Старинные храмы и соборы вильнюса. Моё путешествие по святым местам Литвы и Польши

СОБОРЫ И ХРАМЫ ВИЛЬНЮСА

ВИЛЬНЮС - столица и крупнейший город Литвы. Расположен на юго-востоке Литвы, в 33 км от границы с Белоруссией, при впадении реки Вильни в реку Нярис. Площадь города - 394 км², население - 538 968 человек.
КАФЕДРАЛЬНЫЙ СОБОР СВЯТЫХ СТАНИСЛАВА И ВЛАДИСЛАВА
Располагается в историческом центре Вильнюса у подножия Замковой горы. Рядом находится башня-колокольня. Строение в нынешнем виде являет пример архитектуры классицизма.

Христианский храм был сооружён на месте языческого святилища в XV веке. Предполагается также, что храм был основан великим князем литовским Миндовгом (королем литовским с 1223 года).


Храм неоднократно страдал от пожаров (1399, 1419, 1530, 1539, 1542 и позднее). Собор отстраивался и расширялся при поддержке великого князя литовского Витовта. В часовне Святого Михаила Архангела, выстроенной при новом храме в готическом стиле, были похоронены жена Витовта Анна Святославовна (1418) и Витовт (1430).


Над фасадом возвышаются три статуи: посередине Святая Елена с позолоченным крестом, слева Святой Станислав, справа Святой Казимир.


В нишах по обе стороны портика установлены большие скульптуры Моисея и Авраама. Барельефы и скульптуры созданы в 1785-1791 годах. В 1950 году с крыши собора были сняты и уничтожены статуи святых. В 1857-1859 годах в соборе был смонтирован орган, перенесённый из Августинианского монастыря. В 1889 в соборе известным мастером Юзефом Родовичем был построен новый орган


В кафедральном соборе торжественно короновались великие князья литовские от Витовта до десятилетнего Сигизмунда Августа. В 1919 году здесь состоялось торжественное богослужение - инаугурация Университета Стефана Батория. В 1927 году прошла торжественная коронация чудотворного образа Божией Матери Остробрамской



В 1967 году на колокольне были установлены 17 колоколов разной величины, на которых вызванивали мелодии во время празднеств и полуденный сигнал литовского радио.


КОСТЁЛ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ УТЕШИТЕЛЬНИЦЫ
Здания бывшего монастыря чрезвычайно скромного декора и ничего выдающегося собой не представляют. Двухэтажный корпус, выходящий на улицу Бокшто, особенно запущен. Костёл отличается изящными формами позднего барокко. Передний фасад украшает высокая пятиярусная башня с ажурным крестом (высота 41,5 м), выделяющаяся в силуэте Старого города. Храм с единственной башней переднего фасада в Литве представляет собой достаточно редкое явление. Башня украшена ордерными элементами.

В центре нижнего яруса расположен оригинальный портал из треугольных пилястров. Убранство интерьеров и алтари не сохранились.

КОСТЁЛ БОЖЬЕГО ПРОВИДЕНИЯ
Освящён костёл был в 1923 году. С 1925 года храм принадлежал салезианскому братству. После Второй мировой войны костёл был закрыт (1948). Государственный драматический театр, которому было передано здание, использовал его как склад декораций. В 1961 году костёл был возвращён верующим.

Небольшой по размерам храм построен в неоготическом стиле, однонефный, в плане прямоугольный. Апсида ниже и уже основного корпуса.
В костёле находится чудотворная статуя Пресвятой Девы Марии Королевы Мира, перенесённая из недостроенного костёла Сердца Иисуса (на месте которого был построен Дворец строителей). Обновлённая статуя с начала 1980-х годов украшает алтарь костёла Божия Провидения.

В ограде костёла близ входа располагается скульптурная группа, изображающая Христа и коленопреклонённого пожарного.
КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ГОСПОДНЯ
Здание является характерным примером вильнюсского позднего барокко и отличается изящными высокими башнями. Храм базиликального типа, трёхнефный с очень узкими боковыми нефами.

КОСТЁЛ ВОЗНЕСЕНИЯ ПРЕСВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Часовня, закрытая вместе с костёлом в 1864 году, постепенно приходила в упадок. В 1904 году по инициативе инженера Станислава Блажевича она была отремонтирована на пожертвования. Её использовали для отпеваний. После Второй мировой войны она долгое время была заброшена. В 1969 году по проекту архитектора Антанаса Кунигелиса бывшая часовня была отреставрирована. Некоторое время в ней действовал магазин сувениров.



КОСТЁЛ ВСЕХ СВЯТЫХ
Был построен вместе с прилегающим ансамблем кармелитского монастыря в 1620-1631 годах у городской стены рядом с Рудницкими воротами. При восстановлении после пожара во время войны с Москвой в 1655 году был существенно перестроен. В 1743 году у северо-восточного угла была возведена высокая колокольня сложной формы в стиле позднего барокко на месте бывшей башенки.

Главный фасад выполнен в архитектурных формах раннего барокко. Карниз членит его на два яруса, широкие пилястры подчёркивают вертикальную ось и означают внутреннюю структуру. Завершает фасад треугольный фронтон, по бокам которого высятся обелиски. Центральную ось подчёркивает пышный портал с заметным влиянием ренессанса и большие окна.

Увенчанная шлемом в стиле рококо и ажурным крестом, монументальная колокольня состоит из четырёх расширяющихся книзу ярусов с отличающимся оформлением. Отделанные рустом дорические пилястры нижнего яруса контрастируют со встроенными в углы узкими колоннами. Пилястры второго яруса коринфские и декорированы редким лепным мотивом. Боковые, расположенные наискось пилястры третьего яруса обрамляют пары колонн.

КОСТЁЛ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ СВЯТОЙ ДЕВЫ МАРИИ
Внушительных размеров здание из жёлтого кирпича в неороманском стиле. Главный фасад с треугольным завершением возвышается над четырёхскатными крышами квадратных в плане башен по бокам. Фасад декорирован большой розеткой над отделанным колоннами четырёхчастным окном. По обеим сторонам портала в нишах установлены статуи Девы Марии и Распятия.
С противоположной стороны храма полукруглая апсида.

Трёхнефный основной корпус пересекает широкий трансепт. Ниши со статуями украшают трансепт и боковой фасад. В одной из ниш установлена копия скульптуры Святого Гиацинта работы скульптура Болеслава Балзукевича


Внутренний объём образуют три нефа, отделённых рядами пилонов. В главном алтаре располагается многофигурная скульптурная композиция по мотивам «Тайной вечери» Леонардо да Винчи. Над нею размещаются мраморные барельефы вильнюсских костёлов и скульптуры. В алтарях трансепта помещаются копии образов Девы Марии Остробрамской и Ченстоховской. В окнах витражи.










КОСТЁЛ ПРЕСВЯТОЙ ТРОИЦЫ
Костёл двухбашенный и однонефный, в стиле позднего барокко, с оригинальным планом креста, вписанного в прямоугольник. Храм богат архитектурными формами и оригинальными пространственными решениями. Два яруса главного фасада образуют единую композицию, а выше поднимаются две башни и треугольный фронтон между ними. Плоскость фасада членится пилястрами и карнизами.
Прежнее внутреннее убранство сначала костёла, затем церкви уничтожено. Интерьер украшен деревянной скульптурой в стиле барокко с фасада костёла Святой Екатерины.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ВАРФОЛОМЕЯ
Перед Второй мировой войной в Вильне обосновались монахи редемптористы и временно пользовались костёлом Святого Варфоломея для своих молебнов. В 1949 году советскими властями храм был закрыт, а его три деревянных барочных алтаря были перемещены в костёл Святого Михаила Архангела в Неменчине; судьба двух других неизвестна. В костёле были устроены мастерские скульпторов.
В 1997 году костёл был передан вильнюсской общине белорусов-католиков.

КОСТЁЛ СВЯТОГО ДУХА
Нижняя часть храма опоясана с трёх сторон корпусами бывшего монастыря, благодаря чему выделяется его верхняя часть с двумя невысокими башнями (36,3 м), четырьмя фронтонами и куполом с фонарём над центральным нефом.


