Метод творческого самовыражения. Попова М.В

Жизнь каждого человека наполнена трудностями, переживаниями, грустью и радостью, депрессиями и воодушевлением. Несомненно, в нашем мире много разочарований, но арт-терапия поможет вам стать счастливее.

Проблемами неудачи становятся не всегда. Абсолютно любые неурядицы побеждают вас и лишают хорошего настроения только тогда, когда вы позволяете им это делать. Чтобы этого не происходило, необходимо пересмотреть оценочное восприятие мира, сделать его более гибким и позитивным. Позитивное мышление — это основа счастья, ибо любые несчастья и любые победы начинаются у нас в голове. Основной задачей арт-терапии является не избавление от негативных мыслей . Арт-терапия призвана научить вас жить с ними, не зависеть от них и не ощущать их, наблюдая лишь приятный спектр эмоций и приятные краски этого мира.

Что такое арт-терапия

Многие уже догадываются, что такая терапия связана с искусством, ибо слово «арт» в переводе с английского языка и означает «искусство». Терапия — это лечение. Депрессии и неуверенность в себе — это некая форма психологических проблем, отклонений. Многие люди дают арт-терапии статус психологического инструмента, однако основой всему является биоэнергетика.

Плохое жизненное событие, например, увольнение с работы или расставание с любимым человеком, оставляет шрамы. Дело в том, что каждый из нас имеет свое биополе и свой уровень энергетики, который должен быть стабильным и высоким. Проблемы создают дыры в нашем биополе, поэтому энергия выходит из нас, опустошая внутренний мир. Арт-терапия же заделывает эти дыры, а потом поднимает настроение. Вы спросите «как?», но ответ лежит уже в названии лечения.

Главными задачами арт-терапии являются:

  • развитие самоконтроля;
  • повышение самооценки;
  • избавление от негативных эмоций: ярости, ненависти, злости, подавленности, грусти.

Арт-терапия излечит вас и ваш внутренний мир искусством. Суть программы в том, что любой человек может выступать как творец и как тот, кто наслаждается красотой того или иного произведения человеческого ума.

Вида арт-терапии

Многие ошибочно полагают, что арт-терапия — это только рисование. Рисование, несомненно, является сильнейшим инструментом изгнания негатива, однако видов терапии несколько:

  • рисуночная терапия;
  • музыкальная;
  • танцевальная терапия;
  • библиотерапия, или книжная;
  • фильмотерапия.

Самой распространенной и простой является рисуночная терапия. Именно с нее все началось. Проще всего заставить человека изобразить свои чувства на листе бумаги, чем попросить поведать о них на словах. Первый подвид такой терапии — созерцание произведений искусства. Конечно, не у всех есть возможность посещения Третьяковской галереи, но посмотреть на живопись можно и по-другому. Дело в том, что когда вы смотрите на что-то прекрасное, вы испытываете катарсис, то есть нравственное очищение.

Второй важный вид арт-терапии, который можно назвать близким к медитациям, - музыка. Этим видом терапии ежедневно занимается почти каждый из нас, когда идет на работу, едет на машине или убирается под музыку дома. Сила музыки огромна, ведь она действует на самые потайные участки нашего сознания. Удобство такой терапии в том, что правила можете выбирать вы сами, как и саму музыку. Есть специальные аудиомедитации со звуками природы. Когда вы лежите, а вокруг играет такая спокойная и одновременно пронзительная музыка, вы очищаетесь, расслабляетесь и начинаете чувствовать мир совсем иначе. Занимайтесь аудиотерапией как можно чаще — например, во время перерыва на работе или дома в любое свободное время. Уделите 10 минут спокойствию и умиротворению. Это укрепит ваше биополе и повысит энергетику.

Фильмотерапия — это тоже вид биоэнергетического лечения, которым пользуются почти все люди, не зная об этом. Красивые и эмоциональные фильмы лечат душевные раны, делают нас сильнее. Если вы будете смотреть кино о человеке, который смог победить себя самого, изменив свою жизнь, то вы сможете перенести это и на себя. Мотивирующие фильмы действительно помогают двигаться к цели, грустные очищают нас, а красочные делают богаче наш внутренний мир, повышая энергетику, убивая депрессии.

Не все люди читают, но библиотерапия — это мощный инструмент повышения энергетики и избавления от проблем. Он в чем-то может быть даже лучше фильмов, потому что вы работаете со своим собственным воображением, рисуя себе образы в голове. С другой стороны, многие психологи и специалисты по биоэнергетике рекомендуют писать свои собственные рассказы, стихи, новеллы. Весьма интересный факт заключается в том, что большинство писателей — веселые или сосредоточенные люди, которые не имеют серьезных эмоциональных проблем, потому что все они остаются на бумаге или в памяти компьютера в виде букв. Как и в рисовании, вы можете писать что хотите — это ваше право. Не ограничивайте себя.

Есть еще один тип арт-терапии, который требует от людей полной свободы — танцевальная терапия. Цель ее — снижение напряжения. Танцуете вы дома или вместе с кем-то в специальном месте, неважно. Главное, что вы танцуете, чувствуя музыку, выражая эмоции посредством языка тела. Танцы освобождают вас, делают более свободными. Не имеет значения ваш навык — тут главное быть самим собой. Если стесняетесь танцевать перед кем-то, танцуйте дома. Эта терапия может осуществляться самостоятельно.

