Образовательная цель:
учить образовывать новые слова с помощью суффиксов
- ОНОК -
, - ЕНОК-
.
Развивающая цель: обогащение словаря словами, называющими детенышей животных, а также обобщающими словами, развитие мелкой моторики пальцев, творческого мышления.
Воспитательная цель: воспитание коммуникативных умений.
Оборудование: картинки с изображением животных, карточки.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
А). - Вспомните, о чем мы говорили на прошлом уроке?
(Об уменьшительно-ласкательных суффиксах)
.
- Для чего нужен суффикс? (Для образования новых слов).
- Какие суффиксы знаете? (оньк, еньк, ушк, юшк, ышк, к, очк, ечк)
.
- Найдите лишнее слово.
Яблоко, абрикосик, апельсинчик. (Яблоко
т.к. в слове нет суффикса, в остальных словах есть уменьшительно-ласкательные суффиксы).
- Назови одним словом. (Фрукты)
.
- Морковка, помидор, огурчик. (Помидор)
.
- Назови одним словом. (Овощи)
.
- Маша, Ларисонька, Оленька. (Маша)
.
-Назови одним словом. (Имена)
.
- Как называем предметы с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов?
(Ласково)
.
Б). Развитие мелкой моторики пальцев.
Чтобы работать хорошо и быстро, выполним зарядку для пальчиков.
Мы лепили колобка
Из муки его бока.
Мяли, мяли, обжимали
Мячик круглый создавали.
По ладони покатали,
На другую мы убрали.
Вверх подбросили слегка
И поймали за бока.
Если нравится он вам,
Угощайтесь, я отдам.
3. Формирование новых понятий.
Работа на доске и на карточке.
Догадайтесь, о ком мы сегодня будем говорить?
Бегают в лесу и в поле.
Плавают в реке и в море.
Могут прыгать и летать,
И друзьями могут стать.
Но а в городе большом,
Зоопарк их главный дом. (Это животные). Слайд № 2
.
Каких животных знаете? (Тигры, рыси, медведи).
- Послушайте слово ЖИВОТНЫЕ
.
- Сколько в слове ЖИВОТНЫЕ
гласных звуков? (4).
- Сколько в этом слове слогов? (4).
- Почему? (Так как здесь 4 гласных звука).
- Сколько в этом слове согласных? (5).
- Сколько здесь всего звуков? (9).
- Выложите схему слова.
- Теперь запишите это слово в тетради.
- Сколько в слове букв? (8).
- Почему в слове звуков больше, чем букв? (Буква Е
после гласных - это 2 звука). -Какое слово спряталось в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ, ВОТ)
.
Ребята! Слово ЖИВОТНЫЕ
старославянское. Оно образовалось от слова ЖИВОТ-
ЖИЗНЬ
(не щадя живота своего- значит, не щадя своей жизни).
- Какой корень в слове ЖИВОТНЫЕ? (ЖИВОТ)
.
- Значит, какие однокоренные слова можно подобрать к слову? (ЖИВОТ,
ЖИВОТИК)
.
Запишите эти слова, выделите корень. (ЖИВОТ)
.
- Какое правило вспомнили? (ЖИ-ШИ)
.
- Молодцы, ребята, с заданием справились.
- Сегодня мы с вами отправимся в гости в зоопарк. Но у наших животных - беда.
- Они потеряли своих детенышей. Давайте вернем детенышей мамам.
- Отгадайте, какие звери их потеряли.
Острые зубы, ему не до игр.
Полосатый и грозный …… (Тигр). Слайд № 3
.
- Как назовем детеныша тигра? (Тигренок). Слайд №4
.
- Вот тигренок и вернулся к маме.
- Назовите корень в словах ТИГР, ТИГРЕНОК. (Тигр)
.
- Какая часть слова помогла нам назвать детеныша тигра? (Волшебник ЕНОК
).
- Сегодня у нас тема урока… (Суффиксы, называющие детенышей животных
). Запишите суффикс в слово на карточке, выделите его.