Нынешнее здание - уже, по меньшей мере, пятое, возведённое на этом же месте. Первые здания были выстроены в готическом стиле. Купол с фонарём над центральным нефом костёла возвышается на 51 м.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ИОАННА БОСКО
Построен по проекту архитектора Витаутаса Чеканаускаса. Освящён во имя святого Иоанна Боско в 2001 году.


КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА
Римско-католический иезуитский неприходской костёл в Вильнюсском деканате; первый образец стиля раннего барокко в Вильне. Костёл вместе с прилегающим монастырём строились иезуитами при щедрой финансовой поддержке Сигизмунда III и Льва Сапеги. Постройка была начата в 1596 году, а окончена в 1604 году. В основание костёла был положен больших размеров камень, найденный на Антокольских горах, откуда его притащили семьсот виленских мещан - усердных богомольцев; впереди процессии шествовали высшие сановники во главе с великим канцлером литовским Львом Сапегой. Камень с надписью был заложен в фундамент при торжественном богослужении. Одновременно рядом с костёлом был заложен монастырь для профессоров иезуитов. Костёл был освящён в честь святого Казимира 12 мая 1604 года.

Храм по существу трёхнефный, но боковые нефы представляют собой не соединённые друг с другом открытые капеллы. Это создаёт впечатление едва ли не прямоугольного объёма. Внутреннее пространство базиликальное.


Над средокрестием на восьмиугольном барабане поднимается высокий купол с фонарём. Диаметр купола составляет 17 м, высота - 40 м. Это первый и самый большой купол в архитектуре Вильнюса


Пристроенный в 1755 году притвор в стиле барокко внёс разнообразие в суровые и лаконичные формы храма. Пилястры и сложно профилированный карниз стен создают впечатление художественной целостности.
Традиции готики и позднего ренессанса (маньеризма) усматриваются в мощных контрфорсах боковых фасадов, круглых лестничных башнях по обе стороны пресбитерия, декоре сводов ризницы.




Святой Казимир

Фрагмент амвона



Орган




КОСТЁЛ СВЯТОГО КАЗИМИРА В НОВОЙ ВИЛЬНЕ
В Новой Вильне работы по образованию католического прихода и строительству приходской церкви начались в 1906 году. В 1907 году был образован приход.
Костёл построен из жёлтого кирпича в неоготическом стиле. Храм однобашенный, с крестом в плане, с трёхстенной апсидой. Три нефа отделены друг от друга пилонами.
В храме имеется изображение Пресвятой Девы Марии - копия Остробрамской Божией Матери.





КОСТЁЛ СВЯТОГО КРЕСТА
Советскими властями в 1949 году монастырь и храм были закрыты. В зданиях бывшего монастыря были устроены квартиры. Храм в 1976 году был отреставрирован. В нём был устроен концертный зал Вильнюсской филармонии, именовавшийся «Малый зал барокко», где проходили концерты органной музыки.
После смены государственного строя остатки монастыря и храм в 1990 году были в порядке реституции возвращены Вильнюсской архиепископии.


Внутри храма находится родник, который, по легенде, забил на месте мученичества францисканцев и особенно благотворен для больных глаз. Интерьер интересен сочетаниями элементов рококо и неорококо. Каменные крестовые своды с опорными арками относятся ко второй половине XVIII века. В 1906 году они были декорированы лепниной.


Всю ширину нефа занимает главный алтарь со сложным ордером и волнообразным карнизом. В главном алтаре находится образ Пресвятой Девы Марии, почитавшийся как чудотворный. Копия его написана на фасаде костёла. Правый алтарь пресбитерия отличается высокой художественностью исполнения. Амвон вычурных форм поддерживают статуи ангелов.
КОСТЁЛ СВЯТОГО МИХАИЛА
Костёл однонефный прямоугольного плана, длиной 30 м и шириной 13,5 м. Цилиндрические своды возвышаются на 15,5 м. Костёл строился в переходный период от готики к ренессансу; это отразилось в его элементах. Черты готики сохранились в укреплённых контрфорсами стенах, характерных узких окнах, высокой крутой черепичной крыше.


Колокольня возвышается в некотором отдалении в углу над воротами во двор костёла. Невысокая колокольня в плане прямоугольная, сдержанных форм. Её изящная лёгкая башенка гармонирует с угловыми башенками главного фасада.


КОСТЁЛ СВЯТОГО НИКОЛАЯ
Сравнительно небольшой безбашенный костёл с массивными стенами построен из красного кирпича. Храм почти квадратный в плане (13,0 на 15,75 м), трёхнефный, зального типа, с короткой трёхгранной апсидой и с диагональными контрфорсами на углах.


В костёле три алтаря. В главном алтаре крест и четыре статуи Святого Христофора, Святой Тересы, Святой Клары и Святого Иосифа с Младенцем между колоннами работы скульптора Рафала Яхимовича. В левом алтаре образ Святого Николая со статуями Святого Казимира и Святого Георгия между колоннами. В правом алтаре барельеф Скобящей Божией Матери.


КОСТЁЛ СВЯТОГО АРХАНГЕЛА РАФАИЛА
Костёл Святого Архангела Рафаила составляет вместе с комплексом зданий бывшего монастыря архитектурный ансамбль позднего барокко. Костёл прямоугольный в плане, трёхнефный, базиликального типа. В нижнем ярусе главного фасада доминирует характерная для перехода от раннего к позднему барокко плоская стена с чётким ордерным членением.


Большой алтарь с группами колонн на высоких пьедесталах и многочисленными фигурными скульптурами относится к стилю рококо. В алтаре находится картина известного художника Шимона Чеховича с изображением архангела Рафаила.



КОСТЁЛ СВЯТОГО СТЕФАНА
Один из первых каменных храмов в предместьях Вильны был построен в 1600 году в Рудницком предместье, где хоронились жертвы эпидемий и голода. Инициатором постройки костёла был иезуит священник Шимон Высоцкий, организовавший сбор денег среди горожан. В 1604 году в костёле проходили пышные торжества канонизации святого Казимира. При храме действовала школа. В 1612 году горожане Андриан и Эмарциан Вежбицкие на свои средства на месте деревянного лазарета при храме возвели каменное здание, рассчитанное на 24 больных, и обустроили три часовни. Во время войны 1655 года костёл пострадал от пожара. Разрушенный тогда же лазарет был отстроен только в 1673 году.


Костёл в плане формы креста с цилиндрическими башенками по углам. Покрыт черепицей. Наружные стены храма позднее были украшены парными пилястрами. Дверь главного входа покрыта кованым листовым железом в узоры. Окна имеют дубовые рамы, а два окна за главным алтарем, с железными рамами - витражи: по левой стороне витраж с изображением святого Стефана, по правой - Сердца Спасителя.

Внутри храм отличается простотой и отсутствием украшений. В XVIII веке интерьер украшали органные хоры и шесть барочных алтарей, погибших в 1794 году. В алтаре одной из капелл находился образ непорочного зачатия пресвятой Девы Марии, написанный Франциском Смуглевичем или его учеником.


КОСТЁЛ СВЯТОГО ФРАНЦИСКА АССИЗСКОГО
Несмотря на то, что храм многократно перестраивался, сохранился основной готический характер его архитектуры. Укреплённые контфорсами стены из красного кирпича, три башни, 19 бойниц-амбразур под крышей в северной стене придают костёлу характер готического храма оборонного типа.


По своим размерам храм - одно из самых крупных готических культовых зданий в Литве. Храм трёхнефный, зального типа; длина составляет 42,2 м, ширина 24 м. Центральный неф в два раза шире боковых нефов. Продолжение центрального широкого нефа - более низкий пресбитерий длиной 20,2 м, отделённый изящной триумфальной аркой и заканчивающийся гранёной апсидой.