Так или иначе, но каждый вид терапии хорош по-своему. Сделайте это своим хобби — играйте на гитаре или другом инструменте, запишитесь в школу танцев, рисуйте, читайте, смотрите кино и пишите стихи. Всё это обязательно поможет вам избавиться от гнева, ревности, страха, беспокойства и так далее. Хватит замыкаться в себе, ибо это убивает вашу энергетику, вызывая психологические проблемы и неприятности в любви, делах, здоровье и работе.

Помните о позитивном мышлении , развив которое вы сможете создавать для себя желаемую реальность. Мысли безграничны, потому что они свободны и невесомы, однако они в то же время имеют особый вес в психологическом и энергетическом плане. Научитесь видеть себя счастливыми, тогда так и будет. Успехов вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

Терапия творческим самовыражением психотерапевтический и психопрофилактический метод, ориентированный на помощь людям, страдающим тягостным переживанием своей неполноценности . Данная методика разработана российским ученым М.Е.Бурно (профессор кафедры психотерапии, медицинской психологии и сексологии Российской медицинской академии последипломного образования).

Терапией творческим самовыражением могут овладеть и использовать в своей практике не только профессиональные психотерапевты, но и психологи, коучи и др. В последние годы данный метод все чаще применяется как элемент различных тренингов , мягкое средство раскрытия творческого потенциала человека, его отражения в создаваемых пациентом произведениях.

Изначально метод был ориентирован, прежде всего, на помощь больным , страдающим нерешительностью, ранимостью, стеснительностью, тревожностью, страхами, навязчивостями, болезненными сомнениями, мнительностью, сверхценностями, ипохондриями и т.п. Зачастую подобные проявления приводят к различным хроническим заболеваниям , а также к борьбе с их симптомами посредством употребления алкоголя, сильнодействующих препаратов. Понятно, что это тупиковый путь , который только усугубляет проблему.

Достоинство терапии творческим самовыражением заключается в чрезвычайной мягкости подхода. Например, в отличии от некоторых западных аналогичных методов, терапия Бурно основывается на том, что характер человека нельзя изменить, можно только примирить человека с собой, направить его на путь самопознания, чтобы он увидел свои преимущества и мог их использовать.

Одним из основных понятий метода является эмоционально-стрессовое воздействие, под которым понимается не "вредоносный стресс ", а душевный подъем, вдохновение , которые оказывают тонизирующее и целебное воздействие на все стороны человеческой жизни, в том числе на здоровье.

Суть метода заключается в доступном преподавании пациентам основ клинической психиатрии, характерологии, психотерапии, естествознания в процессе разнообразного творчества пациентов. В итоге человек из страдающего превращается в творческого, постигает свои особенности, через художественное самовыражение узнает себя, открывает свой путь и принимает его. Большую роль в этом процессе имеет изучение опыта талантливых, гениальных творцов, для многих из которых искусство было средством самолечения.

Подобные методы лечения известны и практикуются с древних времен — лечение музыкой, театральными представлениями в античные времена и т.д. Уже в 19 веке проведенные медицинские исследования показали, что пациенты с психическими патологиями выздоравливают гораздо быстрее, если у них есть интересное, любимое занятие, которому они могут отдавать свое время.

Терапия творческим самовыражением видит свой идеал в достижении целебно-творческого стиля жизни, постоянном ощущении творческого вдохновения. Такой результат можно достичь после нескольких лет занятий, но и эпизодические процедуры имеют очень благотворный эффект.

Методика включает индивидуальные беседы с психотерапевтом, выполнение домашних заданий, участие в группе творческого самовыражения в уютной психотерапевтической гостиной (теплая домашняя обстановка, чаепитие, приятная расслабляющая музыка), исполнение ролей в психотерапевтическом театре (как особая группа творческого самовыражения исполнительским творчеством).

Основные этапы лечения

  • Самопознание и познание других. В первую очередь речь идет об изучении человеческих характеров и видов душевных расстройств.
  • Познание себя и других в творческом самовыражении. Включает терапию:
    • созданием творческих произведений;
    • творческим общением с природой;
    • творческим общением с литературой, искусством, наукой;
    • творческим коллекционированием;
    • проникновенно-творческим погружением в прошлое;
    • ведением дневника и записных книжек;
    • домашней перепиской с врачом;
    • творческими путешествиями;
    • творческим поиском одухотворенности в повседневном.

Необходимо отметить, что метод терапии творческим самовыражением требует от психотерапевта большого опыта и самоотдачи . Здесь каждый случай лечения индивидуален и зачастую верное решение можно получить только интуитивно .

В практике терапии творческим самовыражением приемлемы две формы работы — индивидуальные встречи и работа с открытыми группами в амбулатории. Индивидуальная форма дает возможность врачу войти в мир больного, узнать об его интимных переживаниях, уточнить с ним вместе вопрос о его самочувствии и настроении. Групповая форма дает возможность пациенту наглядно увидеть себя, свой характер, свои духовные ценности, свое творчество в сравнении со всем этим у товарищей по группе. Пациент может убедиться в искренности интереса и уважения к нему со стороны товарищей, понять и принять иные образы переживания и поведения, что само по себе терапевтически ценно.

