Ужасы чеченской войны глазами курянки. Зверства чеченцев


Военные действия в Чечне 1994-1996 гг. (как и во вторую кампанию 1999-2000 гг.) носили исключительно жестокий характер. Имеется огромный материал о том, как действовали федеральные войска с самых первых дней войны. Он собран преимущественно российскими правозащитными организациями “Гласность” и “Ме-


мориал”11. Имеются достоверные свидетельства о том, что основные жертвы воюющие и мирные граждане понесли в начальный период войны. Хорошо известны многочисленные случаи, когда в условиях жестоких боев в Грозном и в других местах убитых и даже раненых не вывозили. Тема брошеных трупов - стала одной из главных в военных историях. Она обросла чудовищными слухами, в которые люди верили и рассказывали друг другу уже после войны.
“Много всякого я насмотрелся. Цена человека на войне - ничтожна. Во время войны трупы лежали на улицах штабелями, и российские не разрешали нам хоронить их. В начале войны российских погибших не считали, верней учета погибших не было вообще. Потом стали считать, но не на личности, а на количество. Скажем, в батальоне из 100 человек погибло половина, так комбат доложит 50 трупов и предъявит. Иначе разжалуют, а то и посадят. Если не хватает трупов - ищут недостающих везде, даже под землей. Лишь бы посвежей. А то и наших подберут. Изуродуют голову, чтобы не опознали и сдают по акту как труп российского солдата. Вот откуда путаница получается, и люди в России хоронят, сами не зная кого” (Висит М.).
Другой популярной версией стала история о том, как российские солдаты убивали друг друга, в том числе и за денежные вознаграждения. Среди чеченцев некоторые даже считали, что именно в этом взаимоуничтожении было убито больше, чем от чеченского оружия.
«Я скажу вам, а вы не поверите, что русские русских побили больше, нежели чеченцы. Я и сам не верил, пока своими глазами не увидел. Посулят
контрактникам большой куш, если возьмут дорогу или поселок. Те и рады стараться сдуру. Боевики отступят с поселка или, скажем, с автобазы, туда понабьются контрактники в ожидании куша. А тут налетает авиация или вертолеты, и от контрактников одна лишь пыль остается. Опять же выгода - кому-то платить не надо, а деньги все равно списали. Поди, спроси у мертвых, дали им деньги или нет.
А то, бывало, просто сборы или учения объявят или другая оказия. Налетят вертолеты - и нет никого. Так в пионерских лагерях под селом Чишки было. Я уж не говорю, как били российских солдат на блокпостах сами же русские с вертолетов. Это вроде бы мелочи. Поначалу вовсе убитым солдатам счет не велся. Сколько надо, столько и спишут. Меньше цинковок в Россию пойдет, тем лучше. Народ меньше будут будоражить, да и расходов, хлопот меньше на транспортировку. Потому, должно быть, трупы российских солдат сбрасывали на горящие нефтевышки, в труднодоступные горные ущелья или пропасти. Это уже потом бухгалтерию завели. Считать стали убитых. Сколько из части погибло, столько и трупов предъяви. Если, конечно, бомбой или снарядом не накрыло. Так ходили и собирали трупы. А то и у чеченцев, бывало, выменивали. А то и вымогали. Возьмут, бывало, заложников из чеченцев и требуют, чтобы к утру было столько-то трупов, а иначе заложникам каюк. Вот ведь какая грязная катавасия.
Конечно же, находились среди сотен подонков и приличные. Не все летчики соглашались бросать бомбы на головы мирных жителей. Бывало, прилетят к селу и сбросят бомбы на пустырь или в реку. Мне рассказывал сосед, как на одной неразорвавшейся бомбе, выброшенной далеко за селом в овраг, было написано: “Чем мог, тем помог“.
А то еще вот как бывало: стоят, скажем, на противоположных горах две части российской армии, следует команда: “Огонь!”. И принимаются дубасить друг друга до последнего солдата. Я думаю, может быть, и ссорились они между собой потому, как контрактники те народ бедовый, им никого не жалко. Контрактники-то вербовались зачастую из заключенных. Я много повидал солдат. И мне кажется, что среди них было много ненормальных. Говорили, что обкуренные, но я-то многих насмотрелся, я различаю - то были в натуре психические. Обкуренные - это так себе, слякоть» (Муса П.).
Действия федеральных военнослужащих в отношении гражданского населения дали достаточно оснований для ужасающих историй о жестоком обращении с чеченскими мужчинами, которых почти всех подозревали в участии в вооруженных действиях. В это число попадали даже те старики, кто почти полвека назад участвовали в войне против гитлеровской Германии и имели статус ветерана Отечественной войны со многими социальными льготами. Степень потрясения людей старшего поколения трудно себе представить, а тем более объяснить. Перед ними предстали в роли убийц их дети, будущее которых они защищали в боях с гитлеровской Германией.
«Я вот тут коровенку держал. Четырех внуков тем поднял. А государственное молоко - на что оно годится? Благо, на окраине живем. Тут до войны целое стадо собиралось. Пастуха даже нанимали. А был здоро
вее, я и сам ходил в пастухах. А как война началась, я корову в землянку перевел. Сам оборудовал из разграбленного склада. А накат забросал старыми ящиками. Вот мы с младшим моим все первые месяцы поили и кормили ее, а она - животное умное, как началась война, ни разу не мычала, точно онемела. Только смотрит умными глазами, вроде бы печальными.
Но однажды нас с сыном подловили пьяные солдаты. Сына прикладом по голове, потащили в дом. Я говорю, что я сам фронтовик, орденскую книжку показал. Так лейтенант меня так двинул по зубам, что я последние выплюнул. Вы, говорит, нам в спину стреляете. Знаем мы вас, сволочей. И опять стали избивать. Мне-то оно ничего, я уже всякое повидал. Сына жалко, ему только еще 17 исполнилось. Избили нас, потом к стенке. Сейчас, говорят, стрелять будем. Так они мне здоровую почку отбили, что я стоять не мог. Сын меня поддерживал. И, знаешь, хоть и малец, но ни разу не застонал. А тут во двор какой-то капитан зашел. Увидел нас и спрашивает солдат: “Вы что тут делаете?”.
А солдаты отвечают: “Вот врагов в расход пускаем”.
“Каких таких врагов? Это старец с мальцом враги что ли?”.
А сержант тут подбегает к сыну, я и толком-то ничего не понял. Сунул руку в карман куртки, а там стреляные гильзы. Веришь, нет, я тут совсем онемел. Две войны прошел - ничего не боялся. А тут как увидел гильзы, так вроде ступор на меня напал. Я еще прежде заметил, что сержант, поднимая избитого сына с земли, сунул ему руку в карман куртки. Тогда у меня мелькнуло в голове, может курево ищет или деньги. А он, оказывается, подлец, сунул ему гильзы в карман. Хорошо, что капитан бывалый оказался. Он гильзы-то не стал смотреть. А подошел и посмотрел руки сына.
“Нет, - говорит, - эти руки не стреляли. Пойду доложу комбату. А этих не трогать до моего возвращения”.
Не знаю, сколько стояли. Должно быть, долго. Потому как я опять упал. Но тут меня пожалел какой-то молоденький солдат. Равилем, помнится, звали. Сторожил он нас. Тут сын понемножку пришел в себя. И говорит этому Равилю: “Слушай, я корову в последний раз покормлю, отпущу. Вернусь. Все равно отца не брошу”.
Тот солдатик говорит: “Я комвзвода спрошу”.
Пришел тот сержант, что выбил мне зубы, с ним двое пьяных. “Идите, - говорит, - кормите. И возвращайтесь только через полчаса”.
Я не сразу понял, почему нам полчаса дают. А когда вернулись в дом - понял. Солдаты все унесли из дома. Все. Даже магнитофон сына, который он прятал в кладовке под ветошью. Все теплые вещи унесли. А что с собой не могли унести, загадили. Ну, да шут с этим барахлом. Сын только с тех пор сильно изменился. Не то, чтобы озлобился, но стал какой-то печальный. Все молчит, думает о своем» (Вадуд).
Не менее трагическая коллизия предстала из рассказов о том, что в число врагов были зачислены и те чеченцы, которые служили в местной милиции и считали себя вполне лояльными российскими гражданами. Более того, некоторые из них приветствовали введение войск в надежде, что в республике будет восстановлен порядок. По свидетельствам многих, разгул насилия и социальная разруха коснулись не только русских, но и не меньше самих чеченцев.

