некоторым образом её искажает. Если эти искажения слишком массивны, то адаптивные механизмы психологической защиты становятся психопатологическими феноменами.

"Я"- срединная область, территория на которой пересекаются и накладываются друг на друга две реальности, внутренняя и внешняя. И одна из важных его функций - тестирование реальности. Фрейд называл "Я" слугой трех господ: постоянно сталкиваясь со сложными и противоречивыми требованиями, исходящими из "ОНО", внешнего мира и "СВЕРХ-Я", оно вынужденно искать компромиссы.

Любое психопатологическое явление является копромиссным образованием, неудачной попыткой самоисцеления психики возникшим в ответ на боль, порожденную внутрипсихическим конфликтом. "СВЕРХ-Я" зарождается уже во втором полугодии жизни, но как внутрипсихическая структура возникает в процессе разрешения Эдипова комплекса, в возрасте 5-7 лет. "СВЕРХ-Я" является хранилищем моральных стандартов и идеалов, выполняет несколько важных функций в психической регуляции: контроль, самонаблюдение, поощрение и самонаказание. По сути, "СВЕРХ-Я"- это внутренний родитель, который, с одной стороны, заботится и поддерживает, а с другой - запрещает и наказывает.

Большая часть "СВЕРХ-Я" функционирует бессознательно, пропитана энергией влечений и поэтому является тоже источником, порождающим внутренний конфликт. Структурная модель психического аппарата явилась удачным дополнением топографической модели и позволила создать стереоскопический эффект при рассмотрении как нормальных, так и психопатологических феноменов.

Большой заслугой З.Фрейда было открытие детской сексуальности. Он обнаружил, что с самого рождения человеческий младенец нуждается не только в удовлетворении его физических потребностей, но и в чувственном наслаждении. Например, для него важно не только насыщение голода (физическая потребность), но и присутствие матери: звучание её голоса, ощущение тепла и запаха материнского тела, а также стимуляция слизистой оболочки рта, которая приводит к разрядке психического напряжения, аналогичной оргазму у взрослого человека.

В различные периоды развития у ребенка существуют особые способы получения наслаждения. В зависимости от доминирования эрогенной зоны, выделяют оральную, анальную, фаллическую и генитальную фазы психосексуального развития. На каждой из этих фаз происходят качественные изменения в душевной жизни в целом. Для оптимального развития необходимо избегать как чрезмерной стимуляции этих зон, так и фрустрации чувственного наслаждения.

Так, например, недостаток стимуляции может привести в дальнейшем к бедности фантазийной жизни вообще, и в крайне тяжелых случаях, привести к развитию серьезным психическим и психосоматическим расстройствам. Избыток стимуляции также крайне нежелателен. У маленького ребенка нет ещё средств, чтобы справиться с большим количеством возбуждения, и поэтому он может чувствовать себя скорее соблазненным, встревоженным и рассерженным, нежели удовлетворенным. И то и другое ведет к задержкам и искажениям психического развития, которые находят свое выражение в различных психических расстройствах (неврозах, личностных расстройствах перверсиях и психозах).

Один из выдающихся психоаналитиков нашего времени, Джойс МакДугалл, пишет: "Человеческая сексуальность неотъемлемо травматична. С наших первых чувственных отношений начинаются... многие психические конфликты, с которыми мы встречаемся в поисках любви и удовлетворения." (Дж. МакДугалл "Тысячеликий Эрос", Сп-б 1999). Она выделяет три универсальные травмы, с которыми сталкивается каждый человек в своем развитии: осознание отдельности себя от Другого, осознание половых различий и принятие собственной однополости, а также признание неизбежности собственной смерти. Психоаналитическая теория и практика сосредоточена вокруг этих, по сути экзистенциальных, тем человеческого существования.

Одна из главных проблем кроется в том, что удовлетворение желаний зависит от Другого. Человеческий младенец - абсолютно зависимое существо, и его физическое и психическое выживание зависит от качества отношений с заботящимися о нем людьми. Зависимость от другого порождает у младенца защитную иллюзию собственного всемогущества. Психическая реальность младенца переплетена с психической реальностью его матери. Изначально у них есть лишь одна психика на двоих.

