Августа хлебный ореховый спас третий. Ореховый спас: история праздника и традиции

Третий Спас - Ореховый, или Хлебный - замыкает двухнедельный и является последним из Спасов, после Медового (14 августа) и Яблочного (19 августа). Ореховым он назван потому, что народные природоведы считают, будто к этому дню окончательно созревают орехи. В этот день также принято выпекать из нового урожая хлеб, который после освящения становится главным блюдом этого праздника. Отмечается Третий Спас 29 августа (по новому стилю).

Другие названия Орехового Спаса

Третий Спас называется также Спас на полотне (Первый - «на воде», Второй - «на горе»). Среди его народных названий - Малый Спас, Холщовый Спас, Калинник, Бороздень, Брязже. Называют его также Нерукотворным.

Предание о Нерукотворном образе

Согласно древнему приданию, которое основано на найденном в IV веке документе, властитель города Эдессы в Месопотамии, Авгарь, болел проказой. Желая исцелиться от неизлечимой болезни, он послал к Иисусу Христу живописца Ананию с письмом, где просил Спасителя об исцелении. Увидев лик Спасителя, художник пожелал изобразить Его черты на полотне, но это ему никак не удавалось.

И тогда Господь попросил подать ему полотенце, умылся и отер лицо. На полотенце отпечатался его лик. Благодаря этому Нерукотворному образу, привезенному живописцем, князь Эдессы исцелился от своего недуга и занялся распространением Христианства.

Образ Иисуса Христа, прикрепленный над главными воротами города, похитили мусульмане, и только через девять столетий византийский император Михаил III смог его выкупить.

29 августа 944 года Эдесский образ по приказу Константина Багрянородного перенесли в Константинополь и установили в честь этого празднество.

В 1204 году Нерукотворный образ выкрали из Константинополя во время одного их крестовых походов. Согласно легенде, его везли на корабле, который затонул, и с того времени старинная реликвия считается потерянной.

Также считается, что первые византийские и древнерусские иконы писали именно с этого Нерукотворного образа.

Этот день является также днем почитания мученика Диомида врача, которому молятся в случаях различных недугов и болезней.

Обычаи и приметы на Ореховый Спас

На Третий Спас в церкви святят орехи, и с этого дня разрешается есть орехи нового урожая. А с Успением Богородицы, отмечаемым накануне, связывали окончание хлебной жатвы. Согласно народным поверьям, урожай орехов предвещает урожай ржи на следующей год.

В этот день пекут пироги из муки нового урожая, а также сеют озимую рожь.

После общей домашней молитвы хозяйки с хлебом и солью провожали мужчин на поля, укладывая на телегу три снопа, а сверху - рожь для посева в мешках. На поле их встречали гречневой кашей, а после посева озимого хлеба пирог и каша елись всей семьей.

Еще одно народное название Третьего Спаса - Холщовый (Спас на холсте) - было дано потому, что в этот праздник происходили ярмарки, где велись торги полотном и холстами. Считалось, что в этот день нужно купить хоть что-то, иначе проведешь весь год в нищете.

Главное блюдо праздника, конечно, освященный хлеб нового урожая, а также орехи. «Третий Спас хлеба припас». Народ отмечал этот день как день благодарения Господу за хлеб насущный.

Хозяйки делали хлеб и пироги с грибами из новой муки, готовили блюда с орехами и угощали ими всех родных и гостей. Успенский пост к этому дню уже заканчивался, а значит, можно было ставить на стол мясные и рыбные блюда. Однако во главе стола, конечно, были хлеб, орехи, мед и яблоки. Считалось, что, если человек отведает от каждого блюда, исполнится любое его желание, а в жизнь потекут деньги.

В этот день хозяйки делали также специальную настойку, помогавшую избавиться от любой простуды. Для нее брались перепонки грецких орехов и заливались водкой или самогоном.

На Ореховый Спас происходит последний отлет журавлей и ласточек. Если журавли улетели, значит, на Покров будет мороз. А вот грозовой август является предвестником долгой теплой осени. В городах с этого дня начинаются «великоденские» гулянья. В некоторых землях в этот день, как и на Второй Спас, святят новые колодцы, целебные источники чистят к осени и пьют подземную водицу.

