Батик: мастер-класс для начинающих. Холодный батик своими руками, технология Как выполнить работу в стиле батик

Батиком я стала увлекаться с третьего курса. мне был интересен сам процесс росписи шелка. а еще прельщал тот факт, что любую кляксу можно обыграть, не переделывая работу заново. и маленький нюанс батика: не обязательно быть хорошим художником, можно даже не рисовать вовсе, а сделать, например, геометрическую абстракцию, и это все равно будет красиво.
я хотела представить вам пошаговое руководство к так называемому холодному батику. на изготовление данной работы у меня ушло 4 часа вместе с полной просушкой резервов. размер А3, ткань креп-шелк, резервирующие составы: гамма(бензин), марабу(вода). краски: марабу, явана.

1 этап состоит из эскиза.

2. натягивание ткани на пяльцы определенного размера.

3. перевод рисунка: под натянутые пяльцы кладется эскиз и карандашом переводится на ткань. затем все обводится резервом. я использовала бесцветный, синий, темно-бордовый, медный. дайте ему полчаса просохнуть. чем толще слой резерва, тем дольше он сохнет! не высохший резерв пропускает краску через свой контур.

4. подготовка рабочего места. вам понадобятся кисти разной ширины (я использую кисть №12 и по убыванию. кисти: синтетика, фирма: сонет, галерея, рублёфф, вернисаж. если вы хотите серьезно заниматься батиком, то приобретите разные кисти. плоские с острыми краями, плоские с круглыми краями, конусообразные. разные кисти дают разный эффект росписи. а так же и скорость покрытия больших плоскостей.), банка для воды, палитра (я использую обычную кафельную плитку), тряпка и лист ватмана, чтобы накрыть им стол. ну и естественно краски. не советую долго держать их в открытом состоянии, т. к. краски для батика имеют свойство испаряться.


5. итак, роспись. старайтесь расписывать ткань слева на право, т. к. можете смазать краску рукой (для тех, кто орудует правой рукой). заливая определенный кусок ткани помните о том, что при высыхании яркость и насыщенность уйдет. и эффекты вы можете делать только на еще сыром участке. заливайте осторожно, любое малейшее движение кисти может привести к неожиданному результату. не всегда приятному для вас.
я в основном использую три вида эффектов: соль, чистая вода, смешение красок.
соль дает вот такой эффект:

вода:


смешение красок на данном отрезке дает разводы разных цветов. только не переборщите. цвет, состоящий более чем из трех красок, уже грязь.

насыщенность достигается путем наложения слоев краски, предварительно просохнувшей.

6. натягивание готовой работы. на подрамник сначала натягивается белый холст. затем натягивается сама работа. батик не всегда нуждается в раме. он прекрасно смотрится и без нее на определенных работах.

Тюльпаны в технике "Батик". Мастер-класс с пошаговыми фото

Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
Назначение : сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
Цель : знакомство детей с искусством батика.
Задачи:
1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
3. Учить применять солевую технику.
4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
- подготовка всех материалов для росписи
- подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
- создание эскиза на бумаге
- натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
- заливка фона
- перенос эскиза на ткань
- обводка контуром эскиза
- проверка, чтобы не было протёков
- заливка цветом основных элементов
- закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)

Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.


Я пользуюсь кнопками.


Сначала закрепляю верхний угол и противоположный ему.


Затем нижний угол, и противоположный ему. Ткань при этом слегка натягиваю. Детям конечно на этом этапе необходимо помочь. От того как правильно натянута ткань, зависит насколько красиво и ровно ляжет краска.


Затем втыкайте кнопки на небольшом расстоянии друг от друга.


Для того что бы краска красиво растекалась, мочим ткань кистью. Выбираем кисточку пошире.


Делаем фон для нашей картинки. С помощью зеленой и желтой акриловой краски.


Наносим зеленую краску полосами. На расстоянии друг от друга.


Желтые полоски рисуем, заступив уже на окрашенные зеленые. Влажные краски сольются и образуют плавный переход.



Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею посыпают необходимый участок. Кристаллы соли частично впитают пигмент, появятся размытые белые пятнышки.



Заранее подготовленный эскиз подкладывают под раму. Рисунок должен просвечивать через материал. Карандашом перерисовываем его на ткань. Но можно и сразу рисовать контуром, если рисунок не сложный. Движения руки в этом случае более уверенные, и мы избегаем эффекта дрожащей линии. Хотя, кому как удобно!


Обводим рисунок с помощью черного контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми.



Начинаем роспись цветов. Работайте кистью, немного отступив от линии контура, чтобы краска растекаясь, не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.


Сначала используйте более светлую красную красочку, не дав ей подсохнуть, поверх наложите краску более темного оттенка.


Можно посыпать солью.



Раскрашиваем стебли и листочки, так же используя краски нескольких оттенков. Можно добавить и другой цвет, например желтый.

