Как происходит формирование городской агломерации. Понятие городской агломерации

Городская агломерация - это компактная и относительно развитая совокупность взаимодополняющих друг друга городских и сельских поселений, группирующихся вокруг одного или нескольких мощных городов-ядер и объединенных многообразными и интенсивными связями в сложное и динамическое единство; это тот ареал, то пространство потенциальных и реальных взаимодействий, в которое вписывается недельный жизненный цикл большинства жителей современного крупного города и его спутниковой зоны.

Городские агломерации играют роль ведущих узловых элементов в опорном каркасе расселения и в территориальной .

Каждая агломерация, способствуя интеграции самых разных видов деятельности, одновременно исполняет свои вполне определённые, более или менее специализированные общехозяйственные и социальные функции. Поэтому городская агломерация, как и её основа - крупный город - не только форма расселения населения, но и форма территориальной организации промышленности и вообще хозяйства, это удобная для населения форма сочетания жилища с местами приложения труда, а также местами отдыха, образования и т. п.

В общем виде процесс делимитации , т. е. определение их границ, складывается из пяти основных этапов:

  • определение цели и принципов делимитации;
  • выбор территориальных ячеек;
  • определение критериев делимитации;
  • установление количественных значений для выбранных критериев;
  • выявление контура городской агломерации.

Все критерии делимитации городских агломераций, которые сравнительно просты и универсальны, можно разбить на следующие группы:

  • критерии величины города-ядра (прежде всего численность населения);
  • критерии развитости внешней зоны (число и людность в ней городских поселений, их соотношение с ядром, численность сельского населения);
  • интегральные критерии, т. е. характеризующие агломерацию в целом (плотность населения, сложность (развитость) городской агломерации и др.).
  • критерии выделения границ городской агломерации на основе определения её пространственного или временного радиуса, фиксирующего размеры рассматриваемой территории, в пределах которой сложилась или складывается агломерация.

Чтобы система поселений была агломерацией, соответствующий ей коэффициент развитости* К разв.=Р · (М · m + N · n) должен быть не меньше 1,0, где Р - численность городского населения агломерации; М и N - количество городов и посёлков городского типа соответственно; m и n - доли в городском населении агломерации.

За межпереписной период (1989–2002 гг.) административные преобразования охватили достаточно большое количество регионов, множество населенных пунктов сменили свой административный статус.
В нескольких регионах качественных преобразований не наблюдалось (Калининградская область), а в некоторых было зафиксировано всего лишь по одному преобразованию (Республика Мордовия, Чувашская Республика - Чувашия, Ставропольский край, Тамбовская и Пензенская области).

Непосредственные изменения касались как городских, так и сельских населенных пунктов. Начиная с 1991 г. количество регионов с административными изменениями превосходило число регионов, где продолжалось традиционное наращивание городской сети. Если в советский период для маленького поселка было выгоднее и престижнее состоять в категории городских, то в кризисные 1990-е г. выгодным стало прямо противоположное.
Процесс активного перевода городских поселений в сельские начался в 1991 г., причем в лидеры выдвинулась Оренбургская область (16 поселков городского типа, переведенных в разряд сельских поселений).

Наибольшее количество изменений в статусе населенных пунктов произошло в регионах, не охваченных процессом агломерирования. В тех регионах, где наличествовали городские агломерации, изменения далеко не всегда касались населенных пунктов, входящих в состав городских агломераций (Рязанская и Владимирская области).

Перевод населенных пунктов в категорию сельских по-разному отразился на агломерациях. Там, где в их состав входит достаточное количество городов и поселков городского типа, смена статуса не повлекла за собой снижение коэффициента развитости.

Весомым видом преобразований стало открытие части закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Период статистического открытия ЗАТО приходится на 1994 г. В это время на карте городов и поселков появилось много новых населённых пунктов, которые несколько изменили представление о системе расселения России. Большинство новооткрытых поселений расположены в спутниковых зонах крупных городов, таких как Москва, Красноярск, Томск, Мурманск, Пенза. Благодаря «новым» городам некоторые агломерации (Томская) смогли удержаться в списке городских агломераций, а также повысить коэффициент развитости.

Открытие ЗАТО увеличило количество городского населения Российской Федерации на 1 млн человек. Часть населения из этого миллиона оказалась проживающей в городах и посёлках городского типа, входящих в состав городских агломераций. Это обстоятельство «сохранило жизнь» части агломераций и дало новые импульсы к их развитию.

Были зафиксированы случаи преобразования посёлков городского типа в города, но их количество не так велико, как число преобразований поселков городского типа в сельские населенные пункты.

Далеко не всегда ставшие городами посёлки городского типа оказывались в границах агломераций. Это явление зафиксировано всего в четырех областях - в Ленинградской (Сертолово и Никольское), Владимирской (Курлово), Брянской (Рогнедино) и Курской (Курчатов).

В большинстве случаев новые города не входили в состав агломераций и существенно не изменили их состав. Чаще всего города возникали на территориях нового освоения (Север, Западная и Восточная Сибирь), при месторождениях и других . В связи с этим же некоторые поселки городского типа Тюменской области были переведены в категорию города.

За период 1989–2002 гг. многие городские агломерации выросли, повысилась численность населения. Рост численности городов-ядер часто достигался путём включения в них близлежащих городов и посёлков городского типа. Иногда включение в состав города других городов и посёлков городского типа проводилось для сглаживания очень сильной убыли населения. Так, в черту за период с 1989 по 2002 г. было включено более 20 городских поселений общей численностью населения более 300 тыс. человек. Были случаи, когда включение городов происходило за счет стремительного роста города-ядра. Пример - Московская агломерация, население которой возросло (с 1979 г.) практически на 2,5 млн человек. На сегодняшний день население Московской агломерации насчитывает более 15 млн человек. Сама Москва значительно увеличила своё население и площадь, «захватив» при этом многие сёла и посёлки городского типа, находившиеся в непосредственной близости от неё.

Аналогичные преобразования, связанные с активным развитием Липецка, лишили Липецкую агломерацию всех посёлков городского типа: все они были включены в период с 1991 по 1998 г. в черту Липецка, причем за счет этого население Липецка увеличилось на 56 тыс. человек. (с 450 тыс. в 1989 г. до 506 тыс. в 2002 г.).

В настоящее время большинство городов с населением более 290 тыс. человек являются ядрами агломераций. Некоторые города с меньшей численностью населения также являются ядрами, иногда полицентрических, агломераций. Например, Пятигорск (140 тыс. чел.) и Кисловодск (130 тыс. чел.) являются ядрами полицентрической Кавминводской агломерации.

Потенциальными являются агломерации, соответствующие одному или нескольким критериям и вместе с тем не соответствующие другим признакам. Их мониторинг исключительно важен в том смысле, что некоторые из них теоретически могут войти в число сложившихся городских агломераций в будущем.

В группу потенциальных городских агломераций входят: Орловская, Сочинская, Череповецкая, Хабаровская, Оренбургская, Читинская, Комсомольская, Улан-Удинская. Большинство потенциальных городских агломераций расположены в отдалённых районах страны, из этого можно сделать вывод о том, что потенциал восточных регионов ещё не исчерпан и там имеются резервы для дальнейшего укрепления сети городских агломераций Российской Федерации.