Внешний декор костёла здания довольно скромен. Главный и боковой южный фасады отличаются особой выразительностью. Их композиция основана на ритме высоких вертикальных окон и узких контфорсов. В нижней части главного западного фасада основной акцент составляет портал со стрельчатой аркой и профилированной рамой с аркатурой. На главном фасаде, по углам которого размещены две небольшие восьмиугольные башенки, выделяется центральная часть с широким стрельчатым окном посередине и нишами по обе стороны от него, оформленными орнаментами из кирпича. Ниши по обеим сторонам большого окна повторяют формы стрельчатых готических окон. Над нишами орнамент кирпичной кладки. Главный фасад украшает фриз из профилированных кирпичей. Винтовые лестницы внутри башенок ведут в галерею с амбразурами. Верхние ярусы фронтона и башенок фасада носят черты барокко.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ АННЫ
Здание небольших размеров, удлинённой прямоугольной формы, длиной 22 м и шириной 10 м. Боковые стены тонкие, с четырьмя парами стрельчатых окон; между ними выступают с внутренней и наружной стороны столбы. Они выполняют функцию контрфорсов, несущих тяжесть сводов.
В стенах пресбитерия с гранёной апсидой они превращаются в изящные декоративные башенки-пинакли, расположенные полукругом у крыши апсиды.

Самым ценным элементом костёла считается главный фасад, «не имеющий себе равных не только в литовской, но и во всей восточноевропейской кирпичной готической архитектуре»


Он отличается необыкновенной пластикой, разнообразием и декоративностью его линий и форм. Правильная симметричная композиция фасада образована тремя грациозными башнями изящной формы и одинаковой высоты, с подчёркнутой средней частью.

В строительстве храма было использован жёлтый фасонный кирпич, тщательно обожжённый, устойчивый к сырости и колебаниям температур, 33 различных форм. После пожара 1761 года закоптелые внешние стены были покрашены в красный цвет.



КОСТЁЛ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
Каменная церковь была построена в 1650 году. При нашествии московских войск и украинских казаков в 1655 году храм и монастырь значительно пострадали. Восстановительные работы затянулись до 1703 года, когда костёл был заново освящён во имя святой Екатерины. К восточной стороне был пристроен пресбитерий с апсидой.




КОСТЁЛ СВЯТОЙ ТЕРЕЗЫ
После Второй мировой войны в помещениях монастыря было устроено общежитие Вильнюсского педагогического института. В 1971-1976 годах под руководством архитектора Видмантаса Виткаускаса был обновлён фасад костёла, реставрировался интерьер.

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИАКОВА И ФИЛИППА

КОСТЁЛ СВЯТЫХ ИОАННОВ

Орган костела Святых Иоаннов




Колокольня костела Святых Иоаннов

КОСТЁЛ ПЕТРА И ПАВЛА
Снаружи церковь выглядит довольно скромно. Горизонтальные карнизы разделяют фасад на два яруса. Двухъярусный фасад украшают строгие колонны (вместо обычных для барочной архитектуры пилястров), треугольный фронтон, по композиции близкий классическому портику, с рельефом, символизирующим мир, в нише, декоративно оформленный портал и открытый балкон с деревянной балюстрадой. По бокам слева и справа от большого окна и балкона в нишах фигуры святого Августина и святого Станислава.


В костёле девять алтарей; главный - во имя святых апостолов Петра и Павла (остальные - Иисуса Антокольского, Святого Франциска Ассизского, Девы Марии, Пяти Ран Иисуса и алтари в четырёх часовнях).




Главным достоинством костёла является гармонично решённое внутреннее пространство с множеством высокохудожественных скульптурных украшений на сводах пресбитерия, в куполе, в центральном нефе, в капеллах Святого Августина, Женщин, Святой Урсулы, Рыцарей. По своему художественному совершенству и богатству барочных форм интерьер не имеет себе равных в Литве и Польше.

Люстра костёла

Фигурных композиций, горельефов и статуй, изображающих библейские, исторические, мифологические и аллегорические персонажи, фантастические демонические существа, растения и животные, насчитывается более двух тысяч. На куполе костёла изображён Господь, взирающий сверху на всё это. Человеческие фигуры представляют сцены из Нового Завета и самые важные события истории Литвы.

Основные лепные украшения (стукковые рельефы) выполнены итальянскими скульпторами Джованни Пьетро Перти (Перетти) и Джовани Мариа Галли и мастером из Вильны Мацеем Жилевичем

Потолок костёла



Герб




КОСТЁЛ СЕРДЦА ИИСУСА
Состояние: храм не действует
Сохранившееся здание костёла - выдающийся памятник архитектуры позднего барокко. В плане храм греческого креста - единственный в Литве такого типа; увенчан большим восьмиугольным куполом высотой 37 м с двухъярусным барабаном. Купол опирается на стены двухметровой толщины, четыре полукруглых арки и угловые паруса. Наверху возвышается восьмиугольный фонарь с волютами и пилястрами по углам.


Стены сложены из кирпичей и оштукатурены, купол, фонарь и крыши крыты жестью. Волнистые линии пилястров, ниш, карнизов фасадов образуют динамические, гибкие формы.
Интерьер храма хотя и значительно повреждён, но сохраняет пышный пластичный декор в стиле рококо. Сохранились фрагменты росписи стен.
Украшавшие алтари храма картины Чеховича хранятся в Художественном музее Литвы.


НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ
Основана в XIV веке. С 1871 года в Никольской церкви двадцать лет служил настоятелем Иоанн (Шверубович), отец Василия Качалова. Известный впоследствии русский советский актёр родился и детство (по 1893 год) провёл в соседнем доме, принадлежавшем церкви, о чём сообщает установленная на его стене мемориальная плита.

ОСТРАЯ БРАМА
Представляет собой единственные сохранившиеся ворота городской стены и часовню с чудотворным образом Матери Божией Остробрамской. Ворота построены в готическом стиле в 1503-1522 гг., когда Вильнюс окружила городская стена с пятью, позднее девятью воротами. Позднее над аркой ворот достроен фасад с пятью амбразурами и аттиком в ренессанском стиле. Аттик декорирован Погоней - гербом Литвы, поддерживаемым двумя крылатыми львами-грифами, и рельефной головой Гермеса в крылатом шлеме.
Ниже в нише располагалась икона Спасителя.


Чудотворный образ Матери Божией Остробрамской относится к редкому типу изображения Богоматери без младенца в руках. Почитается как католиками, так и православными. Считается одной из главных христианских святынь Вильны, Литвы и Беларуси. С иконой и творимыми ею чудесами связаны многочисленные предания и легенды.
Икона помещена в часовню над городскими воротами в начале XVII века. Написана темперой на 8 дубовых досках толщиной 2 см. Размер 200 х 165 см.


ПРЕЧИСТЕНСКИЙ СОБОР
Сооружён киевскими зодчими по образцу собора Святой Софии в Киеве и в 1348 году освящён епископом Владимирским Алексием, митрополитом Киевский и всея Руси, приглашённым великим князем литовским Олгердом.
В 1998 году собор был отреставрирован.



ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОЙ ЕВФРОСИНИИ ПОЛОЦКОЙ


ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

ХОРАЛЬНАЯ СИНАГОГА

Пречистенский кафедральный Собор – одна из древнейших христианских святынь литовской столицы.

В Литве два храма освящены в честь Успения Богородицы. Один из них – Кафедральный собор в Вильнюсе, известный как Пречистенский. Другой находится в городе Вевисе.

Пречистенский собор, названный так в народе в честь Пречистой Богородицы, – второй по древности христианский храм в столице. Древнее его только Пятницкая церковь.

История

Основание Виленского храма в честь Успения Божией Матери было положено в 1346 году Великим князем Литовским Альгирдасом (Ольгердом) для своей супруги, княжны Тверской Иулиании. Приглашённые киевские зодчие возвели его наподобие Софийского храма Ярослава Мудрого. Освятил храм в честь Успения Пресвятой Богородицы в 1348 г. свт. Алексий митрополит Московский.

Кафедральным Собором храм становиться в 1415 г. после разделения двух митрополий — Киевской и Московской.