По мере роста ребенок постепенно начинает отделять собственные переживания от переживаний своей матери, создавать представления о Я и объекте и осознавать себя отдельным психологическим существом. Этот процесс перехода от абсолютной зависимости к относительной независимости от Другого сопровождается очень сложными чувствами: тревогой, агрессией и депрессией.

Ребенок на определенном этапе, обычно в 1.5-2 года, испытывает два совершенно противоположных намерения: он хочет чувствовать себя абсолютно независимым, но при этом он начинает бояться потерять любовь матери и почувствовать себя одиноким и брошенным. Он стремится восстановить утраченное блаженство, пытаясь слиться с материнским объектом. Этот конфликт развития порождает амбивалентность чувств. Драма любви и ненависти разворачивается здесь столь интенсивно, что оставляют неизгладимый след в психике каждого человека. Постепенно этот конфликт амбивалентности интегрируется и становится основой любого внутрипсихического конфликта.

Следующий шаг в психическом созревании ребенок совершает, когда, приблизительно в возрасте 3-х лет, он вступает в инфантильно-генитальную фазу психосексуального развития. В этом возрасте дети озабочены вопросами анатомической разницы полов. Главным способом получения удовольствия в этот период становится стимуляция гениталий (мастурбация). С одной стороны, это вызывает удовольствие, а с другой - порождает тревогу, которая подкрепляется родительскими ограничениями и запретами на подобного рода активность.

Часто такие ограничения и запреты связаны с воображаемой или реальной угрозой физического наказания и телесного повреждения (кастрацией). Открытие половых различий порождает множество вопросов и сопровождается комплексом переживаний: тревогой, депрессией, завистью, с одной стороны, и удивлением, восхищением и гордостью - с другой. Ребенку трудно признать тот факт, что он или она являются однополыми, а не всемогущими двуполыми существами (андрогинами).

Осознание себя как маленького мужчины или маленькой женщины и принятие своей поло-ролевой идентичности требует специальной психологической работы, которая начинается уже в начале 3-го года жизни и завершается в конце подросткового периода. В возрасте 4 - 6 лет начинает проявляться так называемый Эдипов комплекс, при котором все предыдущие конфликты развития окончательно структурируются. Эдипов комплекс был впервые описан З.Фрейдом. Он дал название этому психологическому феномену, используя древнегреческий миф об Эдипе.

Согласно этому мифу, Эдип, влекомый велением неотвратимого Рока, сам того не ведая, убивает своего отца и женится на матери. Некоторые авторы описывают Эдипов комплекс как кульминацию детской инстинктивной жизни, ядро неврозов, "организующий зонтик будущей психической жизни". В этом возрасте каждый ребенок начинает чувствовать влюбленность в родителя противоположного пола и хочет обладать им единолично.

Прогресс в жизни влечений, усиление чувства собственной зарождающейся мужественности и женственности изменяет не только поведение ребенка, но и характер его фантазийной жизни. Однополый родитель начинает восприниматься как соперник, препятствующий достижению интимной близости с объектом любви. Однако, он является не только объектом, на который направлена ревнивая ненависть, но и идеалом для подражания, вызывающим восхищение и нежность. Желание устранить соперника одновременно вызывает страх потерять любовь своего идеала, а желание овладеть объектом своей любви - страх наказания (кастрации).

Прохождение Эдипова периода качественно изменяет отношения ребенка с родителями: от диадных отношений он переходит к триадным. Начиная по-новому осознавать свое место в семейном треугольнике, он чувствует, что для того чтобы сохранить хорошие отношения с обоими родителями, он должен отказаться от своих инцестуозных желаний.

В этот сложный для развития период психика ребенка очень уязвима и ранима. Поэтому важно, чтобы родители с уважением и пониманием относились к сложным переживаниям ребенка, и в тоже время смогли мягко ввести и установить четкие межпоколенческие границы, существующие в человеческом сообществе. Разрешение Эдипова комплекса качественно трансформирует психику. Возникает новая внутрипсихическая структура - СВЕРХ-Я, инстанция моральных стандартов, ценностей и идеалов. Психическое развитие не заканчивается в Эдипов период. Так, например, очень важные сдвиги в развитии происходят в подростковом периоде. Однако, от того как разрешается Эдипов конфликт, зависит успех в последующих перипетиях психического развития.