Молодцы, ребята.
Царь зверей - большая кошка.
Порычит со зла немножко.
Спит он в логове, поев,
Носит гриву, грозный …….. (Лев). Слайд №5
.
-Назовите детеныша льва. (Львенок). Слайд №6
.
-Вот и львенок вместе со своей мамой.
- Добавьте суффикс в слово, выделите корень.
Пышный хвост торчит с верхушки.
Что за странная зверушка?
Щелкает орехи мелко,
Ну, конечно, это ……. (Белка). Слайд № 7
.
- Назовите детеныша белки. (Бельчонок). Слайд № 8
.
- Спасибо, ребята, белка рада, что теперь она и бельчонок вместе.
-Добавьте суффикс в слово, выделите корень.
Он в лесу глухом живет,
Он большой и косолапый.
Любит ягоды и мед,
А зимой сосет он лапу. (Медведь). Слайд № 9
.
- Назовите детеныша медведя. (Медвежонок). Слайд № 10
.
- Вот и медведица-мама обнимает своего детеныша.
- Допишите и в это слово суффикс, выделите корень.
- Задание вы, ребята, выполнили правильно, и теперь все звери со своими
детьми очень рады тому, что находятся вместе.
- Какая часть слова помогла нам назвать детенышей животных? (Волшебник- суффикс ОНОК, ЕНОК
).
- Когда в слове пишется суффикс ОНОК
? (После твердого согласного).
- Когда в слове пишется ЕНОК
? (После мягкого согласного.)
4. А сейчас мы с вами будем поэтами. Наша задача, вернуть слова на место.
Слайды № 11-12.
(Работа по карточкам и картинкам).
Вставь подходящие по смыслу слова, называя детенышей животных.
У ______________________высокий рост.
У ______________________ пушистый хвост.
У ______________________ крепкие рожки.
У ______________________ тонкие ножки.
У _______________________ толстые губы,
А у ______________________ крепкие зубы.
Сам придумай про ежа, про ужа и про чижа. (Устно).
(У ежонка - иголки колкие). (У ужонка - тело проворное.) (У чижонка - крылья быстрые.).
Слова для справок:
(Курица, слон, волк, мартышка, козел, лиса).
-С помощью каких суффиксов мы образовали названия животных?
(ОНОК, ЕНОК)
.
- Какое слово не образует названия детеныша? (Мартышка).
5. А теперь мы с вами - писатели, будем изменять рассказ.
Слайды №13-14
.
(Работа по карточкам).
- Измени слово ЗАЯЦ
по смыслу так, чтобы получился связный рассказ.
Жил в лесу (заяц). Вместе с ним жила (заяц).
У них был маленький (заяц). Рядом с ними жила еще одна (заяц) семья.
- Назови одинаковую часть- корень в словах.
-Почему они родственные? (Одинаковый смысл).
- Назови слово, называющее детеныша зайца. (Зайчонок).
- Какой Волшебник помог вам образовать слово- название детеныша зайца?
(Суффикс ОНОК
).
6. Игра для самых внимательных ребят.
(Устная работа с картинками животных).
-Слушайте начало предложения и добавляйте конец по смыслу, называя взрослое
животное или его детеныша. Будьте внимательны. Не попадитесь в ловушку.
Жил-был маленький щенок, он подрос, однако.
И теперь он не щенок, а …… (взрослая собака).
Жеребенок с каждым днем подрастал и стал…. (конем).
Бык, могучий великан в детстве был … (теленком).
Толстый увалень - баран тоненьким …(ягненком).
Этот важный кот Пушок - маленьким …. (котенком).
А отважный петушок - крохотным … (цыпленком).
А из маленьких гусят вырастают утки …..
Специально для ребят, тех, кто любит шутки.
Какую ошибку заметили в стихотворении? (Вместо УТКИ
надо добавить слово ГУСИ
).