Интересной приметой является то, что на Ореховый Спас каждая ведьма готовит волшебную палочку. В народе говорили, будто волшебные палочки делались именно из орешника, который в этот день наполняется особой силой. А вот простые люди делали в этот день из ореха банные веники. Считалось, что такой веник поможет вылечить любую болезнь, даже самую тяжелую, однако их нельзя было сушить и хранить рядом с вениками, связанными из ветвей других деревьев.

Полезные свойства орехов

Раньше в наших землях росли только лесные (фундук) и грецкие орешки. Сейчас из разных стран их привозят гораздо больше, и каждый из орехов по-своему полезен и вкусен.

Кроме того, они содержат много минеральных веществ и микроэлементов, в частности йод и цинк, а также витаминов, полиненасыщенных жирных кислот, препятствующих развитию атеросклероза.

Так, арахис помогает больным гемофилией, диабетом и экссудативным диатезом. Кедровые орешки повышают защитные силы, иммунитет, хорошо влияют на развитие детей. Питательные свойства кедрового масла выше подсолнечного. Фисташки являются полезными для мозга и сердца, а также при болезнях печени. Усиливают потенцию.

Грецкие еще называют пищей для ума. Жрецы в древнем Вавилоне не разрешали простым людям есть орехи, чтобы они не стали слишком умными. На самом деле, грецкие орехи благотворно влияют на сосуды головного мозга, являясь профилактикой инсульта и средством для улучшения памяти. При лечении используются не только орехи, но и листья.

Фундук собирали еще во времена неолита. Белка в этом орехе больше, чем в мясе, а масло применяется в косметологии. Согласно последним исследованиям, в лесном орехе найдено вещество, способное замедлить развитие онкозаболеваний. Фундук очищает организм, способствует работе кишечника, перед сном рекомендуется принимать горстку этих орехов.

29 августа отмечается Третий Спас, который ещё называют хлебным, ореховым, холщовым, Спасом на полотне. Православная церковь в этот день празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа (Убруса) Иисуса Христа.

О Нерукотворном образе существует такое предание. Эдессой правил больной проказой царь Авгарь. Узнав о чудесах, творимых Спасителем, он решил обратиться к Нему за помощью. Правитель написал Иисусу письмо с просьбой приехать и вылечить его. Отнести письмо доверили живописцу Ананию, которого попросили изобразить лик Христа, если Господь не сможет лично прийти в Эдессу.

Придя в Иерусалим, живописец нашел Христа, окруженного людьми. Христос Сам подозвал Анания, который вручил Ему письмо и передал просьбу императора. Видя, что у живописца никак не получается нарисовать Его портрет, Спаситель попросил принести воды и убрус (полотенце). Иисус умыл лицо и отер его полотенцем, на котором отпечатался Божественный лик.

Анания перенес убрус в Эдессу и вручил Авгарю, который, вытерев им лицо, исцелился. Позже в Эдессу пришел апостол Фадей. Он крестил царя Авгаря и всю его семью, а также многих жителей города, уверовавших во Христа. Убрус был укреплен у входа в город. В 944 году святыню выкупил император Константин Багрянородный и перевез в Константинополь.

Ореховый Спас: традиции и обычаи праздника

К празднованию Третьего Спаса хозяйки начинали готовиться накануне. С вечера ставили опару, чтобы рано утром испечь каравай из муки нового урожая. Отсюда и другое название праздника – Хлебный Спас. Название «ореховый» появилось из-за того, что к этому времени поспевают орехи, которые на Руси считали символом богатства и благополучия. В старину верили, что если носить с собой орех – двойчатку или тройчатку (на одной веточке два или три ореха), ‒ то недостатка в деньгах никогда не придется испытывать. С 29 августа начинали собирать орехи и заготавливать их на зиму. Сбор мог длиться несколько дней. Богатый урожай ореха предвещал хороший урожай ржи в следующем году.

В честь Нерукотворного образа праздник ещё называли «Спасом на холсте», «Спасом на полотне», «холщовым Спасом». В селе Зеленые Горы (Нижегородская область) в этот день проводилась ярмарка, на которой торговали разными тканями. Отсюда и общеизвестная поговорка: «Первый Спас – на воде стоят, Второй Спас – яблоки едят, Третий Спас – на зеленых горах холсты продают ».