Время чтения 7 минут

Психоанализ, как понятно уже из названия – теоретическая наука о психике человека. Ее основатель Зигмунд Фрейд разработал и обосновал свою теорию еще в конце XIX столетия. Поначалу его идеи были под запретом в Европе и отметались, как псевдонаучные в СССР. Но постепенно они завладели миром, у Фрейда появились последователи, развившие его постулаты, например психологи Юнг и Адлер. Поэтому психоанализ развития личности человека является таким важным аспектом духовной и физической жизни.

Сегодня, на основании теорий Фрейда, начали развиваться такие области знания, как сексология, сексопатология. Традиционная психология начала учитывать, а не отрицать при определении состояния человека, чувство вины, тревожность, комплексы неполноценности, о чем не раз и писал Фрейд.

Как бы неоднозначно не оценивал ученый мир вклад Зигмунда Фрейда в развитие психологии, метод психоанализа широко применяется, как популярная психотерапевтическая техника во всем мире.

Что такое психоанализ?

В понятии психоанализа, по признанию самого Фрейда, переплелись философия с психологией и психиатрией. Его основные положения невозможно продемонстрировать или доказать. Тем не менее, он является связующим звеном между состоянием человеческого организма и его психики в тот момент, когда возникает телесное заболевание, вызванное психическим расстройством.

Слово лечит, им можно расстроить, словом можно обрадовать или убить. В психоанализе основной метод воздействия и лечения - беседа врача с пациентом. Именно в беседе, умело ведомой в нужном направлении психотерапевтом, пациент раскрывает свои тайны, обнаруживает комплексы, обнажает источники своего состояния, спрятанные в глубинах его подсознания.

Таким образом, психоанализ – это набор методов и приемов исследования и воздействия на психику человека. Главное в психоанализе – влияние бессознательного на осознанные поступки человека. Именно определение того, насколько инстинкты, заложенные в человеке, определяют его поведение и проявления личности, и является основой теории психоанализа.

Важное место в психоанализе занимает личность человека. Через психоанализ Фрейд дает определение личности и описывает воздействие на нее. Основой психоанализа является теория психосексуального развития личности. Как психиатр, Фрейд вообще все явления, связанные с развитием личности, воспринимал через призму сексуальности – явной или скрытой.

Психоанализ развития личности

Многие научные теории и их создатели дают различные определения личности. По Фрейду личность – это совокупность трех сущностей: Ид, Эго и Супер-эго.

  • Ид – «Оно» - бессознательное влечение, либидо, инстинкты, удовольствие, заложенные с рождения;
  • Эго – «Я» - осознание на определенном этапе развития своего «я», существующего в реальности;
  • Супер-эго – «Супер-Я» - появление внутреннего цензора, самоконтроля, совести, позволяющих повиноваться общественным законам, контролировать свое поведение.

Фрейд считал, что личность не стремится к росту и совершенствованию. Она лишь постоянно пытается уравновесить стремление к получению удовольствия со страхом перед расплатой за него, страхом перед получением наказания.

Из определения личности вытекает и теория психосексуального развития человека, выведенная Фрейдом. Она охватывает период от рождения ребенка до окончания пубертатного периода – до 18 лет. Состоит развитие личности по Фрейду из 4 стадий, каждая из которых связана с той или иной эрогенной зоной, которые к 18 годам оформляются в единое целое, полностью раскрывая сексуальность человека, формируя способность к полноценной половой жизни.

Стадии психосексуального развития личности:

  • Оральная – период грудного вскармливания – бессознательное получение удовольствия младенцем в процессе сосания материнской груди с помощью рта и языка, период появления «ид».
  • Анальная – стадия приучения ребенка к горшку, процессу осознанной дефекации. В это время у ребенка появляется осознание того, что он может отдать или не отдавать (фекалии), и, в зависимости от этого, получить похвалу или наказание. Его попка в этот период приковывает всеобщее внимание, это ему доставляет определенное удовольствие.
  • Фаллическая – период с 3 до 6 лет. Начало формирования «эго». Рассматривание внешних половых признаков, сравнение их, желание дотронуться, начало мастурбации. Проявления Эдипова комплекса.
  • Латентная – период до начала полового созревания. Ребенок занимается учебой, увлечениями. Спокойствие в плане сексуального развития.
  • Генитальная – совпадает с периодом полового созревания, гормональной перестройкой организма, переходом к полноценной сексуальности, формирования «супер-эго» - внутреннему механизму регулирования и сдерживания, завершает формирование личности. Генитальный тип личности для Фрейда являлся идеальным.