Интересуетесь интересными хобби? Не упустите возможность попробовать одну из древнейших техник рисования – батик. Немного усилий и в руках окажется настоящий шедевр.

Батик – искусство нанесения рисунка на ткань, известное с древних времен. На протяжении многих веков предметы из батика высоко ценились, а мастерство некоторых художников достигало невероятного уровня. Интересно, что во многих уголках мира – Индии, Африке, Индонезии, Японии искусством батика традиционно занимались исключительно женщины. Возможно, это связано с тем, что ремесло это требует кропотливой работы, внимания к деталям, а также тонкого женского чутья в выборе цвета.

История магического ремесла

Первые ткани с рисунками появились еще в 4 веке до н. э.. Это были материи, которые египтяне использовали для ритуального погребения мумий. В 7 веке н. э. батик начал распространятся в Китае и Японии. Это искусство стало широко известным в Персии, Шри-Ланке, Малайзии, Перу.

Пожалуй, наиболее известная своим неповторимым батиком страна это Индонезия, где искусство художественной росписи по ткани пустило корни еще в 12 веке. Вариаций традиционных изображений для батика здесь насчитывается около трех тысяч! Узоры наносятся воском – индонезийская технология относиться к горячему батику. К этому виду искусства у местных жителей отношение особое – здесь до сих пор верят в его магические и целебные свойства.

Так, например, в свадебном обряде батиковым платком принято связывать молодых, дабы объединить их души воедино. А младенцев в этих краях заведено носить, обернув в расписной шарф, переброшенный через плечо. Индонезийцы также верят, что батик имеет мощную энергетику и способен даже исцелить от недуга.

Большое значение также придается цветовой гамме – считается, что каждый цвет батика может определенным образом влиять на человеческую натуру. К примеру, сиренево-розовый помогает сохранить красоту и продлить молодость.

В начале 20-го века искусство батика стало особенно популярным среди некоторых племен Африки, в частности проживающих в Нигерии и Сенегале. Традиционный батик народности йоруба носит название адире – он до сих пор широко популярен среди нигерийцев.

Следуя многовековой традиции, узоры наносят крахмальной массой при помощи перьев, затем ткань окрашивают натуральным красителем в цвет индиго. Из такой ткани шьют как повседневную, так и праздничную одежду. При этом рисунки являются своеобразным кодом, несущим в себе историю племени.

Также среди африканских народностей популярен и другой способ орнаментирования материи: до погружения в краску ее прошивают или завязывают определенным образом – так мастера получают причудливые узоры на ткани. Этот способ называют также «узелковым» батиком.

Огромной популярностью он пользовался в 60–70-е годы 20-го века среди представителей движения хиппи. Благодаря такому окрашиванию ткани на одежде молодых людей появлялись яркие психоделические разводы с эффектом сияния.

Виды и классификация батика

В зависимости от техники исполнения, различают такие виды батика:

  • холодный – для этой техники контур рисунка наносится резервирующим веществом на основе бензина, резинового клея и парафина;
  • горячий – рисунок наноситься жидким восковым составом (горячим) не только на контур, но и на каждый цвет; после окончания работы воск снимают при помощи бензина;
  • узелковый – узор получают, завязывая ткань определенным способом (без использования резерва) и либо окуная в краситель, либо нанося его кистью.

Техника холодного батика

Горячая техника

Иногда в отдельный вид выделяют свободную роспись, в которой контурная жидкость (резерв) не используется, а рисунок просто наносится краской.

Технология горячего батика более сложная и трудоемкая, поэтому новичкам лучше остановиться на холодном варианте. Что касается узелкового батика, то эксперименты с этой техникой в домашних условиях могут оказаться весьма интересными, причем получить впечатляющие результаты можно уже с первого раза.

Особенности техники холодного батика

Батик как хобби подойдет собранным и терпеливым людям, так как процесс этот довольно трудоемкий и длительный. Однако получив первые результаты своего творчества, вы не пожалеете ни на минуту, что выбрали именно роспись по ткани. Техника батика для начинающих мало чем отличается от техники для профессионалов. Существует ряд требований, которые необходимо выполнить прежде, чем браться за работу.

Для холодного батика хорошо иметь отдельное рабочее место – идеально подойдет балкон, или другое хорошо-проветриваемое помещение, так как вдыхать пары резервирующего вещества не слишком полезно для здоровья (в его состав входит бензин).

Если вы планируете использовать расписанную ткань для практического применения (в виде шарфа, скатерти и т.п.), то имейте в виду, что в этом случае потребуется дополнительный этап по закреплению краски – иначе при первой же стирке все краски смоются.

