Бешеные деньги (пьеса). «Бешеные деньги» (1870) Читать пьесу островского бешеные деньги

Александр Николаевич Островский.

Бешеные деньги

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

(вместо пролога)

ЛИЦА:

Савва Геннадич Васильков , провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» – вместо «да»; «ни Боже мой» – вместо отрицания, «шабер» – вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.

Иван Петрович Телятев , неслужащий дворянин, лет 40 .

Григорий Борисович Кучумов , лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни .

Егор Дмитрич Глумов .

Надежда Антоновна Чебоксарова , пожилая дама с важными манерами .

Лидия Юрьевна , ее дочь, 24 лет.

Андрей , слуга Чебоксаровых .

Григорий , слуга Телятева .

Николай , слуга Кучумова .

Мальчик из кофейной .

Гуляющие .

В Петровском парке, в саду Сакса; направо от зрителей ворота в парк, налево кофейная.

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Проходят гуляющие, некоторые останавливаются и читают афишу на воротах. Телятев и Васильков выходят из кофейной.

Телятев (что-то жует) . Ну да, ну да. (В сторону.) Когда он отстанет!

Васильков. Я хочу сказать, что она, по своей миловидности, очень привлекательная девица.

Телятев. Вот новость! Какое открытие вы сделали. Кто же этого не знает! (Снимает шляпу и кланяется.) Совершенная правда-с. Чебоксарова хороша – дважды два четыре. Вы еще такой бесспорной истины не знаете ли?

Васильков. Я хотел вам сказать, что она мне очень понравилась.

Телятев. Еще лучше. Да кому же она не нравится! Помилуйте вы меня! И что тут для меня интересного, что она вам нравится? Вы, должно быть, издалека приехали?

Васильков. Да, не близко-таки.

Телятев. Вот бы вы меня удивили, если б сказали, что вы ей понравились. Это была бы штука любопытная. А что она вам нравится, диковины тут нет. Я знаю человек пятнадцать, которые в нее влюблены без памяти, только из взрослых людей, а если считать с гимназистами, так и конца нет. А вы знаете что? Вы попробуйте сами ей понравиться.

Васильков. Да разве ж это так трудно?

Телятев. Ну, да уж я вам скажу.

Васильков. А что ж нужно для того? Какие качества?

Телятев. Такие, каких нет у нас с вами.

Васильков. А позвольте, например?

Телятев. А например: полмиллиона денег или около того.

Васильков. Это ничего…

Телятев. Как ничего! Батюшка вы мой! Да что ж, миллионы-то как грибы растут? Или вы Ротшильдам племянник, тогда и разговаривать нечего.

Васильков. Хотя ни то, ни другое; но нынче такое время, что с большим умом…

Телятев. Вот, видите ли, с умом, да еще с большим. Значит, прежде надо ум иметь. А у нас большие умы так же редки, как и миллионы. Да оставимте лучше об уме говорить; а то кто-нибудь из знакомых услышит, смеяться станут. Умные люди сами по себе, а мы сами по себе. Значит, ум побоку. Ну его! Где его взять, коли Бог не дал!

Васильков. Нет, я не так скоро откажусь от этой способности. Но что же еще нужно, чтобы ей понравиться?

Телятев. Красивый гвардейский мундир, да чин, по крайней мере, полковника, да врожденную светскость, которой уж научиться никак нельзя.

Васильков. Это же очень странно. Неужели никакими другими достоинствами, никакими качествами ума и сердца нельзя покорить эту девушку?

Телятев. Да как же она узнает про ваши качества ума и сердца? Астрономию, что ли, вы напишете да будете читать ей!

Васильков. Жалею, очень жалею, что она так недоступна.

Телятев. Да вам-то что же?

Васильков. Вот, видите ли, я с вами откровенно буду говорить;у меня особого рода дела, и мне именно нужно такую жену, блестящую и с хорошим тоном.

Телятев. Ну, да мало ли что кому нужно! Что вы богаты очень?

Васильков. Нет еще.

Телятев. Значит, надеетесь разбогатеть.

Полный вариант 2,5 часа (≈50 страниц А4), краткое содержание 2 минуты.