О них мы уже писали более подробно в другой статье о Фрейде.

Каждая из приведенных стадий развития личности накладывает определенный отпечаток на дальнейшую жизнь человека и формирует отдельные его качества. Эти качества зависят от успешности прохождения каждой стадии. Комплексы неполноценности тоже появляются в период психосексуального развития, связаны по Фрейду с «фиксацией» на той или иной стадии.

Защитные психологические механизмы по Фрейду

Исходя из подобной интерпретации личности, рассматривается и наличие защитных механизмов, компенсирующих перевес одного из трех составляющих личности. Таковыми являются:

  • Отрицание;
  • Замещение;
  • Рационализация;
  • Вытеснение;
  • Проекция;
  • Регрессия;
  • Сублимация.

Каждый из них направлен на восстановление равновесия в проявлении той или иной личностной составляющей, чтобы не допустить возникновения крайних проявлений и возможных патологий психики, невротических состояний. Однако порой воздействие защитного механизма психики носит настолько эмоциональный характер, что приносит больше вреда, чем пользы. И выходит, что психоанализ развития личности не может отрицать побуждения и чувства человека, но и не может им препятствовать.

Например, студент, не подготовившись к экзамену и получив плохую оценку, переносит свою вину за это на преподавателя (проекция). Он объясняет плохую оценку предвзятым отношением к себе. И если он достаточно себя в этом убедил, то вряд ли сможет успешно пересдать экзамен.

К таким же разрушительным механизмам психологической защиты относится замещение. Оно проявляется в перенесении внимания с объекта, несущего угрозу, на другой, более безобидный. Ребенок, которого отругали родители, вымещает злобу на других детях или игрушках, ломая их. Взрослый человек, получивший выговор начальника, переносит злость на членов семьи.

Одной из психотехник, придуманной Фрейдом, является метод свободных ассоциаций. Он заключается в том, что пациенту дается возможность рассуждать на любую тему, рассказывать все, что первым пришло на ум. Такой метод позволяет обнаружить скрытые глубоко в подсознании, подавляемые «супер-я», мотивы, причины поступков, вплоть до раскрытия преступлений. Он также помогает понять в какой из моментов человек «включает» механизм подавления, нежелания обнаружить потаенные чувства и эмоции.

Таким методом можно обнаружить причину психологических проблем человека, психической патологии, невротического состояния, определить и устранить травмирующий фактор, высвободить угнетаемые чувства, направить их в конструктивное русло.

Влияние психоанализа на личность

Личность и является объектом психоанализа. Фрейд рассматривал личность, как динамическую систему. Внутри нее постоянно происходит борьба природных инстинктов, стремления к удовлетворению потребностей с этическими законами общества. Есть еще внутренние противоречия, психологические компромиссы, скрытые конфликты нашего «эго» с «супер-эго» и т.п.

Психоанализ, как теория и практический механизм исследования всех проявлений личности, способен корректировать их, влиять на изменение поведенческой динамики. Одним из воззрений неофрейдистов (Юнга, Адлера) является то, что психоанализ доступен и как самоанализ. Это происходит в том случае, когда грамотный психоаналитик сможет не только глубоко вникнуть в суть проблемы, но и научить основным приемам психоанализа пациента.

Фрейд и сам пришел к открытию своей теории через самоанализ, о чем он писал своему коллеге, немецкому врачу Флиссу. Кто, кроме самого человека может по-настоящему глубоко проникнуть в суть личностных проблем, их подсознательных источников?

Конечно, не каждый индивидуум способен проанализировать свое внутреннее состояние досконально, сделать правильные выводы. Поэтому многие и прибегают к услугам психоаналитиков, чтобы профессионал помог с помощью методов фрейдистской теории разобраться в проблеме данной личности, помочь ее грамотно разрешить.

