Католическая церковь 11 13 века. Церковь в XI—XV вв

История Средних веков 6 класс

(«Те, кто молятся» - духовенство)

Цель: формирование представлений об особенностях положения сословия молящихся

Образовательные задачи:

    продолжить работу над формированием понятия католической церкви как могущественной организации;

    определить причины процесса усиления церкви;

Развивающие:

    развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

    развивать умение делать самостоятельные выводы;

    развивать общеучебные навыки и умения: работать по карте, с учебником;

    развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание

    развитие интереса к предмету;

Воспитательные:

    воспитание чувства ответственности и серьезного отношения к знаниям;

    способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Тип урока: урок освоения новых знаний.

Форма проведения урока: стандартный урок с элементами дискуссии

Методы обучения:

    проблемный;

    частично-поисковый;

    иллюстративный;

    словесный;

    элементы дифференцированного обучения.

Термины и понятия: сословия, индульгенция

Оборудование: SmartNotebook, карта «Раздел Римской империи»

План.

    Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

    Источники богатства церкви.

    Раскол христианской церкви.

    Организация католической церкви.

    Д.з.: §13 (учебник + р.т.); NBна способы борьбы церкви с еретиками; сообщение об Инквизиции, Римский папа ГригорийVII.

Мы призваны господствовать над всеми народами и царствами в мире.

Римский папа Иннокентий III

Приветствие детей.

1.Сословия средневекового общества. Беседа по вопросам.

Вступительная беседа: скажите, какой период истории Средних веков мы изучаем? Какие изменения происходят в Европе вXI-XIIIвв.?(Изменения в хозяйстве: развитие торговли и ремесла, возрождение старых и появление новых городов, изменение структуры общества). В этот период христианская церковь достигает своего могущества. Сегодня мы поговорим о «тех, кто молятся», о духовенстве – священниках и монахах. Что нам нужно о них узнать? (Этап целеполагания - положение и роль в обществе в сравнении с другими сословиями, с жизнью которых мы уже познакомились)

ЭПИГРАФ (слайд 1 )

В чём актуальность, важность темы урока? Обратить внимание учащихся, что христианство в наше время является 1-й из 3-х мировых религий наряду с буддизмом и исламом (более 2 млрд. чел.).

Вспомнить, что такое сословие? Сколько сословий существовало в средневековой Европе? (слайд 2 ) Роль каждого из этих сословий считалась важной, значительной? Почему?(Ответы учащихся)

Жизнь средневекового человека была тесно связана с церковью и религией. Для населения главным ориентиром суток тогда был звон церковных колоколов, 3 раза в день колокола отмечали час молитвы. Часы – солнечные, песочные, водяные, а с конца 13 века и механические – были большой редкостью, предметом роскоши. Колокола придавали жизни каждого города и села размеренность, возвещали время бодрствовать и время спать, время молитвам и житейской суете, время трудиться и время отдыхать.

Главной целью человеческой жизни, согласно христианскому вероучению, являлось спасение души. И церковь помогала людям в этом. Каждый верующий должен был думать не о том, как разбогатеть или приобрести власть над другими людьми, а о том, как оказаться после смерти в раю. Чтобы избежать адских мук, необходимо посещать храм, участвовать в церковной службе, подавать милостыню бедным (их считали заступниками перед Богом), творить другие добрые дела. Грешникам уготован Ад, а праведники попадут в Царствие Небесное и будут испытывать вечно райское блаженство (слайд 3 ).

Вывод: церковь – влиятельная организация, играла важную роль в жизни людей. Чем объяснить большую роль и авторитет церкви и духовенства в обществе?(Религиозность людей и низкий уровень научных знаний!)

В XI-XIII веках христианская церковь в Европе достигла большого могущества. Без ее участия или воздействия не совершалось ни одно крупное событие.

Средневековые религиозные мыслители утверждали, что мир, созданный Богом, разумен и гармоничен. В обществе есть три слоя, или сословия, и каждый человек от рождения принадлежит к одному из них. Все три сословия необходимы другу Те, кто молится Те, кто воюет Те, кто трудится Сословия – большие группы людей с одними правами и обязанностями, передающимися по наследству.