Существует несколько способов закрепления в домашних условиях:

  • запекание изделия в духовке при температуре ~ 150 градусов в течение 15-20 минут (ставить изделие нужно в холодную духовку, предварительно обернув в белую хлопковую ткань, после выключения духовки батик не стоит доставать в течение часа);
  • запаривание на водяной бане без контакта изделия с водой или конденсатом (в этом случае батик оборачивается в ткань и в бумагу несколько раз, а затем помещается в кастрюлю с кипящей водой так, чтобы до воды было около 5-ти сантиметров: либо привязывается к ручкам кастрюли за веревочки, либо крепится на сетку сверху);
  • закрепление утюгом происходит так: каждые 10 см кв. проглаживаются в течение 3-х – 5-ти минут (режим глажки должен соответствовать ткани);

Успех закрепления цветов зависит также от качества самих красок, однако в любом случае, стирать батик стоит только в прохладной воде с небольшим добавлением уксуса.

Что нужно приготовить для первых занятий

Пяльцы или рама

Если вы собираетесь наносить рисунок на небольшую площадь ткани, вам подойдут пяльцы для . Если же вы хотите работать с большим форматом, вам понадобится специальная рама для батика или обычный подрамник, на котором нужно будет закрепить ткань.

На раме ткань крепится на специальные крючки, которые обычно идут с ней в комплекте. На подрамнике можно закрепить ткань с помощью нитки и иголки так, чтобы сама ткань не соприкасалась с рамой. Возможен и более простой вариант: закрепить ткань кнопками или мебельным степлером (естественно с шелком так поступать не стоит).

Ткань

Для батика лучше всего использовать тонкие натуральные ткани: шелк, батист, двунитку. Плотная ткань не подходит, так как резерв может не пройти сквозь толстые волокна и в этом месте затем возникнет «взрыв» краски – один цвет будет затекать на территорию другого. Для лучше остановить свой выбор на батисте.

Бумага

Для предварительного эскиза вам потребуется лист тонкой бумаги такого же размера как область рисунка на батике.

Материалы и инструменты

Краски, резервирующее вещество, стеклянная трубочка для резерва – обычно все это есть в наборе для батика. Иногда можно встретить контурную жидкость, уже готовую к нанесению, – в виде тубы с тонким наконечником. В таком случае стеклянная трубочка не понадобится.

Можно пойти и более сложным путем – сварить резерв в домашних условиях, а вместо трубочки приспособить бутылочки с подходящими насадками. Однако варить смесь из бензина и резинового клея – занятие не только не из приятных, но еще и пожароопасное.

Поэтому приобрести готовый набор материалов из всего, что нужно для батика – наилучший вариант. Краски в нем чаще всего идут в виде жидкости, реже в виде порошка, который нужно развести с водой.

Для работы с батиком лучше всего надевать рабочий халат или одежду, которую не жалко запачкать, так как с выведением пятен от краски могут возникнуть проблемы. Кисти для батика должны быть не жесткие – идеально подходят мягкие синтетические или беличьи.

От подготовки к шедеврам

Этапы работы над батиком:

  1. На первом этапе нужно натянуть ткань так, чтобы она не провисала; часто мастера батика предпочитают натягивать материю в мокром виде – после высыхания она становится более упругой;
  2. на втором этапе ведется подготовка эскиза – его рисуют на бумаге карандашом, хорошо надавливая на стержень.
  3. На третьем этапе эскиз переводится на ткань – бумагу закрепляют под материей, чтобы линии рисунка можно было обвести на ткани карандашом (для этой цели подойдет мягкий карандаш).
  4. На четвертом этапе следует обвести контуры резервом – он останется белым (при желании можно окрасить резерв с помощью подходящего пигмента); резерв набирается таким образом: носик стеклянной трубочки опускается в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставляется резиновая спринцовка, с помощью которой жидкость всасывается в трубочку.
  5. На пятом этапе нужно провести проверку контура – после полного высыхания резерва на батике нужно кистью смоченной в воде пройтись по всему рисунку по одну сторону от контура, и через несколько минут проверить, не перешла ли вода за линию резерва; если вы обнаружили места, где контур оказался слабым, нужно после полного высыхания ткани снова пройтись резервом по этим местам;
  6. На шестом этапе происходит окрашивание батика.
  7. На седьмом этапе батик снимается с рамы и закрепляется при помощи запекания, запаривания или проглаживания.

После окончания сеанса, резерв нужно выдуть обратно в емкость и прополоскать трубочку в бензине, иначе остатки резервирующего вещества затвердеют, и инструмент будет не пригоден для дальнейшего использования. Готовую работу хорошо оформить в раму с широким паспарту.

Интересный эффект получается от нанесения крупной соли на влажную окрашенную ткань – она оставляет белесые разводы, впитывая в себя часть краски. Иногда, мастера батика умудряются создавать интересные композиции, пользуясь исключительно этим приемом, даже без использования резерва.