Период 1989–2002 гг. сопровождался массой событий и факторов, которые ранее отсутствовали. Конец 1980-х годов - начало перестроечного периода в России. В это время резко меняются все ориентиры развития страны и, следовательно, городских агломераций. Распад Советского Союза повлёк за собой ряд процессов, таких как - отток населения за рубеж (в особенности из крупных и развитых городов), острый экономический кризис, снижение естественного , которые крайне негативно отразились на развитии процессов агломерирования.

С 1989 по 2002 годы из списков городских агломераций выбыла только одна - Грозненская агломерация. Это произошло по вполне понятным причинам: война, разрушение городов, массовый отток населения, возникновение большого количества беженцев. В списке новых городских агломераций России появилась тоже одна - Тюменская. Таким образом, количество городских агломераций России не изменилось.

Учитывая то, что за последние годы образовалась только одна новая агломерация, можно сказать, что процесс формирования сети городских агломераций в России практически завершён. Мало вероятно, что в ближайшее десятилетие на территории России возникнут новые городские агломерации. Сегодня развитие агломераций идёт в другом направлении - интенсификация связей внутри уже сформировавшихся городских агломераций, стягивание в них населения и как следствие повышение класса развитости.

Дислокация агломераций и степень их развитости совпадают с основной полосой расселения, причём с запада на восток их становится меньше.

Из 52 агломераций России 43, или 83%, находятся в Европейской части России. В районах Сибири и Дальнего Востока расположены оставшиеся девять агломераций, в т. ч. на Дальнем Востоке всего одна - Владивостокская агломерация. Бросается в глаза рост Новосибирской агломерации, что подчеркивает увеличение значимости как столицы Сибири.

На Европейской территории России сконцентрированы городские агломерации, имеющие высокий класс развитости. Здесь наблюдается наиболее густая сеть агломераций. В Центральном районе практически все столицы и центры субъектов Российской Федерации являются ядрами городских агломераций. Высокая урбанизированность, выгодное транспортное положение, благоприятные природно-климатические условия издавна привлекали в них население. Бурное развитие науки и промышленности в ХХ веке обеспечило региону постоянное население, густую сеть городских поселений и способствовало хорошему развитию процессов агломерирования.

Количественный рост городских агломераций завершён, а качественный рост не происходит в полную силу по различным причинам. Одной из них является большая естественная убыль населения, которая явно не способствует повышению людности агломераций и, соответственно, повышению коэффициента развития. Второй причиной является глубокий экономический кризис, который в течение 1990-х годов вызвал отток населения сначала из города в село, а потом (с 1994 г.) обратно, что привело к некоторому размыванию населения по территории. Кризис также усилил региональные различия. Массовый отток населения из регионов Севера, и Дальнего Востока лишил крупные города (иногда они уже входят в группу потенциальных городских агломераций) возможности формирования агломераций. Население устремлено в Европейскую часть России, территория которой получает дополнительные стимулы для развития городских агломераций; большинство уехавших из Сибири жителей оседают в крупных городах, которые, как правило, являются ядрами агломераций.
Фаза интенсивного развития сети городских агломераций Российской Федерации в основном пройдена. Дальнейшее развитие агломераций России пошло по пути их качественного совершенствования и структуризации, применительно как к каждой городской агломерации в отдельности, так и к их сети в целом.

В XXI веке агломерации должны стать базой развития городского пространства, ведущей формой расселения жителей, концентрирующей в себе основную жизнедеятельность человека. Развитие населенного пункта в составе агломерации дает множество преимуществ, главные из которых следующие:

  • сосредоточение научного, экономического потенциала, осуществление организационных и административных функций, широкий набор услуг, повышение уровня жизни, культуры;
  • высокая степень использования трудовых ресурсов плотно населённого ареала и широкая возможность выбора мест приложения труда;
  • возможность действенного регулирования крупного города развитием спутников, обладающих достаточной ёмкостью;
  • более полное использование выгод экономико-географического положения и ресурсов данного района;
  • возможность систематического использования культурных ценностей;
  • наиболее полное и интенсивное использование территории.

Образование и качественное развитие городских агломераций, безусловно, выгодны и для населения. Человек, проживающий в пределах агломерации, имеет больше возможностей для самореализации (большой выбор учебных заведений, разнообразие мест приложения труда и проведения досуга). В процессе агломерирования формируется развитое городское пространство, которое приводит к закреплению полноценного городского уровня жизни (что крайне важно в условиях незавершённой урбанизации и нехватки городов на всей территории России).

В условиях мировой глобализации только внутри городских агломераций возможно интенсивное развитие самих населённых пунктов, экономики, человеческой личности. Благодаря сосредоточению большого количества населения на определенной территории, увеличивается концентрация денежной массы, соответственно, идет более бурное развитие финансовой и банковской сфер, которое крайне необходимо экономике страны на современном этапе развития.

За счет постоянно возрастающего социально-экономического и культурного потенциала агломерации, увеличивается приток рабочей силы, в том числе дешёвой, нехватка которой ощущается сегодня во многих отраслях экономики по причине их непрестижности (в отраслях жизнеобеспечения города - жилищно-коммунальное хозяйство, городской транспорт, а также торговля и - заняты преимущественно мигранты).
Возрастает потребность в жилье, офисах, культурно-бытовых объектах, что ведёт к оживлению строительства. Данный процесс можно в полной мере наблюдать в Московском столичном регионе.

Концентрация огромного количества ресурсов (финансовых, человеческих) в определённой точке (населённом пункте) способствует притоку дополнительного капитала. Возрастает объем инвестиций в высокотехнологичные отрасли экономики.

Таким образом, город и его спутниковая зона становятся центром диффузии инноваций на прилегающую территорию, повышают уровень социально-экономического развития всей окружающей территории. При полноценном развитии спутниковой зоны и городов, в ней расположенных, инновации распространяются на большую территорию.

Следовательно, городские агломерации являются «точками роста». Их развитие исключительно важно для России с её огромным пространством. Правильно спланированное развитие городских агломераций позволит более интенсивно развиваться всей территории страны.

Развитие городских агломераций имеет и некоторые отрицательные стороны.

Внутри городских агломераций возрастает нагрузка на территорию, появляется множество (повышенная загрязнённость воздуха, повышенный уровень шума и т. д.). В пределах агломераций ведётся активное строительство, а это обусловливает сокращение зелёных насаждений и разрушение естественного ландшафта. Развитие территории агломерации способствует расселению жителей в отдалённых её частях, а работает человек, как правило, в городе-центре, это приводит к повышенным временным затратам на дорогу к развитию транспортной усталости (она формируется, если на транспорт тратится более 1,5 ч. в день). Кроме того, концентрация социально-экономического потенциала в агломерации ведёт к некоторому опустошению территории вне её.

УДК 711.2 КОЛЯСНИКОВ В. А.