«Я теперь совершенно убежден, что война не имеет смысла. Она темна, безумна. У меня по соседству жил молодой подполковник милиции. Когда пришли войска, начался подворный обход в поисках оружия. Сам я был в отъезде, но жена видела, как сосед отдал военным документы, табельное оружие и обращался при этом к проверяющим словами: товарищи, коллеги: “Пу, ребятки, теперь мы скоро наведем порядок!”.
Старший же из проверявших взял оружие, а потом как гаркнет во все горло: “А ну-ка к стенке, черномазый!”. И тут же выпустил в него всю обойму. Оказалось, это были контрактники, набранные в тюрьмах.
Людей хватали на улицах, в подвалах. Были среди них и ответственные работники, некоторые имели справки и поручительство как от высоких инстанций в России, а то и коменданта Грозного. Таких как бы для видимости пропускали через блокпост. И когда люди расслаблялись, верили, что пришла законная российская власть, их сгоняли в кучу и расстреливали всех вместе, и молодых, и пожилых, и женщин, сбрасывали в ямы и наскоро забрасывали землей. Я свои трупы возил из этих ям. Пу, да ладно, хватит об этом. Печего мне вам больше рассказывать» (Саид М.).
Позднейшие расследования правозащитных организаций не установили подобных случаев массовых захоронений “мужчин, пожилых и женщин”. Вполне возможно, что это уже были дополненные травмированным воображением истории. Однако у нас нет оснований не верить нижеприводимому рассказу Мудара, 60-летнему юристу из Грозного, ингушу по этнической принадлежности. Хотя описываемое им с трудом воспринимается как возможная реальность.
«В конце января 1995 г., когда уже весь город был в огне, когда война стала явственной и горькой правдой, я решил прорываться в Ингушетию вместе с сыном-студентом. Пабили мы в свою “Волгу” накопленное за всю жизнь, обложились подушками - все хоть какая-то защита от пуль и осколков, и поехали. К тому времени уже поставили блокпосты. И к вечеру солдаты начинали расстреливать все, что движется. Били буквально из всех видов оружия. Просто так, ради потехи. Я и на судном дне подтвержу, что вся российская армия была вдребезги пьяная вместе с командирами.
Пас, как и других, остановили на блокпосту в Заводском районе, якобы для проверки документов. Подходим ближе. Кругом разрывы снарядов, завывание мин, трескотня автоматов. Конвойный наш был пьян, и, пока мы дошли, он дважды сваливался в снег, и мы с сыном помогали ему подняться. Подошли к посту, а там перед прилегающими домами трупов видимо-невидимо навалено. Расстреливали, не щадя детей, женщин, и свозили сюда трупы со всего района. Остановленные впереди нас машины стояли с невыключенными моторами, а хозяева их были расстреляны тут же, умирали или взывали о помощи. Сначала я думал, что все это мне чудится, но в ближней куче трупов узнал знакомого, который обогнал меня на перекрестке.
Пас завели в помещение. Там сидел человек, которого наш конвойный называл капитаном, и тот тоже был пьян. Однако же разговаривал заплетающимся языком. Хотя и внятно.
“Куда ты их припер? Идиот!” - обратился капитан к нашему конвойному - на кой они тут?! Ты что, не знаешь, дурья башка, что велено всех в расход?!”.


“Зачистка” (Фото Варникиса)