В народе Третий Спас считался полупраздником. Отмечали его в основном женщины. После этого дня начинали сеять озимый хлеб. В старину на поля своих мужей хозяйки провожали с хлебом и солью. На телегу клали три снопа, а на них мешки с рожью, предназначенной для посева. Засевальщика на поле встречали ребята с пирогом и гречневой кашей. Потом эти угощения съедали всей семьей.

В этот день загадывали о сроках посева яровых. Для этого из трех колосков дожинного снопа брали зерна и закапывали их в поле в трёх разных местах. Затем примечали: «Если раньше и лучше зайдут зерна из первого колоса, то посев должен быть ранним, второго – средним, третьего – поздним».

Ещё на Третий Спас чистили целебные источники, святили новые колодцы, пили подземную воду, обходили кругами колодцы, как бы замыкая теплое время.

Приметы, суеверия и поговорки на Третий Спас

  1. Третий Спас хлеба припас.
  2. Третий Спас – всем праздникам праздник (урожай собран, можно накрыть богатый стол).
  3. Если к Третьему Спасу улетели журавли, то под

Ореховый Спас - народное название христианского праздника Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа из сирийской Едессы в Константинополь в 944 году. Светлый образ Иисуса был создан при Его жизни Им Самим накануне окончания Его земной жизни.

Этот праздник отмечают 29 сентября, на второй день после Успения Богородицы.

Как выглядел Спаситель при жизни

Ни в одном христианском документе, будь то 27 посланий Нового Завета или сотни неканонических книг доподлинно не описывают, как выглядел Иисус в образе человека.

Не дают на этот вопрос ответ и Евангелисты Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Оставленные историками и философами поздних лет описания внешности Спасителя настолько противоречивы, что кажется, что они описывали разных людей.

Доподлинно не известно как выглядел Иисус Христос

По человеческим понятиям Иисус должен был отличаться от обычных людей Своей внешностью, но почему тогда фарисеи заплатили 30 сребреников Иуде Искариоту за то, чтобы он указал на Учителя? Значит, у Спасителя была ординарная внешность, помогающая Ему затеряться в толпе. Туринская плащаница дала человечеству посмертное изображение Спасителя, по которому трудно представить, как выглядел Иисус при земной жизни.

Первое, прижизненное описание Христа, было сделано проконсулом Палестины Лентулой, давшему описание портрета Иисуса в послании римскому цезарю Тиберию.

Интересно! По словам проконсула, у Иисуса было прекрасное, благородное лицо, гармоничное тело. Его волосы отливали цветом спелого ореха, а лицо излучало силу и спокойствие, голубые глаза всегда оставались серьезными. Он был медлителен в разговоре, всегда спокоен и уравновешен.

Однако, это послание поставили под сомнение, ибо проконсула с таким именем историки не нашли в окружении Тиберия.

Рисунки того времени изображали Спасителя то римским гражданином в красивой одежде, с короткими волосами и выбритым лицом, то греком, то иудеем.

История появления Нерукотворного Образа Иисуса

Исцеление Авгаря

По преданию правитель сирийского города Едесса Авгарь заболел проказой. Больные с этим заболеванием обязаны были жить в лепрозории, но сила власти спасла от позора властелина.

По всему восточному побережью ширилась молва о чудодейственных исцелениях, дарованных Иисусом, узнал о Нем и Авгарь. Сирийский правитель по благоволению Божьему сразу уверовал в Иисуса, как в обещанного Богом Мессию и отправил к нему гонца с просьбой об исцелении. Этим посланником был придворный живописец Анания, которому было велено запечатлеть на холсте Божественный Лик Спасителя.

О других иконах Христа:

Послушный гонец добрался до Иерусалима, нашел Иисуса, но подойти к Учителю близко не мог из-за постоянного скопления людей вокруг Него. Находчивый живописец стал на высокий камень, пытаясь сделать зарисовки.

Сирийский правитель Абгар получил «нерукотворное» изображение Иисуса Христа

Христос заметил посланника, подозвал Анания и Сам передал для Авгаря записку, в которой говорилось о том, что скоро больного посетит один из апостолов и принесет исцеление.