Развитие понятия «городская агломерация»

В статье рассматривается эволюция понятия «городская агломерация». Анализ показывает непрерывность разработки новаторских идей формирования агломераций и внедрения таких идей в практику территориального планирования расселения. Вводится новое понятие «инновационная агломерация».

Ключевые слова: городская агломерация, инновационная инфраструктура, инновационная агломерация, архитектурно-планировочная организация, градостроительная композиция.

KOLYASNIKOV V. A.

THE DEVELOPMENT OF THE CONCEPT OF «URBAN AGGLOMERATION»

The article examines the evolution of the term «urban agglomeration». The analysis shows the continuous development of innovative ideas on the formation of agglomerations and implementation of such ideas in practice of territorial planning of resettlement. The new concept of «innovation agglomeration».

Keywords: urban agglomeration, innovation infrastructure, innovation infrastructure, innovation, agglomeration, architectural and planning organization, urban composition.

Колясников Виктор

Александрович

доктор архитектуры, профессор УралГАХА, руководитель лаборатории градостроительства Филиала ФГБУ «ЦНИИП Минстроя России» УралНИИпроект

[email protected]

Актуальность проблемы обновления терминологического аппарата в области теории и практики агломерационного расселения сегодня определяется необходимостью разработки и реализации Градостроительной доктрины России.

Стратегия развития городских агломераций и крупных городов-метрополий, представленная в Национальной доктрине градостроительства России (проект РААСН, 2001), предусматривала реализацию на практике «новой концепции планирования и управления градостроительным развитием крупнейших городов и агломераций, ответственной за формирование благоприятной урбанизированной среды обитания» . Такая реализация для городов-метрополий означала переход от массированного расширения застройки на свободных землях к стратегии комплексной реконструкции городов, развитию агломераций как целостных организмов с использованием потенциала поселений в зоне влияния метрополий для устранения диспропорций в качестве жизни населения и окружающей среды. Планировалось осуществление программ развития и возрождения российского села и малого города как основы связующей ткани всего каркаса расселения страны.

До настоящего времени существенного движения в указанном направлении не произошло. Более того, метрополии стали активно осваивать новые территории и поглощать трудовые ресурсы малых поселений. Примером служит расширение Москвы до границ Калужской об-

ласти, «дорожная карта» о переселении людей из моногородов, предложение Министерства экономики России о концентрации сил и ресурсов в пределах 20 крупных агломераций страны. Специалисты видят в этом процессе «сужение пространства» Российской Федерации, угрожающее ее национальной безопасности .

В новом проекте «Градостроительная доктрина Российской Федерации» (РААСН, 2014) в перечне приоритетных объектов исследования и проектирования указаны: крупнейшие и крупные агломерации в наиболее урбанизированных регионах России; портовые агломерации; сельско-городские формы расселения (они существуют в агломерациях и за их пределами); коммуникационные каркасы; кластеры; «открытые архитектурно-планировочные структуры» (ориентированные на инновационное развитие), а также новые городские образования, которые должны быть созданы вдоль транспортных коммуникаций. При этом отмечается необходимость «превращения градостроительства из потребителя инноваций, созданных в других отраслях и сферах деятельности, в источник инноваций для экономики, культуры и технологий» .

Сегодня проблему развития существующих поселений и координации нового строительства в агломерации следует рассматривать во взаимосвязи с общими задачами инновационно-стратегического преобразования данной формы расселения. В связи с этим необходимо раскрыть эволюцию понятия «агломерация»

Иллюстрация 1. Модели расселения в зоне влияния города-центра: а - Большая Москва, В. Сакулин, 1918; б - Большая Москва с системой спутников, С. Шестаков, 19211924 (а, б по П.А. Володину); в - модель большого города со спутниками, Р. Энвин, Англия, 1922; г - система городов-промышленных спутников, Р. Уиттен, США, 1923 (в, г по И. Грузе)

в теории расселения и градостроительства, дать современную трактовку указанного понятия с позиции инновационно-стратегического подхода .

По отношению к определению понятия «агломерация» и первенства его введения у исследователей нет единой точки зрения. Так, один из ведущих экономико-геогра-фов России Е. Н. Перцик отмечает, что под городской агломерацией часто понимаются «быстро развивающиеся во всем мире скопления населенных мест», для обозначения которых не существует единой терминологии .

Уральские исследователи

Е. Г. Анимица и Н. Ю. Власова считают, что термин «агломерация» применительно к расселению введен французским географом М. Руже, а в дальнейшем он стал синонимом английского понятия «конурбация» - «группа пригородов, слившихся с главным городом или несколько слившихся мелких городов». Ученые отмечают ряд обстоятельств эволюции понятия «агломерация» в отечественной науке: 1) в нашей стране родоначальником внесения в науку понятия «городская агломерация» является П. И. Дубровин (1959); 2) в развитии указанного понятия активно участвовали В. Г. Давидович (1960), Д. И. Богорад (1960), Г. М. Лаппо (1961), Ф. М. Листенгурт (1973) и другие исследователи; 3) понятие «городская агломерация» утвердилось к концу 1970-х - началу 1980-х гг. не только в специальной литературе, но и в обиходном словоупотреблении . Развитие понятия сопровождалось разработкой методики выделения границ и моделей агломераций.

Однако первенство в определении понятия «городская агломерация» следует отдать основоположнику современной теории градостроительства, шотландскому профессору П. Геддесу, который ввел в 1903 г. термин «конурбация» как новой формы группировки населения, а также термин «конгломерация» как «конурбации агломераций» (лат. aglomerare - присоединять, прибавлять; рус. - «сгусток городов») . В конурбации происходит сближение городов, развивающихся самостоятельно и обособленно; в агломерациях - под влиянием одного города-центра. Возникновение концепции агломерации также восходит к трудам А. Вебера. В начале ХХ в. он связал процесс размещения промышленности с усилением агломерационных тенденций .

Вместе с тем в отечественной практике градостроительного проектирования расселения «агломерация» как объект планирования появилась еще в 1918 г., когда архитектор Б. Сакулин разработал «Схему организации Москвы и прилегающего к ней района». Б. Сакулин по существу предлагал создать крупную городскую агломерацию (хотя и не использовал этот термин) с городами-спутниками, которые тремя кольцами опоясывают Москву. При внешнем сходстве схем Б. Сакулина и Э. Говарда (1898) их главное различие состояло в функциях городов-спутников: в схеме Б. Сакулина спутниками были промышленные города, а в схеме Э. Говарда - города-сады. Новаторская идея создания расселения в виде кольцевой системы городов-спутников получила свое развитие в проекте С. Шестакова «Большая Москва» (1921-1924). Одновременно с проектом С. Шестакова, но позднее его работы, Р. Энвином (Англия) и Р. Уит-теном (США) составлены схемы формирования городов-спутников Лондона и городов-промышленных спутников в США (Иллюстрация 1).