Конвойный, оказавшийся в это время сбоку от нас, и в самом деле как-то по-идиотски подмигнул капитану и сказал: “Опять же на них дубленки. А шапка, вишь, какая богатая. Сами же велели”.
“Раздевайся!” - обратился он к нам.
Мы подчинились. Затем нас отвели в помещение, бывшее не то столовой, не то баней, так как стояли здесь и ванные, и столы. И мы с ужасом увидели, что в некоторых горками лежат трупы, раздетые, как и мы. Наш конвойный поставил нас к стенке. Мне все еше казалось, что я вижу дурной сон. Должно быть, этому способствовало и то, что в помещении был не то пар, не то дым. И не успел я очнуться, как почувствовал, что и руку, и плечо мне точно осы укусили. Тогда только я понял, что нас действительно расстреливают. Я вспомнил вдруг, что помещение раньше было прачечной, что дальше к нему примыкает склад горпи- щеторга. Я там работал юристом и знал, что под новый год туда завезли много колбасы и водки. Сын в то время потерял сознание. Я наклонился к нему. Что-то щелкнуло напротив по стене и отскочило. Наконец, я понял, что пьяный солдат не может попасть в меня.
Он подошел совсем близко и, все так же нелепо улыбаясь, сказал вдруг: “Хочешь выпить перед смертью? Ты не мулла?”.
Я, кажется, ответил, что нет, и в свою очередь предложил ему выйти к складу горпищеторга, где было огромное количество водки. Я, было, предложил ему проводить. Но он сообразил, что меня могут сразу пристрелить, и пошел один, осведомившись перед этим: “А вы не убежите?”.
Перед выходом, до сих пор не могу понять как, я сумел поставить на предохранитель его автомат. Должно быть, привычка сработала (когда я служил в армии, наш сержант при беге с барьерами забыл выключить ав
томат и убился). Должно быть, у меня в подсознании это засело на всю жизнь. Впрочем, бежать все равно было некуда. Я чувствовал, что горячая кровь заливает мне руку, течет по ноге. Но надо было спасаться. Сын к тому времени уже очнулся и смотрел на меня полоумными глазами. Я схватил его за руку, и мы выскочили на улицу. Уже у самого поворота за угол нам встретился солдат, несущий бутылки с водкой в охапку, точно дрова. Наверное, он не сразу нас признал, и только когда мы добежали до парка, услышали, как он истошно орал, не понимая, почему автомат не стреляет.
Нас спасли темнота и мороз. В тот вечер был 20-градусный холод. Не знаю, как добежали до улицы Кирова. Я уже истекал кровью, когда мы заскочили в квартиру пожилой русской женщины. Тут я потерял сознание. Не знаю, сколько был без сознания, но когда очнулся, было утро. Уютно гудела голландская печь хозяйки. Сын лежал у моих ног. Руки и плечо у меня были перевязаны. Марья Владимировна, так звали нашу хозяйку, дородная пожилая женщина, понимающе улыбнулась. Но как она выходила меня в городе, в котором днем и ночью расстреливают чеченцев, да и всех местных жителей, это уже другой рассказ.
Со слов моей спасительницы, я понял, что русских-грозненцев тоже не щадили. И расстреливали, как только попадутся под руку. Я готов поклясться на Коране и готов доказать любому международному суду, что в январе месяце 1995 г. в Заводском районе города Грозного были расстреляны сотни мирных жителей. Их трупы складывали недалеко от трассы, проходящей мимо парка. В объявлении по местному ТВ я узнал о своем знакомом сапожнике, который ехал впереди меня в тот злополучный день и труп которого я видел в одной из куч у трассы. Его искали родственники и объявляли по телевизору как о без вести пропавшем. Тело его до сих пор не нашли» (Мудар).
Одной из самых распространенных форм насилия во внутренних конфликтах является изнасилование женщин. Оно имеет особо над- ругательский смысл не только над человеком, но и над вражеской стороной в целом, т.е. представителями другого народа, если речь идет об этническом конфликте. В бывшей Югославии изнасилование женщин обрело почти ритуальный смысл, когда сербы или хорваты специально содержали “вражеских” женщин, подвергая их изнасилованиям и сразу же отпускали, когда у них наступал большой срок беременности, не позволявший делать аборт. Это был иезуитский, абсолютно параноидальный “опыт” размножения сербов или хорватов в чревах женщин своих врагов.
В Чечне не было зафиксировано массовых изнасилований женщин в первую войну. Этого не позволяли прежде всего условия, когда федеральные войска не контролировали целиком значительные территории и когда фактически не было контактов с населением. Во вторую войну ситуация изменилась. Военные сразу заняли большую территорию северной Чечни почти без боев и вели себя там как “освободители от бандитов”. Контакты с местным населением были гораздо более активными. Примерно такая же сложилась ситуация и в других районах, кроме дальних горных сел. Низкая дисци
плина, пьянство, изоляция от домашней среды и семей, общая ожесточенность и стрессы способствовали появлению случаев изнасилования местных чеченских женщин.
Но и здесь сохранялся барьер страха за возможную месть со стороны родственников жертвы. Хеда Абдуллаева сказала мне, что боится сейчас быть в Чечне, потому что нет братьев, чтобы защитили в случае надругательства. На самом деле она имеет в виду возможный сдерживающий фактор для насильников. Однако и это обстоятельство не является преградой, когда солдаты могут организовать групповое изнасилование в полуанонимной обстановке, т.е. вырывая женщин не из домашней среды, а разыскивая их среди путников, беженцев и других “оторвавшихся”, потерявших надежду на защиту от родственников или окружающих. Мне удалось узнать одну из историй, которая произошла уже в период нового цикла насилия. Есть основания полагать, что случай с Румисой и записанный Хедой Са- ратовой 31 июля того же года, был не единичным.
«Я Румиса З. 1966 года рождения. Живу в Урус-Мартановском районе. 17.07.2000 г., я решила поехать в Грозный посмотреть на свой дом, или, точнее, на то, что от него осталось. Доехала до Грозного в 14.00, пришла на улицу Гудурмесскую, увидела остатки своего разрушенного дома, постояв возле него, решила вернуться домой. Это было где-то в 16.30. Возвращалась я домой на маршрутном микроавтобусе, в котором были и другие попутные пассажиры. Перед российским блокпостом, который находится в поселке Черноречье, на самом выезде из города Грозного, была длинная очередь. Пашей машине пришлось долго ждать.
Мы задержались допоздна. Очень долго проверяли каждую машину и каждого человека, и женщин и мужчин. Меня беспокоило то, что у меня в паспорте не вклеена вторая фотография. Когда я ехала в город, у меня практически паспорт не проверили. Мы сидели в машине и наблюдали за тем, что происходит впереди. Солдаты стали беспричинно задерживать людей. Я видела, как нескольких мужчин завели в вагон. О судьбе задержанных ничего не могу сказать, это были незнакомые мне люди. Вероятно, какой-то шофер не дал солдатам денег, они, естественно, разозлились и стали беспричинно хватать людей. Обычно они не придирались к документам женщин, но когда все-таки начали проверять всех подряд, я испугалась. Так оно и случилось. Меня стали задерживать из-за отсутствия в паспорте второй фотографии. Мне сказали, что меня забирают для выяснения, а потом отпустят. После того как задержали, меня повели в вагон, сказали, что некоторое время побудешь здесь. В вагоне было две или три маленькие комнаты. Меня заперли еще с тремя женщинами, которые уже находились там (две чеченки и одна русская или украинка, точно не могу сказать). Эти женщины были все в синяках, у них был страшно замученный вид. Я была в ужасе, дрожала и ничего не могла говорить.
Два дня нас держали в этом вагончике. Солдаты заходили и выводили нас по одной и заводили в другую комнату. Естественно, каждая из нас слышала крики той, кого вывели в другую комнату. Пикто не приходил нам на помощь, и наши мольбы о пощаде не трогали насильников. Мы сидели и ждали своей очереди, и, конечно, она доходила. За сопротивление
очень жестоко били кулаками, ногами. Дубинками и ничем другим, правда, не били. Солдат всего было восемь человек, они были все время пьяны.
Дня два мы были в этом аду. Я не могу говорить все детали того, что они с нами делали. Каждую из нас за эти двое суток выводили более двадцати раз. Мы часто теряли сознание. Каждый раз, когда я приходила в сознание, я жалела о том, что еще не умерла.
На третье утро неожиданно открылась дверь, и появились мужчины чеченской национальности. Они нам сказали на чеченском языке: “Быстро уходите отсюда подальше!”. Они были в военной камуфляжной форме. Мы решили, что это были чеченские милиционеры. Мы поняли, что это спасение, и, не оглядываясь, бежали по трассе, ведущей в сторону Урус-Мартана. Чеченские милиционеры остались на посту. Куда делись российские солдаты, что с ними стало, мы не знаем. Но никакой стрельбы или шума на посту мы не слышали. Через какое-то время нас догнала проезжающая машина, микроавтобус. Он остановился, и я поехала в Урус- Мартан. Три женщины, которые были со мной, остались на дороге. Им нужно было ждать машину, чтобы попасть в Наурский район. Я, конечно, осталась живой. Но все у меня внутри надломилось. Я думаю все время о том, как отомстить этим зверям за то, что они со мной сделали. Отомстить я смогу только, если стану камикадзе, как это сделали брат с сестрой, которые въехали на российский блокпост в селе Ермоловка и взорвались вместе с машиной в отместку за то, что солдаты изнасиловали, убили и закопали их сестру.
У меня к Вам просьба: не называйте нигде мою фамилию, мне и так стыдно выходить на улицу. Мне все время кажется, что люди вокруг об этом догадываются. Я вообще живу только ради моей старой матери, которую я не могу броситт».
Я изначально занял позицию доверия авторам историй, ибо даже если в них содержится вымысел, он также имеет социально-культурный смысл. При всей невероятности и абсурдности происходящего некоторые сведения и наблюдения представляются бесспорными и важными. Алкоголь играл исключительную роль, являясь постоянным спутником и условием исполнения насилия в чеченском конфликте, если говорить о федеральной армии. Алкоголь - не только социально-культурная проблема общенационального характера, но бич российской политики и вооруженных сил. В период войны водка поставлялась в Чечню в огромных количествах, в том числе и через поставки из Северной Осетии - одного из основных подпольных производителей в России. Могу засвидетельствовать, что в момент моего посещения Чечни в октябре 1995 г. водка была повсюду: от генеральских штабов до солдатских вещмешков.
Состояние алкогольного опьянения освобождало человека от моральных ограничителей и от необходимости подчиняться закону. Пьяный человек, если он с оружием или имеет возможность отдавать приказы убивать, организует и совершает насилие гораздо проще, хотя и менее квалифицированно. Российское военное и гражданское руководство, включая министра обороны Павла Грачева, в период пребывания в Чечне потребляло алкоголь регулярно и в боль
ших дозах. Нетрезвый вид министра был заметен в моменты почти всех его появлений перед журналистами, что зафиксировано телекамерой. Его роковое для конфликта решение осуществить танковый штурм Грозного в новогоднюю ночь 1995 г. было принято в состоянии алкогольного опьянения. Многие офицеры и солдаты вели военные действия в нетрезвом виде. Это влияло на неоправданную жестокость и несоразмерное насилие, которые демонстрировали федералы. Один из журналистов, приехавший во Владикавказ из Ингушетии после первого дня войны с разбитой камерой в машине с дырами от пуль, заметил: “Они почти все пьяные и кажется у них установка на беспредел”.
Гражданское население Чечни впервые в своей жизни столкнулось с подобным. Подавляющее большинство чеченцев, ингушей и русских выросло в мирные послевоенные годы. Это поколение не видело вооруженной борьбы и не переживало лично масштабное насилие, тем более в отношении гражданского населения со стороны собственной армии. Первая реакция - шок и неверие от увиденного, или восприятие его как дурного сна либо трагической ошибки. Отсюда отчаяние из-за невозможности сообщить о происходящем, оказать на него какое-то воздействие. Но главное чувство - страх за свою жизнь и своих близких, а также забота спасти имущество.
Я не ставлю целью описывать в равной мере жестокости, совершаемые со стороны воюющих чеченцев. Частично о них пойдет речь в XIII главе. Но следует отметить, что эта жестокость была столь же беспредельной, хотя и имела особенности, в том числе культурные. Прежде всего чеченцы любили своего рода постано- вочно-аффектные формы исполнения насилия, как в ходе непосредственно вооруженного столкновения, так и особенно в обращении с пленными и заложниками. Демонстрацией насилия они хотели придать больше энтузиазма воюющим против армии и запугать федералов. В чем-то эта стратегия была эффективной и достигала своей цели.
В российском обществе и среди военнослужащих сложилась своя мифология о жестокостях чеченцев, что подтверждается некоторыми собранными свидетельствами правозащитных организаций. Особенно практиковались пытки и надругательства над ранеными и убитыми. Захваченные в плен военнослужащие-контрактники и летчики почти во всех случаях подвергались казням. Рядовых солдат часто использовали как заложников на разных работах: от строительства укреплений до домашних дел. Это уже после войны сложился бизнес на выкупе заложников, которые подвергались демонстративному насилию и пыткам. Причем часто подобные действия снимались на кинопленку, чтобы передать родственникам похищенного для быстрого решения вопроса в выплате денег (см. главу XIII).
“После занятия Грозного русскими, мы не давали им ни одного дня передышки. Война, конечно, была жестокая. Бойцы нашего батальона ни-


когда не брали русских в плен. И даже раненых непременно добивали. Были и среди нас живодеры, которым доставляло удовольствие резать пленных российских солдат, вырезать им внутренности. Я этого никогда не делал, потому что мне это было противно, как было бы противно резать свинью. И вообще, живодеров не любило большинство ребят. Они осуждали их.
А однажды, когда наш командир увидел, как только что у расстрелянного солдата затесавшийся к нам угрюмый немолодой мужик Шахри стал вырезать внутренности, то собственноручно застрелил его перед батальоном. Потом, правда, выяснилось, что угрюмый мужик прибился к нам из дурдома. Вообще-то разные там были люди. Я думаю, что мы за войну озверели” (Хизир И.).
«Я не думала, что в конце ХХ века возможна такая война. Первый раз такое случилось. Было ощущение страшного сна. Вместо домов стояли скелеты, обоженные деревья. В мае мы вернулись в город. Начали снова торговать. Покупателей было мало. Никаких контактов с солдатами не было. В городе царил беспредел. Солдаты на большой скорости ездили по городу на танках, наезжали на машины. Был только страх. При нас был случай на рынке. Офицеры с охраной гуляли по рынку, покупали дорогую аппаратуру. Двое офицеров с девушкой покупали пленку, им не понравилась цена, и они взяли пленку и решили уйти, не заплатив. Когда их попросили заплатить, девушка сказала: “Перебьешься, черномазый”.
В это время, мы даже не успели опомниться, как молодой, интеллигентного вида мужчина остановился, взял девушку за волосы и выстрелил ей в глотку. Она упала, он тут же застрелил офицера, который был рядом с ней, и заскочил в здание рынка и скрылся. Двое охранников опомнились, наставили на нас автоматы и закричали: “Кто стрелял, говорите”. Они были страшно напуганы. Все торговки испугались и залезли под столы, лихорадочно хватали свои шмотки. Мы стояли у входа. Я думала это конец. Единственное, что меня волновало, отвезут ли меня домой. Потом они неожиданно выскочили и ушли. Через 20 минут русские оцепили рынок и начали искать, но никого не нашли. Это была чистая работа. За свои слова им пришлось дорого заплатить. Русских очень часто убивали и именно в местах скопления людей. Русские сами доводили людей, вели себя вульгарно, оскорбляли. Редко кто это выдерживал. Чувствовали себя хозяевами. Каждый день был как последний » (Хава).