- Как одним словом назвать этих животных? (Домашние животные).
-На какие 2 группы можно разделить этих животных? (Звери и птицы).
- Чем звери отличаются от птиц? (У птиц есть перья).
7. Рефлексия.
Какая часть слова была сегодня в гостях? (Волшебник-суффикс ОНОК
, ЕНОК
).
- Что мы образовывали с помощью суффикса? (Новые слова-названия
детенышей животных).
Список использованной литературы.
1. Занимательное азбуковедение. Москва. Просвещение. 1998.
2. Занимательная грамматика. Москва. Знание.1995.
3. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. Москва.
УМК «Начальная школа XXI век» 2 класс (1-4)
Образовательные цели:
- Закрепить знания об имени существительном как о части речи.
- Учить анализировать языковой материал.
- Учить правильно писать суффиксы -ёнок- и -онок- .
Развивающие цели:
- Развивать навык работы в группе.
- Развивать умения сравнивать, анализировать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
Воспитательные цели:
- Показать необходимость знаний русского языка.
- Воспитывать умение работать в коллективе.
Конспект урока
Этапы урока
Ход урока
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
– Как определить какой суффикс напишем?
(В именах существительных мужского рода пишется суффикс -ЕЦ-
В именах существительных женского рода пишется суффикс -ИЦ-)
– Прочитайте предложения. В каких ситуациях так говорят?
Добрая послов…ца ко времени молвится.
– Как называются такие предложения в русском языке? (Пословицы)
– Докажите.
Запишите. Вставьте пропущенные буквы.
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(Заяц)
Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая –
Известная персона.
(Ворона)
Словарь:
заяц, ворона
– Проверяем. Назовите непроверяемые орфограммы.
– Что общего у данных слов? (Имя существительное, одушевлённое)
Образуйте от данных слов уменьшительно-ласкательные существительные.
Словарь:
заяц, ворона
зайчонок, воронёнок
– С помощью какой части слова образовались новые слова? (Суффиксов -онок-
, -ёнок-
)
Вывод:
ч, пишется суффикс -ёнок-
.
После твёрдых согласных и ч пишется суффикс -онок-
.
Работа в группах
Птички
Птички в гнёздышке сидят
И на улицу глядят.
Погулять они хотят
И тихонечко летят.
(Дети имитируют разлетающихся птиц)
Учимся применять правило:
(Опорная таблица на доске)
- Выдели корень слова.
- Определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
- Если это твёрдый согласный или шипящие ш , ж , ч , пишем – -онок- , если нет – -ёнок- .
2. Учебник стр.114 упр.1
Выпиши слова в два столбика
1) суффикс -ёнок-
; 2) суффикс -онок-
.
Пользуйся опорной таблицей.
Стриж…нок, бельч…нок, цыпл…нок, слон…нок, лис…нок, индюш…нок, рыс…нок, мыш…нок, козл…нок, реб…нок,
3. Игра «Крестики-нолики»
Согласны – О
Не согласны – Х
1. волчонок 4. ежонок 7. утёнок
2. моржонок 5. барсучёнок
8. грачонок
3. страусёнок 6.лягушонок 9.скворчонок.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
Правописание суффиксов -oнок- и -ёнок- в словах
Суффикс -онок- пишется после твердых согласных и шипящих корня существительных, суффикс -ёнок - после мягких согласных, кроме «ч» , в названиях птенцов и детенышей животных.
В русском языке названия птенцов и детенышей животных образуются с помощью суффикса -онок-/-ёнок- , например:
- лев - львёнок (льв-ёнок_ - корень/суффикс/окончание),
- барсук - барсучонок (барсуч-онок_ - корень/суффикс/окончание).
Как выбрать в слове нужный вариант суффикса, -онок- или -ёнок- ?
Чтобы ответить на этот вопрос, вначале вспомним, что такое суффикс и какое значение он имеет в слове.