Одним из самых распространенных видов творчества в терапии творческим самовыражением является рисование . Пациент может владеть только основами данного художественного метода, но этого вполне достаточно — ведь цель не в создании произведения искусства, а в самопознании. Рисование доступно практически всегда, что позволяет пациенту самостоятельно оперативно провести снятие эмоциональной напряженности — это сродни эффекту от ведения дневника. Создание рисунков в групповой работе — уникальная возможность за короткое время (буквально за несколько минут) яснее узнать характеры участников, их особенности.

Среди противопоказаний к терапии необходимо отметить: глубокую психотическую депрессию с суицидальными мотивами; дефензивные малопрогредиентно-шизофренические случаи, когда пациенты упорно сообщают, что становятся в процессе лечения все более "хрупкими ", ранимыми, лечение будит радостные надежды — и только больнее от всего этого "удары жизни "; бредовую и сверхценную настроенность больных с тенденцией к бредовой интерпретации учения о типологии характеров во вред больному и окружающим его людям.

Позитивное действие терапии творческим самовыражением основывается на том, что человек обретает свой индивидуальный стержень, который спасает его от эмоциональной напряженности, страхов, неуверенности в будущем. В творческом процессе человек находит и открывает себя — обретает новые ценности и вносит в свою смятенную и аморфную душу определенность , отвечает себе на вопросы — кто есть я, чего стою, что умею, в чем мое призвание и т.д. Творческий человек более эмоционально защищен , так как жизненные невзгоды, горе и другой негатив он может воспринимать как творческий материал, на основе которого создается произведение искусства.

Терапия творческим самовыражением (ТТС) – терапевтический (психопрофилактический) метод, способный серьезно помочь, прежде всего, людям с переживанием своей неполноценности. Это метод, вышедший из психотерапевтического направления «Терапия духовной культурой». Существо психотерапевтического механизма, лежащего в основе этого направления, есть творческое вдохновение, целебно просветляющее душу, смягчающее напряженность ощущением своих духовных особенностей, богатств, постижением смысла своей жизни. Психотерапевтическое воздействие такого рода В.Е. Рожнов (1985) называет «эмоционально-стрессовым» в широком смысле, в смысле «возвышающей» человека благотворной душевной взволнованности.

При этом М.Е. Бурно подчеркивает разницу между понятиями стресса и дистресса, введенными создателем классического учения о стрессе Гансом Селье. Так, Г. Селье сетует на эту однобокость: «В обиходной речи, когда говорят, что человек «испытывает стресс», обычно имеют в виду чрезмерный стресс, или дистресс, подобно тому, как выражение «у него температура» означает, что у него повышенная температура, то есть жар. Обычная же теплопродукция – неотъемлемое свойство жизни» 10 . Также и эмоциональный стресс – защитно-приспособительный подъем жизненных сил, вызванный эмоциональными воздействиями, может быть острым, «шумным» и внешне тихим в своей целебности и вредоносности.

Эмоционально-стрессовое психотерапевтическое воздействие биологически основывается на благотворной лечебной работе эмоционального стресса. У разных людей по-разному, в зависимости от душевного и телесного склада и характера расстройств, формируется это целительное волнение жизненных сил, и, стало быть, разными способами приходится его вызывать.

М.Е. Бурно выделяет два этапа занятий по методу ТТС 11 .

1 этап занятий:

    самопознание («познай самого себя» – «nosce te ipsum», лат.) – изучение собственных болезненных расстройств, своего характера;

    познание других человеческих характеров («каждому свое» – «suum cuique», лат.) – занятия по типологии характеров; изучение душевных расстройств.

2 этап занятий:

Продолжение познания себя и других в творческом самовыражении («обретает силы в движении» – «vires que acquiriteundo», лат.), с осознанностью своей общественной пользы, с возникновением на этой базе стойкого светлого мироощущения – при помощи конкретных методик. Эти конкретные методики таковы:

    терапия созданием творческих произведений;

    творческим общением с природой;

    творческим общением с литературой, искусством, наукой;

    творческим коллекционированием;

    проникновенно-творческим погружением в прошлое;

    ведением дневника и записных книжек;

    домашней перепиской с врачом;

    творческими путешествиями;

    творческим поиском одухотворенности в повседневном.

М.Е. Бурно пишет, что существо всякого (и в том числе целебного) творчества в именно своем, индивидуальном, а значит, всегда новом, свежем взгляде на вещи, в самобытном отношении к ним. Под творчеством (в широком смысле) понимается «выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими духовными особенностями. Поэтому (в отличие от просто «самовыражения») творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда – созидание, несущее в себе индивидуальность автора» 12 .

Художественное отношение к жизни, в отличие от научного, обнаруживает не только особенность мышления-суждения, но и свое личностное, индивидуальное переживание по поводу каких-то событий, отношений с людьми, с природой. В этом смысле не только стихотворение или акварельный пейзаж, но и всякий творческий фотографический снимок или слайд есть автопортрет автора. Пришвин писал: «Пейзажем называется совокупность животных, растений, камней и всяких других составных частей природы, отнесенных к личности человека» 13 .