Человек так устроен, что иногда достаточно одной беседы, чтобы облегчить его состояние. Грамотный психотерапевт путем проведенного психоанализа как бы поднимает на поверхность души, спрятанные глубоко чувства, сомнения, тревоги, пробуждает инстинкты. Фрейд считал, что даже сновидения играют большую роль в психоанализе, чему посвящена одна из его книг.

Вклад Фрейда в развитие психологии

В своем учении, как сказал один ученый, Фрейд был первым, писал что хотел. Но теперь его заслугами, теориями и системой психоанализа успешно пользуются психологи и психотерапевты всего мира. Его методы применяются даже в педагогике.

Он первым отделил анатомию от психологии, подведя ее ближе к философии. Фрейд смог заинтересовать даже скептиков от науки в изучении бессознательных проявлений человеческого «я», врожденной сексуальности, влияющих на осознанные поступки. Его вклад в развитие психологии велик и бесспорен, хоть и неоднозначен.

Фрейд смог доказать, что неудовлетворенные желания и первобытные инстинкты, заложенные на генетическом уровне, могут определять свойства личности, ее поведение в обществе, если не срабатывают компенсаторные механизмы, уравновешивающие три ее сущности.

Как грамотный психолог, Фрейд впервые обратил внимание на связь формирования личности с тем, как проходили детские годы человека, с влиянием родительского воспитания на эти процессы. Так, одним из главных определяющих факторов он считал Эдипов комплекс, успешность его преодоления, его отголоски в каждый период жизни человека.

Вывод

Несмотря на репутацию у некоторых собратьев по науке, как сексуально озабоченного невротика, Фрейд не являлся псевдоученым, а его теория не является ложной. Спорной – да, во многом умозрительной, но подтвержденной многочисленными примерами, случаями из реальной жизни, опыта психиатров, психологов, психотерапевтов.

А во времена постоянно сотрясающих мир сексуальных революций, бешеного ритма жизни и связанных с ним стрессов теория Фрейда стала мега популярной, имеющей ответы на все вопросы.

Великие умы нашей планеты на протяжении многих десятилетий изучают устройство человеческой личности. Но существует множество различных вопросов, на которые ученые не в силах дать ответы. Почему человеку снятся сны и какую они несут в себе информацию? Почему события прошлых лет могут вызвать определенное эмоциональное состояние и спровоцировать необдуманные поступки? Зачем человек пытается спасти бесперспективный брак и не отпускает свою половину? Для того чтобы ответить на вопросы из темы касающейся психической реальности, используется методика психоанализа. Психоаналитическая теория Фрейда – главная тема данной статьи.

Основоположником психоанализа является Зигмунд Фрейд

Коротко о создании метода

Теория психоанализа произвела настоящую революцию в области психологии. Данный метод был создан и введен в эксплуатацию великим ученым из Австрии, доктором психиатрии Зигмундом Фрейдом. На заре своей карьеры Фрейд тесно сотрудничал со многими выдающимися учеными. Профессор физиологии Эрнст Брюкке, основатель катартического метода психотерапии Иосиф Брейер, основатель теории о психогенной природе истерии Жан-Маре Шарко - лишь малая часть исторических личностей, с кем Зигмунд Фрейд вместе трудился. По словам самого Фрейда, своеобразная база его метода зародилась именно в момент сотрудничества с вышеперечисленными людьми.

Занимаясь научной деятельностью, Фрейд пришел к выводу о том, что некоторые клинические проявления истерии нельзя интерпретировать с точки зрения физиологии. Как объяснить то, что одна часть человеческого тела полностью теряет чувствительность, а соседние области по-прежнему ощущают влияние различных раздражителей? Как объяснить поведение людей в состоянии гипноза? По мнению самого ученого, вышеперечисленные вопросы являются своеобразным доказательством того факта, что лишь часть психических процессов является проявлением реакций ЦНС.

Многие из людей слышали о том, что человеку, погруженному в гипнотическое состояние, можно задать психологическую установку, которую он обязательно выполнит. Довольно интересен тот факт, что если поинтересоваться у такого человека о мотивах совершенных поступков, то он сможет с легкостью найти аргументы, объясняющие его поведение. Основываясь на этом факте, можно сказать о том, что человеческое сознание самостоятельно подбирает аргументы к совершенным действиям, даже в том случае, когда для объяснений нет особой нужды.