Правописание суффикса -ёнок-
А теперь образуем новые слова, названия птенцов и детенышей животных, с помощью суффикса -ёнок- :
- рысь - рысёнок, ворона - воронёнок,
- олень - оленёнок, страус - страусёнок,
- козел - козлёнок, гусь - гусёнок,
- слон - слонёнок, утка - утёнок,
- кенгуру - кенгурёнок, соловей - соловьёнок.
Обратим внимание, что суффикс -ёнок- употребляется в написании существительных после мягких согласных корня, кроме всегда мягкого [ч’].
Правописание суффикса -онок-
Обратимся к суффиксу -онок- и получим с его помощью новые существительные:
- волк - вол ч онок, скворец - сквор ч онок,
- барсук - барсу ч онок, сорока - соро ч онок,
- верблюд - верблю ж онок, стриж - стри ж онок,
- ёж - е ж онок, уж - у ж онок,
- мышь - мы ш онок, индюк - индю ш онок.
Теперь посмотрим, после каких гласных корня слов пишется под ударением данный суффикс. Как видим, это шипящие согласные - всегда твердые звуки [ж] , [ш] и всегда мягкий звук [ч’] .
Чтобы выбрать нужный вариант суффикса, воспользуемся следующим алгоритмом:
- выделим корень в слове;
- посмотрим, на какой согласный он заканчивается;
- после твердого согласного и шипящих «ж», «ш», «ч» корня существительных под ударением напишем суффикс -онок- , после любого мягкого согласного, кроме «ч» , напишем -ёнок -.
Подробно, как пошагово пользоваться этим правилом, прочитаем в статьях о правописании слов «зайчонок» и «бельчонок«.
Слова с суффиксом -енок-, -онок-: примеры слов и правила
Согласно обучающим школьным программам, период, когда дети изучают слова с суффиксом -енок, – 3 класс. Слова с данным суффиксом нередко вызывают затруднения в аспекте словообразования и написания.
Данные затруднения связаны, прежде всего, с фонетикой, а именно — при звучании буква -е- дает звук [о]. Например, слово «лисенок», содержащее в суффиксе букву -е-, в транскрипции будет выглядеть так: [л`ис`онок]. Таким образом, буква -е- при звучании после мягкого согласного [с`] трансформируется в звук [о].
Поэтому важно при изучении данной темы уделить особое внимание вопросу образования новых слов с использованием указанных суффиксов, а также правильному выбору -о- и -е- в их написании.
Кроме четких правил, регламентирующих выбор суффикса в той или иной словообразовательной ситуации, существуют некоторые аспекты, определяющие употребление данного аффикса в плане смысловой нагрузки, которую он придает исходному слову. На это следует обратить особое внимание.
Новообразованные формы употребляются в зависимости от речевой ситуации и смыслового значения, которым наделяется образуемое слово.
Слова с суффиксом -онок/-енок: примеры
Примеры слов с суффиксом -онок:
- галчонок;
- медвежонок;
- сычонок;
- лягушонок;
- бочонок;
- курчонок;
- турчонок;
- зайчонок;
- бельчонок;
- крольчонок;
- собачонок;
- кукушонок;
- стрижонок;
- скворчонок;
- черепашонок;
- паучонок;
- мышонок;
- рачонок;
- ежонок;
- моржонок;
- внучонок;
- барсучонок;
- казачонок;
- верблюжонок;
- мальчонок;
- дьячонок;
- индюшонок;
- волчонок;
- грачонок;
- пастушонок;
- китайчонок.
Примеры слов с суффиксом -енок:
- утенок;
- котенок;
- зверенок;
- совенок;
- дьяволенок;
- бесенок;
- масленок;
- опенок;
- лисенок;
- поросенок;
- львенок;
- гусенок;
- козленок;
- вороненок;
- журавленок;
- орленок;
- слоненок;
- лосенок;
- кукленок;
- цыпленок;
- поваренок;
- козленок;
- кенгуренок;
- аистенок;
- крысенок;
- олененок;
- постреленок;
- теленок;
- тигренок.