Творчество проясняет, очерчивает, строит и утверждает личность автора. Человек с расстройствами настроения, как уже отмечено, в процессе творчества обретает себя, свою определенность, выбираясь из душевной разлаженности, болезненной растерянности, тревоги и неопределенности.

Автор концепции вероятностного прогнозирования И.М. Фейгенберг считает, что эмоциональная напряженность, тревога обусловлены не столько самой ситуацией опасности, сколько «неопределенностью дальнейшего развития событий», при которой человек, готовый к разнообразным действиям, «не знает еще, какие именно действия понадобятся». Творческое состояние души вносит в смятенную, аморфную душу известную определенность (в том числе, если не прежде всего, определенность прогноза), практически выражающуюся хотя бы в осознании того, кто есть я, чего стою, что умею, что должен делать в жизни, и в какой ситуации что, вероятнее всего, буду чувствовать и как буду поступать.

М.Е. Бурно отмечает две полярные характерологические структуры – авторитарную (авторитарно-агрессивную) и дефензивную (пассивно-оборонительную), свойственную так называемым «слабым» людям (с переживанием своей неполноценности).

В этой «слабости» есть своя сила.

Это свойство имеет свой прообраз и в жизни животных. И в животном царстве, как известно, мать нередко не жалеет жизни, защищая, спасая своих детей. Но особенно нежной, ласковой, жертвенной заботой друг о друге отличаются животные меланхолического темперамента («слабого типа высшей нервной деятельности»). Основная поведенческая реакция меланхолических («слабых») животных в опасности – это пассивно-оборонительная реакция, то есть стремление, поджав хвост, удалиться из неприятной ситуации, тогда как «сильные» животные ведут себя в опасности преимущественно агрессивно – нападают, оскалившись.

Но при этом особенно глубокой совестливостью и связанной с ней духовной, нравственно размышляющей углубленностью, звучащей в обыденной жизни, в научном или художественном творчестве, отличаются люди именно меланхолического темперамента (например, Дарвин, Павлов, Чехов). Потому и сохраняется в мире пассивно-оборонительная «слабость»: за этой маской врожденной физической неуклюжести и непрактичности кроются тесно с нею связанные задатки весьма уважаемых людьми качеств, которые развиваются, расцветают в общественной жизни – обостренная нравственность, совестливость, деликатность, а порой способность к тонкому анализу, незаурядное духовное творчество.

Таким образом, сохраняя первозданную сущность личности, ТТС стремится выявить творческие потенции человека, возвысить уровень его личной духовной культуры.

Метод ТТС, созданный для лечения разнообразных дефензивных тревожных и депрессивных расстройств получил широкое применение в практике психологов и педагогов.

Первый опыт применения в педагогической практике элементов ТТС принадлежит академику А.Е. Штеренгерцу. В середине 1980-х гг. А.Е. Штеренгерц в процессе обучения и воспитания детей, больных детским церебральным параличем, объяснял им особенности характеров людей, сильные и слабые стороны каждого характера, ориентируясь на положения ТТС.

В 1991 г. Е.А. Поклитар и А.Е. Штеренгерц в работе по изучению психологических механизмов ТТС показали, что метод М.Е. Бурно является своеобразным способом преломления через внутренние закономерности субъекта присущих его личности осознанных и бессознательных душевных и духовных побуждений, что, в конечном счете, проявляется мобилизацией резервных возможностей психики человека, формирует новое честное и правильное отношение к миру, людям и своему отношению к жизни.

В середине 1990-х гг. Е.А. Поликтар разрабатывал, а Т.Е. Конрад-Володина внедрила в процесс школьного воспитания способ формирования творческой индивидуальности учащихся младших классов. Технология занятий полностью коррелировала с технологий ТТС.

В настоящее время на основе метода М.Е. Бурно конструируется методика профилактики вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркотиков и токсических средств) в молодежных коллективах (Л.И. Бурчо), методика коррекции девиантного поведения подростков (А.В. Лупол).

Книга В.П. Волкова «Люди с трудным характером» очень близка по своему подходу к описанию характеров, представленных в работах М.Е. Бурно, и содержит профилактические советы и рекомендации для учителей и старшеклассников.

Однако ни в одной из указанных нами работ не рассматриваются конкретные подходы к психокоррекции творческим самовыражением дефензивных особенностей характера подростков. Имеющиеся данные либо отрывочны, либо касаются отдельных аспектов (например, работы Т.Е. Гоголевич с аутистами и психастениками методом ТТС), отдельных категорий больных (например, работы Е.А. Добролюбовой о ТТС пациентов с шизотипическим расстройством; С.В. Некрасовой об обучении в ТТС пациентов с мягкой шизофренией).

Анализ литературы по проблеме психокоррекции творчеством показал, что в основном, это работы просветительского и профилактического характера, не содержащие четкой методики психодиагностики и психокоррекции творческим самовыражением.

Учитывая важность адекватной адаптации в обществе значительного числа подростков и юношества с дефензивными особенностями, отсутствие конкретных разработок по проблеме психокоррекции творчеством в условиях дополнительного образования, мы пришли к необходимости создания собственного варианта метода, обусловленного спецификой индивидуально-возрастных особенностей детей, обращающихся за помощью в Психологическую службу городского Дворца детского (юношеского) творчества. Разработанный нами вариант метод мы обозначили как психокоррекционный вариант Терапии творческим самовыражением.