Острожно! Людям со слабой психикой лучше не читать этот пост!
Это те самые солдатики, русские родненькие пацаны, про которых мерзость Шевченко сказал, что они не Российские, а ельцинские.

Оригинал взят у uglich_jj в Тухчарская резня (18+).

1.Забытый взвод

Это было 5 сентября 1999 г. Ранним утром банда чеченцев атаковала село Тухчар в Дагестане. Командовал боевиками Умар Эдилсултанов, он же Умар Карпинский (от района Карпинка в Грозном). Против них был взвод старшего лейтенанта Ташкина из 22-й бригады внутренних войск: офицер, 12 солдат-срочников и одна БМП.

Они окопались на господствующей высотке над селом. Кроме солдат в Тухчаре было еще 18 дагестанцев-милиционеров. Они были рассредоточены по селу: на двух блок-постах на въездах и в местном отделе милиции.

Один из блок-постов дагестанцев был прямо рядом с Ташкиным, у подножия высотки. Правда, русские и дагестанцы почти не общались и не взаимодействовали. Каждый сам по себе. Муслим Даххаев, начальник местного РОВД вспоминал :

«Наверху, на высоте, — позиции внутренних войск, а внизу находится наш милицейский пост. Они - два поста — как бы отдельно существовали. Военные почему-то не очень шли на контакт с местным населением и с местной милицией. С подозрением относились к нашим попыткам наладить контакты… Между милиционерами и военными не было взаимодействия. Они зарылись в землю и охраняли себя» .

Они зарылись в землю и охраняли сами себя…

У Умара в банде было около 50 человек, все вахаббиты - фанатики, ведущие джихад. Воюя «за веру», они надеются попасть в рай. В отличие от христианства в исламе рай имеет эротический смысл. У мужчины в раю будут 72 жены: 70 земных женщин и 2 гурии (специальные девственницы для загробного секса). В Коране и Сунне многократно даются описания этих жен со всеми подробностями. Например, вот :

„Аллах не впустит никого в Рай, не женив его на 72-х женах, две будут девственными (гуриями) с большими глазами, а 70 будут унаследованы от обитателей Огня. Каждая из них будет обладать доставляющим наслаждение влагалищем, а у него (мужчины) будет половой орган, который не будет опускаться во время совокупления» (Сунан Ибн Маджа, 4337).

Но в рай к влагалищам мусульманину еще надо попасть. Это непросто, но есть верный способ - стать шахидом. Шахид попадает в рай с гарантией. Ему прощаются все грехи. Похороны шахида нередко проходят как свадьба, с выражением радости. Ведь покойный, считай, женился. У него теперь 72 влагалища и вечная эрекция. Культ смерти и загробного секса в нетронутых мозгах дикаря - дело серьезное. Это уже зомби. Он идет убивать и сам готов погибнуть.

Банда Умара входит в Дагестан. Поход к райским влагалищам начался.

Один из боевиков шел с видеокамерой и снимал все происходящее. Пленка, конечно, жуткая… Уже три пожизненных вынесено по ней.

Слева - главарь (Умар), справа - один араб из его банды:

В 6:40 утра боевики атаковали село. Сначала дальний (от высотки) блок-пост, потом - поселковый отдел милиции. Быстро заняли их, и пошли на высоту, где был взвод Ташкина. Бой здесь был жарким, но тоже недолгим. Уже в 7-30 БМП была подбита из гранатомета. А без её 30-мм автоматической пушки русские лишились своего главного козыря. Взвод оставил позиции. Таща на себе раненных, они спустились вниз, на блок-пост к дагестанцам.

Пост был последний очаг сопротивления. Чеченцы атаковали его, но взять не смогли. Он был неплохо укреплен и позволял обороняться еще какое-то время. Пока не придет помощь или не кончатся боеприпасы. А вот с этим были проблемы. Помощи в тот день не предвиделось. Боевики перешли границу в нескольких местах, был окружен липецкий ОМОН в селе Новолакское, все силы бросили на его спасение. Командованию было не до Тухчара.

Защитники села оказались брошены. Боезапаса для длительного боя в Тухчаре тоже не было. Вскоре от чеченцев пришли парламентеры из числа местных жителей. Пускай русские покинут блок-пост, иначе начнем новый штурм и всех перебьем. Времени на раздумья - полчаса. Командир у дагестанцев лейтенант Ахмед Давдиев на тот момент уже погиб в уличном бою в селе, за старшего остался младший сержант Магомедов.

Командиры дагестанцев: Ахмед Давдиев и Абдулкасим Магомедов. Оба погибли в тот день.

Выслушав ультиматум чеченцев, Магомедов предлагает всем покинуть блок-пост и укрыться в селе. Местные жители готовы помочь - дать гражданскую одежду, спрятать у себя, вывести за пределы. Ташкин - против. Магомедов - младший сержант, Ташкин - офицер внутренних войск МВД. Ташкин намного старше по званию. Возникает конфликт , перерастающий в драку…

В конце концов, Ташкин согласился оставить блок-пост. Тяжелое решение. На этом организованная оборона села прекратилась. Защитники разбились на мелкие группы, прячась на чердаках, подвалах, в кукурузных полях. Дальше все зависело от удачи, кому-то повезло уйти, кому-то нет…

Из дагестанских милиционеров большинство не смогли покинуть Тухчар. Они попали в плен. По некоторым данным: 14 человек из 18. Их согнали в деревенский магазин:

А потом увели в Чечню. Оттуда, из зинданов, их уже выкупали родственники и посредники месяцы спустя.

Командир милиционеров Абдулкасим Магомедов, который настаивал на уходе с блок-поста, погиб. Не пожелал сдаваться и был убит в бою. Во взводе Ташкина из 13 человек выжили 7. Их укрыли местные жители и помогли выйти к своим. Сам Ташкин и с ним четверо солдат были блокированы в сарае у местного жителя Челави Гамзатова. Им предложили сдаться. Гарантировали жизнь или закидают гранатами. Они поверили. Выходя, Ташкин отдал Гамзатову фотографию жены и дочки, которую носил с собой…

Фото из местного школьного музея. Тот самый сарай (со сгоревшей крышей) - на заднем плане.

Еще одного (шестого) пленного чеченцы взяли в доме местной жительницы Аттикат Табиевой. Это был контуженный и обгоревший механик-водитель БМП Алексей Полагаев. Напоследок Алексей отдал дагестанской женщине солдатский жетон и сказал: «Что они теперь со мной сделают, мать?...»

Этот памятник стоит сегодня на окраине села Тухчар в память о шести погибших русских солдатах. Стелла, крест, колючая проволока вместо ограды.

Это такой «народный мемориал», созданный по инициативе жителей деревни, прежде всего учителей из местной средней школы. Ни МО РФ, ни федеральные власти не участвовали в создании памятника. Родственники погибших не ответили на письма и не приезжали сюда ни разу. Информация собиралась местными жителями по крупицам.

На памятнике есть ошибки: грамматические (с точки зрения русского языка) и фактические. Место рождения Ташкина указано как село «Валядярка»:

На самом деле это Володарка под Барнаулом. Там будущий командир учился в школе. А родом он был из соседней деревни Красноярка.

Также на памятнике неправильно указан один из погибших:

Анисимов это парень из Армавирского спецназа (отряд «Вятич»), он тоже погиб в Дагестане в те дни, но в другом месте. Они сражались на высоте «Телевышка», километрах в 10 от Тухчара. Печально известная высота, где из-за ошибок генералов в штабе погиб целый отряд спецназа (в т.ч. от ударов своей же авиации).

В Тухчаре никакого спецназа не было, были обычные мотострелки. Один из них, Леша Паранин, наводчик той самой БМП на высотке, был внешне похож на Анисимова.

Оба приняли страшную смерть, над телами боевики надругались и там, и там. Зарабатывали себе на влагалища. Ну а потом с легкой руки одного журналиста возникла путаница, которая перекочевала на памятники и мемориальные доски. Мать спецназовца Анисимова даже приезжала на суд над одним из боевиков из банды Умара. Смотрела видео с резней. Естественно, она не нашла там своего сына. Боевики убили другого парня.

Этот парень, Алексей Паранин, в том бою неплохо стрелял из БМП. У боевиков были потери. 30-мм снаряд автоматической пушки - не пуля. Это оторванные конечности, а то и вообще пополам перерубит. Паранина чечены казнили первым во время расправы над пленными.

Ну а что на памятнике вместо него Анисимов - не так страшно для народного мемориала. На высоте «Телевышка» нет памятника, а рядовой Анисимов из отряда «Вятич» тоже герой той войны. Пусть хоть так его запомнят.

Кстати, раз уж про 9 мая… Вот эмблема отряда «Вятич», где служил Анисимов. Эмблема придумана в 2000-х гг.

Девиз отряда: «Моя честь - верность!». Знакомая фраза. Когда-то это был девиз войск СС (Meine Ehre heißt Treue!), который представлял собой цитату одного из изречений Гитлера. На 9 мая в Армавире (как и в Москве) наверняка много говорят о том, как мы храним традиции и т.п. Чьи традиции?