От хобби к профи

Занимаясь росписью ткани, вы непременно почувствуете свою причастность к высокому искусству. Батик в качестве хобби сегодня особенно популярен. Это связано, прежде всего, с тем, что этот вид творчества открывает перед начинающим художником огромные возможности для самореализации. Посвящая время батику, вы будете постоянно находиться в поиске новых идей, тем или приемов. А ощутив прелесть растекания красок по материи, рисование по бумаге покажется вам скучным занятием.

При серьезном подходе к работе вы сможете вскоре стать настоящим профи в этом деле. Большинство людей, для которых батик является основным доходным занятием, когда-то начинали с него в качестве хобби. К тому же роспись по шелку и сейчас ценится очень дорого и, воспользовавшись нашими , вы сможете заработать на этом хобби.

Вещь, расписанная вручную, помогает своему хозяину подчеркнуть индивидуальность, личные предпочтения и даже рассказать об эмоциональном состоянии. Особенно помогает в этом холодный батик — техника, благодаря которой каждый мастер получает возможность почувствовать себя волшебником, создающим яркие рисунки удивительной красоты.

История техники

Само слово «батик» пришло к нам из Индонезии — дословно его можно перевести как «капля воска». Такое название стиль тканевой росписи получил благодаря особенностям нанесения рисунка. Чтобы краски с определенных деталей на эскизе не растекались по всему полотну, мастера придумали маленькую хитрость - резервировать цвета с помощью специальных составов, главный ингредиент которых — воск.

Холодный батик имеет родственное направление — технику горячей росписи, при которой краски и воск нужно разогреть перед нанесением. В отличие от горячего стиля, в данном случае растапливать ничего не нужно.

Техники холодного батика

Существует несколько способов рисования батиком в холодном стиле. Их не используют во время горячего нанесения потому, что в этом нет необходимости: многие из них не предполагают обозначения контура резерватором — только краски, и ничего больше.

К примеру, в Японии и Индии придумали такие интересные разновидности, как бандан и сибори. Обе техники основываются на сворачивании ткани и нанесении на нее краски в сложенном виде — из-за складок окрашивающая жидкость растекается по материи неравномерно, образуя мраморный рисунок, как в калейдоскопе.

Различие сибори и бандан в том, что в первом случае ткань складывают определенным образом — эту традицию японцы взяли из оригами. Второй же способ предполагает многократное образование узелков на ткани и похож на японское искусство фурошики .

Иногда мастера отпускают фантазию в полет — так появилась техника свободной росписи батика, при которой резерв не используют совсем или используют в очень ограниченном количестве, чтобы чуть-чуть подчеркнуть контур фигуры.

Тем не менее, основной способ рисования — классический с применением резервирующих жидкостей.

Необходимые инструменты

Профессионалы чаще всего советуют именно холодный батик для начинающих — не нужно тратить время на огнеопасный процесс подогрева резерва. Перед началом работы удостоверьтесь в том, что у вас есть все необходимые инструменты.

Стеклянная палочка

Главный прибор при работе с резервирующей жидкостью. У нее довольно необычное строение — полая прозрачная соломинка длиной 15-20 сантиметров с круглым резервуаром на конце, из которого выходит закругленный острый носик.

Такой внешний вид обуславливается функциями инструмента — носик окунается в емкость с резервом и с помощью вытягивания воздуха с обратной стороны в палочку закачивается вещество, которое сохраняется в шаре.

Во время работы палочку слегка отклоняют, прижимают носик к контуру и проводят по линиям, рисуя резервирующий скелет. При этом угол наклона должен быть не больше 135 градусов, иначе жидкость выльется с обратной стороны.

Если вы не можете найти такой инструмент в своем городе, не отчаивайтесь! В качестве инструмента легко приспособить баночки от жидкого клея с тонким носиком, на который надет сужающийся колпачок, или медицинские спринцовки. Здесь вы сами сможете регулировать толщину нарисованной линии за счет нажима на емкость.

Кисти

При непосредственной работе с красками вам понадобятся кисти разного диаметра и размера. Желательно выбирать кисточки с натуральным ворсом — к примеру, из беличьей шерсти.

Тонкие инструменты нужны для обработки мелких деталей с резным строением, более широкие подойдут для нанесения основных цветов и получения цветовых переходов в одной ячейке — градиентов.

Широкие фоновые пространства можно окрашивать с помощью ватных дисков или тампонов — слегка смочите диск в цветовом пигменте, отожмите его, чтобы избавиться от излишков, и начните протирать легкими движениями ткань.

Выбор материалов

Как правило, холодный батик выполняется на таких тканях, как шелк, хлопок, шерсть, иногда — синтетические материи. Однако, в последнее время многие художники отходят от этого, подбирая новые рабочие материалы — к примеру, более толстые и грубые ткани.