Герои

Васильков Савва Геннадич (помещик)

Телятев Иван Петрович (дворянин)

Кучумов Григорий Борисович (барин)

Глумов Егор Дмитриевич

Чебоксарова Надежда Антоновна (пожилая дама)

Лидия Юрьевна (дочь Надежды Антоновны)

Андрей, Григорий, Николай (слуги)

В данной комедии высмеиваются люди, которые готовы на все, чтобы получить деньги. Первым появился Телятев. Это яркий экземпляр барства. Он все время процветал. И в этом ему помогали десять московских тетушек. Он любит сладкое и балет, у него огромное количество долгов. И общая сумма составляла триста тысяч. Все, что он имел, принадлежало другим. Однако это нисколько не беспокоило Телятева. Он не считал деньги, с радостью занимал и у других, жил за счет других. Потому что завтра наступит новый день и деньги появятся сами по себе.

Параллельно имелся иной вид барина. Он являлся лжецом и сладострастником. Это был Кучумов. Огромные дома, экипажи и огромное количество денег были только в его мечтах. На самом деле у него были пустые карманы. Его выручали лишь присущие ему наглость и вранье. Он всех обманывал, чтобы получить желаемое. Когда его разоблачали, он непременно выкручивался. И Телятев, и Кучумов являлись предисловием к другому герою. Этим героем был Васильков. Его персона была покрыта тайной. Его речь отличалась особенной манерой. У него постоянно был при себе кошелек, до отказа наполненный деньгами. Этим он вызывал благоговение у окружающих его людей.

Автор не мог решить до конца, какое отношение у него к персонажу Василькова. Этот образ вызывал большое количество споров насчет настоящего облика героя. Трудно вот так сразу дать определение его натуре. Он имел весьма деловитый подход во всем и просчитывал любое свое действие. У него существовал определенный лимит бюджета, за границы которого он не пытался выходить. Казалось, что он сможет справиться с любой ситуацией. Однако, когда он встретил свою любовь, его расчеты оказались неэффективными. Он любил Лидию, полагая, что как раз она необходима ему в качестве супруги. Однако его чувства оказались безответными. Да и сама девушка оказалась недостойной его любви. Васильков призывал к честному отношению во всем. Он полагал, что лучше жить честно.

Васильков доказывал, что честность являлась способом получения выгоды. Лидия его обидела, он забыл о все расчета и вызвал Телятина на дуэль.

Пьесы «Бешеные деньги»)

«Бешеные деньги» (1870)

Островский. Бешеные деньги. Спектакль Малого театра, 1978

Ядро авторского замысла уже прочтено в названии, хотя и не в форме прямой пословицы, но содержимое не в одной, в нескольких русских пословицах: что только трудовые деньги держатся и работают, а лихие так же легко утекают, как и притекают; что легко нажито – то легко и прожито. Тут снова просказалась органичная для Островского любовь к честному труду и поведению.

Но в объёме своём авторский замысел шире: выставить нам трудолюбивого предпринимателя – «Честные расчёты и теперь современны, плутовство – спекуляция плохая». (Однако и без лопахинского за спиной топора под стволы вишнёвых деревьев.) А даже видится мне этот замысел драматурга и ещё шире: в русской литературе, так уже насыщенной бездельными, скучающими, «лишними» людьми, – вывести характер прямого делателя, каких в русской жизни, в русской истории было множество – да робкие писатели вместо них углядывали только «штольцев ». (А литература наша очень нуждалась увидеть творцов и строителей мощной страны – да почти не дождалась.)

Увы, Островскому не удалось довоплотить фигуру, какая бы тут ждалась. От доверенного сотрудника Василькова: «Мы с вами нужду видали вместе, тонули вместе», «Мы народ рабочий, на том воспитаны». Так. И сам он о себе: «мне, грубому труженику». Но сверх его теперь успехов – что он уже ездил по делам и в Англию и «у меня в Петербурге по моим делам есть связи с очень большими людьми» – автор переусердствовал: приписал Василькову занятия «чистой и прикладной математикой» (когда б это всё вместе?) – и вот он якобы готов был бы преподать невесте хоть «сферическую тригонометрию». Более не проявилось нам, как он такие познания и наклонности использует. Избыточны они были бы для него. Вдруг и: «жаль, что я не художник». (?) Другое дело – такая естественная слабость: «моя младенческая душа», «для меня, несчастного тюленя, ласки такой красавицы – рай», а попавши в обман: «если это несчастие – то зачем оно приходит так рано и неожиданно», теперь «что подскажет мне моё глупое провинциальное сердце?» – однако же «никакая красавица меня вором не сделает». Так. Но, вопреки характеру, которого мы ждём, – первому же насмешнику Васильков вдруг предлагает стреляться на дуэли: «бери пистолет, а то я тебя убью стулом!» И тут же вослед другому обидчику: «завтра я пришлю к вам секунданта». А красавица «так коварно насмеялась над моей добротой», что «я застрелюсь». Не то, не то. Вот к концу обманутости Васильков опоминается, твёрдо и нравоучительно разъясняет хищнице: «Надо бояться той бездонной ямы, которая называется развратом, в которой гибнет и честь, и благообразие женщины», – и распорядительно шлёт её в строгую жизненную школу к свекрови: учиться вести домашнее хозяйство. Вот этому можно поверить.