В годы жизни Зигмунда Фрейда факт того, что человеческое поведение может зависеть от внешних факторов и тайных для сознания мотивов, являлся настоящим шоком. Следует обратить внимание на то, что именно Фрейд ввел такие понятия, как «бессознательность» и «подсознание». Наблюдения этого выдающегося ученого позволили создать теорию о психоанализе. Кратко, психоанализ Зигмунда Фрейда можно описать как анализ психики человека с точки зрения сил, которые ею движут. Под термином «сила» следует понимать мотивы, последствия и влияние на будущую судьбу, прошлого жизненного опыта.


Фрейд был первым человеком, который с помощью метода психоанализа смог излечить пациентку с наполовину парализованным телом

Что входит в основу психоанализа

По мнению Фрейда, психическая природа человека непрерывна и последовательна . Появление любой мысли, желаний и совершаемые действия имеют свои причины, которые характеризуются бессознательными или сознательными мотивами. Таким образом, все совершаемые поступки имеют прямое отражение в будущем индивидуума.

Даже в тех ситуациях, когда душевные переживания кажутся необоснованными, существует скрытая связь между различными событиями в человеческой жизни.

Основываясь на вышеперечисленных фактах, Фрейд пришел к выводу, что человеческая психика состоит из трех разных областей:

  • сознание;
  • бессознательная сфера;
  • раздел предсознания.

В бессознательную сферу входят базовые инстинкты, которые являются неотъемлемой частью человеческой природы. К этой же области можно отнести идеи и эмоции, которые вытеснены из сознания. Причиной их вытеснения может быть восприятие подобных мыслей как запрещенных, грязных и не достойных существования. Бессознательная область не имеет временных рамок. Для того чтобы объяснить этот факт, следует сказать о том, что детские переживания, попавшие в сознание взрослого человека, воспринимаются также интенсивно, как и в первый раз.

В область предсознания входит часть бессознательной области, что в определенных жизненных ситуациях, становится доступной для сознания. Область сознания содержит в себе все то, что осознается человеком на протяжении всей жизни. Согласно идее Фрейда, человеческой психикой движут инстинкты и стимулы, заставляющие индивидуума совершать различные поступки. Среди всех инстинктов следует выделить 2 стимула, обладающих главенствующей ролью:

  1. Жизненная энергия – либидо.
  2. Агрессивная энергия – инстинкт смерти.

Классический психоанализ Зигмунда Фрейда направлен в большей части на изучение либидо, основой которого является сексуальная природа. Либидо является жизненной энергией, которая тесно взаимосвязана с поведением, переживаниями и эмоциями человека . Помимо этого, характеристики этой энергии можно растолковать, как причину развития расстройства психики.

Человеческая личность содержит в себе три составляющих:

  1. «Сверх-Я» – Суперэго;
  2. «Я» – Эго;
  3. «Оно» – Ид.

«Оно» заложено в каждом человеке с рождения. К этой структуре относятся базовые инстинкты и наследственность. Его нельзя описать, руководствуясь логикой, поскольку «Оно» характеризуется, как неорганизованность и хаотичность. Важно отметить, что «Оно» обладает безграничным воздействием на эго и суперэго.


Топическая модель психического аппарата состоит из 2 составляющих: сознательное и бессознательное

«Я» - одна из структур человеческой личности, что тесно контактирует с окружающими людьми. «Я» происходит из «Оно» и появляется в тот момент, когда ребенок начинает воспринимать себя в качестве личности. «Оно» является своеобразной подпиткой для «Я», а «Я» выступает в качестве защитной оболочки базовых инстинктов. Для того чтобы лучше понимать взаимосвязь между

«Оно» и «Я», следует рассмотреть пример сексуальных потребностей. «Оно» является базовым инстинктом, то есть потребностью сексуального контакта. «Я» определяет, при каких условиях и когда будет реализован этот контакт. Это означает что «Я» обладает способностью сдерживать и управлять «Оно», что является залогом внутреннего психоэмоционального равновесия.

«Сверх-Я» берет свое начало в «Я» и является своеобразной базой, где хранятся моральные законы и правила, ограничивающие личность и запрещающие некоторые действия. По мнению Фрейда, в задачу «Сверх-Я» входит выстраивание идеалов, самонаблюдение и совесть.