В 1930-е гг. основой создания «агломераций» в нашей стране становятся авангардные проекты Больших городов, Промышленных районов и узлов, Зеленых городов - социально-рекреационных комплексов

с маятниковыми перемещениями рабочих (Иллюстрация 2). Творческие коллективы отечественных и зарубежных (в основном из Баухауза) специалистов разрабатывают целый ряд таких проектов:

1 Большой Свердловск (С. В. Домб-ровский и др., 1930);

2 Пермский промышленный узел (В. Н. Семенов, 1930);

3 Большой Тагил (А. Мостаков и др., 1932);

4 схемы расселения г. Горький, вариант «город, состоящий из городов-сателлитов» (А. П. Иваниц-кий, 1932);

5 Черниковский промышленный узел и Большая Уфа (рук. М. Я. Гинзбург, 1933);

6 Орско-Халиловский промышленный узел и Большой Орск (М. Стам, Г. К. Шмидт и др., 1934);

7 Челябинский промышленный узел (Эйсмонт, 1935);

8 Большие Березники (институт «Свердоблпроект», 1937).

Работы по реализации указанных проектов осуществлялись до начала Великой Отечественной войны.

1970-1980-е гг. - время активной разработки в СССР теории агломераций и внедрения этой теории в практику проектирования Генеральной схемы расселения. Развиваются терминологическая и методологическая

Иллюстрация 2. Проект Большой Уфы, рук. М. Я. Гинзбург, 1933: а - схема расселения; б - Северный район; в - эскиз расселения Черниковского района (по И. Грузе)

базы исследования агломераций. Осуществляется переход от рассмотрения городской агломерации как совокупности только мест жительства и мест приложения труда к анализу и моделированию всех видов повседневной жизнедеятельности людей, включая отдых и социальное общение. Устанавливаются связи агломераций с территориально-производственными комплексами и промышленными узлами.

Создается классификация и типология агломераций: в соответствии с решениями Генеральной схемы расселения городские агломерации СССР делятся по численности проживающего в них населения на крупнейшие, крупные и большие; внутри каждой из этих градаций различают агломерации, находящиеся на различных стадиях развития групповых форм расселения (сложившиеся, складывающиеся и потенциальные) .

Исследуются негативные и позитивные стороны агломерационных процессов. Разрабатываются концепции, идеальные модели и реальные проекты формирования

и регулирования расселения в агломерациях (Иллюстрация 3).

В публикациях того времени исследователи дают различные определения понятия «городская агломерация». Так, в 1974 г. архитектор-градостроитель Я. В. Косицкий в книге «Архитектурно-планировочные принципы проектирования городов (Урбанистика)» пишет, что «агломерация - это крупный город, окруженный спутниками и продолженный своими местами отдыха»; в агломерации «взаимосвязь отдельных частей с центральным ядром выражена маятниковыми поездками на работу»; «агломерация подразделяется на 3 зоны - центральную, среднюю и внешнюю, - в которых доля городского населения, не занятого в сельском хозяйстве, соответственно составляет 90%, 70-80% и 50%»; «плотность населения агломерации снижается с 13-25 тыс. человек на кв. м в центральной зоне до 0,2-0,4 тыс. во внешней зоне» . Это толкование понятия «агломерация» можно сравнить с его трактовкой географом Г. М. Лаппо (1987): «Агломерация - компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенных в сложную динамическую локальную систему многообразными интенсивными связями - коммунально-хозяйственными, трудовыми, культурно-бытовыми, рекреационными, а также совместным использованием данного ареала и его ресурсов» . При этом речь идет об ареалах трех зон влияния города-центра агломерации (ближняя, средняя, дальняя или внешняя).

Сопоставление опыта исследования проблем развития агломераций учеными СССР и стран Запада показывает, что в объяснениях термина «городская агломерация» особых расхождений нет. Общее признание получают идеи выделения в агломерации трех зон, поселений-спутников, связей населенных мест с городом-центром; количественных критериев оптимизации агломерации, сохранения и развития индивидуальности отдельных ее частей. Это сходство позиций говорит об объективности агломерационных процессов. Ж. Боже-Гарнье (1960) отмечает, что «различия в развитии сети городов в социалистических странах и свободного предпринимательства не столько уже категоричны» .

В постсоветский период развития отечественного градостроительства агломерация не получила законодательного признания. Однако кризис сельскохозяйственных форм расселения, малых поселений и многочисленных моногородов, а также стихийное строительство жилья в пригороде обусловили повышенный интерес к проблеме координации развития агломераций нашей страны.

Проблемы формирования и регулирования развития агломераций крупных городов России сегодня находятся в центре внимания федеральных, региональных и местных органов власти, специалистов в области градостроительства, социологии, экономики, экологии, транспорта, жилищно-коммунального хозяйства и других сфер деятельности. Такое внимание к проблеме в нашей стране связано не только с угрозой «сужения пространства» расселения России, но и с основным международным вектором современного развития градостроительства. В 2003 г. Европейским советом градостроителей принята Новая Афинская хартия. В ней сформулирована концепция взаимосвязанных городов, в которых процессы развития территорий ориентированы на усиление партнерского взаимодействия и обмена между городами в социальном, политическом, экономическом и технологическом, экологическом и градостроительном отношениях .

В нашей стране осуществляется модернизация теоретико-методологической базы расселения и градостроительства в русле градостроительного обоснования и обес-

Иллюстрация 3. Модели агломераций: а - территориальная структура крупной агломерации (по Г М. Лаппо): 1 - центральный город, 2 - замыкающие спутники, 3 - прочие спутники, 4 - агломерации второго порядка, 5 - первый, 6 - второй пояса спутников, 7 - периферийная зона, 8 - узлы-противовесы, 9 - транспортные линии; б - схема ГСНМ с городом-центром

печения взаимодействия населенных мест в агломерациях. Развивается понятие «агломерация», разрабатываются новые концепции, модели и проекты агломерации страны.

В контексте инновационно-стратегического подхода к территориальному планированию расселения и населенных мест определенный интерес представляют понятия агломерации, трактовки которых даются в работах Е. Н. Перцика и М. Я. Виль-нера. Е. Н. Перцик рассматривает городскую агломерацию как «систему территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой»; качественно новую форму расселения, «особый продукт современной урбанизации» . Автор книги дает новый ответ на сложный вопрос о делимитации границ агломерации: «Границы городской агломерации подвижны во времени благодаря изменению важнейшего параметра агломерации - дальности ежедневных передвижений от места жительства к местам приложения труда: в рамках пространственной самоорганизации этих передвижений их дальность растет пропорционально увеличению скорости средств транспорта, а затраты времени увеличиваются незначительно» [Там же, 33].