Так – весьма неполно состоялся замысел автора. А вся комедия – ярка, смешна, находчива, интрига заверчена весело, остроумно, с живым диалогом и даёт простор для актёрской игры. (Но и тут нет-нет прорываются в тексте ролей – прямые, для публики, разъяснения расчётов и даже целый такой монолог от хищницы-дочери: «Вот когда моя самоуверенность колебаться начинает».)

Примечание. Окончательному заглавию комедии («Бешеные деньги») предшествовали первоначальное «Коса на камень» и промежуточное «Не всё то золото, что блестит». Поставлена была в Александринке 16 апреля 1870 года, в Малом – 9 октября, но не удержалась в репертуаре обоих театров. В Петербурге возобновлялась в 1882-м и 1891 годах, в Москве – в 1893-м. Многократно ставилась на частной сцене – в Киеве, Ярославле, в московском Театре Корша. В советское и постсоветское время шла и сегодня идет во многих театрах. Существует полнометражный фильм (1981, Мосфильм) и фильмы-спектакли: Малый театр (1978 и 2005), Московский драматический театр им. А.С. Пушкина (2010).

Имя драматурга, члена-корреспондента Петербургской академии наук Александра Николаевича Островского известно всем. Он много потрудился для развития русского национального театра. Его юмор и сатира так отточены, емки и незабвенны, что до сих пор являются актуальными, ставятся на подмостках сцен не только России и стран СНГ, но и во всем мире.

«Бешеные деньги», Островский: краткое содержание

Вначале автор пьесу «Бешеные деньги» хотел назвать «Коса — на камень» или «Не все то золото, что блестит», но в итоге остановился на привычном нам названии. В 1969 году произведение было закончено, напечатано в журнале «Отечественные записки», а через год ее поставили в Александрийском театре (в апреле 1970 года) и в Малом театре Москвы. В Малом театре премьера состоялась 6 октября.

Как и во многих пьесах, А. Н. Островский в «Бешеных деньгах» отображает нравы дворянства, развивает тему кризиса многих из них. Его персонажи, уверенные в себе, можно сказать, до наглости, становятся хитрыми, лицемерными и расчетливыми.

Действующие лица комедии:

  • Васильков Савва Геннадич, помещик (делец).
  • Телятев Иван Петрович, дворянин.
  • Кучумов Григорий Борисович, барин.
  • Глумов Егор Дмитриевич.
  • Чебоксарова Надежда Антоновна, пожилая дама.
  • Лидия Юрьевна, ее дочь.
  • Андрей, Григорий, Николай, слуги.

В пьесе «Бешеные деньги» Островский (краткое содержание будет изложено ниже) образ Васильков не до конца раскрыл. С одной стороны он положительный персонаж, любит Лидию, стремится жить правильно, но с другой — слишком деловит, просчитывает каждый свой шаг. У Островского Васильков представлен скорее как автор комично обрисовывает бюджет, из которого тот не хочет выходить.

«Бешеные деньги» (Островский): герои, их взаимодействия

Итак, действие происходит в Москве, в середине 19 века. Провинциал средних лет Васильков Савва Геннадич приезжает в столицу, случайно сталкивается со «светской дамой» Лидией Чебоксаровой и хочет на ней жениться. Васильков - человек решительный, раз задумал что-то, то идет к этой цели, даже если на первый взгляд она кажется недосягаемой.

Его случайный знакомый Теляев Иван Петрович обещает провинциала познакомить с местной красавицей, но в душе вместе со старым приятелем Глумовым, известным пронырой из пьесы «На всякого мудреца довольно простоты», решает разыграть будущую невесту Саввы Геннадича.

Матери и дочери Чебоксаровым они представляют Василькова как золотопромышленника из Сибири. Провинциал становится гостем в доме Надежды Антоновны и Лидии Юрьевны, но из-за скромного характера не может найти подход к взбалмошной даме.