2. Светлый праздник Курбан-Байрам.

После того как чечены взяли в селе шесть русских пленных, их отвели к бывшему блок-посту на окраине села. Умар по рации велел боевикам собраться там. Началась публичная казнь, заснятая на видео во всех подробностях.

У мусульман есть праздник Курбан-Байрам… Это когда по обычаю режут баранов, а также коров, верблюдов и т.п. Делается это публично, в присутствии (и с участием) детей, которые с детства привыкают к подобным картинам. Забой скотины производится по особым правилам. Животному сначала надрезают горло ножом и ждут пока сойдет кровь.

г.Табук, Саудовская Аравия. Октябрь 2013 г.

Пока сливается кровь - животное еще какое-то время живо. С перерезанной трахеей, пищеводом и артериями, оно хрипит, захлебывается кровью, пытается дышать. Очень важно при этом, чтобы при надрезе шея животного была направлена в сторону Мекки, а над ним было произнесено «Бисмилляхи, Аллаху Акбар» (во имя Аллаха, Аллах велик).

Кедах, Малайзия. Октябрь 2013. Агония длится недолго, 5-10 минут.

Фейсалабад, Пакистан. Курбан-Байрам 2012 года. Это фото с праздника, если что.

После того, как кровь слилась, отрезается голова и начинают разделку туши. Резонный вопрос: а чем это отличается от того, что каждый день происходит на любом мясокомбинате? - Тем, что там животное сначала оглушают током. Дальнейшее (перерезание горла, слив крови) происходит, когда оно уже без сознания.

Правила приготовления «халяльного» (чистого) мяса в исламе не допускают оглушение животного при забое. Оно должно истечь кровью будучи в сознании. Иначе мясо будет считаться «нечистым».

Тверь, ноябрь 2010. Курбан-Байрам в районе соборной мечети на ул.Советской, 66.

Конвейер. Пока там режут, к мечети подтягиваются другие участники праздника со своими баранами.

Курбан-Байрам происходит из библейского сюжета про искушение Авраама (Ибрагима в исламе). Бог повелел Аврааму принести в жертву своего сына, а конкретно - перерезать ему горло и сжечь на костре. И все, чтоб проверить его (Авраама) любовь к себе. Авраам связал сына, положил поверх дров и уже приготовился зарезать, но в последний момент Бог передумал - сказал (через ангела) принести в жертву животное, а не человека.

Микеланджело де Караваджо. «Жертвоприношение Авраама». 1601-1602 гг.
Это он своего сына режет, если что.

В память об искушении Авраам в исламе (а также в иудаизме) каждый год производится ритуальный забой животных. Поскольку в обоих случаях их режут без оглушения, в полном сознании, то в ряде стран (в Скандинавии, Швейцарии, Польше) это запретили как жестокое обращение с животными.

г. Лахор, Пакистан, ноябрь 2009 г. Если вы думаете что это скотобойня - ошибаетесь. Это двор местной мечети в день праздника.

Пешавар, Пакистан, ноябрь 2009 г. А перерезать горло верблюду не так легко.

Наконец, у мясника получается особо удачный удар ножом. Бисмилляхи, Аллаху Акбар!

г.Рафах, сектор Газа. 2015 г. Публичное наблюдение за медленно истекающим кровью животным.

Там же, 2012 г. Редкий кадр. Корова, обреченная на убой, вырвалась и насадила на рога своих мучителей.

3.Паранин Алексей.

Тухчар, 1999-й год. Русских пленных собирают на блок-посту, потом выводят на улицу. Кладут на землю. У некоторых руки связаны за спиной, у некоторых - нет.

Первым казнят Алексея Паранина, наводчика БМП. Ему надрезают горло и оставляют полежать.

Кровь заливает все вокруг.

Алексей был серьезно ранен при подрыве БМП, обгорел. Он не оказывает сопротивления, такое впечатление, что без сознания. Резал его вот этот боевик в черном и с бородой (кто он до сих пор не известно).

Начав резать, убийца отходит куда-то, но вскоре приходит снова

И начинает резать горло жертве уже капитально

Практически обезглавив Алексея.

Алексей Паранин, 19-летний парень из Удмуртии. Закончил ПТУ на каменщика, должен был стать строителем

Это его родная деревня Верняя Тыжма в 100 км от Ижевска. Это не 19 век. Это черно-белое фото, которое сделал современный ижевский фотограф Николай Глухов , будучи в этих местах.

4.Ташкин Василий.

После Паранина вторым боевики казнили старлея Ташкина. Убийца сел на него верхом, там видна какая-то борьба…

Но вскоре лейтенанту тоже перерезают горло.

Оператор-чеченец с садистским удовольствием снимает смерть офицера.

Лицо убийцы, который резал горло лейтенанту, на пленке видно не очень четко, но слышно, что окружающие обращаются к нему по имени Арби, в процессе ему там подают нож побольше... Вот он в толпе зрителей уже после казни Ташкина.

Этого чечена потом нашли. Это некий Арби Дандаев из Грозного. Вот он на суде (в клетке):

На суде его адвокаты, кстати, очень старались. Говорили, что подсудимый раскаивается в содеянном, все осознал, понял. Просили учесть его тяжелые «психические травмы» в прошлом, наличие малолетних детей.

Суд дал ему пожизненное.

Офицера Ташкина, которого зарезал Арби, потом критиковали некоторые интернет-аналитики. За глупость и трусость типа. Зачем сдался в плен, лег под нож и положил людей…

Василий Ташкин - простой парень из деревни Красноярка на Алтае.

В 1991 поступил в училище ВВ в Новосибирске, с 1995 - в войсках. В те годы офицеры пачками увольнялись из армии, копеечные зарплаты, быт, жилье. Ташкин остался служить. Ванька-взводный наших дней…

На присяге в училище

Деревня Красноярка Топчихинского района - это около 100 км от Барнаула по хорошей (по местным меркам) дороге.

Красивые места.

Обычная деревня, избы, телеги (фото ниже были сделаны в этом селе летом г.)

Дагестанский Тухчар, где сплошь добротные каменные дома, выглядит, побогаче…

Осенью 1999 Ташкина направили в Тухчар, охранять опасный участок границы с Чечней. Причем сделать он это должен был с крайне малыми силами. Тем не менее, они приняли бой и 2 часа сражались, пока ситуация стали кончаться боеприпасы. Где же тут трусость?

А что до плена… Один англичанин, участник англо-бурской войны начала 20 в., писал:

«Я выполз на берег… С другой стороны железной дороги появился всадник, окликнул меня и помахал рукой. Он был меньше, чем в сорока ярдах... Я протянул руку с своему маузеру. А ведь я оставил его в будке локомотива. Между мной и всадником была проволочная изгородь. Снова бежать? Но меня остановила мысль об ещё одном выстреле с такого близкого расстояния. Передо мной стояла смерть, мрачная и угрюмая, смерть без своего беспечного компаньона — шанса. Поэтому я поднял руки и, как лисы мистера Джоррокса крикнул: «Сдаюсь».

К счастью для англичанина (а это был Уинстон Черчилль) буры - цивилизованные люди и не резали глотки пленным. Позднее Черчилль из плена сбежал и после многодневных скитаний сумел пробраться к своим.

Был ли Уинстон Черчилль трусом?

5.Липатов Алексей.

Убив Анисимова и Ташкина, чечены приказали встать рядовому Липатову. Липатов смотрит по сторонам. Справа от него - труп Ташкина, слева - хрипит, обливаясь кровью Паранин. Липатов понимает, что его ждет.

Зарезать пленного по приказу Умара должен был некий Тамерлан Хасаев из аула Дачу-Борзой (с ножом в голубой майке).

Но Липатов стал активно сопротивляться и Хасаев только ранил его. Тогда на помощь Хасаеву пришел уже знакомый нам боевик в черном, который убивал Паранина. Вместе они пытаются добить жертву.

Завязывается борьба

И вдруг истекающий кровью Липатов смог подняться, вырвался и бросился бежать.

Алексей Липатов - единственный из пленных, кому не перерезали горло. Чеченцы погнались за ним, стреляя вслед. Его добили в какой-то канаве, изрешетили из автоматов. По свидетельству матери Липатова, когда её сына привезли в его родное село Александровка под Оренбургом, военные запретили открывать гроб: «Лица нет». Так и похоронили, не открывая.

Областные власти выделили родителям солдата матпомощь, 10 тысяч рублей.

Дата смерти указана 6.09.1999 г., на день позже. В тот день боевики выдали трупы главе сельсовета Тухчара и он отвез их на грузовике на ближайший блокпост федеральных сил (Герзельский мост). В реальности Липатов и его товарищи были убиты 5 сентября.

Что произошло с их сыном - родителям солдата тогда не сказали. Они узнали все только в 2002. , когда поймали боевика Хасаева и родителей вызвали на суд. В полной тишине в зале показали видеозапись казни пленных. «Вот мой сын!». - вскричал в какой-то момент отец Липатова.

Тамерлан Хасаев.

Хасаев на суде изворачивался, как мог. Говорил, что он только начал убивать Липатова, но не недорезал, т.к. не смог психологически. «Я не смог зарезать солдата. Он еще просил: „Не надо меня убивать. Я жить хочу“. У меня начало часто биться сердце и стало немного плохо ».