Первое сословие: К первому сословию относилось духовенство, ведь церковь являлась посредником между человеком и Богом. Христианская мораль требовала выполнять нравственные правила, перечисленные в Библии. Существовало правило: относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе.

Первое сословие: «Презирай богатства земные, - говорил один церковный деятель, - чтобы ты мог обрести богатства небесные» .

Богатства церкви q Но при этом церковь обладала огромными богатствами и была крупнейшим землевладельцем. Распределение земель в Средневековой Европе Церковь Остальные земли

Богатства церкви Священные реликвии: волосы Христа, обломки креста, гвозди и т. п. Мощи – останки тел святых мучеников

Богатства церкви То, что однажды было дано Церкви, навсегда принадлежит Христу и никоим образом не может быть отчуждено из владения Церкви… То, что дается Церкви, как всем известно, дарится ей для того, чтобы… служащие Богу имели средства к существованию и, будучи постоянно заняты созерцанием Божественного и непрестанным его восхвалением, могли бы всегда, вне тревоги мира сего преданнейше служить Господу» . ИЗ КНИГИ «О ЧЕСТИ ЦЕРКВИ» МОНАХА ПЛАЦИДИЯ НОНАНТОЛАНСКОГО (ХI в.)

Папы римские присвоили себе право прощать преступления и грехи верующих за деньги Индульгенция – это особая грамота, выдающаяся церковью за деньги, о прощении грехов.

1054 г. - Раскол христианской церкви СХИЗМА Западная (католическая) Причины раскола: борьба римского папы и патриарха за господство над христианской церковью Восточная (православная) ВСЕМИРНАЯ Римский папа Лев IX Константинопольский патриарх Михаил

Найдите отличия между церквями Католическая церковь Православная церковь -Глава – Папа Римский -Богослужение велось на латинском языке -Запрещено вступать в брак всему духовенству -Священники брили бороды, выстригали волосы на темени -Глава - Патриарх -Богослужение велось на греческом языке -Запрещено вступать в брак только монахам -Не брили бороды, не выстригали волосы на темени

С середины 9 века власть пап ослабела, церковь теряла влияние на верующих, падал ее авторитет. После образования Священной Римской империи на папский престол возводились Григорий VII Иннокентий III ставленники германских императоров. Усиливается борьба за укрепление папской власти, которая достигла своего апогея при римских папах Григории VII и Иннокентии III.

Путь в Каноссу Папа Римский Григорий VII (1073 -1085) решил, что глава церкви имеет право судить и смещать не только епископов, но и светских королей, как своих вассалов. Возмущенный император Священной Римской империи Генрих IV(1056 -1106) объявил Папе: «Ты дерзнул восстать против самой королевской власти, дарованной нам от Бога. . . Поэтому покинь апостольский престол… Сойди с него, сойди!» Генрих IV

Путь в Каноссу В ответ Папа Григорий VII заявил: « Я запрещаю королю Генриху, который с неслыханным высокомерием напал на церковь твою, править Германией и всей Италией и запрещаю каждому, кто бы то ни был, служить ему как королю. Я… отлучаю его от церкви, чтобы народы знали. . . врата ада не имеют над церковью силы» . Генрих IV

Путь в Каноссу Недовольные Генрихом немецкие князья пообещали низвергнуть императора, если он в течение года не получит прощения у Римского Папы. В январе 1077 г. с горсткой приближенных он перешел через Альпы. Униженный император и торжествующий Папа встретились в небольшом замке Каносса в Северной Италии. Григорий VII смилостивился, пригласил его к себё и освободил от проклятия. Генрих IV у ворот Каносского замка