Употребление
Словообразовательные суффиксы -онок/-енок в большинстве случаев употребляются для создания слов мужского рода, обозначающих названия детенышей животных.
Данные аффиксы выполняют словообразовательную функцию и служат для создания новых слов с определенным лексическим значением.
Однако обозначение названий детенышей животных — не единственная функция, которую выполняют данные морфемы. Слова с суффиксами -енок и -онок имеют уменьшительно-ласкательное, либо пренебрежительное значение, и указывают на детскость, невзрослость обозначаемых понятий. Поэтому, прежде чем использовать слово с данным суффиксом, важно не только владеть правилами его написания, но и определить контекст речевой ситуации, в которой оно будет употреблено.
Правописание суффиксов -онок-, -енок-
Знакомство с правилом правописания суффиксов -онок-, -енок-.
Просмотр содержимого документа
«Правописание суффиксов -онок-, -енок-»
Зоопарк – это музей живой природы.
Кур в деревне крадёт.
Что за зверь такой лесной,
Встал, как столбик,
И стоит среди травы, уши больше головы?
Травы копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко.
Он в берлоге спит зимой
Под большущею сосной.
А когда придёт весна,
Просыпается от сна.
Лежала между ёлками
Подушечка с иголками.
Потом вдруг убежала.
Вы разве не знаете папы-
Большого рыжего льва?
У него тяжёлые лапы
И косматая голова.
Работа в группах.
- Зайчонок
- Медвежонок
- Ежонок
- Лисёнок
- Лосёнок
- Львёнок
Учимся писать суффиксы -онок-, -ёнок-.
Учимся применять правило: -онок- или -ёнок-?
- Выдели корень.
- Определи, какой согласный звук стоит перед суффиксом.
- Если это твёрдый согласный или [ ч´ ], пиши суффикс — онок- , если нет, пиши суффикс -ёнок-.
kopilkaurokov.ru
Правописание суффиксов -онок-, -ёнок-. 2-й класс
Цель урока : сформулировать и научить при менять правило правописания суффиксов -онок-, -ёнок-.
Задачи:
1. Формировать умение находить и выделять суффикс в словах;
2. Развивать умение наблюдать за словами, формулировать учебную задачу урока, отвечать на поставленные вопросы.
3. Воспитывать умение работать в паре, чувство товарищества, доброго отношения к животным.
Формируемые УУД:
Личностные:
- сохранять мотивацию к учебе, ориентироваться на понимание причин успеха в учебе, развивать способность к самооценке.
Регулятивные:
- принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, адекватно воспринимать оценку учителя, различать способ и результат действия, выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Познавательные:
- осуществлять поиск нужной информации, использовать знаки, символы, модели, схемы, высказываться в устной и письменной форме, анализировать объекты, выделять главное, осуществлять синтез (целое из частей), проводить сравнение, классификацию по разным критериям, устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку).
Коммуникативные:
- допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, задавать вопросы по существу, контролировать действия партнера, использовать речь для регуляции своего действия.
Оборудование: учебник “Русский язык”, автор Иванов С.В., карточки для работы в парах, карточка-опора (алгоритм), иллюстрации животных, сигнальные карточки, мультимедийное оборудование, презентация урока.
Тип урока: изучение нового материала
Форма организации урока: беседа
Используемые технологии: технология личностно ориентированного обучения
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок!
Звуки с буквами пришли,
Детям знанья принесли.
А теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручка, книжка и тетрадка!
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять,
Слушать, думать, рассуждать!
У: — Какую тему мы изучаем на последних уроках русского языка? (Суффикс)
У: — Проверим, что знаем о суффиксе. На экране будут появляться высказывания о суффиксе, а вы сигнальными карточками будете показывать, верные они или нет. (Слайд ):
1. Служит для образования новых слов.
2. Стоит после корня, перед окончанием.