Все вышеперечисленные структуры имеют важную роль в развитии человеческой личности. Они поддерживают тонкий баланс между опасностью, связанной с неудовольствием и стремлением, что ведет к удовлетворению.

Энергия, берущая свое начало в «Оно», отражается в «Его». Задачей «Сверх-Я» является определение границ действия этой энергии. Следует обратить внимание, что требования внешней реальности могут отличаться от требований «Сверх-Я» и «Оно». Данное противоречие является причиной развития внутренних конфликтов. Для решения подобных конфликтов используются следующие способы:

  • компенсация;
  • сублимация;
  • защитные механизмы.

Основываясь на вышесказанном можно сделать вывод, что сны являются воссозданием человеческих желаний, которые не могут быть реализованы в реальности. Повторяющиеся сны четко указывают на наличие нереализованных стимулов. Нереализованные стимулы мешают самовыражению и психологическому росту.

Сублимация – механизм перенаправления сексуальной энергетики на те цели, что одобрены в социуме . К таким целям относятся интеллектуальные, социальные и творческие виды деятельности. Сублимация является одним из защитных механизмов человеческой психики, а созданная ей энергия является основой цивилизации.

Тревожность, вызванная неудовлетворенными желаниями, может быть нейтрализована при помощи прямого обращения к внутреннему конфликту. Поскольку внутренняя энергия не в силах найти выход, необходимо перенаправить её на преодоление имеющихся преград. Помимо этого, необходимо снизить последствия, которые могут предоставить эти преграды и компенсировать неудовлетворенные стимулы. Примером подобной компенсации является идеальный слух, у людей с нарушениями в работе зрительных органов.

По мнению Фрейда, человеческая психика безгранична.


Фрейд предположил, что всеми нами движет принцип удовольствия

Человек, страдающий от недостатка определенных навыков, и желающий добиться успеха, может достичь поставленной цели благодаря напористости и непревзойденной работоспособности. Но существуют примеры, когда возникшее напряжение может исказиться из-за работы особых защитных механизмов. К таким механизмам относятся:

  • изоляция;
  • подавление;
  • гиперкомпенсация;
  • отрицание;
  • проекция;
  • регрессия.

Пример работы этих защитных механизмов следует рассматривать на ситуации с неразделенной любовью. Подавление этих чувств можно выразить фразой «Я не помню этого чувства», механизм отвержения выражается в виде «Любви нет, и не было», а изоляцию можно описать как «Я не нуждаюсь в любви».

Подведение итогов

Теория психоанализа Фрейда кратко и понятно была изложена в данной статье. Подводя итог, можно сказать, что данный метод является одной из попыток понять, те особенности человеческой психики, что ранее были непостижимы . В современном мире, термин «психоанализ» используется в следующих сферах:

  1. В качестве названия научной дисциплины.
  2. Собирательное название комплекса мероприятий, посвященных исследованиям работы психики.
  3. Как метод лечения невротических расстройств.

Многие современные ученые часто подвергают критике теорию Зигмунда Фрейда. Однако на сегодняшний день, те понятия, что были введены в обращение этим ученым, являются своеобразной базой науки психологии.

Психоанализ (нем. Psychoanalyse) - комплекс психологических теорий и методов психотерапии, выдвинутых Зигмундом Фрейдом в начале XX века. Этот метод получил широкое распространение в Европе (с начала XX века), США (с середины XX века) и Латинской Америке (со второй половины XX века). Впоследствии идеи З.Фрейда были развиты такими психологами как А.Адлер и К.Юнг.

Психоанализ был предложен Фрейдом , как научная теория о психике человека. В настоящее время научный статус психоанализа является предметом споров: одни исследователи утверждают, что он научен, другие ставят научную состоятельность под сомнение, некоторые даже причисляют его к псевдонауке. При этом в XX веке психоанализ получил распространение в философии, гуманитарных науках, литературной и художественной критике как дискурс, метод интерпретации и философская концепция.

Понятие психоанализа

  • Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии - см. также Психология личности. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной (даже сильно отличающейся от него теории), например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые предпочитают обозначать термином «неопсихоанализ».
  • Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа - бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
  • Метод и методики лечения психических расстройств на основе анализа свободных ассоциаций, проявлений переноса и сопротивления, посредством техник толкования и проработки. Цель психоаналитика - помочь освобождению пациента от скрытых механизмов, создающих конфликты в психике, то есть от привычных шаблонов, не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и в адаптации к обществу.
  • Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.