Путь в Каноссу «И вот король явился, как было приказано, и поскольку замок был обнесен тройной стеной, то его приняли внутри второго кольца стен, тогда как вся его свита осталась снаружи. Там, сняв королевские одеяния, без знаков королевского достоинства, Без всякого великолепия, стоял он, не сходя с места, с босыми ногами, не принимая пищи с утра до вечера, в ожидании приговора римского папы. Так было и на второй, и на третий день» Ламберт Герсфельдский о встрече Генриха IV Генрих IV и Григорий VII и Григория VII в замке Каносса в Каноссе в 1077

Борьба пап с императорами с переменным успехом продолжалась более 200 лет Реформы Григория VII: запретил браки для священнослужителей; запретил покупать церковный должности; ввел новый порядок выбора пап Римский папа Григорий VII

«Диктат папы» – программа верховенства духовной власти над светской, разработанная Григорием VII 1. Римская церковь создана единым Богом. 2. Только Римский епископ по праву зовется вселенским. 3. Только он один может низлагать епископов и восстановлять их… 8. Он один вправе распоряжаться знаками императорского достоинства. 9. Одному папе все князья лобызают ноги. 10. Только его имя поминается в церквах. 11. Он один в мире именуется папой. 12. Он может низлагать императоров… 18. Никто не смеет отменить его решения, а он сам отменяет чьи угодно. 19. Никто ему не судья… 27. Он может освобождать подданных от присяги плохим владыкам

Наместник Бога на Земле Наивысшего могущества власть папы достигла при Иннокентии III (1198 -1216), избранном папой в 37 лет. Он был наделен твердой волей, большим умом и способностями. Иннокентий утверждал, что папа наместник самого Бога на Земле, призванный «господствовать над всеми народами и царствами» . На торжественных приемах все должны были преклонять перед папой колени и целовать его туфлю. Такими знаками почета не пользовался ни один король в Европе. Иннокентий III.

Наместник Бога на Земле Иннокентий III вмешивался в политику европейских государств, в годы его правления некоторые страны признали вассальную зависимость от папы: (Англия, Арагон, Португалия). Иннокентий III был властным, честолюбивым, жестоким человеком - каким и должен был быть глава католической церкви времен ее наивысшего могущества и расцвета. Папа и кардиналы

Еретики – (от греч. «противник»)люди, критикующие церковь, выступающие против её учения Осуждали дорогие церковные обряды, пышные богослужения; Требовали отмены церковной десятины, отказа духовенства от земельных владений и богатств.

Как церковь боролась с еретиками Церковь начала борьбу против ересей « Мы отлучаем и предаем анафеме всякую ересь, выступающую против святой веры, ортодоксальной и католической. . . Мы осуждаем всех еретиков, к какой бы секте они ни принадлежали; разные по обличью, они все связаны между собой, ибо тщеславие всех их объединяет. Все осужденные еретики должны быть преданы светским властям или их представителям для понесения достойного наказания. » Из постановления IV Латеранского собора о Латеранский собор борьбе с ересями (1215 г)

Как церковь боролась с еретиками Отлучение от церкви Интердикт – отлучение от церкви отдельных областей или стран

Как церковь боролась с еретиками Военные походы против еретиков (альбигойские войны) В начале XIII века Альбигойцы считали, что весь земной мир (а значит, и церковь во главе с папой) - порождение сатаны, человек может спасти свою душу, только если полностью порвет с греховным миром. Против еретиков были совершены военные походы.

Как церковь боролась с еретиками Расправа над еретиками. Миниатюра XIII в. В течении 20 лет были убиты несколько десятков тысяч человек. Когда папского посла спросили, как отличить еретиков от «добрых католиков» , он ответил: «Убивайте всех подряд. Бог на небе узнает своих!»