Помимо этого Хасаев заявил, что на следствии с него выбивали показания угрозами. Но чем угрожали, он говорить стесняется.

«А когда резали, не стеснялись? » - спросил прокурор.
«Со мной угрожали сделать то, что делают с женщиной », - ответил Хасаев.
«То есть ты утверждаешь, что тебя хотели отпетушить? — оживился судья. — Не стесняйся, мы все здесь врачи» .

Конечно, уголовный жаргон из уст судьи не украшает российский суд, но Хасаев свое получил. Ему тоже дали пожизненное. Вскоре после приговора он скончался в тюрьме. У него начало биться сердце и стало немного плохо.

6.Кауфман Владимир.

После Липатова пришел черед рядового Владимира Кауфмана. Один из боевиков по имени Расул вытаскивает Кауфмана на поляну и требует, чтобы он лег лицом вниз. Так удобнее резать.

Кауфман умоляет Расула не убивать его. Говорит, что готов выдать раненного наводчика БМП, который «прячется вон в том белом доме».

Предложение не вызывает интереса у боевиков. Наводчика БМП они только что зарезали. Почти обезглавленный труп Алексея Паранина (голова держится на одном позвоночнике) лежит неподалеку. Тогда Кауфман обещает показать, где «спрятано оружие». Где-то в горах.

Затяжка времени надоедает Расулу. Кауфману приказывают снять ремень и завести руки за спину. Тот понимает, что конец. «Я не хочу умирать, не убивайте, люди добрые!», - кричит он. «Добрые, добрые. ДобрЪяши!», - злорадно говорит оператор видеокамеры с сильным чеченским акцентом.

Завязывается борьба. На Кауфмана наваливаются двое других боевиков, пытаются заломить руки.

У них это не получается. Тогда один с размаху бьет жертву прикладом по голове.

Кауфман оглушен и Расул начинает наносить ему удары ножом в затылок.

В конце концов, когда пленный уже потерял сознание, ему режут горло.

Парню было 19 лет.

Боевика Расула, который резал горло Владимиру, не нашли. По одной из версий он погиб позднее в ходе какой-то спецоперации, о чем сообщали сайты чеченских сепаратистов. Вот его фото:

Зато поймали двух помощников Расула, которые держали Кауфмана перед убийством.

Это Ислан Мукаев. Он заламывал Кауфману руки.

И Резван Вагапов. Он держал голову, когда Расул резал горло.

Мукаев получил 25 лет, Вагапов - 18.

Убитого ими солдата похоронили за тысячи километров от Тухчара, в родном селе Александровское в Томской области. Большое старинное село на берегу Оби…

Все как везде (фото села - 2011 г.).

Здесь родился и вырос Владимир Кауфман. Фамилию свою он получил от деда - поволжского немца, которого сослали сюда при Сталине.

Мать Владимира Мария Андреевна на могиле сына.

7.Эрднеев Борис.

Зарезав Кауфмана, боевики взялись за Бориса Эрднеева, калмыка, который был у Ташкина во взводе снайпером. Шансов у Бориса не было, руки ему связали заранее. На видео видно как один из чеченцев держит Эрднеева одной рукой за грудки.

Эрднеев в ужасе смотрит на другую руку чеченца. В ней - большой нож со следами крови.

Он пытается заговорить с палачом:

«Вы ведь калмыков уважаете?» - спрашивает он.
«Очень уважаем, ха-ха , - злорадно говорит чеченец за кадром, - ложись» .

Жертву валят на землю.

Чечена, который убил Бориса Эрднеева, позднее нашли. Это некий Мансур Ражаев из Грозного.

В 2012 он получил пожизненное.

Во время казни Ражаев совсем не смущался камеры. Но на суде он очень не хотел, чтобы его снимали.

Со слов Ражаева перед смертью они предложили Борису Эрднееву принять ислам (калмыки - буддисты). Но тот отказался. То есть Эрднеев повторил подвиг Евгения Родионова, который так же отказался принять ислам в мае 1996, во время первой чеченской войны. Отказался - и ему отрезали голову.

Это было здесь, в лесу под Бамутом.

Там еще троих пленных убили с ним

Подвиг Евгения Родионова получил довольно широкую огласку, во многих храмах в России есть иконы в его честь. Подвиг Бориса Эрднеева известен гораздо меньше.

Борис Эрднеев на присяге

Фотография со стенда о нем в его родной школе в поселке Артезиан в Калмыкии (270 км от столицы республики Элисты).

8.Полагаев Алексей.

Его убили последним. Это сделал лично главарь банды Умар. Вот подходит к Алексею с ножом, засучивает рукава

Руки у пленного связаны, к тому же он контужен, так что Умару можно ничего опасаться. Он садится верхом на пленного и начинает резать

Зачем начинает качать полуотрезанную голову вверх-вниз, так что она уже едва держится на туловище

Потом отпускает жертву. Солдат начинает кататься по земле в предсмертной агонии.

Вскоре он истек кровью. Боевики хором кричат «Аллаху Акбар!».

Алексей Полагаев, 19 лет, из города Кашира Московской обл.

Единственный городской парень из шести погибших. Остальные - из деревень. Армия в РФ - рабоче-крестьянская, правильно говорят. Служить идут, у кого денег нет.

Что касается убийца Алексея - главаря банды Умара Карпинского, он не предстал перед судом. Не дожил. Его убили в январе 2000 г. при выходе боевиков из окружения в Грозном.

9. Эпилог.

Русско-чеченская война 1999-2000гг. была за сохранение Чечни и Дагестана в составе России. Боевики хотели их отделить, а Ташкин, Липатов, Кауфман, Паранин и другие стали у них на пути. И отдали свои жизни. Официально это называлось тогда операцией по «наведению конституционного порядка».

Прошло 17 лет с тех пор. Большой срок. Что нового у нас? Как там с независимостью Чечни, с конституционным порядком в Дагестане?

В Чечне все хорошо.

Кстати, что у него на голове? Краповый берет, но кокарда какая-то странная. Где он его взял вообще?

После победы над боевиками в 2000 г. в Чечне была организована диктатура отца и сына Кадыровых. Что это такое, вы можете прочитать в любом учебнике истории в разделе «Феодализм» . Удельный князь имеет полную независимость в своем уделе (улусе), но состоит в вассальных отношениях с вышестоящем князем. А именно:

А. Отстегивает ему % от доходов;
Б. Выставляет свою частную армию против его врагов при необходимости.

Что мы и наблюдаем в Чечне.

Также, если еще почитать учебник истории, там будет написано, что удельная система ненадежна, из-за неё развалилась Киевская Русь, Арабский халифат и много кто еще. Все строится на личной преданности вассала, а она переменчива. Сегодня он за одних, завтра - за других.

Понятно, что они там скоро уже взасос будут целоваться перед камерой…

Но кто пойдет воевать в третий раз в Чечню, когда кадыровская деспотия объявит официально о выходе из состава России? А ведь это произойдет на второй день, как уйдет Путин и Кадыров почувствует угрозу своей власти. В Москве в силовых структурах у него полно «доброжелателей». И он на крючке. Там много чего накопилось.

Например, вот эта обезьяна:

Кто поверит, что Немцова ему заказал водитель одного из приближенных Кадырова за 5 млн. рублей? Сам лично, прям на свои деньги. А неплохо водители зарабатывают в Чечне.

Или вот этот персонаж:

Он убил полковника Буданова в 2011 году. Перед этим узнал адрес, следил полгода, раздобыл себе фальшивые документы на другую фамилию, чтоб потом скрыться в Чечне. А еще пистолет и краденую иномарку с левыми номерами. Якобы действовал в одиночку по мотивам ненависти ко всем российским военнослужащим, которые в 90-х убили его отца в Чечне.

Кто в это поверит? До того он 11 лет жил в Москве, на широкую ногу, сорил деньгами, и вдруг его переклинило. Буданов вышел на свободу в январе 2009. Он был осужден за военные преступления, лишен наград, званий и отсидел 9 лет из 10-летнего срока. Однако уже в феврале 2009 Кадыров публично угрожал ему, заявив, что:

«…Его пожизненное место в тюрьме. Да и этого ему мало. Но пожизненный срок хоть немного облегчит наши страдания. Мы не терпим оскорбление. Если решение не будет принято, то последствия будут плохими».

Это кадыровская Чечня. А что в Дагестане? - Там тоже все хорошо. Чеченских боевиков оттуда выбили в 1999. А вот с местными ваххабитами оказалось сложнее. Стреляют, взрывают до сих пор. В остальном жизнь в Дагестане идет своим чередом: бардак, мафиозные кланы, распил дотаций. Как и везде в РФ. Конституционный порядок, чо.

В межнациональных отношениях за 17 лет тоже кое-что изменилось. При всем уважении к жителям села Тухчар, которые прятали солдат Ташкина и чтут память погибших, общее отношение к дагестанцам в стране стало хуже. Яркий пример: с 2012 г. в Дагестане прекращен призыв в армию. Не призывают, так как не могут с ними справится. И начинается вот такое:

Или такое:

Это, кстати, защитники Родины (раком которые). Вежливые люди. А который с поднятым пальцем - это означает «Нет бога кроме Аллаха». Любимый жест исламистов, в т.ч. вахаббитов. Служит у них для выражения своего превосходства.