Таким образом, особенностью психокоррекционных занятий по ТТС является то, что подростки, которые приходят во Дворец, заинтересованы иногда даже замотивированы на творческую реализацию себя в различных кружках ГДД(ю)Т. И занятия по психокоррекционному методу ТТС органично входят в образовательные программы педагогов дополнительного образования.


Арт-терапия или терапия через творчество, как не назови этот процесс, все равно он обязательно хоть как-то повлияет на нас, стоит лишь только совсем не на долго в него погрузиться. Окунувшийся в мир цветов и красок, мир фантазий и творений, легко почувствует отдачу от такой деятельности. Лень отступит, застенчивость покинет, неумение сменится настоящим творчеством! Методов множество, и лишь от вашего выбора зависит эффект.

Будь то плетение

или рисование красками,


занятия с кругом мандалы

или глиной

- эффект будет непременно!
Мы творим неосознанно, с самого детства, пока наш ум чем-то занят наше подсознание выражает себя. На пример, во время телефонного разговора, окажись под рукой листок бумаги, рука, будто сама начинает выводить узоры.


Они всегда разные и отражают наши скрытые эмоции, которые могут сидеть так тихо и так глубоко, что мы о них часто даже и не подозреваем. Но им там тесно и неуютно, они желают выйти на поверхность, в этот материальный мир и превратиться во что-либо, приняв какую-то форму и окраску. Все получают определенные особенные впечатления от созерцания какого-либо творчества,
будь то картина маслом


или поделка из лоскутков,


фигурка или украшение.

Процесс выведения эмоций всегда подразумевает созидательную деятельность. Созидание есть творчество, участие в творении этого мира, исполнение великого закона...
Осуществлять свои задумки, делать то, что душе угодно не взирая на умения и навыки. Даже если мы не учились в художественных школах, даже если в последний раз мы рисовали в 7 классе - найти свой способ выражения себя, подходящий индивидуально, будет не трудно. В настоящее время существует масса видов искусства от самых простейших до кропотливо изысканных. Кто знает, в каком из них вы найдете себя? В чем вы проявите свою индивидуальность, сконцентрируетесь, отдохнете, увлечете свои ручки, побалуете глаза, порадуете окружающих....
Творческая деятельность очень полезна для нас, потому что помогает трансформировать свои переживания из эмоционального плана в материальный, где их можно будет прочувствовать и скорректировать так как нам бы этого хотелось, так, как мы истинно нуждаемся. Да, человек посредствам разума своего способен менять свое умонастроение, и процесс который нам помогает в этом - Арт-терапия.

Мы выражаем свои переживания скрытые или явные в своих творениях, а оценив получившееся чудо, нам становится легче понять свои мысли, желания, устремления, наметить конкретные цели или просто освободиться от обыденности и отдохнуть душой в процессе создания чудес. Даже если наши эмоции по каким-то причинам не самые благоприятные, мы попытаемся их узнать, разглядеть, увидеть и понять их. После этого к нам приходит ясность, и мы шагаем на следующий этап по проработке эмоций. В этом нам помогают различные арт-терапевтические методы, доступные каждому человеку, желающему двигаться к целям устраняя преграды, смело познавать новое избавляясь от страхов перед неизвестным...
Мир цикличен, все в нем движется, Вселенная не ждет, все в ней вертится и дышит. На вдохе первичен процесс сбора информации извне, переработка и анализ, ответная реакция "от меня". На выдохе - рассеивание переработанной и взятой когда-то извне энергии и выплеск ее "из меня". Это по истине Вселенский процесс, который способен почувствовать каждый.
Современный человек проживает тысячи эмоций изо дня в день. Мы все время куда-то спешим, для кого-то что-то делаем, что-то планируем, что-то забываем, нами кто-то командует или мы руководим кем-то. Все эти взаимоотношения влияют на нас и остаются с нами.

Дело в том, что внутри нас стоят некие фильтры, как дома на кранах, их задача не пропускать крупные тяжелые частицы, чтобы вода, которой мы пользуемся каждый день, оставалась чистой и прозрачной. Вот еще одна аналогия. Эту воду можно сравнить с нашим умонастроением, а неотфильтрованную массу - с основным потоком всей окружающей нас информации. Мы живем в веке интенсивно развивающихся технологий, в веке информации. Конечно всему есть свой срок службы, все подлежит замене, очистке. Эти крупные кусочки (тяжелые эмоции) задерживаются, и когда их становится много, система дает сигнал о том, что пора менять фильтры. На каждом это отражается по-своему. От такой перегруженности часто становится туманно. Нам трудно принять концентрацию или сфокусироваться как следует на какой-то задаче. В таком состоянии трудно оставаться капитанами корабля, и рано или поздно мы начинаем плыть по течению, соответственно, нас заносит в самые различные гавани - неконтролируемые ситуации. Приятные они или не приятные это уже второй вопрос, он как бы вытекает из факта потери осознанности и прибывания здесь и сейчас.
Человеческий ум всегда занят, так же как и разум, он наполнен размышлениями, выводами, умозаключениями, логическими цепочками. Но ни ум, ни наш разум, обычно не контролируют системы функционирования тела, такие как свое дыхание, биение сердца, потребности организма и рефлексы. Эти системы настроены и прекрасно работают без нашего участия. Получается, что мы здесь для того, чтобы участвовать своим умом и разумом в каких-то более глобальных делах, созидать, помогать себе и окружению, творить и создавать новое, вершить свои открытия в этот мир. Любой изобретатель верил в возможность существования своей задумки, и, возможно, без этого аспекта веры в себя и свою идею, получилось бы что-то иное, а не те нужные вещи, которыми мы пользуемся каждый день...