Как церковь боролась с еретиками Инквизиция – церковный суд, трибунал католической церкви, который осуществлял судебные, сыскные, карательные функции

Как церковь боролась с еретиками Еретиков подвергали жестоким пыткам, вынуждая признаться в том, что они служат Дьяволу. Аутодафе в Испании Инквизиторы говорили: «Не беда, если мы сожжём сотню невинных, лишь бы среди них был один виновный» Пытки инквизиции

У обвиняемых было два пути: Признание своей вины -Примирение с церковью, отпущение грехов -Пожизненное заключение или безболезненное убийство Отрицание своей вины - Сожжение на костре «без пролития крови»

Создание нищенствующих орденов Орден францисканцев Основатель: Франциск Ассизский Проповедовали: любовь ко всему живому предлагали отказ от собственности; покаяние в грехах; призывали жить в добродетельной нищете за счет милостыни. Орден доминиканцев Главная цель: Борьба с еретиками. Доминиканцы были судьями и служителями инквизиции. Функции: Розыск и преследование еретиков. Основатель: Доминик Гусман Когда Франциск видел множество цветов, он начинал проповедовать им и призывал к восхвалению Господа, как будто они обладали разумом. С самым искренним простодушием он приглашал любить и почитать Господа нивы и ви ноградники, камни и леса, красу полей, зелень садов и воды ручьев, землю и огонь, воздух и ветер. . . Даже к червям Франциск питал любовь. . . И он их собирал с дороги и относил в безопасное! место, чтобы путники не раздавили их.

Урок в 6 классе по учебнику Всеобщая история. История средних веков. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений / Е.В. Агибалова, Г.М. Донской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013

Глава: «Католическая церковь в 11-13 веках. Крестовые походы»

Тип урока: обобщение материала.

Технологии урока: интерактивные, деятельностные, сотрудничества.

Формы работы учащихся: индивидуально-групповая (ответы на вопросы, работа с текстом, работа с картинками, историческими понятиями, выполнение творческого задания)

Цель: проверить, обобщить и закрепить знания по этой главе; способствовать расширению кругозора.

Обучающая задача:

Систематизировать полученные знания по изменениям в христианской церкви в 11-13 веках и крестовым походам. Показать роль церкви в сдерживании свободолюбия в средневековом обществе. Дать определения;

Воспитательная задача:

Пробудить интерес к самостоятельному решению задач

Способствовать воспитанию культуры делового общения

Способствовать созданию благоприятного психолого-эмоционального климата на уроке

Развивающая задача:

Развивать мыслительные операции учащихся: сравнение, анализ, синтез;

формирование умения пользоваться дополнительной, сравнительной литературой;

Развивать умение делать самостоятельные выводы;

Развивать общеучебные навыки и умения: работать по плану, с учебником;

Развивать умение анализировать;

Развивать внимание, различные виды памяти, умение концентрировать внимание.

Ход урока: Ребята в командах по 4 человека. Работаем с карточками. Работаем плечом к плечу, лицом к лицу. Результат зачитывает 1 человек.

Учитель: Вспомним историю средних веков

Расцвет и упадок, и рост городов,

Крестовых походов печальный закат,

Истории книги листаем назад.

Вспомните 1 команда, какие сословия появились в этот период времени в Западной Европе

Ответ:

1. Духовенство - те кто молится.

2. Дворянство - те кто воюет.

3. Третье сословие - крестьяне и все остальное население- те кто трудится.

Вспомните 2 команда источники богатства католической церкви.

Ответ:

1 . Плата за обряды.

2. Церковная десятина.

3. Продажа индульгенции.

4. Продажа церковных должностей.

5. Плата за прикосновение к церковным реликвиям.

Вспомните 3 команда о разделении церкви (обратите внимание на документ в учебнике стр. 130 император Генрих IV вынужден был умолять о прощении Григория 7 ).

Ответ:

Разделение христианской церкви на западную и восточную произошло в 1054 году. Римский папа и константинопольский патриарх ругались из-за господства над христианской церковью. Молитва в западной церкви читалась на латинском.

Вспомните 4 команда определения словам и выражениям:

Ответ:

- конклав (совет кардиналов, избирающих папу римского);

- христианская мораль (правила поведения, которые предписывала соблюдать верующим церковь);

- догма (положение, принимаемое слепо, на веру, не подлежащее критике);

- «пойти в Каноссу...» («идти с повинной к своему врагу, подвергнуться страшному унижению»).