Впрочем, русских можно не только ставить раком. Можно сесть верхом:

А можно выложить живую надпись на плацу. 05-й регион, т.е. Дагестан.

Что интересно, в большинстве случаев найти участников этого беспредела не так сложно. Они собственно и не скрываются. Вот фотки «верховой езды» в 2012 г. выложил в Интернет некий Али Рагимов группе «Даги в армии» в Одноклассниках.

Живет сейчас в Петербурге спокойно, шариат уважает.

Кстати, у него там на фото из армии - шевроны с ящерицей.

Это Внутренние войска, Уральский округ. Такие же ВВ-шники, что погибли в Тухчаре. Интересно, парни, на которых он сидит, пойдут защищать Тухчар в следующий раз? Или пусть Али Рагимов как-нибудь сам?

А вот живую надпись 05 DAG на плацу в воинской части № 42581 в Красном селе выкладывал некий Абдул Абдулхалимов. Он теперь в Новороссийске:

Вместе с Абдулхалимовым в Красном селе резвилась целая компания его дагестанских товарищей.

С 2012 г. абдулхалимовых больше не призывают. Русские не хотят служить с дагестанцами в одной армии, т.к. тогда им приходится ползать раком по казарме перед кавказцами. При этом и те, и те - граждане одного государства (пока), где права и обязанности одинаковы для всех. Вот такой конституционный порядок.

С другой стороны, дагестанцев не призывали в армию и в 1941-45 гг. (из-за массового дезертирства). Были только небольшие формирования из добровольцев. Не служили дагестанцы и в царской армии. Был один добровольческий конный полк, который в 1914 г. вошел в состав Кавказской туземной дивизии. Эта «дикая дивизия» из горцев в Первой мировой войне на самом деле была не более 7 000 чел. Столько набрали добровольцев. Из них дагестанцев - около 1000. И это все, на 5-миллионную армию. Как во Второй, так и в Первой мировой войне призывники Чечни и Дагестана, в основном, сидели по домам.

Почему так получается с горцами, постоянно, вот уже больше 100 лет и при любых властях? - А это не их армия. И не их государство. Их в нем силой держат. Они если и хотят в нем жить (и служить), то по каким-то своим правилам. Поэтому и приходят похоронки в нищие красноярки, александровки. И судя по всему, и дальше будут приходить.

Вернемся на три года назад. Вспомним, что, захватив власть, режим Дудаева стал не только обучать и вооружать боевиков, но и психологически обрабатывать местное население. В СМИ изо дня в день шел густой поток материалов, где сквозила неприкрытая вражда к русским, ненависть к Москве, якобы стремящейся в очередной раз "поработить" чеченский народ.
Эти посеянные за три года в душах многих жителей Чечни зерна недоверия и злобы дали свои всходы. Все отчетливее стали проявляться антирусские настроения. Все большее число жителей нечеченской национальности подвергалось унижениям, насилию и просто физическому истреблению. Тон этой кампании террора задавали каратели из незаконных вооруженных формирований.
С началом боевых операций федеральных войск звериное лицо дудаевщины обнажилось до конца. Изуверские убийства, изнасилования, пытки, глумление над телами мертвых - вот тот потоп зла, который боевики обрушили на мирное население, на российских военнослужащих. Чечня как бы стала жертвой гигантского террористического акта, этакого взрыва в Оклахома-Сити, но возведенного в энную степень.
Тем самым режим Дудаева преследовал несколько целей. Во-первых, деморализовать российских солдат и офицеров, посеять среди них панику, подавить их волю. Во-вторых, вызвать ответную реакцию со стороны федеральных войск, чтобы позднее обвинить российскую армию в жестокости и одновременно обострить среди боевиков чувство мести. И в-третьих, отбить у полевых командиров желание вести переговоры о добровольной сдаче оружия.
Дудаевский режим умело манипулировал общественным мнением. Иностранных и российских журналистов беспрепятственно пускали в места, где содержались

захваченные российские военнослужащие, охотно разрешали беседовать с ними. Часть солдат даже вернули их родителям.
И в тоже время, стремясь запугать федеральные войска, дудаевские боевики проявляли невероятную жестокость к пленным.
Вчитаемся в эти невыдуманные свидетельства очевидцев. Что это - Бабий Яр, Освенцим, Треблинка? Нет, это Чечня начала 1995 года, где боевики Дудаева, похоже, задались целью переплюнуть садистские рекорды нацистов.
...После неудачной новогодней атаки в районе Нефтянки, окраины Грозного, в руки дудаевцев попали две БМП с семью бойцами. Троих раненых тут же положили на землю, облили бензином и подожгли. Затем на глазах онемевших от этого дикого зрелища горожан боевики раздели догола оставшихся четырех солдат, подвесили их за ноги. Потом стали методично отрезать им уши, выкалывать глаза, вспарывать животы.
Изуродованные трупы провисели три дня. Местным жителям не разрешали хоронить погибших. Когда один из мужчин стал особенно настойчиво просить предать останки солдат земле, его тут же застрелили. Остальных предупредили: "Так будет с каждым, кто подойдет к телам".
...Неподалеку от контрольно-пропускного пункта МВД в Старопромысловском районе Грозного есть могила неизвестного солдата. Очевидцы рассказывают: когда боевики подожгли боевую машину пехоты, один из российских солдат вытащил раненого товарища и, отстреливаясь, отнес его в подвал. Дудаевцы смогли взять солдата в плен лишь после того, как у него кончились патроны. Российского парня отволокли в баню, где более двух суток жестоко пытали. Ничего не добившись, бандиты в ярости перебили ему автоматными очередями руки и ноги, отрезали уши. На спине пытались вырезать кровавую звезду. Уже мертвым солдата бросили на дорогу, по обыкновению запретив хоронить. Но под покровом ночи местные жители все же предали его тело земле.

Как ни тягостно читать об этом, продолжим хронику ужасов. Если не сказать здесь эту страшную правду, то вряд ли мы услышим что-либо подобное от иных, антипатриотичных в своем рвении правозащитников вроде "Сержа" Ковалева.
...Воспользовавшись затишьем, морские пехотинцы, в том числе старший матрос Андрей Беликов, стали вывозить в безопасное место раненых и убитых. Уже под вечер они отправились на окраину поселка, где, по сведениям разведки, местная женщина прятала тяжелораненых.
Когда машина подъехала к дому, свет фар выхватил из темноты повешенного на воротах солдата. Неподалеку в луже крови лежал второй. Хозяйку дома нашли на полу за печкой. Нагая, обезображенная до неузнаваемости, с бумажкой на лбу. На листке было выведено: "Русская свинья".
Документально доказано: дудаевские боевики пытали пленных солдат и офицеров. Так, при вскрытии тела лейтенанта-пограничника А. Куриленко военные медики обнаружили следы прижигания кожных покровов грудной клетки, множественные рубленые и резаные раны, а также симметричные колотые отверстия на предплечьях - результат подвешивания. Примерно таким же образом были изуродованы тела двух его товарищей - лейтенанта А. Губанкова и рядового С. Ермашева. Они не принимали прямого участия в боевых действиях, а были похищены боевиками в районе станицы Ассиновская.
У той же Ассиновской были зверски убиты два офицера из экипажа вертолета, предназначенного для перевозки раненых. На телах - следы глумления.
Как известно, в красный крест не стреляют. Но за время операции в Чечне было убито 9 и ранено много медицинских работников. Причем в момент, когда они либо оказывали помощь раненым, либо находились в санитарных автомашинах с четко обозначенным красным крестом. Так, боевики, прикрывавшиеся детьми и женщинами, напали на автоколонну с медицинским имуществом в районе города Назрани и жес-токо избили трех женщин - армейских медработников.
Генерал Лев Рохлин, командующий 8-м корпусом, подтвердил информацию о том, что при овладении зданием Совета министров в Грозном в проемах окон были обнаружены распятые тела российских военнослужащих. Часто солдатские трупы минировались, что приводило к потерям среди врачей и санитаров.
Вот еще жуткие свидетельства в скупых телеграфных строчках:
Солдат (личность не установлена). Вырезан левый глаз. Изнасилован. Убит двумя выстрелами в упор.
Рядовой В. Долгушин. Погиб от взрывной травмы. При исследовании тела обнаружено: уже после смерти у солдата было отрезано правое яичко.
Младший сержант Ф. Веденев. На шее - резаная рана. Повреждены гортань, сонные артерии. Отрезано правое ухо.
В числе самых отвратительных преступлений дудаевцев - использование ими гражданского населения, детей и женщин в боевых действиях. Порой из живых людей творили какое-то подобие японских камикадзе.
Рассказывает прапорщик Эдуард Шахбазов из 74-й мотострелковой бригады:
"31 января я сидел в засаде, когда увидел бегущего к нам низкорослого чеченца. Взвел курок автомата, прицелился. Но присмотревшись, увидел: совсем мальчишка. Невольно опустил автомат. До нашей БМП ему оставалось метров пятнадцать, когда раздался крик "Аллах Акбар!" и щелкнул выстрел чеченского снайпера. Оказалось, мальчик был весь обвешан пластитом, вязким взрывчатым веществом, по своей разрушительной силе во много раз мощнее тротила. От удара пули на спине парня сработал детонатор. Его разорвало на куски. При этом ранило трех моих солдат и повредило нашу БМП. Взрывной волной меня свалило на землю. Вскочив, я увидел еще около десятка подростков, бегущих к нашим машинам, таких же "живых снарядов".
Как уже отмечалось выше, местные жители часто использовались дудаевцами в качестве живого щита.
Боевики зачастую устанавливали орудия, танки под прикрытием больниц, школ, жилых домов, тем самым вызывая на них артиллерийский и минометный огонь федеральных войск.
Таким образом дудаевцы всячески стремятся втянуть в конфликт мирных жителей Чечни, вселить в них страх, вызвать ненависть к федеральной армии. Причем в ход идут порой самые изуверские методы. Так, переодевшись в форму российских солдат, бандиты совершают нападения на мирные селения, грабят, убивают людей - только бы запачкать невинной кровью противника.
Скажем, 6 января на одной из улиц Грозного боевиками был сожжен маленький ребенок. Убийцы были в форме солдат российских войск. Преступление снималось на видеопленку. По всей видимости, организаторы этой дикой провокации предполагали прокрутить ее где-нибудь за рубежом, чтобы обвинить российскую армию в людоедских преступлениях.
Показательно, что во время боев в Грозном дудаевские снайперы вели огонь по мирным жителям, целясь главным образом в ноги. Были случаи, когда мужчинам и женщинам надрезали сухожилия или приковывали их цепями. Такими бесчеловечными способами хотели помешать мирным жителям, в первую очередь русским, покинуть город и тем самым в какой-то мере обезопасить себя от обстрелов.
Не меньшей жестокостью отличались и наемники. На допросе один из них - житель Волгограда О. Ракунов рассказал, что вместе с дудаевскими боевиками он не раз совершал нападения на русских жителей как в самом Грозном, так и в селе Первомайском. Ракунов признался: девушек они сажали в машины, увозили в город Шали, в штаб, там насиловали, а потом расстреливали.
В какой-то мере дудаевским боевикам удалось добиться своего. Кое-кого из русских жителей Грозного запугали до такой степени, что они не смели даже подойти к солдатам федеральных войск, если неподалеку были чеченцы. Опасались, что за этим последует месть. В городе все знают, как дудаевцы отомстили одной женщи-не, которая несколько дней укрывала у себя дома раненых российских солдат. Вскоре после того, как она передала бойцов в госпиталь, ее расстреляли. Видимо, в назидание другим...
Трудно поверить, что все это происходило на земле Чечни, где понятия чести, достоинства - не пустые слова. Где оскорбить женщину, ударить ребенка, стрелять в спину противнику когда-то считалось позором для настоящего горца.