3. Обозначается “домиком”.
4. Чтобы найти суффикс, надо выделить корень и окончание..
5. Суффикс имеет значение.
(Красный цвет – “не согласен”, зеленый – “согласен”)
У: — Дома вы учились находить суффикс в словах, проверим, как вы выполнили домашнее задание,
(На доске слова с выделенными частями слова: лесной, травинка, листок)
У: — Как вы считаете, научились ли вы находить суффикс в слове?
У: — Урок будет сегодня не совсем обычный. Мы отправимся в гости. А куда, вы узнаете, если правильно отгадаете загадку.
Есть такой чудесный дом,
Много есть животных в нем.
Дарят людям радость, смех.
Этот дом известен всем. (Зоопарк)
У: — Посмотрите, в нашем зоопарке живут совсем маленькие животные. Назовите его обитателей.
(На доске картинки (фотографии) детенышей животных: котёнок, утенок, цыпленок, медвежонок, ежонок, гусенок, тигренок, бельчонок, лисенок и др.)
У: -На какие группы вы можете их разделить? (Дикие и домашние, звери и птицы)
У: — Мы сегодня на уроке откроем один секрет и узнаем, как еще можно разделить наших малышей.
У: — Кто из вас может сказать, с помощью чего образовались эти слова – названия детенышей?
У: — С помощью каких суффиксов?
У вас на партах список слов. Прочитайте слова внимательно и попробуйте ответить на вопрос: в словах пишется суффикс – онок-, а когда суффикс – ёнок-?
Обратите внимание на произношение звуков, которые стоят перед суффиксами.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
- Договор-купли продажи. Как правильно заполнить Экономьте время на оформлении договоров! Бесплатная программа для автоматического заполнения всех документов. Узнать больше >> Автоматическое заполнение типовых форм документов Фирменные […]
- Заполнение заявлений на оформление банковских карт Общая информация В 2011 году приемная комиссия и бухгалтерия факультета ВМК МГУ при поддержке Вернадского отделения Сбербанка России города Москвы организуют прием заявлений на оформление […]
- Законы ману даты Законы Ману - древнеиндийский сборник предписаний религиозного, морально-нравственного и общественного долга (дхармы), называемый также "закон ариев" или "кодекс чести ариев". Манавадхармашастра - одна из двадцати […]
- План-конспект урока окружающего мира на тему "Правила пожарной безопасности. Правила обращения с бытовыми и газовыми приборами". 1-й класс Цель: познакомить учащихся с основными причинами возникновения пожаров и правилами поведения при […]
- Правовой статус иностранного гражданина в РФ Чашин А.Н., главный редактор Законно пребывать на территории России иностранный гражданин может в рамках одного из следующих режимов: временного пребывания; временного проживания; […]
- Куда жаловаться на судебных приставов? Куда жаловаться на судебных приставов – такой вопрос нередко возникает у граждан, пытающихся вернуть долги при помощи судебных приставов-исполнителей. Конечного результата от приставов можно ждать […]
Суффиксы "онок" и "ёнок" - как применять правильно правило?
- после мягких согласных (исключение: буква ч). Например, Нахаленок, олененок, опенок.
- после твердых и ч.
Чередующийся суффикс онок и нок лгок в определении, поскольку для его написания важно проанализировать слово и всего лишь определить свойство впереди стоящей буквы, то есть буквы которая расположена перед данным суффиксом.
В русском языке суффикс существительных -онок пишется под ударением после шипящих ж, ш, ч, щ :
галч онок, волч онок, боч онок, еж онок, уж онок, индюш онок, ерш онок, мыш онок, пастуш онок.
Суффикс -нок после шипящих не пишется.
А в остальных случаях после согласных пишется суффикс -нок , например:
жеребнок , телнок , лиснок , котнок , ребнок .
Вот собственно и все правило.
Нужно запомнить, что:
суффикс нок пишется:
Суффикс онок:
В качестве примера можно привести следующие слова: бочонок, верблюжонок, лягушонок.