Топическая модель психического аппарата

  • Бессознательное - особые психические силы, лежащие за пределами сознания, но управляющие поведением человека.
  • Сознание - одна из двух частей психики, осознаваемая индивидом - определяет выбор поведения в общественной среде, однако не всецело, так как сам выбор поведения может инициироваться бессознательным. Сознание и бессознательное находятся в антагонистических отношениях, в бесконечной борьбе бессознательное всегда побеждает. Психика автоматически регулируется принципом удовольствия, который модифицируется в принцип реальности, и при нарушении баланса осуществляется сброс через бессознательную сферу.

Структурная модель психики

Позднее Фрейд предложил следующую структуру психики:

  • Эго («Я»)
  • Суперэго («Сверх-Я»)
  • Ид («Оно»)

Защитные механизмы

  • Зигмунд Фрейд выделил несколько защитных механизмов психики:
  • Замещение
  • Реактивное образование
  • Компенсация
  • Вытеснение
  • Отрицание
  • Проекция
  • Сублимация
  • Рационализация
  • Регрессия

Позднее Анна Фрейд, а за ней и другие психоаналитики, существенно расширили этот список, который на данный момент насчитывает около 30 различных механизмов психологической защиты.

Структуры психики и структурные механизмы

Фрейд говорит о трёх основных механизмах психики, которые формируют субъекта:

«отрицание» (Verneinung) лежит в основании невротической структуры, «отбрасывание» (Verwerfung) – психотической и «отказ» (Verleugnung) – перверсивной.

  • невроз - отрицание (Verneinung)
  • психоз - отбрасывание (Verwerfung)
  • перверсия - отказ (Verleugnung)

Комплексы

  • Эдипов комплекс
  • Кастрационный комплекс
  • Комплекс Электры
  • Комплекс неполноценности

Техники

  • Метод свободных ассоциаций
  • Толкование сновидений
  • Интерпретация (как толкование источников конфликтной проблемы)
  • Анализ сопротивления и переноса

Стадии психосексуального развития

Само развитие разбито на пять четко ограниченных фаз:

  • 0 - 1.5 года - Оральная фаза, в личности проявляется только Ид - желание;
  • 1.5 - 3.5 года - Анальная фаза, формируется сверх-Я - социально обусловленные запреты;
  • 3.5 - 6 лет - Фаллическая фаза, интерес к половой сфере, фаза достигает апогея в резолюции Эдипова комплекса;
  • 6 - 12 лет - Латентная фаза, время сексуального затишья;
  • с 12 лет - Генитальная фаза, или взрослая стадия.

Литература

Большой толковый психологический словарь/Ребер Артур: Пер. с англ. - Москва:Вече, АСТ, 2000. - ISBN 5-7838-0606-4

Melman C. Pour introduire a la psychanalyse aujourg’hui. Seminaire 2001-2002. - Paris: A.L.I., 2005

Групповой психоанализ. Теория - техника - применение / Перевод М. М. Сокольская, научная и общая редакция Д. М. Шанаева. - Москва: Издательство Verte, 2009. - 504 с. (Серия «Психотерапия новой волны»). ISBN 978-5-903631-03-2 (РФ)

Гринсон Ральф Р. Техника и практика психоанализа /пер. с англ. - М.: «Когито-Центр», 2003. - 478 с. (серия Университетское образование). ISBN 5-89353-088-8

* Вейкко Тэхкэ (фин.)русск. Психика и ее лечение: психоаналитический подход = Mind and Its Treatment, a Psychoanalytic Approach / Под общей редакцией М. В. Ромашкевича - М.: Академический Проект, 2001. - 576 с. - (Концепции). - 3000 экз. - ISBN 5-8291-0112-2.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 1. Теория: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Principles / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 576 с. - 10000 экз.

Хельмут Томэ (нем.)русск., Хорст Кэхеле Современный психоанализ. Т. 2. Практика: Пер. с англ. = Psychoanalytic Practice. Clinical Studies / Общ. ред. А. В. Казанской - М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. - 776 с. - 10000 экз.