Здесь в 1495 г. торжественно встречали царственную невесту Великого князя Литовского Александра Елену, дочь Великого князя Московского Иоанна III. Лишенная возможности построить свою домовую церковь, княжна постоянно бывала на богослужениях в Пречистенском Соборе. Под сводами этого храма она была погребена в 1513 г., рядом с княгиней Иулианией Тверской (1392 г.), супругой Великого князя Альгирдаса, которая принимала деятельное участие в построении храма. По свидетельству Никоновской летописи, здесь похоронен и сам Великий князь Литовский Альгирдас (1377 г.).

В конце XVI в. заключена Бресткая Уния, и Православную общину Литвы постигают испытания, Пречистенский Собор переходит в руки униатов. XVII – XVIII вв. – в следствии смут и частных войн Пречистенский Собор был поражен сильным пожаром, но униатский Свято-Троицкий монастырь, к которому был приписан Собор, не заботился о его реставрации. Пожар в Вильне в 1748 г. вновь повредил здание, в следствии этого богослужения совершались очень редко, а затем и совсем прекратились.

В начале XIX в. главой униатской епархии Булгаком, храмовое здание было продано военному ведомству, затем в 1808 г. Виленскому Университету, где размещается анатомический театр, аудитории, ветеринарная клиника со скотолечебным отделением, библиотека.

В ходе восстания 1830 – 1831 гг. после закрытия Университета здание церкви передано городской управе. В этот период здание заброшенно, в нем ютится беднота, в алтарной части размещается кузница…

В 1864 г. по инициативе митрополита Виленского и Литовского Иосифа (Семашко) начались восстановительные работы под руководством архитекторов — академиков А. Резанова и Н. Чагина, которые, бережно сохраняя древние фрагменты строения, придали фасаду формы, похожие на средневековую грузинскую архитектуру. Богатый пятиярусный иконостас написан старостой собора академиком И.П. Трутневым.

В 1867 году собор посетил император Александр II и выделил на его ремонт из государственной казны 57 тысяч рублей. Работы закончились в октябре 1868 г., и храм был заново освящен архиепископом Антонием (Зубко), с тех пор богослужения в храме не прерываются по сей день. В этом же году освящается отдельный придел во им. свт. Алексия, митрополита Московского чудотворца, именно Алексий освящал в 1348 г. эту церковь.

В 1871 году в Пречистенском храме был освящен второй придел во имя священномученика Макария, митрополита Киевского.

Ведь, еще будучи наместником митрополита, архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря, о. Макарий совершил благодарственный молебен по случаю венчания княжны Елены, дочери Великого князя Московского Иоанна, и Великого князя Литовского Александра. Примечательно и то, что в 1495 г., в Пречистенском Соборе св. Макарий был возведен в сан Митрополита Киевского.

На стенах Пречистенского Собора размещены четыре мраморных мемориальных доски, на которых начертаны имена лиц, погибших во время Польского восстания 1863 – 1864 гг., без различия их национальностей и вероисповедания.

Войдя в храм, можно увидеть на правой и левой сторонах монументальные иконы святых равноапостальных князя Владимира, княгини Ольги, Константина, Елены и др., привезенных из Исаакиевского Собора Санкт-Петербурга.

У левой колонны храма сооружен киот в память св. прав. Иоанна Кронштадского. Надпись на киоте гласит, что св. Иоанн Кронштадский являлся почетным членом Пречистенской общины. Известно, что в октябре 1893 г., при посещении Вильны, св. Иоанн молился в Пречистенском храме, а в 1907 г. он благословил церковную общину иконою свт. Николая Чудотворца.

На правой же колонне храма находиться киот с иконой Пресвятой Богородицы „Почаевская“ – дар российского императора Александра II, а за колонной большая местночтимая чудотворная икона Божией Матери „Иверская“.

В восьмидесятые годы XX в., при архиепископе Викторине (Беляеве, 1978 – 1989 г.г.), были произведены наружные ремонтные работы храма, при которых на восточной стороне были открыты фрагменты древней кирпичной кладки. Было установлено также, что юго-восточная башня меньше всего подвергалась разрушениям и является ровесницей башни Гедиминаса.

Важнейшим для Православной общины Литвы стал визит Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в июле 1997 г. Его Святейшество отслужил в Пречистенском Кафедральном Соборе Божественную литургию, обратился к молящимся с духовным напутствием и благословил Пречистенскую общину „Казанской“ иконой Божией Матери, привезенной из Москвы.

В 1998 г., при митрополите Виленском и Литовском Хризостоме, произведено обновление внутреннего интерьера храма, а в 2004 г. и наружные реставрационные работы.

В последние десятилетия Кафедральный Пречистенский Собор приобрел значение, как центр духовного просвещения и религиозной жизни.

При храме работает Воскресная школа. Регулярно организуются концерты, выставки, презентации.

Международный Фестиваль духовной музыки стал уже традиционным.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор. Южный фасад с элементами открытой кладки.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор во время реставрации 1864 года.



Вид издали.

Расчищенные участки кирпичной кладки.

Фасад со стороны реки Вильняле также частично расчищен от штукатурки: не сложно заметить, что кладка сохранила первоначальную стрельчатую форму оконных проемов - одну из наиболее характерных черт готики.

Вид со стороны реки Вильняле.



Звонница (в настоящее время не действующая)

Внутреннее убранство храма очень нарядно. Сразу бросается в глаза столь не характерный для православной архитектуры невысокий купол-октагон, без росписей, с хорошо заметными ребрами. Вместе с тем заметно и наследие православной византийской традиции - под куполом видны паруса, на которых, как и полагается в византийской традиции, устроен световой барабан. Однако этот световой барабан виден только снаружи - тот октагональный купол, который мы видим изнутри, помещен внутрь барабана.

Купол Собора

Поражает своей красотой обильная резьба на внутренней части стен и при входе в храм.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор. Интерьер. Фрагмент резьбы.

Особая гордость Собора – главный иконостас из пяти уровней. Красивейшая роспись делает его совершенно уникальным на территории Литвы.

Вильнюсский Пречистенский Кафедральный Собор. Иконостас.

Представляем собранные фотографии снятые в разные годы.
Просим, если у вас есть другие снимки, на которых изображён наш храм, сообщить об этом. Заранее благодарим.

Православные святыни Вильнюса November 4th, 2014

На Казанскую посчастливилось побывать в одной из святынь Православия - Свято-Духовом монастыре Вильнюса.

Главный храм монастыря был построен в XVI веке - во времена тяжелых гонений на Православие в Литве, когда многие храмы были отобраны униатами.

Храм построен в стиле барокко и является одной из визитных карточек старого Вильнюса. Через него пролегают все туристические маршруты, поскольку начинаются они через Остробрамские ворота, находящиеся недалеко от монастыря, - единственные из сохранившихся ворот оборонительной стены древнего Вильнюса. В этих воротах есть часовня, а в ней располагается одна из православных святынь - Остробрамская икона Божией матери.

Вот вид на часовню со стороны старого города.

То, что видно на снимке - построено католиками в более позднее время вместо часовни, располагавшейся над воротами и принадлежавшей православному монастырю.

Икону привез в Литву князь Ольгерд в XV веке. Князь был женат два раза на русских княжнах, что не позволяло ему оставаться язычником, но Ольгерд скрывал этот факт от народа Литвы, который в своей массе поклонялся языческим богам.

Икону поставили на воротах сначала с внешней стороны, но так простояла она недолго. Скоро начались гонения на Православие. Надвратная часовня, находящаяся в Остром (русском) углу Вильнюса и принадлежавшая Свято-Троицкой обители, была отобрана у православных униатами, а позднее перешла к католикам. Православные пытались сохранить икону у себя, но у них ее отобрали. Сейчас она стоит в перестроенных воротах лицом к городу (на фото за большим окном над воротами).

Потеряв Свято-Троицкую обитель, православные основали новую - Свято-Духову совсем рядом. Теперь храм этой обители является главной православной святыней Вильнюса.

В храме покоятся мощи трех виленских мучеников - Иоанна, Евстафия и Антония, замученных при Ольгерде. Они были уроженцами Вильнюса и имели чисто литовские имена - Нежило, Круглец и Кумец. Святые были дружинниками князя и открыто исповедовали Православие, что подрывало устои языческой Литвы. Мучеников предали жестоким пыткам и казнили. Больше всех мучили Евстафия - хорошо видно его сломаные ступни. На фото - рака с мощами трех мучеников. Замучили их в роще, на месте которой стоит Свято-Троицкий храм, принадлежащий сейчас католикам. Совсем рядом с монастырем.