В представлениях Е. Н. Перцика об агломерации находят отражение основные принципы ее современного и перспективного конструирования и развития как «нового продукта»: системность, инфраструктурность, социально-экономическая и техническая обусловленность, синер-гетичность (учет закономерностей

Иллюстрация 4. Моделирование планировочной композиции агломерации, Ю. Н. Бе-локонь: а - формы расселения городских агломераций; б - Киевская агломерация в надобластной территориальной системе; в - модель радиальной структуры Киевской агломерации с формированием групп пригородных поселений

синергетики). Такой подход к пониманию агломерации проявляется и в фундаментальной монографии М. Я. Вильнера «Основы территориального планирования в Российской Федерации». Согласно автору монографии, «городская агломерация - саморазвивающаяся, дающая

синергетический эффект стимулирования социально-экономического развития групповая форма расселения населения - сосредоточение городов и других населенных мест, иногда срастающихся, объединенных общими инфраструктурами, интенсивными и ежедневными трудовыми,

Иллюстрация 5. Эскизы композиции расселения, З. Н. Яргина, 1998 : а - Израиль, схема расселения; б - Символы земли, Дерево жизни, Менора; в, г - схемы освоения и обводнения пустыни Негев

производственными, социальными и культурными связями» .

Синергетическая позиция М. Я. Вильнера по отношению к агломерации выступает в связке с преемственным развитием концепции создания групповых форм населенных мест, разработанной в рамках Генеральной схемы расселения СССР. Традиция в данном случае может рассматриваться как источник инновационных поселений.

Инновационный потенциал содержится в архитектурно-планировочной организации агломераций. В такой организации осуществляется синтез функциональных, инженерных, экологических и эстетических решений путем оптимизации и композиционного упорядочения планировочной и объемно-пространственной структур расселения, его среды жизнедеятельности людей в целом.

В ХХ в. архитектурно-планировочная организация расселения как предмет деятельности находилась в сфере повышенного внимания таких известных исследователей и проектировщиков, как В. Н. Семенов, А. П. Иваницкий, М. Я. Гинзбург, А. В. Иконников, А. Э. Гутнов,

И. Г. Лежава, П. Аберкромби, К. Линч и др. . Архитектурную и градостроительную деятельность сближают единство их объектов, целей, методологий и принципов . Исследование эволюции представлений об агломерации показывает движение понимания ее как объекта (от скопления населенных мест к среде), развитие методологии (от социаль-но-аспектного подхода к системному, синергетическому, стратегическому и другим подходам) и принципов (от «гармонизации функций» к системной организации).

В отечественной практике территориального планирования расселения постсоветского периода архитектурно-планировочная организация агломераций в основном ограничилась использованием методов структурирования (зонирование, выделение каркасов) и нормирования развития территорий. Под влиянием Градостроительного кодекса РФ (2004), исключившего архитектурные знания и требования из области территориального планирования расселения и населенных мест, из арсенала проектировщиков по существу выпали важнейшие методы модели-

рования концептуально-художественных, планировочно-морфологи-ческих, объемно-пространственных и знаково-информационных структур композиции систем расселения, включая их агломерационные формы. Оказался неиспользованным инновационный потенциал композиции как средства гармонизации среды и творческого метода работы зодчего.

Несмотря на недостатки в законодательстве, в отечественной теории градостроительства (в полной мере включившей в себя исследования в области бывшей «районной планировки») архитектурно-планировочное направление организации расселения получило дальнейшее развитие. Ю. Н. Белоконь (2003) разработал модели планировочных композиций расселения на территории таких стран, как Кувейт (централизованная композиция), Бенилюкс (децентрализованная композиция), Польша (композиция с равномерно размещенными урбанизированными зонами и радиально-сетевой структурой коммуникаций), Иордания (композиция с неравномерной урбанизацией и линейной структурой коммуникаций). Исследователь выделил одноцентровые, радиальные, радиально-кольцевые, многоцентровые, линейные и сетевые формы агломераций (Иллюстрация 4).

В книге А. Г. Большакова «Основы теории градостроительства и районной планировки» (2004) существенная роль в архитектурно-планировочной организации агломераций как групповых систем населенных мест отводится регулированию взаимодействия планировочной структуры расселения и природного ландшафта на основе принципов их поляризации, функциональной и эстетической оптимизации данного взаимодействия, прерывности урбанизированного и непрерывности природно-экологического каркасов. Исследователь отмечает особенность агломерации: размещение населения в ее поселениях преследует экономические, социальные и экологические цели в рамках специализации, социально-культурной специфики и конкретных природных условий региона .

В центре исследования автора находится ландшафт, градостроительная организация которого включает в себя функциональные и композиционные решения, ведет к устойчивому развитию территорий. Большой интерес в работе А. Г. Большакова в отношении определения возможностей гармонизации среды в агломерации представляют эскизы планировочных

и объемно-пространственных структур композиции расселения, выполненные в 1998 г. известным в нашей стране ученым З. Н. Яргиной. Автор эскизов наполняет форму композиционных структур определенным художественным содержанием, выраженным в символах (Иллюстрация 5).

В своем фундаментальном научном труде Я. В. Косицкий (2005) обосновал принцип географического детерминизма как в глобальной урбанизации, так и в архитектурно-планировочном развитии городов и агломераций. Он разработал графические модели трех типов «орбитальной структуры» агломераций: концентрический, эксцентрический и аквацентрический. Эти типы характерны для многих агломераций мира (включая Екатеринбургскую). Исследователь отмечает, что «концентрическая агломерация» с несколькими орбитами вполне согласуется с традиционным географическим ее делением на центральную, среднюю и внешнюю зоны, аграрная занятость населения которых не превышает, соответственно, 10-30-50% . Выделение Я. В. Косицким орбитальных структур агломераций демонстрирует закономерности их самоорганизации.

Заключение

Исследование эволюции понятия «городская агломерация» показывает, что с самого начала его появления речь шла о новаторском подходе к решению проблем расселения, новой форме регулирования взаимодействия населенных мест между собой и с природой.

Представления об агломерации особенно активно развивались в нашей стране в 1920-1930-е и 1970-1980-е гг. Новые знания об агломерации оформлялись в виде теоретических моделей и конкретных проектов.

Предпосылки создания современных агломераций России содержатся в концепциях и моделях групповых систем населенных мест, выделяемых в Генеральной схеме расселения СССР на основе территориально-промышленных, аграрно-промыш-ленных, социально-культурных и рекреационных комплексов. В современных условиях стратегического управления развитием территорий и совершенстованием рыночных отношений эти комплексы становятся базой формирования инновационных кластеров и зон ускоренного социально-экономического развития.

Обобщение различных трактовок городской агломерации с позиции

формирования ее как инновационной архитектурно-планировочной системы дает возможность ввести понятие «инновационная агломерация». Это компактная пространственная группировка поселений, обладающая объектами инновационной производственной, социальной, экологической, транспортной и инженерно-технической инфраструктуры, а также объединенная маятниковыми функциональными и композиционными связями в динамическую и экономически эффективную систему.

Инновационная агломерация - это система расселения, в архитектурно-планировочную организацию которой внедрены научные, технические, художественные и проектно-творче-ские новшества в целях получения социально-экономического эффекта от градостроительной координации развития населенных мест, устойчивого повышения качества жизни людей и среды поселений. Особую роль в организации инновационной агломерации должна играть градостроительная композиция. В условиях развития рынка ее следует рассматривать не только источником новых решений гармонизации функционально-планировочной структуры агломераций, но и средством реализации маркетинговых стратегий формирования привлекательного имиджа поселений, условий эффективного использования достопримечательностей и человеческого капитала.