Отчаянный поступок Надежды Антоновны

Так заканчивается первое действие пьесы «Бешеные деньги». Островский краткое содержание второго действия начинает с того, что Надежда Антоновна получает письмо от мужа, что они разорены, так как он продал последнее имущество и не знает, как выйти из ситуации. Надежда Антоновна Чебоксарова срочно решает выдать дочь замуж. В качестве «жертвы» Лидия выбирает Теляева, однако пронырливый Иван Петрович быстро смекает что к чему и заявляет, что «брак — это не для него».

Остается лишь «запасной вариант» — Савва Геннадич, мать Лидии быстро сватает за него дочь и через неделю Лидия Юрьевна становится законной женой счастливого Василькова.

«Бешеные деньги» (Островский): анализ комедии

Но тут начинаются неприятности у Василькова, благодаря ему Чебоксаровы продолжают жить на широкую ногу, не задумываясь о долгах, которых скопилось уже порядка трехсот тысяч, а покрыть их должен не кто иной, как Васильков.

Попав в трудное положение, Савва Геннадич соглашается выполнить просьбу жены, но лишь с тем условием, что она переедет в другую, скромную квартиру и станет жить по средствам. Вначале это возмущает гордую Лидию Юрьевну, но она вынужденно соглашается на этот шаг.

«Бешеные деньги» Островский (краткое содержание произведения проходят в средних школах) и другие пьесы писал под влиянием творчества Александра Сергеевича Пушкина. Читая великого русского поэта, как говорил Александр Николаевич, становится ясно, что заслуга Пушкина в том, что через него умнеет все, что может поумнеть. Поэтому в пьесах Островский бывает беспощадным к своим героям.

Подлость Глумова (фамилия говорит сама за себя), Кучумова, Телятева и Чебоксаровых не имеет предела. Согласившись на предложение мужа, Лидия Юрьевна продолжает флиртовать со своими бывшими поклонниками. Кучумов, не имеющий гроша за душой, пытается пустить пыль в глаза Лидии и, воспользовавшись ее положением, обещает огромную сумму денег в обмен на ее любовь. Привыкшая к роскоши, хищная Лидия Чебоксарова соглашается и становится жертвой Кучумова. Васильков, застукав жену с другим мужчиной, разрывает с ней и ее матерью всякое общение.

Обманутые мечты

Вначале женщины даже радуются этому, но время идет, а обещанных денег нет и нет. Кучумов приходит к ним в гости каждый день, но о своем обещании молчит, наконец Телятев открывает ей глаза, сказав, что Григорий Борисович разорен, как, впрочем, и он сам. В отчаянии Лидия посылает мать за Васильковым, чтобы сказать, что она умирает и хочет его видеть.

Савва Геннадич приходит, но на предложение жить вместе отвечает отказом. Желая проучить ее, он предлагает ей стать ключицей в доме его матери взамен на обещание погасить долги, а потом, если «испытательный срок» она выдержит с честью, забрать с собой в Петербург. На это пойти Лидия не может, но, подумав, решает встать на путь исправления.

Заключение

Зачастую в школах предлагают написать сочинение следующего содержания: «Бешеные деньги» (Островский). Тема отношений Лидии Чебоксаровой и Саввы Василькова», но это касается скорее школьников, выбравших гуманитарный профиль обучения. Любовь у них, конечно же, односторонняя, причем любит, как может, лишь Васильков, а Лидия Юрьевна пользуется этим. В конце пьесы все как-то меняется, Васильков уже не вызывает сочувствия, особенно после его вечно повторяющегося слова «бюджет». Читатель сочувствует скорее Лидии, которая наконец становится разумной и даже готова «проплакать» свою молодость и готовится к труду.

Сам А. Н. Островский всю жизнь которая отвергала его чувства, прикрываясь мужем, но и овдовев, она не отвечала взаимностью драматургу. Связавшись с сыном богатого купца, она написала Островскому, что не хочет отнимать его любви ни у кого. Через некоторое время драматург женился на актрисе Марии Васильевне Бахметьевой и у них родились четыре сына и две дочери.



Бешеные деньги (пьеса)

Бешеные деньги (ранние названия «Коса - на камень », «Не всё то золото, что блестит ») - комедия в пяти действиях Александра Островского . Автором была окончена в ноябре 1869 года . Напечатана в журнале "Отечественные записки" , №2, 1870 г. Премьера состоялась 16 апреля 1870 года в Александринском театре ; в московском Малом театре - 6 октября того же года.