Сегодня нам повезло - открыли стекло, закрывающее мощи, и удалось приложиться прямо к телам святых. Они сохранились нетленными, все трое лежат в одной большой раке. На мощах освятили икону - увезем в Калининград.

Раньше мощи мучеников хранились в подвальном храме, куда нам также сегодня удалось попасть.

Литва - католическая страна, край церквей и костёлов, коих здесь превеликое множество, не похожих один на другой. В одном Вильнюсе их не счесть. А еще есть огромное количество поселков и городков, разбросанных по всей Литве, и почти во всех из них можно найти настоящие архитектурные шедевры, возведенные в разных стилях и из разного материала. У литовцев считалось делом чести построить такой храм, чтобы не стыдно перед соседями было. Сегодня хочу представить фотоподборку, где запечатлено многообразие архитектурных форм. Не могу сказать, что она исчерпывающая, но некоторое представление дает.


Хочу предварительно отметить принципиальную разницу между Литвой и Латвией в этом вопросе. Я уже как-то писала, что при герцоге Курляндском строились типовые храмы, а также довольно много сходного в архитектуре церквей отмечалось и в других регионах Латвии, вне зависимости от того, православный то храм, или лютеранский. Имела несколько бесед на эту тему, которые надо бы подытожить в отдельном посте, а пока лишь пару ссылок для памяти: и .

А теперь перейдем к литовским сооружениям. Здесь покажу храмы из нашей последней поездки (в мае 2013 г.) в том порядке, в каком они попадались на нашем пути, а потом еще хочу сделать подборку с фотографиями предыдущих лет, в которой будут храмы Вильнюса, Каунаса, Рокишкиса, Тракая и др.

Плунге
На ул. Витауто, 34 находится собор Иоанна Крестителя (1933), считающегося покровителем Литвы. Есть легенда, что неподалеку от него в 19 в. была синагога. Выдавая разрешение на ее строительство, епископ велел, чтобы здание синагоги было не выше, чем собор. Но строители нарушили обещание, и общине пришлось ежегодно выплачивать налог в казну епископа. Однако, как видите, это ничем не подтверждается:

Риетавас
Городок славится своим костелом архангела Михаила, который спроектировал главный архитектор Берлина, самый известный архитектор Германии 2-й половины 19 в. - Фридрих Август Штюлер (Friedrich August Stüler). Костёл построен в итальянском неороманском стиле по заказу дворянского рода Огинских, на пожертвования местных жителей и из своих личных доходов. Строительство начали в 1853 г., но закончили лишь через 20 лет. Алтари были изготовлены в Брюсселе. Внутренние пространства выложены мрамором. Производит сильное впечатление:

Кретинга
Костел Благовещения Пресвятой Девы Марии при монастыре бернардинцев был построен в 1610-19 гг. под покровительством знаменитого великого гетмана Яна Кароля Ходкевича, владельца Кретинги. Хотя храм был освящен в 1619 г., черт барокко в его архитектуре немного. Толстые стены, компактный объем напоминает средневековые храмы. Строгий вид придает и башня с островерхим шпилем, воздвигнутым в 1982 г. взамен разрушенной во время II мировой войны верхушки усложненной формы. Облик храма преобразила реконструкция 1908 г. - пристроены боковые нефы, возведен трансепт. Внутри находится несколько картин 17 в. Интересны портреты основателей церкви и монастыря Я.К. Ходкевича и его жены Софии, а также образ св. Антония в серебряном окладе в правом алтаре пресбитерия. Спинки церковных скамей расписаны сценами мучений, которые претерпели монахи ордена францисканцев. Двери ризницы и портал храма украшены резьбой, а амвон - скульптурами в стиле барокко. Под землей расположена крипта, где находятся могилы Ходкевичей, в т.ч. первая жена гетмана София Мелецкая, однако сам Ходкевич, умерший под Хотином, по требованию своей второй жены Анны Алоизии Острожской был похоронен не в Кретинге, как завещал, а в родовой резиденции второй супруги, Остроге на Волыни. В крипте захоронены тела монахов и горожан - жертв шведских набегов. В крипте мучеников оборудован алтарь (2005 г., скульптор Р. Сакалаускас).

Паланга
Часовня на вершине реликтовой дюны - т.н. холма Бируте на морском побережье Паланги. По легенде, холм был насыпан над могилой Бируте, второй жены великого князя Кейстута и матери Витовта Великого, родившейся в окрестностях Паланги и вернувшейся сюда после убийства мужа. Холм отмечен на картах с XVII в. В 1989 г. археологи нашли свидетельства наличия на этом месте языческого святилища и обсерватории, некогда расположенной на вершине холма Бируте в XIV-XV вв. В 1869 г. на вершине холма по проекту архитектора Майера на месте старой часовни 17 в. была построена новая часовенка, а у подножия холма расположена скульптура с надписью "Для тебя, Бируте".

В склоне холма Бируте по указанию Феликса Тышкевича, владельца дворца в Паланге, был устроен грот в честь Богоматери Лурдской:

Клайпеда
Город сильно пострадал во время великого пожара 1854 г. (в котором погибло 40% его застройки) и II мировой войны, после которой было потеряно 60% старинных зданий и все десять храмов. Виды старой Клайпеды можно было увидеть на стендах Театральной площади. Среди них и утраченные церкви:

Шилуте
Лютеранская церковь: строительство по проекту Курта Гуткнехта (Curt Gutknecht) было завершено в 1926 г. Причисляют к стилю неоготика, но заметны черты стиля модерн. Высота башни 50 м. Интерьеры храма украшают 104 фрески, иллюстрирующие Библию и историю Реформации. Там изображены библейский Ной, римские императоры Константин и Юстиниан, Лютер, Кальвин и др. Росписи выполнил профессор Кенигсбергской художественной академии Р. Пфейфер.

Таураге
В 1507 г. в Таураге был построен первый деревянный католический костёл. В 1904 г. из камня построена нынешняя церковь Св.Троицы. Близко к ней мы не подходили, но она была видна из окна нашей гостиницы:

Юрбаркас
Здание православной церкви находится в ведении краеведческого музея, потому на куполах нет крестов. Построена в конце 19 в. В сентябре 1914 г. город обстреливался снарядами, периодические набеги немцев сопровождались грабежами. Люди, остававшиеся при местном храме, скрывались в погребах под церковным зданием. Здание и имущество церкви не пострадали от налетов. В 1962 г. приписная церковь в Юрбаркасе закрыта.

Среди достопримечательностей Юрбаркаса можно отметить возвышающийся в центре города неоготический костел Святой Троицы с 21-метровыми(?) колокольнями. Его здание было выстроено из красного кирпича в самом начале XX в.

Белведерис
В 19 в. дворец Белведерис был построен рядом с часовней, где похоронены представители рода Бурба, наиболее известным из которых был предводитель дворянства Каунасской губернии Kletas Burba. Больше ничего об этой часовне не удалось найти.

Велюона
Костёл восхождения на небо Святой Девы Марии - один из первых католических костелов в Литве, находится на левом берегу Нямунаса. Первоначальный костел был построен под руководством Витаутаса Великого в 1421 г. В 1636-1644 Альберт-Станислав Радзивилл построил новый каменный костёл, на строительство которого им было выделено 10 000 золотых. Возведен в стиле ренессанс с элементами готики.