Учитель: О, люди! Церковь погрязла в пороках, она испорчена, духовенство должно отказаться от земных владений и богатств. Римский папа наместник дьявола, а не Бога: единственный источник веры – евангелие, а не учение официальной церкви, церковь извратила слова Христа и апостолов и не следует их учению: земное богатство мешает спастись, для спасения нужна бедность. Ребята, кто же это мог написать? (еретики).

1 команда расскажите - Кто такие еретики?

Ответ:

Еретик - противник господствующего вероучения церкви. Еретики утверждали, что церковь испорчена, они отвергали дорогие церковные обряды, осуждали священников и монахов, папу называли наместником дьявола, а не Бога. Они требовали, чтобы духовенство отказалось от десятины, от своих богатств и владений. Их учения признавали еретическими, т.е. вредными и опасными. Еретики не думали хранить в тайне вои идеи. Они выступали открыто, искали понимания людей. И это было самым опасным с точки зрения церкви, так как могло подорвать авторитет церкви, отвернуть от неё верующих. Число еретиков росло.

Назовите методы борьбы церкви с еретиками 2 команда .

Ответ:

1. Отлучение от церкви. Отлученный был полностью бесправен.

2. Наложение запрета на богослужение, на страну, область, город. В таких местах не крестили младенцев, не венчали новобрачных, не хоронили умерших.

3. Военные походы в те области, где было особенно много еретиков.

4. Инквизиция.

3 команда - расскажите о инквизиции? (поможет иллюстрации по теме "Инквизиция")

Ответ:

Инквизиция - трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков - тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерархии. Под этот акт ещё не было подведено никакой "правовой" основы. Она стала складываться в конце XII - первой трети XIII вв. Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, наконец, сожжение на костре - церковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе - торжественным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомерна, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.

4 команда – рассказать о нищенствующих орденах монахов.

Ответ:

Папству удалось перетянуть на свою сторону многих людей, колебавшихся между ересью и католицизмом. С еретиками их сближало стремление найти свой путь к Богу. Но они не критиковали церковь и потому не вызывали у неё ненависти. Двух таких людей сумел оценить Иннокентий III. Он утвердил уставы новых монашеских орденов - францисканцев и доминиканцев. Ордены получили название по именам своих основателей - Франциска Ассизского и Доминика де Гусмана.

Франциск страстно молился, и в видениях ему стали являться Иисус и Богоматерь. Когда Франциск начал проповедовать, его наивные толкования Евангелия вызывали насмешки у учёных богословов. Но смирение Франциска обезоруживало даже врагов, а в его проповедях звучала такая глубокая и искренняя вера в Бога, любовь к нему и всем его созданиям, что вскоре вокруг Франциска стали собираться последователи. Тогда Франциск отправился в Рим, где папа утвердил устав для его братства. Францисканцы отличались от других монашеских орденов. Во-первых, это был нищенствующий орден; его членам следовало жить подаянием. Во-вторых, францисканцы не замыкались в стенах монастырей, а странствовали с проповедью Евангелия. В-третьих, они сами вели тот образ жизни, к которому призывали других, и потому их речь звучала убедительно. Они стремились помогать мирянам, ухаживали за больными и увечными.

Испанец Доминик де Гусман, известный как святой Доминик (1170-1221), долго проповедовал против альбигойцев, а затем решил создать орден для борьбы с ересями. В 1216 году устав доминиканцев был утверждён папой. Доминиканцы усердно занимались науками, чтобы успешно вести богословские споры с еретиками. Они преподавали в университетах и играли главную роль в инквизиции. Доминиканцы странствовали по всему миру с проповедью Евангелия.

Учитель:

Как много фактов и имен.

Хранит истории обитель

Одно из них звучит «Клермон»

С тех пор прошло годов не мало,

Но в то 11 век

Огромная толпа стояла

Здесь в 40 тысяч человек.

И перед нами римский папа

Урбан второй здесь выступал.

Он призывал покинуть Запад

Он на Восток всех призывал.

Вот так возникли крестоносцы

Солдаты армии Христа.