Если вы работаете с плотными нестандартными материалами, мастера советуют делать более широкий резервирующий контур, которым нужно обводить рисунок как с лицевой, так и с изнаночной сторон. Эти меры предосторожности помогут ткани пропитаться резервом наверняка.

Приобретите специальные краски для батика — их можно найти во многих крупных магазинах товаров для изобразительного искусства. Внимательно смотрите на свойства красителя — некоторые виды подходят для крашения одних определенных видов ткани, тогда как другие универсальны. Во время обучения вам достаточно купить набор из нескольких основных цветов: красного, желтого, синего, белого, черного.

И не забудьте о резервирующем составе! В зависимости от того, на какой ткани и в какой технике вы работаете, выбирайте вещество с бензином, резиной, воском или вазелином в составе.

Холодный батик — техника выполнения

Технология холодного батика довольно проста. Изначально мастер должен растянуть ткань на раме и нанести эскиз будущего рисунка — желательно использовать водорастворимые или исчезающие со временем карандаши.

Дальше по основным линиям рисунка специальным резервирующим составом наносится сплошной контур. Основная задача мастера заключается в том, чтобы в контурном обрамлении не было разрывов и зазоров, иначе краска, нанесенная на следующем этапе, растечется и испортит работу.

Профессионалы придумали маленькую хитрость — правильность нанесения резервирующего состава можно проверить с помощью воды. На обратную сторону ткани в каждую ячейку, образованную резерватором, брызгают несколько капель воды. Если в каком-нибудь месте вода просачивается сквозь резерв в следующий элемент рисунка, нужно подсушить это место и добавить каплю вещества, замкнув контур.

Такая процедура несколько замедляет рабочий процесс, но дает возможность выполнить работу более качественно.

Далее техника холодный батик предполагает непосредственное нанесение специальной краски. Не ограничивайте себя в выборе цветов и их оттенков. Вы даже можете применять несколько красок для одной ячейки, создавая оригинальные цветовые переходы.

Полностью готовое высушенное изделие обязательно нужно запарить в горячей воде и с помощью утюга, чтобы закрепить рисунок на ткани.

Мастер-класс — холодный батик на платке

На самом деле, даже некоторые сложности во время процесса росписи не смогут вас заставить бросить работу над изделием в технике холодный батик — настолько интересно рисовать этими водными красками, каждый раз получая новый рисунок.

Чтобы убедиться в простоте данного стиля, попробуйте самостоятельно создать расписной шелковый платок. Автор данного мастер-класса использует народную роспись хохлому , но вы можете взять за основу любой другой рисунок.

Подготовьте красные, желтые и черные краски для росписи батиком, квадратный шелковый платок нейтрального цвета без рисунков, черный и золотистый контурные резервы.

  • На листах формата А4 нарисуйте эскиз будущих узоров.

  • Натяните платок на специальный подрамник, прикрепив его с помощью строительного степлера.

  • Переверните платок изнаночной стороной к себе. Мягким простым карандашом перенесите рисунок на ткань.

  • Обведите контур черным резерватором.

  • Распишите рисунок в заранее выбранных тонах.

  • Выполняя предыдущий пункт, оставьте фон незакрашенным.

  • С помощью ватного диска затонируйте фон, создавая плавный переход от красного к желтому.

  • Когда желтый фон высохнет, нанесите изображение с помощью черного резерва на нем. Не забывайте, что каждую новую краску нужно наносить только после полного высыхания предыдущего выполненного шага.

  • Затонируйте части изображения в контуре.

  • Переверните платок на лицевую сторону и нанесите легкими быстрыми движениями тонкие завершающие детали.

Вы можете оставить изделие сушиться, снять его с подрамника и носить уже после данного этапа.

Но профессионалы рекомендуют запарить работу, чтобы закрепить цвет — замотайте ткань в полотенце и старые газеты. Сверните заготовку трубочкой, а затем — бубликом. Подвесьте бублик на шнуре над кастрюлей, в которую налейте воды примерно на четверть всего объема.

В таком положении вещь должна париться около двух часов. Снимите заготовку и разверните ее. Постирайте вещь при тридцатиградусной температуре — это можно сделать и в стиральной машинке. Прогладьте сухое изделие утюгом на минимальной температуре.

Чтобы подробнее изучить технологию, в которой выполняется холодный батик, посмотрите следующий видеоурок по расписыванию красивого панно.

Языческие корни азиатских (и не только) культур породили всевозможные техники нанесения рисунка на предметы быта.

Каждый узор, каждая его линия в те далекие времена носила свое сакральное значение. И любой посвященный мог прочитать в изображении информацию,заложенную исполнителем также, как сегодня мы читаем книгу.

Подобные послания на предметах быта считались о берегами, служили предупреждениями, повествовали о происхождении рода либо принадлежности вещи. В древнем Шумере, Китае, Японии, на острове Ява и африканском континенте носителем такой информации служила ткань.