То есть, для правильного написания первое, что необходимо сделать - выделить корень и определить суффикс. Кроме того, нужно иметь в ввиду, что основное предназначение данных суффиксов - образование уменьшительно-ласкательных форм (реже - пренебрежительных). У Михаила Шолохова в повести Нахаленок главного героя деревенские ребята дразнили - коммуненок).
Применение суффикса онок или нок напрямую зависит от того какая перед ним идт буква, вернее от е мягкости и тврдости.
Если имеем дело с тврдой согласной, а также ч, то смело пиши окон. Во всех остальных случаях следует писать нок.
Суффикс онок пишется в том случае если до него стоят согласные - щ, ч, ж, ш. Волчоно к примеру.
Суффикс нок пишется в остальных случаях. Пример: теленок, котенок и другие.
Нужно всего лишь запомнить правило.
Такие суффиксы как онок и нок нужны в русском языке для определения детнышей различных животных и человека. Есть несколько правил где и как применять тот или иной суффикс:
Ну во-первых не все детныши имеют такие суффиксы, например у улитки детныш будет - ребнок улитки.
Во-вторых есть детныши, у которых нет этих суффиксов, так например у собаки - щенОК.
Да и не у всех детнышей совпадают корни с родителями, так например поросНОК это ребнок свиньи.
При помощи данных суффиксов в русском языке чаще всего образуются названия детенышей животных, птиц: оленнок, галчонок, лягушонок и т.д.
Если возникает затруднение в написании этих суффиксов, то необходимо посмотреть, какой согласный находится перед суффиксом и применить такое правило:
В суффиксах и окончаниях после шипящих действует такое правило:
если гласная под ударением, то пишем О. Например, волчонок, медвежонок.
если гласная не под ударением, то пишем Е. Например: чайничек.
Если суффикс идет не после шипящих, то употребляем. Например: тигрнок, телнок.
Всегда вызывает затруднение написание указанных суффиксов.
Для того, чтобы их правильно писать стоит запомнить несложное правило.
Суффикс онок всегда пиши после ж, ч, щ, ш.
Например, зайчонок, медвежонок.
В остальных случаях смело пиши суффикс енок.
Тигренок, котенок.
Согласно правил русского языка, мы будем писать суффикс онок после шипящих букв щ, ч, ж, ш. Например: медвежонок, волчонок, зайчонок.
Во всех остальных случаях под ударением пишем суффикс нок.
Например: котнок, тигрнок, орлнок.
Это правило очень легко запоминается.
Учимся применять правило: - онок- или -ёнок- ? 1) выделить корень; 2)определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3)если это твёрдый согласный или шипящие, пишем суффикс – онок-, Если нет, пишем суффикс – ёнок-.
Картинка 6 из презентации «Суффиксы онок ёнок» к урокам русского языка на тему «Примеры суффиксов»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Суффиксы онок ёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 103 КБ.
Скачать презентациюПримеры суффиксов
«Правописание суффиксов» - В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Правописание суффиксов -н- И– -нн-. Действительные. Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне. Автор: учитель русского языка и литературы Мокрокурналинской сош Трифанова С.В. Искл: кованый, жёваный, клёваный. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Правильные ответы: 2,4,6. Правильные ответы к упражнению №2: В полном причастии ЕНН / НН Обдуманный, разложенный, исписанный. В кратком причастии (каков по действию?) ЕН / Н Обдуман, разложен, исписан. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Проверь по ключу.
«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Копче…ая колбаса. 2, 3. Варе…ая в котелке картошка. Инструкция по работе с учебным тренажёром. Испыта…ый друг. Некипяче…ая вода. Беле…ое полотно. Желаем удачи! Нечище…ые сапоги. Перехожу к тесту! Инструкция по работе с тестом.
«Суффиксы упражнения» - Под ударением в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: медвежонок, камышовый, свежо. Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, терпеть, уступать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк. Упражнение 6.