Он же с другой стороны:

Раудондварис
Церковь Св. Терезы Младенца Иисуса*
В начале XIX в. здесь находилась деревянная часовня. В 1851 г. хозяин Раудондварского имения граф Бенедикт Эммануэль Тышкевич испросил у епископа организовать здесь приход и право построить новую церковь. Костёл был построен в 1852-1856 гг. по проекту итальянского архитектора. Интерьер церкви также украшали итальянские мастера. Костёл был освящён 2 июня 1857 г. во имя Возношения Иисуса на небо. Рядом была построена часовня-усыпальница для рода графов Тышкевичей. Во время I мировой войны в 1915 г. костёл и часовня были взорваны. В 1927 г. началась очистка развалин и строительство новой церкви на фундаменте старой. Расписывали костёл художницы Г. Бутаускайте и А. Климайте. Костёл был освящён 3.10.1938 г. в честь святой Терезы Младенца Иисуса. Длина церкви 53 м, ширина 27 м, высота башен (с крестами) 46 м. Здание построено в стиле необарокко и неоклассицизма. Внутреннее помещение разделено колоннами на три части (трёхнефная базилика). Во время II мировой войны (1944 г.) в здание попали две бомбы. Были повреждены верхние части башен и само здание. Восстановительные работы были начаты в 1957 г. по инициативе священника Антония Славинскиса. Центральное место занимает двухъярусный алтарь святой Терезы.
* Святая Тереза - известна также как Святая Тереза Младенца Иисуса и Святого Лика, Тереза Льежская, Тереза Младенца Иисуса, Маленький Цветок, Иисусов Цветочек (1873-1897). Причислена к лику святых в 1925 г. папой римским Пием XI.

Вилькия
Католический костел Св. Георгия, расположенный в 25 км на северо-западе от Каунаса, построен на возвышенности и является доминантой города и его главной достопримечательностью. С ним связано несколько местных легенд. До начала XX в. в городе находился лишь древний костел, который был сооружен еще в 1265 г. и значительно пострадал от пожаров и наводнений. Местное духовенство и жители города неоднократно подавали прошение о строительстве нового храма, однако российские власти противились этой инициативе. В конце XIX в. вопросом о постройке нового костела занялся капеллан Буткас, служивший в царской армии и награжденный многими медалями. Ему удалось получить разрешение, и горожане на свои средства принялись возводить собор. В 1908 г. этот неоготический храм был завершен; его освящение стало большим торжеством, на которое прибыло более 10 тысяч человек не только из Вилькии, но и из других сел и городов. Первое время службы сопровождало пение хора, храмовый орган был установлен лишь в 1936 г.

Кернаве
Неоготический костел Вознесения пресвятой Девы Марии (1920) с мозаикой Я. Гришюте на темы Крестного пути (1987). Он же на заглавном фото этого поста.

Деревянная часовенка рядом, с очень характерным для Литвы крестом:

Рядом с часовней место, где когда-то находился первый в Кернаве костел. Основателем первого храма, построенного в 1420 г., стал Витовт Великий; остатки фундамента найдены около нынешнего костела:

Старый Тракай
В конце XIV в. Великий князь литовский Кейстут начал строительство нового укрепления - Тракайского замка на полуострове на территории современного Тракая. Замок в Старом Тракае в 1391 г. был разрушен и больше не восстанавливался. Участок земли с остатками замка Великий князь литовский Витовт в 1405 г. подарил монахам бенедиктинцам, где построил для них монастырь и костел. Здание Бенедиктинского монастыря сохранилось до сих пор. В XIX в. часть монастыря была перестроена в неоготический костел. Остатки фундамента замка находятся под зданием монастыря.

Тургеляй
Костёл Успения Пресвятой Девы Марии (Turgelių Švč. Mergelės Marijos ėmimo į dangų bažnyčia)
Координаты: 54° 27"18.52"N, 25° 30"29.94"E
Архитектурная реминисценция рубежа XIX-XX вв. на виленское барокко. Первая деревянная церковь здесь была построена в 1500 г., сгорела в 1722 г. Была построена заново. В 1795 г. священник Павел Бжостовский начал сбор 20000 злотых для нового здания церкви. В 1836-1837 гг. построена новая кирпичная церковь. В 1897 г. была расширена. Производит впечатление очень помпезного сооружения, особенно для такого маленького населенного пункта:

Медининкай
Костёл Святой Троицы и Святого Казимира близ въезда в замок Медининкай. Координаты: 54°32"21"N, 25°38"48"E
Первая христианская церковь в деревне Медининкай основана в 1391 г., была одной из древнейших в Литве. Нынешняя деревянная церковь построена в 1931 г. Фото точно против солнца, поэтому цвет пришлось убрать:

Норвилишкес
Владелица замка Норвилишкес Дарата Зеновичюте-Вайтекене-Шорцене, распространявшая христианство, овдовев, вернулась в свое имение Сурвилишкес, но перед тем пригласила из Вильнюса францисканцев, во владение которых передала замок дарственным актом от 1617 г. В замке францисканцы основали монастырь. После исторических событий 1832 г. монастырь был закрыт, а монахи переведены в Новогрудский францисканский монастырь. Был закрыт и костел. Царская власть забрала все здания. Через некоторое время деревянный костел был разобран, бревна увезены в Альшенай, и там из них построена церковь. Из кирпичей, приобретенных францисканцами на строительство нового костела, в 1834 г. была построена казарма. Военные обосновались в замке и пробыли там до начала XX в. В 1904 г. монастырь и построенная русской армией двухэтажная казарма из ведения Военного министерства перешли к Министерству сельского хозяйства и были переданы сельскохозяйственной школе для девочек. После начала I мировой войны школа закрылась. Теперь в монастыре-замке отель, територия приведена в порядок. Не отреставрирована только колокольня.

В 1919 г. монастырь и здание казармы заняли жители Сурвилишкского прихода, намеревавшиеся возродить Норвилишкский костел (Norviliškių Švč. Mergelės Marijos gailestingumo Motinos bažnyčia). Его строительство началось через три года и было завершено в 1928 г. В 1933 г. в инвентарной книге, составленной при смене настоятеля, указывается, что при закрытии монастыря в XIX в. братья сложили в котел 18 000 золотых и закопали неподалеку от костела и монастыря. До сих пор не найдены ни клад, ни легендарный туннель из Норвилишкес в Альшенай, однако, по убеждению местных жителей, он существует в действительности. Пока удалось обнаружить только туннель, ведущий из замка в колокольню.
Костел рядом с кладбищем и замком, службы на трех языках: польский, латынь, литовский. Ксендз - старый литовец, бабушек с окрестных литовских деревень туда привозят на мессу специальным автобусом. До осени прошлого года на религиозные праздники верующие из белорусских Пицкунов приходили к пограничному забору - на том участке, который почти встык с оградой кладбища. Ксендз через забор общался с прихожанами, через забор же слушал их исповеди и причащал. А в начале ноября на День Всех Святых прикрыли эту духовную лазейку. Белорусские пограничники: у пограничного забора группироваться запрещено, нарушение режима госграницы. Церковь возведена, кстати, в типичной белорусской архитектуре, с вертикальной деревянной обшивкой:

Эйшишкес
Первый католический костел здесь был построен распоряжением Витаутаса Великого в 1398 г., сразу после крещения Литвы. Каменный костёл Христова Вознесения (Eišiškių Kristaus žengimo į dangų bažnyčia) на Bažnyčios g. 37, с отдельной высокой колокольней 40 м построен в 1847-1852 гг. по проекту Теодора Нарбута. В костёле имеются ценные картины XVIII-XIX вв.

Запишкис
15 км к западу от Каунаса. Есть такая легенда, что давным-давно, людям этих земель надоели постоянные наводнения. Они упаковали имущество и переселились на ближайший холм. На берегу Немана остался только этот красавец - костёл св. Иоанна Крестителя. На самом деле поселение никуда не делось, просто осталось за спиной фотографа. Церковь построена ок.1500 г., в стиле готики.

Казлу Руда
Костел Святого сердца Иисусова (Kazlų Rūdos Švč. Jėzaus Širdies bažnyčia), построен в 1925 г. (по др. сведениям, в 1922 или 1923-26). Является главной достопримечательностью этого небольшого городка. Редкое использование фахверка в храмовой архитектуре:

Вирбалис
В 1643 г. здесь основаны монастырь, при котором существовала школа с 1785, и костел доминиканцев, разрушенный в 1945 г. Евангелическая церковь здесь находилась задолго до 2-й мировой войны. Точную дату ее постройки найти не удалось (статьи о ней нет даже на литовской Википедии):

С другой стороны:

Кибартай
Костел Спасителя Евхаристии (Kybartų Eucharistinio Išganytojo bažnyčia) построен в 1928 г., автор проекта Витаутас Ландсбергис–Жемкалнис. Фасад имеет ярко выраженные черты модернизма - популярного в те годы архитектурного стиля.