Спаситель знал, что в скором времени Его ждет страшная смерть, распятие и воскрешение. На просьбу сделать портрет Иисус ответил согласием, Учитель попросил дать Ему кусок холста или убрус и воду. Умывшись, Спаситель промокнул светлый Лик холстом, оставив на нем Свой Нерукотворный Образ, и передал художнику отпечаток Своего лица. Отсюда третий Спас еще называют Спасом на холсте.

Святой убрус и послание Христа живописец доставил правителю Авгарю, который практически полностью исцелился от одного прикосновения к посланию Христа. В скором времени Сирию посетил апостол Фаддей, входящий в число 70-ти учеников, по молитве исцеления которого проказа навсегда покинула правителя Сирии.

Важно! Апостол крестил правителя и все население Едессы, после чего на Нерукотворном Образе оставил надпись, гласящую о том, что никто не постыдится, уповая на Господа Иисуса Христа.

Благочестивый Авгарь украсил холст и повесил святыню над главными воротами города. На протяжении многих лет каждый входящий в Едессу поклонялся Нерукотворному Образу, пока правнук Авгаря не стал идолопоклонником.

Великая сила святыни

Еретик приказал уничтожить Святой Лик, но Господь во сне явился епископу Едессы и приказал скрыть святыню от глаз людских. Темной ночью священник пробрался к Святому Лику, зажег перед святыней лампадку и заложил глиняными досками и кирпичами. Шли столетия и о Святом Лике забыли.

Шел 545 год. Персы под предводительством царя Хозроя осадили Едессу. Когда город готовился к сдаче своих позиций, на помощь жителям пришла сама Дева Мария, явившаяся едесскому епископу. Епископ Евлавий услышал Пресвятую Богоматерь , велевшую достать Святой Лик для спасения города. Каково же было удивление Евлавия, когда епископ увидел несгораемую лампадку, святыню и еще один нерукотворный Образ, отпечатанный на глиняной доске.

Персы зажгли вокруг Едессы большие костры, пытаясь сжечь город. Жители осажденной крепости совершили крестный ход вокруг города, неся перед собой святыни. Во время крестного хода, по мере приближения Нерукотворного Образа к пожарам, огонь исчезал сам по себе. Это явление настолько впечатлило персидское войско, что царь Хозрой приказал отступить.

Слава о Нерукотворном Образе быстро распространилась по всему Востоку, поэтому арабы, завоевавшие Едессу в 630 году, не препятствовали поклонению святыне. До 944 года христианская реликвия пребывала в городе Сарацинов.

Перенесения Нерукотворного Образа Иисуса Христа

Греческий император Константин за огромную сумму уговорил эмира города продать ему святыню, заплатив серебром, личным золотом и отпустив 200 знатных сарацин, находящихся в плену у греков.

Большие почести сопровождали крестный ход, вышедший навстречу Нерукотворному Образу в Константинополе, после чего святыня хранилась в храме Пресвятой Богородицы.

Предания о дальнейшей судьбе святыни

Куда же делась великая святыня? Есть несколько версий ее исчезновения и существования.

По одному преданию, Нерукотворный Образ был похищен крестоносцами в XIII веке и утонул вместе с кораблем в Мраморном море. Другие источники утверждают, что в середине XIV века святыню передали в монастырь Св. Варфоломея, находящийся в Генуе, где она хранится втайне и поныне.

Нерукотворный Образ (Убрус) Господа Иисуса Христа

Русские христиане издавна чтили Святой Образ, помещая Нерукотворное изображение на знаменах своих войск.

Важно! Русская православная церковь придерживается благочестивого обычая, чтобы каждый верующий при входе в храм читал тропарь Нерукотворному Образу Спасителя.

О, Преблагий Господи Иисусе Христе, Боже наш, Ты древле человеческаго естества Твоего лице, пресвятою водою смыв и убрусом отер, чудесно убо на том же убрусе изобразити Себе и Едесскому князю Авгарю во исцеление его от недуга послати благоволил еси. Се и мы ныне грешнии рабы Твои, душевными и телесными недуги нашими одержимы, лица Твоею, Господи, ищем, и с Давидом во смирении душ наших зовем не отврати лица Твоею, Господи, от нас, и не отклонися гневом от рабов Твоих, помощник нам буди, не отрини нас и не остави нас. О, Всемилостивый Господи, Спасителю наш, изобрази Сам Себе в душах наших, да во святыни и правде жительствующе, будем сынове Твои и наследницы Царствия Твоего, и тако Ссбе, Премилостиваго Бога нашего, купно со Безначальным Отцем Твоим и Пресвятым Духом славити не престанем во веки веков. Аминь.