Стратегическое управление агломерационными системами должно осуществляться с учетом закономерностей их самоорганизации, закономерностей цивилизационных и биосферных процессов, а также значения агломераций в создании и развитии опорного каркаса единой инновационной системы расселения России и отдельных регионов страны.

Список использованной литературы

1 Анимица Е. Г., Власова Н. Ю. Гра-доведение. Екатеринбург, 2008.

2 Белоконь Ю. Н. Региональное планирование (теория и практи-ка)/под ред. И. А. Фомина. Киев, 2003.

3 Боже-Гарнье Ж., Шабо Ж. Очерки по географии городов. М., 1967.

4 Большаков А. Г. Основы теории градостроительства и районной планировки. Иркутск, 2004.

5 Вильнер М. Я. Основы территориального планирования в Российской Федерации. М., 2013.

6 Владимиров В. В., Неймарк Н. И. Проблемы развития теории расселения в России. М., 2002.

7 Город XXI века: управление развитием. Екатеринбург, 2014.

8 Градостроительная доктрина Российской Федерации. М., 2014.

9 Гутнов А. Э., Лежава И. Г. Будущее города. М., 1997.

10 Колясников В. А. О новом подходе к территориальному планированию России // Управление развитием территории. 2014. № 4. С. 46-50.

11 Комплексная районная планировка. М., 1980.

12 Косицкий Я. В. Архитектурно-планировочные принципы проектирования городов (урбанистика). Москва; Харьков, 1974.

13 Косицкий Я. В. Архитектурно-планировочное развитие городов: учеб. пособие. М., 2005.

14 Кудрявцев О. К. Расселение и планировочная структура крупных городов агломераций. М., 1985.

15 Лаврик Г. И. Методические основы районной планировки. Белгород, 2007.

16 Лаппо Г. М. Города и пути в будущее. М., 1987.

17 Линч К. Образ города. М., 1982.

18 Любовный В. Я. Курс на «сжатие пространства» - угроза целостности и безопасности России // Развитие городов в условиях глобализации. Екатеринбург, 2012. С. 24-46.

19 Малоян Г. А. Агломерация - градостроительные проблемы. М., 2010.

20 Национальная доктрина градостроительства России. М., 2001.

21 Основы теории градостроительства. М., 1986.

22 Перцик Е. Н. Города мира. География мировой урбанизации. М., 1999.

23 Потаев Г. А. Градостроительство: теория и практика. М., 2014.

Стремительно меняется облик мира: села и поселки уступают место городам, последние, в свою очередь, сращиваются в единое целое и становятся агломерациями. Это процесс демографический и экономический, который развивается планомерно и поэтапно, его невозможно остановить. Прогресс сам диктует человечеству условия его наибольшего ускорения. Весь ХХ век является периодом массовой индустриализации. Результатом стало развитие производств различного направления и связанный с этим рост городского населения, которое обеспечивает любое промышленное предприятие основным ресурсом - рабочими.

История появления

Агломерация городская - это процесс разрастания территории населенного пункта за счет его застройки и поглощения прилегающих поселений. Урбанизация прошла достаточно стремительно, в течение 80-95 лет. Если сравнивать данные переписи на начало и конец ХХ века, то они наглядно показывают соотношение сельского и городского населения. В процентном отношении это выглядит следующим образом: в 1903 году 13 % - жители городов, к 1995 году эта цифра составляет 50 %. Тенденция сохранилась и на сегодняшний день, но первые крупнейшие городские агломерации появились еще в древнем мире. В качестве примера можно привести Афины, Александрию и, конечно, великий Рим. Гораздо позднее, в XVII веке, первые агломерации возникли на территории Европы - это Париж и Лондон, который занимал значительную площадь на Британских островах. В XIX веке образование крупных городских поселений началось в Северной Америке. Сам термин "агломерация" впервые вводится географом французом М. Руже. По его определению, агломерация городская - это выход несельскохозяйственных видов деятельности за административные рамки поселения и вовлечение в него окружающих населенных пунктов. Существующие на сегодняшний день определения достаточно разнообразны по изложению, но обобщающим принципом является процесс расширения, роста города. При этом во внимание принимается множество критериев.

Определение

Н. В. Петров характеризует агломерацию как скопление городов и прочих населенных пунктов по территориальному принципу, при этом в процессе развития они срастаются, происходит усиление всех видов взаимосвязей (трудовых, культурных, хозяйственных и т. д.). При этом скопления должны быть компактными и обладать четкими административными границами - как внутренними, так и наружными. Перцик Е. Н. дает несколько иное определение: агломерация городская - это особая форма урбанизации, которая подразумевает скопление территориально близких населенных пунктов, которые взаимосвязаны экономически и имеют общую транспортную сеть, инженерную инфраструктуру, производственные и культурные отношения, общую социальную и техническую базу. В своих работах он подчеркивает, что данный тип объединения является наиболее продуктивной средой для научно-технической деятельности, развития прогрессивных технологий и производств. Соответственно, именно здесь группируются наиболее квалифицированные работники, для удобства которых развивается сфера услуг и создаются условия для полноценного отдыха. Крупнейшие города и городские агломерации имеют подвижные территориальные границы, это касается не только фактического расположения отдельных пунктов, но и временных отрезков, потраченных на перемещение человека или груза от ядра к периферии.

Критерии определения агломерации

Среди современных городов много достаточно развитых, с населением свыше 2-3 миллионов человек. Определить, насколько данный населенный пункт можно отнести к категории агломерации, можно, используя определенные критерии оценки. Однако и здесь мнения аналитиков расходятся: некоторые предлагают ориентироваться на группу факторов, другим достаточно наличия одного признака, который четко выражен и документально подтвержден. Основные показатели, в соответствии с которыми города можно отнести к агломерации:

  1. на 1 м 2 .
  2. Численность (от 100 тысяч человек, верхний предел неограничен).
  3. Скорость застройки и ее непрерывность (не более 20 км между основным городом и его спутниками).
  4. Количество поглощенных населенных пунктов (спутников).
  5. Интенсивность поездок различного назначения между ядром и периферией (на работу, учебу или для проведения досуга, так называемые маятниковые миграции).
  6. Наличие единой инфраструктуры (инженерные коммуникации, связь).
  7. Общая логистическая сеть.
  8. Доля населения, занятого работами несельскохозяйственного характера.

Типы городских агломераций

При всем разнообразии структуры взаимодействия и условий сосуществования городов и их спутников, существует лаконичная система определения вида населенного пункта. Различают два основных типа: моноцентрические и полицентрические агломерации. Наибольшее количество существующих и образовывающихся слияний относят к первой категории. Моноциклические агломерации формируются по принципу доминирования одного основного города. Существует ядро, которое при росте включает в состав своей территории другие поселения и формирует направленность их дальнейшего развития в симбиозе со своими потенциальными возможностями. Крупнейшие городские агломерации (подавляющее большинство) созданы именно по монотипу. Примером может служить московская или нью-йоркская. Полицентрические агломерации являются скорее исключением, они объединяют несколько городов, каждый из которых является самостоятельным ядром и поглощает близлежащие населенные пункты. Например, в Германии это полностью застроенный крупными субъектами, каждый из которых имеет несколько спутников, при этом они не зависят друг от друга и объединяются в одно целое только по территориальному признаку.