Уникальность и самобытность рисунков одежды и домашнего текстиля аборигенов покорила сердца европейцев, утомленных консерватизмом собственной культуры. Поэтому волна нового увлечения росписи по ткани, захлестнувшая Европу в начале ХХ века, выплеснулась на цивилизованный берег в виде декоративной техники батик.

Правду говоря, аутентичная технология горячей росписи с помощью воска оказалась несколько сложной для широкого круга любителей батика и в эпоху модернизма был изобретен новый разделяющий краски состав, позволявший нанести рисунок на ткань «холодным» способом.

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

На сегодняшний день батик – это не дань моде, а осознанное желание сделать мир вокруг себя цветными неповторимым. Стремление вырваться из массовости и многотиражности,порожденных прогрессом поощряется уникальным образом и стилем, который вы можете создать для себя и своего окружения.

Ведь расписать красками можно все:начиная от небольших текстильных аксессуаров в виде подушек, платков, шарфов,сумок и заканчивая более крупными предметами одежды и быта. Если говорить об интерьере, то область применения техники батик для декора распространяется практически на весь домашний текстиль.

Обучившись несложным приемам холодного батика можно создать единый ансамбль для гостиной,где рисунок может быть нанесен и на декоративные подушки, и просто натянут на деревянную раму в виде картины, став украшением стены.

Римская или вьетнамская шторы – идеальная плоскость для росписи по ткани. Расправленное полотно не только обогатит ваш интерьер ручной работой, но и станет наглядным доказательством неординарности хозяев.

Спальня – просто плацдарм для холодного батика. Но в данном случае ваше искусство будет скорее предназначено для того, чтобы потешить собственное самолюбие и повысить самооценку. Ведь нежиться на шелковой постели с элементами ручной росписи дано не каждому!

Интерьер спальной можно так же дополнить картиной на ткани,декоративными наволочками, покрывалом и изящным узором на шторах. Только нестоит все эти предметы украшать рисунком одновременно. Расположите их местами в виде цветовых пятен, уравновешивающих гармонию интерьера.

Кухня – это площадка для начинающих. Здесь будет простительна практически любая ошибка в рисунке, главное, суметь преподнести ее как оригинальную задумку и ваша неудавшаяся картинка станет уникальным изображением в технике примитивизма.

МАТЕРИАЛЫ

Качество работы в технике холодный батик напрямую зависит от правильно подобранных материалов. В первую очередь следует основательно подойти к выбору ткани.

ТКАНИ для БАТИКА. Для работы в декоративной технике холодный батик подходят исключительно натуральные ткани.это требование обусловлено общепринятой технологией нанесения рисунка. В качестве основы для изображения подойдут лен, хлопок и шелк. Шелк самая дорогая и«благодарная» ткань для росписи, но приобретать ее новичкам не рекомендуем.Лучше сначала «набить руку» на более доступных полотнах из тонкого хлопка,возьмите, к примеру, батист.

Перед приобретением ткани следует убедиться в ее 100% натуральности. Увы, веры продавцам мало, не столько потому, что лукавы, а скорее в силу их некомпетентности. Поэтому я всегда хожу в магазин тканей с …зажигалкой. Это единственный способ быть уверенным в своем выборе. Вытянуть пару нитей из образца ткани несложно. После их следует поджечь (не стоит это делать в магазине, а то могут выдворить) и оценить«останки». Если после сожжения нити образовались твердые остатки, то в ткани явно присутствует синтетика, поскольку органический материал образует рассыпающуюся между пальцев золу.

Итак, ткань приобретена, но не спешите натягивать ее на раму. При производстве тканей(особенно натуральных) выполняется аппретирование полотна – придание товарного вида путем пропитки «подкрахмаливающими» составами. Они могут исказить цвет либо вовсе не позволить лечь краске. Поэтому ткань тщательно прополаскивают в теплой воде. Заодно, рекомендуем сделать предварительное замачивание минут на15 при температуре не менее 600С, чтоб ткань «подсела» и не преподнесла неприятных сюрпризов в процессе эксплуатации.

КРАСКИ для БАТИКА. Расписать ткань в технике холодного батика вам помогут краски, специально для этого предназначенные. Просто подойдите в художественный салон и поинтересуйтесь ассортиментом красок для батика. Проще всего, для начала будет купить готовый набор.

Учтите, что для того, чтоб добиться определенного оттенка вам потребуется смешивать между собой различные цвета. Поэтому не удивляйтесь, если в наборе не окажется зеленого цвета – его получают соединением желтого и синего. Минимальный цветовой набор – красный, синий, желтый, черный. Все остальные цвета – их производные.

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Что до стоимости и предназначения красок. Для экспериментальных образцов и проб в технике холодного батика выберите более дешевые варианты. Учтите, что краски бывают как универсальные (для всех видов натуральных тканей), так и специализированные (исключительно для росписи по шелку).