Всего походов было восемь

И все под знаменем креста.

В походы шли по доброй воле,

Стремясь богатство захватить

И все хотели лучшей доли

В Европе нечего ловить.

Здесь много нищих и голодных,

И бедных рыцарей не счесть.

И даже дети шли в походы

Там всем хотелось вкусно есть.

Там всем хотелось жечь и грабить,

Там всем хотелось убивать.

Неверных на тот свет отправить

Иерусалим завоевать.

И запылали государства

Мечети, храмы, города.

И снова, покидая запад

Шли на восток они тогда.

Там были Фридрих Барбаросса

Немецкий старенький правитель.

Король французский Филипп Август,

И король Англии сэр Ричард.

В огне пожаров погибали,

Но шли все на Восток тогда.

Так в Сирии и Палестине

Возникли крестоносцев государства

Главным считалось Иерусалимское

Настали времена трагедии и рабства.

Какие же подходов тех последствия,

Что шли без малого три сотни лет.

Несли они народам только бедствия

Восток и Запад, разницы здесь нет.

И все же не прошли они бесследно

Наука и торговля оживились.

В Европе новые товары и услуги

Рис, гречка, даже бани появились.

В далеком прошлом те крестовые походы,

Но из истории их вычеркнуть нельзя.

И вечно будут в памяти народа

Урбан II, кресты, Клермон и Франция!

1 команда - Назовите цели участников крестовых походов.

Ответ:

1. Освобождение главной христианской святыни из рук мусульман.

2. Распространение власти римских пап и получение новых доходов с восточных стран.

3. Захват новых земель.

4. Обогащение за счет грабежа других стран и народов.

5. Освобождение от долгов, избавление от голода и нищеты,

б. Уход крестьян от крепостной зависимости.

2 команда - Объясните, чем занимались члены духовно-рыцарских орденов, перечислите их?

Ответ:

1. Францисканцы. 2. Доминиканцы. 3. Тамплиеры. 4. Госпитальеры. 5. Тевтонский орден

1. С оружием в руках боролись с «врагами христианской веры».

2. Расширяли владения крестоносцев и обороняли их.

3. Заботились о паломниках.

4. Лечили больных и раненых.

5. Занимались торговлей.

6. Владели морскими кораблями и тортами

3 команда - Перечислите основные причины прекращения крестовых походов к концу XIII века .

Ответ:

1. Войны на Востоке уносили многие жизни, владения крестоносцев сокращались, а улучшения в сельском хозяйстве приносили феодалам постоянные доходы.

2. Укрепляя свою власть, короли нанимали рыцарей в свое войско для решения государственных дел в Европе.

3. Хорошие урожаи спасали крестьян от голода, и они уже не искали счастья на чужбине.

4 команда - Перечислите последствия крестовых походов для Западной Европы.

Ответ:

1 . В крестовых походах Западная Европа понесла огромные людские потери.

2. Венеция и Генуя получили первенство в торговле на Средиземном море.

3. Расширились представления европейцев о жизни восточных соседей.

4. Европейцы стали выращивать полезные и новые для них растения: арбузы, лимоны, абрикосы, рис, гречиху.

5. Стали употреблять в пищу сахар и пряности.

6. Возникло множество ветряных мельниц, заимствованных на Востоке.

7. Жители Западной Европы стали изготавливать ткани из шелка, зеркала из стекла, улучшили обработку металлов.

8. Феодалы стали соблюдать правила личной гигиены: мыться в банях и мыть руки перед едой, сменять белье и верхнюю одежду.

9. Роскошь Востока полюбилась европейцам, и они стремились к дорогой одежде, изысканным кушаньям, коврам, высококачественному оружию. Это способствовало развитию торговли.

Давайте вместе сделаем выводы - я начинаю предложение, а вы заканчиваете -

Итак христианство разделилась на (православную и католическую)

католическая церковь стремилась расширить свое влияние. Она враждует с (королями), борется (с еретиками)

организует что? (крестовые походы).