У каждого есть свои важные дела и задачи, стоящие перед ним. У каждого человека индивидуальный путь, в накапливании уникального личного опыта. Дел всегда много, они льются одно за другим и порой мы забываем что на самом деле хочет мое "Я", что ему сейчас необходимо, в чем оно нуждается сейчас. Ее Величество Вселенная, во всем своем могуществе и совершенстве проявлена перед нами, а мы, как неотъемлемая ее часть, также проявляемся в ней, оставляем свой след. Получается мы вытекаем из Вселенной и одновременно втекаем в нее. Непрерывный круговорот взаимодействия с тем, к чему мы близко находимся. Мы индивидуальны и едины со всем творением одновременно. Творчество в нас. Это заложено самой природой.
Мы можем начать процесс творчества и оно потечет само-собой, но стоит начать управлять им, включив некую осмысленность, и мы становимся на путь гармонизации и единения. Мы хозяева своего пути, остальным управляет Природа.


Этот путь, вернее всего лишь один из множества путей к гармонии - арт-терапия, которая поможет:
- предоставить опыт успешной деятельности
- раскрыть в нас скрытый потенциал (таланты, навыки, умения)
- пробудить яркие эмоции
- подойти ближе к целям, мечтам, желаниям
- почувствовать уверенность, раскрепоститься
- преодолеть отверженность
- сгладить и нейтрализовать проявления гнева, лени, страха
- отшлифовать чрезмерно выпирающее (черты характера, привычки)
- излечиться от хворей души (зависть, отчужденность, обида)
- избавит от депрессии (уныние, апатия, нежелание жить)
- успокоить ноющее сердце и избавиться от страданий
- синхронизироваться с гармоничным творением этого мира и направить порывы души на созидание этого мира

Арт-терапия всегда представляет собой опыт успешной деятельности, так как создание какого-либо творческого продукта само по себе несет чувство удовлетворенности.
Групповая терапия как частный метод работы, не взирая на возраст, предоставляет человеку чувство контакта с другими людьми.


Чувство «быть понятым» является одним из наиболее сильных в арт-терапевтическом процессе, так же, как и фраза «я понимаю» резонирует через все великие произведения искусства.
Арт-терапия в своем процессе имеет также и обратную связь.
Художественные образы в живописи, музыке, или другом искусстве искусстве вызывают сильнейшие эмоции, такие, как любовь, сопереживание, ненависть, сострадание, воодушевление. Пришедшему на курс необходимо расслабиться и сконцентрироваться на себе или на волнующем моменте.


Важно довериться арт-терапевту, учителю или ведущему, который непременно будет способствовать каждому в раскрытии в себе желания воспроизвести эти чувства, понять и принять их.
Креативность (состояние творчества) – это средство личностного роста, самопонимания и восстановления. Каждый может входить в такое состояние по своему желанию, или в способствующей ему соответствующей атмосфере.
Безусловно, социальный прогресс, развитие цивилизации, великие произведения искусства связаны именно с проявлением высокой креативности. Творческий процесс используется повседневно когда требуется разрешить проблему, создать что-то прекрасное вокруг нас или сделать жизнь особенной.

Креативность часто определяется и влияет на человека как:
- способность принести что-то новое и уникальное в существование
- соединение воедино противоположных впечатлений, идей и понятий, что в начале кажется нереальными
- некий толчок к включению таких качеств личности, как спонтанность, воображение, оригинальность самовыражения, открытость новому, интуицию
- ниспровержение барьеров, разрушение границ и отвержение общепринятых правил, где это необходимо для процесса
- снятие рамок и разграничений в мышлении, отношении к миру

Креативные люди отличаются своей независимостью, автономностью, уверенностью в себе, эмоциональностью, сенситивностью, самопринятием, авантюризмом и азартом.
Человек, включенный в процесс творчества, дает уйти прочь всем своим старым убеждениям и представлениям. В этом смысле креативность тесно связана с такой личностной чертой, как смелость. В художественном творчестве смелость создать что-то новое и уникальное может сопровождаться в итоге чувством удовлетворения, что делает эту деятельность значимой и необходимой.

И арт-терапия, и творческий процесс связаны с разрешением проблем – нахождением новых решений привычных способов существования, мышления, чувств и взаимодействий. Оба процесса включают встречу с самим собой. В арт-терапии это встреча происходит через художественные материалы и сам опыт художественного творчества, состояние и атмосферу креативности.

В последние десятилетия креативность стала определяться как человеческий потенциал, как способность, которую мы можем развить в себе, если захотим этого.