Глас 2: Пречистому Твоему образу покланяемся, Благий, просяще прощения прегрешений наших, Христе Боже: волею бо благоволил еси плотию взыти на Крест, да избавиши яже создал еси от работы вражия. Тем благодарственно вопием Ти: радости исполнил еси вся, Спасе наш, пришедый спасти мир.

По народным приметам богатый ореховый урожай гарантировал хлебный следующий год.

В это же время вязали последние хлебные снопы, отсюда третье название - Спас Хлебный, после него можно было сеять рожь на зиму.

Ореховый Спас - последний из трех Спасов, заключительный аккорд в благодарении Богу за дарованный урожай орехов, хлеба, яблок, меда и мака.

Видео о Третьем Спасе – хлебном, ореховом

05:16 AR Ka 0 Comments

Ореховый, Хлебный или Третий Спас в августе 2018 года: народные обычаи и история праздника

Традиционно Третий Спас завершает череду летних православных праздников. Как и все церковные события, Ореховый Спас имеет богатую историю, а также удивительные традиции и обычаи, о которых вы сможете узнать из нашей статьи.

Третий Спас является последним из трех праздников, посвященных Спасителю. В народе это событие называли Хлебным или Ореховым Спасом, в связи с чем возникло множество интересных традиций. В 2018 году православные верующие смогут отметить Ореховый Спас уже 29 августа. Узнав о главных обычаях, вы сможете провести этот день правильно, не нарушив церковных законов. В данной статье эксперты расскажут вам об истории и традициях праздника.

История праздника

Третий Спас также называют Нерукотворным, или Спасом на Холсте, из-за чудесного события, которое произошло еще во времена жизни Спасителя. Когда сирийский правитель изнемогал от тяжелой болезни, он решил, что только Сын Божий сможет исцелить его. Несмотря на то, что ему никогда не доводилось видеть Христа вживую, он уверовал в него и написал ему письмо с просьбой об исцелении его недуга. Поручив своему живописцу Ананию передать письмо, он приказал написать изображение Христа на холсте. Когда живописец прибыл в Палестину, он своими глазами увидел Иисуса Христа, окруженного народом. Однако подойти к нему не смог, поэтому забрался на высокий камень и попытался нарисовать его портрет. Когда Сын Божий заметил это, он подозвал к себе живописца, взял письмо и пообещал, что его ученик вскоре явится к правителю и подарит ему исцеление, а затем попросил передать ему воду и полотенце. Умыв лицо, он вытерся полотенцем, на котором внезапно проявился его Божественный лик. До прибытия ученика болезнь уже покинула правителя, а образ Иисуса Христа стал главной святыней сирийского города Эдесса.

Церковные и народные обычаи

Ореховый Спас — праздник, который за многие годы существования вобрал в себя множество церковных и народных традиций. Узнав о них, вы сможете провести этот день весело и с пользой.

По традиции с этого дня разрешалось есть орехи свежего урожая, а также освящать их в церкви. Считалось, что, съев хотя бы один освященный орешек, можно обеспечить себя крепким здоровьем на весь год.

В 2018 году Успенский пост закончится за день до наступления Хлебного Спаса — 28 августа. Это значит, что после долгого воздержания в сам праздник вы сможете порадовать себя и своих близких блюдами из мяса, рыбы, а также выпечкой с любыми начинками.

На Руси Третий Спас считался днем открытия ярмарок. Однако посетить ярмарку, ничего не купив, было нельзя. Обязательно следовало что-нибудь приобрести, чтобы весь год не испытывать недостатка в деньгах.