Точного количества военнопленных, захваченных боевиками во время обеих Чеченских кампаний, пожалуй, сейчас не назовет никто – по данным объединенной группировки федеральных сил, пленных, пропавших без вести и дезертиров за эти две войны было до 2 тысяч человек. Правозащитные организации приводят другие цифры, в сторону увеличения.

Почему попадали в плен

Привычное восприятие пленных в ситуации войны как лишенных возможности сопротивляться (раненых, окруженных превосходящими силами противника), применительно к Чеченским кампаниям ложно. В большинстве случаев в плен наши военнослужащие попадали по неосмотрительности и неопытности: пошли «в самоход», за водкой или наркотой, либо потеряли бдительность по другой причине.

В Первую Чеченскую зачастую воевали пацаны, не имеющие ни малейшего представления о том, где они оказались, не знающие менталитета бандитов и их пособников. Они были не готовы к разносторонней опасности, подстерегающей их на каждом углу. Не говоря уже об отсутствии боевого опыта – как в горной местности, так и в городских условиях. Много раз в Чечне бойцы попадали в плен как раз из-за неготовности к боестолкновению в конкретной ситуации.

Зачем нужны были пленные

В практическом отношении их использовали для двух целей: выкуп или обмен. Для выкупа нередко пленяли целенаправленно – подлавливали или заманивали зазевавшихся солдат – на блокпостах, в расположениях войск… Информацию о том, кто и сколько за кого может заплатить, узнавали быстро – чеченские диаспоры есть в любом крупном российском городе. Как правило, за голову требовали порядка 2 миллионов неденоминированных рублей (данные 1995 года).

Пленных перепродавали в другие бандформирования или чеченцам, у кого родственники находились под следствием или в заключении. Это был очень распространенный и высокодоходный бизнес – родственники пленников продавали свои квартиры и машины, вообще все, что имелось ценного, чтобы вызволить сыновей. Были случаи, когда пленяли и самих матерей, приехавших в Чечню спасать захваченных детей.

Коммерческая составляющая практически всегда выходила на первый план – если боевики знали, что с родных пленного можно хорошо получить за его вызволение, они этим пользовались. Пленных могли обменять на трупы погибших боевиков, в особенности, если это были полевые командиры.

Говорят, в Первую Чеченскую случалось, что боевикам командованием российских вооруженных сил ставился ультиматум: не отпустите пленных, сотрем в пыль селение. И эта угроза действовала – захваченных военнослужащих освобождали.

Призывы сдаться в плен

История Чеченской войны – это жуткое смешение разного рода составляющих и роковых обстоятельств. И одним из главных было предательство – прежде всего, самих военнослужащих, часто бездумно отправляемых на бойню. В Чечне действовали представители многих организаций, каждая из которых преследовала собственные интересы. Пленные российские военнослужащие не раз становились в этой игре разменной монетой.

При новогоднем штурме Грозного (1994 – 1995 годы) уполномоченный по правам человека в РФ Сергей Ковалев уговаривал бойцов сдаться в плен. Генерал Г. Трошев и замкомбата 131-й мотострелковой бригады Александр Петренко потом в своих воспоминаниях отметили, какие «гарантированные» «блага» достались плененным в этом бою – пленных жестоко истязали и убивали.

Истязания и мучения

В большинстве случаев, по воспоминаниям выживших пленников, с ними обращались хуже, чем самый нерадивый крестьянин со своею скотиной – кормили ужасно, постоянно издевались и избивали. Расстрелы пленных в таких горных лагерях смерти были обычным явлением. Многие умирали от голода и мучений. В интернете размещено большое количество видеороликов о том, что творили боевики над пленными военнослужащими. Даже человек с крепкой психикой не сможет все это смотреть без содрогания.

Сегодня Федеральная служба безопасности сообщила, что в результате операции в Щатойском районе Чечни спецгруппа ФСБ захватила огромный видеоархив. Все свои действия боевики скрупулезно фиксировали на пленку. Готовя этот материал к эфиру мы постарались свести все сцены насилия, запечатленные

боевиками, к минимуму, тем не менее, мы не рекомендуем смотреть этот материал людям со слабыми нервами и детям.

Это лишь незначительная часть видеокассет, захваченных спецназом ФСБ в одном из селений Шатойского района Чечни. Всего 400 кассет: 150 из архива неизвестной чеченской телестудии и 250 из личного архива Аслана Масхадова. 1200 часов видеохроники: пытки и расстрелы российских солдат, допросы с пристрастием, нападения на колонны федеральных си.л. Это взгляд изнутри, глазами боевики.

Мы намеренно отказались от любых комментариев к тому, что вы сейчас увидите. Комментировать это невозможно. Пленки сами говорят за себя. Словами мы дополним то, что с определенного момента смотреть нельзя, ни по этическим, ни по моральным соображениям: увидев отрывки, вы поймете почему.

Кадры трехлетней давности: этот расстрел обошел телеэкраны всего мира. Исполнение приговора шариатского суда. После следствия шариатской безопасности. Публичный расстрел. Это только то, что попало на экраны.

А теперь вернемся назад: Этот человек обвиняемый. Следователь задает ему ряд вопросов. В чем его обвиняют - неизвестно, мы показываем саму систему. Систему дознания, которую привезли с собой иностранные наемники.

Кадры: допрос с особым пристрастием.

Все фиксируется на камеру. Подробно. Следствие длилось недолго. Та же кассета. По датам на экране видно: от следствия до приговора ровно 10 дней. Приговор - публичный расстрел.

Кадры: расстрел. Осень 1999 года. Невозможно сказать, где конкретно происходит действие. По некоторым признакам - это у села Тухчар в Дагестане. Под ногами у боевиков 6 солдат федеральных сил. Через несколько минут всех убьют: орудие убийства в руках этого бородача в камуфляже. Только один пытается убежать. Догоняют и расстреливают.

Кадры: сопротивляется, убегает, догоняют, слышны выстрелы.

Для нас эти кадры - средневековая дикость. Но для тех, кто убивает российских солдат, - это рутина, повседневность. За 2 чеченские компании для них это стало нормой права. Российское следствие и суд будут не настолько жестоки. Максимум, что грозит палачам - пожизненное заключение. Суд может приговорить садиста, убийцу и военного преступника к смертной казни. Но в Российской Федерации действует мораторий на ее исполнение, это было одним из главных условий принятия России в Совет Европы.