Все вокруг, все многообразие мира есть ни что иное как упорядоченные определенным образом художественные элементы, соединенные и трансформированные. Как мы видим их и воспринимаем, зависит от нашего сознания. Некоторым нравится что-то легкое и изящного, других привлекает нечто броское и кричащее. Язык художественных образов является особым, универсальным языком, в символической форме содержащим универсальные человеческие понятия.

Каждому приходилось что-то творить в своей жизни, будь то украшение блюда, выбор обоев и мебели, оформление подарка любимым или поделка с ребенком. Понимая высокую универсальность Арт-терапии каждый может обратиться к ее методам и запустить в себе Вселенский механизм самовосстановления и гармонизации через творческий процесс.


Все есть творчество. Творение вокруг нас...


Психологи, педагоги, работающие в различных направлениях, уже давно используют в своей работе терапию творчеством. Она очень перспективна в работе с детьми и взрослыми. С уверенностью можно сказать, что терапия творчеством эффективна.
Любое творчество - это, прежде всего, способ самовыражения, способ разобраться в себе. Творчество – это сублимация, когда определенные запретные желания, потребности заменяются, например, художественным, литературным и другими образами, чтобы уменьшить психическое напряжение. Продукт творческой деятельности является отражением внутреннего мира человека, чувств, ощущений, мыслей, представлений, внутренних конфликтов.
Нередко продукт творчества помогает приблизить его творца к осознанию того, что скрыто. Язык творчества символичен, как наши сны и фантазии, и такая терапия помогает клиенту понять и интегрировать глубокий смысл этих символов. В терапии творчеством задействована в большей степени иррациональная сторона нашей психики, отвечающая за чувства, интуицию, неосознанный опыт, что тоже является очень важным, потому что для решения многих трудностей в современном мире необходимо обращение именно к этим ресурсам. Творчество – один из способов работы с очень сильными чувствами, а также в моменты, когда переживание трудно выразить словами.
Очень многие решают себя удовольствия лишь потому, что в детстве им кто-то сказал, что это у них плохо получается и человек поставил для себя запрет. Многие считают себя взрослыми и серьезными и потому не занимаются такой деятельностью. Люди с проблемами здоровья нередко считают, что им "не до того", к тому же им мешает неуверенность в своих силах, часто - непонимание окружающих, отсутствие поддержки. Сотрудники библиотек, осуществляющие работу с этой категорией граждан, должны помочь им, в том числе, убедить, что в творчестве по большому счету нет правил. Любой творческий порыв человека должен приниматься как естественное действие, тем самым у творящего уменьшается тревога, напряжение, и человек чувствует себя более свободным. Он просто творит, наслаждаясь процессом. Творит, не опасаясь строгой критики, а тем более - недоумения и насмешек. Тем самым специалист разрушает стереотипы и показывает, что процесс творения сам по себе имеет огромную ценность.
Действительно, для терапии творчеством не обязателен какой-либо опыт. Иногда как раз после такой работы люди начинают рисовать, писать стихи и прозу, петь, шить и так далее. Это связано с тем, что терапия сама по себе помогает человеку раскрыться, а также он получает положительный опыт самой творческой деятельности.
Большое значение имеет достижение ощущения "я это могу", "мое творчество интересно и значимо для других". Это повышает самооценку, самоуважение, делает взгляд на себя, свое место среди других более оптимистичным - что особенно важно для людей с ограничениями по здоровью. Уже сам переход от репродуктивной (воспроизводящей) деятельности к продуктивной (творческой), смена позиции от потребителя к созидателю производит переворот в сознании. Специалисты чаще всего считают, что важен сам процесс творчества, но не его результат. Но "сверхкомпенсация" (достижение высоких результатов) возможна и в этой области. Ведь даже продукт творчества ребенка или взрослого с нарушениями в развитии может обладать эстетической ценностью, быть интересен не только автору, но и другим, поскольку такой человек (в отношении которого принято применять термин "человек с особыми потребностями") имеет специфический жизненный опыт; взгляд на мир такой личности ценен для других своей уникальностью.
При осуществлении любого творческого процесса происходит трансформация негативных мыслей и эмоций в созидательные чувства. Эти чувства проходят некое материальное воплощение в картине, вышивке, фотографии. Они оживают в стихотворении, в процессе театрального действа. Терапевтический эффект при этом наблюдается не только в сам момент творчества, но и в последующем, в воспоминаниях о нем, являясь мощной позитивной доминантой.
Терапия творчеством развивает такие функции, как восприятие, воображение, мышление, внимание. Это имеет огромное значение для людей разного возраста, но особенно - для детей и подростков. Взрослые становятся более внимательными к своим внутренним изменениям, к чувствам и ощущениям. Творчество помогает расслабиться, отключиться от проблем, зарядиться положительной энергетикой участников, найти единомышленников и друзей.
Детское творчество помогает развить чувства меры, красоты, помогает раскрыть детский потенциал, благотворно влияет на моторику, помогает быстрее разобраться в цвете, в форме, нормализует гиперактивность, ребенок быстрее развивается, общаясь со своими сверстниками и получая новые знания и навыки.