Август не только считается главным месяцем лета, в который поспевают практически все овощи и фрукты, но и является важнейшим с церковной точки зрения. В этом месяце православные соблюдают который посвящен Успению Богородицы. Существует несколько постов, но этот особенный. Он является одним из многодневных, особо чтимых и завершается празднованием Успения Пресвятой Богородицы. К сожалению, в наше время церковные традиции утратили свое великое значение, не все посещают храм и постятся. Сегодня не все помнят, например, какого числа В этой статье мы разберемся со всеми особенностями трех праздников.

Успенский пост: отец трех

Успенский пост соблюдают с 14 по 27 августа по новому стилю. В это время налагается множество строжайших запретов, которые верующие обязательно должны соблюдать. Так, запрещено в понедельник, среду и пятницу употреблять в пищу все, кроме хлеба, овощей и фруктов. Во вторник и в четверг церковь позволяет кушать горячие блюда, но без добавления постного масла, и только в субботу и в воскресенье разрешено есть пищу, сдобренную растительным маслом. Кроме пищевых ограничений, миряне должны воздержаться от плотских утех, скандалов, обмана, лжи. В пост важнее духовные ограничения, нежели «бытовые». Хотите знать другие особенности Успенского поста, какого числа Ореховый Спас или Медовый?

Сладкий пост - сладкие праздники

Несмотря на строгость Успенского поста, у него есть одна замечательная особенность: именно в это время собирают урожай и отдают дань трем если не основным, то важным дарам природы - меду, яблокам, орехам. Каждому из продуктов питания предки придавали особое значение, считалось, что так сама Матушка-Природа дарит людям свою благодать и силу. Наши воцерковленные прабабушки отмечали 3 праздника - 3 Спаса. Это были Медовый, Яблочный и Ореховый Спас. Праздновали их широко, с размахом, несмотря на то что август - тяжелый и хлопотный для крестьянина месяц. Название праздника - «Спас» - неслучайно: оно стало сокращением от слова «спаситель». Отсюда берут свое начало много важных слов: «спасибо», «спасите». Несмотря на то что в настоящее время народные традиции сдали свои позиции, интересно знать, как и когда праздновать три Спаса: Медовый, Яблочный, Ореховый.

Медовый Спас

Первый Спас - Медовый - отмечается традиционно 14 августа. Считается, что именно после этого дня пчелы несут мед, который потерял свои целебные свойства, и его не следует употреблять в пищу. До Медового Спаса старались собрать весь урожай и в этот день освятить его в церкви. Принято дарить друг другу баночки с новым урожаем, причем даже нищим возле церкви оставляли вкусное полезное лакомство. Кроме меда, 14 августа особо чтили воду. Именно в этот день по старому стилю произошло важнейшее событие - Крещение Руси.

Яблочный Спас

День Яблочного Спаса - 19 августа. Только теперь по традиции можно попробовать в первый раз яблоки и любые блюда их них. С восходом лучей солнца наши предки спешили в сады нарвать лакомых яблочек, шли на рынок приобрести свежий урожай. Кроме яблок, 19 августа снимали пробу винограда и груш. В этот же день в церквях батюшка освещал плоды, и тут начинался настоящий праздник. Столы прабабушек ломились от пирогов, пирожков, запеченных с медом яблок. Пришедших гостей щедро угощали наливками.

Ореховый Спас

Ореховый Спас - третий по счету, отмечается 29 августа и является наиболее важным среди остальных летних праздников. По-другому этот день называют Хлебным Спасом. Именно это название и является более точным и правдивым. 29 августа заканчивается уборочная страда, и в первый раз хозяйки пекут из муки урожая нынешнего года. В церкви проводят освящение праздничного каравая, и только после этого снимают пробу. Вместе с зернами, хлебом приносили в храм и орехи, которые как раз поспевали. Название Спаса «Ореховый» оправдывают и природоведы: исследования доказали, что именно к этому времени происходит окончательное созревание орехов, и теперь их без опаски для здоровья можно употреблять в пищу.

Особо этот праздник некогда было отмечать, так как конец августа - горячее время для сельского жителя. Но наши предки обязательно пекли специальный хлеб и угощали им тех, кто просил подаяние. Считалось, что даже те, кому не хватает зерна, должны щедро одарить хлебом нового урожая всех нуждающихся - тогда богатство и удача придут в дом. и Ореховый Спас - это главные праздники лета, так как именно с конца августа начиналась пора сбора и заготовок практически всех даров природы.