РЕЗЕРВИРУЮЩИЙ СОСТАВ и КОНТУР. Для того, чтоб зафиксировать краску в определенных границах используют специальный состав –резерв. По химическому содержанию это клеящая смесь из натурального каучука и бензина. Суть «работы» резервирующего состава заключается в пропитывании ткани в месте нанесения. В этой точке ткань становится невосприимчивой к воде и тканевым красителям.

Хотя, это не означает, что она останется в своем первозданном цвете. Если вы пожелаете, линию, образованную резервом можно сделать цветной. Для этого либо выбирают резервирующий состав нужного оттенка, либо по окончании работ сверху наводят акриловый или масляный контур (продается в тех же магазинах).

СОВЕТ НАЧИНАЮЩИМ! Резерв может быть разной консистенции от жидкого до более густого – чем он реже, тем быстрее выливается, а следовательно должна быть выше скорость нанесения линий.

Тем, кто только пробует работать в технике холодного батика рекомендуем пользоваться более густыми составами и подбирать к ним трубочки для нанесения резерва с большим диаметром отверстия. Тонкие трубочки и жидкие составы предназначены для филигранной работы с шифоном и ему подобным тканями, а до работы с ними следует еще «дорасти».

ИНСТРУМЕНТЫ для БАТИКА. Как упоминалось выше, для нанесения контура холодным резервирующим составом потребуется специальное приспособление. Выглядит оно следующим образом: полая стеклянная трубочка с емкостью для наполнения резервом и загнутым под углом 1350 кончиком. Наполнение инструмента резервом происходит с помощью маленькой резиновой груши (купите в аптеке).

Для нанесения красок следует приобрести натуральные кисти разных размеров:

  • для росписи фона и больших участков — № 9,
  • мелкие и средние фрагменты расписываются кистями в диапазоне от № 2 до № 7, причем для тонкой прорисовки годятся кисти только с тонкими кончиками, иначе рисунок получится грубоватым.

Для высветления отдельных участков пригодится уайт-спирит и тампоны, а для равномерного растекания краски по поверхности ткани не обойтись без обычной чистой воды.

Заготовьте набор емкостей для воды, промывки кистей и смешивания красок.

Ткань перед началом росписи натягивается на деревянный подрамник ,который либо приобретается в салоне, либо изготавливается вручную их реек.

Крепление ткани на подрамник происходит посредством кнопок либо современной альтернативы – канцелярских гвоздиков. Купите их с запасом.

Для того, чтобы перенести рисунок на ткань нужен эскиз в натуральную величину, водоисчезающий фломастер или хотя бы очень мягкий простой карандаш (можно использовать, если контуры будут темными).

Закреплять рисунок вы будете с помощью парового утюга ивам дополнительно потребуется два чистых отреза хлопчатобумажной ткани.

ПОДГОТОВКА РАБОЧЕГО МЕСТА

Для комфортной работы вам понадобится подготовить стол, застелить его тканью. Освещение над столом может быть как естественным, так и искусственным, но обязательно хорошим. Вам ведь надо будет различать тонкие линии и оттенки красок. На столе либо рядом с ним отведите достаточно места для красок и баночек. Стул, в первую очередь, обязан быть удобным – детальная прорисовка потребует комфортной фиксации корпуса.

Подготовленную ткань натяните на подрамник. Во избежание образования перекосов рекомендуем вам делать это в следующей последовательности:

  • предварительно намочите ткань, после высыхания она даст необходимое натяжение,
  • сначала закрепите полотно по центру короткой планки,
  • сильно натяните полотно и закрепите его с противоположной стороны,
  • проделайте ту же процедуру, но уже на длинной планке,
  • далее, закрепите оставшиеся участки, но учтите, что никакие провисания полотна не допускаются
  • накалывайте ткань достаточно густо, каждые 5 см
  • дайте полотну высохнуть.

ТЕХНИКА РОСПИСИ

Теперь, когда все необходимые подготовительные процедуры произведены, можно непосредственно приступать к росписи ткани в технике холодного батика.

ПЕРЕНОС РИСУНКА на ТКАНЬ

Как уже упоминалось, у вас должен быть эскиз в натуральную величину. В зависимости от собственных предпочтений вы можете воспользоваться следующими способами копирования рисунка на ткань.

Если ткань достаточно прозрачна, то эскиз подкладывают снизу и прикалывают булавками, после наводят контуры водорастворимым фломастером, мягким карандашом, профессионалы сразу же пользуются резервом.

Если прозрачность ткани оставляет желать лучшего, то эскиз накалывают сверху и переводят под копирку.

НАНЕСЕНИЕ РЕЗЕРВА

Стеклянную трубку наполняют резервирующим составом с помощью маленькой резиновой груши, повернув носик вверх. При нанесении контура носик опускают, точным и равномерным движением проводят линию.