Структура

Наиболее крупные городские агломерации мира образовались в городах, история которых насчитывает от 100 до 1000 лет. Это сложилось исторически, любые производственные комплексы, торговые сети, культурные центры проще усовершенствовать, чем создать новые на пустом месте. Исключением являются только американские города, которые изначально планировались в качестве агломераций для более высоких темпов развития экономики.

Итак, сделаем краткие выводы. Агломерация городская - это структурированный населенный пункт, который (приблизительно, четких границ не существует) можно разделить на следующие участки:

  1. Центр города, его историческая часть, которая представляет собой культурное наследие данного региона. Его посещаемость наибольший пик имеет в дневное время, часто существуют ограничения по въезду на данную территорию личного транспорта.
  2. Кольцо, окружающее центральную часть, деловой центр. Эта площадь застроена очень плотно офисными зданиями, кроме того, существует разветвленная система предприятий питания (рестораны, бары, кафе), сфера услуг представлена также достаточно широко (салоны красоты, тренажерные и спортивные залы, модные ателье и т. д.). Здесь хорошо развита торговая сеть, особенно дорогие магазины с эксклюзивными товарами, присутствуют административные государственные учреждения.
  3. Жилая зона, которая относится к старым постройкам. В процессе агломерации она часто превращается в деловые связано с высокой стоимостью земли под жилыми домами. Из-за постоянного спроса на нее, строения, которые не относятся к памятникам архитектуры или истории, сносятся или модернизируются под офисные и иные помещения.
  4. Многоэтажная массовая застройка. Отдаленные (спальные) районы, производственные и промышленные зоны. Этот сектор имеет, как правило, большую социальную направленность (школы, крупные торговые точки, поликлиники, библиотеки и т. д.).
  5. Пригородные территории, парки, скверы, поселки-спутники. В зависимости от размера агломерации данная территория развивается и обустраивается.

Этапы развития

Все городские агломерации мира проходят основные процессы формирования. Многие населенные пункты останавливаются в своем развитии (на каком-либо этапе), некоторые только начинают свой путь к высокоразвитой и комфортной для проживания людей структуре. Принято разделять следующие этапы:

  1. Индустриальная агломерация. Связь между ядром и периферией базируется на производственном факторе. привязаны к конкретному предприятию, не существует общего рынка недвижимости и земли.
  2. Трансформационный этап. Характеризуется повышением уровня маятниковой миграции, соответственно формируется общий трудовой рынок, центром которого является крупный город. Ядро агломерации начинает активно формировать сектор услуг и досуга.
  3. Динамичная агломерация. Данный этап предусматривает модернизацию и перенос производственных мощностей на периферийные участки. Параллельно развивается логистическая система, что позволяет произвести более быстрое сращивание ядра и городов спутников. Появляются единые рынки труда, недвижимости, возводится общая инфраструктура.
  4. Постиндустриальная агломерация. Завершающий этап, который характеризуется окончанием всех процессов взаимодействия. Существующие связи (ядро-периферия) упрочняются и расширяются. Начинается работа над повышением статуса агломерации для привлечения большего числа ресурсов и расширения направлений деятельности.

Особенности российских агломераций

Для повышения темпов экономического роста и развития наукоемкого производства наша страна должна иметь четко сформулированные и просчитанные планы на ближайшую и дальнюю перспективы. Исторически сложилась ситуация, при которой городские агломерации России строились исключительно по индустриальному типу. При этого было достаточно, но при вынужденном переходе на трансформационный этап (формирование рыночной экономики) возник целый ряд проблем, которые пришлось устранять в течение 90-х годов. Дальнейшее развитие городских агломераций требует централизованного вмешательства государства. Именно поэтому данная тема часто обсуждается экспертами и высшими органами государственной власти. Необходимо полное восстановление, модернизация и перемещение производственных баз, что повлечет за собой динамичные агломерационные процессы. Без участия государства как финансирующего и управляющего органа данный этап недоступен многим городам. Экономические преимущества функционирующих агломераций неоспоримы, поэтому происходит процесс стимулирования объединений территориально связанных городов и населенных пунктов. Крупнейшая городская агломерация мира может быть создана в России уже в ближайшее время. Для этого есть все необходимые ресурсы, осталось грамотно использовать главный - административный.

Крупнейшие городские агломерации России

Фактически на сегодняшний день четкой статистики нет. По агломераций в РФ можно выделить 22 наиболее крупные, которые стабильно развиваются. В нашей стране преобладает моноцентрический тип формирования. Городские агломерации России в большинстве случаев находятся на индустриальном этапе развития, но их обеспеченность человеческими ресурсами достаточна для дальнейшего роста. По численности и этапу формирования они располагаются в следующей последовательности (первые 10):

  1. Московская.
  2. Санкт-Петербургская.
  3. Ростовская.
  4. Самарско-Тольяттинская.
  5. Нижегородская.
  6. Новосибирская.
  7. Екатеринбургская.
  8. Казанская.
  9. Челябинская.
  10. Волгоградская.

Число городских агломераций в РФ растет вследствие создания новых объединений, в которые не обязательно входят города-миллионники: слияние происходит за счет ресурсного показателя или промышленных интересов.

Мировые агломерации

Удивительные цифры и факты можно получить, изучая данную тему. Некоторые мировые агломерации имеют площади и численность населения, сопоставимые с аналогичными показателями целой страны. Общее количество таких субъектов подсчитать достаточно сложно, ведь каждый эксперт применяет определенную (выбранную им) группу признаков или же один из них. Но при рассмотрении десятки крупнейших можно рассчитывать на единодушие специалистов. Итак:

  1. Крупнейшая городская агломерация мира - Токио-Иокогама. Численность населения - 37,5 миллионов человек (Япония).
  2. Джакарта (Индонезия).
  3. Дели (Индия).
  4. Сеул-Инчхон (Республика Корея).
  5. Манила (Филиппины).
  6. Шанхай (КНР).
  7. Карачи (Пакистан).
  8. Нью-Йорк (США).
  9. Сан-Паулу (Бразилия).

Проблемы городских агломераций

При всех положительных моментах развития экономики, культуры, производства и науки, существует достаточно большое количество недостатков, которыми характеризуются мегаполисы. Во-первых, большая протяженность коммуникаций и постоянно возрастающая нагрузка (при активной застройке) приводит к проблемам в ЖКХ, соответственно, понижается уровень комфорта горожан. Во-вторых, транспортно-логистические схемы не всегда обеспечивают должный уровень скорости перевозок грузов и людей. В-третьих, высокий уровень загрязнения окружающей среды (воздух, вода, почва). В-четвертых, агломерации привлекают большую часть работоспособного населения из малых городов, которые не являются их спутниками. В-пятых, сложность административного управления большими территориями. Данные проблемы известны каждому городскому жителю, а для их устранения необходима длительная и трудоемкая работа всех городских структур.