«Суффикс» - Назвать людей по месту проживания. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Для чего служит суффикс? Проверьте себя по учебнику. Где стоит суффикс по отношению к корню? Проверим себя: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель.
«Суффикс в слове» - Для связи слов в предложении. Маленькое слово. Комоч… Кружоч… Ик. Корабл… Суффикс служит. Голубоч… Годоч… После корня. Суффикс. Для образования новых слов. Выбери верное выражение. Часть слова. Винт… Пакет… Дождич… Вставь суффикс -ик- или -ек-. Сыноч… Не имеет значение. Пароход… Билет… Суффикс стоит.
Всего в теме 13 презентаций
Учимся применять правило: - онок- или -ёнок- ? 1) выделить корень; 2)определить, какой согласный звук стоит перед суффиксом; 3)если это твёрдый согласный или шипящие, пишем суффикс – онок-, Если нет, пишем суффикс – ёнок-.
Картинка 6 из презентации «Суффиксы онок ёнок» к урокам русского языка на тему «Примеры суффиксов»Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать картинку для урока русского языка, щёлкните по изображению правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как...». Для показа картинок на уроке Вы также можете бесплатно скачать презентацию «Суффиксы онок ёнок.ppt» целиком со всеми картинками в zip-архиве. Размер архива - 103 КБ.
Скачать презентациюПримеры суффиксов
«Правописание суффиксов» - В остальных случаях употребляется суффикс –ЩИК-. Правописание суффиксов -н- И– -нн-. Действительные. Холодный – холодно, истинный – истинно, внешний – внешне, искренний – искренне. Автор: учитель русского языка и литературы Мокрокурналинской сош Трифанова С.В. Искл: кованый, жёваный, клёваный. Н и НН в причастиях и отглагольных прилагательных.
«Н и НН в суффиксах» - Тренировочные упражнения. Правильные ответы: 2,4,6. Правильные ответы к упражнению №2: В полном причастии ЕНН / НН Обдуманный, разложенный, исписанный. В кратком причастии (каков по действию?) ЕН / Н Обдуман, разложен, исписан. В отглагольном прилагательном Н Соленый, тушеный, крашеный. Проверь по ключу.
«Тренажёр Н-НН в суффиксах» - Было много ошибок, необходимо поработать с правилом. Каждое задание имеет 4 варианта ответа. Копче…ая колбаса. 2, 3. Варе…ая в котелке картошка. Инструкция по работе с учебным тренажёром. Испыта…ый друг. Некипяче…ая вода. Беле…ое полотно. Желаем удачи! Нечище…ые сапоги. Перехожу к тесту! Инструкция по работе с тестом.
«Суффиксы упражнения» - Под ударением в суффиксах существительных, прилагательных, наречий: медвежонок, камышовый, свежо. Исключение: ещё Гласная е после шипящих в суффиксах. Влюбиться, биржа, доверять, ворчать, терпеть, уступать. Образуйте имена существительные с помощью одного из суффиксов -ишк, -ышк, -юшк. Упражнение 6.
«Суффикс» - Назвать людей по месту проживания. Сначала познакомился суффикс –ИСТ с гитарой, пианино и баяном. Теперь целый ансамбль заиграл: гитарист, пианист и баянист. Для чего служит суффикс? Проверьте себя по учебнику. Где стоит суффикс по отношению к корню? Проверим себя: Баянист, барабанщик, переписчик, скрипач, охотник, учитель.
«Суффикс в слове» - Для связи слов в предложении. Маленькое слово. Комоч… Кружоч… Ик. Корабл… Суффикс служит. Голубоч… Годоч… После корня. Суффикс. Для образования новых слов. Выбери верное выражение. Часть слова. Винт… Пакет… Дождич… Вставь суффикс -ик- или -ек-. Сыноч… Не имеет значение. Пароход… Билет… Суффикс стоит.
Всего в теме 13 презентаций