Некоторые резервы продаются с горлышком-носиком,поэтому мастерицы рисуют прямо им, кому как удобнее… Линии должны быть непрерывными, не соединяться посередине, поскольку в начале линии часто происходит ее утолщение. Дайте резерву высохнуть.

СМАЧИВАНИЕ ФРАГМЕНТА ВОДОЙ

Вода нужна для того, чтоб краска, которой вы работаете растекалась по поверхности плавно и равномерно. Поэтому берем кисть, мочим и проводим по той части рисунка, которую будем заполнять цветом. Ткань в этом месте потемнеет, если при нанесении резерва произошел обрыв линии, вы это сразу же заметите – вода перетечет на соседний участок. Оставьте это место просыхать, а после наведите сплошную кривую. Фрагментов у вас достаточно, так что не теряя времени занимайтесь другими частями рисунка.

ПЛАВНЫЕ ПЕРЕХОДЫ ЦВЕТА


Краски наносятся кистью пока ткань не высохла. Сначала светлые, потом темные. Цвета растекаются, создавая плавные переходы. Работа продолжается пока ткань достаточно влажная. Если высохла – намочите и продолжайте работу.

Чтобы придать фрагменту объем (глубину) самые темные оттенки размещают вдоль контура и наносят тонкой кистью. Сейчас вы создаете цветовое заполнение, если потребуются тонкие и четкие линии – вы их сделаете на завершающем этапе работы.

РАЗМЫВАНИЕ КРАСКИ


Чтоб создать высветленную каплю на фоне достаточно капнуть в этом месте спиртом – краска плавно отступит к краям спиртового пятна.

Этот прием часто применяют для придания фону неоднородности.

Поэкспериментируйте с пятном на мокром и сухом фоне, чтоб понять суть «работы» эффекта.

АКВАРЕЛЬНЫЕ ПЯТНА


Интересно смотрятся на однотонном фоне акварельные пятна с контурами. Для их создания разбавленную краску наносят на сухую ткань и дают просохнуть перед нанесением следующего слоя пятен.

НАВЕДЕНИЕ КОНТУРА, ЛИНИЙ и ТОЧЕК


Когда все «малярные» работы завершены, наступает время для тонкой художественной прорисовки деталей. Здесь используют кисть №2 и работают по сухой ткани. Процесс очень кропотливый, поэтому займите на стуле положение поудобнее, чтоб ничто вам не помешало управлять кистью.

Если вы планируете закрасить резерв, то в конце работы используйте цветной акриловый либо масляный контур. Линии необязательно должны быть сплошными, прервите их пунктиром,проложите точками – найдите свою технику.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ РИСУНКА

Настал приятный момент оценки рисунка – если все, что задумали сделали, снимите полотно с рамы и разложите на утюжильной доске.

Выберите тепловой режим согласно составу вашей ткани. Обычно это «двоечка с паром». В течение 3-4х минут обрабатывайте доступный участок (размер гладильной доски) дайте остыть, переместите рисунок и повторите операцию, пока не зафиксируете краску на всем полотне.

Отложите батик на сутки: дайте ткани «отдохнуть, а краске закрепится. После прополощите в теплой воде с мягким моющим средством, чтоб удалить остатки и запах бензина от резерва. Не лишним будет чистое полотно опустить в подкисленную воду (добавьте уксус либо лимонную кислоту). Вам останется только просушить, проутюжить и обработать края вашего шедевра.

СОВЕТЫ для НАЧИНАЮЩИХ

Не беритесь сразу за объемные работы – «набивайте» руку и скорость на маленьких образцах. Создайте коллекцию миниатюр на ткани для размещения на стене, разместить их вам помогут статьи и .

Вряд ли стоит спешить с покупкой подрамника либо откладывать обучение из-за его отсутствия.Возьмите большие пяльца – они отлично помогут вам освоить азы. А когда почувствуете силу и уверенность – переходите на более масштабные проекты.

Не бойтесь экспериментировать – ищите свою технику и манеру исполнения. Та информация,которая сейчас вам предоставлена – всего лишь основы, а секреты техники мастера предпочитают держать в тайне.

Поначалу выбирайте более густые резервы и трубочки с большим отверстием и лишь почувствовав уверенность в движениях рук, можно начать экспериментировать на образцах шелка с тонкими трубочками и более текучим резервом. Чем тоньше ткань – тем тоньше трубка.

При нанесении резерва, его носик должен упираться в ткань перпендикулярно, иначе состав будет растекаться линией неравномерной толщины.

Поворачивайте носик вверх сразу же по окончании линии, чтоб на полотне не появлялись случайные капли.

Не откладывайте работу после нанесения резерва надолго – после 24 часов жирный бензин начнет расплываться за пределы контура и краска уже не сможет заполнить фрагмент без светлых зазоров.