Городская агломерация – система территориально сближенных и экономически взаимосвязанных населенных мест, объединенных устойчивыми трудовыми, культурно-бытовыми и производственными связями, общей социальной и технической инфраструктурой, - качественно новая форма расселения, она возникает как приемник города в его компактной (автономной, точечной) форме, особый продукт современной урбанизации. А крупные городские агломерации – это важнейшие ареалы, в которых концентрируются прогрессивные отрасли промышленности, административно-хозяйственные, научные и проективно-конструкторские организации, уникальные учреждения культуры и искусства, наиболее квалифицированные кадры.

Для развития городских агломераций характерны: наращивание гигантских городских скоплений, включающих безостановочно растущие и расползающиеся ядра, вовлекающие в свою орбиту все новые территории, концентрация в них больших масс населения; быстрое развитие пригородов и постепенное (хотя и не везде явно прослеживаемое) перераспределение населения между городами-центрами и пригородными зонами; привлечение сельского населения к несельскохозяйственному труду, в особенности в городской местности; маятниковые миграции и систематические передвижения людей в пределах агломераций на работу, к местам учебы, культурно-бытового обслуживания и отдыха, приобретающие беспрецедентный масштаб.

Формирование агломерации «от города». По достижению определенного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах развития – территорий, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчерпанными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряжено с негативными последствиями. Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички большого города, который, становясь центром агломерации, создает систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой – многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

В одних случаях объекты, составляющие градообразующую базу спутников (промышленные предприятия, испытательные полигоны, научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро, сортировочные станции, склады и т.д.) как бы отпочковываются от сложившегося народохозяйственного комплекса города. В других – они возникают в ответ на потребности города и страны, создаются усилиями разных отраслей хозяйства, будучи привлечены благоприятными условиями развития в окружающем город районе.

Развитие агломерации «от района». Характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притягивает к себе объекты неместного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развивается наука и конструкторско-проектное дело, сосредоточиваются предприятия стройиндустрии и транспортной организации. Все это определяет его приоритетный рост и постепенное возвышение в территориальной группе поселений, которые со временем приобретают по отношению к нему роль спутников.

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «профессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители поселка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-центром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агломерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра различия между агломерациями описанных двух категорий ослабевают, хотя остается существенная разница в характере использованной территории.

Повсеместный и неудержимый рост больших городов и агломераций заставляет задуматься над внутренними закономерностями и причинами этого явления, выявить недостатки такой формы расселения и оценить ее подлинные достоинства.

Важнейшие недостатки больших городов и в известной степени больших городских агломераций хорошо известны:

1. Необычайное усложнение транспортных проблем. Насыщенность больших городов автомобильным транспортом увеличивается, тогда как скорость движения его движения снижается обратно пропорционально.

2. Происходит удорожание инженерного оборудования;

3. Загрязнение окружающей среды, в первую очередь воздуха. По данным химических исследований, шлейф загрязняющего и теплового воздействия крупных городов прослеживается на расстоянии до 50 км, охватывая площадь в 800-1000 км2. При этом наиболее активное воздействие проявляется на площади, превышающей площадь самого города в 1,5-2 раза. Такие города, как Лос-Анджелес, Мехико, не случайно получили прозвище «смогополисов». Не случайно родился и шуточный совет горожанам: «Пусть каждый дышит меньше и в только случае крайней необходимости».

4. Удаление населения больших городов от природы.

5. Большие города «отсасывают» производительные силы от малых и средних городов.

Нет сомнения, что человечество в будущем сможет найти средство решения транспортных и экологических проблем крупнейших городов. Более того, представляется обоснованной точка зрения, что именно высокая концентрация производительных сил в крупнейших городах позволит решить эти проблемы наиболее эффективно, поскольку при такой концентрации станут экономически и технически осуществимыми наибольшие капитальные вложения для этих целей.

Агломерация – это компактная территориальная группировка городских и сельских поселений, объединенная в сложную локальную систему многообразными связями – трудовыми, производственными, коммунально-хозяйственными, культурно-бытовыми, рекреационными, природоохранными, а также совместным использованием разнообразных ресурсов данного ареала.

Сближенность городов и поселков в агломерации, высокая плот­ность их сети, благоприятствуют их интенсивному и эффектив­ному взаимодействию

Поэтому центр тяжести развития объективно перемещается в окружающий город район. Возникают поселения-спутники (чаще всего на основе существующих небольших населенных пунктов) различного профиля. По существу, это частички боль­шого города, который, становясь центром агломерации, созда­ет систему дополнений и партнеров. С одной стороны, все то, что не помещается в городе, «выплескивается» за его пределы. С другой - многое из того, что стремится к нему извне, оседает на подступах. Таким образом, агломерация формируется двумя встречными потоками.

Развитие агломерации «от района» характерно для ресурсных зон, в местах развития добывающей промышленности, где при разработке крупных месторождений обычно возникает группа поселков сходной специализации. С течением времени один из них, расположенный удобнее других по отношению к ареалу расселения и имеющий лучшие условия для развития, притяги­вает к себе объекты не местного значения. Он становится организационно-хозяйственным и культурным центром, в нем развиваются наука и конструкторско-проектное дело, сосредо­точиваются предприятия стройиндустрии и транспортные организации

Так возникает город, который берет на себя функции центра агломерации. У его спутников под влиянием основной «про­фессии» преобладает замкнутый трудовой баланс: жители по­селка работают в основном на расположенном здесь же, в поселке предприятии. Поэтому трудовые связи с городом-цен­тром в образованиях рассматриваемого типа слабее, чем в агло­мерациях, развивающихся «от города». По мере дальнейшего роста и усиления многофункциональности города-центра раз­личия между агломерациями описанных двух категорий ослабе­вают, хотя остается существенная разница в характере исполь­зования территории. В агломерациях промышленных районов (добывающей промышленности) значительные площади заня­ты отвалами, складами, подъездными путями, целиками

Основные свойства и особенности агломераций. Будучи зако­номерным результатом эволюции расселения, постгородской ста­дией его развития, агломерации не возникают автоматически. Их формирование (агломерирование) - географически выбо­рочный процесс, который развертывается там, где для него складываются благоприятные условия. Поэтому агломерацию следует рассматривать как одну из форм расселения, которое и в перспективе должно остаться разнообразным, поскольку неод­нородны интересы различных слоев населения. Агломерации различаются по преобладающим видам деятельности, величи­не, степени зрелости.

Наиболее распространены два пути формирования агломераций: «от города» и «от района». Формирование агломерации «от города». По достижении опре­деленного «порога» (на что сильно влияет размер города, его народнохозяйственный профиль, локальные и региональные природные условия) динамично развивающийся крупный город ощущает все большую потребность в новых ресурсах разви­тия - территории, источниках водоснабжения, инфраструктуре. Однако в пределах городской черты они оказываются исчер­панными или близкими к исчерпанию. Дальнейшее сплошное (периметральное) расширение городской территории сопряже­но с негативными последствиями.