Диапазон арт-терапевтического воздействия очень широк. Здесь есть всё: коррекционный, эстетический и развивающий аспекты. Занятия любым творчеством изменяет жизнь человека, оно идёт рядом с ним по жизни, помогая найти самого себя. Оно обогащает нелегкую жизнь людей с проблемами здоровья, дарит новые впечатления, становится своеобразной отдушиной.
Более того, порой оно способствует улучшению здоровья. Определенные виды творчества в чем-то сродни лечебной физкультуре. Например, совершение точных движений мелкими мышцами рук, умение координировать движения – это навыки мелкой моторики, составляющие основу деятельности человека. Точные движения органов артикуляции закладывают и помогают развивать фундамент устной речи, а движения глаз являются неотъемлемой частью зрительного обследования, работа большого, указательного и среднего пальцев влияют на работу речевых центров мозга.
Любая творческая деятельность способствует повышению уровня самоконтроля, развивает сенсомоторные навыки и ассоциативное внимание и память, умение выражать в художественной форме свои мысли и чувства, связанные, в том числе, со значимыми проблемными ситуациями. В результате решаются такие задачи, как развитие навыков невербальной коммуникации и творческого самовыражения, укрепляется чувство идентичности, развиваются механизмы психологической защиты. Творчество способствует прояснению осознания системы своих отношений, включая отношение к самому себе. Всё вышесказанное доказывает и обосновывает бесспорное значение организации арттерапевтических мероприятий (или включения их элементов в традиционную практику) в работе с пользователями различного возраста на базе наших библиотек, особенно это касается работы с пользователями, имеющими ограничения здоровья.
Использовать в терапии возможно многое, во-первых, это лепка и рисование в различных техниках, создание масок, боди-арт (например такое направление, как роспись кистей рук), мозаика, гончарное мастерство, фотография. В арттерапии нередко используют сценическое искусство, в том числе, посредством организации кукольного театра, театра марионеток, театра теней и т.п. Шитье, создание игрушек и моделей, коллажей, композиций из природных материалов, работа с песком, создание оберегов, оригами – все это помогает раскрыть себя. Многие виды терапии имеют свои корни в прошлом, в народной, сакральной культуре. Терапия творчеством тесно связана с древним искусством, потому что основана на спонтанности и игнорирует современные критерии для оценки творческих продуктов. Эффективны все виды творчества, но чаще всего используется, пожалуй, рисование (разнообразные его формы). Причин здесь много, в их числе - большая доступность этой деятельности (в сравнении, например, со стихами или музыкой).
При организации любых арттерапевтических мероприятий следует учитывать, что есть несколько условий, которые необходимо соблюдать.
  1. Любое творчество должно быть радостью, здесь невозможно никакое принуждение. Нужно стараться поддерживать любое, даже самое слабое стремление к творчеству, поддерживать инициативу, а сами занятия обставлять как очень важное, интересное и радостное дело.
  2. Организатор занятий должен сопереживать, радоваться творению вместе с его автором (пусть даже оно еще не очень замысловато), поддерживать стремление совершенствоваться, двигаться дальше, не позволять автору излишне акцентировать внимание на неудачах. Это не означает отсутствия критики вообще, однако, критика должна быть крайне тактичной, доброжелательной и образно говоря "мимолетной".
Здесь нельзя не сказать, что библиотекари могут и должны рассказывать о творческих удачах своих пользователей, вывесив наиболее удачные рисунки на видном месте, устроив персональную выставку фотографий или, например, осуществив издание коллективного сборника стихов. Пусть человек с ограничениями здоровья радуется, любит свое творчество. И пусть им иногда гордится. Пусть видит, как ценится у людей это занятие. Особенно это касается ребенка, подростка. И, может быть, тогда оно станет частью его ежедневной деятельности и поможет ему в его не очень легкой жизни.
Есть многочисленные положительные примеры из практики работы арттерапевтических студий, работающих на базе библиотек, которую посещают "особые" дети совместно с другими детьми на основе интеграции в здоровую среду. Подобные занятия организуются и для взрослых людей с ограничениями здоровья. Важный момент - творческие занятия должны проходить в первую очередь в качестве реабилитации, затем уже носить обучающий характер.
Человек приходит в библиотеку в определённом настроении, со своими проблемами, чувствами и эмоциями. Ему важно не только рассказать, поделиться, но и решить определённый круг вопросов. Как помочь, как понять, что происходит с ребёнком или взрослым, если он сам не может, не хочет, не настроен рассказывать о проблемах, а может и хочет, но эмоции настолько сильны, что нет возможности его правильно понять и принять. Но выход есть – предложить заняться творчеством, отрешиться от всего, настроиться на своё настроение и посмотреть внутрь себя, понять, что является главным и важным в этот момент и "творить свою жизнь на листе". И в результате мы получим не только выход эмоций, но и способ релаксации.
Именно библиотека может быть центром творческого, эмоционального развития личности, особенно детской. Другой социум (дети и взрослые), отличный от дома, школы, интерната, подразумевает новое общение, доверие, познание, возможность разделить свои увлечения с таким же, как ты. В библиотеке мы, специалисты, должны стремиться к этому, людей с ограничениями жизнедеятельности должны встречать не только книги и знания, увлечения и досуг, но и доброжелательная, комфортная атмосфера. Атмосфера, свободная от навязывания стереотипов, принятие человека таким, каков он есть, уважение и понимание.