Два церковных здания - главные достопримечательности Кибартая.
Собор св. Александра Невского, возведен в 1870 г., единственный по своей архитектуре в крае. Подробнее тут: http://www.kolos.lt/ru/russiantraces/163-2010-03-24-10-53-09
С 1919 г. стал католическим костелом, но прихожане не смирились и жаловались в разные министерства, Сейм и президенту Республики. Редчайший случай - добились. Кабинет Министров в 1928 г. принял решение церковь св. Александра Невского вернуть православным. Во времена СССР на железнодорожном направлении Калининград-Москва к этой церкви под видом экскурсий подъезжали иногда полные автобусы бабулек-фронтовичек из соседней неоцерковленной Калининградской области, и пока родители малышей строили светлое будущее коммунизма, они крестили здесь своих внуков, резонно считая, что это соседняя республика и сведения потом не поступят, куда надо.

Бирштонас
В центре городка стоит кирпичный неоготический костел Св. Антония Падуанского, возведенный в 1909 г. Устремленная в небо единственная башня костела придает ему стройный и легкий облик. Внутри костела - мозаичный пол.

Укмерге
В Укмерге есть много красивых храмов, но мы уже спешили вернуться домой засветло и сделали остановку только у городища, засняв попутно старообрядческий Свято-Покровский храм (Ukmergės Švč. Panelės Užtarėjos cerkvė). Практически после въезда в город Укмерге, за мостом, через речку Швентои, что переводится с литовского как Святая, уже с моста виден этот скромный храм. Староверы в Укмерге живут издавна, община здесь сложилась еще в 1863 г., а в 1873 г. была построена деревянная церковь.

С другой стороны. Координаты 55°14"55"N, 24°46"7"E:

Сиесикай
Костёл св. Апостола Варфоломея. Первый костёл здесь упоминается в 1441 г. Нынешний костел в стиле ренессанс построен в 1537 г., реконструирован в XVIII в. одновременно с сооружением колокольни. Костел трехнефный, зального типа, с неглубокой трехгранной апсидой. Декоративные нервюры на крестовых сводах в центральном нефе переходят в орнамент. На боковых фасадах костела - высокие полуциркульные окна со ступенчатыми проемами. Башня в нижней части - квадратная, вверху - восьмигранная. В интерьере значительную ценность представляют картины XVIII-XIX вв., а также скамьи эпохи ренессанса. На колокольне сохранился бронзовый колокол, отлитый в 1692 г.

Кедайняй

Около 1445-1460 гг. на месте языческого святилища был построен готический собор св. Георгия (ул Шетос, 22). С середины 16 в. он принадлежал реформатам, с 1627 г. - католикам. Это старейшая церковь в округе и застройка вокруг напоминает Старый Кедайняй таким, как его запечатлел художник М. Добужинский:

Храм евангеликов-реформатов (кальвинистов) на ул. Сянойи, 1, начал строиться в 1631 г. по инициативе и на средства Христофора Радзивилла, а окончен в 1653 г. его сыном Янушем. Перестроен в 1757 г. Возведен в стиле ренессанс, однонефный, прямоугольный, очень просторный, с четырьмя небольшими башенками (напоминающими белорусские оборонительные храмы) и колокольней. Внутри отделан дубовыми панелями, амвон украшен резными ренессансными орнаментами. В подземелье находится мавзолей отдельной ветви княжеского рода Радзивиллов, из которых особо выделяются саркофаги Христофора Радзивилла Перуна и Януша Радзивилла, изготовленные в мастерской золотых дел мастера Я.К. Берпфафа.

Костел святого Иосифа (лит. Šv. Juozapo bažnyčia) на ул Радвилу, 10.
Деревянный храм в стиле народного барокко. Постройка была начата в 1703 г. монахами кармелитами и в 1766 г. храм был полностью построен и освящен в честь св. Девы Марии. Постройки монастыря были окончены ранее - в 1709 г. При нем действовал монастырь, благотворительные общества, приют, приходская школа. В 1832 г. царские власти монастырь закрыли. В конце XIX в. храм был переименован в храм Св. Иосифа. С 1963 г. здесь был склад завода электроаппаратуры. В 1991 г. после реставрации костел был открыт. Здание крестообразное, трехнефное, с двумя башнями. Апсида трехстенная, украшена небольшой башенкой. К пресбитерию пристроены невысокие ризницы. Возле костела стоит невысокая деревянная колокольня. В интерьере сохранились фрагменты алтаря 18 в., красивый образ св. Иосифа и Мадонны с младенцем.

Радвилишкис
Костел Непорочного Зачатия Девы Марии (Švenčiausios M. Marijos gimimo bažnyčia):

Деревянная колокольня Радвилишкского костела – архитектурный памятник местного значения. Построена в 1878 г., два раза горела. Восстановлена в 1984 г. Около колокольни – композиция "Дорога боли и страдания". Она напоминает о политических заключенных, погибших в сибирских просторах. Композиция создана в 1989 г. Ее авторы – В. Вайцекаускас, А. Довидайтис и Э. Гаубас.

Линкува
В 1500 г. был построен первый деревянный костел в Линкуве. Нынешний Костёл Пресвятой Богородицы Девы Марии (St. Virgin Mary kaplierins) на Laisvės gatvė, 25, построен в 1593 г. Координаты: 56°5"5"N, 23°58"29"E. В 1570-1606 гг. принадлежал евангелически-реформатскому приходу. С 1606 г. вновь служит католическим костелом. В 1634 г. епископ Жемайтии Юргис Тигкевичюс основал монастырь кармелитов в Линкуве, для нужд которого был передан костел. Микалоюс Пацас в 1611 г. освятил кирпичный костел. В 1689 г. кармелиты пристроили к кирпичному костелу деревянную часть подле большого алтаря. Костел был восстановлен после пожара в 1745 г. Он же изображен на гербе Линкувы.

В столице Литвы множество красивых храмов различных конфессий. Среди них особое место занимает бесценный образец поздней готики - костёл святой Анны , почти не претерпевший изменений за свою пятисотлетнюю историю. Считается, что покровителем его был великий литовский князь и польский король Александр Ягеллончик (1461-1506 гг.) .

О дате строительства церкви точных сведений нет. Исследователи склоняются к периоду с 1495 по 1500 год. Авторство шедевра тоже не установлено. Есть версия, что проект осуществил гданьский зодчий Николай Энкингер , известный реконструкцией 1501-1507 годов комплекса бернардинского монастыря. Некоторые косвенные исторические свидетельства породили предположение о том, что строительство возглавил чешский архитектор и военный инженер времен поздней готики Бенедикт Рейт ( Benedikt/Benedict, Rejt/Rieth/Reyd/Ried/Reijt, 1454 - 1536 гг.) .

Прямоугольное сооружение с тремя изящными башнями имеет длину 22 и ширину 10 метров. Здание освещают четыре пары стрельчатых окон. При возведении церкви было использовано 33 типа желтого фасонного кирпича.

Согласно легендам, вошедший в Вильнюс воинственный Наполеон был очарован красотой храма. Однако, это не помешала французским солдатам в 1812 году сжечь все деревянные предметы его внутреннего убранства.

Здание неоднократно реставрировали, в частности, в 1902-1909 годах стены были укреплены металлическими конструкциями и обновлены своды.

В непосредственной близости от храма святой Анны стоит костел святых Франциска и Бернардина . История храма, начавшаяся в 1469 году, долгое время состояла из череды его строительства, разрушений и восстановления.

Однако, несмотря на многократные реконструкции, здание сохранило черты средневекового зодчества. Уцелел алтарь с картиной Божьей Матери, присланной папой римским Клементом VIII в 1598 году.

Дошли до наших дней две часовни - во имя святого Николая, датируемая 1600 года, и в честь Трех Королей 1632 года. Большую ценность представляет собой церковная кафедра 1690 года.