Народные приметы на Ореховый Спас

В Ореховый Спас, третий «вкусный» праздник лета, оканчивали жатву и делали специальный «именинный сноп» - последний сноп уходящего года. В этот день улетают зимовать последние ласточки. Сельским жителям было важно знать, какого числа Ореховый Спас, чтобы закончить все дела на полях. Крестьяне торопились убрать хлеба до 29 августа, а тем, кто не успевал, с удовольствием помогали соседи и родственники - считалось, что за это Бог даст здоровья и благополучия.

Если в день, когда отмечают Ореховый Спас, журавли улетают на юг, то зиму ожидают холодную и снежную, если птицы остаются, то зимнее время будет теплым. Ореховые веточки, сорванные и освещенные 29 августа, способны исцелять больных, изгонять из дома злых духов.

Интересное высказывание сложилось в народе: «Петровка - голодовка, Спасовка - лакомка». Слово «Спасовка» берет свое начало от слова «Спас», которым называют три главных православных летних праздника. С наступлением Орехового Спаса жизнь становилась по-настоящему лакомой: крестьяне угощались спелыми лесными орехами, сочными сладкими яблочками, вкусным ароматным медком.

Чудо-полотно

Интересна история, которую рассказывает Библия. Легенда гласит, что Иисус Христос во время чуда исцеления владыки Авгаря вытер лицо полотном чистой ткани, на котором позже проступил божественный лик. Ткань с ликом Иисуса по сей день хранится и собирает толпы паломников. Полотно способно творить чудеса, вылечивать больных, успокаивать души ищущих. В память об этом волшебном событии издавна 29 августа в церковь для освещения приносили полотна ткани, из которых потом весь год шили одежду домочадцам.

Сохранилась поговорка: «Первый спас - на воде стоят, второй Спас - яблоки едят, третий Спас - на зеленых горах холсты продают». Событие, произошедшее тысячи лет назад с обыкновенным полотном, почитается и в церкви: 29 августа православные отмечают праздник перенесения нерукотворного образа Иисуса Христа из Эдессы в Константинополь. Это знаменательное действо произошло аж в 944 году, но и сегодня воцерковленные люди помнят и прославляют событие.

Спас многоликий

Удивительно, но именно Ореховый Спас имеет множество названий, которые оправданы с православной, культурно-бытовой, аграрной точки зрения. Ореховый, Хлебный, на Холстах, на Полотне, Холщовый - такие имена носит праздник, который традиционно с размахом отмечают 29 августа. Важно знать, какого числа будет Ореховый (Хлебный) Спас, ведь этот день обязательно нужно отметить так, как это делали наши предки.

Праздничный рецепт

Существует рецепт, который идеально подходит к завершению Успенского поста, когда уже заканчиваются все церковные запреты. Под занавес и Орехового Спаса подходят запеченные яблоки с медом и орехами. Это блюдо является неким ритуальным угощением, которое ознаменовывает окончание основных работ в поле и предвещает сытую зиму.

Для приготовления вкусного лакомства нужно взять несколько крупных яблок, 250 г меда, 100 г любых орехов. Яблоки хорошо вымыть, вырезать сердцевину, сложить в глубокую сковороду и запечь до полуготовности. Растопить на водяной бане мед, добавить измельченные орехи, тщательно перемешать. Начинить яблоки смесью, отправить в духовку еще на пару минут. По желанию можно сверху посыпать сахарной пудрой.

Три дня августа не просто так выделены среди других и наделены особой магией. Столетиями люди отмечали, что в эти дни в природе происходит что-то особенное, таинственное. В наше время мы отмечаем другие праздники, которые зачастую выдуманы совершенно случайно и не несут никакого глубокого смысла. Так зачем же нам теперь знать, какого числа Ореховый Спас? Для чего нужно следовать традициям предков? Так ли важно помнить, как на Руси было принято отмечать Яблочный Спас и Ореховый Спас?

Мы должны знать, помнить, отмечать и чтить православные посты, праздники не только ради уважения к нашим прабабушкам. В старину строго придерживались законов Библии, которые действуют во все времена. Для улучшения жизни, здоровья, сохранения душевного и психического равновесия важно верить в Бога, ценить и уважать знания, накопленные тысячелетиями.