в этот период католическая церковь стала очень влиятельной силой, так как (границы христианского мира в результате крестовых походов расширилась).

Задание на дом:

Актуализация домашнего задания:

Создать кроссворд по теме используя понятия

Сочините рассказ о том что вы крестоносец или еретик.

Нарисовать картинку о крестоносцах

«Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы»

Вариант 1

1. Во время этого таинства верующие вкушали хлеб и вино, воплощавшее в себе, согласно Священному Писанию, «тело и кровь Христову». Это:

      причащение

      крещение

      покаяние (исповедь)

2. Ересь – это:

1) отвергнутое церковью и объявленное ложным учение

2) наивное, но исполненное веры в церковь представление народа

3) несущественное разногласие с церковным вероучением

1) верил с чудо

2) требовал постоянно подтверждения истинности своей веры

3) почитал святых

4) с недоверием относился к проповедям священника

5) верил в силу заговоров и обрядов, не одобрявшихся церковью

4. Особый сбор, шедший в пользу церкви:

1) десятина

2) церковный сбор

3)церковная подать

5. Церковь в Средние века:

1) устанавливала Божий мир

3) поддерживала проведение рыцарских турниров

4) помогала бедным

5)боролась с еретиками

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

Духовенство считалось в Средние века первым, высшим сословием.

2) неверно

7. Первый крестовый поход начался

8. Иерусалим, Триполи, Эдесса, Антиохия

1) это государства крестоносцев на Ближнем Востоке

2) это города, захваченные крестоносцами на Ближнем Востоке

3) это города, захваченные крестоносцами в Византии

9. Расположите в хронологической последовательности следующие события

А) проповедь Урбана II

Б) разгром Константинополя

В) поход бедноты

Г) взятие Иерусалима крестоносцами

1) рост населения в западной Европе

2) религиозный подъем, стремление освободить Гроб Господень

3) вторжение норманнов

4) желание папства укрепить свою власть и влияние

5) жажда богатства, добычи

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

Проверочная работа (тест) на тему:

«Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы»

Вариант 2

1. Во время этого таинства верующие рассказывали священнику о дурных поступках и помыслах, просили о прощении. Это:

1) покаяние (исповедь)

2) крещение

3)священство

2. Особый сбор, шедший в пользу церкви:

1) десятина

2) церковный сбор

3) церковная подать

3. Простой, неграмотный народ в Средние века (укажите несколько позиций):

1) ждал, что молитва исполнится немедленно

2) требовал чуда

3) почитал святые места

4) редко ходил в приходскую церковь

5) верил в святых

4. Церковь в Средние века:

1) преследовала еретиков

4) располагала огромными богатствами

5) призывала к прекращению войн и междоусобиц

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

5. Инквизиция – это:

1) особый церковный суд, учрежденный для борьбы против еретиков

2) церковный суд, разбиравший главным образом споры о монастырских имуществах

3) суд, в котором применялись судебные испытания

6. Верно ли следующее утверждение?

Католическая церковь объединяла верующих – мирян и духовенство.

2) неверно

7. Четвертый крестовый поход начался

8. Расположите в хронологической последовательности следующие события

А) поход бедноты

Б) призыв Иннокентия III к крестовому походу

В) осада Антиохии

Г) образование государств крестоносцев на Ближнем Востоке

9. Тамплиеры, госпитальеры, тевтонцы:

1) это члены духовно-рыцарских орденов, созданных на Ближнем Востоке во время крестовых походов

2) это члены духовно-рыцарских орденов, созданных в Европе во время крестовых походов

3) это члены духовно-рыцарских орденов, созданных накануне крестовых походов

10. Историки называют причинами крестовых походов:

1) стремление папства добиться превосходства над европейскими правителями

2) торговые интересы европейского купечества

3) резкое снижение численности населения в Европе

4) жажда богатства, добычи

5) надежда на спасение души, желание освободить Святую Землю

Найдите и укажите номер позиции, лишней в перечне.

Ответы на тест «Католическая церковь в XI-XIII веках. Крестовые походы»

Вариант 1