Кафедральный римско-католический собор святых Станислава и Владислава (Svento Stanislovo ir Svento Vladislovo arkikatedra bazilika) с почетным статусом малой базилики ведет свою историю с XIII века, когда у подножья Замковой горы построили собор первого великого князя литовского Миндовага (ок. 1195-1263 гг.) . После смерти правителя храм, по мнению исследователей, был превращен в языческое капище, а впоследствии и вовсе разрушен. После принятие литовцами христианства на его месте в 1387 году воздвигли готическую церковь с престолами во имя Святой Троицы, Святой Марии и Святых Станислава и Владислава. Однако, и он не уцелел, сгорев в пожаре 1419 года.

Восстановлением собора занялся великий князь Витовт (1350-1430 гг.). Каменное здание в готическом стиле было расширено, в нему пристроили часовни. Позднее его не раз реконструировали, но все старания вновь уничтожали пожары. Последнее восстановление храма началось в 1777 году. Оно проводилось под руководством литовского архитектора, работавшего в стиле классицизма, Лауринаса Гуцявичюса (Laurynas Gucevičius, 1753-1798 гг.) . Автор проекта создал новое гармоничное сооружение, сохранив аутентичные стены.

В подземельях храма нашли упокоение выдающиеся личности литовского княжества, среди которых великий правитель Витовт (1350-1430 гг.) и его супруга Анна; королева Барбара Радзивилл (1520-1551 гг.) , жена князя литовского и короля польского Сигизмунда II (1520-1572 гг.) , отличавшаяся необыкновенной красотой. В церкви хранится урна с сердцем короля Владислава IV Вазы (1595-1648 гг. ). Под часовней святого Казимира в королевском мавзолее похоронен литовский князь и польский король Александр Ягеллончик (1461-1506 гг.) . Кроме захоронений в подземелье уцелела фреска, датируемая XVI веком.

Церковь святой мученицы Параскевы (Šventosios kankinės Paraskevos cerkvė) - древнейший храм Вильнюса. Однако, первое здание 1345 года не уцелело. Нынешнее было отстроено в 1864 году. Проект церкви в неовизантийском стиле принадлежит архитектору Николаю Михайловичу Чагину (1823-1909 гг.) , заведовавшему строительством православных церквей на территории Литвы и Латвии.

За время своего существования постройка не всегда использовалась по назначению. На заре XVII столетия храм передают униатам, но, вероятно, это их не сильно заинтересовало, и церковь остается в запустении. Но свято место, как известно, пусто не бывает. Коммерсанты быстренько приспособили пустующее помещение под трактир. И что еще циничнее, в приюте при церкви устроили, стыдно сказать, дом терпимости.

В XVIII веке ситуация изменилась. Древний храм был отреставрирован. Говорят, в нем побывал Петр I и подарил шведские знамена - трофеи Северной войны 1700-1721 годов. Кстати, согласно легенде, именно в этой церкви был крещен арап великого русского царя Абрам Петрович Ганнибал (1696-1781 гг.) , военный инженер, прадед Пушкина. И совершил это, якобы, император самолично. Судя по мраморной доске с упоминанием памятного события, в Вильнюсе в это предание верят.

Пречистенский кафедральный собор (Dievo Motinos Ėmimo į Dangų katedra) - второй старейший храм Вильнюса. Его воздвиг в 1346-1348 годах литовский князь Ольгерд (ок. 1296-1377 гг.) для своей супруги Иулиании (ок. 1325-1399 гг.) , дочери князя тверского Александра Михайловича (1301—1339 гг.) , матери князя литовского и короля польского Ягайло (ок. 1362-1434 гг.) . Для строительства были приглашены зодчие из Киева, которые создали церковь по образцу Софийского храма Ярослава Мудрого.

После разделения Киевской и Московской митрополий в 1415 году Пречестинский храм получает статус кафедрального собора.

Через два века, после подписания унии с Римской церковью в 1609 году Пречестенский собор, как и выше упомянутая церковь Параскевы, переходит к униатам, и его постигла та же участь - заброшенность и использование не по назначению. В здании в разное время размещались ветеринарная лечебница, анатомический театр, кузница, приют для бедных.

В 1867 году церковь посетил русский царь Александр II, после чего поручил передать 57 тысяч рублей на реконструкцию обветшавшего сооружения. Когда работы были завершены, здание приобрело черты средневекового грузинского зодчества. Роскошный пятиярусный иконостас был расписан живописцем Иваном Петровичем Трутневым (1827-1912 гг.) , старостой храма, основателем и руководителем Виленской рисовальной школы, академиком Императорской Академии художеств.

В 1997 году Пречестенский собор посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отслужив в нем Божественную литургию и благословив местную общину привезенной из Москвы Казанской иконой Божией Матери.

Церковь святого Николая была построена в 1514 году по повелению гетмана литовского княжества Константинаса Острогишкиса. Первоначально она имела готические формы, но после пожара, случившегося в ХVIII веке, здание было реконструировано в стиле позднего барокко. Однако и этим дело не закончилось - позднее храм переделали в русско-византийском стиле. Тем не менее в облике сооружения готические черты сохранились.

Римско-католический костёл святой Екатерины получил свой нынешний облик в стиле виленского барокко после реконструкции более древнего здания, пострадавшего в большом вильнюсском пожаре 1737 года. Восстановительные работы проходили под руководством выдающегося архитектора Иоганна Кристофа Глаубица (Jonas Kristupas Glaubicas, ок. 1700-1767 гг.) , создателя виленского барокко, одного из популярнейших зодчих княжества середины XVIII века. Благодаря его мастерству здание получило впечатляющие башни и эффектные фронтоны.

Екатерининский храм - центральное сооружение архитектурного ансамбля бенедиктинского монастыря.

Нетерпимое отношение советской власти к религии не обошло стороной и костёл святой Екатерины. Монастырь был закрыт в 1946 году. Храм отдали под склад, что не могло не сказаться на внешнем облике и внутреннем убранстве сооружения. В 1990 году его вернули верующим.

В 2006 году церковь была отреставрирована. В настоящее время в нем проводятся различные камерные мероприятия, концерты, а в подвалах устраиваются выставки. Это городской культурный центр.

Храм в честь покровителя Литвы святого Каземира считается первым литовским костёлом, представлявшим стиль барокко. Его построили иезуитские монахи.

Проект повторяет архитектуру римской барочной церкви святого имени Иисуса (церковь Джезу, La chiesa del Santissimo Nome di Gesù all"Argentina) - собора Ордена иезуитов, в котором покоится его основатель, католический святой Игнатий Лойола (1491-1556 гг.) . Этот храм принят за канон при возведении церквей иезуитов в Европе.

В истории костела множество драматических и парадоксальных страниц - от масштабного пожара XVIII века до превращения церкви, поверить трудно, в музей атеизма! В XIX веке это православный храм. Есть сведения, что в нем совершал молитвы оказавшийся в Вильнюсе проездом великий русский писатель Федор Михайлович Достоевский (1821-1881 гг.) .

Купол венчает красивая корона, что свидетельствует об отношении к храму королевских особ, которые либо причастны к возведению церкви, либо посещали их.

После получения Литвой независимости костёл вновь стал действующим, иезуиты вернулись в монастырь и открыли свою гимназию.

Костел Всех Святых воздвигнут в форме базилики в 1620-1631 годах, и выдержан в стиле умеренного барокко. Первоначальное внутреннее убранство не сохранилось из-за пожара 1748 года. Новый интерьер со множеством скульптур был создан в 1754 году в стиле вильнюсского барокко. В настоящее время в церкви сохранились 13 алтарей.

В советский период храм закрыли, помещение отдали под бакалейный склад. После реставрации, проведенной в 1967-1975 годах, в здании открыли выставку народного искусства Художественного музея. С 1991 года костел вновь используется по назначению.

В публикации упомянуты лишь те церкви, которые нам удалось увидеть во время нашей недолгой . Надеюсь, вернуться в гостеприимную столицу Литвы снова, чтобы увидеть и узнать больше.