Глумов, персонаж пьесы «На всякого мудреца довольно простоты » продолжает мечтать о богатой невесте, по-прежнему злоязычен и готов на интриги, стравливая своих знакомых, не брезгуя подбрасывать им анонимные письма, карьера его не состоялась, в финале он уезжает за границу с богатой пожилой барыней в качестве ее личного секретаря и с надеждой вскоре унаследовать состояние своей доверительницы.

Действующие лица

  • Савва Геннадич Васильков , провинциал, лет 35. Говорит слегка на «о», употребляет поговорки, принадлежащие жителям городов среднего течения Волги: «когда же нет» - вместо «да»; «ни Боже мой» - вместо отрицания, «шабер» - вместо «сосед». Провинциальность заметна и в платье.
  • Иван Петрович Телятев , неслужащий дворянин, лет 40.
  • Григорий Борисович Кучумов , лет 60, важный барин, в отставке с небольшим чином, имеет и по жене и по матери много титулованной родни.
  • Егор Дмитрич Глумов .
  • Надежда Антоновна Чебоксарова , пожилая дама с важными манерами.
  • Лидия Юрьевна , её дочь, 24 лет,
  • Андрей , слуга Чебоксаровых.
  • Григорий , слуга Телятева.
  • Николай , слуга Кучумова.
  • Мальчик из кофейной.
  • Гуляющие.

Критика

В этой пьесе, как и в большинстве своих работ, Островский разрабатывает тему кризиса дворянства. Островский отметил в дворянстве его новое отношение к буржуазии. Оно приспосабливается к новому порядку вещей, некоторые его представители становятся приживальщиками буржуазии, учатся у неё новым методам воровства и грабежа. Самодурство и наглость, уверенность в своём праве на привелигированное положение уступают место хитрости, лицемерию, расчёту.

Большую трезвость и проницательность проявляет Островский и в изображении "дельцов". Отношение его к буржуазии нового типа очень сложно. На первый взгляд может показаться, что Островский на стороне Василькова. "Честный промышленник" Васильков, восстающий против обмана и плутовства, так как в "практический век честным быть не только лучше, но и выгодно", в сравнении с Кучумовым может показаться вполне приемлемым для автора и достойным сочуствия. Но Островский не может принять целиком Василькова. И он не может стать для него носителем положительного начала. Он ясно видит их моральную неполноценность, обращает внимание на внутреннее сродство их с откровенными хищниками. Недаром Лидия Чебоксарова смиренно идёт в "экономки" и на выучку к Василькову. Пьеса кончается торжеством "делового человека". Васильков купил Чебоксарову в тот самый момент, когда следственный пристав стоит за дверью и ждёт результатов "торговли", чтобы приступить к описи имущества Чебоксаровых. Правда, торговля начинается с упрёков со стороны Василькова: "вы не жалели моей простоты, моей доброты сердечной", но суть дела от этого не меняется. Конечно, отнюдь не возмездием за пренебрежение "простотой и добротой сердечной" Василькова определяется идейный смысл комедии "Бешеные деньги". Торжествующий Васильков не стал от этого лучше. "Честность" и жизненные принципы Василькова ("из бюджета не выйду") аморальны. Брак для него - торговая сделка, а любовь - предмет купли-продажи. Лидия Чебоксарова, расценивающая все человеческие чувства на вес золота, является достойным партнёром Василькова в его больших комерческих операциях в Петербурге. Для обоих денежный интерес - единственный движущий мотив их поведения.

Экранизации

  • Бешеные деньги (фильм, 1981) - фильм по пьесе

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Бешеные деньги (пьеса)" в других словарях:

    - (пьеса) пьеса А. Н. Островского. Бешеные деньги (фильм, 1981) фильм по пьесе А. Н. Островского. Бешеные деньги (фильм, 1987) американская комедия. Бешеные деньги (фильм, 2006) российская криминальная… … Википедия

    Содержание 1 Экономика 2 Кинематограф 3 Театр 4 Компьютерные игры … Википедия

    Волки и овцы комедийная пьеса в пяти действиях Александра Островского. Пьеса написана в 1875 году, впервые поставлена 8 декабря 1875 года в Александринском театре. 26 декабря того же года состоялась премьера в Москве, в Малом театре. Содержание 1 … Википедия